Четвертая власть или пятое колесо? Оксана Кудряшова Тему рубрики для данного номера мы выбрали неслучайно: 5 мая по всей стране ежегодно отмечается День печати. На хвалебные оды по этому случаю мы не особо рассчитывали, тем более, что целью опроса все же было выявление реального положения дел. Хотелось подтвердить (или опровергнуть) некоторые мифы, сложившиеся в нашем обществе по отношению к СМИ.

 

Были времена, когда напечатанное в газете или объявленное по телевизору сомнению не подвергалось ни при каких обстоятельствах: тексты вплоть до запятой перепроверялись не одним начальником. За вольную трактовку событий диктор или журналист могли лишиться работы. Сейчас же с появлением гласности, желтой прессы, PR и прочих благ (в кавычках или без?) СМИ стали местом, где можно говорить что угодно и как угодно, ограничений немного - лишь бы не противоречило Конституции и совести (да и то не всегда). В связи с этим и отношение к прессе изменилось. В лучшую ли сторону? Доволен ли потребитель новой обязанностью - оценивать информацию на предмет правдивости? Если нет, то на кого возложить это нелегкое бремя цензора? Вопросов возникает множество, мы затронули только некоторые. Можно ли верить печатному слову? Каковы причины ошибок в прессе? Почему центральные издания считаются более объективными? Помогают ли СМИ формированию общественного мнения? Из всех этих вопросов вытекает главный: являются ли журналисты представителями четвертой власти? К сожалению, судя по ответам на предоставленные вопросы - нет! Но может, еще не все потеряно? Надеемся, что наш материал поможет всем, в том числе и журналистам, во-первых, из множества субъективных мнений о СМИ составить свое как можно более объективное, а во-вторых, увидев все плюсы и минусы сложившейся ситуации, постараться ее изменить.

Вопросы, которые предлагались для обсуждения: 1. Доверяете ли Вы СМИ? 2. Какие средства массовой информации Вы предпочитаете: региональные или центральные? 3. Приходилось ли Вам сталкиваться с неверным освещением событий? Были ли это случаи неточного освещения, либо информация полностью противоречила реальности?═Были ли курьезные случаи, связанные со СМИ? 4. Изданиям или передачам какой тематики Вы отдаете предпочтение?

Алексей Потапов, генеральный директор компании "SHOPPING CLUB" Я доверяю только центральным средствам массовой информации, более того, только "Коммерсанту". Из региональных признаю только "Коммерсантъ-Сибирь". Причина этого в том, что я знаю, кому принадлежит каждая из местных газет, каждая из программ, знаю их идеологию и прочее. Поэтому считаю, что в этих источниках нет объективной информации, каждый факт освещается с учетом чьих-то пожеланий. Случаев, когда информация полностью бы противоречила реальным событиям, я не могу назвать, но искажения случаются. И опять-таки по той причине, которую я назвал. По этому поводу могу привести в пример курьезный случай, произошедший со мной. Однажды журналист одной из местных телекомпаний задал мне вопрос о том, будет ли наш клуб сотрудничать с известным журналом, если тот будет не цветным, а черно-белым, проще говоря, страшненьким. Я ответил, что нет. Если журнал будет невзрачным, то о сотрудничестве не будет и речи. В результате в эфир вышла только часть моей фразы; она гласила, что сотрудничать мы не согласны. Ольга Леонова, исполнительный директор магазина "Подарки" Средствам массовой информации я доверяю. Ошибки в них, конечно, случаются, но примеров я привести не могу, так как не сталкивалась с этим. Если бы столкнулась и подобная ошибка касалась меня, наверное, не спустила бы с рук. Читаю, в основном, газеты - как центральные, так и местные, пользуюсь информацией "бегущей строки". Тематику уточнять не буду - она обширна, стараюсь читать не только издания, касающиеся бизнеса, но и для души. Анатолий Дыдиков, технический директор ОАО "Новосибирсктара" СМИ я доверяю, но не всем и не всегда. Сейчас некоторые газеты и телепередачи, к сожалению, неправдивы, говорят только то, что выгодно властям или хозяевам. Среди независимых средств массовой информации тоже встречаются необъективные, потому что их делают популисты, а они очень подвержены веяниям "моды". Из всех СМИ я отдаю предпочтение региональным изданиям, потому что владею обстановкой и, читая местную газету или смотря передачу, могу сравнить свое мнение с мнением журналистов. Но и они иногда позволяют себе непростительные действия. Например, когда Толоконский вел заседание по итогам баланса комиссии области и распекал всех заместителей и начальников управлений, то об этом рассказали все, кроме "Панорамы". "Панорама" ограничилась только упоминанием о том, что заседание было, и причем прошло оно, по их словам, хорошо. Татьяна Молокова, менеджер по рекламе ЗАО "Шоколадная фабрика "Новосибирская"" Однозначно ответить на поставленный вопрос нельзя: газетам, передачам, так же как и людям, можно доверять не всем. Например, от "Известий" пострадал один мой родственник, до сих пор идет судебное разбирательство. Очень часто неприятные ситуации случаются из-за того, что журналисты "нахватаются верхушек", не вникнут в суть и пишут, уверенные в своей правоте. Были ошибки и в материалах о нашей компании. В результате страдает не только фабрика, но и потребитель, получивший неточную, неполную, искаженную информацию. Если говорить о том, какие издания правдивее - местные или центральные, то я думаю, что о событиях, произошедших в Москве, естественно, напишет лучше столичный журналист, а о том, что случилось здесь, - наш, местный. Поэтому в каждом конкретном случае нужно учитывать еще и это. Игорь Тихомиров, PR-менеджер компании "Нонолет-КиТ" Средствам массовой информации я доверяю только в той мере, в какой это возможно. Потому что информация вида обычных PR-материалов решает цели компании, выпустившей этот материал, достаточно корректными средствами. А если это черный PR? Поэтому практически к любому материалу я подхожу с такой точки зрения: какие задачи он решает? кому это выгодно? Если говорить о том, каким СМИ отдаю предпочтение - региональным или центральным, то, наверное, и тем и другим, в пропорции примерно 1:1, то же можно сказать и о предпочтении печатных изданий, радио или телевидения. Допускаю, конечно, что в какое-то время какой-либо канал может превалировать, но информацию черпаю отовсюду. Если говорить о тематике, то читаю в основном бизнес-издания, издания i-tech направленности, информационные ежедневные и еженедельные газеты. Что касается верного или неверного освещения событий, то могу сказать следующее. Все зависит от сформированного априорно стереотипа или мнения о данной ситуации. Например, я знаю, что на самом деле это "не совсем так", но допускаю, что журналист имеет право на свой взгляд по данному поводу. Если же нарушена фактология или неверно подана суть, то это следует называть искаженной информацией. И такие случаи в моей деятельности PR-менеджера имели место═при контактах со СМИ. Ярослав Гребенников, начальник отдела информации Сибирской межбанковской валютной биржи СМИ, как говорится, нужно доверять, да проверять. В общем и целом это определяется тематикой издания, его репутацией, зависимостью от той или иной финансовой или политической структуры и т. п. Газетам, которые я привык читать на протяжении долгого времени, я склонен скорее доверять, хотя и они не без греха. Периодику читаю я не много, в основном "Комерсантъ", "Ведомости", "Эксперт", иногда "Новую Сибирь". Набор более или менее стандартный. Предпочитаю центральные издания, потому что интересующие меня темы в большинстве своем в местной прессе либо не освещаются, либо являются "перепевами" центральных газет, либо ограничиваются тупым перепечатыванием пресс-релизов компаний. Дело тут, наверное, и в нашей провинциальности, и в уровне местной финансовой журналистики, и в бедности пишущей братии. Что касается ошибок и неверного освещения событий, то такое случается, в том числе и в отношении нашей организации. В местной прессе мне вспоминаются и случаи давних лет с обзорами недельных торгов по ценным бумагам на СМВБ, которые без смеха нельзя было читать, и негативная печатная кампания 1996 года, связанная с конкурсом на выполнение функций организатора торговли на рынке областных долговых облигаций, и прошлогодний некомпетентный материал, посвященный интернет-трейдингу. Хотя, конечно, не стоит ждать от СМИ объективности, так же как пытаться объективно оценивать их работу, поскольку в них трудятся и потребляют их продукцию люди, а они по природе своей субъективны. Виктор Филимонов, помощник директора АООТ "Гостиница "Обь"" Доверяю только тем СМИ, которые дают полную объективную информацию, а не кусочно-прерывистую. Причем пользуюсь в равной мере как центральными, так и региональными СМИ, в зависимости от того, какие новости мне нужны - центрального или регионального направления. Сталкиваться с ошибками в изданиях мне приходилось, приходится и, наверняка, придется. Потому что СМИ не только могут неверно освещать события, но одно и то же событие могут трактовать по-своему, это приводит к диаметрально противоположному восприятию излагаемых фактов. По тематике я предпочитаю, в основном, программы и передачи, которые представляют профессиональный интерес или носят познавательный характер, а также обзорные политические, экономические передачи, программы о природе, истории, путешествиях и российские художественные и документальные фильмы. Александр Кашковский, научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики Ко многим изданиям я отношусь скептически, потому что сейчас такое время, когда можно написать все что угодно. Читателям же приходится определять, что перед ними - правда или очередная утка... Думаю, что причина этого банальна: почти во всех СМИ ведется погоня за тиражом, то есть информация отбирается не по принципу - правдивая она или не очень, а по тому, увеличит ли она спрос на данное издание. Если говорить о печатных СМИ, то в большинстве случаев пользуюсь информацией, почерпнутой из центральных изданий. О местных новостях узнаю чаще всего из других источников. Что касается неверного освещения, то я встречал много материалов, которые противоречат даже здравому смыслу, не говоря уж о законах химии, физики и биологии. Реальностью здесь и не пахнет. Ошибки, по моему мнению, случаются по той причине, что журналисты порой не утруждают себя проверкой сведений. Они, конечно, не должны быть специалистами во всех областях, но обращаться к знающим людям за консультацией обязаны. Плюс есть заказные материалы, где говорится не то, что есть, а то, "как надо". Чаще всего это рекламные агитки типа "Похудеть сразу и навсегда", где некая реальность имеет место быть, но далеко не в том виде, как представлена. Но бывают и, как говорят, "политические провокации", которые искусственно искажают реальность для достижения определенных целей. Очень часто освещается точка зрения только отдельных людей или групп. Даже если они искренни, события реальны в том виде, как они их представляют себе и пытаются объяснить это другим. Но их оппоненты могут представлять события совсем по-другому, и, в общем-то, даже встает философский вопрос: как определить, что такое истина? Про такие материалы нельзя сказать, что они абсолютная ложь - это чья-то точка зрения, относительно которой "так все и было". Есть просто досадные опечатки, когда в погоне за красивой фразой или просто от незнания пишут (или говорят) "немного не так". Часто путают термины, названия, размеры. Например, была статья, посвященная адмиралу С. О. Макарову. Под ней была помещена (как сказано в подписи) фотография его флагманского корабля - броненосца "Петропавловск", на котором он воевал и погиб в Русско-японской войне. Но реально на фотографии был изображен линкор "Петропавловск", вступивший в строй через 10 лет после описываемых событий и названный в честь погибшего броненосца. И хорошая в целом статья оказалась подпорчена чьим-то историческим незнанием (а вдруг и еще что-то напутано?). Еще (раз уж появился повод высказаться о СМИ) я бы хотел отметить некоторое засилье криминала и негатива в наших СМИ. Когда-то это все было запрещено - все новости были только хорошие, и вроде как все прекрасно (тоже формирование определенной точки зрения на реальность). Но негатив был, и был некоторый спрос на него - для формирования полного представления о том, что происходит. И, как только стало возможно, практически все СМИ бросились освещать "негатив" (а многие только его), называя это "свободой слова" (отчасти справедливо, учитывая прошлые запреты). Но по-моему, все зашло очень далеко, и с большим перебором. Например, на американской ракете "Атлас" были установлены российские двигатели, но по разным причинам старт 3 раза откладывался. О каждом переносе старта не упомянули разве что самые ленивые. О том же, что ракета успешно запущена, правильно отработала и американцы продолжают закупать наши двигатели, я узнал из газеты "Красная звезда". Остальные СМИ (в первую очередь, телевизионные) этого просто не заметили. Я понимаю, что цензурой эту проблему решать нельзя, но, когда говорят только о плохом, это приводит в уныние, и создается впечатление, что ничего хорошего в этой стране не будет, и уже многие в это искренне верят. Я считаю, что мода на негатив уже прошла, и уже можно говорить о хорошем. Евгений Сухоруков, генеральный директор ООО "Центр межрегиональных программ" Средствам массовой информации доверяю только отчасти, потому что понимаю, что СМИ - это тоже бизнес, и газеты отражают чаще всего чей-то "оплаченный", заинтересованный взгляд. У меня есть, по крайней мере, две причины, по которым я предпочитаю центральные издания: во-первых, я считаю, что у нас в регионе особых новостей нет - обо всем, что происходит, я узнаю из других источников, а во-вторых, у москвичей, так сказать, шире взгляд на ситуацию. Говоря о неверном освещении, я бы не называл такие случаи ошибками или неточностями, дело в том, что, как я уже сказал, журналисты - это тоже люди, а значит, могут по-своему писать о том или ином событии. Что касается тематических предпочтений, то люблю читать о полити