Содержание
Задание №1. Вариант 20. Преимущества использования элементов нормативного метода в организации учета затрат и калькулирования себестоимости турпродукции 4
Задача 1(вариант 2) 9
ЗАДАЧА 4 (ВАРИАНТ 2) 15
Изделие. 20
Переменные косвенные расходы.. 20
Стоимость единицы ресурса (в расчете на час или 1 кг) 21
Материалы.. 22
Список литературы... 25
Задание №1 . Вариант 20. Преимущества использования элементов нормативного метода в организации учета затрат и калькулирования себестоимости турпродукции
Международный туризм, широко распространившийся в нашей стране за последние годы, с принятием в декабре 1996г. Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» стал официально признанной отраслью экономики.
Основным документом, который используется туристическими фирмами при включении затрат в себестоимость продукции, является «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное постановлением Правительства Российской федерации от 5 августа 1992г. № 552(с последующими изменениями и дополнениями).[1]
Специфика деятельности турфирм и гостиниц предполагает регулярное осуществление расходов на подготовку и переподготовку кадров, рекламных, представительских, командировочных и других категорий расходов, относимых законодательством Российской Федерации к нормируемым для целей налогообложения. В бухгалтерском учете нормируемые расходы отражаются по начислению в полном объеме, а при расчете налога на прибыль предприятий и организаций сверхнормативные расходы исключаются из налогооблагаемой базы.[2]
Расходы на рекламу включают расходы на разработку и издание иллюстрированных каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, указателей, рекламных счетов и т.д. однако в целях налогообложения расходы на рекламу сверх установленных норм при расчете налога на прибыль присоединяются к налогооблагаемой прибыли отчетного периода.
Турфирмам не рекомендуется необоснованно увеличивать расходы на рекламу, поскольку они уплачивают налог на рекламу в размере 5% от величины фактических рекламных расходов без НДС. Налог на рекламу возмещается за счет финансового результата работы организации (прибыли до налогообложения).
Представительские расходы связаны с коммерческой деятельностью. Эти расходы организации по приему и обслуживанию представителей других предприятий, прибывших для переговоров и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета организации и ревизионной комиссии.
На указанные расходы должна быть составлена смета на отчетный период, и кроме того, эти расходы должны быть подтверждены оправдательными первичными документами. В соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость туристического продукта, организации, занимающиеся туристической деятельностью, к представительским расходам относят также расходы, связанные с производственной деятельностью организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных.
Немалую часть в расходах турфирм и гостиниц составляют командировочные расходы, как на территории иностранных государств, так и внутри страны.
Командировочные расходы могут быть возмещены штатному персоналу турфирмы и гостиницы, а также совместителям, если толко такие сотрудники согласно КЗоТ подчиняются рас-поряжением руководителя и внутреннему трудовому распорядку.
Расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями в пределах установленных норм возмещаются за счет себестоимости услуг.
Бухгалтеры туристических фирм отмечают специфику производства туристического продукта. Туристический продукт формируется из различных элементов, набор которых зачастую является уникальным, а стоимость может колебаться в зависимости от класса представляемого обслуживания, времени года и многих других факторов. Это позволяет классифицировать туристическое производство кА принадлежащее к группе мелкосерийных и индивидуальных.
Как в отечественной, так и в мировой бухгалтерской практике выделяются несколько методов калькуляции себестоимости - это показательны, попередельный и нормативный метод затрат.
Использование показательного метода позволяет выделить и индивидуализировать единицу продукции, выяснить время ее обработки и себестоимость.[3]
Использование показательного метода позволяет учитывать отдельное производство конкретного туристического продукта или группы типовых туристических продуктов либо совокупность заказов на производство туристических продуктов, которые могут быть объединены по определенному качественному признаку.
Преимущество нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.
Норма – это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, которые устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции.
Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделились на расход по нормам и отклонения от норм. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, иметь фактическую себестоимость изделий, и регулярно анализировать причины отклонений и выявлять их виновников.[4]
Нормативный метод учета позволяет:
· Предварительно составлять нормативную калькуляцию себестоимости по каждому виду продукции на основе действующих на предприятии норм и смет;
· Вести в течение месяца учет изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменений норм;
· Учитывать фактические затраты в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от этих норм;
· Устанавливать и анализировать причины, а также условия появления отклонений от норм по местам их возникновения;
· Определять фактическую себестоимость выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.
При нормативном методе учета затрат на производство предприятия пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями.
Фактическую себестоимость продукции определяют сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:
Фс= Нс+ Он+ Ин,
Фс- фактическая себестоимость,
Он- отклонение от текущих норм,
Ин- изменение норм.
Отклонение от норм показывают, как соблюдается технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, отрицательные, вызывающие их увеличение.
Нормативный метод учета затрат обеспечивает две фикции:
· Оперативный контроль затрат путем учета о текущим нормам и отдельно отклонений от норм;
· Точное калькулирование себестоимости продукции.
Задача 1(вариант 2)
Задание: отразить на счетах и сгруппировать затраты туристской фирмы, занимающейся туроператорской деятельностью следующим образом:
– по экономическим элементам и по статьям калькуляции, предварительно определив производственные и коммерческие расходы;
– по роли в производственном процессе и целевому назначению;
– по отношению к объему производства турпродукции (переменные и постоянные).
Исходные данные:
Ведомость затрат туристской фирмы за март 2003 г.
№ п/п |
Наименование затрат |
Номер варианта |
2 |
||
1. |
Предъявлена сумма счета за проживание туристов в гостинице – всего, в т. ч. : |
240000 |
|
за пользование бассейном; |
14200 |
|
за прокат телевизора; |
9800 |
|
за питание. |
85000 |
2. |
Предъявлен счет транспортной организацией за перевозку туристов |
190000 |
Продолжение табл.
3. |
Начислена зарплата производственного персонала (менеджеров), занятого формированием пакета туристских услуг |
37000 |
||
4. |
Произведены отчисления органам социального страхования и обеспечения от начисленной зарплаты |
|
||
5. |
Отражены затраты на сертификацию туристских услуг. Списана часть расходов по сертификации туристских услуг, относящаяся к данному месяцу |
59000 |
||
6. |
Отражена задолженность экскурсионному бюро за оказание экскурсионных услуг |
48500 |
||
7. |
Возмещены расходы по использованию в служебных целях личного автотранспорта менеджеров |
2000 |
||
8. |
Начислена зарплата работникам аппарата управления турфирмой |
22000 |
||
9. |
Произведены отчисления органам социального страхования и обеспечения от начисленной зарплаты |
|
||
10. |
Отражены затраты по оформлению выездных документов |
6500 |
||
11. |
Начислена амортизация оборудования турфирмы за текущий месяц (линейный способ) |
12000 |
||
12. |
Отражены расходы на аренду здания офиса турфирмы |
17000 |
||
13. |
Произведены затраты на техническое обслуживание служебного автотранспорта |
1000 |
||
14. |
Начислена плановая сумма резерва на ремонт автотранспорта |
1000 |
||
15. |
Согласно авансовым отчетам списана сумма расходов по стажировке работников по иностранному языку во Франции |
– – – – – |
||
16. |
Предъявлен счет АТС за телефонные услуги |
15000 |
||
17. |
Отражены затраты на приобретение бланков туристских путевок |
4100 |
||
18. |
Списаны расходы, связанные с проведением официального обеда с владельцем отеля в Париже для заключения договора о деловом сотрудничестве |
5000 |
||
19 |
Списаны затраты, связанные с нереализованной частью блок-чартерных услуг (технологические потери) |
30000 |
||
20. |
Отражено комиссионное вознаграждение, уплаченное турагентам за продажу путевок |
– – – – – |
||
21. |
Произведены затраты на разработку и издание иллюстрированных проспектов туристских маршрутов |
22900 |
||
Затраты на производство турпродукта по экономическим элементам
№ п/п |
Элементы затрат для целей финансового учета |
Сумма, руб. |
Элементы затрат для целей налогового учета |
Сумма, руб. |
||
1. |
Материальные затраты |
190000 |
Материальные расходы |
240000 |
||
2. |
Затраты на оплату труда |
59000 |
Расходы на оплату труда |
59000 |
||
3. |
Отчисления на социальные нужды |
|
|
|
||
4. |
Амортизация |
12000 |
Сумма начисленной амортизации |
12000 |
||
5. |
Прочие затраты Аренда здания Рез обсл служ тр Потери Произв.затр на илюстр тур. маршрутов Отражена задолженность экскурсионному бюро |
17000 1000 30000 22900 48500 |
Прочие расходы Аренда здания Тех.обсл а/тр Представительские расходы Бланки Услуги АТС Оформл выездн докум |
17000 1000 5000 4100 15000 6500 |
||
Итого затрат |
380400 |
359600 |
||||
Затраты на производство турпродукта по статьям калькуляции |
||||||
№ п/п |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
||||
1. |
Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта |
240000 |
||||
2. |
Расходы на оплату труда |
59000 |
||||
3. |
Отчисления на социальные нужды |
|
||||
4. |
Амортизация основных фондов |
12000 |
||||
5. |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования |
17000 |
||||
6. |
Расходы на ремонт основных средств |
|
||||
7. |
Расходы на рекламу |
22900 |
||||
8. |
Представительские расходы |
5000 |
||||
9. |
Транспортные расходы |
190000 |
||||
10. |
Амортизация нематериальных активов |
|
||||
11. |
Затраты на подготовку и освоение нового турпродукта |
|
||||
12. |
Комиссионное вознаграждение контрагентам |
|
||||
13. |
Прочие затраты |
92600 |
||||
|
Итого затрат по статьям |
638500 |
||||
Группировка затрат турфирмы по отношению к формированию турпродукта
Виды затрат |
По роли в производственном процессе и целевому назначению |
По отношению к объему производства турпродукции |
||
основные |
накладные |
переменные |
постоянные |
|
Предъявлена сумма за проживание туристов в гостинице |
+ |
|
+ |
|
Предъявлен счет транспортной организацией |
+ |
|
+ |
|
Начислена заработная плата произв. персоналу |
+ |
|
|
+ |
Затраты на сертификацию |
+ |
|
+ |
|
Отражена задолженность экскурсионному бюро |
+ |
|
+ |
|
Расходы по содержанию служ. транспорта |
|
+ |
+ |
|
Оформление выездных документов |
+ |
|
+ |
|
Начислена амортизация |
+ |
|
|
+ |
Начислена аренда здания |
+ |
|
|
+ |
За техническое обслуживание транспорта |
|
+ |
+ |
|
Начислен резерв служебного транспорта |
|
+ |
+ |
|
За услуги АТС |
+ |
|
|
+ |
За бланки |
+ |
|
+ |
|
представительские |
+ |
|
+ |
|
потери |
|
+ |
+ |
|
Разработка и издание туристических маршрутов |
|
+ |
+ |
|
ЗАДАЧА 4 (ВАРИАНТ 2)
Исходная информация: Фирма производит два продукта – альфа и сигма. Альфа производится в цехе №1, сигма в цехе №2. Имеется следующая информация:
Материал X стоит 1,80 руб. за кг
Материал У стоит 4,0 руб. за 1 кг.
Один человеко-час труда основного производственного персонала стоит 3 руб.
|
Материал X, кг |
Материал У, кг |
На начало периода |
8500 |
8000 |
На конец планового года |
10200 |
1700 |
Косвенные расходы определяются на основе прямых человеко-часов.
Нормы расхода ресурсов:
|
Альфа |
Сигма |
Материал |
|
|
Х |
10 кг |
8кг |
У |
5 кг |
9 кг |
Прямой труд |
10 часов |
15 часов |
Готовые изделия:
|
Альфа |
Сигма |
Прогноз продаж (штуки) |
8500 |
1600 |
Цена продажи |
100 |
140 |
Норма запасов на конец года (штуки) |
1870 |
90 |
Остатки на начало периода |
170 |
85 |
Косвенные расходы планового года:
Переменные косвенные затраты (на 1 человеко-час прямого труда) |
Цех № 1 |
Цех № 2 |
Косвенные материалы |
0.3 руб. |
0.2 руб. |
Косвенный труд |
0,3 |
0,3 |
Энергоснабжение (переменная часть) |
0.15 |
0.10 |
Ремонт (переменная часть) |
0.05 |
0.10 |
Постоянные косвенные затраты |
|
|
Амортизация |
25.000 |
20.000 |
Контроль |
25.000 |
10.000 |
Энергоснабжение |
10.000 |
500 |
Ремонт |
11.400 |
799 |
Непроизводственные косвенные расходы планового года:
Управление |
l.000 |
Зарплата отдела продаж |
18.500 |
Зарплата офиса |
7.000 |
Комиссионные |
15.000 |
Транспорт (продажа) |
5.000 |
Реклама |
20.000 |
Прочие расходы офиса |
2.000 |
Денежные поступления и расходы планового года
|
1-й кв. |
2-й кв. |
3-й кв. |
4-й кв. |
Поступление от клиентов |
250.000 |
300.000 |
280.000 |
246.000 |
Платежи: |
|
|
|
|
материалы |
100.000 |
120.000 |
110.000 |
136.996 |
зарплата |
100.000 |
110.000 |
120.000 |
161.547 |
прочие расходы |
30.000 |
25.000 |
18.004 |
3.409 |
Баланс предпланового года:
Активы |
|
Текущие активы |
|
Денежные средства |
8.500 |
Долги клиентов |
72.500 |
Запасы сырья |
47.300 |
Запасы готовых изделий |
24.769 |
Итого текущих активов |
152.000 |
Основные фонды |
|
Здания и оборудование |
323.000 |
Минус амортизация |
(63.750) |
Итого |
259.250 |
Земля |
42.500 |
Итого основных фондов |
301.750 |
Итого активов |
454.569 |
Долги поставщикам |
62.200 |
Собственный капитал |
|
Капитал |
300.000 |
Накопленная прибыль |
92.363 |
Итого собственного капитала |
392.363 |
Итого долгов и собственного капитала |
454.569 |
Задание: Составить бюджеты, решение оформить в таблицах.
Шаг 1-й. Бюджет продаж
Изделие |
Количество (штуки) |
Цена продажи |
Итого |
Альфа |
8500 |
100 |
850000 |
Сигма |
1600 |
140 |
224000 |
Итого |
10100 |
240 |
1074000 |
Шаг 2-й. Бюджет производства
|
Альфа |
Сигма |
Ожидаемые продажи (штуки) |
8500 |
1600 |
Остатки готовой продукции (шт.) |
170 |
85 |
Итого требуется |
8330 |
1515 |
Минус остатки на начало года |
1870 |
90 |
Изделия к производству |
6460 |
1425 |
Шаг 3-й. Бюджет использования материалов и комплектующих
Изделие |
Материал X |
Материал У |
Итого |
Альфа |
10 |
5 |
15 |
Сигма |
8 |
9 |
17 |
Итого требуется (кг) |
18 |
14 |
32 |
Умножить на цену 1 кг |
1,80 |
4,0 |
|
Итого затраты на материалы |
32,40 |
56,00 |
|
Бюджет закупок материалов и комплектующих
|
Материал X |
Материал У |
Итого |
Требуется материалов для производства (кг) |
153000 |
22400 |
175400 |
Остатки на конец периода (кг) |
8500 |
8000 |
16500 |
Итого требуется (кг) |
144500 |
14400 |
158900 |
Минус остатки на начало года |
10200 |
1700 |
11900 |
Итого к закупке (кг) |
134300 |
12700 |
147000 |
Цена 1 кг |
1,80 |
4,0 |
|
Затраты на покупку |
241740 |
50800 |
|
Шаг 4-й. Бюджет затрат труда основного производственного персонала
Изделие |
Количество (штук) |
Человеко-часы на одно изделие |
Итого часов |
Итого затрат (3 руб. за час) |
Альфа 134300 72,20 9696490 29089380 Сигма 12700 1329,70 16887190 50661570 Итого 147000 26730680 79750950 |
Шаг 5-й. Бюджет косвенных (общепроизводственных расходов)
Переменные косвенные расходы |
1-й цех (изделие Альфа) |
2-й цех (изделие Сигма) |
Итого |
Материалы 0,3 0,2 0,5 |
|||
Затраты труда 0,3 0,3 0,6 |
|||
Затраты 0,15 0,10 0,25 |
|||
на электроэнергию Ремонт 0,05 0,10 0,15 |
|||
Итого в расчете на час 0,80 0,7 труда основного персонала |
|||
Постоянные косвенные расходы |
|||
Амортизация 11441 52308 63749 Контроль 20,24 8,10 28,34 Затраты на Электроэнергию 2,43 0,12 |
|||
Ремонт 3,21 0,21 |
|||
Итого постоянных косвенных расходов, 0,80 0,7 в т.ч. в расчете на 1 час |
Шаг 6-й. Себестоимость производства 1 изделия
Стоимость единицы ресурса (в расчете на час или 1 кг) |
Изделие Количество |
Альфа Затраты |
Изделие Количество |
Сигма Затраты |
Материал Х 153000 8 5 |
||||
Материал У 22400 10 9 |
||||
Прямой труд 10 15 |
||||
Косвенные Расходы 0,8 0,7 |
||||
|
||||
Итого 175400 28,8 14 15,7 |
Шаг 7-й. Бюджет складских остатков
Материалы |
Килограмм |
Цена 1 кг |
Сумма (руб.) |
Итого (руб.) |
Материал Х 18 1,80 32,40 52,20 |
||||
Материал У 14 4,0 56 74,0 |
||||
Готовые 32 5,80 88,40 126,20 изделия |
||||
Изделие Альфа 15 100 1500 22500 |
||||
Изделие Сигма 17 140 2380 2380 |
||||
Итого 32 240 3880 24880 |
Шаг 8-й. Себестоимость реализованной продукции
Остатки готовой продукции 24769 |
на начало года 255 |
Затраты на материалы 292540 |
Прямые затраты труда 1,5 |
Косвенные расходы пр-ва ------- |
Итого производственных затрат 317565,50 |
Затраты на производство 44,70 |
товаров для продажи 1074000 |
Минус остатки продукции на конец года 1960 |
Себестоимость реализованной продукции 1389650,20 |
Шаг 9-й. Бюджет маркетинговых и административных расходов
Маркетинговые расходы: |
Комиссионные 15000 |
Зарплата торговых работников 18500 |
Транспортные расходы 5000 |
Реклама 20000 |
Итого маркетинговых расходов 58500 |
Административные расходы: |
Расходы на управление 1000 |
Зарплата сотрудников офиса 7000 |
Прочие расходы 2000 |
Итого административных расходов 10000 |
Итого административных 68500 и маркетинговых расходов |
Шаг 10-й. Отчет о прибылях и убытках планового года
|
Источник |
Сумма |
|
||
Продажи 1076000 |
||
Себестоимостьреализованнойпродукции 1389650 |
||
|
||
Маркетинговые и административные 68500 |
||
расходы |
||
Валовая прибыль 313650 |
Шаг 11-й. Баланс на конец планового года
Активы |
Оборотные средства: |
Денежные средства 1084500 |
Долги клиентов 72500 |
Запасы 47300 |
Основные средства: |
Земля 42500 |
Здания и оборудование 259280 |
Минус накопленная амортизация |
Итого активов 1506080 |
|
Задолженность и собственные средства 323000 |
Краткосрочные долги 62200 |
Капитал 292363 |
Накопленная прибыль 92363 |
Итого задолженности и 869926 |
собственных средств |
Шаг 12-й. Отчет о денежных потоках за плановый год
Денежные потоки основной деятельности |
Прибыль 313650 |
Корректировки: |
Амортизация 63750 |
Уменьшение долгов клиентов 72500 |
Увеличение запасов |
Увеличение краткосрочной 62200 |
Задолженности |
Нетто-денежный поток 367100 |
основной деятельности |
Денежные средства на начало года 8500 |
Денежные средства на конец планового года 375600 |
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ. 4.1. от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 16.07.1998 г. ред. от 24.03.2001 г.).
2. Налоговый кодекс РФ. Ч II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 19. 07.2000 г. ред. от 07.08.2001 г.)
3. Закон "О бухгалтерском учете в РФ" № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (с изм. и доп. от 23.07.1998 г. №123-ФЗ.)
4. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" № 132-ФЗ от 24.11.1996г.
5.Хахонова Н.Н. «Бухучет для студентов вузов». Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: «Феникс», 2004г.-183с
6 Шпилько С.П. «Методика исчисления себестоимости турпродукта». – М.: Издательско-консультационная компания «СТАТУС-КВО97», 1999.-94с
[1] Шпилько С.П. «Методика исчисления себестоимости турпродукта». – М.: Издательско-консультационная компания «СТАТУС-КВО97», 1999.-3с
[2] Агеева О.А. «туристические фирмы и гостиницы: бухгалтерский учет и налообложение».- М.: Современная экономика и право, 2000.-60с
[3] Шпилько С.П. «Методика исчисления себестоимости турпродукта». – М.: Издательско-консультационная компания «СТАТУС-КВО97», 1999.-37с
[4] Хахонова Н.Н. «Бухучет для студентов вузов». Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: «Феникс», 2004г.-137с