СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Становление банковской системы России. 4
1.1. Банковская системы в 1917-1919 гг. 4
1.2. Реформирование банковской системы России в годы НЭПа. 6
1.3. Реформирование Банковской системы в 30-х годах. 8
2. Основные направления реформирования банковской системы.. 11
2.1. Основные этапы реформы 1987 года. 11
2.2. Особенности реформы банковской системы в 1990 году. 14
3. Современная банковская система РФ.. 20
4. Расчет экономических нормативов. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны: аккумулировать свободные денежные средства; выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов; производить эмиссию.
Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства. Но, как правило, в прямом подчинении правительству находится один центральный банк, а остальные банки только руководствуются его рекомендациями.
Степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стало основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями.
Целью работы является изучение реформирования банковской системы Российской Федерации. Задачами работы являются: раскрыть сущность банковской системы, основные этапы ее развития и показать роль современной банковской системы РФ, а также существующие сегодня проблемы банковской системы.
1. Становление банковской системы России
1.1. Банковская системы в 1917-1919 гг.
Термин “банк” происходит от итальянского слова “банко”, что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.
Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д. До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.
После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка (Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный), 10 акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.[1]
Развитие кредитной кооперации в России было тесно связано с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер. В 1914 г. действовало 115 фондовых бирж, самой крупной из которых являлась Петербургская.
К ноябрю 1917 г. фактически в России действовали 51 коммерческий и до 10 земельных банков с капиталом 824 и 92 миллиона рублей соответственно. 14 декабря 1917 г. декретом Всероссийского Исполнительного комитета банковское дело было объявлено государственной монополией, а все акционерные и другие коммерческие кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком.
После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. В начале декабря 1917 г. упраздняются ипотечные банки – Государственный, Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. В конце того же месяца был принят декрет “О национализации банков”, которым банковское дело объявлялось государственной монополией, а все существовавшие частные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Государственным банком. Чуть позже, в конце января 1918 г., акционерные капиталы бывших частных банков передаются Госбанку на основе полной конфискации. Объединенный с бывшими частными банками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР.
В октябре 1918 г. были ликвидированы общества взаимного кредита и национализирован Московский народный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики. Одновременно были ликвидированы городские общественные банки и частные земельные банки. В апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков.
В итоге страна получила своеобразный “единый банк” в лице Народного банка РСФСР. Основное внимание он вынужден был уделять организационным вопросам, таким, как принятие на баланс активов и пассивом национализированных банков. В ряде случаев эта работа нарушалась из-за того, что то или иное учреждение банка, оказавшись на территории, контролируемой белым движением, подвергалось денационализации.
Что касается выполнения сугубо банковских операций, то Народный банк РСФСР не успел как следует развернуть свою деятельность. Это произошло вследствие усиливавшейся инфляции, а еще больше из-за политики "военного коммунизма". Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. По этой причине уже к концу 1919 г. Народный банк РСФСР фактически прекратил свои операции. Декретом СНК от 19 января 1920 г. он был упразднен. Многие считали это важным этапом перехода к безденежным отношениям.
1.2. Реформирование банковской системы России в годы НЭПа
Однако уже в ходе гражданской войны обнаружилась несостоятельность политики "военного коммунизма", и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭПу), включая замену продразверстки продналогом, после внесения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией. Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921 г.) решение об учреждении Государственного банка.
Постепенно увеличивая сеть своих учреждений, Госбанк уже через год имел 116 филиалов. В этот период (конец 1922 г.) принимается решение о создании специальных, вспомогательных банков – отраслевых, территориальных, а также банков с участием иностранного капитала.
В течение 1922 – 1925 гг. были созданы: акционерные банки – Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк, кооперативные банки – Всекобанк и Укроинбанк, коммунальные банки – Цекомбонк и местные коммунальные банки;
система сельскохозяйственного кредита – Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита.
К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%). Таким образом, в восстановительный период идея “единого банка” оказалась забытой. Возникшие наряду с Госбанком СССР специальные 6анки оказались по сути дела коммерческими. Нео6ходимость в такой структуре банковской системы о6условливалась особенностями рыночных отношений периода НЭПа.
Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от НЭПа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея “единого банка”. В итоге дальнейшее развитие банков было подчинено именно этой идее.
Но на данном этапе идея “единого банка” реализовывалась уже с иной целью, нежели в послереволюционный период: не для создания предпосылок перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами. Реализация нового варианта “единого банка” потребовала прежде всего коренной перестройки сложившейся в период НЭПа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. Начало было положено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. “О принципах построения кредитной системы”, которым предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР.
Теперь специальные банки, сформировавшиеся в годы НЭПа в качестве коммерческих и широко привлекавшие клиентуру из разных отраслей хозяйства, в перспективе должны были ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений.
Этим же постановлением на Госбанк было возложено непосредственное руководство всей банковской системой. Конкретно это означало, что представители Госбанка стали участвовать в советах и ревизионных органах банков и кредитных учреждений с участием государственного капитала. Госбанк получил право непосредственного наблюдения за использованием банками открываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами.
Постановлением от 15 июня 1927 г. был реализован принцип “один клиент - один банк”. Это означало, что клиенты, как правило, должны были пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности.
Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Спецбанки становились преимущественно банками долгосрочного кредитования. Значительная часть долгосрочных операций совершалась за счет бюджетных ассигнований. На 1 октября 1928 г. их доля в ресурсах БДК составила 60%. Принимая во внимание столь высокий уровень бюджетных ассигнований в источниках долгосрочного кредита, правительство возложило на БДК осуществление контроля не только за расходованием бюджетных средств, но и за ходом строительства.
Таким образом, закладывались организационные основы централизованной банковской системы, включавшей с одной стороны, Госбанк, сложившийся как эмиссионный и расчетно-кассовый центр и формировавшийся в качестве центра краткосрочного кредитования народного хозяйства; с другой стороны, специальные банки, все более превращавшиеся в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.[2]
1.3. Реформирование Банковской системы в 30-х годах
В 30 произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался только один Центральный ярус, который включал в себя Госбанк, Строительный банк и банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система подгонялась под политические установки, лишенные в большинстве своем экономической основы. Она стала заложницей политической системы.
Результатом такой реорганизации стало лишение смысла понятия "кредитная система", оно было заменено понятием "банковская система". Экономическая же сущность кредита, суть его рыночного механизма была утеряна. Банковская система оказалась органически встроена в командно-административную модель управления, находясь в полном административном подчинении у правительства, прежде всего у министра финансов, между тем как деятельность Центробанка должна иметь долговременные цели, а не служить эмиссионным источником для покрытия дефицита госбюджета и финансирования государственных проектов.
Вместо разветвленной системы остались 3 банка и система гострудсберкасс. Госбанк, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования и осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функции по расчетно-кассовому обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращало Госбанк в орган государственного управления и контроля. Кредитные отношения стали носить формальный характер. Госбанк обладал практически полной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими органами, а не клиентами.
За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Эти преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в самом широком смысле слова и переход на административную систему управления.
Основные недостатки банковской системы, существовавшей в 30-е годы: отсутствие вексельного обращения; выполнение банками роли госбюджета, на долю которого приходилось списание долгов предприятий, особенно сельского хозяйства; бесчисленные операции по кредитованию всех сфер хозяйства; потеря банковской специализации; монополизм вследствие отсутствия у предприятий альтернативных источников кредита; низкий уровень процентных ставок; слабый контроль банков (контроль на базе кредита) за деятельностью сфер экономики; неконтролируемая эмиссия кредитных и бумажных денег.
За годы советской власти было открыто немало наших банков за границей. Однако многие из них просуществовали не так долго. Ряд банков был создан в 60е-7е банки в связи с активизацией торговых отношений с Западом. Вследствие монопольного положения Внешэкономбанка в сфере международных банковских операций, загранбанки вскоре попали в кризисное положение.
Фактически, та сеть банковских учреждений, которые были созданы при монополии Внешэкономбанка, существует и сегодня. Предпринимаются только робкие попытки выйти на Европейский рынок через создание оффшорных банков. Причина в том, что международный бизнес наших банков еще достаточно узок. В лучшем случае - это установление корреспондентских отношений, по которым проводятся самые примитивные операции.[3]
2. Основные направления реформирования банковской системы
2.1. Основные этапы реформы 1987 года
В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков в следующем составе: Государственный банк СССР; Агропромышленный банк (Агропромбанк); Промышленно-строительный банк (Промстройбанк); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк); Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк); Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).
Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам. За Госбанком сохранились: в центре – Правление, в союзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных республиках – управления Госбанка.
Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в данном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.[4]
Одним из существенных недостатков реформы банковской системы являлся тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким образом, отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением. Деление же клиентуры на “профильную” и “непрофильную”, “свою” и “чужую” способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам.
Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса.
Вследствие такой “перестройки” значительно возросло управленческое звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики. Поскольку реорганизация проводилась в пределах имевшейся штатной численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовало существенного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось путем сокращения штатной численности отделений, которые и без того были перегружены работой.
Реорганизация системы банков не затронула системы безналичных расчетов с помощью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов). В этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких специализированных банков привело к тому, что расчеты значительно замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм (что было вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда поставщик и покупатель обслуживались учреждениями различных специализированных банков), существенно увеличилось время обработки данных и составления сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе банков страны в целом.
Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г. Механизм управления системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. Ведомства, творя реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданием удобных кресел, что не заметили, как управленческая пирамида стала на "голову": внизу одно отделение, а вверху 12 бюрократических структур. В итоге получился "аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним монополистам других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация банковской системы еще впереди.
Этапы реформы можно кратко представить в таблице:
Таблица 1. Этапы банковской реформы 1987-1990 гг.
Состояние банковской системы к 1987 г. |
Первый этап (1987-1988 гг.) |
Второй этап (1998-1990 гг.) |
Третий этап (начало 90-х гг.) |
1. Госбанк СССР, включая систему Государственных трудовых сберегательных касс СССР (ГТСК СССР) 2. Стройбанк СССР 3. Внешторгбанк СССР |
1. Реорганизация банковской системы: Госбанк СССР Специализированные банки: Промстройбанк СССР Агропромбанк СССР Жилсоцбанк СССР Внешэкономбанк СССР Сберегательный банк СССР 2. Создание новых коммерческих и кооперативных банков |
Принятие законов о банках и банковской деятельности Первый уровень банковской системы: Госбанк СССР и центральные банки республик (независимых государств на территории бывшего СССР) Второй уровень коммерческие банки |
1. Создание собственных банковских систем на территории бывших республик СССР. В России: ЦБ РФ и коммерческие банки 2. Принятие решения о создании Межреспубликанского банка государств СНГ для координации денежной политики, преодоления инфляции, укрепления позиций коммерческих банков |
Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стране еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по равнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.
На рубеже 80-х и 90-х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.
Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков.[5]
2.2. Особенности реформы банковской системы в 1990 году
К началу 1990 года Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой банковской системы. В этих условиях возникла необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически закрепляющей статус как центрального банка, так и коммерческих банков. Необходимые законы были приняты в декабре 1990 г. На союзном уровне Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г. были приняты законы “О Государственном банке СССР” и "О банках и банковской деятельности "; в Российской Федерации – законы "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (2 декабря 1990 г.). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалась еще более быстрыми темпами и определенной уверенностью.
1993 год стал вторым годом реформы, в ходе которой продолжались процессы рыночных преобразований хозяйственной системы России. Они отражали стратегическую направленность экономической политики государства, в реализации которой важная роль принадлежит Центральному банку РФ (Банку России). Деятельность ЦБ осуществлялась в исключительно сложной экономической обстановке, характеризовавшейся усилением спада производства в стране, сокращающейся инвестиционной активностью, высоким уровнем инфляции.
В 1993 году был выработан и принят за основу вариант умеренно жесткой денежно-кредитной политики, который предусматривал последовательную активизацию и закрепление стабилизационных процессов в экономике путем сбалансированного применения антиинфляционных мер монетарного характера и действий, направленных на преодоление спада производства, создание предпосылок для адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования.
Основным средством практической реализации денежно-кредитной политики в 1993 году оставался прямой контроль над централизованным кредитованием Правительства и коммерческих банков. При этом ЦБ руководствовался согласованными с Правительством в их совместном Заявлении об экономической политике в 1993 г. квартальными лимитами централизованного кредитования. ЦБ полностью выполнил взятые на себя обязательства по снижению объемов кредитной эмиссии.
Наряду с этим ЦБ в целях ограничения спроса на кредитные ресурсы активно использовал такой инструмент рыночного регулирования, как ставка рефинансирования (учетная ставка), резко подняв ее и поставив в прямую зависимость от уровня процентных ставок, складывающихся на рынке межбанковских кредитов.
В 1993 г. с выпуском государственных краткосрочных облигаций было положено начало развитию такого инструмента денежно-кредитной политики, как операции на открытом рынке. Предпринятые меры позволили снизить темпы денежной эмиссии и тем самым свести действие монетарных факторов инфляции к возможному на данном этапе минимуму. Это проявилось в том, что в 1993 г. доминирующей была тенденция к снижению темпов инфляционного роста цен.
Одним из важнейших событий 1993 г. явилось завершение процесса создания национальной валюты и отделение денежного обращения России от денежных систем государств бывшего СССР.
Валютная политика ЦБ была связана с решением двух основных задач: во-первых, сглаживания и по возможности сдерживания падения валютного курса рубля и, во-вторых, наращивания международных резервов в целях повышения уровня ликвидности банковской системы России. Регулирование обменного курса рубля путем интервенций на межбанковских биржах позволило заметно повысить степень его устойчивости, хотя обеспечить его стабильность ЦБ не мог в силу продолжавшейся инфляции и недостаточности валютных резервов. Тем не менее, в 1993 г. удалось частично сократить разрыв между номинальным валютным курсом рубля и его покупательной способностью, приблизив внутренние цены к мировому уровню.
За 1993 г. чистые международные золотовалютные резервы ЦБ увеличились в 3,1 раза. Были приняты меры по упорядочению хождения иностранной валюты в стране, началось развертывание системы валютного контроля. Также в этом году ЦБ добился позитивных сдвигов в работе платежной системы, что позволило ускорить движение расчетной документации и обеспечить ее защиту. Одновременно продолжалось формирование новой платежной системы, базирующейся на современной банковской технологии.
В соответствии с действующим законодательством ЦБ осуществлял регулирование быстро расширявшейся системы коммерческих банков. Главная цель здесь состояла в обеспечении надежности и устойчивости работы банковской системы, защите интересов вкладчиков. При этом ЦБ старался избегать излишнего регламентирующего вмешательства в их деятельность, хотя при явной необходимости такие меры осуществлялись. Наиболее значительная из них была связана с требованием повышения минимального капитала, что повлекло перестройку структуры коммерческих банков в сторону повышения удельного веса крупных и средних банков, а также увеличения числа банковских филиалов.
В то время возможны были варианты смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный, частно-кооперативный. К смешанному виду относились также муниципальные (коммунальные) банки, получившие в банковской системе России официальное право на существование лишь в середине 1993 г. (постановление ВС РФ “О создании муниципальных банков в городах” от 22 июля 1993 г.).
Формально международным мог считаться любой банк хотя бы с одним зарубежным филиалом. Например, Промстройбанк в 1996 г. имел свои представительства в Лондоне, Женеве, Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке.
Российские загранбанки, существовавшие в 90-е гг., считались одновременно элементами банковских систем России и принимающих стран. К их числу относились: Евробанк (BCEN-Eurobank), Московский народный банк (Moscow Narodny bank), Ост-Вест Хандельсбанк (Ost-West Handelsbank), Коммерцбанк (Russische Kommerz bank), Донау банк (Donay-bank), Ист-Вест Юнайтед банк (East-West United bank).
В России функционировали банки с различной степенью независимости. Максимальной степенью независимости (в рамках требований закона и нормативных актов ЦБ РФ) обладали банки, самостоятельно формирующие и изменяющие свой уставный капитал, определяющие свою стратегию и тактику, структуру активов, по собственному усмотрению распределяющие свой доход. Другие виды банков по данному критерию - банки с ограниченной независимостью. Дочерний банк - формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими банками), который в силу этого выступает в роли материнского банка (банка-холдинга). Условием таких взаимоотношений является обладание материнским банком контрольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка (“подбанк”). Это своеобразная переходная форма.
Банк-сателлит, или “карманный” банк - банк, уставный капитал которого сформирован преимущественно из средств клиентов, что ведет к излишней концентрации влияния у наиболее крупных учредителей, оказывающихся способными навязывать решения, противоречащие как интересам большинства вкладчиков и учредителей, так и задачам роста эффективности деятельности самого банка. По сути это дочерние банки различных производственных и торговых структур.
Уполномоченными (агентскими) называют банки, выполняющие по договорам те или иные операции для органов власти и управления, в том числе для центрального банка. Так, Промстройбанк выступал агентом правительства РФ по финансированию и кредитованию важнейших государственных программ развития промышленности, строительства, транспорта и связи. В 90-е гг. многие коммерческие банки и кредитные учреждения стали уполномоченными Банка России по торговле государственными краткосрочными облигациями. Во всех подобных случаях банки были заинтересованы стать агентами, хотя эта роль в определенной мере снижала степень их реальной независимости.
Понятие “уполномоченный банк” употребляется и в другом смысле, когда не предполагается снижения уровня независимо одного банка по сравнению с другими. Например, любой банк получив валютную лицензию, превращается тем самым в уполномоченного агента государственного валютного контроля. По масштабу деятельности банки классифицировались по размеру их капитала. Большинство российских коммерческих банков в 1997 г. оставались небольшими.
По организационно-правовой форме российская банки могли быть двух основных видов: паевые банки и акционерные. При этом последний вид делился на: акционерные банки закрытого типа (АБЗТ) и акционерные банки открытого типа (АБОТ). Очевидным преимуществом открытой формы являлись более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от “окружающей среды”, в том числе от структур, цель которых - установление контроля над банками, более рискованна для участников. В зависимости от уровня развития, выработанной стратегии и с учетом макроэкономической ситуации в стране и общих тенденций в банковской сфере каждый банк мог трансформировать свою организационно-правовую форму в тот вариант, который на данном этапе больше соответствует его задачам и возможностям.
В 1994 г. впервые в число 1 тыс. крупнейших банков мира, список которых опубликовал английский журнал “Банкер” (The Banker), вошли пять российских банков: Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк и банк “Империал”. В начале 1995 г. уже шесть российских банков были включены в мировой рейтинг крупнейших финансовых учреждений: Внешторгбанк с собственным капиталом в 722 млн. долл. поднялся на 372 место, Сбербанк с 653 млн. занял 414 место, Токобанк с 257 млн. долл. переместился на 749 место, Инкомбанк с 205 млн. долл. занял 850 место, впервые 916 место занял ОНЕКСИМбанк с 173 млн. долл. и на 969 место переместился “Империал” банк с 154 млн. долл.[6]
3. Современная банковская система РФ
Российская банковская система в настоящее время переживает переходный период. Он начался примерно полтора года назад и может продлиться еще два-три года. Это период сложный, требующий незамедлительного решения ряда проблем, но вместе с тем многообещающий.
Для данного периода характерны три большие группы тенденций. Во-первых, банковский сектор развивается на фоне чрезвычайно быстрого роста экономики, в условиях благоприятной макроэкономической ситуации и внешнеторговой конъюнктуры. За 2003 год валовой внутренний продукт возрос на 7,3 %, что на 3 процентных пункта больше аналогичного показателя 2002 года. В I квартале 2004 г. объем ВВП, по оценке Банка России, возрос на 7,9-8,2%. Производительность труда увеличилась за этот период на 4,7 %, а общий выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики, по данным Федеральной службы государственной статистики, возрос в январе-марте на 7,9 %.
Российская банковская система в полной мере пользуется открывшимися возможностями, поэтому вторая группа тенденций связана с существенным экстенсивным ростом самих банков. За 2003 г. активы банковского сектора возросли на 35 %, капитал – на 40 %, прибыль – на 38 %, кредиты нефинансовому сектору экономики – на 42 %. Растет спрос на банковские услуги, главным образом традиционные. Вклады населения в банках увеличились на 47 %. Таким образом, темпы роста основных количественных показателей развития банковского сектора превышают темпы роста российской экономики в несколько раз.
Банковская система должна играть ведущую роль в экономическом развитии страны и стать еще одним мотором развития российской экономики. Поэтому большое значение приобретает третья группа тенденций, связанная с повышением социальной ответственности банковского сектора, т.е. ответственности российских банков перед экономикой, перед страной, перед населением.
В 2003 г. международные рейтинговые агентства повысили инвестиционный рейтинг России, однако при этом состояние российского банковского сектора получило весьма невысокую оценку, в виду того, что банковская система России невелика и если в ней возникнут какие-то проблемы, то они окажут существенное влияние на развитие экономики в целом.
В настоящее время как в российской экономике в целом, так и в банковской системе нет признаков финансового кризиса. Сейчас первоочередной задачей является повышение конкурентоспособности российского банковского сектора. Открываются экономические границы, международная конкуренция заставляет перестраиваться не только крупные банки, непосредственно конкурирующие с иностранными банками, но и малые, и средние банки, находящиеся в регионах.
Банк России внедряет новые подходы к банковскому надзору. Новые требования к подходу в области надзора – так называемый Базель II – вступает в силу в конце 2006-начале 2007 года. Россия как страна с развивающейся экономикой и развивающейся банковской системой к 2007 г. не сможет полностью решить сложные задачи, поставленные новым документом Базельского комитета, но стремиться к этому необходимо. Это относится не только к надзорным органам, но и к самим коммерческим банкам.
Новый порядок расчета капитала и контроля за его достаточностью предполагает наряду с прочими серьезную опору на систему рейтингования заемщиков, как внешнюю, так и внутреннюю. Значение рейтинговых агентств, аналитики в работе банков в ближайшие годы будет возрастать.[7]
Следующее существенное направление – это внедрение современных принципов корпоративного управления. Более 90 % российских банков принадлежит ограниченному кругу частных лиц. Банк России как надзорный орган убеждается в этом каждый раз, когда выдает новую лицензию или регистрирует увеличение капитала банка. Необходимо повышение степени открытости информации о собственниках. То, что большинство банков принадлежит частным лицам, имеет как плюсы, так и минусы. В частности, когда 5-6 человек управляют конкретным банком, у них отсутствует серьезная мотивация организовывать в своем небольшом банке корпоративное управление в соответствии с международными требованиями.
В ближайшие годы ожидается конкуренция на банковском рынке столь высокая, что грамотное корпоративное управление станет условием выживания банка на рынке. Сейчас в связи с началом действия закона о страховании вкладов граждан в кредитных организациях идет очень сложный процесс переоценки деятельности банков.
Кроме количественных и качественных изменений в своей деятельности кредитные организации и Банк России должны задуматься еще об одной проблеме, которая до сих пор мало обсуждалась. Это имидж или бренд банковской системы. Что думают о нашей банковской системе в стране и за рубежом? Как она выглядит в глазах партнеров, клиентов, конкурентов? Это принципиально важные вопросы для любой страны, проводящей банковскую реформу.
До недавнего времени имидж российской банковской системы был чрезвычайно неблагоприятным. Но в последний год он стал меняться. Сейчас это имидж реформируемой банковской системы. Российская банковская система не такая, как вчера. Она не идеальна, но находится в процессе реформ. [8]
Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в практику российских банков начатое в 90-х гг., в настоящее время находится на завершающей стадии: с 1 января 2004 г. весь банковский сектор переходит на составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Подчеркивая значимость этой работы для повышения международной привлекательности российских банков, необходимо концентрировать внимание на том, что различия в подходах к составлению финансовой отчетности по российским правилам и составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО настолько существенны, что в ряде случаев вызывают определенные затруднения как при подготовке отчетности, так и при анализе ее результатов. Осознавая, насколько эта работа будет сложна для вновь приступивших к ней банков, ЦБ РФ, уже с 1999 г. составляющий свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, дал необходимые практические рекомендации банкам с целью облегчения их работы по переходу на МСФО. Банком России разработаны Методические рекомендации, в которых отражено, что составление отчетности в соответствии с МСФО является обязательным и содержатся примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности, на которые банк может опереться при ее составлении.
Деятельность российских коммерческих банков на рынке производных финансовых инструментов в зеркале международных тенденции выглядит весьма искаженной. Под влиянием этой тенденции в процессе стихийного формирования российские коммерческие банки стали использовать производные финансовые инструменты как еще одну возможность проведения спекулятивных высокодоходных операций. Из-за преобладания данных сделок российский рынок производных финансовых инструментов стал серьезной угрозой банковской системы. Спекулятивные сделки производными финансовыми инструментами обладают свойством генерации финансового риска, поэтому по мере увеличения масштабов деятельности коммерческих банков на рынке производных финансовых инструментов в банковском секторе экономики стали накапливаться системные риски.
Цель банковской системы состоит в том, чтобы добиться в экономике оптимального распределения финансовых рисков в целях создания условий устойчивого экономического роста. Первостепенная задача российской банковской системы – донести до реального сектора экономики информацию о возможностях производных финансовых инструментов по хеджированию рисков рыночной экономики. Именно такие сделки с производными финансовыми инструментами, направленные на управление рисками, должны широко использоваться в банковской практике.[9]
4. Расчет экономических нормативов
Таблица 2. Показатели для расчета нормативов
Наименование показателя |
Обозначение |
Значение |
Собственные средства (капитал) банка |
К |
237848 |
Касса и приравненные к ней средства |
|
312 |
Остальные активы 1 группы риска |
|
31343 |
Активы 2 группы риска |
|
487643 |
Активы 3 группы риска |
|
789412 |
Активы 4 группы риска |
|
463632 |
Активы 5 группы риска |
|
886743 |
Резерв под обесценение ценных бумаг |
Рц |
3965 |
Резерв на возможные потери по ссудам |
Рк |
116298 |
Резерв на возможные потери по прочим активам и по расчетам с дебиторами |
Рд |
35282 |
Высоколиквидные активы |
Лам |
6110 |
Обязательства банка по счетам до востребования |
Овм |
50999 |
Ликвидные активы |
Лат |
369408 |
Обязательства банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней |
Овт |
970008 |
Задолженность банку сроком погашения свыше года, включая 50% выданных гарантий сроком действия свыше года |
Крд |
239408 |
Обязательства банка сроком погашения свыше 1 года |
ОД |
11388 |
Общая сумма активов банка за минусом остатков на отдельных счетах |
А |
2713269 |
Обязательные резервы банка |
Ро |
369408 |
Высоколиквидные активы в драгоценных металлах в физической форме |
Ладм |
806 |
Обязательства в драгоценных металлах до востребования и со сроком востребования в ближайшие 30 дней |
Овдм |
2782 |
Совокупная сумма требований банка к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков с учетом степени риска |
Крз |
40131 |
Совокупная величина крупных кредитов, выданных банком |
Кскр |
1210482 |
Совокупная сумма обязательств банка в отношении одного или группы взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков) |
Овкл |
62608 |
Совокупная сумма требований банка с учетом степени риска, в отношении одного акционера банка или взаимосвязанной группы |
Кра |
61243 |
Совокупная величина кредитов и займов, выданных акционерам банка |
Sкра |
135434 |
Совокупная величина требований банка в отношении инсайдера банка и связанных с ним лиц |
Кри |
13000 |
Совокупная величина кредитов и займов, выданных инсайдерам |
Sкри |
13000 |
Общая сумма денежных вкладов (депозитов) граждан |
Вкл |
313547 |
Собственные средства банка, инвестируемые на приобретение долей (акций) других юридических лиц |
Кин |
6669 |
Собственные средства банка, инвестируемые на приобретение долей (акций) одного юридического лица |
Sкин |
6669 |
Выпущенные банками векселя и банковские акцепты с учетом аналогичных забалансовых обязательств |
ВО |
186043 |
Таблица 3. Расчет нормативов
Наименование норматива |
Алгоритм расчета |
Фактически |
Норма |
Норматив достаточности собственных средств банка |
Н1 = К/(Ар-Рц-Рк-Рд) * 100 |
9,5 |
min 7-11 % |
Норматив мгновенной ликвидности банка |
Н2 = Лам/Овм *100 |
12,0 |
min 20 % |
Норматив текущей ликвидности банка |
Н3 = Лат / Овт * 100 |
38,1 |
min 70 % |
Норматив долгосрочной ликвидности банка |
Н4 = Крд/(К+ОД)*100 |
96,1 |
max 120% |
Норматив общей ликвидности |
Н5 = Лат/(А-Ро)*100 |
15,8 |
min 20 % |
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков |
Н6 = Крз/К * 100 |
16,9 |
max 25% |
Максимальный размер крупных кредитных рисков |
Н7 = Кскр/К * 100 |
508,9 |
|
Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) |
Н8 = Овкл/К * 100 |
26,3 |
max 25% |
Максимальный размер риска на одного заемщика (акционера) |
Н9 = Кра/К * 100 |
25,7 |
max 20% |
Совокупная величина кредитов, займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам |
Н10 = Кри/К * 100 |
5,5 |
на одного инсайдера max 2% |
Максимальный размер привлеченных денежных вкладов населения |
Н11 = Вкл/К * 100 |
131,8 |
max 110% |
Норматив использования собственных средств банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц |
Н 12 = Кин/К * 100 |
2,8 |
max 25% |
Норматив риска собственных вексельных обязательств |
Н13 = ВО/К * 100 |
78,2 |
max 100% |
Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами |
Н14 = Ладм/Овдм * 100 |
29,0 |
min 10 % |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
В 30 произошла реорганизация кредитной системы. По существу, остался только один Центральный ярус, который включал в себя Госбанк, Строительный банк и банк для внешней торговли. Кредитная система подгонялась под политические установки, лишенные в большинстве своем экономической основы. Она стала заложницей политической системы.
В 1987 г. в целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков в следующем составе: Государственный банк СССР; Агропромышленный банк (Агропромбанк); Промышленно-строительный банк (Промстройбанк); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк); Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк); Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).
К началу 1990 года Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось формирование двухуровневой банковской системы.
Российская банковская система в настоящее время переживает переходный период, который начался примерно полтора года назад и может продлиться еще два-три года. Это период сложный, требующий незамедлительного решения ряда проблем, но вместе с тем многообещающий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 591 с.
2. Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – 751 с.
3. Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 667 с.
4. Букато В.И., Головин Ю.В. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 367 с.
5. Козлов А.А. Выступление на XIII Международном банковском конгрессе // Деньги и кредит. – 2004. - № 6. – С. 7-8.
6. Лубченко К.Д. Основные тенденции развития банковского законодательства // Деньги и кредит. – 2004. - № 7. – С. 3-8.
7. Масленченков Ю.С. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2003. – 399 с.
8. О порядке регулирования деятельности банков. Инструкция ЦБ РФ № 1 от 01.10.1997 г.
9. Парамонова Т.В. Выступление на XIII Международном банковском конгрессе // Деньги и кредит. – 2004. - № 6. – С. 9-10.
[1] Букато В.И., Головин Ю.В. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 239
[2] Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – с. 29-30.
[3] Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – с. 31-33.
[4] Масленченков Ю.С. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2003. – с. 143-145.
[5] Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 109-11.
[6] Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 329-331.
[7] Козлов А.А. Выступление на XIII Международном банковском конгрессе // Деньги и кредит. – 2004. - № 6. – С. 7-8.
[8] Лубченко К.Д. Основные тенденции развития банковского законодательства // Деньги и кредит. – 2004. - № 7. – С. 3-8.
[9] Парамонова Т.В. Выступление на XIII Международном банковском конгрессе // Деньги и кредит. – 2004. - № 6. – С. 9-10.