Экономическая география и регионалистика



Содержание


1. Геополитическое положение России. Его оценка, изменение после распада СССР. Современные усилия России по его улучшению.............................. 3

2. Практическое задание................................................................................ 16

3. Отрасли специализации Северного экономического района............... 18

Список использованной литературы........................................................... 21



1. Геополитическое положение России. Его оценка, изменение после распада СССР. Современные усилия России по его улучшению


В конце XX - начале XXI столетия во взаимоотношениях между ведущими государствами мира все более значительную роль стала играть геополитика. Между странами развернулась ожесточенная борьба за обладание геополитическим пространством, главным образом в форме прямой экспансии. Противостоять ей можно лишь путем осуществления активных контрмер (по терминологии некоторых ученых - контракции). Не стоит в стороне от этих процессов Россия - великая евроазиатская страна.

Интересы Запада

В настоящее время идет планомерное наступление западных держав, прежде всего США, на геополитическое положение Российского государства. Это проявляется в различных формах: продвижение НАТО на Восток; сохранение против нашего государства экономических санкций; вытеснение России с мирового рыка оружия; инициирование территориальных претензий к ней; информационно-психологическая и религиозная экспансии.

Естественно, что основную угрозу геополитическому положению России составляют продвижение НАТО на Восток, освоение ею нового пространства, непосредственно примыкающего к границе России. Так, в ноябре 2002 г. Совет НАТО принял в состав блока страны Балтии - Эстонию, Латвию и Литву, что значительно обострило ситуацию в этом регионе в политическом, экономическом и военном положениях. В силу того, что не одно из названных государств не участвовало в подписании Договора об обычных вооружениях в Европе, НАТО получает не ограниченную никакими правовыми нормами возможность развертывать на территории стран Балтии любую группировку войск (сил). Подготовка в этом плане идет полным ходом.

Ежегодно в акватории Балтийского моря проводятся учения ВМС НАТО "Балтийская операция" и "Балтийский вызов", совершенствуется инфраструктура стран Балтии (например, на территории стран Балтии открыта станция НАТО по слежению за космосом), готовятся аэродромы и порты к принятию самолетов и судов НАТО.

Указанные меры и ничем не оправданная позиция Литвы к дальнейшему ограничению железнодорожных перевозок России через ее территорию в Калининградскую область создают значительные трудности в поддержании нормальной жизнедеятельности этого региона и функционирования основной базы Балтийского флота и группировки сухопутных войск.

Усложняет геополитическое положение России и стремление стран НАТО создать стратегические позиции в Закавказье (в Грузии и Азербайджане) и таким образом превратить Каспийский регион в возможный театр войны. И это недосужие размышления, а факты последнего времени.

Еще в 2001 г. на Конференции ассоциации армии США было заявлено, а затем внедрено в практику изучение в военно-учебных заведениях США Каспийского региона, который по запасам нефти стоит на втором месте в мире. С этой целью с 2001 г. Пентагон ежегодно в апреле месяце стал проводить компьютерные учения на самом высоком уровне, с привлечением представителей ведущих федеральных ведомств США, включая ЦРУ и Государственный департамент. При этом, как справедливо отмечает известный военный ученный В.Г. Резниченко, состав сил и средств, привлекаемый к учениям на Каспии, и разрабатываемые сценарии указывают на то, что этот регион Пентагоном выбран неслучайно, а в качестве "лекала", по которому определяются контуры будущих притязаний США.

Наконец, ярким свидетельством дальнейшей геополитической изоляции России является беспрецедентная перегруппировка сухопутных войск, авиации и сил флота США в Европе и на Дальнем Востоке.

С завершением войны в Ираке военно-политическое руководство США объявило о предстоящей в ближайшем будущем передислокации своих войск практически по всему миру. Особенно угрожающими для России являются переброски сухопутных сил и авиации (более 170 тыс. чел. и 340 самолетов) к границам России - в Польшу, Румынию, Болгарию, Азербайджан и Грузию. Буквально недавно одно из авиакрыльев самолетов "F-16" ВВС США было передислоцировано из Германии в Бялу-Подляску (Польша). Это всего в 1000 км от Москвы.

Своеобразный маневр войсками запланировали совершить США на Дальнем Востоке. Стремясь вывести свои группировки вооруженных сил из-под возможных ударов своих потенциальных противников и одновременно укрепить свое влияние в Юго-Восточной Азии, Соединенные Штаты намечают перестройку своих войск из Японии и Южной Кореи (всего около 85 тыс. чел. и более 350 самолетов) во Вьетнам (база Камрант), Филиппины и Австралию.

Пока неизвестно, куда Соединенные Штаты направят свою 200-тысячную группировку войск из Ирака.

Но цель всех этих маневров ясна - устранить, а при необходимости разгромить противника в любом регионе земного шара.

Иными словами, Пентагон стремится уже сейчас гарантировать достаточное военное присутствие на всех территориях, с которых они могут эффективно воздействовать на страны, не согласные с политикой Соединенных Штатов, одновременно не опасаясь за благополучие Северо-Американского континента. Вместе с тем не исключено, что объявленная США крупномасштабная перегруппировка своих войск и сил фронта является частью плана дезинформационных действий с целью усыпления бдительности своих потенциальных противников, в том числе России.

Ничем иным как осмысленной экономической блокадой России нельзя назвать существенные санкции против нее западных держав, в частности Евросоюза: сохраняющиеся демпинговые квотные и тарифные ограничения в торговле, особенно в торговле ядерными материалами; всяческие препятствия свободному взаимному доступу на рынке товаров и услуг, например сельскохозяйственной продукции; существование до сих пор не отмененной конгрессом США дискриминационной поправки Джексона-Венника; непонятные препятствия на переговорах о вступлении России во ВТО; нерешение проблемы транзита калининградских грузов; существование визового режима для россиян при поездке в страны Евросоюза.

Это далеко не полный перечень ограничений России со стороны США и других западных держав в мировом экономическом поле. Он значительно шире. Несмотря на то, что Россия стала равноправным членом клуба восьми наиболее развитых государств мира и существенно продвинулась по пути вступления во ВТО, ей предстоит напряженная борьба за экспансию на мировые рынки, окончательное преодоление экономической изоляции.

В настоящее время идет процесс вытеснения России западными державами с мировых рынков оружия. Уже и так ослабленный военно-промышленный комплекс (ВПК) России (всего 450 предприятий к концу 2005 г.) продолжает испытывать жесткий прессинг со стороны оборонного комплекса Запада. К тому же возникшие сложности в реконструкции ВПК России (после кризиса 90-х годов прошлого столетия его производственные мощности загружены лишь на 50%, а гособоронзаказом - и вовсе на 20%) не позволяют ему конкурировать на рынке, где все более доминируют гигантские военно-промышленные корпорации США и других западных стран. В силу указанных обстоятельств клиентская база российского военного экспорта все время сокращается, сохранив свои позиции лишь в Китае, Индии и некоторых государствах Юго-Восточной Азии.

В 2002 г. объем продаж российской военной техники на зарубежных рынках достиг 2,1 млрд. долл. и, по мнению российских военно-промышленных экспертных организаций, имеет тенденцию к повышению. Они заявляют, что до 2010 г. объем продаж Россией оружия и военной техники за рубежом может превысить 5 млрд. долл. По мнению зарубежных экспертов, выражающих интересы своих военно-промышленных кругов, в ближайшие 2-3 года российский военный экспорт начнет уменьшаться, и Запад каждодневно прилагает к этому свои усилия.

Определенной модой в начале XXI столетия стало на Западе и частично на Востоке инициирование территориальных претензий к России.

Так, например, даже такое миролюбивое государство, как Норвегия, предъявляет к нашему государству претензии на значительную часть акватории Баренцева моря.

В Финляндии инициируется движение за возврат ей Карельского перешейка и некоторых территорий Карельской Республики.

В Эстонии вынашиваются планы присоединения к ней района Пыталово и Печоры. Латвия недвусмысленно намекает о возврате ей части территории восточнее Лудзы.

В Литве, несмотря на ратификацию парламентами двух стран договора о российско-литовской государственной границе и разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море, раздаются голоса о восстановлении прав Литвы на акваторию Виштенецкого озера и нефтегазового месторождения в Балтийском море (зона Д-6).

Не остыли споры в Азербайджане по поводу присоединения к нему части Южного Дагестана.

Окончательно не сняты с повестки дня претензии Китая на ряд островов на р. Амур, а Японии - на возврат ей островов Курильской гряды и о. Сахалин.

Не однозначна позиция США по отношению к Чукотке.

В территориальной политике западных государств отчетливо просматривается и такая тенденция, как вытеснение России из зоны благоприятных климатических условий (Северный Кавказ, Поволжье, Приморье). Эта политика преследует далеко идущие цели: лишение России продовольственных ресурсов; ограничение ее жизненного пространства; создание условий для дробления ее на ряд маломощных, лишенных экономической самостоятельности, государств.

Указанные факты показывают, что Россия испытывает постоянное давление со стороны ведущих государств мира, направленное на ограничение ее геополитического пространства.

Сторонники глобальной изоляции России много внимания уделяют ограничению ее информационного пространства. Действительно, информационные потоки (печать, радио, телевидение) не обходят стороной ни одного уголка современного мира, оказывая непосредственное воздействие не только на политику, экономику, культуру, но и на все остальные стороны жизни общества. Поэтому в официальных руководствах, многочисленных книгах, статьях, в выступлениях на конференциях и симпозиумах, передачах по радио и телевидению отчетливо просматривается стремление США и их союзников всячески ограничить информационное пространство России, вытеснить ее из мировых информационных потоков.

По этому поводу известный американский политолог Г. Киссинджер заявил, что однополярность современного мира предполагает наличие и единого информационного мира в лице Соединенных Штатов Америки. А его единомышленник и собрат по перу З. Бжезинский идет еще дальше - он во весь голос говорит о закате не только советской, но и российской идеологии и пропаганды.

Особенно усердствуют в области наступления на информационное пространство России западные СМИ. Они договорились до того (например, радиостанция "Свобода"), что России сейчас не место в мировом эфире и она может довольствоваться лишь региональным радио и телевидением.

Более того, западные СМИ ведут непрерывные атаки на информационное пространство России, являясь основным рупором так называемой "информационной войны", ведущейся уже сейчас США и другими западными странами. Здесь и использование акций психологических операций, и тиражирование рекомендаций по проникновению в российские телекоммуникационные системы и многое другое.

Вытесняя Россию за рамки мирового информационного пространства, западные государства открыто заявляют, что их доминирование в глобальном информационном пространстве является стержневым направлением геополитики нового века.

Существенный ущерб сохранению территориальной целостности Российского государства наносит деятельность различных религиозных и миссионерских организаций, прежде всего таких, как Римская Католическая Церковь (Ватикан), Греко-Католическая Церковь, Украинская Автоклерикальная Православная Церковь и Центральное Духовное Управление мусульман России.

Масштабы этой деятельности позволяют говорить о своего рода религиозной экспансии, скрытой агрессии, явном экстремизме, основная цель которых - расчленить религиозные устои Российской Федерации, создать условия для отторжения ряда территорий от России. Конкретно это выражается в активизации использования иностранными государствами миссионерских структур в своих интересах; нарушении зарубежными миссионерами режима пребывания иностранных граждан в России; активизации деятельности иностранных религиозных организаций по вовлечению в свои ряды россиян, особенно представителей органов власти, деловых кругов, российского офицерского корпуса, и воздействия на них через членов семьи и лично; распространении деструктивных сект, объективно способствующих расколу общества и территориальной целостности Российского государства; стремлении некоторых иностранных религиозных организаций проникнуть в закрытые военные и научные учреждения и на важные объекты; проявлении инициативы зарубежных религиозных структур в организации по культурному обмену между странами; использовании иностранными религиозными структурами криминальных организаций для прикрытия своей противоправной деятельности.

К примеру, Ватикан вместе с Украинской Автоклерикальной Православной Церковью стремятся решить такую геополитическую задачу, как оттеснение России на Восток, лишение ее стратегического выхода в Черное и Балтийское моря. Мусульманская церковь, прежде всего ее ваххабитское крыло, проповедует планы не только полного отделения от России республики Северного Кавказа, но и других мусульманских национальных образований. Не остаются в стороне буддисты, призывая к выходу из Российской Федерации народов, исповедующих буддизм.

Есть ли выход из создавшегося положения?

Ответ России

Существенно укрепить геополитическое положение России могло бы укрепление ее экономического потенциала, который существенно подорван в последнее десятилетие. Но при существующем положении вещей (изношенность основных фондов, уменьшение доли в народном хозяйстве государственной собственности, всемирное культивирование точки зрения об отсутствии сейчас необходимости в крупных национальных проектах) это вряд ли возможно. Правда, Президент России в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 г. призвал в течение 10 лет удвоить ВВП. Такой рост нашей стране крайне необходим, но вряд ли он выполним из-за отсутствия консолидации политических обществ, разъединения интеллектуального потенциала сил, слабой поддержки власти общественно-политическими структурами, неэффективного сотрудничества парламента и правительства, нежелания совместного поиска ими оптимальных путей решения важнейшей экономической задачи страны.

В этой связи напомним, что при советской власти за первые две пятилетки (1929-1937 гг.) ВВП вырос на 4,3 раза. И это при отсутствии фундамента для развития промышленности, транспорта и сельского хозяйства, когда все приходилось строить по сути на голом месте.

Другая задача, которая стоит перед Россией в области экономического возрождения, - достижение конвертируемости рубля. С этим Президент России связывает особые надежды. По его мнению, это поможет укрепить связь экономики России с мировой экономической системой, вывести ее из тупика, в котором она очутилась в силу неудачных экспериментов с огульной приватизацией государственной собственности.

Может помочь оздоровлению экономики России последовательное проведение в жизнь налоговой реформы, внесение в нее ряда поправок и дополнений, в частности о переходе к среднесрочному планированию налоговой политики.

Сохранение и укрепление геополитического положения России немыслимо без последовательной и взвешенной внешней политики, где наряду с Президентом России важную роль должно играть Министерство Иностранных Дел. Как справедливо подчеркивал в своем Послании Федеральному Собранию В.В. Путин, основной задачей внешней политики является реализация наших национальных интересов на основе строгого соблюдения норм международного права. Однако, временами создается такое впечатление, что все основные вопросы внешней политики приходится решать самому Президенту страны, при весьма скромной роли МИД.

Следует помнить, что в современном мире отношения между государствами в значительной степени определяются существованием глобальных угроз различного характера - международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения, наркотиков, наличия вооруженных конфликтов различного характера.

Для предупреждения указанных угроз мировое сообщество должно иметь надежную систему международных организаций в лице ООН и ее Совета Безопасности. Но эти организации не всегда адекватно реагируют на международные катаклизмы и поэтому механизм принятия ими тех или иных решений нуждается в совершенствовании.

Безусловным внешнеполитическим критерием для России, надежным средством укрепления ее геополитического положения остается улучшение отношений со странами Содружества Независимых Государств. Пространство СНГ - это сфера стратегических интересов России.

В деле укрепления СНГ в последнее время сделано немало: заключены важные двусторонние и международные соглашения в политической, экономической и военной областях; близко к завершению создание Союза России и Белоруссии; создана Организация Договора о коллективной безопасности с участием России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении. Это позволяет России обеспечить стабильность и безопасность на значительной части постсоветского пространства.

Важным элементом внешней политики России следует считать последовательное широкое сближение со странами Запада и реальную интеграцию в Европу, налаживание взаимодействующих экономических и политических контактов со странами Западной, Центральной Европы и ЕС.

В Азии по-прежнему весьма актуальной остается проблема активизации контактов с Китаем, Индией, Ираком, Вьетнамом, возобновление переговоров о заключении мирного договора с Японией, укрепление Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), особенно после ее саммита в Москве (конец мая 2003 г.).

На Ближнем Востоке усилия России должны быть сосредоточены на участии в мирном разрешении арабо-израильского конфликта, восстановлении и укреплении контактов с Ираном, Сирией и Турцией.

Укрепление внешнеполитических связей России и США должно в обозримом будущем, видимо, строиться на взаимном разрешении международных проблем, строгом соблюдении Договора о СНП (иметь у каждой страны к 2010 г. не более 1700-2200 ядерных боезапасов), улучшении сотрудничества в рамках Соглашения России - НАТО.

Существенным элементом улучшения геополитического положения России является укрепление ее военной безопасности. На первом месте здесь стоит завершение военной реформы (переход в разумных пропорциях на смешанную систему комплектования Вооруженных Сил; оснащение ее современной боевой техникой и вооружением; укрепление территориальной обороны страны; переход на уставы и наставления нового поколения; совершенствование организационно-мобилизационной работы).

В частности, нельзя соглашаться с той точкой зрения, что для защиты России и ее союзников, а также эффективного взаимодействия с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами достаточно к 2007 г. иметь немногочисленную профессиональную армию. Однако достигнуть этого не так просто.

Расчеты показывают, что даже содержание 10-12 дивизий постоянной готовности Сухопутных войск может быть достигнуто не ранее 2020 г. Иллюзорен и перевод на профессиональную основу Внутренних и Пограничных войск, которые в настоящее время насчитывают около 400 тыс. чел.

Нуждается в корректировке и сокращение с 2008 г. продолжительности службы по призыву до одного года. Ничем иным как превращение Вооруженных Сил России в армию наемников без роду и племени нельзя назвать прием на профессиональную службу в российскую армию граждан из стран СНГ.

Серьезную тревогу вызывает слишком растянутая программа перевооружения Вооруженных Сил, рассчитанная до 2010 г. Если армия будет перевооружаться такими темпами, то она никогда не успеет за достижениями научно-технического прогресса.

Особенно остро стоит вопрос об укреплении и модернизации сил ядерного содержания. Превращение РВСН в род сил со всеми вытекающими последствиями говорит о многом, прежде всего об их роли и месте в обороне страны на современном этапе. Это же относится к сокращению количества в нашем ядерном арсенале стратегических подводных ракетоносцев.

Борьба за сохранение геополитического положения России не мыслима без четко организованной территориальной обороны страны как важного звена ее военной безопасности. Несмотря на придание на Западе силами специальных операций роли первого эшелона, у нас этот вопрос решается крайне медленно.

Не введено в действие Наставление по территориальной обороне, окончательно не определены сила и средства, привлекаемые к ведению территориальной обороны, не решен вопрос о создании для этой цели отрядов самообороны (типа истребительных батальонов периода Великой Отечественной войны), не отработано в полной мере взаимодействие силовых структур, участвующих в территориальной обороне; не просматривается развертывание партизанской борьбы против вторгшегося агрессора.

Замедлена разработка и ввод в действие новых уставов и наставлений для всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Причем в ряде проектов этих документов не наблюдается принципиального отхода от классических форм вооруженной борьбы периода Второй мировой войны. Эта же болезнь продолжает иметь место в военно-учебных заведениях страны. Слабо внедряются в практику войск вопросы информационно-психологического воздействия на потенциального противника.

В вопросах организационно-мобилизационной работы, имеющей в современных условиях исключительно важное значение, господствуют старые подходы к мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил. Сроки отмобилизования соединений и частей слишком велики. Причем это касается не только боевых частей и соединений, но и других войск (автомобильных, дорожных). Недостаточно используется в этом плане опыт зарубежных армий, где срок отмобилизования соединений бригадного типа сокращен до нескольких часов, дивизионного типа до 2-3-х суток.

Сказанное свидетельствует о том, что в самом остром вопросе обеспечения внешней безопасности страны пока больше вопросов, чем ответов. Видимо, потребуются огромные усилия Президента, Правительства, местных органов власти, всего российского народа, чтобы это положение поправить и не допустить дальнейшей утраты Россией своих геополитических позиций.

Выводы

1. В современном мире отчетливо просматривается стремление ведущих стран к дальнейшему ограничению геополитического пространства России и превращение ее во второразрядное государство, не оказывающее сколько-нибудь заметного влияния на мировую политику.

2. Геополитическая экспансия против России ведется во всех направлениях - политическом, экономическом, военном и с использованием всех сил, средств и методов, включая деятельность религиозных организаций.

3. В создавшихся условиях Россия должна активно отстаивать свои геополитические позиции, прежде всего в области экономики, внешней политики и военной безопасности.

4. Основным ориентиром в укреплении геополитического положения России может быть Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г., его критическое осмысление всеми социальными слоями общества и практическая реализация в самый короткий срок.


2. Практическое задание


Наименование и почтовый адрес: ОАО "Жировой комбинат", Екатеринбург

620085, Россия, г. Екатеринбург, ул. Титова, 24

телефон: +7 343 2254505, 2250291 факс: 2254505,

e-mail: sales@fatfactory.ru

Организационно-правовая форма предприятия: Открытое акционерное общество.

Год возникновения предприятия:

ОАО "Жировой комбинат" основан в 1959 году и на сегодняшний день входит в пятерку крупнейших российских предприятий отрасли.

Комбинат всегда делал ставку на техническое перевооружение и передовые технологии производства, что позволило сделать нормой высокое качество продукции при доступных ценах и сохранить конкурентоспособность. Без Жирового комбината трудно представить продовольственный рынок Екатеринбурга и Свердловской области. Наша продукция известна на всем Урале и далеко за его пределами.

На сегодняшний день ОАО "Жировой комбинат" - современное, динамично развивающееся предприятие с большим потенциалом и перспективами. Мы открыты для всестороннего сотрудничества.

Отрасль:

ОАО "Жировой комбинат" – лидер среди предприятий масложировой промышленности Уральского региона, входящий в пятерку крупнейших российских предприятий данной отрасли. Комбинатом выпускается широкий ассортимент продукции, высококачественной, вкусной, в красочной нарядной упаковке, разнообразной и доступной

Виды продукции: Ассортимент составляет более 50 наименований продукции - это майонезы, маргарины, подсолнечное масло, кетчуп, горчица, кулинарные и кондитерские жиры и мыло. По выпуску майонеза предприятие занимает ведущие позиции в России.

Майонез. Выпускается несколько наименований майонеза с массовой долей жира от 30% до 67%. Продукция фасуется в современные, экологичные и удобные в применении упаковки: стаканчики ПВХ (250г), стеклянные банки twist-off (250г, 340г), полимерные банки (900г), красочно оформленные пакеты-сашет (300г), полимерные бутылки с дозатором (350г), пакеты doy-pack (250г).

Маргарин. Ассортимент выпускаемой маргариновой продукции представлен бутербродными и столовыми маргаринами различной жирности.

Маргарины выпускаются в пачках массой нетто 125-1000г (столовые и бутербродные маргарины).

Кетчуп томатный. Соус-кетчуп томатный слабо-острый "Щедрое лето" содержит кусочки натурального чеснока, паприки и зелень.

Выпускается в стеклобанке twist-off (380г), пакетах doy-pack (280г) и пакетах-сашет (10г).

Горчица. Обладатель золотой медали "Знак качества XXI век" и лауреат конкурса "100 лучших товаров России" - горчица пищевая готовая "Русская" - это отличное качество и безупречный вкус.

Мыло. ОАО"Жировой комбинат" выпускает более 10 наименований мыла. Туалетное мыло марки "Детское" - "Детское", "Чебурашка", "Зайка" - по своему составу рекомендуются детям и людям с проблемной кожей. Туалетное мыло марки "Ординарное" - душистое и ухаживающее - дарит коже чистоту и свежесть. Мыло общегигиенического назначения имеет широкую область применения. Хозяйственное жидкое мыло прекрасно подойдет для стирки и др. хозяйственных работ. Для гостиниц предназначены маленькие кусочки мыла.

Мыло выпускается в открытом виде, красочных бумажных обертках или современной полимерной упаковке.

Численность занятых на предприятии:

Тесные производственно-технологические связи с: предприятиями Уральского региона.

3. Отрасли специализации Северного экономического района


Северный экономический район (Архангельская область с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области, Республика Коми и Республика Карелия). Площадь 1,5 млн. кв. км, население 5,7 млн. чел. Район находится на севере европейской части страны, имея самую протяженную морскую границу в западной экономической зоне, гранича с экономически развитыми районами страны, в частности Центральным и Северо-Западным, что стимулирует развитие его территорий. Здесь располагаются важные порты, через которые осуществляются внешнеэкономические связи страны - Мурманск и Архангельск.

Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, европейского центрального экономического района, Урала, Северо-Запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего зарубежья – это Норвегия и Финляндия.

Здесь сосредоточен один из наиболее крупных природно-ресурсных потенциалов европейской части страны, что способствовало формированию большого числа добывающих промузлов и центров. Из топливно-энергетических ресурсов следует отметить крупнейший (по запасам) в западной зоне Печорский каменноугольный бассейн (коксующиеся и энергетические угли). На востоке района располагается Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Крупные запасы газа разведаны на шельфе Баренцева моря (Штокмановское газоконденсатное месторождение-гигант), нефти - на шельфе Карского моря. В Республике Коми имеются запасы горючих сланцев (не разрабатываются), на юге района - месторождения торфа (Вологодская область).

Ресурсы металлорудного сырья представлены здесь железными рудами (вторая по запасам после КМА Карело-Кольская железорудная провинция), алюминиевыми рудами (нефелины Кольского п-ва и бокситы Средне-Тиманского месторождения в Республике Коми и Северо-Онежского бассейна в Архангельской области), запасами никеля в Мурманской области. Из неметаллорудных ресурсов следует отметить один из крупнейших в мире бассейнов фосфатного сырья - апатитов в Мурманской области. На западе района имеются крупные запасы слюды, а на востоке - поваренной соли. В Архангельской области находится крупнейший в европейской части страны бассейн алмазов (не разрабатываются). Богат район и разнообразным минерально-строительным сырьем: известняки, кирпичные глины, гранит, пески, строительный камень и др.

Одно из основных природных богатств района - лесные ресурсы. СЭР относится к лесоизбыточным районам. Его запасы составляют 9% российских. Большей частью они сосредоточены в Республике Коми, Архангельской области и Республике Карелия. Значительны запасы водных и гидроэнергетических ресурсов.

Население района составляет менее 6 млн. чел. В 1990-е годы оно сокращается из-за, во-первых, естественной убыли населения, во-вторых, миграции населения из северных районов. Относится к числу высоко урбанизированных регионов страны: доля городского населения здесь составляет 76% всех жителей, однако городов-"миллионеров" и развитых агломераций здесь нет. Наименее заселенный среди всех экономических районов европейской части страны: средняя плотность населения не достигает и 4 чел. на кв. км. Преобладает русское население, на востоке проживают коми и ненцы, на западе района - карелы и саамы. В связи с сокращением работ по освоению ресурсов в северных районах появилось избыточное население, требующее переселения в более обжитые районы страны.

В структуре экономики района преобладают отрасли, ориентирующиеся на использование собственных природных ресурсов. Межрайонное значение имеют черная и цветная металлургия, лесной комплекс, отдельные отрасли химического и агропромышленного комплексов, транспортные услуги.

Лесной комплекс играет ведущую роль в экономике СЭР. Он представлен всеми стадиями производственного процесса и развивается на базе собственных ресурсов. В больших масштабах получили развитие лесозаготовительная, лесопильная, целлюлозно-бумажная и мебельная промышленность, а также фанерное производство, деревянное домостроение, лесохимия (гидролизно-дрожжевое производство). Северный район вывозит наименьшее количество заготовляемой древесины в необработанном виде.

На базе собственных ресурсов получила развитие черная металлургия полного цикла (Вологодская область), алюминиевая (Республика Карелия и Мурманская область), медно-никелевая (Мурманская область) промышленность. Машиностроение развито относительно слабо и специализируется на выпуске продукции для внутреннего потребления. Химический комплекс представлен производством минеральных удобрений (азотных), фосфатного сырья, используемого на многих предприятиях страны для производства фосфорных удобрений. Из отраслей АПК межрайонное значение имеют молочное скотоводство и маслосыроделие, оленеводство, рыбная промышленность, а также льноводство. Межрайонные перевозки осуществляются по Северному морскому пути, берущему начало в Мурманске (круглогодично до Норильска). В осуществлении экспортно-импортных операций важную роль играют Архангельский и незамерзающий Мурманский морские порты.


Список использованной литературы


1. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 281 с.

2. Введение в экономическую и социальную географию: Учеб. пособие /М.М.Голубчик, Э.Л. Файбусович, Н.Н.Логинова, В.П.Ковшов. Науч. ред. Ю.Ф.Дмитриевский. - Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1993. - 224 с.

3. Родионова А.М. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 1998. - 152 с