Содержание

Введение. 3

1. Проблема этногенеза восточных славян. 5

2. Теории происхождения Древней  Руси. 9

3. Взаимоотношения Древней Руси с кочевниками, с Византией, с Ордой. 12

4. Причины и последствия феодальной раздробленности. 14

Заключение. 19

Список литературы.. 21

Введение

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытно общинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке. Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории славянских народов.

Таким образом,  целью данной работы является рассмотрение особенностей истории Древней Руси.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. рассмотрение проблемы этногенеза восточных славян;

2. раскрытие теорий происхождения Древней  Руси;

3. рассмотрение особенностей взаимоотношения Древней Руси с кочевниками, с Византией, с Ордой;

4. рассмотрение причин  и последствий феодальной раздробленности

1. Проблема этногенеза восточных славян

Этногенез момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера – Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных лесов). Климат умеренный.

Антропологические особенности современного восточнославянского населения изучались Русской антропологической экспедицией Института этнографии АН СССР под руководством В. В. Бунака, Украинской антропологической экспедицией Украинской АН ССР под руководством В. Д. Дяченко. Белорусы обследовались во время работы Прибалтийской антрополого-этнографической экспедиции (Витов, Марк, Чебоксаров, 1959) и Украинской экспедицией и отдельными исследователями – В.В. Бунаком, Р.Я. Денисовой, В.Д. Дяченко, М.В. Витовым.

Для восточных славян характерно два антропологических типа: атланто-балтийский и среднеевропейский[1].

Атланто-балтийская малая раса характеризуется светлой пигментацией кожи, светлыми оттенками глаз и волос. Волосы широковолнистые и мягкие, рост бороды средний и выше среднего, третичный волосяной покров – от среднего до слабого. Лицо и голова достаточно крупные. Головной указатель – на границы долихо- и мезокефалии, высота лица несколько преобладает над шириной. Высота нижнего отдела лица значительная. Нос обычно прямой и узкий, с высоким переносьем. Характерна для популяций русских и беларусов.

Среднеевропейская малая раса близка к атланто-балтийской, но отличается более сильной пигментацией волос («пояс шатенов»). Головной указатель, как правило, брахикефальный. Большинство пропорций лица имеют средние значения. Рост бороды средний и выше среднего, третичный волосяной покров умеренный. Нос с прямой спинкой и высоким переносьем, длина его варьирует. Восточные варианты этой расы светлее. Характерна для русских и украинцев.

Кроме того, выделяется несколько комплексов (по Т.И. Алексеевой), в основе которых лежат черты, присущие населению той или иной территории: прибалтийский, белозерско-камский, валдайско-верхнеднепровский, центрально-восточноевропейский, приднепровский, степной, волго-камский и приуральский. Из перечисленных антропологических комплексов наибольшее распространение среди восточнославянского населения имеют три: валдайско-верхнеднапровский­ (широко распространён по всему Двинско-Припятскому междуречью, в среднем течении Западной Двины) – у белорусов и русского населения верховьев Днепра и истоков Волги, центрально-восточноевропейский (локализуется по Оке и её притокам, в верховьях Дона, по Клязьме, в верхнем и среднем течении Волги) – у большинства русских групп и приднепровский (распространён в среднем течении Днепра и по его притокам) – у украинцев. Остальные комплексы, отмеченные на территории Восточной Европы, обнаруживаются в славянском населении преимущественно в контактных зонах. Рассмотрение территориальных вариантов в антропологическом составе современного восточнославянского населения показало, что по всему комплексу расоводиагностических черт русские и белорусы тяготеют к северо-западным группам, украинцы к южным.

Самым важным итогом антропологических исследований на территории Восточной Европы к проблемам этногенеза восточнославянских народов является выделение восточноевропейского типа как особой самостоятельной ветви в пределах европеоидной расы. Тип этот характерен для населения центральных районов ареала русского народа.

В центральных областях Украины В.Д. Дяченко выделяет центральноукраинский тип (этот же тип, под названием приднепровский, выделяет Т.И. Алексеева). В этом нашло отражение известное своеобразие украинцев в антропологических особенностях по сравнению с русскими и беларусами. В целом особенности южной средиземноморской малой расы выражены у украинцев сильнее, чем у их соседей.

Люди,  населявшие север и центр Восточно-Европейской  равнины, говорили на индоевро­пейских и финноугорских языках. Восточно-славянские народы говорят на славянских языках индоевропейской группы. Эти языки близки к балтийским, на которых говорят литовцы и латыши. Ветвь славянских языков выделилась в V – VI вв н. э. И в то время, и в последующие века не бы­ло отчетливого соединения и размеже­вания племен по языковому признаку; племена враждовали или поддержива­ли добрососедские отношения, не при­давая первостепенного значения этни­ческим различиям или сходству.

Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э. (чаще всего с IV), т. е. тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы (Плиний Старший, Тацит, Геродот) знали славян под именем вендов. Упоминания присутствуют у византийских и арабских авторов, в скандинавских сагах, в германских сказаниях.

Предыстория восточных славян начинается с  III тыс. до н. э. Племена протославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга. Следующим этапом было расселение «трипольских» племен  – III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.

На время эпохи средневековья выделились следующие племена восточных славян: кривичи, словене новгородские, вятичи, радимичи, дреговичи, северяне, поляне, тиверцы, уличи, древляне.

Более или менее определенно можно говорить о значительном антропологическом сходстве восточнославянских племен, принимавщих участие в формировании русского населения. Общим комплексом для всех славянских групп можно считать невысокое, сильно профилированное лицо, довольно широкий средне и сильно выступающий нос. Величины углов горизонтальной профилировки и выступания носа позволяет отнести восточно славянское население к кругу европеоидных форм, исключение составляют кривичи северо-восточных районов (ярославская, косторомская, владимирско-рязанская группы), в которых европеоидные черты несколько ослаблены.

Несмотря на заметную однородность физического облика восточных славян, между отдельными их группами отмечаются различия. Это – различия по черепному указателю и скуловому диаметру. Комбинация этих размеров позволяет выделить на интересующей нас территории несколько антропологических комплексов: долихокранный узколицый у вятичей, долихокранный со средней шириной лица – у смоленских и тверских кривичей и северян.[2]

2. Теории происхождения Древней  Руси

 Воителю  слава – отрада; Из мёртвой главы гробовая  змия На тризне плачевной Олега; В основу "Песни о вещем Олеге" положен летописный рассказ.  Перессказан он не точно. По летописи предсказатели судьбы Олега были сразу  убиты. По летописи князь Игорь  был сыном Новгородского князя Рюрика, Ольга его жена. Олег не был родственником  князя Рюрика. Он руководил Русью после смерти Рюрика, пока Игорь был малолетним.  Как ранее, так и сейчас  идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема  постоянных политических спекуляций.

 Анализ исторических исследований показывает,  что прав был, наверное, М. Н. Покровский, определивший историю как "политику  опрокинутую в прошлое". К вопросу образования Русского государства обратилось и  обращается большое число представителей различных наук – от истории, археологии  до лингвистики и географии. В 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн  Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук,  в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское  государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории  происхождения Российского государства.

Против этой теории решительно выступил М.  В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России.  Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманнской теории.

Так  появилось две школы: норманнская и антинорманнская (славянская). Обе стороны  ссылаются на две летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую. Норманнисты  единодушны в двух принципиальных вопросах.

Во-первых, они считают, что норманны  добились господства над восточными славянами путём внешнего военного захвата или  с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что  слово "русь" норманнского происхождения. Антинорманнисты считают, что  термин "русь" доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В  "Повести временных лет" есть места, которые противоречат легенде о призвании  трёх братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в  Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской  летописях идёт речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена,  в том числе и Русь.

Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв  считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже,  чтобы противопоставить два государства – Киевскую Русь и Византию. Автору  летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской  династии. Так Б.А. Рыбаков в книге "Первые века русской истории" пишет: "…а на  место рассказа о Полянах и Киеве чужой рукой была вставлена новгородская легенда  о мнимом "призвании" князей-варягов в Новгород". Согласно исследованию А. А.  Шахматова, Варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на  юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени  Русь. Вот уже в течении двух с лишним веков идут  споры между представителями норманнской и славянской школ в истории.

Многие из  них строят свои гипотезы насчёт образования государства на Руси. В основном все  эти гипотезы строятся на разном толковании летописей. Также историки спорят о  том, в каком городе зародилось это государство. Рыбаков в своей книге  представляет такую гипотезу. "В старом земледельческом районе лесостепи на  берегах реки Роси существовало племя рос, или рус. Племя в основном было  славянским. Центром племени был город Родень в устье р. Роси. В VI в.,  когда славяне оправились от гуннского разгрома, а в степях появился новый враг –  обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией  наиболее южного, близкого к степям, приднестровского племени росов, или русов. В  пределах этого союза сложилась своеобразная культура, отличавшая вошедшие в  союз племена от других славянских племён. Союз племён VI – VII вв. получил  наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по р. Роси с  городом Роднем.

Несколько позднее первенствующее положение в союзе племён  Приднестровья перешло к северному соседу русов Поросья – к Полянам, с центром в  Киеве, на самом севере лесостепной полосы. Но поляне не передали своего имени  другим племенам. Когда в IX в. сформировалось первое феодальное  государство у восточных славян, оно по давней 300-летней традиции продолжало  именоваться Русью. В глазах иноземцев "русом", "русским" был каждый житель  государства Руси, каждый подданный киевского князя, правившего Русью. Даже  варяги, приезжавшие в Киевскую Русь в качестве наёмных воинов или купцов и  жившие в Киеве, получали наряду с другими наименование русов."

Рыбаков в своей книге представляет такую гипотезу. «В старом земледельческом районе лесостепи на берегах реки Роси существовало племя Рос, или Рус. Племя в основном было славянским. Центром племени был город Родень в устье р. Роси.

В VI в., когда славяне оправились от гуннского разгрома, а в степях появился новый враг – обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднестровского племени росов, или русов. В пределах этого союза сложилась своеобразная культура, отличавшая  вошедшие в союз племена от других славянских племён. Союз племён VI – VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем.

Несколько позднее первенствующее положение в союзе племён Приднестровья перешло к северному соседу русов Поросья – к Полянам, с центром в Киеве, на самом севере лесостепной полосы. Но поляне не передали своего имени другим племенам.

Когда в IX в. сформировалось первое феодальное государство у восточных славян, оно по давней 300-летней традиции продолжало именоваться Русью.

В Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства и соответствующий общественно-экономический строй, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Государство объединяло множество земель, в которых со временем стал появляться ряд особенностей.

По мнению профессора С.В. Юшкова они заключались[3]:

-     в разных степенях интенсивности процесса феодализации;

-     большей или меньшей степени закрепощения сельского населения;

-     в способах превращения свободных производителей в феодально-зависимое крестьянство;

-     большем или меньшем значении в политической жизни основных видов феодальных владений - княжеского обмена, церковных или боярских сеньорой;

-     в процессе возникновения и правовом оформлении класса феодалов и класса зависимого крестьянства;

-     в большей или меньшей роли князя, боярства или городского населения.

С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства.

3. Взаимоотношения Древней Руси с кочевниками, с Византией, с Ордой

Одним из существенных факторов исторического развития южнорусских  княжеств XI — начала XIII в. являлось их пограничное положение. Весьма острой была проблема обороны границ государства: у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань. Борьба с хазарами завершилась походами Святослава, которые покончили с существованием каганата. К югу и юго-востоку от них раскинулась половецкая степь. Здесь на протяжении почти двух веков обитали кочевые тюркоязычные племена половцев, вступавшие в различные отношения с Русью. Иногда они были мирными, сопровождавшимися браками и военными союзами, но чаще, о чем шла речь выше, враждебными. Не случайно перед Русью так остро стояла задача укрепления южных и юго-восточных границ. Знаменитый призыв автора “Слова о полку Игореве” — “Загородите полю ворота”, обращенный к русским князьям в 1185 г., был злободневным на протяжении всей истории русско-половецких отношений[4].

Вторжение войска Орды завершилось у побережья Адриатики, после чего Батый вернулся в волжские степи, и в низовьях Волги возникает Сарай - ставка великого хана и столица нового государства - Золотой Орды.

На Руси была установлена верховная власть великого хана, все князья должны были в его ставке получить право на княжение в своих княжествах - так называемый ярлык. Великие князья также получали подобные ярлыки. Все русские земли были обложены данью, которая достигала 10% от всего имущества доходов. Монголы забирали в Сарай лучших ремесленников, угоняли много людей для продажи в рабство. Помимо этого, на Русь всю вторую половину XIII века продолжались набеги татарских войск. Тяжким бременем на Русь ложилась выплата ордынской дани, которую, в основном, должны были платить города. Выплаты в Орду не ограничивались данью, так как принятие любого решения в ханской ставке сопровождалось многочисленными подарками чиновникам, ханским жёнам и т.д. Кроме того, русские князья обязаны были участвовать со своими дружинами в золотоордынских завоевательных походах, в XIII веке особенно частыми были войны с улусом Хулагуидов в Закавказье.

Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения славянских племён в единое русское государство. В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.

4. Причины и последствия феодальной раздробленности

Со второй трети XII века до конца XV века на Руси длился период феодальной раздробленности. Главные предпосылки этого следующие: ослабление центральной власти киевского князя, укрепление власти феодалов на местах (восстание в Киеве - 1113 г. бедствие народа из-за усобиц князей), рост крупного феодального землевладения. У крупных феодалов появлялись свои дружины, аппарат управления, и в результате возникало желание отделиться от Киева.

В период феодальной раздробленности ранее единая русская земля разделилась на ряд политических образований, каждое из которых управлялось своей княжеской династией. Распад единого политического организма начался ещё в XI веке, после смерти Ярослава Мудрого. В 1053 году, еще при жизни, он разделил Русь между тремя своими сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Однако Русь ещё продолжала восприниматься как единое целое, настоящая раздробленность наступила не ранее второй четверти XII века, после смерти сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого, в 1132 году. Его отцу и ему удавалось сдерживать сепаратистские устремления отдельных князей. Но и они уже не посягали на полную внутреннюю самостоятельность княжеств, а ограничивались требованием обязательного для всех князей участия в общерусских походах на внешних врагов, каковыми в то время были половцы. С западными противниками князья отдельных княжеств, как правило, справлялись сами, и лишь борьба с кочевыми племенами южных степных районов требовала концентрации всех сил Руси. Именно этим фактом объясняется то обстоятельство, что первыми добиваются самостоятельности земли и княжества, не граничившие с Диким Полем, как тогда на Руси называли степь, населённую кочевыми племенами. Раньше других выделяются Новгородская земля и Полоцкое княжество, позже возникает ещё около пятнадцати княжеств, крупнейшими из которых были Ростово-Суздальское, Галицкое, Волынское, Черниговское, Рязанское, Переяславское. Следует отметить, что границы этих княжеств не совпадали с границами старых племенных княжений, что свидетельствует о сложении единой древнерусской народности в пределах государства Киевская Русь. С его образованием постоянно происходило перемещение населения из одних районов в другие. Особенно интенсивным был процесс переселения из Поднепровья на территории Волго-Окского междуречья. Одной из причин этого переселения являлась и половецкая опасность.

Обособление княжеств привело к тому, что Киев - "мать городов русских" - постепенно терял роль общерусского центра, на местах вырастали новые города, становившиеся столицами новых княжеств[5]. Таким, например, стал Владимир, основанный на реке Клязьме, быстро оттеснивший на второй план такие старые центры княжества, как Ростов и Суздаль. Владимирское княжество, где правили потомки Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, становится одним из сильнейших на Руси. Юрий Долгорукий претендует на великокняжеский стол в Киеве, который, хотя и потерял своё былое значение, но долго ещё считался самым престижным. Однако уже сын Юрия, Андрей, побеждая в междоусобных войнах, не стремится закрепиться в Киеве: политические реалии со временем оказываются сильнее традиций и престижа, и в крупнейших центрах складывается своя система великих княжений.

Период феодальной раздробленности является закономерным этапом в развитии любого феодального средневекового государства. Не стала исключением и Киевская Русь. Основными причинами раздробленности на Руси являлись следующие:

1.                  Отсутствие четкой законодательной и исполнительной власти при огромных подвластных территориях. Многие указы Великих князей просто не доходили до окраин Руси, а проверить их выполнение в отдаленных районах князь также не мог.

2.                  Отсутствие экономического единства. Каждый удельный князь был экономически независим от Киева (преобладало "натуральное хозяйство", когда все необходимое производилось на месте) и поэтому не считал нужным подчиняться.

3.                  Явление "местного патриотизма", когда удельный князь считал своей родиной именно подвластный ему территории и не желал вмешательства во внутреннюю жизнь удела со стороны Киева.

С победой принципа передачи власти по наследству от отца к сыну (вотчины) над предложенной Ярославом Мудрым системой старшинства (ротации), т.е. от старшого брата к младшему, княжеские роды в удельных княжествах все меньше зависели от Киева. Таких вполне независимых княжеств на протяжении12 века появилось от 10 до 15. Самыми крупными и влиятельными из них были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Черниговское и Смоленское. Все эти княжества часто открыто враждовали между собой. Возрастающая угроза вторжения кочевников и экономический застой, вызванный падением значения торгового пути "из варяг в греки", еще больше обостряли ситуацию. Киев постоянно переходил из рук в руки. В 1169 году его захватил и разрушил суздальский князь Андрей Боголбюбский. Однако, не захотев остаться и удерживать древнюю столицу, он вернулся домой. Стало ясно, что политическое и экономическое значение города упало до нуля. Окончательное Киев был разрушен монголами в 1240 году (город тогда даже некому было защищать, князь Данило Галицкий прислал для обороны города своего воеводу Дмитрия, однако сил у него было не достаточно). Это поставило точку в истории Киевской Руси.

В итоге, ослабление государства, вызванное постоянными междоусобицами в период феодальной раздробленности, привело к тому, что на несколько столетий Русь оказалась под татаро-монгольским игом.

Последствия феодальной раздробленности проявились во время агрессии соседей, который приходится на XI – XIII век, когда Русь испытала страшный удар монголо-татарских полчищ. Рыцари решили воспользоваться ослаблением русских княжеств и осуществить территориальные приобретения. Формально это осуществлялось под флагом крестовых походов, хотя русские земли давно уже были крещены.

В это же время Русь подвергается нашествию огромного монгольского войска под командованием внука Чингисхана - Батыя. Захватив Среднюю Азию и Закавказье, монгольские отряды совсем близко подошли к русской земле. Войска Чингисхана перешли Кавказские горы и вторглись в южно-русские степи. Тут они встретились с половцами. Половские ханы обратились за помощью к русским князьям. Князья решили совместно выступить против отрядов Чингис­хана и двинулись на помощь половцам. Битва произошла в мае 1223 года на реке Калке, недалеко от устья Дона. Русские отряды потерпели жесткое поражение. Татарские ханы положили доски на раненых и пленных, уселись на них и пировали, торжествуя победу.

Результатом монголо-татарского нашествия явилось объединение русских земель и прекращение феодальной раздробленности. Перестала существовать старая политическая  структура, для которой были характерны самостоятельные княжества  - земли.

Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны. К негативным последствиям можно отнести междоусобицы, борьба за территорию княжества, Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

Заключение

Таким образом,  в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. рассмотрены проблемы этногенеза восточных славян;

2. раскрыты теории происхождения Древней  Руси;

3. рассмотрены особенности взаимоотношения Древней Руси с кочевниками, с Византией, с Ордой;

4. рассмотрены причины  и последствия феодальной раздробленности

По первому вопросу следует отметить, что Вопросы этнической истории русского населения неразрывно связаны с этнической историей летто-литовского и финно-угорского населения, этнические связи образовывались в период славянской колонизации Восточноевропейской равнины и в отчетливой форме проявляется до наших дней. Не исключено, что истоки этих связей восходят к более глубокой древности.

По второму вопросу можно сказать, что  в 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманнской теории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманнская (славянская).

По третьему вопросу можно отметить, что у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев. Вторжение войска Орды завершилось у побережья Адриатики, после чего Батый вернулся в волжские степи, и в низовьях Волги возникает Сарай - ставка великого хана и столица нового государства - Золотой Орды. Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней.

По четвертому вопросу можно сказать, что Главные предпосылки этого следующие: ослабление центральной власти киевского князя, укрепление власти феодалов на местах (восстание в Киеве - 1113 г. бедствие народа из-за усобиц князей), рост крупного феодального землевладения. У крупных феодалов появлялись свои дружины, аппарат управления, и в результате возникало желание отделиться от Киева

Список литературы

1.     Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. - М.: Наука, 2000.

2.     Алексеева Т. И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения. // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1999.

3.     Орлов А.С. История России. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4.     Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: Наука, 1995.

5.     Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории– 1999 - №2-3.


[1] Алексеева Т. И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения. // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1999. – с 34

[2] Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. - М.: Наука, 2000. – с 51.

[3] А.П. Новосельцев – Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории №3. – М.: Наука, 1999. – с. 5.

[4] Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: Наука, 1995. - с. 37.

[5] Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: Наука, 1995. – с. 59.