Содержание
Введение.......................................................................................................... 2
Глава 1. Характеристика управленческого учета.................................... 4
Глава 2. План счетов управленческого учета......................................... 16
2.1. Первый вариант плана счетов управленческого учета................... 17
2.2. Второй вариант плана счетов управленческого учета.................. 20
2.3. Третий вариант плана счетов управленческого учета.................. 22
3. Управленческая отчетность, виды, формы принципы формирования 23
Заключение.................................................................................................. 36
Список литературы..................................................................................... 37
Введение
В конце 40-х и начале 50-х гг. XX в. произошли значительные изменения в области бухгалтерского учета в странах с развитой рыночной экономикой. Прежде всего, бухгалтерский учет стал не только средством обработки и группировки экономической информации, содержащейся в первичных документах, но превратился в «участника» и «исполнителя» управленческой политики предприятия. Появились дополнительные функции по сбору и обобщению информации для группы лиц, принимающих хозяйственные решения, по формированию и сохранению справочной информации разного назначения — в целях планирования, прогноза, принятия решения, контроля.
Бухгалтерский учет приобретает оперативность, аналитичность. Большое внимание бухгалтеры уделяют учету затрат на производство, учету фактического объема производства, оценке выполнения производственных программ не только всего предприятия, но и его подразделений.
В условиях концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, инфляции, значительного роста объемов производственных издержек, создания и функционирования транснациональных корпораций традиционные методы учета не соответствовали требованиям управления.
Принцип эффективности управления предопределил необходимость появления управленческого учета. Постепенно в разных странах термин «производственный учет» был заменен на «управленческий учет». Однако это было не просто изменение терминологии, но и большая организационная и методологическая перестройка системы бухгалтерского учета. Он разделился на две отрасли: финансовый и управленческий учет.
В это время на предприятиях создаются две бухгалтерии: финансовая и управленческая. Каждая имеет свои цели, задачи и функции. Предпосылкой к разделению было также создание калькуляционной бухгалтерии.
Калькуляционный учет заключался в составлении предварительных смет: определении затрат на определенную дату; разработке механизма контроля за издержками и их изменениями, выявлении положительных и отрицательных отклонений от ранее составленных смет; проведении оперативного анализа выявленных отклонений и организации регулирования издержек производства. Новым производственным отношениям должен соответствовать и новый подход к организации бухгалтерского учета и его составных частей.
Прежде всего, видоизменились цели управления, затем - требования к калькуляционному учету. Требовалась калькуляция:
- по центрам ответственности — для контроля за соблюдением технологических процессов и деятельностью подразделений, в которых они происходят;
- по наименованиям изделий - для исчисления полных издержек и цен на изделия;
- по видам продукции — для расчета частичных издержек и контроля за инвестициями.
Таким образом, разные виды себестоимости необходимы для различных целей управления. Все это привело к созданию внутренней производственной бухгалтерии, которая была организована по децентрализованному принципу. Под децентрализацией управленческого учета понимают создание информационной системы предприятия с детально проработанными формами и методами коммуникационной связи между подразделениями; обеспечение оперативности сбора и обработки информации; текущее планирование деятельности структурных подразделений; оперативный контроль за уровнем расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В дальнейшем развитие и совершенствование управленческого учета проходило в рамках национальных систем бухгалтерского учета.
Глава 1. Характеристика управленческого учета
Управленческий учет - составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.
Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.
Становление управленческого учета произошло на базе калькуляционного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство будущих и прошлых периодов в различных классификационных аспектах.
Другим важнейшим моментом определения сущности управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия. Эффективность производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления фактических и стандартных затрат и результатов от произведенных расходов.
Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему предприятия, непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
Сущность управленческого учета — интегрированная система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.
Характеризуя сущность управленческого учета, следует отметить его важнейшую особенность: управленческий учет связывает процесс управления с учетным процессом.
Предметом управления является процесс воздействия на объект или процесс управления в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет, образуя свою систему, которая отвечает целям и задачам управления.
В настоящее время нет четких определений предмета управленческого учета. Изменяются система и методы управления деятельностью предприятия, соответственно меняются процедуры и содержание управленческого учета. Особенно это касается моделирования учета затрат и доходов на предприятиях с разной организационной структурой, влиянием изменяющихся внешних факторов. Отсюда изменяется перечень объектов и субъектов управления.
Предметом управленческого учета в общем, виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством.
Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:
— производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
— хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия. В состав производственных ресурсов входят:
• основные фонды — это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование; и нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.), их состояние и использование; и материальные ресурсы — предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда. Ко второй группе объектов управленческого учета относят
следующие виды деятельности:
• снабженческо-заготовительную - приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными
частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими, процессами;
• производственную — процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;
• финансово-сбытовую — маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции;
• организационную - создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятий с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия. Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого учета, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления. Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета.
Существуют следующие методы управленческого учета:
1. «Стандарт-кост». Разработка норм-стандартов, составление стандартных калькуляций до начала производства и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность, получили название системы «стандарт-кост» (standard cost).
«Стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат или заранее исцеленные материальные и трудовые затраты на производство единицы продукции, услуг, работ; «кост» — это денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции. Эта система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование прямых издержек производства.
К достоинствам системы «стандарт-кост» относят: обеспечение ^формацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий; установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости единицы продукции; составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.
Ожидаемые затраты определяют на основе стандартов (норм и нормативов), рассчитанных внутри фирм. Эти стандарты являются основой функционирования системы и раскрывают ее содержание.
Система «стандарт-кост» в отличие от других, применяемых на практике систем учета затрат, имеет свои характерные особенности. Во-первых, основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача не документировать отклонения, а не допускать их. Во-вторых, не все компании отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты. Третьей особенностью в части отражения отклонений от стандартов является выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений - по статьям калькуляции, по факторам отклонений.
2. «Директ-костинг». В содержании месячного отчета о прибылях и убытках разграничивают обычные производственные затраты и косвенные накладные расходы. Дифференциация производственных расходов позволила определять зависимость объема прибыли от объема, реализации продукции и управлять себестоимостью.
Таким образом, суть этой системы была сведена к следующему; прямые затраты обобщают по видам готовых изделий, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Если из суммы выручки по каждому изделию исключить переменные затраты по этому изделию, то получим брут-то-прибыль по этому изделию. Просуммировав брутто-прибыль всех изделий, можно получить общую величину прибыли, предназначенной для покрытия общей суммы постоянных затрат.
Система «директ-костинг» имеет несколько отличительных особенностей: первая — разделение производственных затрат на переменные и постоянные; вторая — калькулирование себестоимости продукции по ограниченным затратам; третья - много стадийность составления отчета о доходах.
3. Нормативный метод. Нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Ее основной целью является полное использование производственных факторов и экономное ведение хозяйства. Сущность этой системы заключается в следующем:
• планирование затрат на основе норм, обеспечивающих решение поставленных перед предприятием задач;
• документирование затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами;
• отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам и отклонениям от них;
• выявление отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления. Калькулирование основывается на нормах затрат, а отклонения от норм по мере их возникновения показывают на счетах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение производственного результата.
Основные элементы этой системы: нормирование сроков производства продукции, ее состава и качества; нормативное обоснование потребности, расходования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства;
планирование, учет и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.
4. Попродуктный метод. В отраслях с массовым производством продукции используется попродуктные методы калькулирования. Центральным пунктом здесь выступает единица производства, которая налажена в массовом масштабе. Также к ним относятся и серийные производства, в которых устойчивая номенклатура продуктов периодически повторяется в производстве длительное время.
Попродуктные методы калькулирования включают:
• попроцессный метод;
• поиздельный метод;
• подетальный метод.
5. Позаказный метод. Данный метод применяется в тех производствах, где затраты материалов на технологические цели, затраты на основную заработную плату и общепроизводственные расходы легко соотнести с выпуском конкретной продукции или выполнением каких-либо услуг.
Принципиальные условия позаказного метода калькулирования состоит в том, что все прямые затраты группируются в аналитическом учете в строгом соответствии с открытыми заказами. Калькуляция полученного продукта составляется после полного завершения работ по заказу.
Метод состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов; нормирования, лимитирования; контроля; анализа.
Планирование, нормирование и лимитирование входят в систему управления предприятием.
Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением будущих проблем, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Анализ проводится по данным информации, сгруппированной и обработанной в соответствии с целями управленческого учета.
Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия которое охватывает все сферы его деятельности.
Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учета и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям. Нормы используются при планировании, так как выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты.
Лимитирование — первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит — нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции,
Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цеха, но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.
Анализ — в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего предприятия, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства, для принятия соответствующих управленческих решений.
Контроль — завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает большую, надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные сферы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности.
В заключение отметим, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.
Управление хозяйственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учета, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления. Между тем любая система учета, организованная на конкретном предприятии, отвечает общепринятым принципам.
К принципам управленческого учета относятся:
Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерений само ликвидироваться и сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания решений долгосрочных проблем:
анализ конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоение новых продуктов, инвестиций и т.д.
Использование единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете производства обеспечивает между ними прямую и обратную связь.
Планово-учетные единицы раскрывают сущность систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях; с их помощью возникает реальная возможность для разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.
На уровне предприятия планово-учетные единицы совпадают с объектами калькулирования или являются их частью. На уровне структурных подразделений планово-учетные единицы могут быть использованы при выборе объектов учета затрат.
Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия — один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При всем различии организационных форм на предприятиях управленческий учет должен быть связан с оперативно-производственным и технико-экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. Оценка результатов деятельности предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.
Соблюдение в процессе сбора, обработки и транспортирования первичных данных принципа преемственности и многократного использования упрощает систему учета и делает ее эффективной. При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данными. В свою очередь данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Иногда его называют принципом комплексности. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов.
Управленческий учет обладает способностью так формировать показатели внутренней отчетности по данным первичного учета, что они становятся системой коммуникаций внутри предприятия. На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных ' документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне группируется информация в сводных документах отдела снабжения, внешней кооперации, производственных подразделений, сбытового и финансового отдела, бухгалтерии, складского хозяйства; на последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах заводоуправления.
На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделами — производственно-диспетчерским, планово-экономическим и бухгалтерией. Содержание отчетов зависит от их целевого назначения или должности руководителя, для которого они предназначены.
Таким образом, система должна отвечать принципам полноты и аналитичности информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу процедур.
Принцип периодичности, отражающей производственный и коммерческий циклы предприятия, также важен для построения системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима тогда, когда это целесообразно — ни раньше, ни позже. Сокращение времени может значительно уменьшить точность информации, подготовленной управленческим учетом. Как правило, аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации.
Особого внимания заслуживает принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности, подразделений; суммирования проектных решений всего коллектива; расчета проекта бюджета; расчетов вариантов плана и внесения корректив; окончательного планирования и учета изменяющихся условий и отклонений от запланированного.
Глава 2. План счетов управленческого учета
В новом Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, существенной корректировке подвергся раздел III «Затраты на производство». Из него исключены некоторые счета, что создало новую группу свободных счетов.
Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать счета 20-29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), а счета 30-39 - для учета расходов по элементам. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов-экранов. Состав и методику использования счетов 20-39 при таком варианте учета организация устанавливает исходя из особенностей деятельности, структуры, методов управления на основе рекомендаций Минфина России.
Специалисты полагают, что это позволит выделить счета управленческого учета, хотя методических рекомендаций Минфин России пока не опубликовал. Видимо, они появятся нескоро, но некоторые авторы уже предлагают систему счетов управленческого учета, включающую многие счета, предназначенные для финансового учета, но со «звездочкой».
Один из авторов статьи еще в 1992 г., комментируя в печати утвержденный тогда План счетов, предлагал такую двух круговую систему с применением одинаковых счетов со штрихом и без штриха. Однако эти предложения остались невостребованными.
Использование одних и тех же счетов для финансового и управленческого учета с одинаковыми номерами бесперспективно, так как бухгалтерский учет - это знаковая система. Применение одних и тех же знаков счетов и в финансовом, и в управленческом учете вносит путаницу в кодировку и корреспонденцию счетов. Следует подумать об иных подходах, тем более, что в новом Плане счетов для этих целей оставлены свободные номера счетов с 30 по 39. Их нужно разумно использовать. Тем более, что инструкция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования счетов 20-39.
Рассмотрим некоторые из возможных вариантов подхода к данному вопросу.
2.1. Первый вариант плана счетов управленческого учета.
Счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. Российские специалисты по учету привыкли работать с единым планом счетов. Данный вариант им легче принять. Полагаем, что для средних и не очень малых предприятий такой вариант будет предпочтительным.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н), расходы по обычным видам деятельности, т. е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 «Продажи», формируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Для учета каждого элемента, как и в международной практике, теперь появилась возможность вести отдельный счет бухгалтерского учета.
В разделе III Плана счетов можно открыть следующие счета:
30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат». Вводить эти и другие счета в раздел ill Плана счетов можно, поскольку инструкция по применению Плана счетов разрешает организациям устанавливать состав счетов именно в данном разделе.
По дебету счета 30 «Материальные затраты» в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальной составляющей других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат.
По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала. На данном счете также начисляют различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.
По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются суммы, начисленные для формирования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления на социальные нужды приобретают форму социального налога, то счет 32 корреспондирует с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет фонда потребления или так называемой «прибыли, остающейся в распоряжении организации», по решению собственника или его представителей (совет директоров и т. п.) начисляют по дебету счета 32 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов». К счету 32 необходимо вести субсчета по видам отчислений на социальные нужды.
По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражают расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.
По дебету счета 34 «Прочие затраты» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из этих элементов. Ведение субсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.
Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат» записью:
Д-т сч. 37 «Отражение общих затрат»;
К-т сч. ЗЭ «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты».
Собранные на счете 37 суммы распределяют между калькуляционными счетами и записывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а также в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Здесь может возникнуть вопрос: зачем две группы счетов по учету расходов, если всегда обходились одной? Предложенный вариант вытекает из требования п. 8 ПБУ 10/99, в котором сказано, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам. Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно. Перечень элементов расходов строго определен, а перечень калькуляционных статей каждая организация устанавливает самостоятельно.
2.2. Второй вариант плана счетов управленческого учета.
Основывается на выделении счетов 20 — 29 по учету затрат на производство в самодостаточную систему счетов управленческого учета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета. Для этого к имеющимся счетам необходимо добавить специальный отражающий счет 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат».
Как и в первом варианте, все расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете группируют на счетах 30 - 34 по элементам затрат. Ежемесячно эти счета закрывают в дебет счета 37 «Отражение общих затрат», как было показано на схеме 1. Одновременно те же суммы расходов записывают по кредиту другого отражающего счета 27 «Распределение общих затрат» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
На счетах 20, 23, 29 отражают прямые затраты на производство в аналитическом разрезе по подразделениям (местам возникновения затрат), что обеспечивает контроль за отклонениями от норм или от нормативных (запланированных) затрат.
На счете 25 группируют производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов, участков и т. п.) и контролируют отклонения фактических расходов по статьям смет.
На счете 26 группируют общие управленческие накладные расходы для контроля за соблюдением смет по филиалам, управленческим подразделениям и другим центрам ответственности (местам возникновения затрат). На отдельном субсчете к счету 26 группируют коммерческие и другие расходы на продажу для детального учета и контроля соблюдения смет соответствующими коммерческими и торговыми подразделениями.
Счета 25, 26 ежемесячно закрывают, списывая собранные на них суммы в дебет счетов 20, 23, 29, на которых таким образом обеспечивается возможность калькулирования сокращенной и полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг), даже с учетом коммерческих расходов. К счетам 20, 23, 29 следует вести по крайней мере по два субсчета: 1 «Остатки незавершенного производства» и 2 «Калькулируемые расходы за отчетный период». В конце отчетного года калькулируемые расходы на этих счетах закрывают записью:
Д-т сч. 27 «Распределение общих затрат»;
К-т сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
При необходимости получить более подробную и полную информацию для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческого учета организуется требуемый для этого аналитический учет.
Чтобы обеспечить баланс в системе счетов бухгалтерского учета (после отделения от нее счетов управленческого учета), необходим еще один синтетический счет 38 «Незавершенное производство» для учета стоимости заделов незавершенного производства и остатков полуфабрикатов собственной выработки.
2.3. Третий вариант плана счетов управленческого учета.
Очевидно, что для крупных и крупнейших российских организаций со многими видами деятельности, в которых насчитываются сотни и тысячи подразделений, управленческий учет нельзя уложить в рамки, ограниченные счетами 20-29, отнесенными нами к счетам управленческого учета. Недостаточность второго варианта управленческого учета в том, что он позволяет вести учет и контроль расходов только по центрам ответственности и по калькулируемым объектам. Многие важнейшие объекты управленческого учета остаются за кадром. Если средним по размерам организациям второй вариант поможет решить вопросы управленческой информации и внутренней управленческой отчетности, то для крупных и крупнейших организаций явно недостаточно емкости счетов управленческого учета, используемых во втором варианте учета.
По поручению Минфина России специалисты ЗАО «Союзау-дит» в течение четырех лет разрабатывали проект плана счетов бухгалтерского учета европейского типа. Он состоит из 10 классов счетов, каждый из которых включает до 9 групп счетов, а в каждой группе может быть до 9 синтетических счетов. Такое построение плана счетов дает возможность на порядок увеличить число синтетических счетов по сравнению с действующим Планом счетов и создать мощнейшую информационную структуру, позволяющую максимально использовать передовые современные информационные технологии.
Все счета разбиты на 3 раздела: счета финансового учета (7 классов счетов); счета управленческого учета (2 класса); счета забалансового учета (1 класс).
Рассмотрим счета управленческого учета, которые можно вводить по решению руководства организации, поскольку управленческий учет — внутреннее дело любой организации. Они объединены в 2 класса, содержащие более 150 синтетических счетов.
Класс 7 «Учет издержек и доходов». Входящие в него счета позволяют перегруппировать расходы и доходы, отражаемые на счетах финансового учета, для получения, обобщения и детализации информации об издержках производства в калькуляционном разрезе, для контроля по аналитическим центрам, структурным единицам, по любым другим параметрам, не получающим отражения в финансовом учете.
Финансовые результаты, полученные на счетах управленческого и финансового учета, в конечном итоге равнозначны, что повышает значение и ценность информации управленческого учета.
Класс 8 «Учет запасов и обязательств» содержит счета для получения дополнительной информации о состоянии материальных оборотных активов, их качественном вещественном содержании, количественных параметрах и оценке, а также детальной информации о коммерческих расчетах, других показателях о формировании и состоянии оборотных запасов и расчетов.
Необходимость применения счетов, объединяемых классом 8, возникает тогда, когда руководство организации не удовлетворяет содержание и детализация информации, формируемой на счетах финансового учета. Решение о применении счетов класса 8 выносится при утверждении учетной политики организации с указанием характеристики и информации, отвечающей потребностям организации,
3. Управленческая отчетность, виды, формы принципы формирования
Переход России к рыночной экономике предполагает полную самостоятельность предприятий как хозяйствующих субъектов и неизбежно сопровождается глубокими изменениями в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В связи с этим возникает вопрос, каким путем будет идти развитие форм и содержания внутренней отчетности на российских предприятиях, и с помощью каких мер можно регулировать» подходы к ее составлению? Интерес к этому оправдан и тем, что в условиях развития конкуренции и становления инвестиционного рынка необходимо иметь информацию, которая позволит внутренним пользователям отчетности адекватно оценить результаты деятельности структурных подразделений.
Отечественная практика подачи учетной информации идет по пути увеличения количества управленческой отчетности Наряду с отсутствием системности (или классификации определенных признаков) в ее составлении.
Российские экономисты давно и успешно занимаются вопросами составления отчетности предприятий. Однако до недавнего времени наличие управленческой отчетности как необходимого элемента при организации управленческой бухгалтерии не рассматривалось.
В широком смысле под аналитической информацией, характеризующей деятельность предприятия, понимают любые данные, которые могут быть получены из различных источников: годового отчета, прайс-листов, газет, журналов и т.п.
В бухгалтерском смысле под аналитической информацией понимают информацию отчета, отличную от данных, непосредственно представленных в финансовой отчетности: о балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств. Всю дополнительную аналитическую информацию можно разделить на две группы. К первой относится информация, выраженная в денежном измерителе, ко второй — любые качественные и количественные данные, измеряемые в натуральных единицах. При этом использование информации первого вида, как правило, доминирует, но, несмотря на это, количественная информация имеет существенное значение при достижении локальных целей, предопределивших ее получение.
Аналитическая информация является важным стимулятором потенциальных управленческих решений на предприятии. Но вопрос о том, насколько подробными должны быть аналитические данные в отчете, не так очевиден, как это может показаться на первый взгляд. В этих условиях не только крупным, но и средним по размерам предприятиям; важно организовать эффективное управление хозяйственными сегментами на основе данных планирования, учета и анализа, характеризующих индивидуальные различия результатов в их деятельности. Поэтому необходим второй уровень отчетности предприятия, который позволил бы, помимо общих результатов коммерческой деятельности, дать информацию о результатах работы его подразделений или отдельных ответственных лиц. Благодаря этому обстоятельству появляются дополнительные объекты, учета и возникает объективная необходимость обобщения основных принципов формирования внутренней отчетности.
Наиболее тривиальным является принцип, основанный на определении границ отчетного сегмента, поскольку он тесно сопряжен с внутренней деятельностью коммерческой организации и зависит только от решений ее управляющих. Определение учетных форматов индивидуальных или групповых заказов осуществляется на этапе прогнозирования и планирования, когда выполнение заказа еще не началось.
Как правило, определение отчетного объекта базируется на данных маркетинговых исследований при прогнозировании оценки доли выручки от реализации или прибыли по индивидуальному заказу. Это дает возможность сформировать альтернативные плановые калькуляции и подготовить основу формирования договорной цены. Отражение в той же отчетной форме фактических данных по исполнению заказа дает возможность своевременно контролировать возникающие отклонения и принимать соответствующие меры.
В основе принципа зависимости формата отчетности от объектов учета лежат критерии избрания центров затрат и распределения сфер ответственности. В условиях существования линейно-функциональной структуры управления каждый отдел, служба или подразделение предприятия независимо друг от друга, а нередко и параллельно, занимаются унификацией документов и даже в. меру возможностей пытаются рационализировать документооборот. Вся информация в функциональных системах расчленяется на специализированные потоки. Учитывая, что директивная информация поступает из разных инстанций, возникает необходимость согласования работы функциональных звеньев, что зачастую приводит к появлению дополнительной внутренней отчетности.
Составление внутренней отчетности о затратах в разрезе зон ответственности (в отличие от составления отчетов по носителям затрат) не сопровождается трудностями распределения косвенных расходов, так как все расходы, возникающие в такой зоне, являются для нее прямыми.
При составлении отчетности по центрам затрат, должны соблюдаться дополнительные принципы:
• представление информации целесообразно осуществлять по затратам, имеющим наибольший удельный вес (сквозной принцип составления отчетности, принятый в бухгалтерском учете, является избыточным для целей управления);
• структура отчетов по затратам должна быть согласована со структурой отчетов по доходам для любого объекта отчетности (это позволит правильно рассчитать финансовый результат по различным объектам учета);
• ведение отчетности по всем видам продукции и по всем структурным подразделениям не является обязательным требованием со стороны управленческого учета (принцип избирательного подхода);
• при составлении отчетности нельзя ограничиваться затратами, включаемыми в себестоимость продукции согласно налоговому законодательству, затраты, относимые на финансовый результат, также включаются в отчетность с учетом их удорожания на процент налога на прибыль;
• отчетность не должна ограничиваться лишь констатацией фактически понесенных затрат, необходимо выделять аналитику по отклонениям от целевых величин, отражать динамику изменений, что даст возможность проведения коэффициентного анализа и построения вероятностных прогнозов;
• в распоряжение органа управления отчетная информация должна поступать своевременно в режиме «запрос — ответ», что будет ориентировать на правильную оценку при выборе управляющего воздействия;
• содержащаяся в отчетности информация должна обеспечивать возможности агрегирования и декомпозиции в соответствии с потребностями разных уровней управления.
Следующий принцип составления внутренней отчетности проявляется в обеспечении возможности визуального сопоставления показателей доходов и расходов по тому или иному объекту учета на основе соотношения «затраты выпуск». Соблюдение этого принципа способствует совершенствованию оценки основных показателей деятельности, сегмента внутри предприятия. Отсутствие подобного подхода в отечественной практике не давало возможности оперативно определять долю участия каждого объекта в получении общей прибыли на предприятии.
Еще один, так называемый принцип существенности, определяет степень значительности отчетных форм по отношению к коммерческой организации в целом. Можно назвать несколько основных правил определения границ значительности на основе этого принципа:
Следующий принцип — принцип направленности - предполагает представление внутренних отчетных форм только потребителям информации, способным регулировать результативные показатели и принимать соответствующие управленческие решения. При этом функции определения состава и контроля соответствия всей совокупности отчетных показателей целесообразно возложить на контрольно-учетный аппарат в составе единой экономической службы предприятия, задача которого — оценивать степень экономического и финансового риска от реализации управленческих решений.
Основной задачей подготовки внутренней отчетности является предоставление руководству предприятия комплексного отражения происходящего. В этой связи необходимо отметить наличие общих требований, предъявляемых к составлению внутренней отчетности. Они сводятся к следующему:
• отчет не может ограничиваться лишь констатацией фактов, построение возможных прогнозов и предложение вариантов решений значительно обогащает его содержание; в сводный отчет не может иметь заранее утвержденной на длительный период логики и структуры изложения. В зависимости от задач и текущей ситуации аналитик должен выделять те или иные блоки отчета и не должен принимать во внимание незначительные;
• следует избегать в пояснительной (сопровождающей) части отчета резкой критики и негативных суждений, направленных на отдельные службы и должностные лица;
• как инструмент для принятия решений отчет не должен использоваться для демонстрации личных пристрастий.
В процессе подготовки к формированию системы управленческих отчетов должны быть определены статьи, подлежащие суммированию в финансовой отчетности. При этом целесообразно выделять те показатели (доходы, расходы, результаты), суммирование которых дает сводные контрольные суммы, отражаемые в финансовой отчетности предприятия в целом.
Таким образом, внутренняя отчетность является той частью учетно-контрольного механизма организации, которая обеспечит возможности более детального и основательного изучения положения предприятия и окажет ощутимое воздействие на принятие стратегических и оперативных управленческих решений.
Все виды отчетности можно отнести к трем основным группам — это графический вариант представления отчетов, текстовый и табличный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Целесообразность выбора того или иного варианта диктуется, как правило, задачами составления и смысловой нагрузкой каждого из отчетов. В любом случае форма любой отчетности определяется ее содержанием и составом имеющихся в ней показателей.
Безусловно, графическое изображение является более наглядным, и это свойство необходимо широко использовать при формировании системы управленческих отчетов. Использование схем, графиков и диаграмм наиболее эффективно в динамических отчетах, предполагающих сравнение отчетных показателей за ряд смежных периодов. Особенно это эффективно при отработке альтернативных вариантов стратегических управленческих решений.
В тех случаях, когда нет возможности выполнить требования по раскрытию информации в таблицах, графиках, в схемах, или когда такое раскрытие не будет достаточно полным и не обойтись без дополнительных расшифровок и пояснений, текстовая форма подачи информации наиболее применима, так как обеспечивает возможность быстрого восприятия информации, конечно же, при наличии определенного минимума специальных знаний в области бухгалтерского учета, финансов и других экономических дисциплин.
Комплексный подход к обеспечению взаимосвязи двух учетных систем способствовал более частому применению табличных форм при составлении управленческих отчетов. Кроме того, подача информации в виде таблиц наиболее привычна и широко распространена в отечественной практике бухгалтерского учета.
В современных условиях предприятия имеют возможность самостоятельно определять формы, виды и количество необходимых управленческих отчетов.
Различные способы производства обусловливают разнообразие форм построения внутреннего учета в зависимости от индивидуальных технологических особенностей. Так, например, учет производства по заказам основной упор делает на единичные, плановые и нормативные показатели, сходные с системой нормативного учета и оперативного контроля издержек. При позаказном методе внутри заказа возможен контроль издержек по процессам. В рамках метода учета по заказам, но в разрезе процессов, существует постоянный поток незавершенного производства, который ассоциируется с отдельными индивидуальными единицами изделий (заказов) или с группой изделий внутри заказа.
Элементы могут изменяться из месяца в месяц в зависимости от эффективности производства, качества и стоимости материала, закупочной деятельности и общего состояния дел на предприятии. Разумеется, средние издержки скрывают массу пороков и избыточных затрат, поэтому система контроля базируется на сравнении реальных затрат с приблизительными, сметными или с нормативными расходами по основным статьям, таким, как материалы, трудовые затраты и накладные расходы.
Если принято решение использовать примерные затраты, то для адекватных управленческих мер необходимо своевременно представлять отчеты об изменениях и отклонениях. Запоздалые отчеты значительно снижают их значимость, потому что никто не может вспомнить, что же было не так в прошлом. Начальные издержки для каждого нового вида продукции могут оказаться выше ориентировочных, и поэтому их подсчет займет больше времени, но быстрый сравнительный отчет, даже ежедневный, может стимулировать управленческое звено принять коррективные меры. В рамках действующей системы производства невозможно провести полную сравнительную оценку для выявления всех видов расходов до окончательного завершения работы.
Существующая форма промежуточного отчета по частично исполненным заказам, дающая возможность решить проблему сравнительной оценки затрат. Данная форма реально способствует снижению средних удельных издержек составных комплектаций по мере выполнения работ в рамках заказа.
Раздел 1 сводного отчета о распределении удельных издержек по продукции незавершенной комплектности показывает затраты труда, а также отклонения от норматива для стимулирования учета издержек по центрам, ответственным за расходование средств. Управленческое звено может принять решение об использовании такой информации при введении, например, программ материальной, стимуляции персонала в целях стабилизации уровня издержек по заказу в соответствии с установленными требованиями в рамках производственных отделов.
В разделе II показано, какая комплектация или часть ее отклоняются от заданного норматива. Данная информация может оказаться полезной инженерам и техникам, чьи основные функции в отношении контроля издержек состоят в преодолении трудностей, связанных с отдельными частями производственного заказа. Такая информация необходима также для, обоснования возможностей реконструкции или переоснасти отдельных изделий.
Раздел III является обобщающим и отражает выпуск комплектаций в рамках конкретного заказа. В этом разделе анализируются элементы расходов на проведение общего контроля. Он является как бы ведомостью суммарных издержек и дает возможность руководству определить совокупные текущие издержки, которые необходимо учесть при принятии оперативных решений.
Таким образом, отчеты, уточняющие производственные затраты в сравнительных величинах на различных участках производственного цикла, позволяют свести к минимуму вынужденные издержки и избежать избыточных.
Разработка направлений и методов информирования руководства относительно отклонений является одной из основных задач управленческого учета издержек производства.
Если внимание управляющего направлено на конкретные показатели, то вполне можно рассчитывать, что коррективные меры будут приняты своевременно. Информация об отклонениях от нормативов (или бюджетов) даст ответ на вопрос, «какой должна быть прибыль», и позволит двигаться вперед.
Отчет о планируемой прибыли при фактических производственных расходах содержит информацию о запланированных м
фактических затратах. Данный отчет объединяет преимущества учета нормативных издержек и планирования прибыли с возможностями операционного анализа заказов. Обобщая издержки в разрезе носителей затрат, он в то же время посредством информации по центрам ответственности помогает обнаружить источники получения прибыли и способствует управлению предприятием в целом.
Коммерческий директор проводит планирование сбыта, сметчик разрабатывает расходные статьи бюджета, управляющий отвечает за эффективную работу сегмента, бухгалтер по учету издержек производства выявляет все отклонения.
Системный подход к организации взаимосвязи финансового и управленческого учета в позаказном производстве требует как можно более полного применения во внутреннем учете составляющих традиционной бухгалтерии.
Так, на основании итоговых карточек бухгалтерского учета в разрезе заказов может быть подготовлен такой важный инструмент управления затратами, как отчет о предварительном пределе себестоимости. Этот отчет показывает относительное влияние основных компонентов себестоимости на цену реализации по каждому заказу, формат отчета краток, нагляден и отражает достаточно сложные ситуации.
Эффективность управленческого воздействия определяется тем, насколько высоко качество представленной менеджеру информации. Если информация основывается на устоявшихся принципах учета и отражает существующие условия полно и четко, то, естественно, все это реализуется в более качественных и деятельных управленческих решениях.
Основные принципы управленческого учета раскрываются через использование определенных калькуляционных расчетов или методов калькулирования. Используемый в том или ином случае метод калькулирования должен обеспечить решение главной задачи любой системы производственного учета — обеспечить руководство оперативной информацией о расходовании материальных, трудовых и прочих ресурсов на производство единицы разного рода продукции.
Одним из наиболее эффективных инструментов управленческого учета метод исчисления себестоимости по переменным издержкам, или «директ-костинг». Подкрепление расчетов в рамках этого метода конкретной управленческой отчетностью дает возможность довести до логического завершения процесс бизнес планирования. В этих условиях отчетность сама по себе не является конечным результатом, а выступает лишь в качестве средства его достижения.
Существует отчет о вкладе, вносимом каждым заказом (или группой заказов) в получение общей прибыли предприятия. Подобная форма отчета окажет содействие менеджерам при принятии соответствующих решений, так как в нем выделены относительные вклады, внесенные каждым заказом в выполнение общей программы получения прибыли в рамках организации.
Анализ представленных данных показывает влияние любого изменения объема выпуска на совокупную чистую прибыль за определенный период. Такой отчет обеспечивает принятие многих управленческих решений исходящих из анализа взаимосвязи между маржинальным и чистым доходом, но для определения того, какое воздействие на общий доход оказывают внешние условия, характеризующие рынки сбыта, требуется иная отчетная форма.
С учетом информации, представленной в предыдущем отчете, раскрывается вклад (прибыль) по основным видам мест реализации. Уровень прибыли может рассчитываться как по конкретным заказам, так и по вложению в прибыль от каждого вида доходов с учетом зоны его «получения». Подобная информация необходима в коммерческой деятельности для принятия решений о заключении контрактов с учетом прибыльности продукции на том или ином рынке сбыта. Данный отчет концентрирует внимание на любых колебаниях затрат и доходов посредством проведения сравнений с прошлым периодом.
В любом случае внимание управленческого звена должно быть сконцентрировано на определенных доходах. В этих условиях задача управленческого учета - подготовить необходимую почву для исследовательской работы по изучению основных экономических факторов, оказывающих влияние на вклады в получение чистого дохода.
Новая форма контроля предпринимательских сегментов может быть обеспечена посредством отчета об относительном вкладе управления по производству. Отчет дает возможность оценить вклад каждого центра затрат в общую прибыль организации. Предложенная форма отчета может быть использована как основа для материального стимулирования работников конкретных структурных подразделений. Она также показывает вклад каждого производственного центра в совокупное возмещение постоянных затрат и степень влияния на чистый доход организации.
Поскольку важной частью общей программы управления предприятием является планирование прибыли, сравнительная характеристика плановых и фактических данных может быть представлена в специальном отчете, характеризующем относительную прибыль, приносимую индивидуальными заказами.
Таким образом, основные функции управленческого учета производственного сектора заключаются в том, чтобы постоянно держать руководство организации в курсе дел относительно финансового положения по всем деловым операциям. Для проведения полной оценки успеха на основе управленческой отчетности система представления таких объектов должна быть быстрой и эффективной. Если управленческий учет в целом обеспечивает наличие инструментов, с помощью которых осуществляется процесс управления, то внутренняя отчетность является формой подачи его результатов. При этом конечная цель управленческого учета состоит в предоставлении данных для составления экономических заключений и для рассмотрения обстоятельств, лежащих в основе принятия управленческих решений. Именно внутренняя управленческая отчетность способствует достижению этой цели.
Заключение
Разделение бухгалтерского учета на две отрасли — финансовый учет и управленческий — повлекло за собой организацию двух бухгалтерий, которые имеют свои определенные цели и задачи. Построение системы информации определено национальными особенностями, размерами предприятий, характеристикой выпускаемых продуктов и принципами управления.
Классификация информации позволяет представить управленческий учет в виде процесса, ограниченного рамками предприятия, который готовит для руководителей разных уровней управления информацию для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью структурных подразделений и предприятия в целом.
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета облегчает переход от изучения финансового учета к управленческому. Управленческий учет не является обязательным, это скорее средство, чем конечный продукт. Данные финансового учета используются внешними пользователями информации и потому они стандартизированы и ведутся по общим правилам. Данные управленческого учета предназначены для внутренних потребителей информации, интересы которых персонифицированы и могут быть заранее известны.
Для управленческого учета не обязательны общие правила, вместо базисного правила (балансовое обобщение), используемого финансовым учетом, применяются три различных подхода к изучению объектов (расходы, доходы, активы); содержится больше приблизительных оценок; большой объем информации представлен в натуральном выражении; не обращается внимание на точность; разная информация для различных целей - учет по центрам ответственности, учет полной себестоимости и дифференцированный учет.
Список литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
2. Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
3. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебн. пособие М.: Финстатинформ, 2004.
4. Врублевский Н.Д. Построение системы счетов управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2003. № 17.
5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М., 2002.
6. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. М., 2003.
7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебн. пособие М.: ИНФРАМ, 2004.
8. Лабынцев Н.Т., Шароватова Е.А, Михайленко Р.Г. Управленческий учет и аудит в условиях рыночной экономики: Научно-практическое пособие. Ростов н/Д: РГЭУ, 2003.
9. Ларионов А. Д., Ерофеева В.А., Леонтьева Ж. Г. и др. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: ГРОССБУХ, 2002.
10. Палий В.В., Палий В.Ф. Счета управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2001. № 7.