Содержание
1.Сущность экономического анализа, его значение в современных условиях. 3
2.Приёмы и методы экономического анализа. 5
3.Общая характеристика ООО «Альфаком». 7
3.1. Описание проекта. 7
3.2. Существо проекта. 10
3.2.1. Анализ рынка и основных конкурентов. 11
3.2.2. Планирование производства. 14
3.2.3. Организационный план. 17
3.2.4. Финансовый план. 18
3.3. Аналитическая таблица. 19
Заключение. 20
Список литературы.. 21
1. Сущность экономического анализа, его значение в современных условиях
Анализ (греч. сл.) означает разложение целого на составные элементы. Как метод познания анализ применяется при изучении процессов, явлений и предметов в природе и обществе.
Аналитическое разложение целого основывается на его особенностях, что позволяет выявить главное в изучаемых предметах и явлениях.
Между предметами и явлениями есть связь и анализ только как разложение не может обеспечить всестороннего и глубокого их исследования. Поэтому он должен дополняться синтезом
Экономический анализ как наука представляет собой определенную систему специальных знаний для исследования деятельности предприятий.
ЭА подразделяется на:
1. Предварительный анализ осуществляется до совершения хозяйственных операций. В ходе этого анализа оцениваются материальные, трудовые, финансовые ресурсы необходимые для выполнения производственной программы.
2. Оперативный анализ проводится по ходу выполнения плана за короткие промежутки времени (сутки, неделя, смена, декады). Его данные необходимы для оперативного воздействия на ход выполнения плана.
3. Текущий анализ предназначается для всесторонней и объективной оценки выполнения плана, результатов работы за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, год) и разработки рекомендаций по повышению эффективности хозяйствования.
Все виды анализа взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Экономический анализ является одной из основных функций системы управления экономикой и занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений.
Задачи анализа:
1. Контроль, оценка выполнения планов по всем показателям, изучение развития хозяйства в динамике.
2. Выявление и количественное измерение влияния отдельных факторов на показатели хозяйственной деятельности предприятий.
3. Изучение обеспеченности и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств.
4. Поиск и использование резервов повышения эффективности хозяйствования.
5. Разработка обоснованных, напряженных планов и нормативов.
6. Обоснование управленческих решений и содействие их успешной реализации.
Предметом экономического анализа является производственно-сбытовая, снабженческая и другая деятельность предприятий, которые проявляются через систему показателей, которые отражаются в плановых, учетных, отчетных и других источниках информации.
Хозяйственная деятельность предприятий характеризуется системой количественных и качественных показателей. Количественные и качественные показатели могут быть абсолютными и относительными.
Абсолютные выражаются в стоимостных (в руб.), натуральных (в кг, г) и трудовых (в ч.).
Относительные показатели выражаются в процентах, коэффициентах, индексах.
Разновидностью абсолютных являются удельные показатели, которые определяются делением одного абсолютного показателя на другой.
2. Приёмы и методы экономического анализа
В экономическом анализе применяются методы дедукции (изучение хозяйственных процессов от следствия к причинам) и индукции (исследование от отдельных фактов к обобщенным данным).
Влияние отдельных факторов чаще всего невозможно определить прямым подсчетом, тогда применяют специальные приемы. Если между показателями существует пропорциональная зависимость, то прибегают к элиминированию.
Элиминирование – это логический прием, при котором последовательно выделяют влияние одного фактора и исключают действия всех других.
Основным приемом элиминирования являются цепные подстановки, при которых последовательно заменяют плановые величины каждого фактора на фактические данные отчетного периода, при этом, в первую очередь, пересчитываются данные по количественным показателям, а затем по качественным.
Если изучают влияние на результатный показатель нескольких количественных и качественных факторов, то делают замены плановых данных по основным из их. В результате определяют пересчитанные значения результатного показателя. Причем таких значений должно быть на один меньше, чем количество факторов.
Предположим, необходимо изучить влияние 2-х факторов на результативный показатель, значение которого равно их произведению
Р=Ф1*Ф2
Р – результат; Ф1 и Ф2 – первый и второй фактор.
1 расчет.
Рпл=Ф1 пл*Ф2 пл
2 расчет.
Рпересч=Ф1 факт*Ф2 пл
3 расчет.
Рф=Ф1 ф *Ф2 ф
В=V/4; V=4*В;
Затем, используя плановые, пересчитанные и фактические значения результатного показателя производят цепную подстановку – сопоставляют результаты каждого расчета с предыдущим.
Таким образом, чтобы выделить влияние одного фактора и исключить влияние всех остальных, в каждой подстановке один фактор должен быть переменным, все остальные постоянные.
Влияние первого фактора определяют вычитанием из результатов 2-го расчета результаты 1-го расчета; 2-го фактора – из результатов 3-го расчета – результаты 2-го расчета.
Существуют следующие приемы анализа:
1. Интегральный метод;
2. Прием разниц;
3. Сальдовый прием;
4. Прием долевого участия;
5. Прием группировок;
6. Графический метод;
7. Метод графов;
8. Приемы корреляции и регрессии;
9. Прием линейного программирования;
10. Теория игр;
11. Теория массового обслуживания;
12. Сетевые графики
И другие…
3.Общая характеристика ООО «Альфаком»
3.1. Описание проекта
Объектом анализа является ООО «Альфаком», фирма, специализирующаяся на сборке мульмедийных станций. Учредителями ООО являются граждане РФ Дмитриева Ксения Владимировна и Карпов Александр Михайлович. Уставной капитал ООО «Альфаком» 100 000 рублей, образуется из равных долей вкладов учредителей. Фирма снимает помещение площадью 63 кв м в здании по ул. Русской 39, в Советском районе города Новосибирска. Фирма была организована в 2003 году. Предварительно был проведён анализ предполагаемого рынка сбыта и конкурентов, а также составлен бизнес-план.
В результате проведенных исследований аналогов предполагаемого выпускаемого продукта были конкретно установлены состав, технические характеристики, внешний вид и прочие особенности выпускаемого продукта. В результате постоянного повышения качества различных средств мультимедиа возникла возможность появления универсального средства, объединяющего все имеющиеся новейшие разработки в этой области. На продукт такого качества будет существовать постоянный спрос, вызванный необходимостью повышать уровень оборудования, имеющийся у пользователей, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Немаловажную роль также играет относительно узкая направленность на производство только данного продукта, что позволит сделать нашей организации имидж фирмы, специализирующейся на выпуске данной продукции, а таких фирм в настоящий момент на рынке данной отрасли относительно мало.
В данной отрасли наблюдается существенный недостаток единого продукта, сочетающего в себе результаты последних достижений в развитии направлений данной отрасли. Между тем, спрос на конкретный продукт уже существует и даже будет повышаться, поскольку немногочисленные существующие аналоги нашего продукта показывают себя в деле как вполне удачное применение средств мультимедиа в решении указанного выше широкого спектра задач.
К результатам анализа конкуренции можно также добавить недостаточную рекламу существующими фирмами их продукции. Также замечено отсутствие в содержании этой рекламы упора на универсальность и мультимедийность этой продукции. Впечатление, от такой рекламы примерно следующее: есть компьютеры со средствами мультимедиа, но компьютеров существует великое множество, а средства мультимедиа у них - это не некое добавление к компьютеру, позволяющее ему решать некоторые дополнительные задачи. В рекламе нашего будущего продукта будет делаться упор на то, что это - мультимедийные компьютерные станции, а не что-нибудь другое, и что они универсальны для широкого круга определенных задач и доступны заинтересованным в них лицам.
По результатам проведённого анализа мы выявили, что три наиболее существенных риска это:
· недостаточный спрос на продукцию;
· повышение цен на комплектующие;
· нестабильное качество комплектующих.
Предполагаемый наиболее эффективный способ понижения первого риска - это указанная выше реклама. Кроме того, предполагается активное участие в форумах и различных выставках по данной тематике, проведение презентаций и другая подобная активная деятельность. Решение вопроса о повышении цен на комплектующие предполагается путем заключения персональных контрактов с фирмами-поставщиками или их официальными представителями, а также увеличение количества фирм-поставщиков. Правда это несколько не соответствует способу уменьшения третьего риска - выбор наиболее надежного поставщика с гарантированным качеством комплектующих. Но данный риск стоит ниже предыдущего, поэтому прибегать к данному способу его уменьшения следует только в крайнем случае, то есть при реально малом риске повешения цен поставщика качественных комплектующих. Остальные риски принимаются маловероятными и легкоустраняемыми.
По результатам расчета себестоимости единицы продукции плановая себестоимость составит 19921,41 руб., предполагаемая прибыль с единицы продукта равна 2 000 руб. и таким образом общая стоимость работ получится равной 22000 руб.
Прогноз объема производства и реализации продукции рассчитан на три года и включает расчет цены и себестоимости единицы продукции при изменении объема производства. Далее в финансовом плане приводится счет прибылей и убытков. По результатам баланса доходов и расходов чистая прибыль составит 1271525,1 руб. И наконец, по итогам расчета коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия рентабельность продукции – 7,69 %.
3.2. Существо проекта
Сейчас на рынке отчетливо наметилась тенденция к неуклонному возрастанию спроса на средства мультимедиа. Однако существующий рынок персональных компьютеров не в полной мере может удовлетворить эти возрастающие потребности. Предприятия и даже обычные пользователи домашних компьютеров нуждаются в полноценной мультимедийной рабочей станции, оснащенной в соответствии к их запросам. Вот почему наш проект представляется весьма перспективным. Продукт планируется собирать из комплектующих лучших фирм с мировым именем, что также должно стимулировать его сбыт.
Предполагается, что по цене продукт будет доступен не только организациям но и пользователям домашних компьютеров, которые желают иметь высококачественную мультимедиа станцию дома. Соответственно этими категориями и определяется круг возможных покупателей продукта.
Предполагаемое название изделия - “Гепард”, что должно символизировать скорость его работы. Изделие комплектуется 52 скоростным DVD-RW дисководом, профессиональной видеокартой и высокоскоростным модемом. Используется мультимедиа ЖК-монитор с оригинальным дизайном. В корпус монитора вмонтированы звуковые колонки (так же предусмотрены дополнительные колонки и сабвуфер), позволяющие добиться высокого качества звука. Дизайн изделия в целом выполнен на чрезвычайно высоком эстетическом уровне. Наше изделие не только будет выполнять свои основные функции, но и украсит дом или офис покупателя.
Предполагаемая цена - 22 000 руб.
3.2.1. Анализ рынка и основных конкурентов
Анализ положения дел в отрасли.
В настоящее время в сфере производства персональных компьютеров наметился сдвиг в сторону средств мультимедиа, однако в целом отрасль недостаточно оперативно реагирует на возросшие потребности в них. Большая часть имеющихся на рынке изделий такого рода уступают нашему в технических параметрах и не в полной мере удовлетворяют потребности рынка. Заметна необходимость в самой современной и действительно качественной мультимедийной рабочей станции. На основании этого можно ожидать устойчиво высокого спроса на наше изделие.
Так как научно-технический прогресс в данной отрасли идет как нигде быстро, потребуется текущий пересмотр технического уровня изделия и приведение его в соответствие с потребностями. Но на данный момент технический уровень изделия позволяет произвести такой пересмотр не ранее чем через полгода после начала производства.
Анализ рынка сбыта.
Данное изделие первоначально предназначено для продажи в пределах Сибирского Федерального Округа, так как именно в этой части страны наиболее ярко выражена потребность в нашем продукте. Это связано с наличием большого числа крупных городов, в котором плотность расположения фирм и отдельных пользователей - потенциальных покупателей изделия достаточна высока. Это связано также и с лучшими финансовыми возможностями жителей крупных городов.
Основной планируемый вид продаж - поштучный. Однако для покупателей, приобретших более 10 изделий планируются скидки в размере 3-7% от общей стоимости изделий.
Для продвижения изделия на рынок будет широко использоваться реклама в средствах массовой информации. Планируется широкое участие в форумах, выставках и ярмарках по данной тематике. Это представляется полезным для пропаганды нашего изделия, завоевания известности и авторитета и для привлечения покупателей.
Уже в первое время ожидается высокая рентабельность , осуществляющаяся за счет сравнительно невысокой себестоимости продукта, являющейся результатом оптовых покупок комплектующих преимущественно у фирм - официальных представителей производителей.
Анализ конкуренции.
В настоящее время на рынке нельзя выделить крупнейшего производителя изделий такого рода. Существует множество мелких и средних компаний, которые пытаются заполнить эту нишу на рынке, однако объем и технический уровень их продукции, по оценкам наших экспертов, явно недостаточен для удовлетворения рыночных потребностей. Как правило, фирмы конкуренты не делают упор на мультимедийные станции и подобные продукты присутствуют у них в ряду других. Конкуренты широко используют рекламу, в основном в печатных изданиях, и практикуют выпуск своих рекламных брошюр и листков (но далеко не все). Но, как уже было замечено, мультимедийные продукты занимают меньшую часть в спектре оборудования, предлагаемом фирмами-конкурентами.
Таблица 1.1
Оценка рынков сбыта
№ п/п |
Показатели |
Близлежащий город или населенный пункт местонахождения предприятия |
Рынки, удаленные за |
1 |
Уровень спроса |
Средний |
Высокий |
2 |
Степень удовлетворения спроса |
Низкая |
Средний |
3 |
Уровень конкуренции |
Средний |
Средний и высокий |
4 |
Доля потребителей, готовых купить продукцию |
До 40% |
До 25 % |
В зону близлежащих городов и населённых пунктов входят города Бердск, Искитим и Обь, а также райцентры Новосибирской области. К удалённым рынкам относятся Кемеровская и Томская области. Наиболее перспективной представляется Кемеровская область, т.к. она лидирует в сибирском регионе по уровню жизни и плотности населения.
Таблица 1.2
Анализ и оценка конкурентов
№ п/п |
Характеристика конкурентов |
Основные конкуренты |
||
Первый |
Второй |
|||
1 |
Объем продаж, натуральные показатели |
1200 |
900 |
|
2 |
Занимаемая доля рынка, % |
4,5 |
3,3 |
|
3 |
Уровень цены |
Средний |
Средний |
|
4 |
Финансовое положение (рентабельность) |
0,231 |
0,459 |
|
5 |
Уровень технологии |
Сопоставимый с нашим |
||
6 |
Качество продукции |
Высокое |
Среднее |
|
7 |
Расходы на рекламу |
Высокие |
Высокие |
|
8 |
Привлекательность внешнего вида |
Ниже, чем у нас |
||
9 |
Время деятельности предприятия, лет |
6 |
3 |
Первым основным конкурентом является фирма «ТехноСити», вторым – сеть компьютерных салонов «Группа Квеста».
3.2.2. Планирование производства
Таблица 1.3
Комплектующие
№ |
Наименование |
Количество |
Цена за ед. Руб. |
Сумма руб. |
1 |
Процессор Intel Pentium IV |
1 |
5100 |
5100 |
2 |
Материнская плата |
1 |
2000 |
2000 |
3 |
ЖК-монитор, |
1 |
4925 |
4925 |
4 |
Видеокарта, 128 Mb |
1 |
1625 |
1625 |
5 |
Винчестер 80 Гб |
1 |
2100 |
2100 |
6 |
CD-RW 52x |
1 |
2060 |
2060 |
7 |
Корпус |
1 |
1020 |
1020 |
8 |
Клавиатура |
1 |
220 |
220 |
9 |
Мышь |
1 |
110 |
110 |
10 |
Флоппи-дисковод 3.5 |
1 |
165 |
165 |
В комплект с процессором входит встроеный кулер, звуковая карта и модем.
Итого - суммарная стоимость 19325 тысяч рублей.
Таблица 1.4.
Обоснование амортизации.
N N/n |
Наименование оборудования |
Цена за единицу руб. |
Срок службы, лет |
Сумарная амортизация за год |
Отработанное время, лет |
Сумма амортизации |
1 |
Тестовая сеть состоящая из: · Сервер Pentium Pro 1шт · Терминал Pentium III. 5 шт. |
22000 15250 |
6 6 |
3666,6 2541,6 |
0 0 |
3666,6 2541,6 |
2 |
UPS |
2000 |
10 |
200 |
0 |
100 |
Таблица 1.5.
Потребность в персонале и заработной плате
Наименование |
2004 |
2005 |
2006 |
|||||
Категорий работников |
Потребность, чел. |
Среднегодовая зарплата, руб. |
Затраты на зарплату, руб. |
Начисления на зарплату,руб. |
Затраты на зарплату, руб. |
Начисления на зарплату, руб. |
Затраты на зарплату, Руб. |
Начисления на зарплату, Руб. |
1. Рабочие основного производства |
1 |
5000 |
60000 |
21360 |
70000 |
24920 |
84000 |
29904 |
2. Рабочие вспомогательного производства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Специалисты и служащие |
2 |
6500 |
156000 |
55536 |
168000 |
59808 |
180000 |
64080 |
Итого |
3 |
6000 |
216000 |
76896 |
238000 |
84728 |
264000 |
93984 |
Таблица 1.6.
Прогноз объема производства и реализации продукции.
Годы |
Квартал Месяц |
Объём пр-ва в Натуральных Единицах |
Цена за единицу продукции руб. |
Выручка руб. |
2004 |
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
0 0 70 70 80 80 80 85 85 90 90 100 |
- - 22000 22000 22000 22000 22000 22000 22000 22000 22000 22000 |
- - 1540000 1540000 1760000 1760000 1760000 1870000 1870000 1980000 1980000 2200000 |
2005 |
1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал |
300 300 320 320 |
22000 22000 22000 22000 |
6600000 6600000 7040000 7040000 |
2006 |
- |
1320 |
22000 |
29040000 |
Таблица 1.7.
Себестоимость продукции
Показатели |
|
|
2006 г. при объеме производства 1320 шт. |
|||
На единицу продукци |
Всего |
На единицу продукци |
Всего |
На единицу продукци |
Всего |
|
1. Объем продаж, выручка от реализации (без НДС) — всего |
22000 |
18260000 |
22000 |
27280000 |
22000 |
29040000 |
2. Себестоимость |
|
|
|
|
|
|
2.1. Сырье и материалы (табл. 1.3) |
19325 |
16039750 |
19325 |
16039750 |
19325 |
16039750 |
2.2. Вода на технологические цели |
1,01 |
840 |
0,8 |
1000 |
1,14 |
1500 |
2.3. Топливо на технологические цели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.4. Электроэнергия на технологические цели |
18,07 |
15000 |
16,13 |
20000 |
18,94 |
25000 |
2.5. Затраты на оплату труда (табл. 1.5) |
260,24 |
216000 |
191,93 |
238000 |
200 |
264000 |
2.6. Начисления на заработную плату (табл. 1.5) |
92,64 |
76896 |
68,33 |
84728 |
71,2 |
93984 |
2.7. Амортизация (износ основных производственных фондов) (расчет, табл. 1.4) |
7,6 |
6308,2 |
5,08 |
6308,2 |
4,77 |
6308,2 |
2.8. Расходы на рекламу |
120,48 |
100000 |
120,96 |
150000 |
113,63 |
150000 |
2.9. Налоги в дорожные фонды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.10. Арендная плата |
84,33 |
70000 |
56,45 |
70000 |
53,03 |
70000 |
2.11. Затраты на запасные части |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.12. Плата за воду |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.13. Прочие затраты |
12,04 |
10000 |
12,09 |
15000 |
15,15 |
20000 |
Полная себестоимость (итого по разделу 2) |
19921,41 |
16534770,2 |
19796,77 |
24548003 |
19802,86 |
26139777,2 |
3. Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности |
|
|
|
|
|
|
3.1. Налог на имущество |
2,65 |
2205,5 |
1,77 |
2205,5 |
1,67 |
2205,5 |
3.2. Налог на рекламу |
60,2 |
50000 |
60,48 |
75000 |
56,81 |
75000 |
3.3. Целевые сборы на содержание правоохранительных органов, благоустройство, нужды образования и другие цели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.4. Сбор на нужды образовательных учреждений |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого по разделу 3 |
|
|
|
|
|
|
4. Балансовая прибыль (разд. 1 — итог разд. 2 — итог разд. 3) |
2015,74 |
1673064,2 |
2140,98 |
2654815,2 |
2138,66 |
2823031,2 |
5. Налог на прибыль |
483,77 |
401535,41 |
513,83 |
637155,65 |
513,27 |
677527,48 |
6. Чистая прибыль (разд. 4—разд. 5.) |
1531,97 |
1271525,1 |
1627,15 |
2017659,5 |
1625,38 |
2145503,8 |
3.2.3. Организационный план
В ООО «Альфаком» работают 3 наёмных работника. Это рабочий-сборщик и два менеджера по продажам. Непосредственное руководство осуществляется собственниками фирмы.
Распределение обязанностей:
Сотрудник |
Статус |
Обязанности |
Дмитриева К. В. |
Учредитель, совладелец |
Отслеживает динамику продаж, координирует работу менеджеров |
Карпов А. М. |
Учредитель, совладелец |
Поставка товара, заключение договоров. |
Менеджер по продажам |
Наёмный рабочий |
Продажа товара, работа с клиентами. |
Сборщик |
Наёмный рабочий |
Сборка мультимедийных комьютерных станций. |
Фв - фондовооруженность (стоимость основных средств, приходящихся на одного работника) – 20050 рублей.
Фо - фондоотдача (объем произведенной (реализованной) продукции), приходящаяся на единицу основных фондов – 182,14.
3.2.4. Финансовый план
Таблица 1.8
Доходы и затраты
Номер строки |
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
1 |
Доходы (выручка) от реализации (без НДС) |
1820000 |
27280000 |
29040000 |
2 |
Полная себестоимость — всего |
16534770,2 |
25548003 |
26139777,2 |
3 |
Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности |
52205,5 |
77205,5 |
77205,5 |
4 |
Балансовая прибыль |
1673064,2 |
2654815,2 |
2823031,2 |
5 |
Налог на прибыль |
401535,41 |
637155,65 |
677527,48 |
6 |
Чистая прибыль |
1271525,1 |
2017659,5 |
2145503,8 |
7 |
Рентабельность продукции, % (^1.100%) |
7,69 |
7,89 |
8,2 |
3.3. Аналитическая таблица
«Анализ основных технико-экономических показателей»
Показатель |
Год |
Отклонение |
|||
Базисный |
Отчётный |
% |
Δ |
|
|
Объём оказания услуг, тыс. руб. |
18260 |
27280 |
49,39 |
9020 |
|
Численность |
3 |
3 |
0 |
0 |
|
Выработка, тыс. руб. |
6086,67 |
9093,33 |
49,39 |
3006,66 |
|
Средняя з/п |
6000 |
6600 |
10 |
600 |
|
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
100250 |
100250 |
0 |
0 |
|
Себестоимость, руб. |
19921,41 |
19796,77 |
0,62 |
-124,64 |
|
Уровень затрат на единицу продукции |
0,9 |
0,89 |
1,1 |
0,01 |
|
Прибыль, руб. |
1271525 |
2017659 |
58,68 |
746134 |
|
Рентабельность |
7,69 |
7,89 |
2,6 |
0,2 |
|
Коэффициент ликвидности |
0,79 |
0,78 |
-1,26 |
-0,01 |
|
Коэффициент автономии |
0,48 |
0,49 |
2,01 |
0,01 |
|
Заключение
В целом, основываясь на результатах проведённого анализа, деятельность фирмы можно охарактеризовать, как успешную.
По основным финансовым показателям (выручка, прибыль, выработка, рентабельность) достигнут устойчивый рост, что свидетельствует о правильности выбранной финансовой стратегии. В частности рост выручки и выработки составляет 49,39%, а прибыли 58,68%.
Дальнейшее снижение себестоимости и уровня затрат на единицу продукции создают базу для дальнейшего роста и улучшения финансовых показателей.
Возможный переход в ближайшем будущем на упрощённую систему налогообложения позволит повысить прибыль и уменьшить административные издержки.
Список литературы
1. Баканов М. И. Теория экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2002.
2. Ковалёв В. В. Финансовый анализ. – М.: «Финансы и статистика», 2001.
3. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: «Новое знание», 2002.
4. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. – М.: «Инфра-М», 2002.
5. Шеремет А. Д. Методика экономического анализа. – М.: «Финансы и статистика», 1999.