Министерство образования Российской Федерации


Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления




Кафедра экономики и предпринимательства






Учебная дисциплина: Экономика и организация малого бизнеса

Тема контрольной работы: Малый бизнес в рыночной экономике

Номер группы: ______________

Фамилия, инициалы студента, № зачетной книжки: _____________________

Дата регистрации работы представительством: «___»_____________ 2004 г.

Дата регистрации работы институтом: «___»____________ 2004 г.

Дата регистрации работы кафедрой:     «___»____________ 2004 г.


Проверил: _________________________________________________________

                                                             (фамилия, имя, отчество)


Оценочное заключение:

             Разделы                                 Баллы

             Раздел 1                                 ______

             Раздел 2                                 ______

             Раздел 3                                 ______

             Итого по разделам                ______

Общее заключение

(«Зачтено», «Не зачтено»)


Подпись преподавателя



Новосибирск - 2004


Содержание



Введение. 3

Раздел 1. Экономическая сущность малого бизнеса малого бизнеса, его роль в рыночной экономике и основные проблемы.. 4

Раздел 2. Государственная поддержка малого бизнеса. 11

Раздел 3.  Практическая часть. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20


Введение



Специалисты в области экономики и финансов, рыночные аналитики отмечают, что в современной России появился бизнес-класс, составляющий основу экономической системы страны, - те самые небольшие компании и индивидуальные предприниматели, которые построили экономики многих развитых стран мира, обеспечивая их процветание.

Актуальность темы контрольной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в тече­ние почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

Для цели раскрытия темы контрольной работы «Малый бизнес в рыночной экономике» необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность малого бизнеса, определить его роль в рыночной экономике и основные проблемы;

- рассмотреть вопросы государственного регулирования и поддержки в области малого бизнеса.




Раздел 1. Экономическая сущность малого бизнеса малого бизнеса, его роль в рыночной экономике и основные проблемы


Под   субъектами   малого   предпринимательства   понимаются коммерческие организации,  в уставном  капитале которых  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных  и религиозных  организаций  (объединений),  благотворительных  и   иных фондов  не  превышает  25  процентов,  доля, принадлежащая одному или нескольким  юридическим  лицам,   не  являющимся  субъектами   малого предпринимательства, не  превышает 25  процентов и  в которых средняя численность  работников  за  отчетный  период  не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):[1]                             

     - в промышленности - 100 человек;                                 

     - в строительстве - 100 человек;                                  

     - на транспорте - 100 человек;                                    

     - в сельском хозяйстве - 60 человек;                              

     - в научно - технической сфере - 60 человек;                      

     - в оптовой торговле - 50 человек;                                 

     - в  розничной  торговле  и  бытовом  обслуживании  населения  - 30 человек;                                                            

     - в   остальных   отраслях   и   при   осуществлении  других  видов деятельности - 50 человек.                                          

Под  субъектами  малого   предпринимательства  понимаются   также физические лица,  занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.                                      

Малые  предприятия,  осуществляющие  несколько видов деятельности (многопрофильные),  относятся  к  таковым  по  критериям  того   вида деятельности,  доля  которого  является  наибольшей  в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.                                  

Средняя  за  отчетный  период  численность  работников малого предприятия определяется с  учетом всех его  работников, в том  числе работающих  по  договорам  гражданско - правового  характера  и  по совместительству  с  учетом  реально  отработанного  времени, а также работников   представительств,   филиалов   и   других   обособленных подразделений указанного юридического лица.

Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на выявлении единства двух сторон общественного производ­ства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена произ­водственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокуп­ностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм органи­зации производства.

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производст­венных единиц мелкого масштаба характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики ста­новится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются:

1)  обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

2)  специализация на каком-либо виде деятельности;

3)  реализация произведенных то­варов (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что малое предприятие может основываться на:

1)  личном труде владельца и членов его семьи;

2)  использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является «единицей» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприя­тий и потому являющийся специфической об­щественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики).

Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к дан­ному сектору экономики - структура внутренней и внешней среды малого предприятия.

а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из ко­торых характеризуется особыми объектами деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы.

Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом.

Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, коорди­нация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно конт­роль). Объединяющим фактором, обеспечиваю­щим целостность системы управления малым предприятием, является руководство, персони­фицированное как правило в предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие и со­вершенствование.

Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры, социальные отношения, инновации, финансы, пра­вовые отношения и т.д.

б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов (рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.), непосредственно влияющих на становление и функционирование малого предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков (пара­метров), конкретные состояния которых представляют собой факторы внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть охарактеризовано следующими признаками:

- ус­тойчивость;

- полнота;

- действенность и т.д.

Конкретное состояние законодательства – к примеру, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям.

Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:

Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых.

Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.

В третью группу включаются комплексы общественных отношений: пра­вовых, социокультурных и политических, вы­раженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.

Четвертая группа объединяет про­чие относящиеся к малому предпринимательству социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнк­туру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйст­ва, и т.п.

В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.

В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев обусловленных:

1)  характером производственного процесса;

2)  спецификой системы управления и руководства;

3)  состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);

4)  особенностями внешних воздействий.

Первая группа характерных черт малого предприятия такова:

1) ограниченность масш­табов применяемых средств производства и технологических процессов;

2) небольшая номенк­латура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация;

3) упрощенность системы сбыта.

Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя:

1) единство права соб­ственности и непосредственного управления предприятием;

2) особое значение роли руко­водителя в жизни предприятия, его непосредственную включение практически во все функ­циональные области;

3) компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

5) быстроту принятия решений.

В составе третьей группы признаков выделяются:

1) особый, характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;

2) гибкость, восприимчивость к нововведениям;

3) небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

4) низкая капитализация, означающая, что вла­дельцы пускают на расширение основного ка­питала лишь малую часть доходов;

5) высокая оборачиваемость капитала;

6) существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия:

1) локальность ресурсных и сбытовых рынков;

2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

3) положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними пред­приятиями;

4) чувствительностъ к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьеров вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него;

5) ограниченность источников финансирова­ния и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограничен­ные кредиты банков, собственные сбереже­ния, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

6) большая степень зависи­мости от системы поддержки малого предпри­нимательства.

  Развитие малого бизнеса сдерживает сегодня не столько налоговая система и бесконечные проверки, сколько бюрократические барьеры, требования большого количества документов и согласований, разрешений, «дополнительно оплачиваемых» работ в процессе получения документов.

Руководитель небольшого предприятия численностью 15-30 человек не имеет в штате юриста, кадровика, товароведа, специалиста по рекламе - он замещает их всех сам, но при этом тратит массу времени на выбивание разрешительных документов вместо того, чтобы заняться организацией торговли, маркетингом, этикой и психологией торговли. У западного коллеги нашего торговца главное - конкуренция и работа на перспективу, для нашего бизнесмена главное - как выжить в сегодняшних условиях.[2]

Тем не менее, за последние 10 лет наша страна накопила колоссальный потенциал для развития малого бизнеса. Такого сегодня нет ни в одном государстве. Конечно, проблемы еще есть в виде административных барьеров и коррупции. Но это, с одной стороны, общие для предпринимателей всего мира проблемы, а с другой – в сравнении с тем, что было 10 лет назад, можно говорить о существенных переменах к лучшему. Высокопоставленные российские чиновники демонстируют сегодня понимание этих проблем, говорят о необходимости развивать предпринимательскую среду.[3]

Творческая активность людей должна направляться не  на  так  называемую  оптимизацию налоговых схем,  а на развитие собственного дела - на базе использования тех норм,  которые  предлагает государство.                                             Изменение налогов - важная, но только часть   проблемы.   У   предпринимательства   в   целом,  малого  в особенности,   огромное   количество   претензий,    связанных    с неоправданным    административным давлением.  И,  прежде всего,  со  стороны надзорных органов и инспекций. Издержки от  такого  надзора  очень велики,  а порой абсолютно бессмысленны.  Он  зачастую  осуществляется  формально. Надо  установить  своего   рода мораторий на проверки для малых предприятий,  например,  хотя бы на первые три года их работы.  При необходимости  внести  изменения  в законодательство.  Некоторые пути решения проблемы уже обозначены в ранее принятых актах по дебюрократизации. В этой  связи  поддержка малому бизнесу региональными властями сегодня абсолютно необходима.[4]

Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это – сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем.

Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.

 

Раздел 2. Государственная поддержка малого бизнеса


В целях развития  малого предпринимательства как  важнейшей сферы российской экономики, поддержка малого предпринимательства считается важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных  условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.[5] 

Одним из основных направлений  деятельности Департамента федеральной государственной  службы занятости являются организация  работы  центров  занятости  населения  по развитию и поддержке малого бизнеса,    организации    предпринимательской деятельности  и  самостоятельной   занятости.[6]

Изучая различные правительственные программы по развитию экономики России, практически во всех можно увидеть пункт о поддержке малого бизнеса и   предпринимательства  в  целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения[7]

На   реализацию установленного  Конституцией  Российской  Федерации  права граждан на свободное   использование   своих   способностей   и   имущества  для осуществления  предпринимательской  и  иной  не  запрещенной  законом экономической  деятельности направлен Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002), который  определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства  в  Российской  Федерации,  устанавливает формы и методы государственного  стимулирования и  регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.   

Государственная   поддержка   малого  предпринимательства   в Российской  Федерации  осуществляется  в  соответствии  с   указанным Федеральным  законом,   издаваемыми  в   соответствии  с   ним  иными федеральными  законами,  указами  Президента  Российской   Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также  законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная    поддержка    малого  предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:[8]                           

- формирование   инфраструктуры   поддержки   и   развития   малого  предпринимательства;                                                

- создание  льготных   условий   использования  субъектами   малого предпринимательства   государственных   финансовых,   материально   - технических и информационных ресурсов,  а также научно -  технических разработок и технологий;                                            

- установление  упрощенного  порядка  регистрации  субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации  их продукции,    представления    государственной    статистической    и бухгалтерской отчетности;                                           

- поддержка  внешнеэкономической   деятельности  субъектов   малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых,  научно - технических, производственных, информационных связей с  зарубежными государствами;                                                       

- организация подготовки,  переподготовки и  повышения квалификации  кадров для малых предприятий.                                       

Федеральные  органы  исполнительной  власти  в пределах своих полномочий при проведении  политики, направленной на  государственную поддержку малого предпринимательства:                               

- разрабатывают предложения  по совершенствованию  законодательства Российской  Федерации  в  области  государственной  поддержки  малого предпринимательства;                                                

- проводят    анализ    состояния    малого  предпринимательства  и эффективности  применения  мер  по  его  государственной   поддержке, подготавливают  прогнозы   развития   малого  предпринимательства   и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки,  представляют   указанные   предложения  в   Правительство Российской Федерации;                                               

- организуют   разработку   и   реализацию   Федеральной  программы государственной  поддержки  малого  предпринимательства, обеспечивают участие    субъектов    малого    предпринимательства   в  реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции  и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;                      

- подготавливают предложения об  установлении для субъектов  малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании  средств  федерального  бюджета  и   специализированных внебюджетных  фондов  Российской   Федерации  для  поддержки   малого предпринимательства;                                                

- оказывают  содействие  органам  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации  при разработке  и реализации  мер по  поддержке малого предпринимательства;                                         

- координируют    деятельность    федеральных    специализированных организаций  с  государственным  участием,  осуществляющих  поддержку малого предпринимательства.                                         

Государственная    поддержка    малого  предпринимательства осуществляется    в    соответствии    с    Федеральной    программой государственной поддержки  малого предпринимательства,  региональными (межрегиональными),  отраслевыми  (межотраслевыми)  и  муниципальными программами   развития   и   поддержки   малого  предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской  Федерации, органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и органами местного самоуправления, которые включают в себя                                  следующие основные положения:   

-  меры по формированию  инфраструктуры развития и  поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; 

- перспективные направления  развития малого  предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для реализации основных направлений и  развития форм поддержки малого предпринимательства;                          

- меры по вовлечению  в предпринимательскую деятельность  социально не  защищенных  слоев  населения,  в  том  числе  инвалидов,  женщин, молодежи, уволенных в  запас (отставку) военнослужащих,  безработных, беженцев  и  вынужденных  переселенцев,  лиц,  вернувшихся  из   мест заключения;                                                         

- предложения  по   установлению  налоговых   льгот  и   ежегодному выделению  средств  из  соответствующих  бюджетов на поддержку малого предпринимательства;                                                

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно  - исследовательских,  опытно -  конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;              

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не  завершенных   строительством  и   пустующих  объектов,   а  равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;        

- меры   по   обеспечению   субъектам   малого  предпринимательства возможности  для  первоочередного  выкупа  арендуемых  ими   объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.        

 В  целях   финансирования программ,  проектов  и  мероприятий,  направленных  на  поддержку   и развитие малого предпринимательства создан фонд поддержки малого предпринимательства, путем аккумулирования  бюджетных средств,  средств,  поступающих  от  приватизации  государственного и муниципального  имущества,  доходов   от  собственной   деятельности, добровольных  взносов  физических  и  юридических  лиц,  в  том числе иностранных, доходов от  выпуска и размещения  ценных бумаг, а  также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных  на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.             

Фонд  поддержки  малого  предпринимательства является юридическим  лицом.  Основными  направлениями  деятельности  фонда  поддержки   малого  предпринимательства являются:                                        

- содействие   в   формировании   рыночных   отношений   на  основе государственной  поддержки  малого  предпринимательства  и   развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для  реализации целевых  программ, проектов  и мероприятий в области малого предпринимательства;                                 

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном  отборе, а  также  в  реализации  федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых  (межотраслевых)  и  муниципальных  программ  развития   и поддержки  малого  предпринимательства,  проектов  в  области  малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;             

- участие  в  формировании  инфраструктуры  рынка,   обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;                                         

- поддержка    инновационной    деятельности    предпринимательских структур,  стимулирование  разработки  и  производства  принципиально новых  видов  продукции,  содействие  в  освоении  новых технологий и изобретений;                                                        

- содействие в привлечении  отечественных и иностранных  инвестиций  для  реализации  приоритетных  направлений  деятельности  по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;           

- организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.                                              

Федеральный  фонд  поддержки  малого предпринимательства является заказчиком  Федеральной  программы  государственной  поддержки малого предпринимательства, может выступать гарантом по  целевым иностранным кредитам,  предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными  организациями Российской   Федерации   субъектам   малого   предпринимательства  на коммерческой основе для реализации  конкретных программ и проектов  в области малого предпринимательства.                                 

Взаимодействие    Федерального     фонда     поддержки     малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого  предпринимательства   осуществляется   на  основе   принципов равенства  участников,  взаимной  экономической  заинтересованности и ответственности.                                                    

Раздел 3.  Практическая часть


Определить изменение выручки, прибыли и рентабельность продукции, если объем продаж составил: в январе – 800 шт., в феврале – 1500 шт., в марте 2500 шт. Цена изделия составила соответственно: 30 руб., 20 руб. и 16 руб., а себестоимость изделия – 20 руб., 13,5 руб., 10, 4 руб.


Решение задачи.

В таблице 1 определим полученную выручку от продаж:

Таблица 1

Расчет основных показателей деятельности предприятия


 

 

Январь

Февраль

Март

1

Объем продаж, шт.

800

1 500

2 500

2

Цена изделия, руб

30

20

16

3

Себестоимость изделия, руб.

20

14

10

4

Выручка от продаж, руб.

24 000

30 000

40 000


(объем продаж * цена изделия)

 

 

 

5

Себестоимость проданных изделий, руб.

16 000

20 250

26 000


(себестоимость 1 изделия * на количество

 

 

 


проданных изделий)

 

 

 

6

Валовая прибыль, руб.

8 000

9 750

14 000


(выручка от продаж изделия – себестоимость)

 

 

 

7

Рентабельность продукции

0,50

0,48

0,54


(прибыль от реализации / себестоимость)

 

 

 


Алгоритм расчета таблицы 1:

1) Определяем выручку от продажи продукции как произведение цены изделия на объем продаж.

2) Определяем себестоимость проданных изделий как произведение себестоимости единицы изделия на объем продаж.

3) Определяем валовую прибыль от продаж изделий как разницу между полученной выручкой и себестоимостью проданных изделий.

4) Определяем рентабельность продаж как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных изделий.

Далее в таблице 2 определим изменение выручки, прибыли, рентабельности в абсолютных и относительных показателях в марте месяце по отношению к январю и февралю.

Таблица 2

Динамика выручки, прибыли, рентабельности

 

Январь

Февраль

Март

Изменения

 

 

 

 

руб.

руб.

%

%

 

 

 

 

гр.4-гр.2

гр.4-гр.3

гр.4/гр.2*100

гр.4/гр.3*100

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от продаж, руб.

24 000

30 000

40 000

16 000

10 000

166,67

133,33

Валовая прибыль, руб.

8 000

9 750

14 000

6 000

4 250

175,00

143,59

Рентабельность продукции

0,50

0,48

0,54

0,04

0,06

107,69

111,83


По результатам полученных расчетов можно сделать следующие выводы:

1) выручка имеет динамику роста. В марте месяце по отношению к январю она увеличилась на 16 000 руб. или на 166,67%, по отношению к февралю – на 10 000 руб. или на 133,33%.

2) валовая прибыль увеличилась в марте по отношению к январю на 6 000 руб. или на 175,00%, к февралю – на 4 250 руб. или на 143,59 руб.

3) рентабельность увеличилась в марте по отношению к январю на 0,04 пункта или 107,69%, к февралю – на 0,06 пункта или на 111,83%.

Заключение


Поводя итоги изложенному в данной работе материалу можно сделать определенные выводы:

1) Малый бизнес – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малый является также особым видом предпринимательской деятельности.

2) Малое предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство рабочих, уволенных в результате реструктуризации приватизированных предприятий.

 3) Развитие малого бизнеса сдерживает сегодня не столько налоговая система и бесконечные проверки, сколько бюрократические барьеры, требования большого количества документов и согласований, разрешений, «дополнительно оплачиваемых» работ в процессе получения документов.

Список литературы



1.     Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого  предпринимательства в Российской Федерации»  (ред. от 14.11.97)

2.     Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)

3.     Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2000 г. №274 «Об утверждении Положения о Департаменте федеральной государственной  службы занятости» (ред. от 25.07.2002)

4.     Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. №568-р «Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы»

5.     Вайнштейн С.Ю., Белкина Е.Л. Экономика и организация малого бизнеса: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.

6.     Северов Е. Бюрократы «обложили малый бизнес» // Правда, №199, 12.11.2004. С. 4

7.     Шадрина О. Хотя Россия и не Америка // Эксперт-Сибирь, №21, 26 июля-1 августа 2004. – С. 16









[1] Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)

[2] Северов Е. Бюрократы «обложили малый бизнес» // Правда, №199, 12.11.2004. С. 4

[3] Шадрина О. Хотя Россия и не Америка // Эксперт-Сибирь, №21, 26 июля-1 августа 2004. – С. 16

[4] Послание Президента РФ от 18 апреля 2002 года Федеральному Собранию  Российской Федерации

[5] Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого  предпринимательства в Российской Федерации»  (ред. от 14.11.97)

[6] Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2000 г. №274 «Об утверждении Положения о Департаменте федеральной государственной  службы занятости» (ред. от 25.07.2002)

[7]  Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. №568-р «Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы»

[8] Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)