Оглавление

Введение. 3

1. Как же распознать манипуляцию?. 4

2. Виды манипуляций. 4

3. Как противостоять манипуляции?. 7

Заключение. 10

Литература. 11




Введение


Слово «манипуляция» в нашем понимании имеет скорее негативный, нежели позитивный оттенок. Однако большой англо-русский словарь предлагает нам три значения этого слова. Первое значение – «умело управлять», второе – «обрабатывать, влиять на кого-либо, что-либо» и лишь третье имеет негативный оттенок – «подтасовывать, подделывать».

Манипуляции используются нами постоянно. Иногда мы не отдаем себе отчета в том, что занимаемся именно манипулированием, иногда делаем это сознательно. Манипуляции могут проводиться как во вред манипулируемому, так и на пользу ему. Все зависит от морали манипулятора. Если его цель - получить личную выгоду за счет жертвы, то аморальность очевидна. Когда же, например, родитель незаметно для ребенка направляет его действия в нужное русло - такая манипуляция полезна, поскольку она не травмирует ребенка.

Примеров манипуляций существует великое множество. Проводятся они по определенным схемам, одинаково действующим как в деловом, так и в бытовом общении.

1. Как же распознать манипуляцию?


Главных критериев манипуляции два. Первый: вы совершили какой-то поступок, но по истечении времени не можете четко объяснить (и главное – понять!), зачем вы это сделали  и почему вы сделали именно так, а не иначе.

Второй: у вас вреде бы ни с того ни с сего возникают неприятные эмоции (чувство вины, растерянность, обида, непонимание происходящего и собственных действий).

Задание 1. Задумайтесь и вспомните два-три случая за последний месяц, которые удовлетворяли бы названным критериям. Подумайте, кто выступил в роли манипулятора в обнаруженных вами манипуляциях?

Задание 2. Проанализируйте обнаруженные вами манипуляции. Подумайте, за счет чего манипуляторам удалось достичь желаемого для них результата и как они это сделали? [3, c. 69]



2. Виды манипуляций


Заманчиво, казалось бы, составить каталог всех возможных манипуляций, но невозможно иметь рецепт на любой случай жизни. Рассмотрим лишь несколько из них.

Манипуляция «Обезьяна на шее»

 

Подчиненный обращается к начальнику: «Вы поручили мне достать автопогрузчик. Они есть (там-то), но не с моим авторитетом туда обращаться. Вот если бы вы хотя бы пару слов сказали - я могу набрать телефон их начальника». Польщенный шеф соглашается: «Ладно, давай, скажу».

Но чаще всего одним звонком дело не ограничивается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. «Ну ладно, иди, я решу этот вопрос сам», - говорит начальник.

На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет шефа с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: «Ну как - не решили?» Занятый текучкой руководитель машет на него: «Иди, работай, я решу». Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос.

Как же получилось так, что роли поменялись, исполнителем стал руководитель, а контролирующим - подчиненный? Ответ дает трансактный анализ.

Трансакцией называется единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

Явная трансакция со стороны подчиненного - уважительное ВХР («Парламентер») дополняется скрытой - беспомощность, обращение за покровительством (ДХР). Подыграв самолюбию начальника, подчиненный спровоцировал его на покровительственную позицию (РХД), которая в данном случае приводит к выполнению за подчиненного его работы.

На управленческом жаргоне поручение, висящее на исполнителе, называется «обезьяна на шее». Можно сказать, что в описанном случае «обезьяна» перескочила на шею начальника.


Манипуляция «Меня рвут на части»


Сотрудник охотно берет на себя много поручений, в том числе и общественных, но когда от него требуют какого-то конкретного результата, он ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него навалено. Любопытно, что некоторые поступают так не до конца осознанно, искренне считая, что полностью отдаются работе. Эти люди могут быть весьма энергичными, однако процесс бурной деятельности для них важнее результата.


Манипуляция «Казанская сирота»

 

Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы при случае сослаться на то, что им не руководили, никто ему не помогал, никто его слушать не хотел и т. д.[1, c. 236]


Манипуляция «Дитя на работе»


Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми.

Про таких говорят: «быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется». Типичные высказывания манипулятора этого типа: «Я не профессор», «Я слабая женщина, чего вы хотите», «Мы академий не заканчивали». Для них выгодно слыть дураками и вызывать сочувствие.


Манипуляция «Жалко»


Диалог двух сотрудников. «Как у тебя с деньгами, нормально?» - «Да, вроде нормально». – «А я на мели. Одолжи до зарплаты, продуктов не на что купить».

Однако допустим, что просящий однажды уже подводил кредитора - продолжительное время не отдавал долг. Поэтому желания вновь одалживать ему нет. Однако отказать жестоко: у него семья голодать будет, а у меня лежат без пользы, и представляется возможным сделать доброе дело. Откажу - заслужу репутацию «жмота». И даем, хотя и ругаем себя за это. Налицо манипуляция. Механизм ее таков: первая трансакция - подготовительная («Коллега» - «Коллега»), чтобы получить нужную информацию. Вторая трансакция ВХР («Парламентер»). Человек в беде, не принято отказывать в помощи, напрашивается ответная трансакция РХВ: оказать покровительство, помощь.


Манипуляция «А слабо тебе...»

Данная манипуляция эксплуатирует нежелание человека показаться нерешительным, боящимся риска. Поскольку решительность, склонность к риску - это мужские качества, то и разыгрывается манипуляция преимущественно между мужчинами.

Манипуляцией «А слабо тебе...», бросив вызов, можно подтолкнуть человека на действие, которое тот не собирался совершать.

Молодой бухгалтер говорит «матерому» главбуху: «У меня дебет с кредитом не сходится. А слабо тебе найти ошибку?» - «Да это же легко!» - принимает вызов главбух, выполняя за молодого сотрудника его работу.

Сам вопрос можно отнести к трансакции «Коллега», но подтекст соответствует «Боссу».

Главному бухгалтеру не к лицу боязнь трудностей, поэтому ему психологически выгоднее отреагировать на явную трансакцию, что он и делает, отвечая как «Коллега». [4, c. 400]



3. Как противостоять манипуляции?


Родной коллектив. Это словосочетание, как правило, рождает позитивные ассоциации. Но на служебной лестнице встречаются иногда люди, способные поставить «подножку». Чтобы не оказаться человеком, на которого «нажали», надо знать, как это могут сделать.


Манипуляцию часто путают с личным влиянием, однако это совершенно разные явления: личное влияние человека заключается в его способности «притягивать как магнит», «завораживать», «давать импульс к прозрению» - т.е. налицо обогащающий, развивающий эффект воздействия на того человека, на которого оно направлено. Это влияние способны оказывать явные лидеры, профессиональные мотиваторы, способные «зажечь искру» в нашей душе - общение с ними дает ощущение полноты жизни, неограниченных возможностей, заражает окружающих оптимизмом.

Манипулятор же всегда разрушает личность человека (впрочем, и свою тоже), на которого направлено воздействие. После общения с человеком-манипулятором остается чувство, что вас «оболванили», «использовали», раздражение и состояние усталости.

Совокупность трех главных признаков манипулятора - это стремление овладеть волей партнера, обман и лицемерие в его поведении и предложение, выражаемое примерно так: «Давай дружить против них» - стремление объединиться с вами для противоборства с кем-то. [2, c. 345]

К примеру, коллега предлагает вам сообщить боссу о том, что менеджер Н. из соседнего отдела нелоялен к своей компании. На вопрос: «Почему бы тебе не сообщить эту информацию самому?» следует пространное: «Босс тебя больше уважает. Ты у него на хорошем счету...» и т.п. Налицо явное манипулирование, причем используется самый распространенный и сравнительно простой способ надавить на человека. Суть его заключается в том, чтобы задеть статус человека, надавить на его комплекс превосходства - откровенная лесть в данном случае свидетельствует о стремлении достичь своей корыстной цели с вашей помощью.

В той или иной мере манипуляцию использует каждый из нас и довольно часто. Незабываемые слова О.Генри о том, что «осень - это то время, когда женщины, не имеющие котиковых манто, становятся ласковыми к своим мужьям» - подтверждение того, что часто объектам манипуляции выгодно играть свою роль.

В большинстве случаев манипуляция действует негативно на всех участников. Тем не менее некоторые люди стратегию «загребать жар чужими руками» превращают чуть ли не в основную стратегию своей жизни. И только вам решать - «таскать каштаны из огня», для этого человека  тратить драгоценные минуты жизни для достижения своих целей.

Есть много профессиональных советов для защиты от манипуляции разного рода, но наиболее действенным фактором в сопротивлении внешнему давлению и манипулированию является личностный потенциал, личностная сила, тот самый внутренний стрежень, который всегда чувствуется в человеке, с которым строишь отношения.

Вероятность того, что человек внутренне слабый окажет сопротивление сложившимся обстоятельствам, практически равна нулю. Поэтому очень важно научиться игнорировать «провокационные» предложения и выпады манипуляторов, здраво рассуждать и находить выход из любой ситуации, укреплять свою внутреннюю силу. Это и есть ключик, с помощью которого можно успешно противостоять любому внешнему давлению. Вероятность того, что человек с такими мыслями окажет сопротивление сложившимся обстоятельствам, практически равна нулю. [5, c.336]

Окружающие люди всегда пробуют на прочность наши личные «границы», и ответственность за то, что управлять своим поведением мы позволили кому-то другому, лежит исключительно на нас самих.


Как вести себя, когда вами пытаются манипулировать:


1. Задавайте вопросы «Что? Зачем? Для чего?».

2. Не вовлекайтесь в ситуацию эмоционально - ведите разговор в логическом русле.

3. Отреагируйте нестандартным ответным предложением.

4. Переведите энергию в мирное русло - вместо того чтобы выполнять задание манипулятора, дайте ему новую задачу.

5. Сохраняйте самообладание и чувство такта.


Заключение


В основе манипуляций всегда лежит использование слабостей собеседника. Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным. Наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, значимость, хорошо выглядеть, получить похвалу и т. д.

В деловом общении манипуляция - важная вещь. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненным незаметно, создавая у того иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время «Босс» должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях.


Литература


1.      Аверченко Л.К. Психология делового общения: Учеб.пособие (теория и практика для социального работника). – Новосибирск: СибАГС, 1999. – с.236

2.      Аверченко Л.К. Психология управления: практикум для руководителей и менеджеров по персоналу. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 345 с.

3.      Безменова И.К. «Манипуляция в офисе: вы или вами?», //Справочник секретаря и офис-менеджера, №3, 2004 г. с. 69

4.      Емельянов С. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

5.      Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 336 с.