Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

1

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

5

1.1

Место налоговых отношений в системе экономических отношений

5

1.2

Субъекты налоговых отношений

6

1.3

 Понятие объектов налоговых отношений

8

1.4

Модели налоговой политики

10

1.5

 Налоговые отношения в системе экономических интересов

13

2

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И МЕРЫ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

Список использованной литературы

24

ТЕСТ

25

Введение

В России происходят глубокие социально-экономические преобразования, однако их эффективность оставляет желать лучшего во многом из-за несовершенства системы налоговых отношений, которые предопределяют во многом и диспаритет цен, и суженный потенциал платежеспособного спроса.

    Дефекты современной системы налогообложения связаны с тем, что до последнего времени она не стала результатом системного экономического анализа, складывается в форме компромисса между различными, в том числе и совершенно противоположными мнениями и интересами. Налоговое законодательство построено с упором на фискальную функцию налогов, в то время как регулирование экономики должно выполнять еще и функцию стимулирования роста производительных сил, локализации экономических патологий. Поэтому налоговая система стала одним из дестабилизирующих факторов развития экономики, а ее совершенствование превращается в неотложную общегосударственную потребность, которую нельзя игнорировать ни теории, ни практике. Нужна глубокая проработка проблем оптимизации размеров налогового потенциала и налогового бремени, соотношений между ними - как на макро, так и на микроуровне экономики.          Проблемы влияния налогообложения на экономику получили заметное развитие в работах У. Петти, Ф. Кенэ, Тюр-го, А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, К. Маркса и других экономистов, признанных классиками. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли отечественные ученые дореволюционной России: И. Озеров, Н. Тургенев, И. Янжул, А. Соколов и другие.        История и актуальные вопросы совершенствования налогообложения как одного из механизмов активного воздействия на процесс воспроизводства, нашли свое отражение в трудах современных российских ученых -Т.Ф. Юткиной, В.Г. Панскова, В.М. Пушкаревой, А.В. Брызгалина, и др. Тем не менее, в числе наиболее спорных пока остаются даже проблемы определения сущности налогового потенциала и налогового бремени. При этом часть исследователей (А.Б. Паскачев, А.И. Новиков, А.Д. Мельник, И.В. Горский и др.) придерживаются концепции, базирующейся на постулатах действующего права, понимая под налоговым потенциалом максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.        Цель данного исследования состоит в обосновании сущности системы налоговых отношений и основы их построения.        Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

·         определено место налоговых отношений в системе экономических отношений;

·         рассмотрены субъекты и объекты налоговых отношений;

   Предметом исследования является система налоговых отношений и основы ее построения.

Объект исследования - экономические аспекты налоговых отношений. Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы русских, советских и зарубежных ученых – экономистов, посвященные вопросам налоговых отношений.                        

Глава 1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 1.1. Место налоговых отношений в системе экономических отношений

       На определенном этапе исторического развития становится ясно, что без обобществления определенной части имущества и централизации его в общегосударственном фонде, невозможно дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений. Отдельные субъекты хозяйственных отношений не в силах самостоятельно удовлетворять многие коллективные потребности, например, строить дороги, возводить мосты, содержать старых и больных. Эту ношу берет на себя государство, создавая общественный фонд. Этот, используемый для общественно необходимых нужд фонд, должен наполняться с помощью определенных сборов. Таким образом, налог является общественно необходимым элементом формирования фонда удовлетворения общественных потребностей. Налог - это социально-экономическое отношение, с различными формами проявления которого приходится сталкиваться постоянно.          При анализе налоговых отношений, необходимо исходить из того, что налог - это объективная категория, характеризующаяся двойственным содержанием. Во-первых, налог - это научная абстракция, наделенная позитивными свойствами. Во-вторых, налог выступает в виде конкретных форм правовых взаимоотношений налогоплательщиков с государством.          Рассмотрим, прежде всего, место налоговых отношений в системе экономических отношений, и при этом будем исходить из целесообразности выполнения данного исследования в следующей последовательности: сначала выясним качественную сторону категории «налог», для чего выясним каковы объекты и субъекты налоговых отношений, в чем специфика отношений между субъектами по поводу объектов, механизм функционирования данных отношений. Затем рассмотрим специфику налоговых отношений в различных социально-экономических формациях и особенности налоговых отношений в различных отраслях.          Приступая к качественному анализу, следует иметь в виду целесообразность движения от общего к частному, используя системный подход, метод анализа и синтеза. В этом случае налоговая система должна рассматриваться сначала на уровне отдельных налоговых форм, для изучения преимуществ и недостатков каждого конкретного налога. Лишь после этого отдельные налоги можно анализировать в контексте системы.      Чтобы раскрыть абстрактную сущность налога, необходимо определить субъекты, объекты, содержание и механизм функционирования налоговых отношений как на уровне общественного, так и на уровне индивидуального воспроизводства.


1.2. Субъекты налоговых отношений

      Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости. Каждая форма налога предполагает своего специфического налогоплательщика.       В современных условиях субъектов налоговых отношений можно классифицировать по ряду признаков: по организационно - правовой форме хозяйствования: ОАО, ООО, ИП, государственные предприятия (ГУП, МУП); по принципу проживания на территории: резиденты, нерезиденты; по форме собственности: коллективная собственность, частная собственность, государственная собственность, смешанная, иностранная собственность, по технологичности: применяющие устаревшие технологии, современные технологии, прогрессивные технологии, по классовой принадлежности: в сферу налоговых отношений вовлекаются собственники средств производства; предприниматели, нанимаемые собственниками для организации производства; рабочие, непосредственно участвующие в процессе производства; деклассированные элементы и др. по стадиям общественного производства: налогоплательщиками могут быть участники процесса производства, распределения, обмена и потребления, по благосостоянию: можно охватывать налогами плательщиков с высокими, средними и малыми доходами, по социальным группам: классификация по социальным группам может быть очень разнообразной: мужчины и женщины; лица потребляющие и не употребляющие алкоголь; курильщики; лица, различающиеся по конфессиональному признаку и т.д.[1]       Множественность групп субъектов налоговых отношений гарантирует стабильность налоговых поступлений, что страхует государство в случае внезапного свертывания хозяйственной деятельности одной группы налогоплательщиков в результате неблагоприятной рыночной обстановки, погодных условий, и т.п.

      Множественность субъектов налоговых отношений поддерживает фискальную функцию налогов. Кроме того, это расширяет возможность по-разному воздействовать на различных субъектов налоговых отношений, дифференцированно закрепляя за ними различные объекты налогообложения, варьируя ставками, сроками взимания налогов и т.п. Так налоговой системе придается не только фискальная, но и регулирующая функция.



1.3. Понятие объектов налоговых отношений и их роль в процессе воспроизводства

      Налоговые отношения - это нерыночные отношения. Они не предполагают движения стоимости на возмездной основе. Тем не менее, они вписываются в рыночное хозяйство по ряду направлений. Во-первых, многие виды налогов взимаются на этапе реализации продукции, повышая, таким образом, рыночную цену товаров. Во-вторых, налоги, в большинстве случаев, выплачиваются в денежной форме, поэтому для их выплаты необходимо продать часть продукции, что предполагает наличие рыночных отношений. В-третьих, налоги в рыночной экономике могут служить инструментом государственного регулирования, стимулируя либо угнетая хозяйственную деятельность в отдельных сегментах рынка.        Рассматривая объекты налоговых отношений, необходимо, прежде всего, выяснить функциональную роль налогов на уровне воспроизводства вообще. Она заключается в том, что налоги мобилизуют часть стоимости совокупного общественного продукта для последующего возвращения части этой стоимости через общественные фонды потребления и накопления. Кроме того, с помощью налогов создаются резервные фонды, которые служат гарантией на случай непредвиденных ситуаций. Таким образом, налоговые отношения входят в систему производственных отношений, но функционируют не на всех фазах общественного воспроизводства, а лишь в фазе перераспределения созданной стоимости.         Процесс перераспределения стоимости совокупного общественного продукта (СОП) протекает в форме мобилизации определенной его части и использования мобилизованных средств через систему государственных расходов. Поэтому при определении объектов налоговых отношений, невозможно устраниться от анализа отношений распределения средств, мобилизованных с помощью налогов. Если государство за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, снимая их с плеч налогоплательщика, то величина налоговых изъятий должна быть значительной. Если же налоговые поступления намечается расходовать на войны, в результате которых происходит уничтожение и результатов, и условий производства; на поддержание неперспективных отраслей; на паразитарное потребление, когда преобладают экономически нецелесообразные расходы, - налоговые сборы в этой части нельзя признать экономически оправданными.[2]

    Процесс воспроизводства совокупного общественного продукта предполагает непрерывное возобновление стоимости:

с + v + m,

где с - стоимость потребленных в процессе производства средств производства,

         v – стоимость рабочей силы, занятой в процессе материального производства,

        m - прибавочный продукт.

        Какая часть совокупного общественного продукта может быть объектом налоговых отношений, определяется тем, как расходуется получаемый в результате налогового изъятия фонд. Если данный общественный фонд, сконцентрированный в руках государства, не возвращается в виде дотаций, субсидий на поддержание процесса воспроизводства рабочей силы и средств производства, единственной частью, которую безболезненно для экономики можно затрагивать налогами, является прибавочный продукт (т).

       Если государство частично поддерживает воспроизводство рабочей силы, освобождая от этого непосредственных субъектов хозяйственной деятельности, - налогообложением может затрагиваться вся добавленная стоимость (V + т), а не только прибавочный продукт (т).         Если государство проводит активную технико-технологическую политику, поддерживает воспроизводство средств производства путем финансирования фундаментальной и прикладной науки, инвестициями в приобретение оборудования, налогообложением без ущерба простому воспроизводству может затрагиваться весь совокупный общественный продукт.        

1.4. Модели налоговой политики

        Существуют две модели экономической, а соответственно и налоговой политики:

Первая модель - либеральная. При выборе этой модели государство старается не вмешиваться активно в деятельность предприятий, предоставляя им возможность самостоятельно определять выгодные для них направления деятельности, однако влияет на этот выбор посредством создания лучших условий в тех отраслях и сферах деятельности, которые считает приоритетами. Предполагается, что все расставит по местам рынок, во взаимодействии с налоговой политикой, являющейся инструментом формирования благоприятного инвестиционного климата на макроэкономическом уровне. При этом суммарно налоговые изъятия снижаются.         Вторая модель, в отличие от первой, предполагает более активную государственную политику как на макро, так и на микроуровне. Это предопределяет более основательное регулирование межотраслевого распределения экономических ресурсов с использованием относительно высокого объема государственных инвестиций, а потому и высокие общенациональные налоговые ставки.

Между государством и другими перечисленными субъектами налоговых отношений возникают сложные отношения по поводу объектов, которые должны регулироваться налоговой политикой. Чтобы проводить эффективную налоговую политику и воздействовать дифференцированно на субъекты налоговых отношений, необходимо выбрать предпочтительную базу налогообложения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику, служащую технической основой для расчета величины. В качестве налоговой базы может выступать доход физического лица, состояние покойного, прибыль компании, рабочий объем двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах, валовая продукция предприятия, добавленная стоимость, площадь или цена земля, стоимость основных и оборотных фондов, используемых и неиспользуемых для производственной деятельности, и т.д.

Множественность потенциальных баз для начисления налогов предоставляет государству большие возможности регулирования отношений, возникающих в процессе производства, распределения обмена и потребления.              Существовало множество проектов, авторы которых предлагали использовать только одну базу для исчисления налога. Так, например, физиократы предлагали установить единый налог на ренту, который, по их мнению, должен стать неисчерпаемым источником государственных доходов. Другие предлагали использовать в качестве базы имущество, третьи - доход. Но дело в том, что при наличии только одной базы затруднено одновременное регулирование таких видов паразитарных доходов, как рента, монопольная прибыль и т.д. Кроме того, чтобы выполнять фискальную функцию, т.е. бесперебойно снабжать бюджет средствами, в качестве налоговой базы должны выступать многие величины.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационных норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и т.д.).

При анализе механизма функционирования налоговых отношений необходимо выяснить, каким способом реализуются отношения субъектов налогообложения по отношению к объектам, учитывая как национальные особенности функционирования налоговых систем, так и принимая во внимания исторические условия.

Налоговые отношения могут складываться стихийно, либо общественно согласованно. Стихийность в налоговых отношениях проявляется двояко. С одной стороны, налоговые отношения могут быть субъективистски - произвольными, нерегулируемыми, неизвестными заранее. В этом случае, по меткому выражению Юма "способ применения произвольных налогов обращается обыкновенно в наказание за трудолюбие, а неизбежная неравномерность их раскладки делает еще более тяжкими, чем таковыми они являются в действительности". С другой стороны, стихийность в налоговых отношениях может проявляться в том, что общественно согласованные налоговые отношения не контролируются. Тогда от налогоплательщиков в бюджет вносится не столько, сколько положено согласно закона, а сколько может или хочет каждый отдельный налогоплательщик.

То же при отсутствии контроля над сборщиками налогов. Зачастую это приводит к насилию и злоупотреблениям над налогоплательщиками и, как следствие, к беспорядочным поборам. По меткому выражению Юма «фунт, взятый в силу общего обложения, причиняет меньше зла, чем шиллинг, снятый неравномерным и произвольным способом". Этот вывод согласуется с выводами Ф. Кенэ, который утверждал: - «Положение, при котором установление обложения полностью предоставлено усмотрению сборщиков налогов - недопустимо. Каждый, без сомнения, предпочитает, чтобы обложение налогами основывалось на определенных законных нормах». Т.е. речь идет об общественно согласованных налоговых отношениях. Общественно согласованные налоговые отношения предполагают установление общепризнанных правил, исполнять которые должен каждый4[3]


1.5 Налоговые отношения в системе экономических интересов

Налоговые отношения реализуются через налоговую систему, представляющую собой совокупность  налоговых форм, применяемых в экономике страны с целью обеспечения финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

Налоговая система представляет собой одну из подсистем экономических отношений и является одним из важнейших экономических регуляторов. Как известно, экономические отношения, в том числе налоговые, проявляются как экономические интересы субъектов этих отношений. Нас, прежде всего, интересуют интересы, проявляющиеся в экономической сфере и представляющие собой самостоятельную экономическую категорию. Материальной  основой экономических интересов являются потребности, а социальной – экономические отношения,    важное место в которых занимают налоговые отношения.

Налоговые отношения возникают между их субъектами, которыми являются налогоплательщики с одной стороны в лице предпринимательских структур и физических лиц и налогооблогающий субъект с другой стороны в лице  центральных, региональных  и местных органов власти.

Специфика налоговых отношений проявляется в том, что государство аккумулирует и формирует централизованный фонд денежных средств, с целью удовлетворения общественных потребностей и обеспечения социальной и экономической стабильности. При этом, претендуя на часть доходов обособленных собственников, государство изымает у них определенную часть финансовых ресурсов в виде налогов, под которыми понимаются изъятия в пользу государства или его субъекта части дохода хозяйствующего субъекта или физического лица в размере, установленном в законодательном порядке. Важно подчеркнуть, что изъятые доходы собственников в виде налогов, становятся собственностью властных структур в соответствии с их компетенцией, определенной законом.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что налоговые отношения детерминированы отношениями собственности и являются одним из аспектов экономических отношений  между налогоплательщиком  и  государством, по поводу перераспределения части обособленных доходов собственников в процессе перехода права собственности на часть этого дохода к властным институтам общества.

Налоговые отношения характеризуются однонаправленностью движения части стоимости от налогоплательщика к государству,  в результате чего происходит смена собственника. Налоговым отношениям присуща многоуровневая структура,  обладающая разветвленными взаимосвязями вертикального и горизонтального характера.

В первую очередь здесь следует выделить отношения между налогоплательщиками и налогооблагающим субъектом, посредством которых формируются налоговые доходы общества. Эти отношения определяются законодательно определенными правами и обязанностями их субъектов, характеризуются вертикальной взаимосвязью и представляют собой  движение финансовых потоков от налогоплательщика к государственным структурам.

Далее следует выделить отношения, возникающие между бюджетами разных уровней, возникающие в процессе  разграничения права собственности на отчужденную часть дохода налогоплательщика с целью формирования налоговых доходов соответствующих бюджетов. Этим отношениям присущ вертикальный тип  взаимосвязи.

Наличие горизонтальных взаимосвязей, в рамках налоговых отношений, характерно для властных институтов одного уровня, в процессе перераспределения финансовых потоков от региона к региону (от муниципалитета к муниципалитету) в процессе налогообложения плательщиков, имеющих обязательства перед каждым из этих налогооблагающих субъектов.

Горизонтальный тип взаимосвязей присущ отношениям между налогоплательщиками, складывающимся в процессе формирования и распределения доходов, подлежащих налогообложению, например, в цепи производитель потребитель. Эти отношения характеризуются относительным равноправием налогоплательщиков как субъектов собственности.

Вся  совокупность налоговых отношений достаточно сложна и проявляется в качестве сложной системы экономических интересов. Вместе с тем, устойчивое развитие государства возможно лишь в случае сбалансированной реализации экономических интересов всех субъектов экономических отношений вообще и налоговых в частности, ориентированных на удовлетворение потребностей общественного и личного характера.

Осознание потребностей побуждает субъектов налоговых отношений к определенным действиям,  целью которых является их удовлетворение. Налоговые отношения в данном случае опосредуют этот процесс, при этом налоговые изъятия являются продуктом и служат реализации этих отношений и соответствующих интересов.

Следует отметить, что каждый из субъектов налоговых отношений характеризуется специфическим комплексом потребностей. Так потребностью налогоплательщика является сохранение финансовых ресурсов, поступающих в форме дохода, в то время как  потребность государства состоит в реализации  своего экономического права на получение части означенного дохода.

Потребности, как уже отмечалось, выступают в качестве материальной основы интересов, а интересы в свою очередь выражают необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей.

Поскольку экономические интересы субъектов налоговых отношений многообразны и разнонаправлены, в процессе их реализации возникают противоречия, требующие согласования посредством стимулирования, под которым понимается  процесс реализации экономических интересов и их согласования на различных уровнях общественной структуры.

Конкретные формы стимулирования в налоговых отношениях определяются  государством и проявляются в проводимой налоговой политике. Противоречивость экономических интересов субъектов налоговых отношений прослеживается в процессе их реализации в рамках каждой из   функций налоговой системы, предполагающей соответствующий уровень стимулирования. [4]

Так экономические интересы государства в рамках фискальной функции связаны с необходимостью получения налоговых доходов, с целью обеспечения его функционирования посредством налогообложения. В свою очередь, экономические интересы налогоплательщиков, связаны с необходимостью удовлетворения их потребностей в максимизации прибыли (дохода) и минимизации налоговых отчислений. Данное обстоятельство порождает противоречие экономических интересов налогоплательщиков и налогоблагающего субъекта, обусловленное их разнонаправленностью и связанное с уровнем налоговых изъятий.

Целью налогового стимулирования в рамках фискальной функции является установление оптимального уровня налоговых изъятий, не препятствующих возможности расширенного воспроизводства налогоплательщика с одной стороны  и, обеспечивающих достаточный объем финансирования расходов государства, с другой стороны.

Структура налоговых отношений в рамках регулирующей функции более сложна, нежели в рамках фискальной функции и включает в себя как вертикальные, так и горизонтальные связи.  Объективной основой  регулирующей функции являются налоговые отношения, по поводу перераспределения части доходов хозяйствующих субъектов, обусловленные необходимостью обеспечения  определенных макроэкономических пропорций. Эти отношения порождают противоречия экономических интересов налогооблагающего и облагаемого субъектов, которые осложняются противоречием интересов налогоплательщиков, подвергающихся дифференцированному обложению.

Активизация стимулирующего потенциала регулирующей функции может быть достигнута с помощью изменения уровня налоговых изъятий, как в случае фискальной функции, применения налоговых льгот  приоритетным отраслям экономики, создания особых льготных режимов налогообложения и так далее.

Налоговые отношения, реализуемые в рамках социальной функции, отличаются сложной структурой и многообразием субъектов, что порождает комплекс противоречий экономических интересов их субъектов, разрешение которых является необходимым условием достижения целей социальной стабильности.

В рамках данной функции основное противоречие заключается в значительных объемах социальных взносов, установленных государством, увеличивающих издержки производителя, в то время как снижение этих платежей препятствует исполнению государством его социальных обязательств. Разрешение противоречия экономических интересов государства и налогоплательщиков в рамках социальной функции возможно посредством установления оптимального уровня социального налогообложения. Изложенное позволяет утверждать, что в рамках фискальной, регулирующей и социальной функций реализуется сложная система взаимосвязанных и взаимно противоречивых налоговых отношений, порождающих противоречие экономических интересов их субъектов, разрешение которых возможно в процессе стимулирования.

Избираемые способы налогового стимулирования должны быть ясны и непосредственно связаны с увеличением финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков.

Таким образом, государство, посредством комплексного применения инструментов налогового стимулирования, создает благоприятные условия для функционирования хозяйствующих субъектов, что в свою очередь ведет к росту производства, привлечению инвестиций в экономику и увеличению собираемости налогов.[5]


Глава 2  СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ

НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И МЕРЫ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ


Впервые после 1995 г. сбор налогов в стране за 1999 г. шел опережающими против предусмотренных в федеральном бюджете темпами, что не может не радовать. Действительно, если сравнить фактическое поступление налогов и заложенные в бюджет показатели, то картина получается радужная. Но детальный анализ причин превышения этих данных показывает, что радоваться еще рано. Во-первых, основная причина роста налоговых поступлений - сверхплановая инфляция. В расчетах бюджета на 1999 г. ее рост запланирован на 30%. Но этот уровень был превышен уже в августе. Во-вторых, перевыполнение бюджетных заданий обусловлено сверхплановым обесцениванием рубля по отношению к доллару: 25 руб. за 1 доллар по официальному курсу в конце августа 1999 г. против 21,5 руб. запланированных, что позволяет получать дополнительные поступления в бюджет от возрастающих доходов экспортеров. Таким образом, если исключить влияние фактора инфляции, то объем поступивших в истекший период налоговых доходов в реальном выражении составил только 93,4% от их размера, собранного в январе - августе 1998 г. В-третьих, изменения налогового законодательства также оказали влияние (увеличение норматива отчислений НДС с 75 до 85%; введение единого налога для определенных видов деятельности; сокращение перечня товаров, облагаемых НДС по льготной ставке). Исключение этих факторов сокращает сумму налоговых поступлений до 84,6% от их суммы, поступившей в январе - июле 1998 г. В-четвертых, благоприятное воздействие на сумму налоговых сборов оказало резкое повышение цен на импортные товары и, как следствие, поиск потребителем заменителей на внутреннем рынке. Следует отметить, что данный процесс носит временный характер. [6]

Таким образом, "пересчитанная" сумма налоговых платежей свидетельствует даже о некотором ее уменьшении по сравнению с тем же периодом 1998 г. Основные факторы, негативно влияющие на уровень собираемости налогов в нашей стране, в настоящее времени заключаются в следующем:

1. Слабая налоговая дисциплина, вызванная множеством причин как объективного так и субъективного характера. Среди них:

а) чрезмерное налоговое бремя;

б) пренебрежительное отношение к исполнению законов, в том числе и со стороны государства.

2. Неспособность налоговых органов наладить всеобщий, всеохватывающий и действенный контроль за налоговым процессом, основными причинами которой являются:

а) пассивность правоохранительных органов в розыске предприятий, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, а также тех, кто, встав на учет, не предоставляет после этого никакой отчетности;

б) значительные недостатки налогового законодательства (сложности, связанные с уже предоставленными льготами МП; проблемы с регистрацией и ликвидацией юридических лиц).

Основные пути решения перечисленных проблем следует разрабатывать в следующих направлениях:

1. Использовать фактический рост доходной части бюджета для выхода российской промышленности из штопора неплатежей и бартерного обмена.

2. Чтобы не распылять и без того малый потенциал наметившегося роста, следует четко определить приоритетные отрасли экономики, на которые нужно делать ставку. Очевидно, что чем-то придется пожертвовать.

3. Дальнейшее усовершенствование налогового законодательства в направлении взимания рентных платежей за природные ресурсы и подоходных налогов с граждан. [7]


Заключение


В России происходят глубокие социально-экономические преобразования, однако их эффективность оставляет желать лучшего во многом из-за несовершенства системы налоговых отношений, которые предопределяют во многом и диспаритет цен, и суженный потенциал платежеспособного спроса.

    Дефекты современной системы налогообложения связаны с тем, что до последнего времени она не стала результатом системного экономического анализа, складывается в форме компромисса между различными, в том числе и совершенно противоположными мнениями и интересами.

Налоговое законодательство построено с упором на фискальную функцию налогов, в то время как регулирование экономики должно выполнять еще и функцию стимулирования роста производительных сил, локализации экономических патологий. Поэтому налоговая система стала одним из дестабилизирующих факторов развития экономики, а ее совершенствование превращается в неотложную общегосударственную потребность, которую нельзя игнорировать ни теории, ни практике. Нужна глубокая проработка проблем оптимизации размеров налогового потенциала и налогового бремени, соотношений между ними - как на макро, так и на микроуровне экономики.

Структура налоговых отношений в рамках регулирующей функции более сложна, нежели в рамках фискальной функции и включает в себя как вертикальные, так и горизонтальные связи.  Объективной основой  регулирующей функции являются налоговые отношения, по поводу перераспределения части доходов хозяйствующих субъектов, обусловленные необходимостью обеспечения  определенных макроэкономических пропорций. Эти отношения порождают противоречия экономических интересов налогооблагающего и облагаемого субъектов, которые осложняются противоречием интересов налогоплательщиков, подвергающихся дифференцированному обложению.


Список использованной литературы


1.     Газета “Известия” №187,188 за 1998 г.   г. Москва

2.     Гершкович Б.Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации. Научное издание. -Пятигорск, ПГЛУ, 2005. - С.21

3.     Журнал “Вопросы экономики” №5, 7 1998 г.  г. Москва   Институт экономики РАН

4.     Каширина М.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: МГЭИ, 2001. – 198 с.

5.     “Коммерсант” №155,156,157,159,160,161,164,173,174,180 за 1998 г.   Газета издательского дома “Коммерсант” daily  г. Москва

6.     Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушин и др.; под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 495 с.

7.     Пансков В.Г., Князев В.Г.Налоги и налогообложение. М.:МЦЭФР, 2003.С.11

8.     Российский экономический журнал №4 1998 г. г. Москва

9.     Фомин С.Ю. (кафедра экономики, МГТУ) МГТУ 2000  http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section11/index.html

10.                       Юткина Т.Р. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра – М., 1998. – 429 с.


Тест

6.     Международный договор об устранении двойного налогообложения означает:

А) отказ одной из договаривающихся стран от налогообложения объекта, который подлежит обложению в другой стране


15.  Какие региональные налоги занимают наибольший удельный вес в бюджетах субъектов РФ?

А) налог на имущество организаций

 


26. Налоговый механизм представляет собой

А) совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая такие инструменты, как налоговые ставки, налоговые льготы, способы обложения


35. В каких случаях уплачиваются пени:

Б) при уплате плательщиком налога  или сбора с нарушением срока платежа, установленного НК РФ


[1]Пансков В.Г., Князев В.Г.Налоги и налогообложение. М.:МЦЭФР, 2003.С.11


2Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушин и др.; под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 495 с.


3 Каширина М.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: МГЭИ, 2001. – 198 с

[3] Юткина Т.Р. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра – М., 1998. – 429 с.


[4] Журнал “Вопросы экономики” №5, 7 1998 г.  г. Москва   Институт экономики РАН


[5] Фомин С.Ю. (кафедра экономики, МГТУ) МГТУ 2000  http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section11/index.html


[6] “Коммерсант” №155,156,157,159,160,161,164,173,174,180 за 1998 г.   Газета издательского дома “Коммерсант” daily  г. Москва


[7] Российский экономический журнал №4 1998 г. г. Москва