Содержание
Модуль 1. Социология как наука об обществе. 4
Станица 17. 4
Станица 19. 5
Станица 21. 6
Станица 23. 7
Станица 25. 8
Станица 27. 9
Станица 29. 10
Станица 31. 11
Станица 33. 12
Станица 35. 12
Терминологический словарь к модулю I 13
Модуль 2. Важнейшие отрасли социологического знания. 15
Станица 41. 15
Станица 43. 16
Станица 45. 17
Станица 47. 17
Станица 49. 18
Станица 51. 19
Станица 53. 20
Станица 55. 21
Станица 57. 22
Станица 59. 22
Терминологический словарь к модулю II 23
Модуль 3. Социологические исследования: структура, процесс, методы и процедура 25
Станица 65. 25
Станица 67. 25
Станица 69. 26
Станица 71. 27
Станица 73. 27
Станица 75. 28
Станица 77. 29
Станица 79. 30
Станица 81. 30
Станица 83. 31
Терминологический словарь к модулю III 31
Модуль 1. Социология как наука об обществе
Станица 17
1. Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. - М.: Интерпракс, 2002. – 285 с.
2. Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия» Т. Парсонса). Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальные отношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные, поселенческие группы и социальные институты.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: ЮНИТИ, 1996. – 348 с.
3. При изучении дисциплины «Социология», я преследую цель получения знаний об обществе – сущность становления и развития общества, его структуру, связи общества с другими элементами системы, а самое главное это понять смыслы существования общества. Так как каждый человек живет в обществе, и зависим от общества.
Станица 19
1. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология - система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных. Для социологии — это общая методология социологического исследования или социологическая методология. (от греч. metodos — путь исследования или познания и греч. logos — слово, понятие, учение) — учение о методе социального познания. Социальная реальность специфична, поэтому для ее познания существует своя методология — социологическая методология.
Шереги Ф.А., Горшков М.К. Основы социологии. - М.: Логос, 2001. - 294 с.
2. Различают три уровня методологии:
Научные отрасли/ Уровни методологии |
В науке вообще |
В социологии в частности |
I уровень (верхний) |
Философский, или всеобщей научной методологии |
— |
II уровень (средний) |
Общенаучный |
Социологическая методология |
III уровень (нижний) |
Конкретно-научный |
Специальная методология социологического исследования |
Это многообразие обусловлено тем, что не какого-то одного абсолютного социологического метода. Поэтому для каждой отрасли науки используется определенный метод.
Смелзер Н. Социология. - М.: ИНФРА-ДАНА, 1999. – 350 с..
3. Рассмотрим особенности фундаментальной и прикладной социологии, которые представлены в таблице:
Фундаментальные |
— Познавательная: 1. дескриптивная (описательная) 2. диагностическая 3. прогностическая (попытка предвидеть) 4. моделирования социальных объектов |
Прикладные |
— Прогнозная 1. Социального проектирования и конструирования 2. Организационно-технологическая 3. Управленческая 4. Инструментальная |
Фундаментальная и прикладная социология, ее основанием деления служит функция знания.
Станица 21
1. Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Под парадигмой понимается признанный и принятый научным сообществом способ решения определенного круга научный задач. Выступая в качестве прикладной логики, общая социологическая теория помогает нащупать принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом явлении, чтобы перейти к целенаправленному эмпирическому изучению объекта. Поэтому соотношение социологической парадигмы и социологической теории, как бы дополняют друг другу для целостного восприятия картины.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Социология: Учеб. пособ. - М.: Мысль, 1998. – 429 с.
2. Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 - 1857). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Отцами социологии, ее классиками, кроме О.Конта, можно по праву назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1820 -1903) и германского ученого публициста Карла Маркса (1818 - 1883). Спенсер (главный труд «Основание социологии»), К.Маркс (основной труд «Капитал»). Х1Х век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс). Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы ХХ века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв».
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 346 с.
3. Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, территориальной масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр. Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок.
Голосенко И.А., Козловский В.В. Русская социология. - М.: Слово, 2000. – 328 с.
Станица 23
1. Под социальной системой понимают целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в качестве которых выступают индивиды, группы, общности и общество в целом. Общество как социальная система включает в себя ряд подсистем, которые имеют самостоятельную функциональную нагрузку (экономическая, политическая, социальная, социокультурная (духовная) подсистема): Экономическая подсистема регулирует отношения людей в процессе производства, распределения и потребления, материальных благ; Политическая подсистема регулируют отношения людей, связанные с установлением, организацией и функционированием политической власти; Социально-культурная подсистема. Она направляет деятельность по созданию, развитию и освещению культурных и духовно-нравственных ценностей, которые определяют сознание и поведение человека.
Фролов С.С. Социология. - М.ИНФРА-М, 2000. – 368 с.
2. Иерархия социальных систем: представлена в виде горизонтальной иерархии: общество - (социально-демографические группы, классы и слои, социально-территориальные общности, этнические группы, профессиональные группы) – (социальные институты, культура, социальные организации) – личность.
Социология./ Под ред. Г. В. Осипов. – М.: Мысль, 2000. – 364 с.
3. В основе функционирования социальной группы лежит - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей; Социальной общности – народ, территориальная общность, профессиональная или любая другая, как субъект как личность руководствуясь своими интересами, определяет цели и средства их достижения; Социальная организация - объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур.
Беляев. А. П. Основа социологии. – М.: Просвещение, 2001. - 350 с.
Станица 25
1. Цивилизационный, формационный и социокультурный подход в изучении истории общества соотнесены между собой таким понятие как мировая система. Через мировую систему и общество чрез два эти понятие происходит все взаимодействие этих трех подходов в изучении истории общества. И в социологических знаниях они отражены как тройственность мировой системы и общества.
Беляев В.А. Филатов А.Н. Социология. – М.: Дело, 1999. – 335 с.
2. Система мировая – историко-социологический подход к политической экономии, предполагающей рассмотрение мира как целостности, связанной с международным разделением труда и не регулируемой никакой политической структурой.
Капитонов Э.А. Социология. – М.: Юристъ, 2001. – 392 с.
3. На сегодняшний день существует четыре вида глобальных проблем современности – социально-политические, социально-экономические, социально-экологические и проблемы человека его выживания, которые оказываю регрессивное воздействие на развитие глобальной системы, т. е. «тормозя» развитие мировой системы.
Станица 27
1. Человек – это самое общее понятие, которое только лишь указывает на принадлежность человеческому роду и служит для характеристики присущих всем людям свойств и качеств. Под индивидом понимается конкретный человек (единичный представитель человеческого рода). Индивид рассматривается в качестве отправного момента личности. Личность характеризует итог развития индивида.
Краткий словарь по социологии. - М.: Юристъ, 2002. - 363 с.
2. Социализация индивид (от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность - и самосознание.
Социально-энциклопедический словарь. – М.: Дело, 2003. - 693 с
3. В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества. 1. Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации; иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2. Жизненный опыт личности: умения; навыки; привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3. Особенности психический процессов: чувства; восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. Биологические свойства: строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип нервной системы); половые и возрастные свойства.
Станица 29
1. Социальное поведение, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальное поведение» дается в социологии характеристика всех других социальных образований: «роль», «статус», «социальный контроль», «социальная группа», «социализация», «социальный институт», «социальная структура» и др. фундаментальной категорией социологии является также категория «общество».
Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический проект, 2001. - 358 с.
2. На социальную деятельность человека оказывают влияние следующие факторы – социальный контроль и социальное поведение, которые несут свой вклад в формирование деятельности человека в обществе.
3. Социальный контроль включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления. Выделяют две формы социального контроля: 1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; 2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.
Фролов С. С. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 420 с.
Станица 31
1. Социальная категория включает в себя: социальный институт, социальная система, социальная структура, социальная группа (класс, слой, нация, народ, семья…), социальные отношения. Поскольку социология изучает социальную реальность, постольку ее законы – это законы взаимодействия общества, общности, социальных групп и личностей. Значит, социальные законы действительно регулируют поведение людей, их групп, определяют отношения между личностями, группами и проявляются в деятельности людей и их объединении.
2. Любое общество делится на различные слои, которые Сорокин называет стратами. Эти слои различаются: по уровню доходов, по характеру и роду деятельности, по политическим ориентациям, по культурным ориентациям, и по другим формам. Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Поэтому можно соотнести эти категории как понятия социальной структуры общества.
Маркович Д. Общая социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 377 с.
3. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания.
Панов В. А. Размышления о социологии. – М.: Просвещение, 1990. – 348 с.
Станица 33
1. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях. Варианты социальной мобильности разнообразны: индивидуальная и коллективная; вертикальная и горизонтальная; внутрипоколенная и межпоколенная.
Волков Ю. Г. Социология. - М.: ИНФРА-ДАНА, 200. – 341 с.
2. Корпоративность в социальной мобильности в России занимает небольшую роль, так как движение людей происходит все больше к классу рабочих – низшему классу, в редких случаях к среднему или высшему. Поэтому можно сказать, что здесь существует, некая одностороння связь корпоративной социальной мобильности.
3. В настоящее время в Российской социальной структуре появляются все новые классы, слои и страты, ноя эти классы, не выделяются своей положительной характеристикой, потому что все больше появляются низших классов – маргиналы, безработные, малообеспеченный, в то время как в странах запада происходит обратная ситуация.
Основы социологии./ Под ред. А. Эфендиева. - М.Логос, 2003. – 381 с.
Станица 35
1. Соотнесем понятие «социальные изменения» и «социальное развитие». Социальные изменения включают в себя следующие компоненты – эволюционные, инновационные, циклические и революционные, а понятие социальное развитие так же повержено этим компонентам. Поэтому можно сказать, что эти два понятие развиваются друг с другом, как неотъемлемая часть социальных изменений и социального прогресса.
Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. – М.: Дело, 1999. – 335 с.
2. Особенность социальных циклических изменений заключается в том, что каждое социальное изменении развивается по циклам. То есть это «изменение» проходит цикля застоя, кризиса, спада, роста, пика. Этому подвержены все социальные изменения.
Фролов С.С. Социология. - М.ИНФРА-М, 2000. – 368 с.
3. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции. Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до какой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм), идеальный фактор (теории Вебера).Многофакторные теории, выделяя один детерминант, стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.). Поэтому нельзя сказать, что критерии прогресса могут носить объективный характер.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: ЮНИТИ, 1996. – 348 с.
Терминологический словарь к модулю I
1. Социальное – относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений
2. Парадигма социальная – система наиболее общих, исходных и важных основ достаточно признанной на данном этапе теории, определяющая ее концептуально-методологический подход к постановке и решению социальных и политических проблем.
3. Метод социологический – учение о методе социального познания.
4. Методология социологического исследования
5. Теория социологическая - теория экономического детерминизма, поскольку главную причину, источник развития общественной жизни в целом он видел в экономических отношениях.
6. Категория социологическая – включает в себя: социальный институт, социальная система, социальная структура, социальная группа (класс, слой, нация, народ, семья), социальное действие (они включают в себя ряд общих понятий).
7. Закон социальный – выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.
8. Система социальная – целостное образование, состоящее из функционально взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, в качестве которых выступают индивиды, группы, общности и общество в целом.
9. Личность – это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.
10. Общество – система взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля.
11. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей и творческой деятельности человека но их создание и развитие. Социологию интересует социальная природа культуры, ее роль, функции в развитии общества.
12. Социетальный – характеристика общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, политических, социальных, духовных).
13. Система мировая – историко-социологический подход к политической экономии, предполагающей рассмотрение мира как целостности, связанной с международным разделением труда и не регулируемой никакой политической структурой.
14. Цивилизация - 1) высокая ступень, уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; 2) синоним культуры; 3) совокупность достижений общественного прогресса;4) общество.
Модуль 2. Важнейшие отрасли социологического знания
Станица 41
1. Социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельностью людей. В поле зрения социолога находятся социальные формы и условия труда, его коллективный или индивидуальный характер, социальная организация совместного труда. Социология труда характеризует различные социально-психологические механизмы включения работника в трудовую деятельность, то есть мотивацию и стимулирование труда, удовлетворение работой и отношение к ней, пути повышения трудовой активности, производительности труда и т. д.
Социология труда./Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
2. Труд - как целесообразная деятельность человека, как проявление его родовой сущности выступает основополагающим фактором формирования социального. Бизнес - предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. По своему определению труд шире понятия бизнес. Бизнес нацелен только на получение какой-либо определенной выгоды.
Социология:/ Под ред. В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов. – М.: Посвещение, 2002. -307 с.
3. На мой взгляд причина конфликтов в трудовых коллективах заключается в том что нет определенной солидарности между руководителем подчиненными, нет заинтересованности, мотивации в руде. на этой почве происходит конфликтные ситуации как между руководством и подчиненными так и на горизонтальном уровне. Возможные пути преодоления конфликтов – стимулирование мотивации, разработка тренингов, мероприятий, а так же солидарность в работе.
Станица 43
1. Территориально-социальные общности имеют свои особые интересы, которые они защищают от внешних воздействий с помощью институтов государства. Одновременно, вступая во взаимодействие, государства на международных конгрессах обсуждают правила игры, создают международное право, образуют двух- и многосторонние союзы, межгосударственные организации, в том числе ООН.
Кравченко А. И. Основы социологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998 – 384 с.
2. По темпам урбанизация в развивающихся странах идет гораздо быстрее индустриализации. Люди бегут в города, которые чисто экономически не способны обеспечить им работу, жилье, воду, санитарные и другие элементарные условия. Это ведет к превращению городов в трущобы с сопутствующими им социальной напряженностью, преступностью и другими проблемами. Современная тенденция градостроительства в мире подтверждает необходимость освоения подземного градостроительства в крупных городских агломерациях. Это позволяет существенно улучшить условия существования и быта людей. Это очень сложная и важная проблема, но с ней придется столкнуться не позже начала XXI века.
3. В результате активного увеличения кавказской диаспоры в Волгограде городов - миллионеров в России стало на один больше. Теперь их 13. В Москве статистики насчитали 10 млн. 358 тыс. жителей, что на 17% больше, чем в 1989 году. За ней с населением 4 млн. 670 тыс. человек следует Санкт-Петербург, где число жителей за 13 лет сократилось приблизительно на 6,4%. Свыше миллиона человек проживают также в Hовосибирске, Hижнем Hовгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Уфе, Перми, Челябинске, Казани и Ростове-на-Дону. В ближайшей перспективе независимо от нашего желания одним из главных источников пополнения человеческих ресурсов в России, скорее всего, станет самая богатая ими страна - Китай. "Чайна-тауны появятся и у нас, как возникают они во всем мире, - считает Жанна Зайончковская. - Вопрос в том, как сделать иммиграцию контролируемой, чтобы к нам ехали не преступники, а люди, которые хотят работать, создать им условия для эффективного труда, а не вытеснять в криминальную нишу. Альтернатива Китаю слабая - Конго, Зимбабве или Заир. Кого вы предпочитаете?"
Алешина М., Ленц Е. Демографический срыв//Демоскоп, № 4, 2004. – С. 12-15
Станица 45
1. Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека.
Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. – М.: Юристъ,2002. - 479 с.
2. Деятельность человека в последнее время оказывает регрессивную деятельность на природные изменения. Глобальные проблемы человечества – прямой итог всех тех воздействий оказываемых человеком на природную. Среду.
3. На современном этапе социальная экология должна решать следующие задачи: изменение восприятия природы как «дойной коровы», изменение социального восприятия природной среды, улучшение экологической обстановки в мире.
Станица 47
1. Формы взаимодействия личности и государства состоят в следующем: государство и личности взаимодействую между собой по средствам всевозможных социальных институтов, власти, законодательства, через общество.
2. Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод, человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Социальное государство - государство, политика которого направлена на обеспечение достойного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально незащищенных групп населения, утверждение в обществе социальной справедливости. Исходя из этих понятий можно сделать вывод, что и правовое государство и социальное государства выполняют в общей сложности одни и те же функции – обеспечении достойного существования своих граждан, защита их прав и свобод.
Лукашевич Н. П. Туленков Н. В. Социология. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2000. – 285
3. Структура гражданского общества выглядит следующим образом: Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанный с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций.
Щекин Г. В. Система социологического знания. – М.: Дело, 1999. -358 с.
Станица 49
1. Отличие социологии управления от теории государства и права выражается в том, что социология права преследует немного не те правила, что теория государства и права. Социология права как бы предоставляет выбор индивиду или личности в выборе того или иного пути, а теория государства и права не дает такого выбора.
Социология: наука об обществе./Под ред. Андрущенко В. П. – М.: Дело, 2003. – 375 с.
2. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с конституцией) основным источником права. Право - это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, вырабатывающих общественную классовую волю (конкретные интересы общества, классов и другие), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Правосознание – правосознание подразделяется на правовое правосознание общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовое правосознание (личности).
Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. – М.: Юристъ,2002. - 479 с.
3. Основные социальные функции: экономическая функция. Выполняя эту функцию, право становится гарантом собственности, свободы предпринимательства. Эта функция состоит в урегулировании важнейших экономических отношений политическая функция. Состоит в регуляции отношений между социальными группами, регулировании межнациональных отношений. Также объектом этой функции являются права и свободы человека. идеологическая (воспитательная) функция. Воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения.
Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. - М.: Просвещение, 2002. - 399 с.
Станица 51
1. Правовое поведение личности представляет собой социально значимое явление, имеющее свои характерные признаки и оказывающее прямое и опосредованное воздействие на состояние и развитие как материальных (первичных), так и духовно-идеологических (вторичных) отношений в обществе.
2. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Делинквентное поведение – негативное поведение лиц выраженным в избегании воздействия внешней силы, которая ощущается им как инстанция преследующая, давящая, наказующая. Социальная аномалия – бурное развитие социальных элементов в той или иной местности.
Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология. - М.: Высшая школа, 1999. -388 с.
3. На мой взгляд, основными путями, обеспечивающими социальную стабильность в обществе будут выступать следующие факторы: стабильное состояние политической системы, правовая культура населения, социальный контроль, правовое воспитание.
Станица 53
1. Под культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение. Многообразии понятий культуры можно объяснить тем, что каждый человек способен видеть окружающий мир в своем свете, в связи с этим у множества людей складывает и свое понятие культуры, которое им ближе, которое может ответь на их вопросы.
Маркович Д. Общая социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 377 с.
2. Функции культуры в обществе - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Во всем многообразии Ф.к. можно выделить такие «профильные» направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.
Беляев. А. В. Основа социологии. – М.: Просвещение, 2001. - 350 с.
3. Культура воздействует на личность в процессе ее становления и развития следующими путями: личным примером, знаниями, навыками и обычаями, знаниями и образцами поведение, знаниями и умениями в процессе обучения.
Станица 55
1. Социология религии занимается следующими проблемами: проблемами секуляризации и религиозности, местом и ролью в обществе, взаимосвязью религии с социальными группами и институтами, генезисом религии.
Смелзер Н. Социология. - М.: ИНФРА-ДАНА, 1999. – 350 с..
2. Социальные корни религии состоят в том, что в условиях классового общества религия защищает интересы господствующих классов, оправдывая все формы эксплуатации и угнетения. Гносеологические корни религии показывают, как сознание может произвольно оторвать понятие от реальных вещей, начать рассматривать его как субстанцию, первооснову вещей. Благодаря этому свойству сознания возможно возникновение религии и идеализма. Психологические корни возникновения таких понятий как: "душа" , "дух", невозможно без попыток обобщить ряд явлений психической жизни человека выделить в них некоторые общие и существенные черты.
Социология. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. - М.: Мысль, 1998. – 429 с.
3. На мой взгляд, социальные проблемы секуляризации общества состоят в том, что культура, религии, духовность наших граждан на сегодняшний день срыты в материальных факторах и личностных мотивах. Эти материальные факторы и ведут общество в разделению на слои, классы. Эта разделение может в итоге привести к нежелательным последствиям, как, например Чеченская республика, которая так же хотела отделения от России, стать независимой.
Настольная книга атеиста. С.Ф.Анисимов, Н. А. Аширов, М.С.Беленький. – М.: Логос, 1999. – С. 96
Станица 57
1. Функции образования: социальная функция – заключается в том, чтобы обеспечить необходимое воспитание, характер, найти смысл жизни; экономическая функция- подготовка к самостоятельной, взрослой жизни - работа; культурная функция – способствует идеологическому, культурному развитию индивида.
Шереги Ф.А., Горшков М.К. Основы социологии. - М.: Логос, 2001. - 294 с.
2. Механизм функционирования системы образования в обществе способствует развитию индивида. Развитие индивида является залогом в перспективе стабильностью всего общества. На плечи образования положена огромная ноша – воспитание и развитие подрастающего поколения, которое и будет нашим будущим.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: ЮНИТИ, 1996. – 348 с.
3. Основные направления совершенствования системы образования в современной России, нужно решить проблему смены системы ценностей общества, характеризующегося открытостью, толерантностью, культурой диалога и т.д., соответственно образованию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные требования, которые не будут оторваны от действительности.
Станица 59
1. Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели. Объект социологии управления - рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. - М.: Интерпракс, 2002. – 285 с.
2. В управлении социальными процессами менеджменту принадлежит огромная роль, так как менеджмент по своей сущности и является управлением. Поэтому управление социальными процессами взаимодействует как с менеджментом, так и с социологией управления.
Капитонов Э.А. Социология. – М.: Юристъ, 2001. – 392 с.
3. На мой взгляд, для управления социально-личностными качествами поведения наиболее эффективнее использовать следующие методы: административные, экономические и социально-психологические.
Терминологический словарь к модулю II
1. Конфликт социальный – любое отношение между элементами, которые можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности.
2. Миграция – перемещение, переселение, подвижность населения, в результате которых обычно происходит изменение численности населения на той или иной территории, может носить различный характер.
3. Аномия – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.
4. Девиация – отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или их групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.
5. Санкция социальная - важный элемент социального регулирования, направленный на обеспечение соблюдения социальных норм членами общества и их объединениями.
6. Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.
7. Управление социальное – процесс воздействия на объект для обеспечения конкретной цели. В управлении участвуют: - объект, которым управляют; - блок, который осуществляет управление; - данные, поступающие от объекта управления к управляющему блоку - осуществляющие обратную связь; - данные или сигналы, обеспечивающие собственно управление. Управлением как наукой занимается кибернетика. Проблемами передачи, хранения и переработки данных в процессах управления занимается информатика.
Модуль 3. Социологические исследования: структура, процесс, методы и процедура
Станица 65
1. Объект социологического исследования - общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Предмет социологического исследования - это центральный вопрос проблемы. Это- конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемая, с одной стороны, объектом изучения, с другой - условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии.
Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М.: МГУ, 1988. - 428 с.
2. Цель - общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную). Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном - прикладным.
Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М.: МГУ, 1988. - 428 с.
3. Средства социологического исследования: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, контент-анализ, фокус-группа, эксперимент.
Станица 67
1. Методикой социологического исследования называют тактику исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. Методологией социологического исследования является изучение методов социологического исследования.
2. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Бытигин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Логос, 1995. - 383 с.
3. Гипотеза в социологическом исследовании - научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Основы прикладной социологии/Под ред. Ф. Э. Шереги. – М.: Академия, 1995. - 365 с.
Станица 69
1. Пилотажное исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек. Пилотажное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.
Бытигин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Логос, 1995. - 383 с.
2. Условия, несомненно, могут влиять на выбор исследования. Поэтому при изменении условий изменяются методы исследования, либо оно вовсе прекращается.
3. Выборкой называют 1) совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению; 2) совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях.
Сурмин Ю. П. Туленков Н.В. Методология и методы социологических исследований. – М.: ЮНИТИ, 2001. - 381 с.
Станица 71
1. Документом в социологическом исследовании могут являться: письменные документы (сведения изложены в форме текста); статистические данные (цифровая форма изложения); иконографическая документация (кино-, фотодокументация); фонетические документы.
Щекин Г. В. Система социологического знания. – М.: Дело, 1999. -358 с.
2. Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др., но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями.
3. Надежность информации, полученной в результате исследования обеспечивается следующими способами: а) обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц; б) контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. г) устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции.
Социология./ Под ред. Г. В. Осипов и др. – М.: Мысль,2000. – 364 с.
Станица 73
1. Анкета (франц. – расследование) – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетирование- вид опроса, в котором респондент самостоятельно заполняет анкету. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом
2. Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми. Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему. Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Вопросы анкеты различаются по: содержанию; форме.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Логос, 1995. – 386 с.
3. При использовании опроса случаются ошибки усреднения, проявляющиеся в боязни крайних оценок опрашиваемых, Ошибка контраста состоит в стремлении интервьюер фиксировать у респондента качества, которых нет у него самого, нерешенность главных целей, не поставлена гипотеза и наконец нет результатов.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Логос, 1995. – 386 с.
Станица 75
1. Социальным экспериментом называют способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами
2. Эксперимент начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов). Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка. Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Логос, 1995. – 386 с.
3. Ошибки экспериментирования: неверно задана экспериментальная ситуация, программа социального эксперимента не отвечают целям, сложность и ошибки при обработке информации.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Логос, 1995. – 386 с.
Станица 77
1. Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. С помощью наблюдения можно исследовать все виды девиантного поведения.
2. Формализованный - это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях. Неформализованный - адаптация содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов.
Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М.: МГУ, 1988. - 428 с.
3. Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного периода, регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики собрания.
Бытигин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Логос, 1995. - 383 с.
Станица 79
1. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т. д.
2. Основным средством анализа и обработки данных в настоящее время являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа социологической информации. При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ проводятся, как правило, посредством специально разрабатываемых машинных программ, реализующих методы анализа и обработки социологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ анализа социологической информации.
Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. – М.: Дело, 1999. – 335 с.
3. Анализировать эмпирический материал на ЭВМ можно с помощью методов графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.
Станица 81
1. Описание - функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Логос, 1995. – 386 с.
2. Объяснение - функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Логос, 1995. – 386 с.
3. Представление - вывод о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями, сделанный на основе теоретических представлений. Всякая научная теория возникает на основе некоторых известных фактов и создается для их объяснения.
Станица 83
1. Отчет включает в себя результаты социологического исследования. Отчет состоит из пояснительной записки, приложения к ней и рекомендаций.
Сурмин Ю. П. Туленков Н.В. Методология и методы социологических исследований. – М.: ЮНИТИ, 2001. - 381 с.
Пояснительная записка - документ, в котором дается краткий анализ существа проблемы и тенденций ее развития, излагаются выводы, даются рекомендации. Бытигин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Логос, 1995. - 383 с.
2. Рекомендации в социологическом отчете должны решать поставленную проблему.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Логос, 1995. – 386 с.
Терминологический словарь к модулю III
1. Методикой социологического исследования - тактика исследования, тот есть система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа.
2. Респондент - (от англ. respond - отвечать) - спрашиваемый или опрошенный в ходе анкетирования (т.е. отвечающий на вопросы анкеты) или интервью (т.е. интервьюируемый).
3. Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
4. Репрезентативность – (от фр. representatif -представительный, показательный) - способность выборочного исследования {выборки) отражать, представлять характеристики всей исследуемой совокупности данного социального явления или процесса, его черт, свойств и т.д., т.е. генеральной совокупности.
5. Переменная – величина, которая может принимать любые значения среди допустимых.
6. Социометрия – (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) — прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.
7. Измерение в социологии - процесс получения и изучения социологической информации о социальных явлениях и процессах на основе количественных данных и оценок. Измерения в социологии - основа эмпирического социологического исследования.