НОВОСИБИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИТАНИЯ

Пояснительная записка

к курсовой работе на тему:

«Организация обслуживания банкета-фуршет на 50 человек

в День учителя, кафе «Неаполь»

Выполнил: _________________ (Буханцов Д.А.)

Дата выполнения____________

Проверила:__________________

Дата проверки:______________

Новосибирск, 2004 СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Характеристика предприятия. 4

2. Характеристика мероприятия. 6

3. Прием заказа. Форма пригласительного билета. 7

4. Меню банкета. 9

5. Расчет столовой посуды, приборов, столового белья. Определение количества официантов. 15

6. Подготовка банкетного зала к обслуживанию.. 20

7. Инструктаж и личная подготовка обслуживающего персонала. 22

8. Проведение банкета. 25

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Приложение

 ВВЕДЕНИЕ

Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующие единством форм организации производства и обслуживания потребителей. Общественное питание одной из первых отраслей народного хозяйства встало на путь преобразования.

Используя достижения современной науки о питании, прогрессивную технологию и высокопроизвдительное оборудование, широкоразвитая сеть предприятий различного типа общественного питания имеет большие возможности для обеспечения населения высококачественной пищей в соответствии с возрастом, профессией, состоянием здоровья людей, а также климатическими условиями. В перспективе общественное питание должно преобладать над домашним приготовлением пищи.

Одним из самых распространенных заведений общественного питания на сегодняшний день во всех странах является кафе. В Новосибирске крупных и небольших кафе – огромное количество. Дело в том, что кафе рассчитаны на самую разную публику, его могут посещать люди всех возрастов, любого социального положения и материального достатка,

Цель работы – организовать обслуживание банкета-фуршет в День учителя в кафе «Неаполь».

Задачи работы - дать характеристику предприятия; дать характеристику мероприятия, определить порядок приема заказа, описать меню, составление заказа-счета, определить порядок расчета потребности сырья по меню, рассмотреть правила подготовки зала к обслуживанию, порядок проведения банкета.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ


Кафе Неаполь – предприятие общественного питания с разнообразным, широким ассортиментом блюд, закусок, кондитерских, винно-водочных изделий, фруктов, минеральных вод, соков, мороженного, коктейлей.

Развитие и улучшение общественного питания возможно в том случае, если проектирование столовых, кафе и др. будет вестись с применением новых форм обслуживания, передовой технологии производства и рациональных приемов размещения этих предприятий.

Ассортимент продукции очень разнообразен. Кафе Неаполь предлагает большой выбор холодных блюд и закусок, салатов, горячих бутербродов и закусок, супы, горячие блюда, десерт, чай, кофе.

Кафе Неаполь размещается в отдельно стоящем здании.

Производственная мощность предприятия 200 мест, включая VIP зал на 25 мест.

Зал оборудован двух-, четырех- и десятиместными столами, полумягкими и мягкими креслами, сервантами.

Для каждого элемента интерьера необходимо точно найденное место, определяющее его характер и стиль. Лишь при этих условиях может быть создан целостный, художественно выразительный интерьер.

Функциональный состав помещений кафе «Неаполь»:

·        складская группа помещений (кладовая овощей, охлаждаемая камера);

·        производственная группа помещений (овощной цех, мясорыбный цех, горячий цех, холодный цех, моечная посуды, кабинет заведующего производством, раздаточная);

·        торговая группа помещений (зал, VIP зал);

·        административная группа помещений (кабинет директора, бухгалтерия, гардероб для персонала, с/у для персонала).

В Приложении 1 представлена схема структуры производства.

В целях снижения уровня шума в обеденном зале при отделке его стен и потолка использованы звукопоглощающие плиты. Оборудование в обеденном зале размещают таким образом, чтобы посетитель имел свободный доступ к раздаточной линии и всем обеденным столам. Для свободного передвижения посетителей в обеденном зале устроены главные и второстепенные проходы между столами.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЯ


Фуршет предоставляет большой простор фантазии в оформлении и многообразие возможностей при его составлении. Простой фуршет можно составить из самых обыкновенных и привычных блюд, сочетая горячее и холодное.

Оригинальность и удобство фуршета заключаются в том, что благодаря разнообразию блюд каждый из гостей может найти что-нибудь по своему вкусу.

Как накрыть стол для фуршета? Прежде всего, небольшие стопки тарелок, из чисто практических соображений, следует расставить в нескольких местах стола, чтобы избежать суеты и неразберихи. Предлагаемые блюда следует разместить симметрично, то есть одинаково слева и справа от середины стола, чтобы гостям не приходилось метаться от одного края стола к другому с тарелками в руках. Идеальный вариант стола для фуршета - длинный стол различных уровней высоты. Правила поведения на фуршетах довольно просты. Воспитанный человек никогда не станет бросаться к фуршетным столам и расталкивать соседей, чтобы побольше набрать в свою тарелку разных кушаний. Фуршет сам по себе предполагает спокойную и свободную форму поведения, при этом никто никуда не торопится, не толкается, все раскрепощенно общаются с присутствующими и ненавязчиво пробуют угощения. Официанты же, в свою очередь, должны предусмотреть, что гости подойдут к фуршетному столу не один раз, поэтому следует следить за опустевшими подносами и периодически их пополнять.

Фуршет организуют, когда на небольшой площади нужно принять большое количество приглашенных, при этом гости едят, пьют стоя, благодаря чему они могут свободно общаться, беседовать, самостоятельно брать напитки, закуски, фрукты[1].

3. ПРИЕМ ЗАКАЗА. ФОРМА ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО БИЛЕТА


Правильная организация приема заказа на банкет или прием способствует успешному его проведению.

Заказ на обслуживание банкета принимает менеджер или метрдотель. Он уточняет вид банкета и предлагает заказчику ознакомиться с помещением, планом расстановки столов и размещения гостей, согласовывает дату и время проведения банкета, количество участников, состав по возрасту, полу, национальности, метод обслуживания, предполагаемую стоимость заказа, особенности оформления банкетного зала, подачи аперитива, вид музыкального обслуживания.

Заказчику в кафе «Неаполь» предлагается несколько вариантов заранее подготовленного меню или вновь составить его с учетом возможного изготовления блюд и закусок, не входящих в меню кафе.

В заказе учитывается номер телефона, адрес и фамилия заказчика. Порядок расчета в кафе «Неаполь» наличный. Одновременно работник, принимающий заказ, знакомит заказчика с правилами работы кафе «Неаполь», порядком обслуживания, возмещения возможных убытков по вине заказчика и гостей, с расценками на оплату аренды залов, составляет договор. В кафе «Неаполь» ведется книга учета заказов (Приложение 2).

При окончательном согласовании меню (не позднее, чем за два дня до начала торжества) менеджер или метрдотель совместно с заказчиком составляет заказ-счет в пяти экземплярах, который утверждается директором предприятия и служит расчетным документом. Номер заказа-счета должен соответствовать номеру данного заказа в книге учетов заказов. Кассир, получив утвержденный заказ-счет и выписанный бухгалтерский приходный кассовый ордер, принимает от заказчика предоплату за заказ, заверяет каждый экземпляр подписью. Первый экземпляр менеджер или метрдотель передает заказчику. Второй экземпляр остается у кассира до дня обслуживания. В день обслуживания он передает его в бухгалтерию вместе с кассовым отчетом; третий – официанту, которому поручено выполнение заказа; четвертый и пятый – на кухню и в сервис-бар. Четвертый и пятый экземпляры после выполнения заказа сдаются в бухгалтерию.

Участникам банкета рассылаются пригласительные билеты (см. Приложение 3).

4. МЕНЮ БАНКЕТА


Слово «меню» происходит от французского и обозначает расписание блюд и напитков на завтрак, обед и ужин, а также рационы (трехразового питания), составленные в столовых и ресторанах, перечисление блюд для приемов и другого обслуживания. Второе определение «меню» – это бланк, карта, лист бумаги, где печатают или пишут название блюд[2].

Меню – это перечень блюд,  закусок, кулинарных изделий, напитков расположенных в определенном порядке.

Меню составляется заведующим производством, метрдотелем и передается  калькулятору  для определения продажных цен блюд.

Утверждается директором предприятия. Помимо директора меню и прейскурант обязательно подписывают калькулятор и заведующий производством с указанием даты.

Одно из основных правил, которое необходимо соблюдать при составлении прейскуранта порционных блюд – разнообразие закусок, блюд, кулинарных изделий как по видам сырья и продуктов, из которых они приготовлены, так и по способам кулинарной обработки[3]. Поэтому в меню кафе «Неаполь» включены различные овощные, мясные, рыбные блюда, закуски, приготовленные в отварном, жаренном, тушеном, запеченном виде.

В меню банкета включены несколько холодных закусок, две горячие закуски, вторые горячие блюда из рыбы, мяса, птицы, десертные блюда, фрукты, напитки.

Меню

Банкета-фуршета на 50 человек

Дата проведения: 25 декабря 2004 года

Время начала: 19:00

Время окончания: 21:00

Таблица 1

Холодные закуски:


Канапе с икрой зернистой (черная)

25 порц.

Канапе с икрой зернистой (красная)

25 порц.

Семга слабосоленая

25 порц.

Ассорти рыбное

25 порц.

Салат «Офелия»

25 порц.

Салат «Карнавал»

25 порц.

Салат «Шотландская фантазия»

25 порц.

Помидоры «Шепердспай»

40 порц.

Сырное ассорти

25 порц.

Горячие закуски:


Жульен куриный

50 порц.

Жульен грибной

50 порц.

Десерт:


Мороженое со сливками и орехом

50 порц.

Фрукты:


Яблоки

4 кг

Апельсины

3 кг

Бананы

3 кг

Киви

50 шт

Горячие напитки:


Чай

25 порц.

Кофе

25 порц.

Холодные напитки:


Водка «Гжелка»

10 бут.

Вино п/сух. Красное «Marino»

10 бут.

Шампанское «Советское»

10 бут.

Сок апельсиновый «Моя семья»

5 упак.

Сок вишневый «Моя семья»

5 упак.

Минеральная вода «Карачинская»

3 бут.

Мучные изделия:


Торт шоколадный (4 кг)

1 шт.

Хлеб:


Пшеничный

3 бул.

Черный

3 бул.


Расчет потребного количества сырья по меню банкета на 50 человек

 Таблица 2

Наименование закусок и блюд

Канапе с икрой черной

Канапе с икрой красной

Семга с/с

Ассорти рыбное

Салат «Офелия»

Салат «Карнавал»

Салат «Оливия»

Салат «Шотландс-кая фан-тазия»

Помидоры «Шепердс-пай»

Жульен гриб.

Жульен кур.

Итого продуктов

Количество порций

25

25

25

25

25

25

25

25

40

50

50


Наименование продуктов













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Хлеб пшенич.

1125

1125










2250

Масло слив.

250

250










500

Икра черная

250



500








750

Икра красная


250










250

Огурцы св.

475

475










950

Семга



2125

750








2875

Лук реп.



250


125

250

375



1500

1500

4000

Лук зел.



125









125

Осетр х/к




1000








1000

Кета х/к




750








750

Перец слад.





1250







1250

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Кукуруза





375







375

Колбаса п/к





625







625

Майонез





125

125

125

375


750

750

2250

Говядина






750

1000





1750

Ветчина






750






750

Чернослив






625

1000

250




1875

Помидор






625



2000



2625

Печень








1000




1000

Морковь








875




875

Грибы










3000


3000

Курица











3000

3000

Сыр









250



250

Чеснок









50



50

Кул. Жир










750

750

1500

Мороженное












6000

Яблоки












4000

Апельсины












3000

Бананы












3000

Киви












50 шт

Чай «Липтон»












25 п.

Кофе Нескафе












25 п.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Водка «Гжелка»












10 бут.

Вино «Мариино»












10 бут.

Шампанское












10 бут.

Сок апель-синовый












5 уп.

Сок вишневый












5 уп.

Карачинская












3 уп.

Торт












4 кг

Хлеб пшенич.












3 бул.

Хлеб черный












3 бул.

5. РАСЧЕТ СТОЛОВОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ, СТОЛОВОГО БЕЛЬЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ОФИЦИАНТОВ


На основании меню банкета определяется количество столовой посуды, приборов и столового белья.


Расчет посуды для сервировки банкетного стола

Таблица 3

Наименование посуды

Количество посуды

Резерв посуды

Всего посуды

Тарелки закусочные

50

50

100

Тарелки фруктовые

25

25

50

Тарелки пирожковые

25

25

25

Вилки закусочные

50

10

60

Фужеры

50

10

60

Бокал для шампанского

50

10

60

Рюмки ревейные

50

10

60

Рюмки водочные

50

2

52

Солонки

5

-

5

Перечницы

5

-

5

Пепельницы

5

12

17

Контейнеры для льда

4

-

4

Щипцы для льда

4

-

4


Расчет-заявка на производство к банкету-фуршету на 50 человек

Таблица 4

Наименование блюд

Количество порций

Вид посуды

Количество порций в блюде

Количество блюд

Помидоры «Шепердспай»

40

Блюдо фарфоровое круглое, щипцы

10

4

Канапе с икрой (черная)

25

Блюдо фарфоровое круглое, щипцы

5

5

Канапе с икрой (красная)

25

Блюдо фарфоровое круглое, щипцы

5

5

Семга с/с

25

Блюдо фарфоровое круглое у/п для перекладывания

5

5

Ассорти рыбное

25

Блюдо фарфоровое овальное, у/п для перекладывания

5

5

Сырное ассорти

25

Блюдо фарфоровое овальное, у/п для перекладывания

5

5

Салат «Офелия»

25

Салатник, мелкая столовая тарелка, салатная ложка

5

5

Салат «Карнавал»

25

Салатник, мелкая столовая тарелка, салатная ложка

5

5

Салат «Оливия»

25

Салатник, мелкая столовая тарелка, салатная ложка

5

5

Салат «Шотландская фантазия»

25

Салатник, мелкая столовая тарелка, салатная ложка

5

5

Жульен куриный

50

Кокотница, пирожковая тарелка

1

50

Жульен грибной

50

Кокотница, пирожковая тарелка

1

50

Мороженое

50

Креманка, пирожковая тарелка, чайная ложкак

1

50

Фрукты, кг

10

Ваза-этажерка

3

3

Киви

50

Блюдо фарфоровое, овальное

10

5

Чай

25

Чайная пара, чайная ложка

0,2 л

25

Кофе

25

Кофейная пара, кофейная ложка

0,1

25


Заявка в сервизную к банкету

«25» декабря 2004 г

Время готовности 18-00

Таблица 5

Наименование посуды и приборов

Количество

Фруктовая тарелка

50

Закусочная тарелка

100

Пирожковая тарелка

25

Столовый прибор

60

Закусочный прибор

60

Десертный прибор

50

Фужер

60

Рейнвейная рюмка

60

Бокал для шампанского

60

Водочная рюмка

52

Блюдо овальное фарфоровое

15

Блюдо круглое фарфоровое

10

Салатник круглый фарфоровый

20

Кокотницы

100

Креманка

50

Чайная пара

25

Кофейная пара

25

Пепельница

17

Ваза-этажерка

1

Перечницы

5

Солонки

5

Щипцы для льда

4


Нормы количества официантов

Наименование

Количество гостей на 1 официанта

Банкет-фуршет

18-20


Для банкета-фуршета на 50 человек требуется 3 официанта для подачи блюд и розлива напитков и для уборки, а также замены использованной посуды. Столы для гостей расположены в одну линию и рассчитаны на 50 человек при двустороннем обслуживании. При расчете 8 человек на 1 стол (1,2:0,15) длина стола составит 7,5 м. Нам потребуется 6 столов (см. Приложение 4).

Длина скатерти составит 1,2х6+0,5=7,7 м. Длина скатерти – юбки для стола составит 7,5х2+0,8х2=16,6 м. Салфеток необходимо на 50 человек 50 шт. + 20% на непредвиденную замену + 9 салфеток (по 3 на каждого). Всего – 69 салфеток. Необходимое количество ручников – 4 штуки на каждого официанта, всего: 3х4=12 штук. Полотенца для полировки и протирки посуды по 2 штуки на официанта, всего: 3х2=6 штук, фартуки белы по 1 на каждого официанта, всего – 3 штуки. На основании расчета оформляется заявка на бельевую.

Заявка в бельевую к банкету «25» декабря 2004 г.

Время готовности 18:00

Наименование столового белья

Количество, шт

Скатерть банкетная (цельная)

1

Салфетки полотняные белые

69

Ручники для официантов

12

Фартуки белые

3


6. ПОДГОТОВКА БАНКЕТНОГО ЗАЛА К ОБСЛУЖИВАНИЮ


Уборка помещений проводится в утренние и вечерние часы работы предприятия. Она может быть как влажной, так и сухой с применением пылесосов. Последовательность уборки зависит от покрытия полов. Подсобные столы накрывают небольшими скатертями, цветовая гамма которых соответствует стилевому решению интерьера.

Мебель в зале является одним из элементов интерьера. При расстановке мебели учитывают конфигурацию зала. Для удобства в работе официантов в залах устанавливают подсобные столики, которые стоит располагать у стен.

Перед сервировкой столов официанты протирают (полируют) посуду и приборы полотенцами, соблюдая при этом определенные правила. При протирке тарелок их держат ребром через полотенце левой рукой, а правой, постепенно поворачивая, протирают другим концом полотенца.

Стеклянную посуду на низкой ножке протирают, держа за ножку левой рукой также через полотенце, а правой взяв другой конец полотенца, протирают внутри и снаружи.

Вилки, ложки, ножи протирают каждый предмет поочередно.

Сервировку стола производят в такой последовательности:

·        Накрытие стола скатертью;

·        Сервировка тарелками;

·        Сервировка приборами;

·        Сервировка стеклянной посудой;

·        Раскладывание салфеток;

·        Расстановка приборов со специями и других аксессуаров стола

Для банкетного стола порядок расположение посуды, бокалов, фужеров, рюмок и приборов находится в полной зависимости от меню, порядка и очередности подачи закусок, блюд, вин. Предварительную сервировку стола выполняют в процессе подготовки зала к обслуживанию.

Стол сервируют закусочной и пирожковой тарелкой, а из приборов раскладывают закусочные нож и вилку, и соответствующие приборы   не более чем для одного второго блюда, включенного в меню. На стол ставят только фужер, рюмку для вина и рюмку водочную. Десертные приборы подают вместе с десертом, а не заранее[4].

При расстановке тарелок соблюдают следующие правила:

–       борт тарелки должен находиться от края стола на расстоянии 1-2 см;

–       фирменная эмблема или знак предприятия, изображенный на тарелке, должен быть обращен к гостю;

–                  места, предназначенные для почетных гостей, сервируют несколько иначе: тарелки здесь расставляют с гораздо большим интервалом одна от другой, чем в других местах.

После того как все подготовлено к проведению банкета, метрдотель собирает официантов, проверяет готовность их к работе (внешний вид), инструктирует об особенностях проведения и обслуживания банкета, о подаче напитков и некоторых блюд, количестве и составе участников банкета. Он знакомит официантов с протокольным размещением гостей за столом, распределяет их по секторам обслуживания, поручая одним подачу вин, другим – блюд. Напоминает, чтобы официанты были предусмотрительными, внимательными, тактичными с гостями, обслуживали их по схеме, работали четко, красиво и синхронно.

7. ИНСТРУКТАЖ И ЛИЧНАЯ ПОДГОТОВКА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА


Уровень обслуживания в современном кафе зависит не только от его интерьера, оборудования, качества пищи, но и от профессионального мастерства тех, кто призван создавать здесь обстановку радушия и гостеприимства, и в первую очередь от официантов. Тактичность и доброжелательность всегда оставят у потребителя хорошее впечатление от посещения кафе.

Официант должен в совершенстве владеть техникой обслуживания, знать основы технологии приготовления пищи, кулинарную характеристику блюд и напитков, правил подачи блюд и напитков, правила подачи блюд и напитков, сервировку стола, назначение столовых приборов и посуды.

Каждый официант должен стремиться стать первоклассным специалистом ресторанного дела и приносить радость людям гостеприимным обслуживанием.

Официант в течение всего банкета занят непосредственно обслуживанием его участников. Квалифицированная работа, элегантный внешний вид, доброжелательное, тактичное и внимательное отношение к гостям являются обязательными условиями культуры обслуживания в кафе «Неаполь» и способствуют созданию хорошего настроения участников банкета.

От официантов требуется дисциплина, организованность, безусловное выполнение всех распоряжений и указаний метрдотеля.

Работа официантов должна быть быстрой, но спокойной и уверенной без суеты и спешки. Следует помнить, что ни одна просьба гостя не должна остаться без внимания. Официант должен знать, кто из его товарищей работает в предыдущем и последующем секторе для своевременного и организованного входа  в зал и выхода из него: он должен запоминать очередность подачи закусок, блюд, напитков, схему организации обслуживания для индивидуальной работы и работы в паре с другими официантом.

Качество обслуживания во многом зависит от правильного распределения обязанностей между официантами и их слаженной совместной работы.

Особенность организации данного банкета заключается в том, холодные закуски, винно-водочные изделия, воды и фрукты на банкетный стол ставят официанты до прихода гостей.

После приема холодных закусок делается перерыв на 20-30 минут, во время которого официанты смогли бы убрать освободившиеся блюда, тарелки, приборы и пустые бутылки и заменить их чистой посудой и приборами для подачи горячих блюд.

Получив на раздаче блюда, официанты направля­ются с ними к входу в банкетный зал, где собираются по порядку номеров, присвоенных секторам стола, ко­торые они обслуживают.

По знаку метрдотеля офици­анты входят в зал, направляются к своим секторам и становятся лицом к столу в 2-3 шагах позади от гостей, с которых они должны начать обслуживание. Блю­да держат на левой руке на уровне локтя. По знаку стар­шего официанта (обслуживающего почетных гостей в центре стола) они приступают к подаче блюд, соблю­дая очередность обслуживания.

Во время произнесе­ния тостов обслуживание прекращается. Все закуски, блюда подаются гостю с левой стороны. Водку и воду наливают с правой стороны правой рукой.

По­дача блюд может производиться и с правой стороны, если кушанье было заранее разложено или разлито в посуду индивидуального пользования. При этом надо предупредить гостя: разрешите поставить. На каждом блюде обязательно должны быть приборы для раскладки. После подачи блюд, которые принято есть руками, не пользуясь приборами (спаржа или цыплята табака), гостям подают небольшие чашки с водой и кусочком лимона для ополаскивания пальцев и салфетки.

Убирают посуду официанты только после того, как почетные гости, в честь которых дается банкет, кладут вместе нож и вилку на тарелку. По неписаному международному обычаю это означает, что дан­ное блюдо они уже есть не будут. В этом случае по знаку метрдотеля официанты начинают уборку посу­ды одновременно во всех секторах.

Посуду убирают с правой стороны гостя правой рукой, а с левой - левой рукой. При замене посуды и приборов официант под­ходит к гостю с чистой тарелкой, берет левой рукой использованную тарелку, а правой ставит чистую и кладет чистый прибор, если таковые не были разложе­ны предварительно при сервировке.

Перед подачей десерта каждый официант убирает со стола ненужную посуду, приборы, закуски, хлеб, специи. На столе оставляют вазы с фруктами, воду и фужеры.

После окончания банкета, официанты убирают со столов и сервируют  столы для подачи кофе и чая. По окончанию банкета официанты все вместе убирают со столов посуду, расставляют столы и убирают зал.

 Необходимое условие хорошей организации банке­та - бесшумная работа официантов, без лишних раз­говоров, без громких вопросов.

Официант должен за­ранее уяснить себе схему обслуживания и очередность подачи закусок, вин, блюд и обязательно соблюдать принятый порядок.

На обслуживание торжественных вечеров официанты надевают белые перчатки, следя за тем, чтобы они вовремя были заменены[5].

8. ПРОВЕДЕНИЕ БАНКЕТА

8.1 Встреча гостей


В вестибюле навстречу посетителям выходят гардеробщики и, принимая от гостей верхнюю одежду, дают им фирменные номерки.

К этому времени выходит метрдотель приветствует гостей и приглашает пройти в зал. Предлагая посетителям занять места за столом, имеется в виду, что женщина должна сесть с правой стороны от мужчины, и при обслуживании ей подают блюда в первую очередь.

Официант, подходит к столику, приветствует гостей в зависимости от времени посещения словами «Добрый вечер»[6].


8.2 Приглашение к столу


В зале метрдотель должен проводить гостей до стола и усадить их. Гости входят в зал, предъявляя специальное приглашение. Официанты же встречают гостей в отведенном секторе и помогают им сесть за стол. При этом следует иметь ввиду, что женщина должна сидеть с правой стороны от мужчины, и при обслуживании ей надо подавать блюда в первую очередь.

Рассадив гостей, официанты предлагают и наливают им напитки. Затем предлагают холодные и горячие закуски.

Обычно, гости приходят в четко обозначенное в приглашении время.

Необходимо заготовить поздравления и тосты, которые будут произноситься гостями в течение всего банкета. При этом в момент произнесения тостов обслуживание официантами прекращается[7].

Тамада на данном банкете не предусмотрен, поэтому инициативу по произнесению тоста может брать на себя любой участник банкета.


8.3 Подача блюд и напитков


Все блюда, как правило, оформляются высококвалифицированными поварами или официантами непосредственно перед подачей посетителям. Оформляют блюда с использованием овощей (зелени петрушки, укропа, листьев салата), консервированных и свежих фруктов.

Холодные закуски и блюда ставятся на стол не ранее чем за пол часа до начала банкета, чтобы они имели свежий, привлекательный вид. Им отводится значительное место в питании – они повышают аппетит, поэтому  должны быть хорошо оформлены, уложены в соответствующую посуду, украшены веточками зелени, а также красиво нарезаны. Температура подачи холодных блюд и закусок от 10 – 14 С.

Горячие и холодные напитки обладают тонизирующими свойствами и подают их после десерта.

Чай, кофе следует готовить по мере спроса, небольшими порциями, не допуская кипения, длительного нагрева, повторного разогревания. Температура их подачи должна быть не выше 75 С.

Чай подают в чайных чашках, поставленных на блюдцах, вместе с чайной ложкой. Ручка чашки и ручка ложки должны быть повернуты вправо от гостя. Чай ставят справа правой рукой. Его приносят налитым в чашки на подносе.

Кофе приносят в кофейнике, его ставят справа в торце стола на пирожковую тарелку и разливают непосредственно на столе в кофейные чашки с блюдцами и кофейными ложками, поставленными перед гостями. Сахар к кофе подают отдельно в сахарницах.

Торт подают на фарфоровой вазе на низкой ножке, нарезанным на порции. Раскладывают на тарелки с помощью кондитерской лопатки.




8.4 Проводы гостей и уборка зала


После десерта гости начинают расходиться.

После проводов гостей метрдотель дает распоряжение официантам приступить к уборке посуды, которая производится в такой последовательности: бутылки, вазы фруктовые и цветочные, салфетки полотняные, приборы, креманки, фарфоровая посуда, чашки кофейные, посуда из стекла.

Во время уборки посуды со стола рекомендуется тут же сортировать ее по видам. Это уменьшит бой посуды, ускорит ее уборку и последующую  мойку.

Оставшиеся на скатерти крошки сметают специальной щеткой или салфеткой на поднос и только после этого снимают скатерти[8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенная нами работа над темой «Организация обслуживания банкета по поводу празднования дня учителя» помогли нам ознакомиться с проведением такого банкета в кафе. Благодаря этой работе мы ознакомилась и научилась:

–                 закрепили навыки по организации, подготовки и проведения банкета с частичным обслуживанием;

–                 научились правильно  оформлять и составлять меню, учитывая все необходимые условия;

–                 научились самостоятельно производить различные расчеты по организации обслуживания;

–                 узнали о работе официанта и метрдотеля.

На наш взгляд, проведение таких банкетов для предприятий общественного питания необходимо, так как это позволяет увеличить товарооборот и прибыль предприятия за счет быстрой реализации блюд.

Очевиден тот факт, что на данный момент далеко не все предприятия общественного питания отвечают стандартам по многим направлениям своей деятельности. Зачастую официанты не имеют должной категории, сервировка столов не удовлетворяет стандартам, качество обслуживания намного ниже, чем процент взимаемый за него. Но, тем не менее, количество людей, пользующихся услугами предприятий питания не снижается.

Быть грамотным человеком в этой сфере, значит знать этику поведения за столом, правильно подбирать блюда из предложенного предприятием питания меню и сочетать их с напитками и своими финансовыми возможностями, уметь составить свой собственный план-меню для проведения банкета в вашу честь. Исходя из этого, хотелось бы дать практическую рекомендацию. Подав заявку на проведения банкета в кафе, не стоит полностью полагаться на знания, опыт и вкус его работников, нужно как можно активней участвовать в подготовке банкета, так чтобы были учтены все ваши идеи и пожелания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.     Аносова М.М., Кучер Л.С.  Организация производства на предприятиях общественного питания. М.: Наука, 1985.

2.     Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

3.     Захарченко М.Н., Кучер Л.С. и др. Обслуживание на предприятиях общественное питания. М.: Экономика, 1986.

4.     Коршунов Н.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа, 1980.

5.     Кристофер Энертон-Томас Ресторанный бизнес. М.: Россконсульт, 1999.

6.     Кучер Л.С., Шкуратова К.Г. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. М.: Деловая литература, 2002.

7.     Надежин Н.А. Современный ресторан и культура обслуживания. М.: Экономика, 1980.

8.     Ридель Х. Бары и рестораны. Техника обслуживания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

9.     Станкович Г.П., Дунцова К.Г. Справочник молодого официанта. М.: Высшая школа, 1989.

10.                       Усов В.В. Организация обслуживания в ресторане. М.: Высшая школа, 1990.

11.                       Чудакова Н. Этикет от А до Я для детей и взрослых. М.: Кулинария, 2001.

Приложение 1

 

Схема структуры производства

 

Моечная столовой посуды / Сервизная

 

Зал с барной стойкой

 

Раздаточная

 

Моечная кухонной посуды

 

Холодный и горячий

 

Овощной

 

Мясорыбный

 

Кладовая суточного запаса

 
     Со склада

Приложение 2

 

Книга учета заказов
 

№ заказа

Дата приема заказа

Фами-лия заказ-чика, адрес, телефон

Дата тор-жества, часы начала

Кол-во персон

В каком зале

Оплачено

Всего

Отметки об использовании заказа

Аванс

Доплата

Дата прихода заказ-чика для состав-ления заказа-счета

Фами-лия лица, приняв-шего заказ

Отпущено продукции на сумму, руб.

Возв-ращено налич-ными деньгами, № ордера

Фами-лия ответст-венного за испол-нение заказа

Дата и № ПКО

Сумма руб.

Дата и № ПКО

Сумма руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

20.

12.

04

Ермолаев

ул. Ломо-носова, 16-90

25.

12.

04

50

Основ-ной

-

-

26.

12.

04 № 1208

46800-00

46800-00

26.

12.

04

Горо-хова

46800-00

-

Горо-хова

Приложение 3

Образец пригласительного билета

 

ПРИГЛАШЕНИЕ

Уважаемый гость!

Приглашаем Вас на празднование Дня учителя, которое состоится

в кафе «Неаполь».

В 18 часов 00 минут.

По адресу: г. Новосибирск, ул. К. Маркса, 39.

Желаем приятно провести время!

 
Приложение 4
План расстановки мебели в зале
 
 




                                                                                                                      Подсобные столики

                                                                                                             для официантов




                                                                                                         Банкетный стол

 

                                                                            

                                                                      Вход в зал

                                                                       
Приложение 5
Образец заказа-счета

Кафе «Неаполь»                                                         «25» декабря 2004г.

Заказ-счет № 1208

на 50 человек

Заказчик Ермолаев Максим Федорович

Дата и часы обслуживания 25 декабря 2004 года

С правами и обязанностями заказчика, установленными рекомендациями о порядке приема и выполнения заказов на обслуживание торжеств на предприятиях общественного питания, ознакомлен, с условиями заказа согласен

Заказ-счет составили:

Метрдотель________________            Заказчик________________

                                 (подпись)                                                                       (подпись)


Из холодного цеха на 18-00 ч.


Наименование

Количество порций

Цена

Сумма

Канапе с икрой зернистой (черная)

25

31-00

775-00

Канапе с икрой зернистой (красная)

25

31-00

775-00

Семга слабосоленая

25

55-00

1375-00

Ассорти рыбное

25

99-00

2475-00

Салат «Офелия»

25

90-00

2250-00

Салат «Карнавал»

25

90-00

2250-00

Салат «Шотландская фантазия»

25

90-00

2250-00

Помидоры «Шепердспай»

40

80-00

3200-00

Сырное ассорти

25

108-00

2700-00

18050-00


Из буфета на 18-00


Наименование

Количество порций

Цена

Сумма

Водка «Гжелка»

100 (по 50 г)

25-00

2500-00

Вино п/сух. Красное «Marino»

70 (по 100 г)

46-00

3220-00

Шампанское «Советское»

70 (по 100 г)

35-00

2450-00

Сок апельсиновый «Моя семья»

50 (по 200 г)

20-00

1000

Сок вишневый «Моя семья»

50 (по 200 г)

20-00

1000

Минеральная вода «Карачинская»

30 (по 150 г)

20-00

600

10770-00

Из холодного цеха на 19-00 ч.


Наименование

Количество порций

Цена

Сумма

Жульен грибной

50

120-00

6000-00

Жульен куриный

50

120-00

6000-00

12000-00

 

 

 

 

 

 

 

Из кофейного буфета 20-00


Наименование

Количество порций

Цена

Сумма

Мороженое

50

32-00

1600-00

Торт

80

36-00

2880-00

Яблоки

4 кг

50-00

200-00

Апельсины

3 кг

50-00

150-00

Бананы

3 кг

50-00

150-00

Киви

50

20-00

1000-00

5980-00

 


Цены и суммы проверены

______________________

                   (калькулятор)

«25» декабря 2004 года

Доплата №___________ от _____________

Получено всего 46800 руб. 00 коп.

 


[1] Чудакова Н. Этикет от А до Я для детей и взрослых. М.: Кулинария, 2001. С. 21.

[2] Коршунов Н.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа, 1980. С. 62.

[3] Станкович Г.П., Дунцова К.Г. Справочник молодого официанта. М.: Высшая школа, 1989. С. 30-31.


[4] Аносова М.М., Кучер Л.С.  Организация производства на предприятиях общественного питания. М.: Наука, 1985. С. 61-62.


[5] Кристофер Энертон-Томас Ресторанный бизнес. М.: Россконсульт, 1999.  С. 138.

[6] Ридель Х. Бары и рестораны. Техника обслуживания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 165

[7] Надежин Н.А. Современный ресторан и культура обслуживания. М.: Экономика, 1980. С. 122-123.


[8] Усов В.В. Организация обслуживания в ресторане. М.: Высшая школа, 1990. С. 90.