Содержание
Введение. 3
1. Философия глобальных проблем.. 4
2. Концепции по решению глобальных проблем, выдвинутые Римским клубом и Проектом моделей мирового порядока. 10
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий.
В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политики, но и науки. Сам термин глобалистика вошел в научный обиход на рубеже 60-70 годов, когда вышли в свет первые доклады Римскому клубу. В СССР глобалистика начала развиваться в 80-е годы и, в особенности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Тогда же сформировалось и само понятие о глобальных проблемах, которые:
во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случаях обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей глобальных проблем.
1. Философия глобальных проблем
С 70-х годов XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее[1].
Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития не возникли deus ex machina — внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, ("затем они становились региональными и глобальными, т. е. "проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.
Разумеется, не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной.
Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем[2].
При выявлений взаимосвязи глобальных проблем общественного развития важно исключить ряд заблуждений. Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах. современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека и др. Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире, однако, они не могут быть со всей определенностью названы глобальными. Глобальные проблемы — не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным Образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.
В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.
Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня — это действия завтра. К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты ..решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.
Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории. Так, М. Месарович — видный деятель Римского клуба — международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, — в одном из своих докладов (Ганновер,1989 г.) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:
— снижение роста численности населения Земли;
— сокращение использования невозобновляемых ресурсов;
— уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;
— уменьшение неравенства;
— устранение голода и бедности.
При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить.
Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.
Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.
Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем[3].
Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.
Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: "Природа — не храм, а мастерская и человек в ней — работник". (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе — взять у нее как можно больше — не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис.
Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство .
Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, — отмечает К. Лоренц, — спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки.
Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах.
Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, — обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая "национальную ненависть", Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня.
Чрезвычайно опасным для современного общества, по К Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же .культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала
И, наконец, ядерное оружие — восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия
Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее "кричащих" проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все "болевые точки" нашей цивилизации. Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит — таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.
Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.
2. Концепции по решению глобальных проблем, выдвинутые Римским клубом и Проектом моделей мирового порядока
Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом — представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран Эта организация возникла в конце 60-х годов, и сразу же завоевала всеобщее признание. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908—1984 гг.)[4].
Возникновение в 1968 г. Римского клуба и Проекта моделей мирового порядка связано с одной из попыток удовлетворить потребность в новых организационных формах, наиболее остро испытываемую учеными и теми представителями делового мира, которые в своей практической деятельности постоянно сталкивались с различного рода трудностями и проблемами глобального характера.
В 1972 г. был опубликован первый доклад Римскому клубу "Пределы роста", содержащий результаты компьютерного моделирования тенденций развития мировой системы и ставший впоследствии своего рода учебником в области моделирования глобальных структур и процессов.
Группа молодых ученых под руководством Д. Медоуза исследовала поведение глобального мира во временном интервале в 200 лет - с 1900 по 2100 г. Исходным пунктом анализа служило предположение, что изменение основных переменных системы, включающих в себя состояние промышленности, сельского хозяйства, народонаселения, невозобновляемых природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, происходит в рамках существующих тенденций развития человечества. Расчеты на ЭВМ показали, что в этом случае неизбежен глобальный кризис, поскольку рост промышленного производства и народонаселения вступает в противоречие с ограниченностью природных ресурсов и увеличивающимся загрязнением окружающей среды, губительно сказывающимся на здоровье людей.
Гипотеза о возникновении глобального кризиса поставила вопрос о необходимости рассмотрения поведения мировой системы с попеременным допущением возможности разрешения проблем контроля за ростом народонаселения и за загрязнением окружающей среды, повышением продуктивности сельского хозяйства и сохранения природных ресурсов. Однако произведенные на компьютерной модели расчеты показали, что предлагаемые решения не ведут к устранению кризисной ситуации. Предотвращение мировой катастрофы, согласно выводам авторов "Пределов роста", возможно лишь в том случае, если будут приняты меры по созданию условий экономической и экологической стабильности, предполагающей осуществление перехода от роста к глобальному равновесию. Это глобальное равновесие подразумевает удовлетворение основных материальных потребностей каждого человека и равные врозможности для реализации его творческого потенциала.
В 1992 г. была опубликована работа Д. Медоуза "За пределами роста", отразившая результаты повторного исследования того, что было сделано двадцать лет тому назад. Вытекающий из этого исследования вывод однозначен: мир приближается к глобальной катастрофе и, следовательно, для выживания человечества необходимо замедлить, а затем практически остановить экспоненциальный рост населения и физического капитала[5].
Исходя из этих идей, в различных докладах Римскому клубу предпринимались усилия по осмыслению затруднений человечества и раскрытию причин возникновения кризисных ситуаций. При этом, несмотря на смещение акцентов с исследования внешних пределов роста (физического окружения, экологических параметров) на изучение внутренних пределов (человеческого фактора, нравственных ценностей), с рассмотрения динамики глобальных изменений в целом на раскрытие их последствий в тех или иных регионах мира, выдерживалась общая линия исследования, заключающаяся в анализе состояния мировой системы и ее поведения в перспективном плане, констатации глобальных проблем и противоречий жизни и поиске возможных путей и средств их разрешения.
Параллельно с Римским клубом возникла еще одна организационная структура, в рамках которой был разработан Проект моделей мирового порядка. В противоположность Римскому клубу, по инициативе которого были построены первые компьютерные модели мира, данный Проект с самого начала был ориентирован на концептуальное осмысление глобальных проблем, рассмотренных через призму социокультурных предпочтений.
Проект моделей мирового порядка включал в себя ряд исследований, имеющих дело с различными образами будущего. Созданный на основе Института мирового порядка (США) и возглавляемый американским ученым С. Менделовицем, этот проект ориентировался на рассмотрение различных вариантов "предпочитаемых миров" или глобальных сообществ, желательность возникновения которых соотносилась с последним десятилетием ХХ столетия.
Опубликованные материалы исследований, осуществленных в рамках Проекта моделей мирового порядка, вызвали интерес среди ученых и мировой общественности, поскольку в них раскрывались образы будущего в глобальном контексте общечеловеческих ценностей жизни. К их числу относятся работы Р. Котари "Шаги в будущее" (1974), Р. Фалка "Изучение будущих миров" (1975), А. Мазруи "Мировая федерация культур" (1976), Г. Лагоса и Г. Годая "Революция бытия" (1977), И. Галтунга "Подлинные миры" (1980) и ряд других. Все они характеризуются установкой на лучшее будущее, позволяющей оптимистически смотреть на возможность разрешения глобальных проблем. Разработчики Моделей мирового порядка ориентируются прежде всего на исследование такого будущего человечества, которое исключает политические распри и глобальные вооруженные столкновения, экономическое неравенство и социальную несправедливость, расовую ненависть и националистическую непримиримость.
В момент своего возникновения Римский клуб и Проект моделей мирового порядка придерживались различных исходных установок, положенных в основу исследований. Помимо ориентаций на количественный или качественный анализ перспектив развития человечества имелись и иные расхождения, обусловленные ракурсом рассмотрения глобальной проблематики.
Римский клуб обратился прежде всего к проблемам экологического характера. Он сосредоточил свои усилия на исследовании кризисной ситуации, на затруднениях человечества, связанных с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, увеличением народонаселения на планете, обострением продовольственной проблемы. Глобальный кризис человечества рассматривался через призму расточительного отношения человека к среде своего обитания.
Проект моделей мирового порядка ориентировался главным образом на изучение политических событий, социальных процессов и культурных форм жизни. Основное внимание было сосредоточено на политической нестабильности, социальной несправедливости, национальной разобщенности, которые рассматривались в качестве главных причин возникновения региональных конфликтов и глобального кризиса человечества.
Это не означает, что Римский клуб и Проект моделей мирового порядка принципиально противостоят друг другу. Эволюция их теоретической и практической деятельности свидетельтсвует об общей тенденции как можно всесторонне и полнее раскрыть трудности и проблемы, стоящие перед человечеством для того, чтобы на этой основе предложить социально приемлемые стратегии его дальнейшего развития.
Заключение
В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социо-природный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их деляг на три основные группы.
Это, во-первых, проблемы интерсоциальные, то есть та совокупность проблем, которая возникает в мировом человеческом сообществе между различными социальными организмами (континентами, регионами, группами стран, отдельными странами) на основании их экономических, политических или идеологических противоречий. К такого рода проблемам несомненно относятся проблемы угрозы термоядерной войны, военных конфликтов, политического Василия, международного терроризма и т. п.
Во-вторых, это проблемы системы "общество-природа", формирующиеся на основе неконтролируемого или недостаточно продуманного присвоения богатств природы обществом и человеком. Примером этого типа проблем являются все экологические вопросы сегодняшнего существования и развитая человека и общества (атмосфера, гидросфера, космос, энергетика, сырье и т. п.).
В-третьих, это проблемы системы "человек-общество" — противоречия собственно самой общественной жизни человека на современном этапе функционирования и развития общества. Это — одиночество, страх, отчуждение и многие другие подобные состояния, возникающие в жизни человека практически в любом обществе.
Деятельность Римского клуба и Проекта мирового порядка ориентируются, прежде всего, на исследование такого будущего человечества как экологический баланс нашей планеты и которое исключает политические распри и глобальные вооруженные столкновения, экономическое неравенство и социальную несправедливость, расовую ненависть и националистическую непримиримость
Список литературы
1. Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. - М.: ЮНИТИ, 2002.
2. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. / Под ред. Д. М. Гвишиани. М.: УРСС, 1999.
3. Печчеи Аурелио. Человеческие качества. - М.: Дело, 2000.
4. Лабиринты одиночества. - М.: Логос 2001.
5. Сорокин П.А. Моя философия интегрализм. // Социс, 1992, № 10.
[1] Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. - М.: ЮНИТИ, 2002. – с 9.
[2] Сорокин П.А. Моя философия интегрализм. // Социс, 1992, № 10. – с 14.
[3] Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. - М.: ЮНИТИ, 2002. – с 45.
[4] Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. / Под ред. Д. М. Гвишиани. М.: УРСС, 1999. – с 16.
[5] Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. - М.: ЮНИТИ, 2002. – с 78.