Содержание






Задача №6. 2

Задача №8. 3

Задача №13. 5

Список литературы... 10


Задача №6

Определить уровень шума в жилых домах, расположенных вдоль железнодорожной транспортной магистрали с эквивалентным уровнем шума Lэкв. Сравнить полученные значения с нормативными и предложить мероприятия по снижению уровня шума до нормативных значений. Какое действие оказывает шум на организм человека?

Исходные данные:

Lэкв = 125 дБА; R = 20 м; кирпич толщиной 0,52 м, Gk = 690 кг; панель толщиной 0,2 м Gn = 240 кг; дерево толщиной 0,2 м Gд = 95 кг.

R – расстояние от источника шума до жилого дома;

G – масса одного квадратного метра конструкции

Решение:

Определим уровень шума с учетом расстояния: LR = Lэкв – 20LgR – 8 дБ = 125 – 20*1.3 – 8 = 91, дБ.[1]

Определим уровень шума за стенами кирпичного дома:

N = 14,5 LgGк + 15 = 14.5 * 2,8 + 15 = 56,2 дБ

За стенами панельного дома: N = 14,5 LgGn + 15 = 14.5 * 2,4 + 15 = 49,5 дБ.

За стенами деревянного дома: N = 14,5 LgGд + 15 = 14.5* 1,9 + 15 = 43,7 дБ.

Определим уровень шума с учетом расстояния и стены преграды:

LN (кирпичный) = LR – N = 91 – 56,2 = 34,8 дБ;

LN (панельный) = LR – N = 91 – 49,5 = 41,5 дБ;

LN (деревянный) = LR – N = 91 – 43,7 = 47,3 дБ.

Таким образом, лучшая шумоизоляция в кирпичном доме.

Сравним с допустимыми уровнями шума в жилых домах:

Пот норме:

Lэкв = 40 дБА – днем и 30 дБА – ночью;

Для помещений: 52 дБ – днем; 44 – ночью.

Для снижения уровня шума можно предложить следующие способы защиты:

Использование звукоизолирующих материалов для покрытия стен и потолка;

Вынос рабочего места за стену-преграду;

Посадка лесополосы, разделяющей здание и магистраль.

Попробуем посадить деревья для снижения уровня шума:

1. Лесополоса шириной 15 метров:

Если между источником шума и рабочим местом посадить лесополосу R = 15 м, то уровень шума снижается на N дБ: N = 14.5LgR + 15 = 14.5*1.2 + 15 = 32 дБ.

Определим уровень шума на рабочем месте с учетом посадки лесополосы:

LN = L1 – N = 32 + 1.2 = 33.2 дБ.

Таким образом, насаждения деревьев помогают снизить уровень шума до нормативных пределов.


Задача №8

На одном из промышленных предприятий, расположенном в пригороде, разрушилась необвалованная емкость, содержащая Q = 10 тонн аварийно-опасного химического вещества: хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении города, где в R = 2,7 км от промышленного предприятия расположен объект экономики (ЭО). Местность открытая, скорость ветра в приземном слое V = 3 м/с, вертикальная устойчивость воздуха Y - конвекция, на момент аварии на объекте находилось N = 65 человек, обеспеченность их противогазами СО составила X = 60%. р = 1,56 т/м3.

Определить размеры и площадь зоны химического заражения, время подхода зараженного воздуха к городу, время поражающего действия вещества, возможные потери людей, структуру потерь. Какие действия необходимо предпринять, чтобы обеспечить безопасность людей, оказавшихся на предприятии? Как оказывают первую помощь пораженным данным видом АОХВ? Как выходить из зоны заражения, если это возможно и целесообразно?

Решение:

Определим возможную площадь разлива хлора по формуле:

, где G – масса хлора, т; р – плотность хлора, т/м3; n – глубина слоя разлившегося хлора, значение которого для необвалованных емкостей принять равным 5 см.[2]

Подставляя значения в формулу получим:

м2.

Определим глубины зоны заражения Г:

Г = 7/5 * 0,62 = 0,868 км.

Ширина зоны химического заражения Ш = 0,8 * 0,868 = 0,7

Площадь зоны химического заражения Sз = 1/2ГШ = ½ * 0,868 * 0,7 = 0,3 км.

Определим время подхода зараженного воздуха к населенному пункту, расположенного по направлению ветра:

, где R – расстояние от места разлива хлора до города; Vср – средняя скорость переноса облака воздушным потоком, м/с: Vср = K * V, где V – скорость ветра в приземном слое. Значения К =1,5.

Tподх = 2,7/1,5*3 = 0,6 ч.

Определим время поражающего действия хлора (tпор) при скорости ветра 3 м/с, почти равное времени его испарения: tпор = 0,55 * 1,3 = 0,715 ч.

Возможные поражения людей (П), оказавшихся в очаге химического поражения и расположенных в жилых и общественных зданиях при обеспеченности противогазами на 60%: П = 40%.

Для безопасности людей, оказавшихся в зоне заражения хлором, необходимо принять срочные меры по эвакуации людей в зону, противоположную движению воздушных масс.

При интенсивной утечке хлора, чтобы осадить газ, необходимо использовать распыленный раствор кальцинированной соды или воду. Место разлива залить аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика с концентрацией 60–80% и более (примерный расход – 2 л раствора на 1 кг хлора). Органы дыхания и глаза защищать от хлора фильтрующими и изолирующими противогазами.[3]


Задача №13

Город расположен в зоне, где возможно землетрясение интенсивностью Р = 7-8 баллов по шкале Рихтера. Необходимо оценить возможные масштабы разрушения здания магазина (кирпичное одноэтажное здание), а также предложить комплекс мероприятий по повышению сейсмостойкости здания. Какие действия необходимо предпринять при угрозе землетрясения? Как нужно вести себя при внезапном землетрясении? Что нужно предпринять, если вы оказались в завале? Меры безопасности после землетрясения.

Решение:

При землетрясении в 7 – 8 балов одноэтажное кирпичное здание потерпит сильное разрушение.[4]

Мероприятия по повышению сейсмостойкости зданий

Использование всех видов свайных фундаментов, в том числе с уширением в виде пяты для повышения несущей способности на вертикальные нагрузки. Грунт между сваями легко перемещается; под ростверками, как правило, образуется естественный зазор, который можно предусматривать и целевым назначением, например, из сминаемого утеплителя, одновременно защищающего от вертикальных толчков и морозного пучения; сами ростверки, особенно ленточных фундаментов, по периметру выполняют роль поясов, работающих на кручение (их армирование при необходимости можно усилить) — это практически традиционное решение, и в то же время, самое простое и целесообразное для сейсмичности до 6-7 баллов.

-       Применение сборных железобетонных свай, погружаемых в лидерные скважины до уровня грунтовых вод с уплотненным забоем для создания уширений из щебня или железобетона.

-       Фундаменты в виде плит или перекрестных лент (исключающие возможность смещения относительно друг друга смежных колонн, простенков и т.д.; в отдельных случаях при применении столбчатых фундаментов можно выполнять распорки, используя их в качестве фундаментных балок под перегородки).

-       В отдельных обоснованных случаях возможно использование методов уплотнения или упрочнения грунтов в основании фундаментов любым известным способом.

-       Использование специальных экранов из полимерных листов по боковой поверхности подвалов в виде геомембран с точечным креплением и устройством прослойки из материалов, поглощающих динамические и сейсмические колебания; снижение стоимости обусловлено многофункциональным назначением экранов — в качестве гидроизоляции, теплоизоляции, антикоррозийной и радоновой защиты, а также защиты от динамических и сейсмических воздействий.

-       Выполнение в проектах кирпичных зданий по контуру их монолитных железобетонных поясов в уровне перекрытий, а между ними поясов из армошвов. Ограничивать использование несущей способности кирпичной кладки в сравнении с нормативной.

-       Использование сейсмостойких фундаментов.

-       Повышение сейсмостойкости наиболее ответственных существующих и вновь проектируемых зданий и сооружений устройством защитных экранов из цепи скважин в грунте по периметру, заполненных материалами, поглощающими сейсмические колебания.

-       Ввести в состав пояснительных записок рабочих проектов специальный раздел по обеспечению требований повышения сейсмостойкости в условиях балльности от 6 и выше.

Действия в случае угрозы возникновения землетрясения:

-       Внимательно слушайте информацию об обстановке и инструкциях про порядок действий, не пользуйтесь без необходимости телефоном.

-       Сохраняйте спокойствие, предупредите соседей, окажите помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста.

-       Научите детей, как действовать во время землетрясения.

-       Узнайте у местных органов государственной власти и местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации. Заранее решите, где будет место встречи вашей семьи в случае эвакуации.

-       Оденьтесь, возьмите документы и соберите наиболее необходимые вещи, небольшой запас продуктов питания на несколько дней, питьевую воду, медикаменты, карманный фонарик.

-       Отсоедините все электроприборы из электросети, выключите газ и систему нагревания.

-       Поставьте на пол наиболее тяжелые и большие вещи. Закрепите вещи, которые могут упасть и нанести травмы. Не ставьте кровать возле окна с большим стеклом.

-       Держите в удобном месте один или несколько огнетушителей. Держите шланги для полива сада подключенными к кранам.

-       Выясните, не находится ли ваше жилье или место работы под угрозой затопления (в случае разрушения плотины), оползня или действия другого стихийного бедствия.

-       Выведите скот на более безопасную местность.

 

Действия во время землетрясения:

-       Сохраняйте спокойствие, избегайте паники.

-       Действуйте немедленно, как только ощутите колебания почвы или здания, главная опасность, которая вам угрожает - это предметы и обломки, которые падают.

-       Быстро покиньте дом и отойдите от него на открытое место, если вы находитесь на первом - втором этаже.

-       Немедленно покиньте угловые комнаты, если вы находитесь выше второго этажа.

-       Немедленно перейдите в более безопасное место, если вы находитесь в помещении. Станьте в проеме внутренних дверей или в уголке комнаты, подальше от окон и тяжелых предметов.

-       Не бросайтесь к лестнице или к лифту, если вы находитесь в высотном здании выше пятого этажа. Выход из здании наиболее будет заполнен людьми, а лифты выйдут из строя.

-       Выбегайте из дома быстро, но осторожно. Остерегайтесь обломков, электрических проводов и других источников опасности.

-       Отдалитесь от высоких сооружений, путепроводов, мостов и линий электропередач.

-       Остановитесь, если вы едете в автомобиле, откройте двери и оставайтесь в автомобиле до прекращения колебаний.

-       Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, сообщите о них спасателям и, по возможности, окажите помощь.

Действия после землетрясения:

-       Сохраняйте спокойствие, успокойте детей и тех, кто получил психическую травму в результате землетрясения, оцените ситуацию.

-       Помогите, по возможности, пострадавшим, вызывайте медпомощь тем, кто в ней нуждается.

-       Убедитесь, что ваше жилье не получило повреждений. Будьте очень осторожны, может произойти внезапный обвал, угрожает опасность от течи газа, от линий электросетей, разбитого стекла.

-       Осмотрите внешне состояние сетей электро-, газо- и водоснабжения.

-       Обязательно кипятите питьевую воду, она может быть загрязнена.

-       Проверьте, нет ли угрозы пожара.

-       Не пользуйтесь открытым огнем, освещением, нагревательными приборами, газовыми плитами и не включайте их до того времени, пока не будете уверенны, что нет течи газа.

-       Не занимайте долго телефон, а только для сообщения о серьезной опасности.

-       Не спешите с осмотром города, не посещайте зоны разрушений, если там не нужна ваша помощь.

-       Избегайте морского побережья, где может возникнуть опасность от морских волн, вызванных сейсмическими толчками.

-       Будьте готовы к повторным толчкам. Часто они приводят к дополнительным разрушениям.

-       Узнайте в местных органах государственной власти и местного самоуправления адреса организаций, которые отвечают за предоставление помощи потерпевшему населению.[5]


Список литературы

1.     Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М.: Инфра-М, 2002.

2.     Безопасность жизнедеятельности: методические указания и задания контрольной работы / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003.

3.     Змановский Ю.Ф. Безопасность жизнедеятельности человека. - М.: Инфра-М, 1999.

4.     Хухлаев Д.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 1994.




[1] Безопасность жизнедеятельности: методические указания и задания контрольной работы / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003. – с.39 – 40.

[2] Безопасность жизнедеятельности: методические указания и задания контрольной работы / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003. – с. 42 – 43.

[3] Змановский Ю.Ф. Безопасность жизнедеятельности человека. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 211.

[4] Безопасность жизнедеятельности: методические указания и задания контрольной работы / сост.: д-р химич. Наук, профессор Г.Н. Доленко, ст. преподаватель Н.Н. Симакова. – Новосибирск: СибУПК, 2003. – с. 49.

[5] Хухлаев Д.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 1994. – с. 141.