Экономическая география и регионалистика
Содержание
1. Региональная политика государства в России: понятие, сущность, методы государственного регулирования региональных процессов...................... 3
2. Практическое задание................................................................................ 14
3. Отрасли специализации Дальневосточного экономического района. 16
Список использованной литературы........................................................... 19
1. Региональная политика государства в России: понятие, сущность, методы государственного регулирования региональных процессов
Молодому российскому государству всего 11 лет. Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.
Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны, в 1918 г., - что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.
Прошедшие 10 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.
По рефератативному журналу ''География'' мною было выделено 111 статей по региональной политике. В части я попытаюсь кратко охарактеризовать их содержание, разбив при этом для удобства на группы. Основной (но не обязательный) критерий выделения статей в какие-либо группы -единство поднимаемых в них вопросов и проблем современной регио-нальной политики. Т.о., у меня получилось примерно 20 групп. Конечно, выделение некоторых групп вообще или хотя бы отнесение той или иной статьи к какой-либо группе может быть спорным.
Особое место среди всех статей занимает цикл публикаций Лексина В., Швецова А. и др. под общим названием ''Региональная политика России: концепции, проблемы и решения''. Это практически единственный в своем роде цикл статей, который затрагивает в той или иной степени почти все основные проблемы региональной политики России. Первая статья цикла является вводной и поэтому авторы в ней рассматривают общие вопросы региональной политики (понятие региональной политики, ее необходимость, содержание, объект, субъект, государственные региональные интересы и местные интересы, правовые методы региональной политики и т.д.). Во второй статье (''Региональные бюджетно-налоговые системы'') сформированы основные принципы региональной политики и реформирования бюджетно-налогового процесса в стране. Третья статья (''Региональ-ная политика и формирование земельного рынка'') рассматривает сущность земельного рынка и интересы участников земельных рыночных отношений; региональные особенности земельного рынка; мировой опыт по данному вопросу. Авторы отмечают, что среди всех реформ Правительства РФ в сфере земельных отношений оказались наиболее трудными в реализации. Кроме того рассмотрены новые возможности соединения региональной политики и земельного рынка. В сферу региональной политики должны попасть все без исключения элементы и условия земельного рынка - от формирования нормативных цен до воздействия на структуру форм земельной собственности. В статье 5 (''Экономика и федерализм'') приводятся 12 условий неразрушительного соединения экономики и федерализма (разделение действий, ответственности и ресурсов и т.д.). При этом отмечается, что до сих пор многие весьма важные вопросы не нашли еще окончательного решения: правовой регламентации действий по разграничению объектов собственности, установления и юридического закрепления их нового правового статуса; организация управления государственной и муниципальной собственностью, условий и ограничений в распоряжении ею и т.д. В статье 7 (''Приоритеты региональной политики'') освещаются вопросы методологии, основы которой состоят в признании необходимости и возможности дополнения многочисленных и весьма полезных параметров, базирующихся на данных традиционной статистики и отчетности, такими показателями и характеристиками, которые позволяли бы оценить последствия развития конкретных ситуаций с позиций региональных интересов и целей региональной политики. Рассмотрены 3 группы вопросов: анализ и оценка хода конкретных направлений реформ в регионах РФ (на примере приватизации), анализ и оценка конкретной региональной ситуации (на примере депрессивных территорий). В восьмой статье (Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий) отмечается, что принимаемые решения по передаче в муниципальную собственность социальных объектов приватизируемых предприятий нацелены на то, чтобы и профиль соответствующих объектов сохранить, и обеспечить в то же время их нормальное функционирование, что практически нереально. В девятой статье рассмотрена реализация программных методов территориального развития.
Много статей посвящено анализу территориального устройства РФ. Причем в большинстве из них обосновывается необходимость территориальной реформы, нацеленной на создание в перспективе демократической системы административного устройства путем поэтапных эволюционных преобразований. В связи с чем предлагается проект трехуровневой системы социально-экономического и административного районирования РФ: макроуровень (4-5 основных зон и 15-20 крупных социально-экономических районов), мезоуровень (150-200 административных округов), микроуровень (2,5-3 тыс. городов с административными районами) или вариант укрупнения собственно русских областей до 17 субъектов Федерации. Кроме того В статье Подколзина В.В. ''Перспективы административно-территориального устройства РФ'' отмечается, что вопросы административно-территориального устройства страны почему-то оказались вне сферы интересов парламента. Это затрудняет переход к рыночноориентированной экономике и к самоуправлению экономических районов. Нет ясности и в определении характера суверенитета многих субъектов Федерации, в том числе населенных русскими. Необходим новый проект генерального экономического и административно-территориального районирования России. Практически всех авторов объединяет мнение о необходимости реформирования существующей административно-территориальной системы России.
Вплотную к административно-территориальному устройству подходит проблема некоторой классификации регионов по преобладающим в них проблемам и т.д. Исследуется вопрос регионализации в России, который в общем-то содержит и здоровые начала, вызванные демократизацией, и опасные тенденции сепаратизма. В стране происходят процессы децентрализации и федерализации. Выделено 3 типа регионов, которые по-разному реагируют на макроэкономическую и структурную политику государства. Полномасштабная классификация регионов РФ по их реакции на экономические реформы сделана в статье Марковой Н.Н. ''Региональная политика государства на современном этапе'', где используются 2 количественных критерия: уровень депрессии и уровень социально-экономического развития. Всего выделено 10 групп регионов, для которых обсуждается вопрос о дифференцированных мерах государственной социально-экономической политики.
Основы федерализма занимают очень важное место в региональной политике, фактически федерализм - это основа всей региональной политики в нашей стране, поэтому проблемы федеративных отношений в РФ рассмотрены в очень многих статьях. Своеобразие российского федерализма состоит в том, что он сочетает в себе как территориальные так и национальные начала. Как показывает опыт, ''смешанный'' характер федерализма придает ему культурно-политическое многообразие, а следовательно, и жизненность. Наиболее серьезным препятствием развитию в России федерализма является отсутствие должного динамизма в реальной передаче полномочий субъектам РФ. Причем утверждается, что в региональной политике наиболее актуальной является проблема создания экономического механизма федеративных отношений. Только федерализм снизу обеспечит единство России, а Федеративный договор имел целью разграничить противоречия между гипертрофированным центром и страной, превращенной в провинцию, лишенной возможности самоопределения и самоуправления. В статье Семенова В. и др. ''Перспективы российского федерализма'' характеризуется опыт Татарии, рассматриваются подходы к разделению бюджетов при максимальном соблюдении принципа равенства субъектов Федерации. Рассматривается проблема государственности республик на основе суверенитета в составе РФ: в реальной жизни проблема суверенитета сконцентрировалась в вопросе о верховенстве законов, разграничении полномочий и компетенции между центром и регионами.
Особый пласт статей рассматривает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Безусловно, необходимым условием реализации региональной политики должно быть разделение прав и полномочий федеральной власти и субъектов Федерации. Правовая основа разграничения полномочий - Конституция РФ. В стране есть три точки мнения по данному вопросу: ''сепаратистская'', ''имперская'' и ''федералистская''. Особое место уделяется анализу действующей практики подписания, также приводится критика содержания договоров, а также порядка вступления в силу соглашений к ним. Отмечается слабая законотворческая деятельность Федерального Собрания в этой сфере, хотя в марте 1995 г. российский парламент принял рекомендации о концепции новой региональной политики, которые связаны с поиском такой формы государственного устройства, которая гармонизировала бы естественное стремление регионов к большей самостоятельности с укреплением единства и целостности России.
Без четко определенной концепции региональная политика как таковая существовать и эффективно выполнять свои функции не может. Десятилетие социально-экономической нестабильности в России привело к значительному ослаблению центральной государственной власти и, как следствие, к стремлению различных регионов страны к той или иной форме самостоятельности. В Москве имеется много властных органов, занимающихся территориальными проблемами России, поэтому требуется координация их деятельности и формирование общей государственной концепции региональной политики РФ. Основные положения региональной политики заложены указом Президента РФ №803 от 3 июня 1996 г., но он носит рекомендательный характер. Поэтому государственной стратегии регионального развития и концепции региональной политики уделила внимание и Государственная Дума, в которой прошли парламентские слушания по данному вопросу (66). Констатируя кризис национальной государственности в России, который проявился в политической суверенизации регионов страны, в элитной политизации региональных интересов, в периодическом и спонтанном переделе национального общественного богатства региона между федеральными, региональными и местными структурами власти, отмечается, что принятие концепции региональной политики могло бы стать основой для разрешения большинства проблем.
Региональная политика как единое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений. Т.о., региональная политика в России - это государственные меры по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер. Большую опасность для будущего страны представляет сепаратизм, для которого выделяют три категории: первичный риск (вероятность) обособления и отделения регионов, вторичный риск (тяжесть последствий) для РФ, третичный риск (опасность отделения) для регионов. Ослабление власти центра привело к формированию межрегиональных ассоциаций типа ''Сибирского соглашения'', но их образование не несет угрозы распада Федерации и должно быть закреплено законодательно. Целями региональной политики федеральных органов в области информационного взаимодействия должно быть: формирование единого правового пространства в этой области, активизация деятельности субъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспечении информационной безопасности на своей территории, содействие развитию региональной среды распространения сообщений.
Поддержка развития регионов - одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне общенационального кризиса (раздвоенность национального сознания россиян, неоднородность российских регионов). От советского периода Россия унаследовала большие различия между субъектами Федерации по объему производства, втянутости в международные экономические связи, структуре экономики, уровню жизни. Россия должна признать тот факт, что дифференциация является естественным этапом существования нынешней территориальной системы страны и что на смену стратегии расширения должна прийти стратегия сосредоточения, дающая возможность сконцентрировать усилия на перестройке и разрешении внутренних проблем для последующего выхода во внешний мир в новом качестве. Поэтому осуществляя государственное регулирование регионального развития главное внимание должно быть обращено на финансово-бюджетные и налоговые аспекты государственного регулирования и селективной поддержки регионального развития. В общем новая региональная стратегия должна быть обоснована в комплексном прогнозе развития и размещения производственных сил России, который включает инвариантный прогноз территориального развития страны и основных межотраслевых комплексов, а также прогнозной оценки экономического и социального развития регионов. Отмечается, что условиях рыночных отношений Россия обречена вести постоянную борьбу с противоречиями регионального развития. Вполне вероятна такая ситуация, что через некоторое время в стране одновременно будут присутствовать допромышленные, промышленные и постпромышленные типы экономики регионов, что неизбежно будет ослаблять экономическую спаянность страны.
Большое внимание региональной политики должно быть уделено экономическим механизмам ее реализации. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо. Т.о., стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должно быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости. В общем потенциал структурной перестройки экономики России еще не исчерпан. Поэтому положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.
Особое место в современной региональной политике занимает политика в отношении так называемых проблемных регионов. В целом субъекты-''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' - среднеразвитыми; ''реципиенты'' - слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически потворствует неравноправию субъектов Федерации. Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов. При анализе региональной политики целесообразно выделение проблемных регионов следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокой концентрацией производства и населения; индустриально слабо развитые; сельскохозяйственные, промышленные депрессивные; резервные; рекреационные; районы нового хозяйственного освоения. Проблемные регионы должны стать объектами государственного регулирования, при этом должен быть определен и официально закреплен их статус и отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений. Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов.
Кредитно-денежная и бюджетная политика в отношении регионов является одним из самых главных инструментов региональной политики в России. Отмечается необходимость осуществить преобразование в сфере кредитно-денежной политики государства в пользу регионов, важность государственной поддержки регионов в части инвестиций. При этом региональная инвестиционная политика становится во все большей степени политикой самих регионов, а не только федерального центра, но в целом, однако, отмечается слабая инвестиционная ориентация региональных бюджетов. В результате без кардинального пересмотра региональной инвестиционной политики, отношения к управлению субфедеральной, муниципальной собственностью, к расходованию бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на программы социально-экономического развития, без жесткой позиции в учете этой собственности и эффективного ее использования преодоление кризисных явлений того или иного региона России практически невозможно.
В последнее время очень остро стоит вопрос управления. Укрупненно линейная структура управления в РФ состоит из звеньев: Федерация - субъекты Федерации - муниципалитеты -предприятия, организации и т.д. Но чтобы управление было эффективным все задачи в этой цепочке должны быть взаимосвязаны. Одной из важнейших форм государственного регулирования развития регионов в условиях федеративного устройства РФ может быть прогнозирование и индикативное планирование на различные периоды.
В современной России очень обострились межнациональные отношения. Одна из задач региональной политики - снижение межнациональной напряженности. Для этого приоритетными в -деятельности общества должны быть: 1) последовательная реализация конституционных норм о равноправии субъектов Федерации, 2) создание реальных условий для действительно свободного диалога культур. Одним из принципов гармонизации межнациональных отношений в РФ должна стать незыблемость исторически сложившихся границ всех субъектов Федерации.
Отдельно я выделил статьи по региональной экологической политике, значение которой для общего состояния экологии в стране неоценимо велико. В условиях, когда субъекты Федерации располагают широкими полномочиями по управлению природопользованием и охране окружающей среды, государство сохраняет за собой законодательные, нормотиворегулирующие и координирующие функции. Важнейшим инструментом такого регулирования и является региональная экологическая политика.
Не менее важна и региональная политика в области образования, науки и техники. Отмечается, что децентрализация, регионализация управления вузами является важным стратегическим направлением общей политики регулирования высшего образования. В настоящее время происходит переориентация российских государственных университетов на более активное обслуживание региональных нужд. Главные черты новой концепции высшего образования в РФ: университизация и регионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных программ, развития интегративных социокультурных функций университетов. Проводимая ранее региональная политика государства предопределила развитие производств первого технологического уклада в районах с преимущественно сырьевой ориентацией. В стране нет ни одного крупного экономического района, где бы преобладали производства второго и третьего уклада. Переход к более высоким технологическим укладам, являясь основой региональной научно-технической политики, основывается на развитии ресурсосберегающих технологий.
За последние годы региональная политика в России сделала колоссальный рывок в своем развитии. В целом ряде статей прослежено, как развивалась региональная политика, отношения Центра и регионов за последние годы, анализируется процесс формирования федеративного государства. Кризис в отношениях центральных и местных властей в России зародился еще в период плановой экономики. После 1989-1991 гг. характер процессов на территории бывшего СССР изменился. Возникли тенденции независимости, сформировались крупные региональные объединения ''Волга'', ''Большой Урал'', ''Сибирское Соглашение'' и др.. Предлагаются и направления корректировки курса реформ в области отношений ''Центр - регионы''. Среди них: реформа бюджетной и налоговой политики, активизация региональной экономической политики, широкое развитие местного самоуправления, изучение опыта федерализма в других странах. Отмечается, что федеральному центру нечего противопоставить негативным региональным процессам и прежде всего растущей поляризации субъектов Федерации.
В отдельную группу статей я выделил публикации различных политических деятелей, таких как Явлинский Г.А., Шахрай С.М., Шаймиев М., в которых они высказывают свое мнение о существующей региональной политике.
Статьи зарубежных авторов интересны тем, как оценивают за границей происходящее в нашей стране, в том числе и в сфере региональной политики. В немецкой статье ''Экономическое положение России. Системная трансформация при падении'' отмечается, что перестройка российской экономики осложнена параллельно разрешаемыми проблемами утверждения принципов федерализма, который все еще сохраняет характер прежней (по крайней мере в области общего бюджета) централизованной распределительной системы. В другой статье ''Когда будут ''Соединенные Штаты России''?'' обсуждается состояние процесса трансформации административно-территориального устройства и предлагается госплановский путь 1921 г. разделения страны на 21 экономический район, который напоминал опыт разделения США на штаты.
2. Практическое задание
Наименование и почтовый адрес:
Богдановичский Комбикормовый Завод - лидер комбикормовой промышленности Уральского региона, находится в 100 км к востоку от областного центра - города Екатеринбурга.
Предприятие производит высококачественные комбикорма, премиксы и белково-витаминные минеральные добавки для птицы, свиней, крупного рогатого скота всех возрастных групп, а также комбикорма для карповых рыб и кроликов.
Организационно-правовая форма предприятия:
Год возникновения предприятия: 1988 г.
Отрасль: химическая промышленность.
Виды продукции:
ОАО "Богдановичский комбикормовый завод" производит комбикорма, премиксы и белково-витаминно-минеральные добавки для птицы, крупного рогатого скота и свиней. В зависимости от финансовых и технических возможностей хозяйств, например наличия оборудования для ввода белковых и витаминных добавок в зернофураж, завод готов предложить необходимую хозяйству продукцию соответствующую его потребностям и требованиям ГОСТа.
Для более успешного внедрения современных технологий и рецептур выпускаемой продукции завод проводит совместную работу с Уральским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства по проверке эффективности скармливания экспандированно-гранулированных комбикормов, БВМД и стартерных комбикормов, позволяющих обеспечить высокую энергию роста и конверсию корма, а также по разработке новых рецептов премиксов.
Проводимые опыты и научные разработки являются материалом, на основе которого можно сделать вывод, что кормление полнорационными комбикормами и применение белковых добавок и премиксов высокоэффективно и средства, вложенные в корма, окупаются.
Численность занятых на предприятии:
Тесные производственно-технологические связи с: предприятиями Уральского региона, такими как с УралНИИСХоз.
Основные потребители наших комбикормов - птицефабрики "Свердловская" и "Рефтинская", имеющие одни из лучших в России показатели продуктивности и конверсии корма.
Всего же продукцией завода пользуются более ста хозяйств Свердловской, Пермской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Омской, Оренбургской областей, республик Удмуртия и Башкирия.
Сегодня они отовы предложить ежемесячно 28 тысяч тонн экспандированных гранулированных комбикормов, 2500 тонн БВМД и 600 тонн премиксов.
В 2002 году заводом было произведено 175894 тонн комбикормов, 1264 тонн белково-витаминных минеральных добавок, 376 тонн премиксов. Большая часть производимых комбикормов - полнорационные комбикорма для птицы.
Вся продукция экологически чистая, в производстве всех видов продукции применяется только разрешенное в России сырье, проходящее обязательный входной контроль.
Высокое качество выпускаемой продукции предприятие обеспечивает за счет наличия современного технологического оборудования, специалистов высокого уровня и качественного сырья, используемого в производстве выпускаемой продукции.
3. Отрасли специализации Дальневосточного экономического района
Дальневосточный экономический район (Республика Саха (Якутия), Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Хабаровский и Приморский края, Камчатская область с Корякским автономным округом, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.). Площадь 6,2 млн. кв. км, население 7,2 млн. чел. Это наиболее удаленный от экономических районов европейской части страны регион России. По территории - самый крупный среди экономических районов страны. Имеет обширный выход в моря Тихого и Северного Ледовитого океанов. Расположен вблизи динамично развивающихся государств Восточной Азии, на кратчайших транзитных транспортных путях, связывающих эти государства с европейскими странами. Большую часть территории района занимают районы Крайнего Севера, крайне слабо заселенные и освоенные. Значительные территории имеют горный рельеф.
ДВЭР принадлежит к числу районов, высоко обеспеченных природно-ресурсным потенциалом. Из топливно-энергетических ресурсов весьма значительны запасы угля (каменного и бурого). Эксплуатируется Южно-Якутский каменноугольный бассейн, а также отдельные месторождения угля, расположенные практически во всех регионах Дальнего Востока. Здесь располагается крупнейший в стране (по запасам) Ленский угольный бассейн, до настоящего времени не используемый. Район хорошо обеспечен ресурсами углеводородного сырья: запасы нефти сосредоточены на о. Сахалин, в Республике Саха, природного газа в Республике Саха, Камчатской и Сахалинской областях.
Здесь имеются крупные залежи железных руд (до настоящего времени не разрабатываются), цветных металлов: практически все разрабатываемые в стране месторождения оловянных руд, крупнейшее месторождение полиметаллических (свинцово-цинковых руд), золота (крупнейший в России район его добычи).
Главное богатство района - крупнейшие в стране запасы алмазов (99% российской добычи), расположенные на северо-западе Республики Саха. Имеются крупные запасы слюды и графита (Республика Саха). Значительны и разнообразны ресурсы минерально-строительного сырья. По запасам гидроэнергоресурсов Дальний Восток уступает лишь соседней Восточной Сибири. Для энергетических целей используются геотермальные ресурсы Камчатки. Значительны запасы лесных ресурсов. Биологические ресурсы имеются в морях, омывающих Дальний Восток. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб, значительны запасы и морских животных.
Население района составляет 7,2 млн. чел. В 1990-е годы его численность сокращается в результате естественной убыли и миграции в западные районы страны. Дальний Восток - высоко урбанизированный регион страны: доля городского населения здесь составляет 76%. Однако это самый малонаселенный район России: средняя плотность населения здесь 1,2 чел. на кв. км, причем большая его часть сконцентрирована в южных районах, вдоль железнодорожных магистралей. Район многонациональный: здесь проживают русские, украинцы, корейцы, коренные народности якуты, эвены, эвенки, чукчи, ительмены, алеуты, эскимосы, нивхи, ороки, орочи, нганасаны, удэгейцы, коряки, нанайцы и др.
В структуре экономики доминирующую роль играют отрасли, связанные с использованием природно-ресурсного потенциала. В территориальном разделении труда в стране Дальневосточный экономический район выделяется топливной промышленностью, цветной металлургией, отдельными отраслями лесного и агропромышленного комплекса. Общероссийское значение имеют транспортные - экспортно-импортные - функции, выполняемые железнодорожным и морским транспортом района.
Топливная промышленность представлена в районе нефте-, газо- и угледобычей. Получили развитие добывающие отрасли цветной металлургии - добыча оловянных и полиметаллических (свинцово-цинковых) руд, а также выплавка свинца. Ведется добыча и обработка алмазов. Это основной золотодобывающий район страны. Из отраслей лесного комплекса специализирующими являются лесозаготовка, лесопиление и целлюлозно-бумажная промышленность. Представлены в районе все стадии рыбопромышленного комплекса - вылов рыбы, рыбоконсервная промышленность, судоремонт, а также добыча и переработка морских животных. Межрайонное значение имеют выращивание риса и сои, на севере - оленеводство, повсеместно - пушное звероводство. Район выполняет важные внешнеэкономические функции, обеспечивая торговые связи со странами тихоокеанского региона.
Список использованной литературы
1. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 281 с.
2. Введение в экономическую и социальную географию: Учеб. пособие /М.М.Голубчик, Э.Л. Файбусович, Н.Н.Логинова, В.П.Ковшов. Науч. ред. Ю.Ф.Дмитриевский. - Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1993. - 224 с.
3. Регионоведение: Учебник для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.
4 Родионова А.М. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 1998. - 152 с