Содержание


Введение. 3

1.     Выручка от реализации продукции. 5

2. Экономическое содержание прибыли. 5

3. Формирование и использование прибыли. 12

4. Система показателей рентабельности. 18

Заключение. 24

Список литературы.. 25


Введение


Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, соз­даваемых предприятиями любой формы собственности. Как эко­номическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, кото­рый наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительно­сти труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказы­вает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собст­венности.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерная, арендная, частная и другие формы собст­венности, получив финансовую самостоятельность, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остав­шуюся после уплаты налогов в бюджет, других обязательных пла­тежей и отчислений.

Предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собст­венности, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование фи­нансовых ресурсов, в том числе прибылей.

Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др. На эти факторы также можно воздействовать посредством принятия определенных управленческих решений.

Получение прибыли и ее максимизация - главная цель экономической деятельности любого предприятия. Поэтому столь актуальной является тема данной работы.

Цель работы – рассмотреть вопросы формирования выручки от реализации продукции, валового и чистого доходов, виды прибыли и факторы ее роста. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-         рассмотреть формирование выручки от реализации продукции;

-         определить экономическое содержание прибыли;

-         рассмотреть формирование и использование прибыли;

-         рассмотреть систему показателей рентабельности.

1.     Выручка от реализации продукции


Первоначально, при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств является уставной капитал. За счет его средств создаются необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Затем в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом ее реализации является выручка от реализации продукции (работ, услуг), которая поступает на расчетный счет предприятия.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.

Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовой доход или вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработной платы и формирование чистого дохода хозяйствующего субъекта. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции в виде отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.

Поступление выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) свидетельствует о завершении кругооборота средств. До поступления выручки издержки производства и обращения финансируются за счет оборотных средств.

Результат кругооборота вложенных в производство (работ, услуг) средств - возмещение затраченных средств и формирование собственных источников финансирования простого и расширенного воспроизводства: амортизационных отчислений и прибыли.

Реализация продукции является основным источником дохода предприятия и одним из важных показателей, планируемых на предприятии. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, называются выручкой от реализации.[1]

Выручка от реализации продукции признается доходом от реализации. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованную продукцию, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.[2] Из выручки от реализации продукции предприятия возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд. Оставшаяся часть – это валовой доход предприятия.

Валовой доход – это исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг. Валовой доход определяется как разность между денежной выручкой от продажи товара и материальными затратами на его производство.[3]

Из валового дохода исключается заработная плата с учетом отчислений в государственные внебюджетные фонды, а также налог на добавленную стоимость и акцизы, в результате чего формируется прибыль от реализации продукции.


2. Экономическое содержание прибыли


Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства[4].

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.

Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников.

Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности.

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере товарного обращения представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения[5].

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.

Экономическая - прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей. В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней[6].

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Таким образом, прибыль – это главный результат предпринимательской деятельности, то ради чего, собственно и осуществляют свою деятельность коммерческие структуры.

В практике хозяйственной деятельности предприятия различают несколько видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая (валовая) прибыль коммерческой фирмы характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности; это сумма прибылей коммерческой организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности[7]. (Приложение 1)

Балансовая прибыль (убыток) - Пб - рассчитывается по формуле:

        Пб = Пр + Пп + Пво,              (1)

где, Пр - результат от реализации продукции (за выполненные работы, оказанные услуги);

         Пп - результат от прочей реализации (от реализации основных средств и иного имущества предприятия);

          Пво - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций;

Прибыль (убыток) от реализации продукции (услуг) - Пр - рассчитывается по формуле:

         Пр = ВД - Ио - Зу,          (2)

Где, ВД - валовой доход (выручка от реализации товаров за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров);

        Ио - издержки обращения;

         Зу - материальные затраты на оказание услуг.

В практике хозяйственной деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль[8].

Налогооблагаемая прибыль отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, и т.п.) и уменьшается на сумму льгот по налогообложению прибыли и другие элементы.

Другой вид прибыли коммерческой организации – чистая прибыль – представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней[9].

Чистая прибыль также уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия.

Прибыль в распоряжении предприятия представляет собой чистую прибыль  за минусом налогов, платежей, финансируемых из чистой прибыли.

Кроме рассмотренных видов прибыли в мировой практике выделяют такие виды прибыли, как экономическая прибыль, недополученная прибыль[10].

 Экономическая прибыль – это чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек. Ее расчет осуществляется по формуле:

          Эпр=ВД–БИ–НИ,                 (3)

где, Эпр – экономическая прибыль;

ВД – валовой доход;

БИ – бухгалтерские (явные) издержки;

НИ – неявные издержки.

   Таким образом, предприятие получает экономическую прибыль, когда его валовой доход превышает сумму явных бухгалтерских издержек, то есть

ВД > (БИ + НИ)        (4)

 В случае, когда валовой доход равен экономическим издержкам (ВД = ЭИ), экономическая прибыль равна нулю, предприятие получает нормальную прибыль.

  Валовая прибыль отличается от экономической на сумму неявных издержек. Неявные издержки обусловлены использованием собственных ресурсов предприятия, т. е. прибыль, которую владельцы могли бы получить, вложив свои ресурсы в лучшее из всех прочих альтернативных вариантов.

Недополученная прибыль – прибыль, которую могли бы получить владельцы предприятия, при вложении средств в более выгодную сферу деятельности.

Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу интересов множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, то есть участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода. И на момент принятия подобного решения, и в ходе участия в деятельности предприятия заинтересованное лицо оценивает целесообразность своего выбора по некоторым критериям – чаще всего показателям прибыли и рентабельности.

Государство интересует размер валовой (балансовой) прибыли, полученной от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь, так как с этого вида прибыли начисляется налог на прибыль.

Собственников, кредиторов и инвесторов интересует размер чистой прибыли, которая после уплаты всех налогов остается в распоряжении организации.

Участие лиц, имеющих отношение к предприятию и взаимодействующих с ним, в распределении общих поступлений, которые затем и делятся  между этими лицами, заключается в получении заработной платы, процентов, обязательных платежей, дивидендов и т.д.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею.

Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и соци­ально-экономическому развитию предприятий, увеличению фонда оплаты труда работников.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерная, арендная, частная и другие формы собст­венности, получив финансовую самостоятельность, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остав­шуюся после уплаты налогов в бюджет, других обязательных пла­тежей и отчислений.

Предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собст­венности, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование фи­нансовых ресурсов, в том числе прибылей.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким об­разом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным так и с отрицательным знаком.


3. Формирование и использование прибыли


Как уже говорилось выше прибыль подразумевает собой итоги финансового результата финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Общая поэтапная схема определения финансового резуль­тата, содержится в форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Схематично формирование и рас­пределение финансового результата отражено в Приложении 2.

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фон­дов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по  этим операциям.

Прибыль от реализованной продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации продук­ции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производ­ство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (ра­бот, услуг). При определении прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложе­ния  учитывается разница между продажной ценой и первоначаль­ной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увели­ченной на индекс инфляции.

Распределение и использование прибыли – важный хозяйственный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Она уменьшается на:

- сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России;

- дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества.

Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли исключаются  суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.

После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль, которая находится в полном распоряжении хозяйствующего субъекта и используется им самостоятельно. В приложении 1 представлена схема распределения валовой прибыли.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется на финансирование НИОКР, а также работ:

-         по созданию, освоению и внедрению новой техники;

-         на совершенствование технологии и организации производства;

-         модернизацию оборудования;

-         улучшение качества продукции;

-         техническое перевооружение;

-         реконструкцию действующего производства.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль используется:

- для уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств;

- на приобретение основных средств;

- уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.

Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из чистой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия работникам, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законодательством Российской Федерации продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание, по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимого на затраты производства в соответствии с действующим законодательством.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.

Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависят курс акций данной организации, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит источником финансирования не только производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства – уплаты различных штрафных санкций . Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

В случае сокрытия прибыли от налогообложения или взносов во государственные внебюджетные фонды также взыскиваются штрафы, источником уплаты которых является чистая прибыль.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении пред­приятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребле­ния. Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производст­венного и непроизводственного назначения и осуществление дру­гих капитальных вложений.

Средства фонда потребления предназначены для финансиро­вания расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложе­ний в социальную сферу) и материальное стимулирование коллек­тива предприятия. За счет средств фонда потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными ре­зультатами, различного вида поощрения, вознаграждения за дол­голетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Специальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установлен­ных законодательством, также осуществляются за счет фонда по­требления.

Таким образом, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.

Очевидно, что на размер отчислений от прибыли влияет размер этой самой прибыли, величина которой зависит от различных факторов, способных оказать влияние на ее величину. Вместе с тем на величину при­были, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не за­висящие от усилий предприятия.

 Практически вне сферы воздей­ствия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетиче­ские ресурсы, нормы амортизацион­ных отчислений.

В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяй­ствования, компетентность руководства и менеджеров, конку­рентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность про­изводственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а че­рез объем реализуемой продукции и себестоимость, поэто­му для выяснения конечного финансового результата необ­ходимо  сопос­тавить  стоимость  объема  реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.


4. Система показателей рентабельности


Эффективность и целесообразность функционирования организации оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительные показатели, позволяющие дать оценку финансовых результатов организации, называются показателями рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Разные показатели отражают разные стороны деятельности организации, поэтому в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности. К этим показателям в экономической литературе обычно относят уровень рентабельности или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе.

Система показателей рентабельности включает в себя пять групп показателей[11]:

·        рентабельность продукции;

·        рентабельность продаж;

·        рентабельность активов;

·        рентабельность собственного капитала;

·        прочие показатели.

Первую группу показателей – рентабельность продукции можно выразить двумя способами.

Рентабельность единицы продукции (Р прод.) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Р прод. = (П / С) * 100              (5)

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат организации на единицу выпускаемой продукции.

Второй этап предполагает анализ возможностей организации на основе оценки структуры затрат, то есть определения точки безубыточности для данного вида продукции. Организация должна решить: позволяют ли ее производственные возможности при существующих условиях получать прибыль при производстве данного вида продукции.

На третьем этапе ценообразования организация должна оценить условия рынка, то есть спрос и предложение по данному виду продукции и сопоставить их с результатами предыдущих двух этапов. На основе сопоставления результатов трех этапов, а также с учетом других факторов должна определяться цена. Именно в этом, прежде всего, состоит роль показателя рентабельности продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета показателя продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал,

Р в.к. = (ВК * УД в.к.) / (С ед * ОР нат) * 100,     (6)

где

Р в.к. рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный в данное производство капитал;

УД в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

С ед – себестоимость единицы продукции;

ОР – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:

ROS = (П р / В) * 100,                 (7)

где

ROS – рентабельность продаж;

П р – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя организация может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли – снижать себестоимость продукции или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или доход на инвестиции):

ROA = П / А ср,            (8)

где

ROA – рентабельность активов;

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, балансовая или чистая);

А ср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может встречаться в литературе под названием ROI, то есть рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, то есть по балансовой, и по прибыли после налогообложения, то есть по чистой прибыли.

Рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:

ROA = ROS * О акт = (П / В) * (В / А ср) = (П / А ср),   (9)

где

О акт – оборачиваемость активов.

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, то есть оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

Р о.а. = ЧП / ЧП АII ,

где

Р о.а. – рентабельность оборотных активов;

ЧП – чистая прибыль организации;

АII – средняя величина второго раздела актива баланса предприятия – оборотные активы.

Четвертая группа показателей рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых организацией – собственных средств:

ROE = ЧП / ПIII,          (10)

где

ROE – рентабельность акционерного капитала;

 П III  - средняя величина собственного капитала организации за определенный период.

Особенность этого показателя заключается в том, что он показывает во-первых, эффективность использования собственных средств, то есть чистую прибыль, полученную на вложенный 1 рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности акционерного общества.

На основе этого показателя организация может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета:

D П = (ROE * К р.н.) / 100,         (11)

где

D П – прирост прибыли в планируемом году;

К р.н. – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли, который отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:

ROE = (ЧП / В) * (В / А ср) * (А ср / ПIII)  (12)

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

·        динамику чистой прибыли в выручке от продаж – рентабельность продаж;

·        эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции – оборачиваемость активов;

·        структуру капитала организации на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;

·        влияние выше перечисленных факторов на рентабельность акционерного капитала.

Вместе с расчетом рентабельности акционерного капитала следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом:

Р п.к. = ЧП / (ПIII + ПIV),       (13)

где

ПIV – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией за определенный период, то есть четвертый пассив раздела баланса.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели:

·        рентабельность акций

EPS = ЧПА / КА,  (14)

где ЧПА – чистая прибыль, предназначенная для выплаты акционерам;

       КА – среднее число обращающихся за год акций.

·        показатель выплаты дивидендов

PR = ДВ / ЧП,      (15)

где ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.

·        рентабельность инвестиций

Р инв = (Д ф.в. / ФВ) * 100,  (16)

где Д ф.в. – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

       ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Таким образом в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности, которая отражает разные стороны деятельности организации.

Заключение



В ходе проведенного исследования было установлено, что эффективная коммерческая деятельность компании зависит, прежде всего, от финансов предприятия, основным источником которых выступает прибыль.

Прибыль, с одной стороны, является мерой эффективности бизнеса, с другой стороны, является мощным стимулирующим фактором. Кроме того, стимулирующую функцию прибыли нельзя рассматривать в отрыве от других функций прибыли, и в отрыве от общих вопросов управления и использования прибыли.

В результате проведенного исследования в данной работе были рассмотрены вопросы формирования выручки от реализации продукции, валового и чистого доходов, виды прибыли и факторы ее роста. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:

-         рассмотрен вопрос формирования выручки от реализации продукции;

-         определено экономическое содержание прибыли;

-         рассмотрено формирование и использование прибыли;

- рассмотрена систему показателей рентабельности.

В заключении можно отметить, что поскольку главной целью предприятия является – получение прибыли, то оно должно стремиться налаживать свою работу наиболее эффективно, чтобы создать все возможные условия для работников предприятия, увеличивая тем самым производительность труда, а значит и финансовый результат своей деятельности. При этом необходимо использовать современные управленческие технологии

 



Список литературы


1.     Налоговый кодекс РФ

2.     Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003

3.     Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003.

4.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5.     Кейлер В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Экоперспектива, 2004.

8.     Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9.     Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003

10.            Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003

11.            Финансы в управлении предприятием /Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003

12.            Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003.

13.            Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2004




Приложение 2


Формирование финансовых результатов


 



























Приложение 1

Схема распределения валовой прибыли




 























 



[1] Кейлер В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 96.

[2] Налоговый кодекс РФ. - Статья 249. Доходы от реализации


[3] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 43

[4] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 220

[5] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003. – с. 99.

[6] Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166

[7] Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. – с. 87

[8] Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. – с. 91

[9] Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 284

[10] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Экоперспектива, 2004. – с. 113

[11] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003. - с. 135.