Содержание
Введение. 3
Теоретическая часть. 5
Цели, задачи и объекты анализа производства и реализации продукции. 5
Ассортиментная политика и ее влияние на выручку. 6
Анализ ассортимента и структуры продукции. 9
Практическая часть. 14
Заключение. 17
Список литературы.. 19
Введение
Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка заложены в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.
Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль[1].
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность формы №1-П (годовая) «Отчет по продукции», форма №1-П (квартал) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма №1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции», форма №2 («отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»).
Одним из важнейших направлением анализа объема производства и реализации продукции, работ, услуг является анализ ассортимента и структуры продукции.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Ассортимент (номенклатура) – это определенная совокупность производимых продуктов разных по свойству, назначению и количеству.
Структура продукции (состав) – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятия должны учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
В данной работе рассмотрен механизм анализа ассортиментной политики предприятия на примере ООО «Вулкан».
Теоретическая часть
Цели, задачи и объекты анализа производства и реализации продукции
Цель анализа производства и реализации продукции на предприятиях являются:
§ Оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;
§ Проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
§ выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
§ выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
§ разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества[2].
Объектами данного направления анализа являются:
§ объем производства и реализации продукции;
§ ассортимент и структура продукции;
§ качество продукции;
§ ритмичность продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства: [3]
§ недостатки в организации производства и труда;
§ нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
§ брак продукции.
Ассортиментная политика и ее влияние на выручку
При анализе ассортиментной структуры продукции необходимо сгруппировать изделия по отраслевым сегментам на соответствующие и не соответствующие профилю данного предприятия, на основную продукцию и продукцию культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сравнимую и несравнимую (новую) и др. Сдвиги в структуре продукции влияют на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности: выпуска и реализации продукции, производительность труда, себестоимости и прибыли.
Структурные сдвиги, обусловленные потребностями покупателей и заказчиков, техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную, а обусловленные неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления – отрицательную оценку[4].
Важная задача анализа объема и динамики продукции – выявление факторов, определяющих эти показатели. С точки зрения хозяйственного расчета предприятий следует различать факторы основные (определяемые работой коллектива при полном соблюдении хозрасчетных принципов), побочные (зависящие от работы коллектива, но оказывающие лишь формальное влияние на рассматриваемый показатель или связанные с нарушением хозрасчетной дисциплины) и внешние (не зависящие от деятельности данного коллектива).
Объем произведенной продукции в оптовых ценах определяется количеством изделий, ценой, структурой ассортимента и качеством.
Изменение цен на изделия – как правило, внешний фактор, но для некоторых видов продукции цены устанавливаются самим предприятием.
Изменения в составе продукции по сравнению с первоначальным планом могут быть результатом сложившейся хозяйственной ситуации на самом предприятии. Структурные сдвиги в ассортименте анализируют по различным критериям – трудоемкости, фондоемкости, материалоемкости и рентабельности. Применение трудовых измерителей – нормативной заработной платы, совокупной трудоемкости и др. – уточняет аналитические расчеты влияния структурных сдвигов по трудоемкости.
Структурные сдвиги в составе продукции требуют особого анализа в условиях деятельности производственных объединений. В различных типах объединений применяют заводской метод учета продукции (без учета внутреннего оборота) и трестовский метод, когда продукция различных предприятий суммируется, т.е. имеет место повторный счет в составе продукции.
В силу различия организационно-технического уровня предприятий (филиалов) и объединений качественные показатели деятельности отдельных предприятий также различны: значительны колебания в трудоемкости, материалоемкости и рентабельности продукции. Отсюда даже незначительные колебания удельных весов продукции различных предприятий (филиалов) ведут к значительным колебаниям обобщающих показателей объединения.
Важным направлением повышения эффективности производства в промышленности является повышение качества производимой продукции. Влияние повышения качества изделий на общий объем производства продукции определяется, как правило, прямым счетом по разнице между ценой изделий повышенного качества и ценой изделий более низкого качества. Если продукция разделяется по сортам или имеются какие-либо другие градации по качеству и, соответственно, по цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средней взвешенной ценой.
Порядок ее определения следующий.
1. определяют плановую и фактическую среднюю цену на изделие с учетом объема выпуска по каждому сорту. Средняя взвешенная арифметическая цена плановой продукции определяется по формуле
_ S yiqni
yп = ------------------
Sqпi
Средняя взвешенная арифметическая цена фактически выпушенной продукции рассчитывается по формуле
_ S yiqфi
yф = ------------------
Sqфi
2. определяется разница между средней ценой фактически выпущенной продукции и средней ценой запланированной продукции:
_ _
yф - yп
3. определяется общее влияние изменения качества на объем выпушенной продукции:
_ _
(yф - yп)* Sqфi,
где qпi – количество выпушенной продукции i-го сорта по плану;
qфi – количество выпушенной продукции i-го сорта фактически;
yi – цена за изделие i-го сорта[5].
Анализ ассортимента и структуры продукции
Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.
Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определение соотношения между «старыми» и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассортиментной концепции – сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры.
Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполнял план по ассортименту в натуральном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.
В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции. Дать оценку выполнения задания по сертифицированной продукции.
Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделий, которые могут выступать как дополнение к существующему в прошлом периоде ассортименту либо как замена выпускаемой продукции. По результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поставок согласно заключенным договорам.
Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.
Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью. Среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас, %).
Существует несколько способов расчета среднего процента выполнения задания по ассортименту.
Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию:
Сумма стоимости фактически выпущенной
Продукции в приделах плана
Ас, % = ------------------------------------------------------------------------
Сумма планового выпуска продукции
Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Данный способ расчета в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика.
Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению плана[6].
Предприятиям с большим количеством наименований изделий рекомендуется следующая методика определения общего процента выполнения плана по ассортименту:
1. выявляется недовыполнение плана по всему ассортименту:
объем производства i-го объем производства i-го
изделия по плану – изделия по факту
----------------------------------------------------------------------*100%
объем производства i-го изделия по плану
2. подсчитывается недовыполнение плана по всему ассортименту:
объем производства i-го объем производства i-го
изделия по плану – изделия по факту
S-------------------------------------------------------------------*100%
объем производства i-го изделия по плану
-------------------------------------------------------------------------------------------
число позиций ассортимента
3. определяется процент выполнения плана по ассортименту:
объем производства i-го объем производства i-го
изделия по плану – изделия по факту
S-------------------------------------------------------------------*100%
объем производства i-го изделия по плану
100% – ---------------------------------------------------------------------------------------------
число позиций ассортимента
Невыполнение плана по ассортименту изделий приводит к структурным сдвигам в составе продукции, которые возможны и при выполнении плана по отдельным изделиям, но при различной степени перевыполнения плана по ним. Сдвиги в структуре продукции влияют на размер выполнения плана по обобщающим показателям производственно – хозяйственной деятельности: выпуск и реализация продукции, производительность труда, себестоимость, прибыль. В связи с этим необходимо тщательно изучать изменения в составе выпускаемых изделий и их причины[7].
Расчет влияния структуры производства на уровень объема выпуска и прибыли можно определить, используя способ цепных подстановок. Для этого необходимо определить плановый и фактический объем выпуска (при изменении структуры), найти отклонение по объему выпуска. Затем рассчитать коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию (фактический объем выпуска продукции/плановый объем выпуска продукции*100 %) (по выпуску в натуральном выражении).
Затем пересчитать плановый выпуск продукции по каждому виду на коэффициент выполнения плана по товарной продукции (Кпв) и в целом по предприятию, что позволит определить товарный выпуск продукции при фактическом объеме выпуска по плановой структуре:
VТПvф.стр.пл = Vтп.пл*Квп.
Чтобы определить влияние структуры , необходимо от фактического выпуска товарной продукции (исчисленного при всех фактических показателях) вычесть товарный выпуск продукции при фактическом объеме, но плановой структуре. Если при фактической структуре объем товарной продукции вырастает, это свидетельствует о том, что увеличилась доля более дорогостоящей продукции в общем ее выпуске. Определить влияние изменения структуры на изменение выпуска продукции можно и способом процентных разностей
±Vвп.стр = (Квп.ст – Квн.н)*Vвп.пл,
где ±Vвп.стр – изменение объема выпуска продукции за счет изменения структуры;
Квп.ст, Квн.п – соответственно коэффициенты выполнения плана по производству продукции, рассчитанные на основании стоимостных и условно-натуральных показателей;
Vвп.пл – запланированный выпуск в стоимостном выражении.
По результатам проведенных расчетов необходимо сделать выводы[8].
Данные о динамике и выполнении плана по ассортименту рекомендуется сводить в таблицу.
Динамика и выполнение плана по ассортименту продукции
Наименование изделий |
Выпуск изделий в сопоставимых оптовых ценах, тыс. руб. |
Отклонение от предыдущего года |
Отклонение от плана |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
По данным этой таблицы делается вывод о выполнение или невыполнении плана по каждому виду продукции и по производству в целом и предполагается из-за каких видов продукции произошло недовыполнение плана в целом.
Практическая часть
Рассмотрим предприятие общество с ограниченной ответственностью «Вулкан». Предприятие находится в г. Омске на улице Ленина, дом 5. занимается производством строительных материалов.
Все имущество организации на конец периода составляет 645238 тыс. руб. для знакомства с предприятием рассмотрим динамику важнейших статей его баланса. Данные оформим в виде таблицы.
Таблица 1
Динамика важнейших статей баланса за 2000 г. ООО «Вулкан»
Наименование показателя |
Значение показателя, тыс. руб. |
Темп роста, проц. |
|
На начало года |
На конец года |
||
Внеоборотные активы |
256520 |
259040 |
101 |
Оборотные активы |
380818 |
386198 |
101 |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
122302 |
125462 |
103 |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
402 |
886 |
220 |
Денежные средства |
14730 |
13050 |
89 |
Запасы |
238352 |
244132 |
102 |
Капиталы и резервы |
398332 |
404148 |
101 |
Долгосрочные обязательства |
15644 |
14150 |
90 |
Краткосрочные обязательства |
223362 |
226940 |
102 |
Валюта баланса |
637338 |
645238 |
101 |
Вывод: по данным таблицы видно, что у Предприятия увеличение валюты баланса на 1%, что означает увеличение общего имущества организации. Долгосрочная дебиторская задолженность увеличилась на 110%, данное обстоятельство может указывать на неустойчивое финансовое состояние организации и на неэффективную работу менеджеров. Уменьшились денежные средства на 11%, но само по себе это не является отрицательным фактором. Внеоборотные активы как и оборотные увеличились к концу года по сравнению с началом на 1%. Краткосрочная дебиторская задолженность увеличилась на 3%. Запасы увеличились в конце периода по сравнению с началом на 2%. Капиталы и резервы организации так же увеличились, но на 1%. Долгосрочные обязательства снизились на 10%, что говорит о том, что организация избавляется от долгосрочных обязательств и ее финансовое положение становится более устойчивым. Краткосрочные обязательства увеличились на 2%. В общем положение организации можно назвать устойчивым.
Теперь перейдем к рассмотрению анализа ассортиментной политики.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
В исходных данных не имеется данных по ассортименту товары, поэтому условно примем следующие данные:
Продукция А – собственно строительство;
Продукция В – отделочные работы;
Продукция С – работы под ключ;
Продукция Д – продажа строительных материалов.
Квп(А) = 25200/28800*100 = 87,5%
Квп(В) = 33264/33600*100 = 99,0%
Квп(С) = 22176/19200*100 = 115,5%
Квп(Д) = 20160/14400*100 = 140,0%
Квп = 100800/96000 = 105%
Рассчитанные данные сведем в таблицу.
Таблица 2
Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие |
Объем производства продукции |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана |
|
План |
Факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
28800 |
25200 |
87.5 |
25200 |
В |
33600 |
33264 |
99.0 |
33264 |
С |
19200 |
22176 |
115.5 |
19200 |
Д |
14400 |
20160 |
140.0 |
14400 |
Итого |
96000 |
100800 |
105.0 |
92064 |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана выбирается по наименьшему значению из планового и фактического.
Вывод: из таблицы 2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95.9 % (недовыполнен) (общий объем продукции, зачтенной в выполнение плана/общий план производства = 92064/96000). Причиной невыполнения плана является недовыполнение плана по собственно строительству на 12.5% и отделочным материалам на 1%. Мы видим, что основной причиной являются услуги по собственно строительству. Причинами этого могут быть снижение спроса на строительные услуги в целом по отрасли, снижение доверия к данной компании со стороны потребителей, износ основных производственных фондов занятых в производстве собственно строительства.
Коэффициент ассортиментности (максимальный) может быть равен 100 %, в том случае, если по всем видам выпускаемой продукции план выполнен.
Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним можно отнести конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья[9]. Из внешних факторов мы предположили снижение спроса на продукцию и снижение доверия к компании на рынке со стороны клиентов.
Внутренними факторами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных производственных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников[10].
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных видов.
Изменение структуры производства оказывает влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, себестоимость, прибыль, рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении вырастает, и наоборот.
При увеличении удельного веса высокорентабельной продукции прибыль возрастает, и наоборот.
Заключение
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества, а также выпуск продукции, которая позволит предприятию быть конкурентоспособным и прибыльным. Важнейшим разделом анализа в современных условиях является анализ производства и реализации продукции.
В данной работы мы рассмотрели отдельный раздел анализа производства и реализации продукции – это анализ ассортиментной политики предприятия. Мы рассмотрели его роль в процессе функционирования и механизм проведения анализа. На примере рассмотрели применение анализа ассортимента и структуры продукции на практике.
В данной работе бала проанализирована ассортиментная политики ООО «Вулкан». В ходе исследования выяснилось, что причиной недовыполнения плана в целом по продукции является недовыполнение плана по двум отдельным продуктам и были предположены причины из-за которых это произошло (как внутренние так и внешние).
Список литературы
1. Балабанов Н.П., Степанов В.Н. «Анализ расчетов рентабельности предприятий»//Бухгалтерский учет, №3, 1999.
2. Барингольц С. Б. «Анализ финансового состояния промышленных предприятий»// Деньги и кредит, 1991, № 11.
3. Бурцев В.В. «Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты»// Аудиторские ведомости, №8, 2002 г.
4. Бухгалтерский анализ. (Рекомендовано Институтом банковского дела). Перевод с англ./ Под ред. М.А. Гольцберга и Л.М. ХасанБек. Киев, 1993. – 428 с.
5. Вакуленко Р.Я.. Логинова И.В. «Прогнозная оценка влияния основных производственных фондов на риск невостребованности продукции и эффективность промышленного производства»//Аудит и финансовый анализ, №3, 2001.
6. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб: «Издательский дом Герда», 2002. – 288 с.
7. Матвейчева Е.В., Вишнинская Г.Н. «Традиционный подход к оценке финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ЗАо «Уралсельэнергопроект»)//Аудит и финансовый анализ, №3, 2001.
8. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на дону.: «Феникс», 2004. – 366 с.
9. Шеремет А.Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Пособие для профессионального бухгалтера. – М: Институт профессиональных бухгалтеров России, Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2003. – 311 с.
10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М: ИНФРА-М, 1996. – 176 с.
[1] Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону:Феникс, 2004, с. 182-183
[2] Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону:Феникс, 2004, с. 183-184
[3] Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону:Феникс, 2004, с. 184
[4] Шеремет А.Д. Аналих финансово-хозяйственной деятельности. Пособие для профессионального бухгалтера.-М; Институт профессиональных бухгалтеров России, Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2003. – с.105
[5] Шеремет А.Д. Аналих финансово-хозяйственной деятельности. Пособие для профессионального бухгалтера.-М; Институт профессиональных бухгалтеров России, Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2003. – с.106-107
[6] Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону:Феникс, 2004, с. 194-196
[7] Шеремет А.Д. Аналих финансово-хозяйственной деятельности. Пособие для профессионального бухгалтера.-М; Институт профессиональных бухгалтеров России, Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2003. – с.105-106
[8] Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону:Феникс, 2004, с. 196-198
[9] Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону:Феникс, 2004, с. 196
[10] Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону:Феникс, 2004, с. 196