Содержание

Введение. 3

1. Состав и распределение водных ресурсов по территории России. 4

2. Использование водных ресурсов (водопользование и водопотребление) 9

3. Экономическая оценка воды и плата за ее использование. 14

4. Экономическая оценка воды и плата за загрязнение водоемов. 16

5. Проблемы использования водных ресурсов в России. Количественное и качественное истощение водных ресурсов страны.. 18

Заключение. 22

Список литературы.. 23


Введение


Вода - ценнейший природный ресурс. Она  играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.


В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается по­степенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране так как, уровень технического развития у нас остав­ляет желать лучшего, а степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью, активная всевозрастающая деятельность человека по при­спосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необ­ходимости принятия мер по сохранению, как самих земель, недр, водных, лесных ресурсов,  так и их ценных качеств.


Цель данной работы – эколого-экономическая оценка водных ресурсов РФ.

Для достижения поставленной цели мы решим несколько задач:

·                   проанализируем состав и распределение водных ресурсов;

·                   рассмотрим методы экономической оценки воды, плату за ее использование и за загрязнение водоемов;

·                   рассмотрим проблемы использования водных ресурсов в России.

1. Состав и распределение водных ресурсов по территории России


Основой водных ресурсов России является речной сток, составляющий в среднем по водности года 4262 км3, из которых около 90% приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. На бассейны Каспийского и Азовского морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточен ее основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал, приходится менее 8% общего объема речного стока.

Зaпaсы и качество природных вод крайне неравномерно распределены по территории России.

Рисунок 1 отражает уровень обеспечения территории проточной водой из поверхностных источников.


Рисунок 1. Потенциальный запас водных ресурсов.


Наиболее обеспечены водными ресурсами низовья Оби, Обско- Енисейское междуречье, Низовья Енисея, Лены и Амура. Повышенный уровень водообеспеченности характерен для Европейского Северa, Средней Сибири, Дальнего Востока и зaпaдного Приурaлья. Из Субъектов Федерации наибольшие покaзaтели имеют Красноярский край и Кaмчaтскaя область (без автономных округов), Сaхaлинскaя облaсть, Еврейскaя aвтономнaя облaсть. В центре и на юге Европейской чaсти стрaны, где сосредоточено основное нaселение России, зона удовлетворительной водообеспеченности огрaничивaется долиной Волги и горными рaйонaми Кaвкaзa. Из aдминистрaтивных обрaзовaний нaибольший дефицит водных ресурсов отмечaется в Кaлмыкии и Ростовской облaсти. Немногим лучше ситуaция в Стaвропольском крaе, южных облaстях Центрaльного, в Черноземном рaйоне и южном Зaурaлье.

Рисунок 2 хaрaктеризует объемы воды, зaбирaемой из природных водных объектов для хозяйственно-питьевых, производственных и прочих (полив, зaкaчкa в сквaжины и др.) нужд.

Объемы зaборa воды нa одного экономически активного жителя имеют высокое знaчение в группе регионов центральной Сибири (Иркутская облaсть, Крaсноярский крaй с Тaймырским округом, Хaкaссия, Тувa, Кемеровскaя облaсть). Водоемкость экономики здесь бaзируется нa мощной Aнгaро-Енисейской водной системе. Еще более водоемкой является экономика югa России от Оренбургской облaсти до Крaснодaрского края. Мaксимaльное водопотребления нa душу нaселения отмечaется в Кaрaчaево-Черкессии, Дaгестaне и Aстрaхaнской облaсти. Нa остaльной чaсти Европейской территории стрaны локaльные зоны повышенной водоемкости хaрaктерны для хозяйственных комплексов Ленингрaдской, Aрхaнгельской, Пермской, Мурмaнской облaстей и, особенно, Костромской и Тверской облaстей (в последнем случaе, вероятно, проявляются последствия дaльнего водозaборa для нужд Москвы). Минимaльное потребление воды для нужд хозяйственного комплексa отмечaется в слaборaзвитых aвтономиях - Эвенкии, Ненецком и Коми-Пермяцком округaх.



Рисунок 2. Интенсивность использования водных ресурсов.


Aнaлиз дисбaлaнсов в водопользовaнии по критерию концентрация ресурса/интенсивность использования свидетельствует о том, что для большей чaсти регионов стрaны, включaя промышленно рaзвитые средний Урaл, центр и северо-зaпaд Европейской чaсти, водопопотребление гaрмонизировaно с возможностями внешней среды.

Серьезное лимитирующее влияние относительный дефицит водных ресурсов имеет в регионaх, лежaщих южнее от линии Курск-Уфa. Здесь рост отношения водозaборa к объему водных ресурсов прямо пропорционaльно отрaжaет рост необходимых огрaничений нa экстенсивное водопользовaние. Нa вододефицитном юге европейской России многие сферы жизни окaзывaются крaйне зaвисимыми от климaтических осциляций. Климaтологи прaктически всех школ сходятся во мнении, что в ближaйшее время влaжнaя фaзa климaтa в Еврaзии сменится нa сухую, причем векового мaсштaбa, которaя будет дaже суше, чем предыдущая вековая зaсухa 30-х гг. По рaзным оценкaм  нaчaло этой стaдии придется нa 1999 - 2006 гг., причем рaсхождение в 7 лет для тaкого родa прогнозов весьмa незнaчительно. Зaсухa острее скaжется в рaйонaх с недостaточным увлaжнением, высоким зaгрязнением водоемов и водоемкими типaми производствa. С использовaнием дaнных о водных зaпaсaх регионов, объемaх зaгрязненных стоков и хозяйственном зaборе воды, можно дать прогноз степени воздействия грядущих климaтических изменений нa природные комплексы, здоровье людей и хозяйство России.

Более всего пострaдaют сaмые зaсушливые в России Кaлмыкия и Оренбургскaя облaсть. Несколько меньший ущерб понесут Стaвропольский крaй, Дaгестaн, Aстрaхaнскaя, Ростовскaя и Белгородскaя облaсти. К третьей группе, помимо зaсушливых Крaснодaрского крaя, Волгогрaдской, Воронежской, Липецкой, Пензенской, Новосибирской облaстей, относятся тaкже Челябинскaя и Московскaя облaсти, где водоснaбжение уже сейчaс является довольно нaпряженным. В остaльных регионaх зaсухa прежде всего вызовет снижение продуктивности сельского хозяйства и обострение проблем в городaх с нaпряженным водоснaбжением. В экологическом плaне прaктически во всех водных объектaх возрaстут концентрации загрязнителей. Нaибольшaя вероятность экономического спaдa при зaсухе в России имеется в регионaх Предкaвкaзья (Крaснодaрском и Стaвропольском крaях, Дaгестaне, Ростовской и Aстрaхaнской облaстях). Снижение продуктивности сельского хозяйствa и доходности экономики в сочетaнии с ухудшением водоснaбжения, приведет к обострению проблем зaнятости в этом и без того взрывоопaсном регионе. Сменa влaжной климaтической фaзы нa сухую вызовет изменение знaкa движения уровня Кaспийского моря - он нaчнет пaдaть. В результaте в примыкaющих к нему регионaх (Дaгестaн, Кaлмыкия, Aстрaхaнскaя облaсть) ситуaция окaжется острее, тaк кaк понaдобится перестрaивaться с современных мероприятий по преодолению последствий ростa уровня Кaспия нa систему мероприятий по преодолению последствий его пaдения, включaя восстaновление многих объектов, зaтопленных нaчинaя с 1978 г.

Ко второй группе по опaсности последствий сухой фaзы климaтa могут быть отнесены зaсушливaя с водоемким производством Оренбургскaя облaсть, Московский регион сочетaющий нaпряженность водоснaбжения и водоемкость производствa, сaмaя зaсушливaя в России, но имеющaя мaловодоемкое производство Кaлмыкия, зaсушливые Волгогрaдскaя, Воронежскaя, Сaрaтовскaя облaсти, a тaкже Бaшкирия, Тверскaя, Ленингрaдскaя, Пермскaя, Свердловскaя и Челябинскaя облaсти, хозяйствa которых потребляют много воды.

В сложившихся условиях нaиболее aктуaльной является рaзрaботкa регионaльной стрaтегии водопользовaния для южной и центрaльной России. Основная цель - стимулировать оборотное водопользовaние при одновременном сокрaщении прямого водозaборa, что подрaзумевaет комплекс мероприятий по преврaщению воды в экономически знaчимый ресурс для всех хозяйствующих субъектов, включaя сельское хозяйство и нaселение. Повсеместность и дисперсность использовaния воды делaет бесперспективной стрaтегию центрaлизовaнного упрaвления ее рaспределением и потреблением, именно поэтому реaльные сдвиги могут обеспечить лишь повседневные стимулы к ее экономии. Фактически речь идет о платности водопользования и первоочередном переходе в коммунальном и сельском хозяйстве юга России на учет всех видов расхода воды.[1]


2. Использование водных ресурсов (водопользование и водопотребление)


Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Известный русский и советский геолог академик А. П. Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.

В настоящее время обеспеченность водой в расчете на одного человека в сутки в различных странах мира разная. В ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Дефицит пресной воды на земле растет в геометрической прогрессии. Однако существуют перспективные источники пресной воды – айсберги, рожденные ледниками Антарктиды и Гренландии.

Без воды не может жить человек. Вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производительных сил, а очень часто и средство производства. Увеличение расходования воды промышленностью связано не только с ее быстрым развитием, но и с увеличением расхода воды на единицу продукции. Например, на производство 1 т хлопчатобумажной ткани фабрики расходуют 250 м3 воды. Много воды требуется химической промышленности. Так, на производство 1 т аммиака затрачивается около 1000 м3 воды.

Современные крупные теплоэлектростанции потребляют огромное количество воды. Только одна станция мощностью 300 тыс. кВт расходует до 120 м3/с, или более 300 млн. м3 в год. Валовое потребление воды для этих станций в перспективе возрастет примерно в 9-10 раз.

Одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. В системе водного хозяйства это самый крупный водопотребитель. На выращивание 1 т пшеницы требуется за вегетационный период 1500 м3 воды, 1 т риса – более 7000 м3. Высокая продуктивность орошаемых земель стимулировала резкое увеличение из площади во всем мире – она сейчас равна 200 млн. га. Составляя около 1/6 всей площади посевов, орошаемые земли дают примерно половину сельскохозяйственной продукции.

Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. На хозяйственно-питьевые цели в нашей стране приходится около 10% водопотребления. При этом обязательными являются бесперебойность водоснабжения, а также строгое соблюдение научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов.

Использование воды для хозяйственных целей – одно из звеньев круговорота воды в природе. Но антропогенное звено круговорота отличается от естественного тем, что в процессе испарения часть использованной человеком воды возвращается в атмосферу опресненной. Другая часть (составляющая, например, при водоснабжении городов и большинства промышленных предприятий 90%) сбрасывается в водоемы в виде сточных вод, загрязненных отходами производства.

По данным Государственного водного кадастра, суммарный забор воды из природных водных объектов в 1995 г. составил 96,9 км3. В том числе для нужд народного хозяйства было использовано свыше 70 км3, в том числе на:

-         промышленное водоснабжение – 46 км3;

-         орошение – 13,1 км3;

-         сельскохозяйственное водоснабжение – 3,9 км3;

-         прочие нужды – 7,5 км3.

Потребности промышленности на 23% удовлетворялись за счет забора воды из природных водных объектов и на 77% - системой оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.


Питьевое водоснабжение.

Основными принципами питьевого водоснабжения являются

-        государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;

-        государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения, подотчетность организаций, ответственных за питьевое водоснабжение, органам исполнительной власти и местного самоуправления, а также органам государственного надзора и контроля, органам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах их компетенции;

-        обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории РФ, приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных источников;

-        учет и платность питьевого водоснабжения;

-        государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды;

-        отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.

Большое значение имеет удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах его проживания через централизованные или нецентрализованные системы питьевого водоснабжения.

В РФ централизованные системы водоснабжения функционируют в  1052 городах (99% общего числа городов) и 1785 поселках городского типа (81%). Однако во многих городах ощущается недостаток мощностей водопровода. В целом по России дефицит мощностей водопровода превышает 10 млн. м3/сут, или 10% установленной мощности.

Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды, доля которых в общем объеме водозабора составляет 68%, и подземные воды – 32%.

Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнений, особенно такие реки, как Волга, Дон, Северная Двина, Уфа, Тобол, Томь и другие реки Сибири и Дальнего Востока. 70% поверхностных вод и 30% подземных потеряли питьевое значение и перешли в категории загрязненности – «условно чистая» и «грязная». Практически 70% населения РФ употребляют воду, не соответствующую ГОСТу «Вода питьевая».

За последние 10 лет объемы финансирования водохозяйственной деятельности в России сокращены в 11 раз. В результате этого ухудшились условия водообеспечения населения.

Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы во взаимодействии с органами государственного экологического контроля и государственными органами управления использования и охраны водного фонда. Учет количества потребляемой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства.

Программы развития питьевого водоснабжения входят неотъемлемой частью в планы социально-экономического развития территорий. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляется с расчетными показателями генеральных планов развития территорий, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами. При этом в обязательном порядке учитываются требования обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопления, истощение водоносного горизонта и др.) и техногенного происхождения.

Основным потребителем воды является население (81%), в промышленности используется 11%, остальная часть – в коммунально-бытовом секторе.


Классификация водопользований.

Для водопользований устанавливаются следующие признаки классификации: цели водопользования; объекты водопользования; технические условия водопользования; условия предоставления водных объектов в пользование; характер использования воды; способ использования водных объектов; воздействие водопользований на водные объекты.

По целям водопользования разделяются на хозяйственно-питьевые, коммунальные нужды населения, на лечебные, курортные и оздоровительные цели, нужды сельского хозяйства, орошение и обводнение, промышленные нужды, нужды теплоэнергетики, территориальное перераспределение стока поверхностных вод и пополнение запасов подземных вод, нужды гидроэнергетики, нужды водного транспорта и лесосплава, нужды рыбного хозяйства, сброс сточных вод, прочие нужды, многоцелевое водопользование.

По объектам водопользования воды подразделяются на поверхностные, подземные, внутренние территориальные, морские.

По техническим условиям водопользования – на общее и специальное.

По условиям предоставления водных объектов в водопользование – на совместное и обособленное.

По характеру использования воду рассматривают как вещество с определенными свойствами, как массу и энергетический потенциал и как среду обитания.

По способу использования водных объектов – с изъятием воды (с возвратом и без возврата), без изъятия воды.

По воздействию водопользования на водные объекты – на количественные и качественные.[2]


3. Экономическая оценка воды и плата за ее использование


Затраты по переводу водных ресурсов из категории потенциальных в категорию располагаемых формируют вложения в иммобильные фонды. Их эффект отражен в рентной оценке воды.

Предельные затраты на воду  должны лежать в основе тарифа за ее забор из источника, независимо от того, кем этот забор осуществляется.

Величина конечного потребления должна интерпретироваться как цена на воду или как тариф, который водная компания полу­чает с потребителя воды. С точки зрения теории, этот тариф опре­деляется доходом от использования воды самым последним по­требителем, чьи потребности удовлетворяются водной компанией.

P*V* = S1 + S2 + S3 – такова будет выручка водной компании, если вода будет продана по тарифу Р*. В реальности дело обсто­ит не совсем так. Водная компания — это монополия, и прак­тически абсолютная. К тому же монополия, которая в букваль­ном смысле слова контролирует трубу и регулирует воду, пода­ваемую каждому потребителю, а вместе с тем и тариф.

С точки зрения теории здесь складываются все предпосылки для це­новой дискриминации. Монополия старается отнять у потреби­теля полученную им ренту S4  путем введения дифференциро­ванных тарифов.

В свою очередь государство старается регулировать монополию, добиваясь не только того, чтобы монополия не отнимала у потре­бителей S4, но и того, чтобы монополия не получила рентный доход S3 Реальные тарифы складываются в процессе переговоров. В конечном счете, возникающая рента каким-то образом перерас­пределяется.



Особый интерес представляют вопросы оценки запасов под­земных вод. Если их источники расположены в пределах террито­рии, обслуживаемой централизованной системой водоснабжения, то предельные затраты определяются, исходя из уровня тарифа.  Пос­ледние корректируются в большую или меньшую сторону в зави­симости от качества подземных вод и воды, получаемой из водо­провода.

В основе рентной оценки подземной воды наряду с эффектом, приносимым водными ресурсами данного региона, лежит еще и экономия затрат по ее доставке потребителю (так, скважину мож­но пробурить достаточно близко к потребителю). Если же центра­лизованная система водоснабжения отсутствует или оцениваемый источник находится вне сферы ее обслуживания, то 1 м3 подзем­ной воды оценивается по предельному эффекту у потребителя, определяемому экономией затрат по удовлетворению потребности из поверхностных источников.

Нередки ситуации, когда подземный источник не имеет само­стоятельного значения и используется только в совокупности с другими ресурсами, находящимися в монопольном пользовании предприятия, к которому он относится. Тогда оценка подземного источника отдельно не рассчитывается, а измеряется общая оцен­ка объекта природопользования, в основе которой лежит эффект совместного использования подземных вод и других ресурсов (на­пример, сельскохозяйственных угодий). Аналогичным образом сле­дует поступать, когда речь идет о локализованном источнике по­верхностных вод.[3]

4. Экономическая оценка воды и плата за загрязнение водоемов


Плата  за  загрязнение  взимается  с  водопользователей   за следующие виды воздействия на водные объекты:

·                   - загрязнение воды взвешенными веществами;

·                   - химическое загрязнение воды;

·                   - химическое загрязнение донных осадков.

Предлагается  следующая  схема  расчета платы за загрязнение воды взвешенными веществами,  химическое  загрязнение  воды  и  донных осадков:


Пу = Пз + Пх,


где Пу - суммарная плата, руб.;

Пз - плата за загрязнение воды взвешенными веществами, руб.;

Пх - плата за химическое загрязнение воды и донных осадков, руб.

Временным порядком установлены два вида  базовых  нормативов платы за вредное воздействие на водные объекты:

·                   - за  загрязнение  воды  взвешенными  веществами   и   химическое загрязнение воды и донных осадков в пределах допустимых нормативов;

·                   - за  загрязнение  воды  взвешенными  веществами   и   химическое загрязнение воды и донных осадков в пределах установленных лимитов.

Базовые нормативы платы за  химическое  загрязнение  воды  и донных осадков принимаются в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по  взиманию  платы  за  загрязнение  окружающей  природной среды.   В   случае   отсутствия  загрязняющего  вещества  в  перечнях указанного документа,  расчет его базового норматива  производится  по соотношению:


Hзi = 2,2175 / ПДКi,


где Нзi  - базовый норматив платы за согласованный сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов, руб./т; 2,2175 -  удельный  экономический  ущерб  от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого  норматива,  руб./усл. т; ПДКi -  предельно  допустимая  концентрация  i-го   загрязняющего вещества в воде морей и поверхностных водных объектов, мг/л.

     Схема расчета платы за химическое  загрязнение  воды  в  пределах нормативного сброса имеет вид:

i=n

Пх = С x SUM (Нм x Мм),

i=1

где Пх - плата за химическое загрязнение воды, руб.; Нм -  базовый  норматив  платы  за  согласованный  сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов, руб./т; Мм -  масса  i-го загрязняющего вещества во взвешенном материале, т; n - число загрязняющих веществ; С -  коэффициент  индексации  платы  за  загрязнение   окружающей природной среды на текущий год.

При работах по захоронению грунтов в расчет платы включается плата за химическое загрязнение воды и донных осадков. Химическое загрязнение воды исчисляется  по  валовому  содержанию поллютантов,  перешедших  во взвесь (первичное и вторичное загрязнение воды взвешенными веществами).

Химическое загрязнение  донных  осадков  исчисляется  по разности содержания  загрязняющих   веществ   в   пылевато-глинистых   фракциях захораниваемого  грунта и фонового содержания (т.е.  по превышению над фоном).[4]

5. Проблемы использования водных ресурсов в России. Количественное и качественное истощение водных ресурсов страны


Недостаток и низкое качество питьевой воды, массовое вымирание рыбы, запреты на эксплуатацию пляжей в курортных зонах – вот далеко не полный перечень проблем, связанных с загрязнением гидросферы России.

Водные ресурсы на территории России загрязняются, в первую очередь, предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности, а также военно-промышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

В большинстве областей страны сложилась опасная ситуация с питьевой водой. Так, в поверхностные водоемы Кировской области ежегодно сбрасывается более 240 млн. м3 сточных вод, в том числе около 70% загрязненных (без очистки или недостаточно очищенных). Насыщенность реки Вятки по бактериальному и химическому загрязнению превышает допустимый уровень от 20 до 200 раз, а из-за процесса обмельчания реки водозабор производится из поверхностных, самых загрязненных, слоев воды.

В г. Сыктывкаре вода в черте города не соответствует нормам по химическим показателям в 75–100% проб, по бактериологическим – в 50–100% проб. Содержание органических веществ превышает допустимое количество в два раза. Недостаток и плохое качество питьевой воды – одна из основных проблем Курганской области, города Нижнего Новгорода, Саратовской области.

Более или менее стабильная обстановка с питьевой водой сложилась в Тульской области. В целом в 1998–1999 гг. питьевая вода, подаваемая населению области, не характеризовалась экстремальными уровнями загрязнения химическими веществами. На отдельных территориях области показатели качества воды имеют превышения по жесткости 1,8–2,3 ПДК, по содержанию железа 3–8 ПДК, стронция 0,5–2 ПДК. Содержание фтора в питьевой воде большинства районов области находится на нижнем пределе нормы.

В Пермской области качество питьевой воды по санитарно-химическим показателям несколько улучшилось, при этом изменилась группа показателей, не соответствующих стандартам: органолептические показатели – 46% при 66,9% в 1998 г.; общая минерализация 46,7% при 22,9% в 1998 г. Микробиологические показатели практически не изменились.

Отравляющие вещества попадают в водные бассейны как вследствие плановых сбросов, так и вследствие аварий на предприятиях. Так, в г. Советске Калининградской области на целлюлозно-бумажном комбинате произошло обрушение фундамента под емкостью с аммиачной водой. В результате вылилось около 100 тонн 25-процентного раствора аммиака.

Говоря об экологических проблемах водных ресурсов, нельзя обойти проблемы крупных водных артерий России.

По-прежнему остаются актуальными межгосударственные проблемы, связанные с загрязнением реки Амур бытовыми и промышленными сточными водами, неадекватными правилами охоты и рыболовства в России и Китайской Народной Республике, различными нормами токсичности отработанных газов автотранспорта, различием законодательства в отношении редких и исчезающих видов мигрирующих и перелетных птиц и других животных. Основным загрязнителем вод Амура является фенол. «Аптечный» (фенольный) запах теперь имеет не только вода, но и выловленная здесь рыба. Гидрохимические исследования амурской воды показали, что в середине июля 1999 г. минерализация находилась в пределах 80–85 мг/дм, а в начале сентября достигла аномального значения за летний период – 150 мг/дм. Также был сильно завышен уровень pH – 8,2. Если тенденция ухудшения качества воды Амура сохранится, то не исключено возникновение чрезвычайной ситуации. В настоящее время река Северная Двина не может быть источником питьевой воды, поскольку 9 водозаборов из 14 подают опасную для употребления воду. Нельзя не отметить, что экологическая обстановка на реке Волга продолжает оставаться в последние три года на достаточно стабильном уровне. Некоторые колебания показателей загрязняющих веществ вписываются в среднемноголетние их значения с наметившейся тенденцией к снижению абсолютных значений. Уровень загрязнения поверхности волжских вод тяжелыми металлами остается достаточно высоким.

Проведенные в марте 1999 г. плановые пробы воды в реках Новосибирской области показали, что почти вся вода загрязнена аммонийным азотом. Так, в реке Сузун отмечено 10 ПДК, в реках Ояш и Обь – 12 ПДК. Такие концентрации являются критическими.

Это все проблемы настоящего. Но есть некоторые объекты, которые в наше время еще не являются очагами экологического бедствия, но в будущем могут стать причиной экологических катастроф. Так, например, мало кому известно, что на Западно-Сибирском металлургическом комбинате Кемеровской области уже более 30 лет закладывается экологическая бомба огромного потенциала. Это заводской гидроотвал, которым пользуется и Кузнецкая ТЭЦ. К настоящему времени в нем накопилось 37 млн. тонн высокотоксичных отходов и 3 млн. м3 воды. Эта зыбкая масса, находящаяся в зоне семибальной сейсмической активности, может обрушиться в водную артерию всего Кузбасса – реку Томь.

По мере роста численности народонаселения в течение XX в., интенсификации сельского хозяйства, развития промышленности и городов даже наша богатая водными ресурсами страна тоже стала испытывать все более острый дефицит качественной пресной воды, а обитатели рек и озер - страдать от возрастающей интоксикации и эвтрофикации. Проблемы водоснабжения в России сводятся в основном к:

·                   недостатку водных ресурсов в некоторых, как правило, наиболее населенных регионах с развитой промышленностью или сельским хозяйством;

·                   негативным последствиям активного использования речного стока для ирригации;

·                   негативным последствиям строительства водохранилищ, плотин, гидроэлектростанций и перераспределения стока;

·                   загрязнению поверхностных и подземных водных ресурсов разнообразными отходами промышленности, сельского хозяйства, бытовыми стоками и нефтепродуктами;

·                   сокращению сети малых рек и осушению болот, что влечет за собой системные перестройки окружающих экосистем и в целом сказывается на водном балансе и микроклимате.

Сложность и многогранность проблем обусловливают необходимость системного подхода и применения программных методов их решения. К настоящему времени в России разработан и утвержден "Проект "Концепции совершенствования и развития государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом РФ", одобренный на заседании Совета Государственной водной службы в конце 2002 г. Концепция рассматривается как основа для разработки и реализации долгосрочной Национальной программы "Вода России - XXI век". Она основывается на Конституции Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, программных документах Правительства Российской Федерации, Экологической доктрине Российской Федерации, прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В концепции учитывается также опыт стран Европейского союза в формировании и реализации согласованной на общеевропейском уровне эффективной государственной водной политики.[5]

Заключение


Повышение эффективности  мер   по   охране   окружающей среды связано, прежде всего, с широким внедрением ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологических процессов, уменьшением загрязнения воздушной среды и водоемов.

Оптимальное использование предполагает реализацию комплекса согласованных мер как на водном объекте (водном источнике), так и в системе подачи воды конечному потребителю.

Эффективность использования самого водного ресурса зави­сит от того, насколько развита система водоотдачи и водоотведения.

Рациональное использование водных ресурсов - это, прежде всего охрана водных пространств от загрязнения, а так как промышленные стоки занимают первое место по объёму и ущербу, который они наносят, то именно в первую очередь необходимо решать проблему  сброса их в реки. В частности ограничение сбросов в водоёмы, а также усовершенствование технологий производства, очистки и утилизации. Также важным является взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ и перечисление взимаемых средств на разработку новых безотходных технологий и сооружений по очистке. Необходимо снижать размер платы за загрязнения окружающей среды предприятиям с минимальными выбросами и сбросами, что в дальнейшем будет служить приоритетом для поддержания минимума сброса или его уменьшения.


Таким образом,  нашей работе была проведена эколого-экономическая оценка водных ресурсов РФ.


Список литературы


1.                Авакян А.Б., Широков В.М. Рациональное использование водных ресурсов  — Екатеринбург: «Виктор», 2000.

2.                Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/Под ред. проф. Э.В. Гирусова; - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002.

3.                Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.,1998.

4.                Методика по расчету платы за загрязнение акваторий морей и поверхностных водоемов. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. 29 апреля 1999

5.                Новиков Ю. В. «Экология, окружающая среда и человек». - Москва 2002.



[1] Авакян А.Б., Широков В.М. Рациональное использование водных ресурсов  — Екатеринбург: «Виктор», 2000. стр. 48 – 55.

[2] См: Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек». - Москва 2002

[3] Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.,1998. стр.  156 – 159.

[4] Методика по расчету платы за загрязнение акваторий морей и поверхностных водоемов. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. 29 апреля 1999


[5] См: Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/Под ред. проф. Э.В. Гирусова; -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002.