СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   Нормативное регулирование учета в коммерческом банке. 4

2.   Порядок начисления процентов. 6

3.   Создание резерва под обесценение ценных бумаг. 8

4.   Банковские операции с валютой. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23




ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет в банках представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении: об имуществе, обязательствах кредитных организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Предметом бухгалтерского учета в банках являются объекты бухгалтерского учета в виде активов и пассивов. К ним относятся: имущество кредитных организаций, их обязательства и операции, осуществляемые банками в процессе деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:

- формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;

- выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;

- использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Целью работы является рассмотрение отдельных аспектов бухгалтерского учета коммерческого банка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: дать характеристику нормативного регулирования учета в коммерческом банке; показать порядок начисления процентов; раскрыть порядок создания резерва под обесценение ценных бумаг; рассмотреть банковские операции с валютой.



1.    Нормативное регулирование учета в коммерческом банке

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней.

Документы первого, высшего уровня нормативного регулирования являются Федеральные законы и иные законодательные акты, такие как Указы Президента, постановления правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России. К числу таких документов в первую очередь относятся следующие Федеральные законы:

1.    О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 02.11.2004).

2.    О Центральном банке РФ. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 (в ред. от 18.06.2005).

3.    О банках и банковской деятельности. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 (в ред. от 30.12.2004).

4.    О рынке ценных бумаг. Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 (в ред. от 18.06.2005).

5.    Об акционерных обществах. Федеральный закон Российской федерации от 26.12.95 г. №208-ФЗ (в ред. 27.02.2003 г.).

Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1. Принят 30.11.94: С изм. и доп. на 02.07.05. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица. Во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных документов, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.

К документам первого уровня, регулирующим порядок налогообложения плательщиков налогов и ведения ими налогового учета, относится Налоговый кодекс РФ. Первая часть его  определяет положения о налогах и сборах, а вторая – определяет общие принципы налогообложения организаций и граждан различными видами налогов.

Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют Положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые Банком России, в которых обобщаются базовые принципы т правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных) операций.

Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести прежде всего:

часть I Правил «Общая часть», в которой сформулированы основные принципы бухгалтерского учета в банках, определен состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, лан ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках;

часть III Правил «Организации работы по ведению бухгалтерского учета», в которой определен порядок организации бухгалтерской работы и документооборота, внутрибанковского контроля и бухгалтерской отчетности.

Приложение № 10 к Правилам «Порядок учета основных средств, нематериальных активов и материальных запасов»;

Приложение № 11 к Правилам «Порядок бухгалтерского учета вложений в ценные бумаги и операций с ценными бумагами».

К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, - это методические указания, инструкции, официальные разъяснения, письма, приказы и другие документы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях. К документам третьего уровня относятся следующие документы:

1.    О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ. Инструкция ЦБ РФ № 102-И от 22.07.2002 (в ред. от 03.06.2003).

2.    О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов. Положение ЦБ РФ № 103-П от 30.12.1999 (в ред. от 01.06.2005).

3.    Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитной организации. Письмо ЦБ РФ от 10.02.1998 № 14-3-20 (в ред. от 29.11.2000).

И, наконец, к документам четвертого уровня относятся внутрифирменные рабочие документы, регулирующие бухгалтерский учет в каждой конкретной кредитной организации. Это, прежде всего, рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.[1]

2.    Порядок начисления процентов

Учет операций по начислению процентов по депозитам

1. Начисление процентов по депозитам юридических лиц, в случае, если дата начала периода начисления процентов и дата уплаты начисленных процентов приходится на один и тот же месяц того же года:

- уплата процентов по депозитам в срок:

если кредиторы обслуживаются в другом банке – Д-т сч. 70202 «Проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам» К-т сч. 30102 «Корсчета КО в Банке России»;

если кредиторы обслуживаются в данном банке – Д-т сч. 70202 К-т сч. 405-408 «Расчетные счета клиентов».

- образование просроченной задолженности по уплате процентов по депозитам – Д-т сч. 47502 «Предстоящие выплаты по операциям, связанным с привлечением денежных средств от клиентов» К-т сч. 47426 «Обязательства по уплате процентов».

2. Начисление процентов по депозитам юридических лиц в последний рабочий день каждого месяца в случае, если дата начала периода начисления процентов приходится на разные месяцы:

- на сумму процентов, начисленных за период со дня, следующего за днем привлечения депозита, по последний день месяца включительно – Д-т сч. 47502 «Предстоящие выплаты по операциям, связанным с привлечением денежных средств от клиентов» К-т сч. 47426.

3. Начисление процентов по вкладам физических лиц в случае, если дата начала периода начисления процентов и дата уплаты начисленных процентов приходятся на один и тот же месяц того же года:

- на сумму начисленных, но не выплаченных процентов за текущий месяц – Д-т сч. 70203 «Проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам» К-т сч. 423 (01-07), 426 (01-07) «Депозиты физических лиц»;

- на сумму выплаченных процентов за текущий месяц – Д-т сч. 423, 426 К-т сч. 20202 «Касса кредитной организации», 20207 «Денежные средства в операционной кассе, находящиеся вне помещений КО»;

- в случае, если депозитным договором предусмотрено зачисление процентов во вклад – Д-т сч. 70203 К-т сч. 423, 426;

- если депозитным договором не предусмотрено перечисление начисленных процентов ко вкладу – Д-т сч. 47502 К-т сч. 47411 «Начисленные проценты по вкладам».[2]

Учет начисления процентов по кредитам, предоставленным юридическим и физически лицам

1.  Начислены и получены проценты за размещенные средства (ежемесячно):

- от заемщиков клиентов банка – Д-т сч. 405-408 или 42301, 42306, 20202 К-т сч. 70101 «Проценты, полученные по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещенным средствам»;

- от заемщиков клиентов других банков – Д-т сч. 30102, 30104, 30110, 30114 К-т сч. 70101.

2.  Начисление процентов в последний рабочий день первого и второго месяца квартала (ежеквартально): Д-т сч. 47427 К-т сч. 47501.

- уплата начисленных за квартал процентов (с зачислением в доход банка)

юридическими лицами – 1) Д-т сч.405-408 К-т сч. 47427; 2) Д-т сч. 47501 К-т сч. 70101; 3) за последний месяц – Д-т сч. 405-408 К-т сч. 70101.

физическими лицами – 1) Д-т сч. 42301, 42306, 20202 К-т сч. 47427; 2) Д-т сч. 47501 К-т сч. 70101; 3) за последний месяц – Д-т сч. 42301, 42306, 20202 К-т сч. 70101.

3.  Начисление процентов в последний рабочий день каждого месяца (в течение всего срока пользования ссудой) (в конце срока договора):

- уплата начисленных процентов за весь период пользования кредитом:

юридическими лицами – 1) Д-т сч. 405-408 К-т сч. 47427; 2) Д-т сч. 47501 К-т сч. 70101 – на сумму процентов, начисленных за весь период пользования кредитом, кроме последнего; 3) Д-т сч. 405-408 К-т сч. 70101 – на сумму процентов за последний расчетный период.

физическими лицами – 1) Д-т сч.42301, 42306, 20202 К-т сч. 70101 – на сумму процентов, начисленных за последний расчетный период; 2) Д-т сч. 42301, 42306, 20202 К-т сч. 47427; 3) Д-т сч. 47501 К-т сч. 70101 – на сумму процентов, начисленных за все периоды пользования кредитом, кроме последнего.[3]

3.    Создание резерва под обесценение ценных бумаг

С целью определения реальной стоимости ценных бумаг, находящихся в инвестиционном портфеле и портфеле контрольного участия, банки создают специальные резервы под обесценение ценных бумаг и на возможные потери. по ценным бумагам, приобретенным по договорам с обратной продаже, формируются только резерв на возможные потери. по ценным бумагам, приобретенным по договорам займа, никакие резервы не создаются.

Резерв на возможные потери формируется по:

- балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь;

- условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах;

- срочным сделкам, исполнение которых (дата расчетов по которым) осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня их заключения;

- прочим возможным потерям.

При формировании резерва на возможные потери необходимо исходить из принципа приоритета экономического содержания операций над юридической формой.

Под возможными потерями кредитной организации применительно к формированию резерва понимается риск понесения убытков в будущем по причине возникновения следующих обстоятельств (одного или нескольких):

- неисполнение обязательств контрагентами (стороны по сделке, участники операций - организации, физические лица, а также кредитные организации - корреспонденты) кредитной организации по заключенным ею сделкам (совершенным операциям) или вследствие неисполнения обязательств лицом, надлежащее исполнение обязательств которого обеспечивается принятым на себя кредитной организацией обязательством;

- снижение стоимости активов кредитной организации;

- увеличение объема обязательств и/или расходов кредитной организации по сравнению с ранее отраженными в бухгалтерском учете.

В целях определения величины резервов на возможные потери кредитные организации на основании мотивированного суждения об уровне риска классифицируют отдельные элементы расчетной базы резерва в одну из пяти групп риска с точки зрения вероятности потерь:

I группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь. В том числе есть все основания полагать, что контрагент полностью и своевременно выполнит свои обязательства;

II группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь (например, наличие в деятельности контрагента известных кредитной организации недостатков в управлении, системе внутреннего контроля или других отрицательных аспектов деятельности контрагента, а также неблагоприятное развитие ситуации на рынках, на которых работает контрагент);

III группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) выявил существование серьезной потенциальной или умеренной реальной угрозы потерь (например, кризисное состояние рынков или ухудшение финансового положения контрагента);

IV группа риска - анализ деятельности контрагента и/или функционирования рынка (рынков) выявил одновременно существование потенциальных и умеренных реальных угроз (например, указанных выше) либо существенных реальных угроз частичных потерь (например, затруднения в выполнении контрагентом своих обязательств при их недостаточном обеспечении);

V группа риска - есть достаточные основания полагать, что стоимость отдельного элемента расчетной базы резерва будет полностью потеряна в связи с невыполнением контрагентом договорных обязательств и/или отсутствием обеспечения выполнения указанных обязательств.[4]

Размер резерва определяется в соответствии с показателями нижеприведенной таблицы:[5]


Классификация

Размер резерва          в процентах от элементов    расчетной базы

Группа риска I

0

Группа риска II

от 1 - до 20%

Группа риска III

от 21 - до 50%

Группа риска IV

от 51 - до 100%

Группа риска V

100%


Элементами расчетной базы резерва являются балансовые стоимости ценных бумаг, отраженные на отдельных лицевых счетах балансовых счетов, предусмотренных разделом 5 "Операции с ценными бумагами" Положения № 205-П.

При вынесении мотивированного суждения о группе риска используются в том числе следующие факторы (обстоятельства):

- финансовое положение эмитента ценных бумаг;

- степень выполнения договора (факты невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора);

- степень вероятности банкротства или реорганизации эмитента ценных бумаг;

- состояние биржевых и внебиржевых котировок (падение котировок, отсутствие рыночной стоимости по ранее котировавшимся ценным бумагам (рыночная стоимость определяется в соответствии с требованиями нормативного акта Банка России о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков));

- результат ретроспективного анализа сроков погашения дебиторской задолженности эмитента, показывающий, что всю сумму основного долга (номинальная сумма дебиторской задолженности) взыскать не удастся (для долговых обязательств);

- изменение уровня доходности.

Просроченные свыше 30 дней долговые обязательства классифицируются в V группу риска.

Элементами расчетной базы резерва являются остатки на балансовых счетах 30221 (в части незавершенных расчетов, осуществляемых через счета, открытые в других кредитных организациях); 30110; 30114; 30115; 30118; 30119; 30213; 30402; 30404; 30406; 30409 в разрезе кредитных организаций - корреспондентов.

При вынесении мотивированного суждения о группе риска используются в том числе следующие факторы (обстоятельства):

- степень соблюдения кредитной организацией - корреспондентом требований законодательства и/или договора по проведению расчетных операций по корреспондентскому счету кредитной организации - респондента, в том числе наличие нарушений;

- степень исполнения кредитной организацией - корреспондентом перед кредитной организацией - респондентом своих обязательств, не связанных с расчетными операциями по корреспондентскому счету;

- наложение ареста на счета кредитной организации - корреспондента;

- наличие требований к кредитной организации - корреспонденту со стороны налоговых органов по перечислению платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией - корреспондентом;

- нахождение кредитной организации - корреспондента в регионе с нестабильной социально-экономической обстановкой (например, введение чрезвычайного положения; банкротство структурообразующих субъектов хозяйства; задолженность органов власти и местного самоуправления перед лицами, получающими выплаты из бюджета, и т.д.);

- несущая риск концентрация расчетных операций по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, а именно:

а) превышение более чем в 4 раза дебетового оборота за месяц по всем корреспондентским счетам кредитной организации в рублях (с учетом операций филиалов), открытым в других кредитных организациях - корреспондентах, над оборотом по корреспондентским счетам, открытым в Банке России;

б) превышение более чем в 4 раза дебетового оборота за месяц по всем корреспондентским счетам во всех иностранных валютах (с учетом операций филиалов), открытым в кредитных организациях - корреспондентах, не являющихся резидентами стран из числа "группы развитых стран", над оборотом по корреспондентским счетам, открытым в кредитных организациях - корреспондентах, являющихся резидентами "группы развитых стран".

При отзыве у кредитной организации - корреспондента лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна классифицировать остатки по счетам НОСТРО в данной кредитной организации - корреспонденте в V группу риска.

Элементами расчетной базы являются остатки на отдельных лицевых счетах балансовых счетов 30602; 30605; 47423; 324; 458 (в части требований по неисполненным договорам (сделкам) с ценными бумагами).

При вынесении мотивированного суждения о группе риска используются в том числе следующие факторы (обстоятельства):

- текущее финансовое состояние контрагента, оцениваемое в соответствии с внутренними документами кредитной организации в отношении определения финансового состояния заемщиков;

- история деловых отношений с контрагентом;

- длительность нахождения средств на счете (не принимается во внимание, если длительность нахождения средств на счете соответствует длительности проводимой операции и условиям договора);

- наличие судебных актов, в которых контрагент выступает ответчиком, и дата вступления их в законную силу.

Просроченная дебиторская задолженность, просроченные требования по неисполненным срочным сделкам длительностью свыше 30 календарных дней классифицируются в V группу риска.

Элементами расчетной базы резерва являются остатки на лицевых счетах соответствующих балансовых счетов 60308; 60312; 60314; 60323; 60401 (в части основных средств, переданных в аренду) на дату возникновения факторов, позволяющих сформировать мотивированное суждение о риске проводимой операции. Остатки по счету 60401 (в части основных средств, переданных в аренду) предварительно уменьшаются на величину соответствующих остатков на балансовом счете 60601.

При вынесении мотивированного суждения о группе риска используются в том числе следующие факторы (обстоятельства):

- информация о финансовом состоянии контрагента;

- история и характер деловых отношений с контрагентом;

- реальная возможность взыскания дебиторской задолженности (в т.ч. ликвидность обеспечения, выполнение контрагентом своих договорных обязательств);

- наличие претензий к контрагенту со стороны налоговых органов и других контрагентов.

Просроченная дебиторская задолженность длительностью свыше 30 календарных дней классифицируется в V группу риска.

Элементами расчетной базы резерва являются остатки на лицевых счетах балансовых счетов 60201; 60202; 60203; 60204, не уменьшающие сумму основного капитала в соответствии с требованиями Положения N 215-П.

При вынесении мотивированного суждения о группе риска используются в том числе следующие факторы (обстоятельства):

- текущее финансовое состояние организации;

- вероятность ликвидации (банкротства) организации;

- наличие требований к организации со стороны налоговых органов по перечислению платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов.[6]


4.    Банковские операции с валютой

Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям. Основополагающий вариант классификации валютных операций вытекает из закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" Он состоит в следующем: все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

–        переводы в РФ и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

–        получение и представление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

–        переводы в РФ и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

–        переводы неторгового характера в РФ из страны (зарплаты, пенсии, алименты и т.д.)

Валютные операции, связанные с движением капитала включают:

–        прямые инвестиции – вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

–        портфельные инвестиции – приобретение ценных бумаг;

–        переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество;

–        предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;

–        предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

–        все иные валютные операции не являющиеся текущими.

В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения ЦБ РФ на данные операции).[7]

Необходимо уточнить, что все валютные операции тесно взаимосвязаны, поэтому очень сложно четко классифицировать все операции с иностранной валютой. Тем более, что операции могут быть отнесены к нескольким основным видам валютных операций.

1.     Открытие и ведение валютных счетов клиентуры – данная операция включает в себя следующие виды: открытие валютных счетов юридическим и физическим лицам; начисление процентов по остаткам на счетах; предоставление овердрафтов (особым клиентам по решению руководства банка); предоставление выписок по мере совершения операции; оформление архива счета за любой промежуток времени; выполнение операций, по распоряжению клиентов, относительно средств на их валютных счетах; контроль за экспортно-импортными операциями.

2.            Неторговые операции коммерческого банка – к таким операциям относят операции по обслуживанию клиентов, не связанных с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка движением капитала. Уполномоченные банка могут совершать следующие операции неторгового характера:

–        покупку и продажу наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

–        инкассо иностранной валюты и платежных документов в валюте;

–        осуществлять выпуск и обслуживание пластиковых карт клиентов банка;

–        производить покупку (оплату) дорожных чеков иностранных банков;

–        оплату денежных аккредитивов и выставление аналогичных аккредитивов.

Неторговые операции, в разрезе отдельных видов, получили широкое распространение для предоставления клиентам более широкого спектра банковских услуг, что играет немаловажную роль в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без операций, а именно осуществления переводов за границу, оплаты и выставление аккредитивов, покупки дорожных чеков, практически невозможна повседневная работа с клиентами.

Операции покупки и продажи наличной валюты является одной из основных операций неторгового характера. Деятельность обменных пунктов коммерческих банков служит рекламой банка, средством привлечения клиентов в банк, и, самое главное, приносит реальный доход коммерческому банку.

3.            Установление корреспондентских отношений с иностранными банками. Эта операция является необходимым условием проведения банком международных расчетов. Принятие решения об установлении корреспондентских отношений с тем или иным зарубежным банком должно быть основано на реальной потребности в обслуживании регулярных экспортно-импортных операций клиентуры. Для осуществления международных расчетов банк открывает в иностранных банках и у себя корреспондентские счета "Ностро" и "Лоро". Счет "Ностро" - это текущий счет, открытый на имя коммерческого банка у банка-корреспондента. Счет "Лоро" - это текущий счет, открытый в коммерческом банке на имя банка-корреспондента.

4.     Конверсионные операции – сделки покупки и продажи наличной и безналичной иностранной валюты (в том числе с ограниченной конверсией) против наличных и безналичных рублей РФ. К ним относятся:

Сделка "спот" - это операция, осуществляемая по согласованному сегодня курсу, когда одна валюта используется для покупки другой валюты со сроком окончательного расчета на второй рабочий день, не считая дня заключения сделки.

Операция "форвард" (срочные сделки) - это контракт, который заключается в настоящий момент времени по покупке одной валюты в обмен на другую по обусловленному курсу, с совершением сделки в определенный день в будущем. В свою очередь операция "форвард" подразделяется на сделки с "аутсайдером"; с условием поставки валюты на определенную дату; сделки с "опционом" - с условием нефиксированной даты поставки валюты.

Сделка "своп" представляет собой валютные операции, сочетающие покупку или продажу валюты на условиях наличной сделки "спот" с одновременной продажей или покупкой той же валюты на срок по курсу "форвард". Сделки "своп" включают в себя несколько разновидностей:

–        сделка "репорт" - продажа иностранной валюты на условиях "спот" с одновременной ее покупкой на условиях "форвард";

–        сделка "дерепорт" - покупка иностранной валюты на условиях "спот" и одновременная продажа ее на условиях "форвард". В настоящее время осуществляется покупка-продажа на условиях "форвард", а также покупка-продажа фьючерсных контрактов.

Валютный арбитраж - осуществление операций по покупке иностранной валюты с одновременной продажей ее в целях получения прибыли от разницы именно валютных курсов.

5.            Операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг. Во внешней торговле применяются такие формы расчетов, как документарный аккредитив, документарное инкассо, банковский перевод.

Документарный аккредитив - обязательство банка, открывшего аккредитив (банка-эмитента) по просьбе своего клиента-приказодателя (импортера), производить платежи в пользу экспортера (бенефициара) против документов, указанных в аккредитиве. При расчетах по экспорту в форме документарного аккредитива иностранный банк открывает его у себя по поручению фирмы-экспортера и посылает банку об этом аккредитивное письмо, в котором указывается вид аккредитива и порядок выплат по нему. На каждый аккредитив, открывается досье.

Аккредитивная форма для экспортеров более выгодна по сравнению с другими формами расчетов потому, что она страхует его от риска невыкупа товарных документов и обеспечивает более быстрое получение валютной выручки по данной сделке. Для импортера эта форма менее предпочтительна, так как банковские ставки по этой форме более высокие (а расходы несет импортер), и кроме того у импортера на какое-то время иммобилизуются оборотные средства, поскольку ему заблаговременно, до получения товара, приходится переводить деньги по предстоящему платежу, или получать кредит в банке в связи с выставлением аккредитива, и следовательно нести соответствующие расходы.

Аккредитивы открываются (выставляются) по договоренности сторон, участвующих в торговой сделке либо в банке страны-экспортера, либо - импортера. Для отечественных организаций предпочтительнее, когда аккредитивы открываются в Российских банках на территории РФ. Аккредитив закрывается после истечения срока для предоставления по нему документов или после даты последнего платежа, когда применяются аккредитивы с рассрочкой платежа или акцепта срочных тратт, а неиспользованный остаток возвращается приказодателю.[8]

В расчетах по форме документарного инкассо - банк-эмитент принимает на себя обязательство предъявить предоставленные доверителем документы плательщику (импортеру) для акцепта и получения денег.

С точки зрения экспортера инкассовая форма содержит ряд недостатков:

– имеется большой разрыв во времени между отгрузкой товара на экспорт и получением платежа, что приводит к замедлению оборачиваемости средств экспортера;

– импортер может отказаться от оплаты товарных документов, например из-за банкротства или падения мировой цены заказанного товара и ему невыгодно покупать его по зафиксированной в контракте цене.

В целях предотвращения невыкупа товарных документов импортером или неточного выполнения им расчетов, применяется инкассо товарных документов с банковской гарантией. В этом случае соответствующий банк, выдавший гарантию в обеспечении наличных платежей, обязуется произвести платеж экспортеру, если он не будет произведен покупателем.

Во внешнеэкономических связях РФ инкассовая форма расчетов в последние годы стала применяться в меньшей степени, чем аккредитивная, что объясняется ростом числа несвоевременных платежей, которые отмечаются в практике российских организаций.

При применении банковских переводов в расчетах вся валютная выручка зачисляется на транзитные счета в уполномоченных банках. После поступления ее на транзитный валютный счет в поручение о переводе поступившей суммы или части ее на текущий счет указывается и продажа части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке в порядке обязательной продажи.

Банковские переводы выполняются посредством платежных поручений, адресуемых одним банком другому, а также с помощью банковских чеков или других платежных документов.

Платежное поручение представляет собой приказ банка, адресованный своему корреспонденту, о выплате определенной суммы по просьбе и за счет переводителя иностранному получателю (бенефициару).

По поручению российских предприятий и организаций коммерческие банки, наделенные соответствующими полномочиями, осуществляют перевод валюты за границу в оплату стоимости импортированных товарных документов, в качестве авансовых платежей или предоплаты; в оплату простых и переводных векселей за товары купленные в кредит и в других случаях.

В переводе указывается сумма перевода и способ исполнения, наименование переводополучателя и его адрес, номер его счета в банке, наименование банка и т. д. Курсовые разницы, возникающие при пересчете, относятся на счет перевододателя.

Выплаты средств за экспортированные российскими организациями товары и услуги производятся в их адрес по поручению иностранных банков, которые в свою очередь действуют по поручению переводителей.

В международных расчетах широкое применение получили такие средства обращения платежа как вексель и чек.

Вексель представляет собой один из важнейших инструментов кредитования и расчетов. Во внешней торговле он находит применение как при оформлении кредитных отношений между экспортерами и импортерами и обслуживающих их банками, так и в ряде расчетных операций, сделках, осуществляемых за наличные. Вексель - это письменное долговое обязательство, составленное по строго установленной законом форме, дающей его владельцу (векселедержателю) право требовать по истечении указанного в нем срока уплаты должником указанной в векселе суммы. Важным фактором, повышающим надежность векселя, является получение гарантии третьего лица на его оплату. В качестве гаранта чаще всего выступают банки, иногда крупные коммерческие фирмы.

Чек представляет собой приказ владельца текущего счета о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или его приказу. При получении чека по экспортной операции российская организация лишь тогда реально получит выручку, когда по ее поручению на счет экспортера на счет в банке будет зачислена соответствующая сумма.

6.            Операции по привлечению и размещению валютных средств. Эти операции включают в себя следующие виды:

–        привлечение депозитов физических и юридических лиц, в том числе межбанковские депозиты;

–        выдача кредитов физическим и юридическим лицам;

–        размещение кредитов на межбанковском рынке.

Эти операции являются основными для коммерческих банков РФ и по доходности, и по значимости в обслуживании клиентов банка.[9]




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате поведенной работы можно сделать следующие выводы.

Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы четырех уровней. Документы первого, высшего уровня нормативного регулирования являются Федеральные законы и иные законодательные акты, такие как Указы Президента, постановления правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в России.

Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют Положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые Банком России.

К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, - это методические указания, инструкции, официальные разъяснения, письма, приказы и другие документы.

К документам четвертого уровня относятся внутрифирменные рабочие документы, регулирующие бухгалтерский учет в каждой конкретной кредитной организации.

С целью определения реальной стоимости ценных бумаг, находящихся в инвестиционном портфеле и портфеле контрольного участия, банки создают специальные резервы под обесценение ценных бумаг и на возможные потери. по ценным бумагам, приобретенным по договорам с обратной продаже, формируются только резерв на возможные потери. по ценным бумагам, приобретенным по договорам займа, никакие резервы не создаются.

Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям. Основополагающий вариант классификации валютных операций вытекает из закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. Положение ЦБ РФ № 232-П от 09.07.2003.

2.     О валютном регулировании и валютном контроле. Федеральный закон Российской Федерации от 09.10.92 г. № 3615-1 (в ред. от 07.07.2003 N 116-ФЗ).

3.     О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 13.10.95 г. № 157 (в ред. от 08.07.1997).

4.     Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 06.03.95 г. № 245 (в ред. от 16.11.96 г.).

5.     Указание ЦБ РФ «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций по покупке и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке РФ» от 20.10.98 г. № 383-У (в ред. от 21.06.2000).

6.     О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров. Инструкция ЦБ РФ № 86-И ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.99 г.

7.     Положение о порядке проведения отдельных валютных операций. Письмо ЦБ РФ от 14.10.99 г. № 93-П.

8.     Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 591 с.

9.     Бухгалтерский учет в коммерческом банке в проводках: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 200 с.

10.           Смирнов Л.Р. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 688 с.





[1] Смирнов Л.Р. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 5-9.

[2] Бухгалтерский учет в коммерческом банке в проводках: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 121-123.

[3] Бухгалтерский учет в коммерческом банке в проводках: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 121-124.

[4] Смирнов Л.Р. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 299-231.

[5] О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. Положение ЦБ РФ № 232-П от 09.07.2003.

[6] Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 357-358.

[7] Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 06.03.95 г. № 245 (в ред. от 16.11.96 г.).

[8] Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2001. – С. 357.

[9] Балабанов И.Т. Валютные операции: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. – С.91-93.