Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

Предмет экономической теории. 4

1.1. Понятие экономической теории и ее место в   системе экономических знаний  4

1.2. Предмет экономической теории. 5

1.3. Функции экономической теории. 8

2. Практическая часть. 13

Задача  (вариант 1) 13

3. Тесты.. 15

Заключение. 16

Список литературы.. 17

















Введение

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования, что является весьма актуальным направлением в тенденциях современной экономики.

         В связи с актуальностью рассматриваемых вопросов данная тема была взята в качестве  исследования в данной контрольной работе. Целью контрольной работы является исследование  предмета экономической теории.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)              рассмотреть понятие экономической теории и ее место в системе экономических знаний;

2)              рассмотреть предмет экономической теории;

3)              рассмотреть основные функции экономической теории.


1. Теоретическая часть

Предмет экономической теории

1.1. Понятие экономической теории и ее место в   системе экономических знаний

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения:

- какие виды работ нужно выполнять?

- как они оплачиваются?

- сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции?

- какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений[1, с. 148]:

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе. Однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему во всех вопросах охватываемым этим предметом дело весьма нелегкое. Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень[4, с. 18].

Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

1.2. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий между различными научными школами[7, с. 49].

Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство.

Продолжили их традицию и физиократы, перенеся научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство.

Представители классической школы расширили предмет экономической теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Понимание сущности национального богатства, его форм и условий создания в экономической мысли менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше – золото, то классики считали богатством материальный продукт производства. В современных экономических системах все большее значение приобретают услуги – невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществах в национальное богатство стали включать информацию, другие виды интеллектуального продукта.

Несколько особняком в определении предмета экономической теории стоит марксистская политическая экономия. Предметом марксистской политэкономии рассматриваются производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причем главными признаются отношения между классами и социальными группами общества, обусловливающиеся, по мнению марксистов, в конечном счете, отношениями собственности на средства производства[10, с. 55].

Впоследствии и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми.

А. Маршалл определил предметом экономической теории «Исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию…».

П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике «Экономика» пишет: «Экономика – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей».

В западных учебниках по экономической теории достаточно распространено понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны.

Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разных сторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные аспекты экономической и социальной деятельности людей.

Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории:

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

В этом определении содержатся следующие ключевые характеристики предмета экономической теории[8, с. 32]:

- присутствует поведенческий аспект,

- подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов,

- выделяется то, что экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом)[5, с. 95].

Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических.

Экономическая теория является основой экономической политики. Вместе с тем не стоит отождествлять экономическую теорию и экономическую политику.

Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства по регулированию национального социально-экономического развития.

В экономической политике используются рекомендации и выводы экономической теории. Какие средства следует использовать для преодоления инфляции, стабилизации экономики в условиях ее кризисного развития? Следует ли применять ограничения во внешней торговле по отношению к иностранным партнерам? Какие меры способствуют росту благосостояния населения? На все эти вопросам в арсенале экономической науки имеются полезные рекомендации. Задача политиков, да и населения выбрать те меры, которые наиболее адекватны создавшимся условиям. Для этого важно глубокое знание экономической теории.

Результаты теоретических исследований в экономике имеют важное значение для предпринимательства. Понимание макроэкономических тенденций, овладение методологией микроэкономического анализа важны для принятия оптимальных хозяйственных решений в бизнесе.

1.3. Функции экономической теории

Существуют несколько функций экономической теории[6, с. 42]:

§  познавательная функция;

§  методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

§  практическая функция – обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику.

Хотелось бы подробнее остановиться на методологической функции экономической теории, т.к. методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.

Следует иметь в виду как субъективный, так и объективный подходы.

Методы – инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как[3, с . 17]:

- метод научной абстракции

- анализ и синтез

- индукцию и дедукцию

- исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.

 При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи.

Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.

Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от общего к частному[3, с. 15].

Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.

Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, Ф. Тэйлора, на макроуровне – с именами Дж. М. Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране[3, с. 18].

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.

Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, – это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ – технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений[9, с. 55].

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения «… если, то…». Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 2000 году, может быть применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это – прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить. Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло. Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами.

Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то…». Пример: «Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий». Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.

Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.














2. Практическая часть

Задача  (вариант 1)

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         В таблице  1 представлены   производственные возможности выпуска военной и гражданской продукции

Таблица 1

Производственные возможности выпуска военной и гражданской продукции

Продукт

Производственные альтернативы

А

В

С

Д

Е

Автомобили, млн. шт.

0

2

4

6

8

Управляемые ракеты, тыс. шт.

30

27

21

12

0

А) Изобразите эти данные графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастания вмененных издержек? Определите издержки производства дополнительного миллиона автомобилей, дополнительной тысячи ракет, если экономика находится в точке С.

Б) Обозначьте на кривой точку К внутри зоны, ограниченной кривой и точку Н вне этой зоны.  Что показывают эти точки? В каком случае экономика сможет достичь уровня производства в точке Н?

РЕШЕНИЕ

         А)  График производственных возможностей представлен на рисунке 1.

Овал: НОвал: К

Рис. 1. График производственных возможностей

         Каждая точка  кривой показывает  оптимальное сочетание (соотношение)  производства автомобилей и управляемых ракет, при котором  обеспечивается максимум  производства того и другого  продукта при данном количестве ресурсов и данной технологии. Любая точка кривой характеризует альтернативное производство.

         Характер графика  показывает, что  в экономике, работающей  эффективно, большее количество автомобилей может быть получено только путем отказа от производства определенного количества управляемых ракет. Эта «жертва»  называется вмененными издержками производства автомобилей.  На графике видно,  что с увеличением производства автомобилей, вмененные издержки его производства растут. Это   объясняется тем, что ресурсы в экономике неодинаково пригодны для производства разных товаров. Поэтому для производства каждой дополнительной единицы автомобиля нужно затрачивать  все большее количество имеющихся в экономике ресурсов, приспосабливая их к производству автомобилей.

         Изначально пропорции определены так, что жертвуя 2 млн. автомобилей, мы выпускаем  3 т. ракет. Или 1 млн. автомобилей =  1.5 тыс. ракет. В точке с увеличение автомобилей на 1 млн. приве6дет к издержкам в размере 13.5 тыс. ракет.

         Б) Точка К  на кривой показывает  все комбинации автомобилей и ракет, которые  может произвести данная экономика.

         Точка Н  показывает все комбинации автомобилей и ракет, несомненно, более желанные, но недоступные при данном   количестве ресурсов и уровне развития производительных сил. Экономика  сможет достичь уровня производства, который показывает точка Н при экономическом росте   сдвиге кривой вправо под влиянием НТП.

3. Тесты

1 - д

2 - в

3 - б

4 - в

5 - д

6 -  г

7 – г

8 – г

9 – в

10 – а











Заключение

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.








Список литературы

1.     Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ.- Новосибирск: Лада, 2000

2.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Вопросы – ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособ.- М.: Контракт, Инфра-М, 2000

3.     Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособ/ Под ред. А.И. Добрынина. – М. : инфра- М, 2000

4.     Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – Спб.: Питер, 2000. – Серия «Краткий курс»

5.     курс экономической теории: Учебник/ Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой. – Киров: АСА, 2000

6.     Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2001

7.     Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра- М, 2000

8.     Экономическая теория:  Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: СПб УЭФ; Питер, 2000

9.     Экономическая теория: Курс лекций/ Под ред. А.Ю. Шарипова, Л.Ю. Руди. В 2 частях. – Новосибирск: НГАЭ и У, 2000

10.                        Экономика: Учебник/ Под ред. А. Булатова. – М., 1997