Содержание

1. Место  уголовно – исполнительного права в системе российского права. 3

2. Основные  права осужденных, их обеспечение. Основные обязанности осужденных. 10

3. Порядок и основные  условия  привлечения осужденных к лишению свободы  к труду. 15

4.  Учреждения и органы, исполняющие наказания. 18

5. Порядок и условия  отбывания наказания  в виде ареста. 20

Список  использованной литературы.. 24

1. Место  уголовно – исполнительного права в системе российского права.

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса завершился очередной этап реформирования отрасли законодательства, регули­рующей исполнение уголовных наказаний, произошла трансформа­ция исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. Каждая отрасль права, в том числе уголовно-исполнительная, закреп­ляет в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, на­правления, основные средства и методы политики государства в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное право соот­ветственно закрепляет основные положения политики государства в сфере исполнения уголовного наказания. Вместе с тем любую отрасль права нельзя рассматривать в качестве пассивного регистратора го­сударственной политики. Она имеет собственные незыблемые базо­вые положения, на которые не может и не должна воздействовать политика. К их числу прежде всего относится верховенство закона — соподчиненность законов с точки зрения юридической силы. Данные базовые положения являются конституционными принципами и ос­новываются на ст. 71 и 72 Конституции, определяющих исключитель­ную компетенцию Российской Федерации и совместную компетен­цию России и субъектов Федерации в сфере законодательной дея­тельности[1].

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоя­тельную отрасль права, которая характеризуется собственными пред­метом и методом правового регулирования, а также системой норм. Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права — регу­лирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 Исправительного трудово­го кодекса (ИТК). К. этим видам наказания относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы[2]. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка, вы­сылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В 1984 г. было принято По­ложение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуж­денных. В результате предмет правового регулирования исправитель­но-трудового права существенно изменился: оно все менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса завершилось формирование предмета соответствующей от­расли законодательства. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление: общих положений и принципов исполнения наказа­ний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, пре­дусмотренных Уголовным кодексом (УК); порядка и условий испол­нения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядка деятельности учреждений и органов, испол­няющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, обществен­ных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; по­рядка освобождения от наказания и оказания помощи освобождае­мым лицам[3].

Общие положения и принципы исполнения наказаний закрепле­ны в главе I УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе международно-правовых актов, относящихся к обра­щению с осужденными. Они включают нормы этой отрасли права, определяющие действие уголовно-исполнительного законодательст­ва в пространстве и во времени, основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, основные сред­ства исправления осужденных.

Впервые в данной отрасли законодательства установлены его принципы (ст. 8 УИК)[4].

В общих положениях УИК определены основные средства ис­правления осужденных (ст. 9): режим, воспитательная работа, обще­ственно полезный труд, получение общего образования, профессио­нальное обучение и подготовка осужденных и общественное воздей­ствие на них. Уголовно-исполнительный кодекс отказался от упо­требления термина «меры исправительно-трудового воздействия» (ст. 2, 4 ИТК), содержание которых не было раскрыто в законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкование как в теории данной отрасли права, так и на практике.

К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК от­носит регламентацию деятельности учреждений и органов, испол­няющих наказания. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправитель­ных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свобо­ды на определенный срок и пожизненного лишения свободы. Этому посвящен раздел IV УИК, а также главы II и III Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулиро­ван в главах 4, 6, 7 раздела II УИК. Кодекс также подробно регла­ментирует деятельность других учреждений уголовно-исполнитель­ной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного за­конодательства включен порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужден­ных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, испол­няющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и др.).

В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирова­ние деятельности организаций, в которых работают осужденные к ли­шению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробнее рег­ламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администра­цию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказа­ний (ч. 4 ст. 33, ст. 34 УИК и др.).

К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с оказанием ими содействия учреждениям и органам, испол­няющим наказания, и осуществления общественного контроля за их деятельностью.

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулиру­ет деятельность администрации исправительных учреждений по от­ношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камер коло­ний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граж­дан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определенные правила поведения этих лиц (ст. 13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды»).

Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права яв­ляется регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осуж­денным средств исправления; в связи с участием органов государст­венной власти и органов местного самоуправления, по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администра­цией организаций, общественными объединениями, а также гражда­нами в связи с их участием в исправлении осужденных или посеще­нием исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль нрава и характеризуется наличием собственного метода регулиро­вания общественных отношений, входящих в ее предмет. Хотя дан­ный признак вспомогательный, тем не менее он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Поскольку наказание пред­ставляет собой форму государственного принуждения, его испол­нение предопределяет характер основного метода правового регу­лирования — императивный, предполагающий неравенство субъ­ектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования — диспозитивного, поощре­ния и т.д.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных отно­шений. В систему норм уголовно-исполнительного права входят Уго­ловно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы[5]. В Законе о введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса предусмотрено также принятие Правительством РФ положений об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие федерального закона об уголовно-ис­полнительной системе Министерства юстиции РФ и иных федераль­ных законов.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль со­держит ряд норм, заимствованных из других отраслей права (граж­данского, трудового, семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоя­тельство дало основание высказать в литературе мнение, что испра­вительно-трудовое право — предшественник уголовно-исполнительного права — являлось комплексной отраслью1. Известно, однако, что прием рецепции (заимствования) норм широко применяется и в дру­гих отраслях права (семейном, финансовом, трудовом, администра­тивном и т.д.). Данный прием отражает прежде всего системность права и служит инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, со­гласованное развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того, реципированные нормы рейдируют иные по своей правовой природе отношения и, следовательно, меняют свое содержание.

Реципированные нормы в уголовно-исполнительном праве в ос­новном регулируют правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено прежде всего тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по отношению к базовой (фун­даментальной) отрасли — конституционному праву, исключительная прерогатива которого состоит в установлении прав и свобод человека и гражданина[6].

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отрас­лей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важ­ное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право — базовое по отношению ко всем правовым от­раслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и мето­дов правового регулирования достаточно единообразный понятий­ный аппарат этих отраслей.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют обще­ственные отношения, возникающие при применении наказания и ос­вобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчет­ливо можно выделить приоритеты уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному опре­деляется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного нрава такой формой его реализации служит не только уго­ловно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право — процедурное.

Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей. На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ве­дущих институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, система исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором уровне их взаи­мосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяет харак­тер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается четкая взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их вза­имосвязь еще более опосредуется. Уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например оценка уголовным законом степени тяжести совершенного преступления предопределя­ет условия отбывания осужденным наказания.

Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходи­мость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дуб­лирование смежных институтов и норм. Исходное положение для ре­шения этой проблемы — понимание нормы уголовного права как ма­териальной, а исполнительного — как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное право по отноше­нию к уголовному представляет собой форму реализации материаль­ного права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание на­казания с точки зрения его материального и исполнительного (про­цедурного) содержания.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, отно­сящимся к исполнению приговора. Исполнение наказания есть со­ставная часть исполнения обвинительного приговора, и со вступле­нием его в законную силу начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия; в определенной мере уголов­но-исполнительное право обеспечивает реализацию результатов пра­восудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части нака­зания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания на­казания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осуж­денных к лишению свободы и т.д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регули­рует досудебную процедуру реализации указанных смежных институ­тов, а уголовно-процессуальное право — их судебную процедуру[7].

Уголовно-исполнительное право тесно связано с конституцион­ным правом при регулировании правового статуса осужденных, с ад­министративным правом в сфере управления учреждениями и орга­нами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и ору­жия к осужденным, а также с гражданским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.

Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнитель­ного права с другими отраслями выражается системность права, ре­ализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

Изложенные положения, относящиеся к предмету и методу пра­вового регулирования, системе законодательства, позволяют опреде­лить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возни­кающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия. В этих отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы, исполняю­щие приговоры к различным видам наказания, органы государствен­ной власти и местного самоуправления, общественность в связи с вы­полнением возложенных на них задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также отдельные граждане[8].


2. Основные  права осужденных, их обеспечение. Основные обязанности осужденных.


Обязанностям осужденных посвящена ст. 11 УИК РФ,

Обязанности осужденных  вытекают из необходимости исполнить  назначенное приговором суда наказание.

Осужденные несут установленные  законодательством  Российской Федерации  обязанности ее граждан, должны соблюдать  принятые в обществе  нравственные нормы поведения, правила санитарии и гигиены.  Следовательно они должны исполнять общегражданские обязанности. В условиях  отбывания наказания осужденные  обязаны соблюдать правила санитарии и гигиены в местах  их проживания и работы. Если в условиях свободы граждане вольны  в установлении пределов санитарии и гигиены собственного жилища, или тела то в местах лишения свободы к этим аспектам  их жизнедеятельности  предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные обязаны.

Осужденные обязаны соблюдать требования  федеральных законов, а так же принятых в  соответствии сними  иных нормативных правовых актов, определяющих порядок  и условия отбывания наказания. Такие требования должны  быть в полном объеме доведены до осужденных, что бы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это относится к актам федеральных органов исполнительной власти, в которых   детализируются общие положения, относящиеся к обязанностям и запретам.  Значительное число таких предписаний должны  знать родственники осужденных, которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию и так далее. Например,  передача осужденному  любой корреспонденции, минуя цензуру запрещена: это  является нарушением режима  со всеми вытекающими отсюда последствиями как для осужденного так для посетившего его  родственника.

На осужденных  возлагается специальная  обязанность  выполнять законные требования  администрации учреждений  и органов  исполняющих наказание. В исправительных учреждениях устанавливаются  единые  режимно педагогические требования, выполнение которых обеспечивается  всем персоналом уголовно исправительной системы[9].

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между  осужденными и персоналом в законе  установлена специфическая  обязанность осужденных  вежливо относиться к персоналу, иным лицам,  посещающим учреждения,  исполняющие наказание, а так же к другим осужденным.  Выполнению данной обязанности  помогают жестокий  надзор  и контроль за осужденными в местах  их нахождения, а так же мероприятия воспитательного характера.

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает  необходимость являться  по вызову администрации учреждений  и органов  исполняющих уголовное наказание  и давать объяснения по поводу  того  как ими соблюдаются требования приговора. Такая обязанность специфична  для осужденных без изоляции от общества, в отношении которых   явка к соответствующему должностному лицу  выступает формой и контроля и проведения воспитательной работы. В случае неявки  осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может  предложить ему дать объяснения как в устной форме так  и письменной, отказ от дачи  объяснений влечет  применение мер воздействия.

За невыполнение возложенных на осужденного обязанностей  могут применяться меры административного воздействия (например при исполнении наказания в виде лишения свободы   возможно водворение осужденных в штрафной  или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа), а в случае недостаточной эффективности   дисциплинарных взысканий  может наступить более строгая ответственность -  замена одного вида наказания другим, более строгим или же может быть изменен вид  исправительного учреждения[10].

Если осужденный отбывающий наказание без изоляции от общества то наряду с общей ответственностью  за те или иные  нарушения правопорядка они могут нести и специальную ответственность. Им могут быть установлены дополнительные ограничения: запрет пребывания вне дома в определенное время суток,  увеличение числа явок на регистрацию и так далее.

В отличие от обязанностей, прописанных в общем виде, права осужденный в УИК РФ  регламентированы исключительно подробно.

Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязаны предоставить осужденным  информацию о правах и обязанностях,  о порядке и условиях  отбывания наказания.

Осужденные имеют право на вежливое  отношение со стороны персонала учреждения исполняющего наказание. Осужденные могут требовать такого рода отношения, защищая это право всеми не запрещенными законом  средствами, вплоть до обращения в судебные инстанции.  В качестве важнейшего права  выступает запрет на жестокое обращение[11].

Осужденные независимо от  их согласия   не могут быть подвергнуты  медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется.

Осужденные вправе обращаться с  предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа исполняющего наказание, в вышестоящие органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления , в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Осужденные вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами  на государственном языке Российской Федерации  либо на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Ответы осужденным даются на языке обращения, при отсутствии такой возможности ответы даются на русском языке. Перевод  полученного ответа   на язык обращения осуществляется учреждением или органом   исполняющим наказание.

Осужденные иностранные граждане или лица без гражданства  вправе давать объяснения и вести переписку   на родном языке или на  любом другом языке которым он владеет, в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчика. Ответы данной категории осужденных даются на языке обращения.  Затраты на перевод погашаются  из бюджета  системы исполнения наказания.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая  получение первичной медицинско-санитарной и специализированной медицинской помощи  в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях -  в зависимости от медицинского заключения. Обязанность реализовать данное право возложена на администрацию учреждения  или органа где отбывают наказание. В отношении осужденных отбывающих наказание  в условиях свободы  действует обычный порядок страховой медицины, производственной санитарии, проведения обще профилактических мероприятий.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.

Осужденные имеют право пользоваться услугами адвоката, а так же иных лиц, имеющих право оказывать такую помощь.

   Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные    граждане    имеют    право    поддерживать    связь  с дипломатическими  представительствами  и  консульскими   учреждениями своих государств  в Российской  Федерации, а  граждане государств, не  имеющих дипломатических представительств  и консульских учреждений  в  Российской  Федерации,  -   с  дипломатическими   представительствами  государств,   взявших   на   себя   охрану   их   интересов,   или  с  межгосударственными   органами,   занимающимися   защитой   указанных  осужденных[12].                                                         

       Порядок   осуществления   прав  осужденных   устанавливается

Уголовно исполнительным Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.    

При  осуществлении  прав  осужденных  не  должны  нарушаться  порядок и  условия отбывания  наказаний, а  также ущемляться  права и  законные интересы других лиц.                                       

Осужденные имеют право на личную безопасность.                

При  возникновении угрозы  личной безопасности  осужденного он  вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения,  исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения  свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае  указанное должностное  лицо обязано  незамедлительно принять  меры по  обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.          

Начальник  учреждения, исполняющего  виды наказаний,  по заявлению  осужденного либо  по  собственной  инициативе  принимает  решение  о переводе осужденного в безопасное   место   или   иные   меры,   устраняющие  угрозу  личной  безопасности осужденного.                                                                                                                                                                                                                   Осужденным   гарантируются   свобода   совести   и   свобода  вероисповедания.  Они  вправе  исповедовать  любую  религию  либо  не  исповедовать    никакой    религии,    свободно   выбирать,  иметь  и  распространять религиозные убеждения  и действовать в  соответствии с  ними.                                                               

Осуществление   права   на   свободу   совести   и   свободу  вероисповедания является добровольным, при этом не должны  нарушаться  правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания,  а  также ущемляться права других лиц[13].                                  

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано  разрешение на посещение  мест богослужений, находящихся  за пределами  исправительных центров.                                             

К  осужденным  к  аресту  или  лишению  свободы по их просьбе  приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания,  осужденным  разрешается  совершение  религиозных обрядов, пользование  предметами   культа   и   религиозной   литературой.   В  этих  целях  администрация    указанных    учреждений    выделяет  соответствующее  помещение.                                                          

К  осужденным, содержащимся  в штрафных  изоляторах, одиночных  камерах   исправительных   колоний   особого   режима,   штрафных   и  дисциплинарных  изоляторах,  а  также  в  помещениях  камерного типа,  священнослужители допускаются,  если нет  угрозы личной  безопасности  последних[14].                                                          

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни  перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается  возможность  совершить  все   необходимые   религиозные  обряды   с   приглашением  священнослужителей.  

3. Порядок и основные  условия  привлечения осужденных к лишению свободы  к труду.


УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Относительно этого были различные мнения, в том числе предлагалось вообще изъять из закона Такую обязанность, а предоставлять работу лишь в качестве поощрения осужденных или по их желанию. Одним из мотивов по­добных предложений является исключительная сложность изыскания рабочих мест для осужденных в условиях глубокого эконо­мического кризиса и безработицы. Однако задачи исправления осужденных оказались более значимыми, что и обусловило за­крепление в законе данной обязанности.

     Как свидетельствуют наука и практика, воспитательные воз­можности труда исключительно многообразны, их реализация благоприятно воздействует на личность человека по многим на­правлениям.

Обязанность осужденных трудиться является специфической, она создает правовую основу для воздействия на них специальны­ми мерами, в том числе и специфической ответственности в случае уклонения или отказа от труда. Осужденные, кроме того, долж­ны трудиться в местах и на работах, определяемых администра­цией исправительных учреждений. Обязанность указанных лиц трудиться не только не противоречит, но и полностью соответ­ствует международным стандартам обращения с осужденными.

На администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к общественно полезно­му труду, т. е. их трудоустройство. При этом необходимо учиты­вать пол, возраст, состояние здоровья, трудоспособность осуж­денных и, по возможности, их специальность. Такие обстоятельства еще больше осложняют задачу сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест в современных условиях. Ее решение затруд­няется и постоянным ростом численности осужденных в местах лишения свободы. К чести уголовно-исполнительной системы даже В таких условиях количество безработных осужденных не возра­стает, оставаясь вот уже ряд лет на уровне 16—18% к общему числу осужденных[15].

Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при обеспечении надлежащей охраны и изоляции данного контингента. Осужденные вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. По крап ней мере Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" детально регламентирует формы трудового использования осужденных. Это прежде всего собственные производства учреждении, исполняющих наказания. Закон предоставил им исключительно широкие права, вплоть до осуществления внешнеэкономической деятельности. Учреждения, исполняющие наказания, могут участвовать в деятельности предприятий смешанной формы собственности на  правах учредителей,  акционеров  или  вкладчиков  с назначением их представителя в совет директоров.

Кроме того, осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм,  не входящих в уголовно-исполнительную систему и расположенных как на территории учреждений,  исполняющих наказания, так и за  ее пределами. Такое привлечение к труду осуществляется на основе договора  (контракта),  заключаемого. руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий, в котором определяют­ся обязательства сторон и ответственность за их несоблюдение Осужденные могут быть заняты и выполнением тех работ по хо­зяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, которые являются оплачиваемы­ми и осуществляются на постоянной основе согласно штатному расписанию. Осужденные могут заниматься предпринимательством в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем созда­ния товариществ с ограниченной ответственностью. Существует специальная Инструкция по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, в которой детально изложены порядок и условия ее осуще­ствления. Однако подобная форма трудовой деятельности осуж­денных пока не привилась.        

Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. Осужденные мужчины старше 60- и женщины старше 55 лет, а также инвалиды I или II группы привлекаются к труду По их желанию. Несовершеннолетние осужденные привлекаются К труду согласно законодательству Российской Федерации о тру­де. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы с соблюдением необ­ходимых правил по их изоляции и охране.

Продолжительность рабочего времени осужденных к ли­шению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором ра­ботают осужденные.

С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду  засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреж­дения и производится по итогам календарного года. При система­тическом уклонении осужденного от выполнения работы соот­ветствующий период времени исключается по решению админи­страции исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный опла­чиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней— для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправи­тельных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом  за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 УИК РФ . Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении ка­мерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предо­ставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается[16].

Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условия­ми труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по с поему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осуж­денным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегод­ного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабо­чих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.


4.  Учреждения и органы, исполняющие наказания.


Наказания и иные меры уголовно-правового характера ис­полняют учреждения и органы, входящие в различные федераль­ные структуры исполнительной власти. По сравнению с первона­чальной редакцией УИК РФ сферы ответственности в этом направ­лении деятельности различных федеральных структур в настоя­щее время существенно изменились и не только за счет появле­ния новых видов наказаний. Так, МВД РФ сейчас вообще не исполняет никаких наказаний в связи с передачей уголовно-исполни­тельной системы в ведение Министерства юстиции РФ. В настоя­щее время данное министерство исполняет, по существу, все виды наказаний за исключением сугубо воинских: наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисципли­нарной воинской части, исполнение которых возложено на Мини­стерство обороны РФ. Содержащееся в ст. 16 УИК РФ положение о том, что наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, является не­точным, так как все они исполняются судебными приставами-ис­полнителями, находящимися в ведении Министерства юстиции РФ-Система учреждений и органов, исполняющих наказания, в последнее время хотя и претерпела существенные изменения по ведомственной принадлежности, но и в составе Министерства юс­тиции РФ она имеет определенную автономность. Так, в качестве самостоятельных служб функционируют уголовно-исполнительная система под эгидой ГУИН и Служба судебных приставов во главе с Департаментом судебных приставов.

В составе Министерства обороны РФ наказания в отношении военнослужащих исполняют: командование воинских частей, где проходят службу лица, осужденные к наказанию в виде ограниче­ния по воинской службе, и осужденные условно военнослужащие; командование гарнизонных или корабельных гауптвахт — в отно­шении лиц, осужденных к аресту, и командование дисциплинар­ных воинских частей — в отношении военнослужащих, осужден­ных к наказаниям в виде направления в дисциплинарную воин­скую часть и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Исправительные учреждения (исправительные колонии, вос­питательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправитель­ные учреждения и тюрьмы) исполняют наказания в виде лишения свободы (срочного и пожизненного). Наказание в виде смертной казни исполнялось (до введения моратория) в строго определен­ных следственных изоляторах или тюрьмах. Уголовно-исполни­тельные инспекции исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осуще­ствляют контроль за поведением лиц, условно осужденных, и жен­щин, имеющих отсрочку исполнения наказания в связи с беремен­ностью или наличием малолетних детей[17].

Наказание в виде ограничения свободы исполняют исправи­тельные центры, а наказание в виде ареста — арестные дома, которые входят в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ.

Кроме перечисленных видов наказаний исправительные уч­реждения, арестные дома и исправительные центры обязаны осу­ществлять применение к осужденным принудительных или обяза­тельных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 18 УИК РФ. Речь идет об осужденных, больных алкоголизмом или наркомани­ей, а также страдающих психическими расстройствами, не ис­ключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес реше­ние об их принудительном лечении; его обязана осуществлять ад­министрация указанных выше учреждений во время отбывания Данными лицами наказания. Обязательное медицинское лечение применяется в отношении осужденных, больных токсикоманией, вичинфицированных осужденных, а также осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания.

5. Порядок и условия  отбывания наказания  в виде ареста.


Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста впервые нашли свое отражение в разд. П-А (гл. 14) Исправитель­но-трудового кодекса РСФСР, введенном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 160-ФЗ в связи с принятием УК РФ, но на практике не применялись.

Наказание в виде ареста устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или ис­правительных работ арестом он может быть назначен на срок ме­нее одного месяца.

Арест, согласно ст. 54 УК РФ, не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим малолет­них детей.

В ч. 1 ст. 69 УИК РФ  получил развитие принцип раздель­ного содержания в местах изоляции от общества различных кате­горий осужденных, вытекающий из ст. 80 УИК РФ (о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, в том числе в тюрьмах). Предусмотрено раздель­ное размещение в арестных домах мужчин, женщин, несовершеннолетних, а также лиц, ранее отбывавших наказание в мес­тах лишения свободы и имеющих судимость.

Это, в свою очередь, позволяет создать условия для реализа­ции в отношении осужденных к аресту таких принципов уголовно-исполнительного законодательства, как дифференциация и ин­дивидуализация исполнения наказания, а также ограничить нега­тивное влияние на осужденных со стороны лиц, представляющих повышенную опасность для общества и имеющих обширный опыт преступной деятельности.

Вместе с тем отсутствие в настоящей статье упоминания об осужденных — бывших работниках судов и правоохранительных органов не свидетельствует о том, что такое деление осуществ­лять не следует; они также должны содержаться раздельно с другими категориями. То же самое относится к лицам, ранее от­бывавшим уголовное наказание в виде ареста и имеющим суди­мость.

В соответствии со ст. 54 УК РФ наказание в виде ареста заключается в содержании осужденного в условиях строгой изо­ляции от общества, что предполагает организацию надлежащей охраны и постоянного надзора за ними.

Учитывая краткосрочность наказания в виде ареста и доста­точно жесткие условия содержания, ограниченное привлечение осужденных к труду, а также то, что в арестных домах не осу­ществляются общее, профессиональное образование и професси­ональная подготовка осужденных, они не привлекаются к оплачи­ваемому общественно полезному труду, установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является основным средством исправления осужденных к аресту. То есть уголовное наказание в виде ареста призвано оказывать прежде всего шо­ковое карательное воздействие на осужденных, заставляя их тем самым отказаться от дальнейшей преступной деятельности[18].

Законодатель, распространяя на осужденных к аресту усло­вия содержания, установленные УИК РФ для осужденных к ли­шению свободы, отбывающих наказание в условиях общего ре­жима в тюрьме, пошел по пути некоторой гуманизации (ИТК РСФСР (разд. П-А) приравнивал условия содержания осужден­ных к аресту к условиям, установленным для лиц, отбывающих наказание в тюрьмах на строгом режиме)[19]. Осужденные к аресту должны содержаться в запираемых общих камерах: свободное перемещение по территории арестно­го дома им не разрешается. В необходимых случаях по мотивиро­ванному постановлению начальника арестного дома и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах. Однако из содержания ч. 2 ст. 69 УИК РФ можно сделать вывод, что условия содержания в арестных домах являются бо­лее жесткими, чем на общем режиме в тюрьме, а отбывание аре­ста сопровождается большим объемом правоограничений. Так осужденным к аресту не предоставляются свидания, за исключе­нием встреч с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

Предоставление краткосрочных свиданий с родителями или лицами, их заменяющими, продолжительностью до трех часов один раз в месяц предусмотрено только для несовершеннолетних.

Осужденным к аресту не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, кроме содержащих предметы первой не­обходимости и одежду по сезону. В арестных домах запрещено передвигаться без конвоя независимо от личности, поведения и степени исправления осужденного. Ежемесячное приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости возможно на сумму вдвое меньшую, чем на общем режиме в тюрьме. Эта сумма не может превышать 20% минимального размера оплаты труда.

Осужденные к аресту ежедневно пользуются прогулкой про­должительностью не менее одного, а несовершеннолетние — не менее полутора часов. Прогулки проводятся покамерно в дневное время на специально оборудованной на открытом воздухе части территории арестного дома в порядке, установленном ст. 93 УИК РФ для осужденных к лишению свободы. Прогулка осужденного может быть досрочно прекращена в случае нарушения им уста­новленных Правил внутреннего распорядка.

При исключительных личных обстоятельствах, связанных со смертью или тяжелой, болезнью близкого родственника, угрожаю­щей жизни больного, осужденному к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими родственниками в порядке, ус­тановленном ст. 92 УИК РФ для осужденных к лишению свободы. Достаточно жесткие условия отбывания ареста могут выз­вать вопрос о нарушение принципа гуманизма, присутствие ко­торого провозглашено в ст. 8 УИК РФ. Однако именно такие ус­ловия содержания осужденных к аресту компенсируют длитель­ность срока отбывания наказания в виде лишения свободы, которое могло быть применено к ним за аналогичные преступления. То, что осужденный не выпадает на длительное время из нормальной жизни (как правило, это сопровождается утратой родственных и социальных связей), не подвергается продолжительной обработ­ке криминальной средой, позволяет ему гораздо быстрее адапти­роваться после освобождения и стать полноправным членом общества. Это в данном случае и следует рассматривать как проявле­ние гуманности в отношении осужденных к аресту. В целях реализации положений УИК РФ требо­ваний подзаконных нормативных правовых актов, регламентирую­щих порядок и условия исполнения и отбывания ареста, админист­рация арестных домов обязана: обеспечивать правопорядок и за­конность в арестных домах, безопасность осужденных, персонала уголовно-исполнительной системы, а также граждан, находящих­ся на их территориях; обеспечивать изоляцию осужденных (в том числе различных категорий осужденных друг от друга), надзор за их поведением; проводить воспитательную работу с осужденными; обеспечивать пожарную безопасность арестных домов и т. д. Для этого ей предоставлено право: требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распо­рядка арестных домов; применять в отношении нарушителей ре­жима предусмотренные УИК РФ меры взыскания; проводить ме­дицинское освидетельствование и назначать медицинское обсле­дование осужденных; производить обыск осужденных и досмотр их вещей; проводить фотографирование, аудио- и видеозапись; осуществлять оперативно-розыскную деятельность, первоначаль­ные мероприятия по розыску осужденных и другие меры, спо­собствующие выполнению возложенных на нее функций.

Более детально порядок и условия исполнения и отбывания ареста, а также действия администрации, поведение осужден­ных и иных лиц, посещающих арестные дома, регламентируются Правилами внутреннего распорядка арестных домов, утверждае­мыми Министерством юстиции РФ по согласованию с Генераль­ной прокуратурой РФ.

Положения, касающиеся правового статуса арестных домов, определяющие их задачи, права и обязанности, место в уголов­но-исполнительной системе и другие вопросы, связанные с их функционированием, нашли отражение в проекте федерального закона, представляющего собой новую редакцию Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".



Список  использованной литературы

Нормативные правовые акты

Уголовно исполнительный кодекс РФ – М., 2002

Уголовный кодекс РФ. – М., 2003


Научная литература

1.      Зубков А.И.  Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001.

2.      Кудрявцев В.Н., Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. – М., 2000. – 487с.

3.      Михлин А.С. Уголовно исполнительное право. – М., 2000

4.      Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., 2001 – 896 с.

5.      Уголовно исполнительное право. – М., 2000

6.      Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002

7.      Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001.

8.      Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002.



[1] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 11

[2] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 8


[3] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 8

[4] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 12

[5] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 13

[6] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 10

[7] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 14

[8] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 13

[9] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 36

[10] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 64

[11] Зубков А.И.  Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001. – С. 54.


[12] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 64

[13] Зубков А.И.  Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001. – С. 56

[14] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 38

[15] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002 – С. 176.


[16] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002 – С. 176.

[17] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 78.

[18] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные  стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002 – С. 139.

[19] Зубков А.И.  Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001. – С. 143.