Содержание



Задание №1. Вариант 20. Преимущества использования элементов нормативного метода в организации учета затрат и калькулирования себестоимости турпродукции   4

Задача 1(вариант 2) 9

ЗАДАЧА 4 (ВАРИАНТ 2) 15

Изделие. 20

Переменные косвенные расходы.. 20

Стоимость единицы ресурса  (в расчете на час или 1 кг) 21

Материалы.. 22

Список литературы... 25





























Задание №1 . Вариант 20. Преимущества использования элементов нормативного метода в организации учета затрат и калькулирования себестоимости турпродукции

Международный туризм, широко распространившийся в нашей стране за последние годы,  с принятием в декабре 1996г. Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» стал официально признанной отраслью экономики.

Основным документом, который используется туристическими фирмами при включении затрат в себестоимость продукции, является «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов,  учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное постановлением Правительства Российской федерации от 5 августа 1992г. № 552(с последующими изменениями и дополнениями).[1]

Специфика деятельности турфирм и гостиниц предполагает регулярное осуществление расходов на подготовку и переподготовку кадров, рекламных, представительских, командировочных и других категорий расходов, относимых законодательством Российской Федерации   к нормируемым для целей налогообложения. В бухгалтерском учете нормируемые расходы отражаются по начислению в полном объеме, а при расчете налога на прибыль предприятий и организаций сверхнормативные расходы исключаются из налогооблагаемой базы.[2]      

Расходы на рекламу включают расходы на разработку и издание иллюстрированных каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, указателей, рекламных счетов и т.д. однако в целях налогообложения расходы на рекламу сверх установленных норм при расчете налога на прибыль присоединяются к налогооблагаемой прибыли отчетного периода.

Турфирмам не рекомендуется необоснованно увеличивать расходы на рекламу, поскольку они уплачивают налог на рекламу в размере 5% от величины фактических рекламных расходов без НДС. Налог на рекламу возмещается за счет финансового результата работы организации (прибыли до налогообложения).

Представительские расходы связаны с коммерческой деятельностью. Эти расходы организации по приему и обслуживанию представителей других предприятий, прибывших для переговоров и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета организации и ревизионной комиссии.

На указанные расходы должна быть составлена смета на отчетный период, и кроме того, эти расходы должны быть подтверждены оправдательными первичными документами. В соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость туристического продукта, организации, занимающиеся туристической деятельностью, к представительским расходам относят также расходы, связанные с производственной деятельностью организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных.

Немалую часть в расходах турфирм и гостиниц составляют командировочные расходы, как на территории иностранных государств, так и внутри страны.

Командировочные расходы могут быть возмещены штатному персоналу турфирмы и гостиницы, а также совместителям, если толко такие сотрудники согласно КЗоТ подчиняются рас-поряжением руководителя и внутреннему трудовому распорядку.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями в пределах установленных норм возмещаются за счет себестоимости услуг.

Бухгалтеры туристических фирм  отмечают специфику производства туристического продукта. Туристический продукт формируется из различных элементов, набор которых зачастую является уникальным, а стоимость может колебаться в зависимости от класса представляемого обслуживания, времени года и многих других факторов. Это позволяет классифицировать туристическое производство кА принадлежащее к группе мелкосерийных и индивидуальных.  

Как в отечественной, так и в мировой бухгалтерской практике выделяются несколько  методов калькуляции себестоимости  - это показательны, попередельный и  нормативный метод затрат.

Использование показательного метода позволяет выделить и индивидуализировать единицу продукции, выяснить время ее обработки и себестоимость.[3]

Использование показательного метода позволяет учитывать отдельное производство конкретного туристического продукта или группы типовых туристических продуктов либо совокупность заказов на производство туристических продуктов, которые могут быть объединены по определенному качественному признаку.

Преимущество нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

Норма – это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, которые устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделились на расход по нормам  и отклонения от норм. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, иметь фактическую себестоимость изделий, и регулярно анализировать причины отклонений и выявлять их виновников.[4]

Нормативный метод учета позволяет:

·        Предварительно составлять нормативную калькуляцию себестоимости по каждому виду продукции на основе действующих на предприятии норм и смет;

·        Вести в течение месяца учет изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменений  норм;

·        Учитывать фактические затраты в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от этих норм;

·        Устанавливать  и анализировать причины, а также условия появления отклонений от норм по местам их возникновения;

·        Определять фактическую себестоимость выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

При нормативном методе учета затрат на производство предприятия пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями.

Фактическую себестоимость продукции определяют сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

Фс= Нс+ Он+ Ин,

Фс- фактическая себестоимость,

Он- отклонение от текущих норм,

Ин- изменение норм.

Отклонение от норм показывают, как соблюдается технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, отрицательные, вызывающие их увеличение.

Нормативный метод учета затрат  обеспечивает  две фикции:

·        Оперативный контроль  затрат путем учета о текущим нормам и отдельно  отклонений от норм;

·        Точное калькулирование себестоимости продукции.
















Задача 1(вариант 2)


 Задание: отразить на счетах и  сгруппировать затраты туристской фирмы, занимающейся туроператорской деятельностью следующим образом:

– по экономическим элементам и по статьям калькуляции, предварительно определив производственные и коммерческие расходы;

– по роли в производственном процессе и целевому назначению;

– по отношению к объему производства турпродукции (переменные и постоянные).

Исходные данные:

Ведомость затрат туристской фирмы за март 2003 г.

№ п/п

Наименование затрат

Номер варианта

2

1.

Предъявлена сумма счета за проживание туристов в гостинице –  всего, в т. ч. :

240000


за пользование бассейном;

14200


за прокат телевизора;

9800


за питание.

85000

2.

Предъявлен счет транспортной организацией за перевозку туристов

190000

Продолжение табл.

3.

Начислена зарплата производственного персонала (менеджеров), занятого формированием пакета туристских услуг

37000

4.

Произведены отчисления органам социального страхования и обеспечения от начисленной зарплаты


5.

Отражены затраты на сертификацию туристских услуг.  Списана часть расходов по сертификации туристских услуг, относящаяся к данному месяцу

59000

6.

Отражена задолженность экскурсионному бюро за оказание экскурсионных услуг

48500

7.

Возмещены расходы по использованию в служебных целях личного автотранспорта менеджеров

2000

8.

Начислена зарплата работникам аппарата управления турфирмой

22000

9.

Произведены отчисления органам социального страхования и обеспечения от начисленной зарплаты


10.

Отражены затраты по оформлению выездных документов

6500

11.

Начислена амортизация оборудования турфирмы за текущий месяц (линейный способ)

12000

         12.

Отражены расходы на аренду здания офиса турфирмы

17000

13.

Произведены затраты на техническое обслуживание служебного автотранспорта

1000

14.

Начислена плановая сумма резерва на ремонт автотранспорта

1000

15.

Согласно авансовым отчетам списана сумма расходов по стажировке работников по иностранному языку во Франции

16.

Предъявлен счет АТС за телефонные услуги

15000

17.

Отражены затраты на приобретение бланков туристских путевок

4100

18.

Списаны расходы, связанные с проведением официального обеда с владельцем отеля в Париже для заключения договора о деловом сотрудничестве

5000

19

Списаны затраты, связанные с  нереализованной   частью   блок-чартерных услуг (технологические потери)

30000

20.

Отражено комиссионное вознаграждение, уплаченное турагентам за продажу путевок

21.

Произведены затраты на разработку и издание иллюстрированных проспектов туристских маршрутов

22900

Затраты на производство турпродукта по экономическим элементам

№ п/п

Элементы затрат для целей финансового учета

Сумма, руб.

Элементы затрат для целей налогового учета

Сумма, руб.

1.

Материальные затраты

190000

Материальные расходы

240000

2.

Затраты на оплату труда

59000

Расходы на оплату труда

59000

3.

Отчисления на социальные нужды




4.

Амортизация

12000

Сумма начисленной амор­тизации

12000

5.

Прочие затраты

Аренда здания

Рез обсл служ тр

Потери

Произв.затр на илюстр тур. маршрутов

Отражена задолженность экскурсионному бюро


17000

1000

30000

22900



48500

Прочие расходы

Аренда здания

Тех.обсл а/тр

Представительские расходы

Бланки

Услуги АТС

Оформл выездн докум



17000

1000

5000


4100

15000

6500

Итого затрат

380400

359600


Затраты на производство турпродукта по статьям калькуляции

№ п/п

Статьи затрат

Сумма, руб.

1.

Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта

240000

2.

Расходы на оплату труда

59000

3.

Отчисления на социальные нужды


4.

Амортизация основных фондов

12000

5.

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования

17000

6.

Расходы на ремонт основных средств


7.

Расходы на рекламу

22900

8.

Представительские расходы

5000

9.

Транспортные расходы

190000

10.

Амортизация нематериальных активов


11.

Затраты на подготовку и освоение нового турпродукта


12.

Комиссионное вознаграждение контрагентам


13.

Прочие затраты

92600


Итого затрат по статьям

638500

Группировка затрат турфирмы по отношению к формированию турпродукта

Виды затрат

По роли в производственном процессе и целевому назначению

По отношению к объему производства турпродукции

основные

накладные

переменные

постоянные

Предъявлена сумма за проживание туристов в гостинице

+


+


Предъявлен счет транспортной организацией

+


+


Начислена заработная плата произв. персоналу

+



+

Затраты на сертификацию

+


+


Отражена задолженность экскурсионному бюро

+


+


Расходы по содержанию служ. транспорта


+

+


Оформление выездных документов

+


+


Начислена амортизация

+



+

Начислена аренда здания

+



+

За техническое обслуживание транспорта


+

+


Начислен резерв служебного транспорта


+

+


За услуги АТС

+



+

За бланки

+


+


представительские

+


+


потери


+

+


Разработка и издание туристических маршрутов


+

+



ЗАДАЧА 4 (ВАРИАНТ 2)

Исходная информация: Фирма производит два продукта – альфа и сигма. Альфа производится в цехе №1, сигма в цехе №2. Имеется следующая информация:

Материал X стоит 1,80 руб. за кг

Материал У стоит 4,0 руб. за 1 кг.

Один человеко-час труда основного производственного персонала стоит 3 руб.


Материал X, кг

Материал У, кг

На начало периода

8500

8000

На конец планового года

10200

1700


Косвенные расходы определяются на основе прямых человеко-часов.

Нормы расхода ресурсов:


Альфа

Сигма

Материал



Х

10 кг

8кг

У

5 кг

9 кг

Прямой труд

10 часов

15 часов


Готовые изделия:


Альфа

Сигма

Прогноз продаж (штуки)

8500

1600

Цена продажи

100

140

Норма запасов на конец года (штуки)

1870

90

Остатки на начало периода

170

85


Косвенные расходы планового года:


Переменные косвенные затраты (на 1 человеко-час прямого труда)

Цех № 1

Цех № 2

Косвенные материалы

0.3  руб.

0.2 руб.

Косвенный труд

0,3

0,3

Энергоснабжение (переменная часть)

0.15

0.10

Ремонт (переменная часть)

0.05

0.10

Постоянные косвенные затраты



Амортизация

25.000

20.000

Контроль

25.000

10.000

Энергоснабжение

10.000

500

Ремонт

11.400

799


Непроизводственные косвенные расходы планового года:


Управление

l.000

Зарплата отдела продаж

18.500

Зарплата офиса

7.000

Комиссионные

15.000

Транспорт (продажа)

5.000

Реклама

20.000

Прочие расходы офиса

2.000


Денежные поступления и расходы планового года



1-й кв.

2-й кв.

3-й кв.

4-й кв.

Поступление от клиентов

250.000

300.000

280.000

246.000

Платежи:





материалы

100.000

120.000

110.000

136.996

зарплата

100.000

110.000

120.000

161.547

прочие расходы

30.000

25.000

18.004

3.409


Баланс предпланового года:


Активы


Текущие активы


Денежные средства

8.500

Долги клиентов

72.500

Запасы сырья

47.300

Запасы готовых изделий

24.769

Итого текущих активов

152.000

Основные фонды


Здания и оборудование

323.000

Минус амортизация

(63.750)

Итого

259.250

Земля

42.500

Итого основных фондов

301.750

Итого активов

454.569

Долги поставщикам

62.200

Собственный капитал


Капитал

300.000

Накопленная прибыль

92.363

Итого собственного капитала

392.363

Итого долгов и собственного капитала

454.569


Задание: Составить бюджеты, решение оформить в таблицах.

Шаг 1-й. Бюджет продаж


Изделие

Количество (штуки)

Цена продажи

Итого

Альфа

8500

100

850000

Сигма

1600

140

224000

Итого

10100

240

1074000


Шаг 2-й. Бюджет производства



Альфа

Сигма

Ожидаемые продажи (штуки)

8500

1600

Остатки готовой продукции (шт.)

170

85

Итого требуется

8330

1515

Минус остатки на начало года

1870

90

Изделия к производству

6460

1425


Шаг 3-й. Бюджет использования материалов и комплектующих


Изделие

Материал X

Материал У

Итого

Альфа

10

5

15

Сигма

8

9

17

Итого требуется (кг)

18

14

32

Умножить на цену 1 кг

1,80

4,0


Итого затраты на материалы

32,40

56,00



Бюджет закупок материалов и комплектующих



Материал X

Материал У

Итого

Требуется материалов для производства (кг)

153000

22400

175400

Остатки на конец периода (кг)

8500

8000

16500

Итого требуется (кг)

144500

14400

158900

Минус остатки на начало года

10200

1700

11900

Итого к закупке (кг)

134300

12700

147000

Цена 1 кг

1,80

4,0


Затраты на покупку

241740

50800



Шаг 4-й. Бюджет затрат труда основного производственного персонала


Изделие

Количество

(штук)

Человеко-часы на одно изделие

Итого часов

Итого затрат (3 руб. за час)

Альфа           134300                    72,20                 9696490        29089380

Сигма               12700                   1329,70         16887190             50661570

Итого              147000                                      26730680                79750950                          


Шаг 5-й. Бюджет косвенных (общепроизводственных расходов)

Переменные косвенные расходы

1-й цех (изделие Альфа)

2-й цех (изделие Сигма)

Итого

Материалы                 0,3                         0,2                          0,5

Затраты труда           0,3                          0,3                          0,6

Затраты                        0,15                      0,10                     0,25

на электроэнергию

Ремонт                             0,05                    0,10                            0,15

Итого в расчете на час 0,80                      0,7

труда основного

персонала


Постоянные

косвенные расходы     


Амортизация           11441                                  52308                     63749      

Контроль                  20,24                                    8,10                      28,34

Затраты на

Электроэнергию      2,43                                     0,12 


Ремонт                      3,21                                        0,21


Итого постоянных

косвенных расходов,   0,80                                    0,7

в т.ч. в расчете на 1 час


Шаг 6-й. Себестоимость производства 1 изделия


Стоимость единицы ресурса (в расчете на час или 1 кг)

Изделие


Количество

Альфа


Затраты

Изделие


Количество

Сигма


Затраты

Материал Х      153000                     8                      5                         

Материал У      22400                    10                      9

Прямой труд                        10                                         15

Косвенные

Расходы                                    0,8                                      0,7     


Итого              175400             28,8                     14               15,7


Шаг 7-й. Бюджет складских остатков


Материалы

Килограмм

Цена 1 кг

Сумма (руб.)

Итого (руб.)

Материал Х          18                        1,80         32,40                      52,20

Материал У        14                        4,0                 56                        74,0

Готовые               32                    5,80        88,40                 126,20

изделия

Изделие Альфа    15                100                1500              22500

Изделие Сигма      17                     140                      2380                 2380

Итого                    32                240                 3880                24880


Шаг 8-й. Себестоимость реализованной продукции

Остатки готовой продукции                        24769


на начало года                                                255

Затраты на материалы                               292540


Прямые затраты труда                              1,5

Косвенные расходы пр-ва                      -------


Итого производственных затрат           317565,50

Затраты на производство                            44,70

товаров для продажи                                  1074000

Минус остатки продукции на конец года 1960

Себестоимость реализованной продукции 1389650,20


Шаг 9-й. Бюджет маркетинговых и административных расходов


Маркетинговые расходы:

Комиссионные                                       15000

Зарплата торговых работников             18500

Транспортные расходы                           5000

Реклама                                                   20000

Итого маркетинговых расходов         58500

Административные расходы:

Расходы на управление                           1000

Зарплата сотрудников офиса                  7000

Прочие расходы                                        2000

Итого административных расходов       10000

Итого административных                       68500

и маркетинговых расходов


Шаг 10-й. Отчет о прибылях и убытках планового года


Источник

Сумма


Продажи                                                                                             1076000

Себестоимостьреализованнойпродукции                                      1389650


Маркетинговые и административные                                             68500

расходы

Валовая прибыль                                                                               313650


Шаг 11-й. Баланс на конец планового года


Активы

Оборотные средства:

Денежные средства                                             1084500

Долги клиентов                                                    72500

Запасы                                                                    47300

Основные средства:       

Земля                                                                       42500

Здания и оборудование                                           259280

Минус накопленная амортизация

Итого активов                                                          1506080


Задолженность и собственные средства               323000

Краткосрочные долги                                              62200

Капитал                                                                      292363

Накопленная прибыль                                              92363

Итого задолженности и                                       869926

собственных средств


Шаг 12-й. Отчет о денежных потоках за плановый год


Денежные потоки основной деятельности               

Прибыль                                                               313650

Корректировки:

Амортизация                                                        63750

Уменьшение долгов клиентов                            72500

Увеличение запасов

Увеличение краткосрочной                                    62200

Задолженности

Нетто-денежный поток                                       367100

основной деятельности

Денежные средства на начало года                       8500

Денежные средства на конец планового года   375600

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ. 4.1. от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 16.07.1998 г. ред. от 24.03.2001 г.).

2.     Налоговый кодекс РФ. Ч II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 19. 07.2000  г. ред. от 07.08.2001 г.)

3.     Закон "О бухгалтерском учете в РФ" № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (с изм. и доп. от 23.07.1998 г. №123-ФЗ.)

4.     Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федера­ции" № 132-ФЗ от 24.11.1996г.

5.Хахонова Н.Н. «Бухучет для студентов вузов». Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: «Феникс», 2004г.-183с

6 Шпилько С.П. «Методика исчисления себестоимости турпродукта». – М.: Издательско-консультационная компания «СТАТУС-КВО97», 1999.-94с



[1] Шпилько С.П. «Методика исчисления себестоимости турпродукта». – М.: Издательско-консультационная компания «СТАТУС-КВО97», 1999.-3с

[2] Агеева О.А. «туристические фирмы и гостиницы: бухгалтерский учет и налообложение».- М.: Современная экономика и право, 2000.-60с

[3] Шпилько С.П. «Методика исчисления себестоимости турпродукта». – М.: Издательско-консультационная компания «СТАТУС-КВО97», 1999.-37с


[4] Хахонова Н.Н. «Бухучет для студентов вузов». Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: «Феникс», 2004г.-137с