Экономическая география и регионалистика



Содержание



1. Формы территориальной организации производства. Свободные экономические зоны в России

На территории России размещение производительных сил происходит в соответствии с законами природы и экономическими законами.

Территориальные формы организации производства: ТПК, промышленные районы, пункты; агломерация. Существуют два типа ТПК, влияющие на формирование экономических районов: 1) районные ТПК, образующие “костяк” целого района; 2) ТПК, основой которых выступает промышленный узел.

ТПК выступают не только в роли районообразующих факторов, но и оказывают существенное влияние на территориальное разделение труда, межотраслевые и отраслевые связи, а, следовательно, и на совершенствование границ района. Целостность района заключается в специализации хозяйства, его внутренних связях, т.е. в основе районообразования лежит процесс формирования промышленных узлов, ТПК.

Под районной планировкой понимают теорию и практику рациональной организации территории экономических или политико-административных районов. Типы районов: городские агломерации; районы сосредоточения промышленных ресурсов; районы отдыха; сельскохозяйственные районы. Важнейшая задача районной планировки – комплексное территориально-хозяйственное устройство проектируемого района.

В условиях перехода к рынку задачи районного планирования возрастут по следующим причинам: отсутствие плановых начал; отсутствие госзаказов по всем товарам, составляющим минимальную потребительскую корзину; банкротство предприятий; безработица; возросшая самостоятельность предприятий; конверсия предприятий ВПК.

Экономические районы изменяются в процессе развития производительных сил. Пересмотр сетки крупных районов неизбежен. Задача сочетания рыночного регулирования и территориального планирования требуют изменения методологии районирования. Предполагается выделить:

А) 18 экономических районов на территории РФ (Адамеску А.А., Кистанов В.В.). Это позволит: выделить в самостоятельные районы высокоурбанизованные территории (Москва, Санкт-Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений.

Б) 10 Экономических районов, являющихся одновременно субъектами РФ или административно-территориальными единицами (В.В.Воронин, М.К.Шишков).

Территориальной организации промышленности присущи следующие формы:

- ТПК: взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на конкретной территории, является составной частью единого народно- хозяйственного комплекса РФ;

- Промышленные узлы: экономически обоснованное и взаимосвязанное сочетание на определенной территории предприятий и учреждений производственной и непроизводственной сферы, обеспечивающих единство и комплексность развития данной территории;

- Промышленные районы: 1. Центральный район с преобладающим значением промышленного производства в качестве главной отрасли производственной специализации. 2. Отраслевой район, образуемый сочетанием и производственными взаимосвязями предприятий какой-либо одной или несколькими отраслями промышленности;

- Промышленные центры: населенные пункты, в которых промышленность является главной градообразующей базой и основной отраслью специализации;

- Промышленные пункты: население, возникшее при промышленных предприятиях, не имеющих тесных экономических связей с окружающей территорией;

- Агломерации: скопление населенных пунктов, особенно городов, в которых промышленные предприятия сыграют главную градообразующую роль.

Конечная цель всех форм территориальной организации промышленности заключается в их совершенствовании, научно обоснованном размещении по территории страны, получение максимальной отдачи при минимуме затрат.

Традиционной эффективной формой территориальной организации производительных сил являются территориально-производственные комплексы. В современных экономических условиях в стране создаются новые формы территориальной организации производительных сил. Среди них - наукограды и свободные экономические зоны.

Наукограды можно рассматривать как отечественную модификацию зарубежных технополисов. В России они формируются на базе "закрытых" городов - научно-производственных центров военно-промышленного комплекса. Их деятельность регламентируется Федеральным Законом "О статусе наукограда Российской Федерации", принятом в 1999 г. Для них установлены налоговые льготы и бюджетное финансирование при условии, что наукоемкая и высокотехнологичная продукция в общем объеме производства будет составлять не менее половины. Первые наукограды в стране создаются в городах Обнинск, Королев и Дубна.

Совершенно новой для нашей страны формой территориальной организации производительных сил в условиях экономических реформ являются свободные экономические зоны. В настоящее время в мире существует около двух тысяч разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ). В нашей стране их создание реально осуществляется с середины 1990-х годов. Основные цели формирования СЭЗ: привлечение иностранных инвестиций и инновационных технологий, зарубежного опыта управления предприятиями и фирмами, производство высокотехнологичной конкурентноспособной продукции, активизация развития отдельных территорий.

Создание свободных экономических зон предполагает реализацию ряда предварительных условий: льготные налогообложение и таможенная политика, инфраструктурная подготовка территории, обеспеченность квалифицированной рабочей силой и др. В настоящее время в России формируются СЭЗ в Калининградской ("Янтарь") и Магаданской областях, в г.Находка (Приморский край). На базе отдельных предприятий создаются свободные таможенные зоны.

Основными формами общественной организации производства являются концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация выражается увеличением мощности предприятий и происходит в результате установления большего числа однотипного оборудования (например, станков), роста мощности отдельных агрегатов (например, турбины) или зависит от запасов разрабатываемых ресурсов (в добывающей промышленности).

Специализация означает сосредоточение деятельности предприятия на производстве части продукта (подетальная специализация), определенного вида готовой продукции (предметная специализация) или выполнении технологической операции в процессе производства (технологическая специализация).

Кооперирование предполагает совместное участие специализированных предприятий в выпуске готовой продукции. Она способствует, в частности, объединению предприятий в территориально - промышленные (производственные) комплексы.

Наконец, комбинирование сосредоточено на производстве нескольких видов разнообразной продукции из небольшого числа видов исходного сырья. Оно складывается в результате, во - первых, последовательной переработки исходного сырья (например, металлургический передел, то есть получение чугуна, стали и проката), во - вторых, использования комплексного по составу сырья (например, в цветной металлургии, где руда содержит, порой, несколько десятков полезных компонентов), в - третьих, утилизации (переработки) отходов основного производства (например, производство азотных удобрений из коксовых и доменных газов на металлургических предприятиях).

2. Практическое задание №2


Наименование и почтовый адрес:

«Синарский Трубный Завод»

В 1992 году завод был пробразован в Открытое Акционерное Общество Синарский Трубный Завод ("СинТЗ").

Россия, 623401, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, Заводской проезд, 6

тел. +7-34378-63004, 63502

факс +7-34378-34701

e-mail: stw@kamensk.uralnet.ru

интернет: http://www.sinarsky.ru

Организационно-правовая форма предприятия: Открытое Акционерное Общество

Год возникновения предприятия:

Завод был основан в 1934 году, когда в регионе развернулось грандиозное промышленное строительство. Город Каменск-Уральский был выбран благодаря своему выгодному железнодорожному сообщению, наличию в окрестностях нескольких рудников, а также наличию людских ресурсов.

Входит в семёрку крупнейших специализированных предприятий России по производству стальных, нержавеющих и чугунных труб.

Шестьдесят пять лет богатейшего опыта, подкреплённые реконструкцией и организацией новых производств, а также коренным усовершенствованием существующих, сделали ОАО "СинТЗ" перспективным, открытым для делового сотрудничества партнёром.

Налаженная организация производства гарантирует тщательное исполнение обязательств по поставкам серийно выпускаемых труб.

Мобильность структур позволяет в короткие сроки осваивать и изготавливать продукцию с заказанными характеристиками размерного ряда, точности, длины, материала, прочности и специализированных свойств.

Качество исполнения заказов любой сложности гарантируется высокой квалификацией рабочих и инженеров десятитысячного коллектива предприятия, а также набором средств неразрушающего контроля и передовыми научными разработками лабораторий завода.

За год заключается свыше трёх тысяч договоров на производство и отгрузку заказов, более чем по 12 тысячам позиций. Продукцию СинТЗ используют все нефтегазодобывающие объединения, машиностроительные заводы, электростанции, многие строительные и коммунальные организации.

Синарский Tрубный Завод - современное, надёжное, динамичное, развивающееся предприятие.

Во втором полугодии 1998 Совет Директоров принял решение о создании Торгового Дома СинТЗ в целях концентрации снабжения производства и реализации товарной продукции. К решению поставленных задач новая структура приступила уже к концу 1998г., что благотворно повлияло на производственные показатели.

Являясь частью завода, Торговый Дом полностью исключает посредничество в цепи СНАБЖЕНИЕ-ПРОИЗВОДСТВО-РЕАЛИЗАЦИЯ. Его персонал, состоящий из высококвалифицированных специалистов, призван мобильно реагировать на все изменения рыночной ситуации и активно формировать заказы на заводскую продукцию, повышая ее конкурентоспособность.

Расширение и упрочнение контактов с поставщиками и заказчиками, изучение тенденций развития рынка, маркетинг и реклама - иными словами то, что обеспечивает продвижение продукции на отечественном и международном рынке - все это в компетенции Торгового Дома Синарского Трубного Завода - оперативной, развивающейся структуры.

Летом 1999 года завод отметил свой 65-летний юбилей. Сегодня он входит в семёрку крупнейших специализированных предприятий России по производству стальных, нержавеющих и чугунных труб.

Виды продукции:

·        Трубы стальные бесшовные горячедеформированные

·        Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные и теплодеформированные

·        Трубы бурильные

·        Трубы обсадные и муфты к ним

·        Трубы насосно-компрессорные и муфты к ним

·        Трубы газлифтные, нефтегазопроводные

·        Трубы стальные бесшовные для паровых котлов и трубопроводов

·        Трубы стальные бесшовные для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

·        Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные для судостроения

·        Трубы стальные бесшовные для маслопроводов и топливопроводов

·        Трубы стальные бесшовные высокого давления

·        Трубы стальные для трубчатых заклепок

·        Трубы стальные малых размеров (капиллярные)

·        Трубы бесшовные холодно и теплодеформированные из коррозионностойкой стали (общего назначения)

·        Трубы бесшовные из коррозионностойкой стали для энергомашиностроения

·        Трубы бесшовные особотонкостенные из коррозионно-стойкой стали

·        Трубы бесшовные холоднодеформированные из сплавов (сплавы на основе титана)

·        Трубы стальные свертные паяные двухслойные

·        Трубы чугунные

·        Трубы стальные электросварные

·        Стальная лента


чугунные трубы, находящиеся в свободном наличии на складе в г. Каменск-Уральский:

Из серого чугуна: диаметр 100мм - 95тн, диаметр 150мм - 246тн, диаметр 200мм - 220тн, диаметр 250мм - 89тн, диаметр 300мм - 241тн, диаметр 400мм - 117тн, диаметр 500мм - 98тн, диаметр 600мм - 1тн, диаметр 700мм - 4тн, диаметр 900мм - 9тн, диаметр 1000мм - 12тн;

Из ЧШГ: диаметр 100мм - 163тн, диаметр 150мм - 168тн, диаметр 200мм - 125тн, диаметр 250мм - 102тн, диаметр 300мм - 311тн, диаметр 400мм - 179тн, диаметр 500мм - 66тн, диаметр 600мм - 163тн, диаметр 700мм - 124тн, диаметр 900мм - 18тн, диаметр 1000мм - 39тн.

Данные по остаткам на 03.02.2004

Численность занятых на предприятии:

Синарский Tрубный Завод тесные производственно-технологические связи с:

ЗАО "Торговый Дом Трубной Металлургической Компании"

Россия, 620026, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 220

тел./факс +7-343-7863001

факс +7-343-7863001

e-mail: sinarsky@mail.ur.ru

интернет: http://www.sinarsky.ru

Россия, 623401, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, Заводской проезд, 6

тел. +7-34378-63719, 63039, 63001, 63076

факс +7-34378-63833, 63684

телеграф, телетайп УТРО, 348416, 348421

e-mail: stw@kamensk.uralnet.ru

интернет: http://www.sinarsky.ru

Платежные и отгрузочные реквизиты

CИНАРА Хандель ГмбХ

Дистрибьютор на внешних рынках

интернет: http://www.sinara.de

3. Отрасли специализации Волго-Вятского экономического района

Волго-Вятский экономический район (Нижегородская и Кировская области, Республики Марий Эл и Мордовия, Чувашская Республика). Площадь 265 тыс. кв. км, население 8,3 млн. чел. Расположен в бассейне среднего течения р. Волга и р. Вятка на транзитных путях, связывающих Центр РФ с Уралом и восточными районами страны в окружении развитых в экономическом отношении регионов.

Следовательно, Волго-Вятский экономический район занимает выгодное географическое положение среди индустриально-развитых районов Центра, Поволжья и Урала.

Среди всех экономических районов страны ВВЭР наименее обеспечен природно-ресурсным потенциалом. Из минеральных ресурсов можно отметить запасы торфа (левобережье Волги), фосфоритов (Кировская область), строительных материалов: песков, глин, гипса, строительного камня, цементного сырья и др. Главное богатство района - лес (левобережная часть района). В результате многолетней эксплуатации лесные ресурсы истощены, и заготовка древесины сокращается. Хорошо обеспечен район водными ресурсами.

Население района составляет 8,3 млн. чел. В 1990-е годы численность жителей сокращается в результате естественной убыли. Более 70% населения проживает в городской местности. Выделяется одна из крупнейших в стране Нижегородская агломерация. Средняя плотность населения свыше 30 чел. на кв. км, однако в левобережной части заселенность вдвое ниже, а в правобережной, наоборот вдвое выше среднерайонной. Национальный состав разнообразен: преобладает русское население, в республиках проживают чуваши, мордва, марийцы, татары.

ВВЭР представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью.

Волго-Вятский экономический район представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В структуре промышленного производства на долю машиностроения и металлообработки приходится 44,9%, что включает транспортное машиностроение, станкостроение и приборостроение, производство двигателей, инструментов и металлических изделий. Здесь выпускается продукция почти для всех видов транспорта - грузовые и легковые автомобили, автобусы, морские и речные суда, автомобильные моторы, дизели, краны и тормозное оборудование для железно- дорожного подвижного состава.

Высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность района представлена производством аммиака, азотных удобрений (сульфат аммония, карбамид), каустической соды, синтетических смол и пластмасс, ядохимикатов, продуктов органического синтеза и переработкой пластических масс.

Химическая промышленность и машиностроение работают в основном на привозном сырье и топливе. Район полностью ввозит для внутреннего потребления уголь, кокс, нефть, газ, чугун.

Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность базируется на местном сырье. Лесопереработка значительно уступает машиностроению и химической промышленности по объему производимой валовой продукции, однако ее значение как для своего, так и соседних районов, особенно безлесного Поволжья, очень велико. Наиболее богата лесными ресурсами Кировская область.

Основные технико-экономические показатели отраслей промышленности* района приведены в таблице 1.




Таблица 1

Отрасли промышленности

Количество предприятий, единиц

Среднеспи-сочная численность промперсонала, тыс. чел.

Структура товарной продукции, %

Среднегодовые ППОФ**, млн.руб.

Износ ППОФ**, %

Электроэнергетика

78

25,4

2,7

2646

39,6

Топливная промышленность

23

14,5

3,9

682

52,5

Металлургия

14

44,3

5,1

1054

58,3

Машиностроение и металлообра-ботка

3403

838,4

50,9

10267

49,2

Химическая и нефтехимическая промышленность

36

86,7

12,0

2868

53,5

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промыш-ленность

4008

145,6

7,6

1583

48,9

Промышленность строительных материалов

782

57,5

3,5

1344

39,0

Легкая промышленность

686

156,0

14,3

859

36,8

Итого

9030

1368,4

100,0

21303


Износ фондов в среднем по району 54,7%. * Без пищевой и прочих отраслей промышленности.

** ППОФ - промышленно-производственные основные фонды.


Основные отрасли промышленности в Волго-Вятском экономическом районе представлены следующими видами и объемами продукции: Сталь - 559 тыс.тонн; Прокат черных металлов - 588 тыс.тонн; Металлорежущие станки - 5,06 тыс.шт.; Автомобили - 285 тыс.шт.; Деревообрабатывающие станки - 1,85 тыс.шт.; Краны на железнодорожном ходу - 356 шт.; Спички - 998 тыс. ящиков; Бумага - 647,1 тыс.тонн; Картон - 169,6 тыс.тонн; Хлопчатобумажные ткани - 11,97 млн.кв.м; Льняные ткани - 11,80 млн.кв.м

Строительный комплекс Волго-Вятского экономического района обеспечен местными строительными материалами: цементным сырьем, гипсом, песком для строительных работ и строительным камнем.

Здесь производится: Цемент - 3,0 млн.тонн; Сборные железобетонные конструкции - 4,1 млн.куб.м; Стеновые материалы - 2,6 млрд.шт. усл. кирпича; Строительный кирпич - 2 млрд.шт. усл. кирпича.

По ряду стройматериалов (нерудные, мягкие кровельные материалы, сантехника) потребность строительства за счет местного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций - легких бетонов, деревянных, клееных, а также стальных конструкций, асбоцементных панелей.

Волго-Вятский экономический район имеет 9,9 млн.га сельскохозяйственных угодий, 7,5 млн.га пашни, 1,5 млн.га пастбищ, 711 тыс.га сенокосов. Сельское хозяйство района представлено производством зерна, картофеля, овощей, технических культур (лен, конопля, хмель, сахарная свекла, махорка), молочно-мясным животноводством.

Сельскохозяйственное производство имеет многоотраслевой характер.

При отсутствии четко выраженных направлений специализации отдельных хозяйств, сравнительно невысокой продуктивности и довольно высокой себестоимости сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, велики затраты труда на единицу продукции.

Количество фермерских хозяйств, функционирующих в регионе, невелико, средний размер земельного участка 28 га.

Транспортная система Волго-Вятского района включает все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный и трубопроводный. В районе эксплуатируется 3551 км железных дорог, в том числе 1755 км электрифицированных, свыше 35 тыс.км автомобильных дорог с твердым покрытием, 3,9 тыс.км речных путей. На 10 тыс.кв.км территории приходится 135 км железных дорог и 877 км автодорог с твердым покрытием. Грузооборот всех видов транспорта составляет около 200 млрд.тонн/км, большая часть перевозок приходится на транзит.

Территорию Волго-Вятского района пересекают железнодорожные магистрали: Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург - Владивосток, Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Рязань - Рузаевка - Самара. Выход на Печорскую дорогу дает линия Вятка - Котлас. По протяженности и густоте железных дорог район уступает Центру и Поволжью. Работа железных дорог тесно сочетается с работой речного транспорта. На территории Волго-Вятского района расположена часть Горьковского и Чебоксарского водохранилищ, среднее течение реки Волги с притоками Сурой, и Ветлугой, река Вятка. Водные пути судоходны от 180 до 200 дней в году.

Автомобильный транспорт по количеству перевозимых грузов в 2 раза превышает перевозки железнодорожного и речного транспорта вместе взятых. Почти все райцентры региона связаны с областными и республиканскими центрами автодорогами с твердым покрытием за исключением Кировской области (такой связи не имеют 7,7% райцентров).

Воздушное сообщение обеспечивается через аэропорты Нижнего Новгорода, Саранска, Чебоксар, Вятки, Йошкар-Олы. Здесь же расположены таможни.

Уровень развития средств связи в Волго-Вятском районе невысокий. Телефонная и телеграфная сеть района не отвечает современным требованиям.

Среди памятников отечественной культуры следует отметить музей-заповедник А.С.Пушкина в селе Большое Болдино. На территории региона расположено и уникальное Шайтан-озеро - единственное в районе карстовое озеро с плавающими островами и периодическими выбросами воды на поверхность.

В Волго-Вятском экономическом районе целесообразно инвестировать отрасли обрабатывающей промышленности, и прежде всего машиностроение, глубокую переработку древесины, производство качественно новых видов продукции легкой и пищевой промышленности.

Инвестирование строительства очистных сооружений и совершенствования технологических процессов в целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслях позволит, кроме улучшения экологической обстановки в районе, развивать на новом уровне эти перспективные в плане вложения капиталов отрасли

Таким образом, следует отметить, что в территориальном разделении труда район выделяется отраслями машиностроительного, химического и лесного комплексов. Главную роль в экономике района играет машиностроение. Наибольшее развитие здесь получило транспортное машиностроение, а именно автомобилестроение (производство легковых, грузовых автомобилей, автобусов), судостроение (по производству речных судов район занимает первое место в стране), авиастроение (выпуск самолетов для ВПК). Район занимает одно из первых мест в стране по выпуску электротехнического оборудования (электроламповое, кабельное оборудование и др.). Межрайонное значение имеют станкостроение (фрезерные и деревообрабатывающие станки) и инструментальное производство. Выпускается оборудование для химической, пищевой и лесной промышленности.

Химическая промышленность представлена выпуском синтетических смол и пластмасс, аммиака, соды, шин, резинотехнических изделий, азотных и фосфорных удобрений. В Нижегородском промузле действуют нефтеперерабатывающие заводы.

Лесной комплекс района включает все его основные отрасли - от лесозаготовки до лесохимии. Почти все предприятия лесной промышленности находятся в левобережной части, ориентируясь на ресурсы. В связи с их истощением заготовка древесины в районе сокращается. Получили развитие лесопиление, деревянное домостроение, фанерная, спичечная и мебельная промышленность, а также лесохимия. Имеется целлюлозно-бумажная промышленность: по выпуску бумаги район занимает третье место в стране, уступая лишь Северному и Уральскому экономическим районам.

К специализирующим отраслям экономики района можно отнести льноводство и хорошо развитое кожевенное и меховой производство.

Список использованной литературы


1. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 281 с.

2. Введение в экономическую и социальную географию: Учеб. пособие /М.М.Голубчик, Э.Л. Файбусович, Н.Н.Логинова, В.П.Ковшов. Науч. ред. Ю.Ф.Дмитриевский. - Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1993. - 224 с.

3. Родионова А.М. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 1998. - 152 с