План
Введение
1. Значение среднего машиностроения в системе народного хозяйства
2. Специфика размещения предприятий среднего машиностроения
3. Автомобилестроение в экономике Российской Федерации
4. Сельскохозяйственное машиностроение
5. Станкостроение
6. Проблемы и перспективы развития среднего машиностроения РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Машиностроение — ведущая отрасль нашей страны. Она состоит из большого числа подотраслей и производств, выпускающих разнообразные машины. Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса в российской экономике.
На предприятиях машиностроительного комплекса занято более 9 млн. чел., на его долю приходится почти 1/4 всей промышленной продукции, в нем сосредоточено более 1/2 всех производственных фондов.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей, оно развито во всех экономических районах.
Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.
Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.
1. Значение среднего машиностроения в системе народного хозяйства
Машиностроение входит в состав промышленности под названием “Машиностроение и металлообработка”. Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования[1]. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.
Машиностроение производит средства труда – машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства – для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.).
Машиностроительный комплекс - ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
К среднему машиностроению относятся отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства[2].
2. Специфика размещения предприятий среднего машиностроения
В развитии среднего машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности. Второе: развитие станкостроения.
Среднее машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции среднего машиностроения производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов[3].
В Сибири и на Дальнем востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.
Среднее машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.
Размещение предприятий среднего машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.
Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в среднем машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
Размещение предприятий среднего машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, станкостроительная и др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов.
Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Отрасли среднего машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности и др.[4]
Особенности размещения предприятий среднего машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
3. Автомобилестроение в экономике Российской Федерации
По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью среднего машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Первые автомобильные за воды (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в районах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с заводами-сборщиками. Впоследствии на основе этих предприятий автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье. Наиболее крупные предприятия создали многочисленные заводы филиалы.
Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ” и АО “Москвич” (Москва), АО “ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти), АО “КамАЗ” (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей[5].
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
4. Сельскохозяйственное машиностроение
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции и развито во всех экономических районах. Специализация предприятий соответствует специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий.
Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования.
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе “Ростсельмаш”, на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани, льноуборочных – в Бежецке.
Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а в последующие годы — во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных — в Чебоксарах.
5. Станкостроение
Станкостроение первоначально развивалось преимущественно в старых машиностроительных центрах. На размещение станкостроительных заводов оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). В отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, обрабатывающих центров, промышленных роботов.
6. Проблемы и перспективы развития среднего машиностроения РФ
Среднее машиностроение во многом определяет состояние производственного потенциала страны, призвано обеспечивать устойчивое функционирование всех отраслей экономики. Удельный вес продукции среднего машиностроения в общем объеме промышленности составляет более 10 процентов[6].
В течение ряда последних лет в отраслях машиностроительного комплекса происходило падение производства, обусловленное снижением платежеспособного спроса. В целом объем производства продукции среднего машиностроения на начало 1999 года снизился на 59% от уровня, достигнутого в 1991 году. В результате производственный потенциал машиностроительного комплекса используется на крайне низком уровне. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%. При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют структуре спроса. Средняя степень износа оборудования в 1998 году по отраслям среднего машиностроения составила более 72% (ежегодное увеличение на 1,5-2,0%). Состояние производственного аппарата является критическим и его возрождение не может быть достигнуто без активизации инвестиционной и инновационной деятельности, внедрения в производство современных научно-технических разработок и новых высокоэффективных технологий, для чего требуются значительные инвестиции.
Объем промышленной продукции среднего машиностроения в последние годы начал несколько увеличиваться. Прирост производства обеспечен практически всеми отраслями среднего машиностроения за исключением станкостроительной и инструментальной промышленности.
В автомобильной промышленности получили дальнейшее развитие положительные тенденции, наметившиеся в начале 2000 года. При этом увеличился выпуск грузовых и легковых автомобилей в 2002 г., что составило к аналогичному периоду прошлого года 16% и 12% соответственно. Прирост производства продукции обеспечен за счет устойчивого спроса внутреннего рынка на малотоннажные грузовые автомобили, а также освоения новых моделей автомобильной техники.
Наметилась тенденция наращивания производства сельскохозяйственной техники. По сравнению с 2000 г. увеличился выпуск тракторов более чем на 43% и зерноуборочных комбайнов - в 1,4 раза. Основными факторами, определившими рост производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, являются принятие Правительством Российской Федерации и администрациями субъектов Федерации меры государственной поддержки сельских товаропроизводителей, увеличение спроса внутреннего рынка на сельскохозяйственную технику, привлечение кредитов Сбербанка России под государственные гарантии на закупку лизинговыми компаниями сельскохозяйственной техники, а также меры по стимулированию закупки уборочной техники в ОАО «Ростсельмаш».
С учетом итогов работы за 2005 г. и оценки спроса внутреннего рынка, а также роста экспортных поставок отдельных видов продукции (грузовые автомобили, сельскохозяйственная техника, строительно-дорожные машины и др.), производство продукции среднего машиностроения в целом за год составило 104% к уровню 2004 г.[7]
Главной целью реформирования и развития среднего машиностроения является трансформация его в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на изменения конъюнктуры рынка, способных производить конкурентоспособную продукцию и на этой основе обеспечить процессы модернизации технической базы производства и роста его объемов опережающими по сравнению с другими отраслями промышленности темпами.
Важнейшей проблемой в реализации основных направлений реформирования машиностроительного комплекса является создание благоприятного инновационно-инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности предприятий. Основными направлениями разработки прогрессивных технологических процессов является создание новых методов обработки материалов, методов их упрочнения, повышения точности изготовления деталей, сборки узлов, создание автоматизированных систем, проектирования и управления технологическими процессами и производством.
Учитывая предшествующий период спада производства, моральное и физическое старение оборудования и его ориентацию на изготовление неперспективной продукции, необходимо как переоснащение существующих производств, так и создание новых современных производственных комплексов.
С целью активизации и качественного обновления производства необходимо: расширение применения производств, построенных на базе автоматизированного оборудования (обрабатывающих центров, ГП-модулей, ГПС, гибких автоматических линий и др.) с управлением проектированием, подготовкой производства, а также маркетинга и сбыта на базе информационных технологий; создание обрабатывающих центров для крупносерийного производства с возможностями по адаптации к требованиям обработки; увеличение быстродействия оборудования за счет применения линейных электродвигателей и подшипников, лазерных систем, датчиков обратной связи для коррекции отклонений положения скорости; использование для деталей машин в качестве конструкционных материалов новых специальных и, как правило, труднообрабатываемых сталей и сплавов, керамических и композиционных материалов, создание инструментальных систем, адаптирующихся к автоматизированному оборудованию; применение режущего инструмента из новых композиций твердых сплавов, порошковых кобальтосодержащих сталей, керамики, синтетических алмазов и сверхтвердых материалов, в том числе с многослойными и композиционными, включая алмазные и алмазоподобные, покрытиями.
Наиболее сложным является вопрос поиска источников инвестирования инноваций. В целях более широкого привлечения инвестиций в среднее машиностроение с 2000 г. развернута работа по подготовке предложений машиностроительных предприятий для демонстрации на выставке инвестиционных проектов, способствующих оживлению инвестиционной активности и развитию производства конкурентоспособной машиностроительной продукции как Основы технической реконструкции предприятий в так называемых «точках роста».
Развитию отечественного среднего машиностроения и переход на выпуск машиностроительной продукции нового поколения способствует создание с ведущими зарубежными фирмами совместных сборочных производств на основе реализации крупных проектов в автомобильной промышленности. На ОАО «ГАЗ», г. Нижний Новгород, совместно с фирмой «ФИАТ» намечено создание мощностей по производству 150 тыс. легковых автомобилей; в г. Всеволожске Ленинградской области совместно с фирмой «ФОРД» - производство 25 тыс. легковых автомобилей; подписано инвестиционное соглашение с ОАО «Автофрамос», г. Москва, об организации производства совместно с фирмой «РЕНО» легковых автомобилей до 105 тыс. в год; организовано сборочное производство легковых автомобилей в «Автотор-Холдинг», г. Калининград, совместно с фирмой «БМВ» до 10 тыс. в год[8].
С 2000 г. в комплексе гражданского машиностроения практически завершен процесс приватизации. Практика реструктурирования предприятий выявила необходимость осуществления ряда мероприятий, важнейшими из которых являются реструктуризация имущественного комплекса и активов, создание эффективной системы управления, а также переход на выпуск нетрадиционной для предприятий продукции. Процесс реструктуризации включает в себя и создание предприятий с новым собственником. Так, совместно с РАО «Газпром» и ОАО «Камышинский крановый завод» было создано ОАО «ГАЗАКС» (г. Камышин Волгоградской обл.), 50% акций которого находятся в собственности РАО «Газпром». В результате предприятие получило инвестиции в объеме 30 млн. долларов США, на которые было закуплено и установлено современное импортное технологическое оборудование. АО «Первомайскхиммаш» (п. Первомайский Тамбовской обл.) освоил целую гамму новых агрегатов для нефтегазового комплекса, АО «Димитров-градмаш» (г. Димитровград Ульяновской обл.) - новых видов насосов, АО «УЗТС» (г. Ульяновск) - угледобывающих комбайнов и т.д.
Процесс реформирования предприятий машиностроительного комплекса, связанный с разукрупнением и созданием сети дочерних и малых предприятий, в основном для производства комплектующих изделий и деталей для сборочных производств, стал дополнительным импульсом для развития малого предпринимательства. В целях укрепления кооперативных связей и привлечения внебюджетных инвестиций в, настоящее время в машиностроительном комплексе сформированы десять интегрированных структур. Среди них МФПГ «Нижегородские автомобили», «Донинвест», «Единство», «БелРусАвто» и другие.
Реформирование и реструктуризация предприятий осуществляется федеральными органами власти и предприятиями во взаимодействии с регионами. Указанный процесс в большей степени коснулся крупных и социально значимых предприятий. Например, между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан заключено Соглашение о совместном участии в реформировании ОАО «КАМАЗ».
Для того чтобы реструктуризация неэффективных предприятий стала всеобъемлющим и необратимым процессом, необходимо принять целый ряд нормативно-законодательных актов, в том числе по механизму проведения реструктуризации имущественных комплексов, по социальной реабилитации работников ликвидированных предприятий, по участию зарубежных партнеров и т.д. Дальнейшее реформирование машиностроительного комплекса необходимо проводить в направлении поиска источников и привлечения инвестиционных ресурсов для реализации эффективных проектов, способствующих развитию среднего машиностроения и переходу на выпуск конкурентоспособной машиностроительной продукции нового поколения, в том числе через создание совместно с зарубежными фирмами сборочных производств, структурной перестройки производства.
Таким образом, в настоящее время проблемы машиностроительного комплекса решаются на государственном уровне. По данным Министерства промышленности и энергетики России, в 2005 году объем производства продукции в отрасли среднего машиностроения составил 109,4% по отношению к 2004 году, в 2004 году — 102,0% к 2003 году.
Доля среднего машиностроения в общем объеме промышленного производства в 2005 году составила 13,9% (в 2004 году — 13,5%).
Наибольший удельный вес в общем объеме выпуска Машино-технической продукции обеспечивается предприятиями автомобильной промышленности (27,9%).
Темпы роста объемов производства в машиностроительном комплексе России к 2010 году должны достичь 7-8% в год, при этом российские машиностроительные предприятия должны занять значительную долю внутреннего рынка и увеличить экспортные поставки не менее чем на 50-55%. Такого результата позволит добиться реализация предложенного Минпромнауки комплекса мер по развитию машиностроения.
К 2010 году производительность труда на предприятиях машиностроительного комплекса должна увеличиться более чем в два раза, а уровень зарплаты должен достичь среднего по промышленности. Рост выпуска машиностроительной продукции к 2010 году, как прогнозируется, составит 1.8 раза (объем производства в машиностроительном комплексе РФ за 2002 год составил 1117 млрд. руб.). Как сообщается в материалах, общее количество крупных и средних предприятий, входящих в машиностроительный комплекс России, составляет 7500.
Заключение
Итак, среднее машиностроение – крупная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.
Современное состояние среднего машиностроения, подотрасли машиностроительного комплекса, достаточно точно отражает нынешнее положение предприятий всего машиностроения.
Для решения проблем среднего машиностроения необходимо подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И прежде всего продуманную систему структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает общее машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.
Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в среднем машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей среднего машиностроения с неразвитой структурой производства.
Намеченные шаги по оздоровлению машиностроительного комплекса консолидируют усилия предприятий в решении общих проблем и будут способствовать подъему экономики России на новый уровень.
Список литературы
1. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли: (Машиностроение). – М.: Форум, 2005.
2. Пелих А., Баранников М. Экономика машиностроения. – М.: Феникс , 2004.
3. Рунова Т. Г. Экономическая география с основами регионалистики: учебное пособие. – М.: "МГИУ", 2006.
4. Экономическая география России и стран Ближнего зарубежья. / Под ред. Кистанова В.В., Копылова Н.В. – М.: "Высшая школа (Москва)", 2005.
5. Экономическая география России. / Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: "ЮНИТИ", 2004.
[1] Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли: (Машиностроение). – М.: Форум, 2005.
[2] Пелих А., Баранников М. Экономика машиностроения. – М.: Феникс , 2004.
[3] Экономическая география России и стран Ближнего зарубежья. / Под ред. Кистанова В.В., Копылова Н.В. – М.: "Высшая школа (Москва)", 2005.
[4] Рунова Т. Г. Экономическая география с основами регионалистики: учебное пособие. – М.: "МГИУ", 2006.
[5] Экономическая география России. / Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: "ЮНИТИ", 2004.
[6] Рунова Т. Г. Экономическая география с основами регионалистики: учебное пособие. – М.: "МГИУ", 2006.
[7] Рунова Т. Г. Экономическая география с основами регионалистики: учебное пособие. – М.: "МГИУ", 2006.
[8] Рунова Т. Г. Экономическая география с основами регионалистики: учебное пособие. – М.: "МГИУ", 2006.