Содержание
1. Место уголовно – исполнительного права в системе российского права. 3
2. Основные права осужденных, их обеспечение. Основные обязанности осужденных. 10
3. Порядок и основные условия привлечения осужденных к лишению свободы к труду. 15
4. Учреждения и органы, исполняющие наказания. 18
5. Порядок и условия отбывания наказания в виде ареста. 20
Список использованной литературы.. 24
1. Место уголовно – исполнительного права в системе российского права.
С принятием Уголовно-исполнительного кодекса завершился очередной этап реформирования отрасли законодательства, регулирующей исполнение уголовных наказаний, произошла трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. Каждая отрасль права, в том числе уголовно-исполнительная, закрепляет в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное право соответственно закрепляет основные положения политики государства в сфере исполнения уголовного наказания. Вместе с тем любую отрасль права нельзя рассматривать в качестве пассивного регистратора государственной политики. Она имеет собственные незыблемые базовые положения, на которые не может и не должна воздействовать политика. К их числу прежде всего относится верховенство закона — соподчиненность законов с точки зрения юридической силы. Данные базовые положения являются конституционными принципами и основываются на ст. 71 и 72 Конституции, определяющих исключительную компетенцию Российской Федерации и совместную компетенцию России и субъектов Федерации в сфере законодательной деятельности[1].
Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную
отрасль права, которая характеризуется собственными предметом и методом
правового регулирования, а также системой норм. Традиционно считалось, что
предмет данной отрасли права — регулирование порядка и условий исполнения
(отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер
исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2
Исправительного трудового кодекса (ИТК). К. этим видам наказания относились
лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы[2]. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства
были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как
ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное
осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно
из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В
Общие положения и принципы исполнения наказаний закреплены в главе I УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Они включают нормы этой отрасли права, определяющие действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, основные средства исправления осужденных.
Впервые в данной отрасли законодательства установлены его принципы (ст. 8 УИК)[4].
В общих положениях УИК определены основные средства исправления осужденных (ст. 9): режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и подготовка осужденных и общественное воздействие на них. Уголовно-исполнительный кодекс отказался от употребления термина «меры исправительно-трудового воздействия» (ст. 2, 4 ИТК), содержание которых не было раскрыто в законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкование как в теории данной отрасли права, так и на практике.
К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы. Этому посвящен раздел IV УИК, а также главы II и III Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулирован в главах 4, 6, 7 раздела II УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.
Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства включен порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и др.).
В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст. 34 УИК и др.).
К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с оказанием ими содействия учреждениям и органам, исполняющим наказания, и осуществления общественного контроля за их деятельностью.
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камер колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определенные правила поведения этих лиц (ст. 13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления, по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацией организаций, общественными объединениями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль нрава и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем не менее он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования — императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования — диспозитивного, поощрения и т.д.
В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определенного вида общественных отношений. В систему норм уголовно-исполнительного права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы[5]. В Законе о введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса предусмотрено также принятие Правительством РФ положений об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие федерального закона об уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ и иных федеральных законов.
Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль содержит ряд норм, заимствованных из других отраслей права (гражданского, трудового, семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство дало основание высказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право — предшественник уголовно-исполнительного права — являлось комплексной отраслью1. Известно, однако, что прием рецепции (заимствования) норм широко применяется и в других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом, административном и т.д.). Данный прием отражает прежде всего системность права и служит инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того, реципированные нормы рейдируют иные по своей правовой природе отношения и, следовательно, меняют свое содержание.
Реципированные нормы в уголовно-исполнительном праве в основном регулируют правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено прежде всего тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли — конституционному праву, исключительная прерогатива которого состоит в установлении прав и свобод человека и гражданина[6].
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.
Уголовное право — базовое по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчетливо можно выделить приоритеты уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного нрава такой формой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право — процедурное.
Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей. На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, система исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяет характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается четкая взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь еще более опосредуется. Уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например оценка уголовным законом степени тяжести совершенного преступления предопределяет условия отбывания осужденным наказания.
Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этой проблемы — понимание нормы уголовного права как материальной, а исполнительного — как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации материального права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.
Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия; в определенной мере уголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т.д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальное право — их судебную процедуру[7].
Уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с гражданским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.
Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного права с другими отраслями выражается системность права, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.
Изложенные положения, относящиеся к предмету и методу правового регулирования, системе законодательства, позволяют определить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия. В этих отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы, исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственной власти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также отдельные граждане[8].
2. Основные права осужденных, их обеспечение. Основные обязанности осужденных.
Обязанностям осужденных посвящена ст. 11 УИК РФ,
Обязанности осужденных вытекают из необходимости исполнить назначенное приговором суда наказание.
Осужденные несут установленные законодательством Российской Федерации обязанности ее граждан, должны соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, правила санитарии и гигиены. Следовательно они должны исполнять общегражданские обязанности. В условиях отбывания наказания осужденные обязаны соблюдать правила санитарии и гигиены в местах их проживания и работы. Если в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов санитарии и гигиены собственного жилища, или тела то в местах лишения свободы к этим аспектам их жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные обязаны.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, а так же принятых в соответствии сними иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания. Такие требования должны быть в полном объеме доведены до осужденных, что бы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это относится к актам федеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общие положения, относящиеся к обязанностям и запретам. Значительное число таких предписаний должны знать родственники осужденных, которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию и так далее. Например, передача осужденному любой корреспонденции, минуя цензуру запрещена: это является нарушением режима со всеми вытекающими отсюда последствиями как для осужденного так для посетившего его родственника.
На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов исполняющих наказание. В исправительных учреждениях устанавливаются единые режимно педагогические требования, выполнение которых обеспечивается всем персоналом уголовно исправительной системы[9].
В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказание, а так же к другим осужденным. Выполнению данной обязанности помогают жестокий надзор и контроль за осужденными в местах их нахождения, а так же мероприятия воспитательного характера.
Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает необходимость являться по вызову администрации учреждений и органов исполняющих уголовное наказание и давать объяснения по поводу того как ими соблюдаются требования приговора. Такая обязанность специфична для осужденных без изоляции от общества, в отношении которых явка к соответствующему должностному лицу выступает формой и контроля и проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить ему дать объяснения как в устной форме так и письменной, отказ от дачи объяснений влечет применение мер воздействия.
За невыполнение возложенных на осужденного обязанностей могут применяться меры административного воздействия (например при исполнении наказания в виде лишения свободы возможно водворение осужденных в штрафной или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа), а в случае недостаточной эффективности дисциплинарных взысканий может наступить более строгая ответственность - замена одного вида наказания другим, более строгим или же может быть изменен вид исправительного учреждения[10].
Если осужденный отбывающий наказание без изоляции от общества то наряду с общей ответственностью за те или иные нарушения правопорядка они могут нести и специальную ответственность. Им могут быть установлены дополнительные ограничения: запрет пребывания вне дома в определенное время суток, увеличение числа явок на регистрацию и так далее.
В отличие от обязанностей, прописанных в общем виде, права осужденный в УИК РФ регламентированы исключительно подробно.
Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязаны предоставить осужденным информацию о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания.
Осужденные имеют право на вежливое отношение со стороны персонала учреждения исполняющего наказание. Осужденные могут требовать такого рода отношения, защищая это право всеми не запрещенными законом средствами, вплоть до обращения в судебные инстанции. В качестве важнейшего права выступает запрет на жестокое обращение[11].
Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется.
Осужденные вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа исполняющего наказание, в вышестоящие органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления , в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Осужденные вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Ответы осужденным даются на языке обращения, при отсутствии такой возможности ответы даются на русском языке. Перевод полученного ответа на язык обращения осуществляется учреждением или органом исполняющим наказание.
Осужденные иностранные граждане или лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку на родном языке или на любом другом языке которым он владеет, в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчика. Ответы данной категории осужденных даются на языке обращения. Затраты на перевод погашаются из бюджета системы исполнения наказания.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медицинско-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях - в зависимости от медицинского заключения. Обязанность реализовать данное право возложена на администрацию учреждения или органа где отбывают наказание. В отношении осужденных отбывающих наказание в условиях свободы действует обычный порядок страховой медицины, производственной санитарии, проведения обще профилактических мероприятий.
Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.
Осужденные имеют право пользоваться услугами адвоката, а так же иных лиц, имеющих право оказывать такую помощь.
Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных[12].
Порядок осуществления прав осужденных устанавливается
Уголовно исполнительным Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Осужденные имеют право на личную безопасность.
При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Начальник учреждения, исполняющего виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц[13].
Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних[14].
Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
3. Порядок и основные условия привлечения осужденных к лишению свободы к труду.
УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Относительно этого были различные мнения, в том числе предлагалось вообще изъять из закона Такую обязанность, а предоставлять работу лишь в качестве поощрения осужденных или по их желанию. Одним из мотивов подобных предложений является исключительная сложность изыскания рабочих мест для осужденных в условиях глубокого экономического кризиса и безработицы. Однако задачи исправления осужденных оказались более значимыми, что и обусловило закрепление в законе данной обязанности.
Как свидетельствуют наука и практика, воспитательные возможности труда исключительно многообразны, их реализация благоприятно воздействует на личность человека по многим направлениям.
Обязанность осужденных трудиться является специфической, она создает правовую основу для воздействия на них специальными мерами, в том числе и специфической ответственности в случае уклонения или отказа от труда. Осужденные, кроме того, должны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Обязанность указанных лиц трудиться не только не противоречит, но и полностью соответствует международным стандартам обращения с осужденными.
На администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к общественно полезному труду, т. е. их трудоустройство. При этом необходимо учитывать пол, возраст, состояние здоровья, трудоспособность осужденных и, по возможности, их специальность. Такие обстоятельства еще больше осложняют задачу сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест в современных условиях. Ее решение затрудняется и постоянным ростом численности осужденных в местах лишения свободы. К чести уголовно-исполнительной системы даже В таких условиях количество безработных осужденных не возрастает, оставаясь вот уже ряд лет на уровне 16—18% к общему числу осужденных[15].
Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных
учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности
при обеспечении надлежащей охраны и изоляции данного контингента. Осужденные
вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. По крап ней мере Закон
РФ от 21 июля
Кроме того, осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему и расположенных как на территории учреждений, исполняющих наказания, так и за ее пределами. Такое привлечение к труду осуществляется на основе договора (контракта), заключаемого. руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий, в котором определяются обязательства сторон и ответственность за их несоблюдение Осужденные могут быть заняты и выполнением тех работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, которые являются оплачиваемыми и осуществляются на постоянной основе согласно штатному расписанию. Осужденные могут заниматься предпринимательством в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания товариществ с ограниченной ответственностью. Существует специальная Инструкция по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, в которой детально изложены порядок и условия ее осуществления. Однако подобная форма трудовой деятельности осужденных пока не привилась.
Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. Осужденные мужчины старше 60- и женщины старше 55 лет, а также инвалиды I или II группы привлекаются к труду По их желанию. Несовершеннолетние осужденные привлекаются К труду согласно законодательству Российской Федерации о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы с соблюдением необходимых правил по их изоляции и охране.
Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.
Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.
Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней— для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 УИК РФ . Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается[16].
Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по с поему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.
4. Учреждения и органы, исполняющие наказания.
Наказания и иные меры уголовно-правового характера исполняют учреждения и органы, входящие в различные федеральные структуры исполнительной власти. По сравнению с первоначальной редакцией УИК РФ сферы ответственности в этом направлении деятельности различных федеральных структур в настоящее время существенно изменились и не только за счет появления новых видов наказаний. Так, МВД РФ сейчас вообще не исполняет никаких наказаний в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции РФ. В настоящее время данное министерство исполняет, по существу, все виды наказаний за исключением сугубо воинских: наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части, исполнение которых возложено на Министерство обороны РФ. Содержащееся в ст. 16 УИК РФ положение о том, что наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, является неточным, так как все они исполняются судебными приставами-исполнителями, находящимися в ведении Министерства юстиции РФ-Система учреждений и органов, исполняющих наказания, в последнее время хотя и претерпела существенные изменения по ведомственной принадлежности, но и в составе Министерства юстиции РФ она имеет определенную автономность. Так, в качестве самостоятельных служб функционируют уголовно-исполнительная система под эгидой ГУИН и Служба судебных приставов во главе с Департаментом судебных приставов.
В составе Министерства обороны РФ наказания в отношении военнослужащих исполняют: командование воинских частей, где проходят службу лица, осужденные к наказанию в виде ограничения по воинской службе, и осужденные условно военнослужащие; командование гарнизонных или корабельных гауптвахт — в отношении лиц, осужденных к аресту, и командование дисциплинарных воинских частей — в отношении военнослужащих, осужденных к наказаниям в виде направления в дисциплинарную воинскую часть и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения и тюрьмы) исполняют наказания в виде лишения свободы (срочного и пожизненного). Наказание в виде смертной казни исполнялось (до введения моратория) в строго определенных следственных изоляторах или тюрьмах. Уголовно-исполнительные инспекции исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осуществляют контроль за поведением лиц, условно осужденных, и женщин, имеющих отсрочку исполнения наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей[17].
Наказание в виде ограничения свободы исполняют исправительные центры, а наказание в виде ареста — арестные дома, которые входят в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ.
Кроме перечисленных видов наказаний исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры обязаны осуществлять применение к осужденным принудительных или обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 18 УИК РФ. Речь идет об осужденных, больных алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение об их принудительном лечении; его обязана осуществлять администрация указанных выше учреждений во время отбывания Данными лицами наказания. Обязательное медицинское лечение применяется в отношении осужденных, больных токсикоманией, вичинфицированных осужденных, а также осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания.
5. Порядок и условия отбывания наказания в виде ареста.
Порядок и условия
исполнения наказания в виде ареста впервые нашли свое отражение в разд. П-А
(гл. 14) Исправительно-трудового кодекса РСФСР, введенном Федеральным законом
от 21 декабря
Наказание в виде ареста устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Арест, согласно ст. 54 УК РФ, не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
В ч. 1 ст. 69 УИК РФ получил развитие принцип раздельного содержания в местах изоляции от общества различных категорий осужденных, вытекающий из ст. 80 УИК РФ (о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, в том числе в тюрьмах). Предусмотрено раздельное размещение в арестных домах мужчин, женщин, несовершеннолетних, а также лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы и имеющих судимость.
Это, в свою очередь, позволяет создать условия для реализации в отношении осужденных к аресту таких принципов уголовно-исполнительного законодательства, как дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, а также ограничить негативное влияние на осужденных со стороны лиц, представляющих повышенную опасность для общества и имеющих обширный опыт преступной деятельности.
Вместе с тем отсутствие в настоящей статье упоминания об осужденных — бывших работниках судов и правоохранительных органов не свидетельствует о том, что такое деление осуществлять не следует; они также должны содержаться раздельно с другими категориями. То же самое относится к лицам, ранее отбывавшим уголовное наказание в виде ареста и имеющим судимость.
В соответствии со ст. 54 УК РФ наказание в виде ареста заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества, что предполагает организацию надлежащей охраны и постоянного надзора за ними.
Учитывая краткосрочность наказания в виде ареста и достаточно жесткие условия содержания, ограниченное привлечение осужденных к труду, а также то, что в арестных домах не осуществляются общее, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных, они не привлекаются к оплачиваемому общественно полезному труду, установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является основным средством исправления осужденных к аресту. То есть уголовное наказание в виде ареста призвано оказывать прежде всего шоковое карательное воздействие на осужденных, заставляя их тем самым отказаться от дальнейшей преступной деятельности[18].
Законодатель, распространяя на осужденных к аресту условия содержания, установленные УИК РФ для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме, пошел по пути некоторой гуманизации (ИТК РСФСР (разд. П-А) приравнивал условия содержания осужденных к аресту к условиям, установленным для лиц, отбывающих наказание в тюрьмах на строгом режиме)[19]. Осужденные к аресту должны содержаться в запираемых общих камерах: свободное перемещение по территории арестного дома им не разрешается. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника арестного дома и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах. Однако из содержания ч. 2 ст. 69 УИК РФ можно сделать вывод, что условия содержания в арестных домах являются более жесткими, чем на общем режиме в тюрьме, а отбывание ареста сопровождается большим объемом правоограничений. Так осужденным к аресту не предоставляются свидания, за исключением встреч с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Предоставление краткосрочных свиданий с родителями или лицами, их заменяющими, продолжительностью до трех часов один раз в месяц предусмотрено только для несовершеннолетних.
Осужденным к аресту не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, кроме содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. В арестных домах запрещено передвигаться без конвоя независимо от личности, поведения и степени исправления осужденного. Ежемесячное приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости возможно на сумму вдвое меньшую, чем на общем режиме в тюрьме. Эта сумма не может превышать 20% минимального размера оплаты труда.
Осужденные к аресту ежедневно пользуются прогулкой продолжительностью не менее одного, а несовершеннолетние — не менее полутора часов. Прогулки проводятся покамерно в дневное время на специально оборудованной на открытом воздухе части территории арестного дома в порядке, установленном ст. 93 УИК РФ для осужденных к лишению свободы. Прогулка осужденного может быть досрочно прекращена в случае нарушения им установленных Правил внутреннего распорядка.
При исключительных личных обстоятельствах, связанных со смертью или тяжелой, болезнью близкого родственника, угрожающей жизни больного, осужденному к аресту может быть разрешен телефонный разговор с близкими родственниками в порядке, установленном ст. 92 УИК РФ для осужденных к лишению свободы. Достаточно жесткие условия отбывания ареста могут вызвать вопрос о нарушение принципа гуманизма, присутствие которого провозглашено в ст. 8 УИК РФ. Однако именно такие условия содержания осужденных к аресту компенсируют длительность срока отбывания наказания в виде лишения свободы, которое могло быть применено к ним за аналогичные преступления. То, что осужденный не выпадает на длительное время из нормальной жизни (как правило, это сопровождается утратой родственных и социальных связей), не подвергается продолжительной обработке криминальной средой, позволяет ему гораздо быстрее адаптироваться после освобождения и стать полноправным членом общества. Это в данном случае и следует рассматривать как проявление гуманности в отношении осужденных к аресту. В целях реализации положений УИК РФ требований подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия исполнения и отбывания ареста, администрация арестных домов обязана: обеспечивать правопорядок и законность в арестных домах, безопасность осужденных, персонала уголовно-исполнительной системы, а также граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать изоляцию осужденных (в том числе различных категорий осужденных друг от друга), надзор за их поведением; проводить воспитательную работу с осужденными; обеспечивать пожарную безопасность арестных домов и т. д. Для этого ей предоставлено право: требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка арестных домов; применять в отношении нарушителей режима предусмотренные УИК РФ меры взыскания; проводить медицинское освидетельствование и назначать медицинское обследование осужденных; производить обыск осужденных и досмотр их вещей; проводить фотографирование, аудио- и видеозапись; осуществлять оперативно-розыскную деятельность, первоначальные мероприятия по розыску осужденных и другие меры, способствующие выполнению возложенных на нее функций.
Более детально порядок и условия исполнения и отбывания ареста, а также действия администрации, поведение осужденных и иных лиц, посещающих арестные дома, регламентируются Правилами внутреннего распорядка арестных домов, утверждаемыми Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.
Положения, касающиеся правового статуса арестных домов, определяющие их задачи, права и обязанности, место в уголовно-исполнительной системе и другие вопросы, связанные с их функционированием, нашли отражение в проекте федерального закона, представляющего собой новую редакцию Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
Уголовно исполнительный кодекс РФ – М., 2002
Уголовный кодекс РФ. – М., 2003
Научная литература
1. Зубков А.И. Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001.
2. Кудрявцев В.Н., Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. – М., 2000. – 487с.
3. Михлин А.С. Уголовно исполнительное право. – М., 2000
4. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., 2001 – 896 с.
5. Уголовно исполнительное право. – М., 2000
6. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002
7. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001.
8. Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002.
[1] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 11
[2] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 8
[3] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 8
[4] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 12
[5] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 13
[6] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 10
[7] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 14
[8] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 13
[9] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 36
[10] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 64
[11] Зубков А.И. Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001. – С. 54.
[12] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. М. Кислицына. – М., 2001. – С. 64
[13] Зубков А.И. Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001. – С. 56
[14] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 38
[15] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002 – С. 176.
[16] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002 – С. 176.
[17] Угольникова Н. Уголовно исполнительное право Российской Федерации. – М., 2002. – С. 78.
[18] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002 – С. 139.
[19] Зубков А.И. Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001. – С. 143.