www.gaysib.ru Сексуальная ориентация, гомофобия и равенство возможностей |
Доклад, который должен был прозвучать на Международной научно-практической конференции "Формирование гендернего паритета в контексте современных социально-экономических преобразований" Гендер - это пол, понимаемый не столько в биологическом, сколько в социокультурном смысле. Имеют ли отношение проблемы людей гомосексуальной (в том числе и бисексуальной) ориентации и трансгендерных людей к гендерным проблемам? В чем вообще состоит суть гендерных проблем? В фактическом неравноправии; в предвзятом отношении к одному из двух полов; в сохраняющемся патриархальном строе общества; в навязывании людям устойчивых стереотипов относительно их роли в семье/обществе/государстве. В чем состоит суть проблем сексуальной ориентации? В сущности, предыдущую характеристику можно повторить слово в слово. Хотя, разумеется, в этой области существует и своя специфика, наибольшее неприятие у общества вызывает именно несоответствие гомосексуалов и трансгендерных людей гендерным стереотипам. Шаг в сторону - попытка к бегству. Таким образом, с нашей точки зрения проблемы людей гомосексуальной ориентации и трансгендерных людей неотделимы от общих гендерных проблем и являются их составной частью. Возможно, не такой заметной и не самой значимой, но оттого не менее актуальной и болезненной. Специфика же состоит в первую очередь в том, что, в то время как гендерные проблемы практически во всемирном масштабе и уже достаточно длительный промежуток времени признаются актуальными и требующими немедленного решения, проблемы связанные с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью до сих пор сплошь и рядом встречают глухое непонимание, нежелание вообще иметь с ними дело, откровенную враждебность. Чтобы понять всю глубину гомофобии, пропитывающей наше общество, надо просто спросить у самого себя: хотел/хотела бы я, чтобы мой ребенок был лесбиянкой/геем? Я очень сильно сомневаюсь, чтобы в этой аудитории нашелся хоть один человек, который бы ответил на этот вопрос утвердительно. Большую часть, очевидно, просто возмутит само такое предположение. В представлении большинства, - даже в достаточно просвещенной и толерантной аудитории, - гомосексуальность сама по себе воспринимается как патология, неприемлемое отклонение, результат ошибки природы или воспитания. Немногочисленное наиболее терпимое меньшинство подумает о всех трудностях и испытаниях, через которые предстоит пройти такому ребенку и тоже скажет: нет, ни за что, не хочу ему такой судьбы - выглядеть уродом. Не быть, но даже выглядеть. И очень вряд ли кто подумает, что уродлив не этот человек, а общество, которое его так воспринимает. Что один прав - а все неправы. Что это общество больно и его нужно лечить. Что это мы все создаем эти проблемы, мы за них ответственны. Что корень проблем - не в гомосексуальности, а в гомофобии - и именно с этим нужно бороться. В отношении актуальности упомянутой проблемы: ребенок-гей - это не наша гипотетическая выдумка. Неоднократно, самыми различными методиками и разными учеными было показано: число гомосексуальных людей практически не зависит от конкретного общества и культуры и находится в районе 5-15 % от общей численности населения. От терпимости общества зависит лишь степень видимости, заметности этой социальной группы. Пусть это число равно 5 % - это означает, что в среднем в каждом учебном классе, в каждом трудовом коллективе, превышающем 20 человек встретится хоть один гомосексуал. Каждый двадцатый прохожий на улице, ребенок в каждой двадцатой семье - гомосексуален. Среди ваших родственников обязательно отыщутся геи и лесбиянки. Точно так же, как и геи, гомофобия встречается на каждом шагу и, что самое опасное - она не воспринимается как общественная угроза. Представьте себе, к примеру, солидного политического деятеля, который заявит, что терпеть не может евреев. Что нужно ограничить опасность, которую представляют негры для нашего общества. Уж тем более, что женщина - не вполне полноценный человек. Несмотря на то, что проявления антисемитизма, расизма или гинекофобии не так уж редко встречаются в нашем обществе, они получают в целом достаточно решительный отпор - сейчас просто невозможно быть ксенофобом в указанных аспектах и при этом иметь признанную репутацию порядочного человека. А вот гомофобом - ради бога. Представляется, что государственные органы, общественные организации и политические движения, которые собираются вести наше государство и общество к современным демократическим стандартам, должны уделить реальное внимание этой проблеме и включить воспитание терпимого и уважительного отношения к людям иной сексуальной ориентации в перечень своих задач. Проблема уважения и защиты своего достоинства - актуальнейшая проблема для каждого человека. Невозможно, однако, переделать все общество росчерком пера - на это требуются годы и годы. Невозможно приказать человеку относиться к другим так же, как бы он хотел, чтобы относились к нему. Можно, однако, - и достаточно быстро - установить равенство всех перед законом и ограничить возможности навязывать свое отношение к чему-либо в качестве решающего критерия. Хотя украинское общество достаточно толерантно (в сравнении с ближайшими соседями), а наше законодательство не содержит положений, в явном виде дискриминирующих граждан по признаку сексуальной ориентации, это не означает, что такой проблемы не существует. Если бы в законе было четко оговорено: дискриминация и разжигание ненависти по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности недопустимы - это, по крайней мере, не оставило бы сомнения в законности подобных попыток. А наша организация имеет немало свидетельств о случаях, когда люди страдали исключительно не за то, что они совершили, а за то, кем они являются. Кроме того, игнорирование специфических потребностей гомосексуальных граждан приводит к тому, что они на практике находятся в неравноправном положении по сравнению с большинством. Мало кому захочется всю свою жизнь прожить в одиночестве, абсолютно свободным от каких-либо прав (и сопутствующих им обязанностей) по отношению к другим людям. И общество, и государство только поощряют желание людей обзавестись семьей. Но только гетеросексуальной семьей. Геи и лесбиянки, точно так, как и все люди, тоже в массе желают иметь спутника жизни, - и желают, чтобы их семья рассматривалась на равноправной основе с остальными. Если вы имеете партнера противоположного пола, у вас есть выбор: вы можете либо оформить свои отношения, либо предпочесть совместное неформальное проживание. Даже в последнем случае новый Семейный кодекс Украины предусматривает защиту хотя бы имущественных прав партнеров. У гомосексуалов в Украине такого выбора нет. Вы можете прожить с одним человеком хоть всю свою жизнь - но не получить при этом абсолютно никаких прав, которые доступны кому угодно - право на брак ограничено лишь для душевнобольных. То, что однополые союзы в таких условиях все-таки существуют - а они существуют, поверьте нам на слово, мы знаем это не понаслышке - показывает, что глубина и сила чувств, потребность в семейной жизни у геев и лесбиянок ничуть не уступает тому, что есть у гетеросексуального большинства. В однополых семьях встречаются все те проблемы, с которыми сталкиваются гетеросексуальные союзы - и решить эти проблемы невозможно без соответствующей правовой основы. Украина намеревается достичь стандартов современного демократического европейского государства. Уже сейчас большая часть стран Евросоюза имеет законодательство, в той или иной способ регулирующее однополое партнерство. Многие из государств ЕС предусматривают общий запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Наконец, до конца следующего года все члены Евросоюза обязаны принять законодательные и иные меры по запрету на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации в трудовых вопросах. Наша организация считает своей задачей привлечь внимание к проблемам людей гомосексуальной ориентации и помочь в решении этих проблем в Украине. Мы считаем это частью общей работы по построению современного демократического общества в нашей стране. Мы понимаем, что построение такого общества невозможно без совместных усилий и взаимопомощи в решении как этой, так и других проблем, и что решить наши проблемы за счет и без решения проблем других социальных групп невозможно. Мы открыты для сотрудничества и надеемся на взаимопонимание. © При использовании обязательна ссылка на автора и сайт www.gay.org.ua |
01.07.2003 Андрей Кравчук |
www.gay.ru
ГОМО и ФОБИЯ |
Многие отмечают, что "фобия" и "гомо" стоят недалеко, взаимосвязаны. Прав Артемий Троицкий: "Мне непонятно, почему какой-нибудь Андрей такой-то активно не любит гомосексуалистов. Чем это, интересно, они ему так насолили? Может, ему еще имело бы смысл недолюбливать лесбиянок - по той простой причине, что они отбивают кадры у него самого. Логически это еще можно понять." Еще одна цитата, найденная на "Сеновале" Сергея Кузнецова: Где-то год назад одна моя знакомая шокировала меня, когда во время обсуждения репрессий, которым подвергались геи и лесбиянки, сказала: - Я считаю, что убежденных гомосексуалистов надо лечить. Я - достаточно бескорыстно - начал возмущаться, вспоминая нацистскую Германию и сталинскую Россию, и увлеченно говорил где-то минут десять. Дождавшись паузы в моем монологе, моя приятельница вставила: - И убежденных гетеросексуалов тоже. Макс Саблин. Портрет Национального Героя "Так и представляется картина "Президент и правительство читают письмо Александра Новикова". И хрясть по столу кулаком. "Швыдкова сняли. Дело в том, что мое письмо сыграло решающую роль", - доверительно сообщает корреспонденту "Советской Культуры" Новиков". Толерантность окупается В США было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что отношение к геям и лесбиянкам напрямую зависит от экономического состояния страны. Об этом мы недавно сообщали в «Радужных новостях». Представляем расширенную версию научного проекта Института Международной экономики. Патрик "Преодоление" Профессиональная гомофобия – это такая гомофобия, которая не брызжет слюной, а тихо и вкрадчиво объясняет геям, какие они все… пидарасы. Обзор гомофобных проектов Рунета. Выпуск 2. Патрик "Цирк с конями" "Обзирая" гомофобные проекты Рунета, я то хохотал до колик, то приходил в ярость. Возможно, мои комментарии субъективны (говорю о том, что вижу), но объективно то, что гомофобные сайты существуют и темы, обсуждаемые на подобных ресурсах, просто поражают воображение. Проблемы маленького гомофоба Том Круз опять в центре громкого скандала. На сей раз активисты Gay Rights требуют от актера денежной компенсации за хамские заявления в сторону геев, сделанные во время последнего процесса. Интересно, что адвокат Берт Филдс отказался вести дело Круза, заявив, что "несмотря на все экономические выгоды, мы не можем плюнуть в лицо остальным клиентам нашей фирмы, среди которых огромное число геев". "Удар по "Пробегу" 21 сентября главная улица Киева - Крещатик - стала ареной столкновения лесбигеевских организаций Украины и поддерживаемых правительством гомофобных сект и группировок нацистского толка. "Один день в школе для геев и лесбиянок" Для более чем миллиона нью-йорских детей начался учебный год. Каждый раз это сопровождается заботами о переполненных классах, ветхих школьных зданиях и прочем. Но ни одна из 1300 школ США не охвачена такой лихорадкой как маленькая Harvey Milk School (HMS), получившая имя убитого в 1978 году политика-гея из Сан-Франциско. "Российское гостеприимство" Уэйл, темнокожий гей, бежал из своей страны от дискриминации и угрозы расправы. Новая неласковая родина, Россия, расправилась с ним гораздо более жестоко: после бесконечных издевательств, Уэйла убили. "Размышления" Ватикана о геях" Католическая церковь не только заявила о своей радикально гомофобной позиции, но и считает себя вправе оказывать влияние на светские государственные структуры. "Практическая гомофобия для мальчиков" "Для садиста-гея нужен мазохист-проститутка; если мода на гомосексуальность не пройдет, жизнь на земле остановится" и так далее... Именно такие "умные" мысли старается вложить в сознание подростка новая книга из серии Практическая психология. "Охота ГОМов на геев" Если бы пострадавшие геи не обратились в милицию, никто бы и не узнал, что в Кыргызстане людьми, называющими себя сотрудниками МВД, ведется жестокая "охота" на геев - шантаж, вымогательство, избиение... "Другие" о "Других", или Новейшая история гомофобии "Другие"... Хорошо хоть не "Чужие"! Фильм о гомосексуалах - первая попытка с большого экрана в прайм-тайм поговорить о гомосексуальности беспристрастно - стал примером еще одного проявления гомофобии (пусть даже неосознанной) и абсолютного непонимания и геев и гомосексуальности. "Убей ближнего своего, или Апофеоз Разума" В форуме екатеринбургского сайта E1 на днях обсуждалась тема "Клон" - Епархия" в связи с публикацией письма иеромонаха Флавиана и священника Владимира Зайцева мэру Екатеринбурга А.М. Чернецкому. Помимо версий, для чего эта шумиха нужна Епархии, участники форума высказали мнения о том, какие меры надо предпринять для наведения порядка в России в целом и в Екатеринбурге в частности. "Не любим мы геев..." Основная причина гомофобии - страх. Страх стать таким же, страх "заразиться" и еще сотни страхов, порождающих чудовищные мифы о геях и лесбиянках. Особенно сильна тенденция списывать на геев все грехи мира в провинции. Соответственно 25,7% и 24,9% провинциальных школьников считают, что геев надо изолировать и принудительно лечить. "На ножах с гомофобом" Аферист, прибывший из России в Латвию и провернувший вместе с напарником несколько крупных дел в Риге и Юрмале, глупо погиб, доказывая приятелю на дуэли, что он не "голубой". Дэн Хили. Исчезновение русской "тетки", или как родилась советская гомофобия В России, примерно до 1870 года, половая близость между мужчинами традиционно облекалась в форму отношений господина и подчиненного. И лишь к концу XIX века сформировалось такое социальное явление как "тетки" - женоподобные мужчины, предлагающие секс по взаимному соглашению между равными по статусу мужчинами. Болезни роста социальной медицины Автор нового учебного пособия для ВУЗов прямо заявляет, что социальная медицина является "единственной инстанцией, которая способна контролировать эротическую сторону жизнедеятельности общества". Каким образом контролировать? "Купировать такие страшные для общественного здоровья явления, как перверсии". Все грани неприязни В материале проводится комплексное исследование гомофобии как явления: рассказывается о ее предпосылках, дается "портрет типичного гомофоба", а также, что наиболее интересно, на примерах рассматриваются случаи интернализированной гомофобии - неприязни, направленной геем или лесбиянкой на самого себя. Красная каббала Григорий Климов (избранные главы) "Анализ гомосекса" автор начинает с обзора гей-парадов. Праздники любви и свободы представляются Григорию Климову хорошо спланированными, проплаченными акциями, цель которых - привести общество к деградации и диктату "Гоминтерна". На MTV пришли "пидоры" В куплетах песни группы "Чугунный скороход" говорится о том, что натуралу закрыты все дороги, что везде - засилье пидоров. Если натурал хочет устроиться на работу, то надо подставить пидору Ж..., иначе не возьмут. Взгляд в будущее сочувствовать. К ним нужно относится со здоровым безразличием. Тогда, как считает И.С. Кон, можно будет сказать, что гомофобия исчезла. На такой оптимистической ноте Игорь Семенович Кон заканчивает свою книгу "Любовь небесного цвета". "Князь мира сего" Григорий Климов Нет, он не гомофоб, не антисемит и не псих. Просто всю жизнь он занимался "серьезной научной работой" и понял, что вокруг - одни жиды, масоны, пидоры, лесбиянки-садистки и, конечно же, психи. То есть, свихнулись все, кроме него... Я их ненавижу Он ненавидел геев, но влюбился в своего друга. Правда, слишком поздно. Чужой Этот жизненный сюжет невозможно описать, его надо прожить вместе с главным героем. Мучаясь вместе с ним, так же как он, ожесточаясь. А потом, к финалу, отойти и посмотреть на весь этот ад со стороны... Иначе можно сойти с ума. Другая жизнь или Под голубыми небесами... "... нас убивают, избивают, шантажируют. В общем, мы - несчастные люди, что тут говорить. Но это мой крест. Я таким родился и ничего нельзя изменить". Эти слова принадлежат самому обыкновенному парню-гею из провинции, днем работающему на стройке, а вечером снимающемуся на автобусной остановке. Жизнь так коротка... Трагедия, случившаяся с американским парнем более двух лет назад, стала символом тупой бессмысленной жестокости. Америка - страна политкорректности - была потрясена: Мэтью Шепарда убили только за то, что он - гей. Гомофобия: природа гетеросексуальности Частный взгляд на причины возникновения гомофобии как одной из сторон гетеросексуальности... Перед лицом диктатуры гомофобов По мнению Дмитрия Лычёва, розовые времена ельцинского потепления по отношению к геям прошли. Россия сбросила маску либерализма и показала свое настоящее гомофобное лицо. Силы нет - с умом надо! Ты оказался наедине с маньяком или "ремонтником"? Главное - не паниковать, а вспомнить приемы самообороны: как психологической защиты, так и некоторых боевых приемов. Можно ли "вылечить" гомосексуальность? Большинство россиян считают гомосексуальность болезнью или распущенностью. "Голубая" смерть Существует ли специфика убийств в гомосексуальной среде? "Убийство оно и есть убийство. И никакой особой специфики нет", - считают специалисты. Свои, чужие... и третьи "Нетрадиционная" сексуальная ориентация есть норма существования человечества, как биологического вида. "Мнение молодого специалиста, не нагруженного догмами классической науки" Кто боится "голубых" и "розовых"? Почему женщины относятся к однополой любви терпимее мужчин? Везунчики Они счастливы, несмотря на косые взгляды и ухмылки. Им завидует Капа Деловая. Голубые лобби Газета "Правда" "раскрывает" глаза на голубые лобби в правительствах США и России Гомофобы - натуралы или гомосексуалы? Наука пытается разобраться в этом непростом вопросе. Кто и зачем разоблачает скрытых гомосексуалов? "Охотой на "скрытых" гомосексуалов занимаются, прежде всего, патологические гомофобы, которым всюду мерещится "гомосексуальная зараза". Нередко за их одержимостью стоят собственные психосексуальные проблемы, чаще всего - подавленный и неосознанный гомоэротизм." Профессор Игорь Кон. Голубые ели в Кремле. И пили тоже. Заметка из газеты "Совершенно секретно", подробно описывающая упомянутую в книге А. Коржакова "гомосексуальную оргию", происшедшую на квартире Сергея Б. "От заката до рассвета". Голубая команда Глава из книги А. Коржакова, повествующая о "голубой команде" бывшего пресс-секретаря Вячеслава Костикова. "Заговор педерастов" Удивительный материал попал к нам в руки. Было неясно, куда же его помещать - в юмор или в гомофобию? Слишком уж наивны и смешны приводимые в нем доводы. Решили - в "гомофобию". Ведь для автора ничего смешного нет. "Мир "голубых" - хищный и жестокий мир". И теперь этот "мир" грозит человечеству "голубой чумой"... Признание бывшего гомофоба Письмо из эхоконференции ru.sex.gay. Налет на клуб "Шанс" 25 июля 1997 года в клуб ворвались люди в масках с автоматами и, зверски избивая подряд всех, залив помещение кровью, увезли часть людей в неизвестном направлении. Что делать, если задержала милиция? Что делать, когда угрожают по телефону? Главы из Энциклопедии экстремальных ситуаций Анатолия Гостюшина. Беспринципный правдолюб Бывший министр РАИС, журналист Андрей Черкизов рассказывает о своей гомосексуальности, шантаже и своем отношении к обществу и гомофобии. Тестирования на гомосексуальность Что отличает многих геев от основной массы людей - сексуальная ориентация и работа. Гомофобия = гомосексуальность? 2000 лет сексофобии (к юбилею христианства) Ни одна религия мира в дохристианскую эпоху не ставила себе цель бороться с сексуальными наклонностями своих последователей. Только христианская церковь с маниакальной одержимостью вытравливала из своей паствы все мысли о сексе. Тем не менее, о себе она не забывала даже в однополых отношениях. В Содоме не было содомского гpеха Действительно ли город Содом был уничтожен за половые сношения между мужчинами? Гей-путеводитель: ссылки на страницы "гетеросеков/гомофобов" Страницы "убежденных гетеросексуалов". |
Культура скинхэдов, гомофобия и лесбийская любовь.
Большинство скинхедов в U&A и Европе являются антирасистами, но как ни странно и в пределах антирасистского движения бритоголовых случаются расколы.
Есть группировки антирасистских скинхедов, которые, к примеру, могут нападать на левых скинов или гомосексуалистов. Т.е. как бонхеды нападают на цветных и евреев скины, которые причисляют себя к антирасистскому движению могут нападать на геев или на RASH-скинов, обвиняя последних в излишней политичности.
Но на всякое действие найдется свое противодействие. Например, скинхеды анархистского толка или скины-большевики выступают против ВСЕХ форм дискриминации, в том числе и гомофобии. Мы пробуем изменить этот мир, а не как, к примеру, традишинал или шарпы оставаться на уровне "секс, драки, пиво", мы хотим обьяснить обществу и людям, называющими себя, к примеру, антирасистами, что гомофобия и расизм - две стороны одной монеты. Ведь посмотрите, любая правая партия выступает против геев, но в тоже время неконсервативные правые партии не выражают ненависти к лесбиянкам.
Почему? Очень просто: "Лесбийская любовь это красиво, а гомосексуализм это ужасно" любят твердить партийцы. Они видят лесби, как продукт. Они видят женщин, как некую часть, по праву принадлежащую им. А лесби они видят именно, как продукт. Они думают, что за однополыми отношениями стоит лишь один секс. Для них лесби это лишь порнофильм за просмотром, которого можно неплохо размять правую руку.
А геи для правых скинов, да и вообще правых не имеют чести жить на земле. Однажды один наци-скин сказал замечательную фразу, полностью отражающую неприязнь правых к геем: "Пидор не может быть скином. Скином может быть только настоящий мужик".
Правые видят мужское начало только в штанах защитного цвета, бомбере и военных ботинках. Всё. Не личность, не мысли, не желание, не в конце-концов пороки и слабости ими не учитываются. Им это не нужно, они "псы войны". Вы, наверное, забыли настольную книгу "интелектуальных" наци-скинов "Заводной апельсин"? Почитайте. Насилие, подчас ничем не обоснованное есть карма фашистов. Свою нелюбовь к геям бонхеды обьясняют тем, что те, как и люди с другой кожей портят общий вид белой расы. Давайте проанализируем нелюбовь к цветным, за что наци-скин нападает на человека с темной кожей? Ну, в провинции понятно, "потому-что так везде делают". Один наци-скин хвастался, как они со своим другом завалили чернокожего парня на землю, тот закрыл лицо руками и, что-то запричитал.
(Бл#дь! Попробовал ты бы так себя вести где-нить в Гарлеме.) На вопрос зачем и за что, "ну просто....он же ниггер".
В деревне тоже местная одуревшая от маковой соломки и ничегонеделанья ходит бить дачников. За что? Так надо! Т.е. расизм на уровне среднего класса идет далеко не из-за ненависти к инородцам, а от проявления комплекса "свой-чужой". Он не такой, значит он плохой.
Ну, это в провинции, а в столицах? Там нацисты путаются в своих же мнениях. В одной статье, к примеру, они могут доказывать, что кавказцы или негры отбирают у местных рабочие места, в другой, что они не работают, а только лишь воруют и грабят.
Уже и СМИ и официальные органы, насквозь прошитые нитью "национальной идеи" и кавказофобии со скрипом признали, что большинство преступлений, которые совершаются не россиянами имеют прямо отношения к приезжим с Украины. Ну, основной мотив своей неприязни к "черным" бонхеды обьясняют тем, что те привносят свою культуру, обычаи и т.п. в жизнь "арийцев". Вот тут то и оно! Наци-скины консервативны и патриархальны, они просто боятся инородцев. Боятся того, что те привнесут что-то новое, еще что-то неизведанное в быт и культуру. Поэтому они боятся и геев. Именно боятся, поэтому и ненавидят их за свою слабость, слабость незаметную на уровне человеческих общений, но заметную на уровне ментальном, метафизическом.
Откуда этот страх? Быть может из-за того, что фашисты не смогут влиять на общество, видя, как оно меняется? Они просто не будут успевать придумывать способы давления на общественное сознание.
Приведу пример: Начало 70-х. Итальянское общество взорвали акты возмездия "Красных бригад" чиновникам и буржуям, начался передел сознания общества. Забастовки, стачки, революционное насилие - все это пугало консервативных чиновников и фашистов. Общество выходило из-под контроля. Чиновники пытались загасить очаги сопротивления жестоким полицейским террором, а фашисты устраивали террористич. акции, причем зачастую без какого-либо мотива. Взрывы в людных местах, на площадях и т.п. акции были показателем испуганного бессилия правых сделать, что-либо, для предотвращения общественного прогресса. И такое происходило не только в Италии. В Германии, когда RAF пытались поднять общество на классовую войну, во Франции, когда начались молодежные бунты 68-го реакция фашистов была точно такая же - пустое, никак не объяснимое насилие, причем насилие не против представителей какой-либо нации, или класса, а именно против общества в целом. Т.е. гомофобия и расизм имеет одно начало. Страх перед неизвестным, страх перед будущем. Мы не понимаем, почему люди называющие себя антифашистами не выступают против гомофобии, ведь это таже дискриминация.
Но не все так плохо в скинхед-движении. Такие культовые Oi!-группы, как Redskins, Sham 69 выступали против гомофобии. Многие скинхеды устраивали и устраивают акции в поддержку против дискриминации геев и лесбиянок. Во многих городах Европы создаются организации наподобие G.S.M (Gay Skinhead Movement), многие Oi!-группы начинают пропагандировать сопротивление гомофобии и невежеству. Самая известная Oi!-группа состояща из геев была в Сан-Франциско в начала 90-х, называвшаяся Pink Triangle (Розовый треугольник - этим символом обозначались гомосексуалисты в Нацистской Германии, черный треугольник был, к примеру, у цыган). Скинхеды RASH-SHARP всегда выступают против гомофобии и всегда солидарны с гей-скин движением.
Источник: www.rash.hostmos.ru
"Голубой", "голубой" - не хочу служить с тобой |
27.11.2003 20:36 Вопрос о том идти в армию или нет у многих молодых людей призывного возраста вызывает однозначно отрицательную реакцию. В один голос все бубнят о дедовщине, ужасных условиях службы, чувстве социального дискомфорта и прочих причинах, мешающих проявить свои патриотические устремления. Призывники фактически получают юридическое образование, штудируя положение о воинской повинности в поисках статей, дающих основание "откосить" от службы, их мамаши и папаши теряют энное количество драгоценных нервных клеток, а некоторые и внушительную сумму в рублях или же другой конвертируемой валюты, перекочевывающей в карманы военкомов, "забывающих" о существовании такого призывника, а также врачей, выписывающих необходимые справки о наличии у призывника заболевания, не позволяющего ему служить. В то же самое время военкоматы жалуются на постоянный недобор и несознательность современной молодёжи, манкирующей своими обязанностями, забывая при этом о том, что есть категории граждан, горящих желанием пожертвовать двумя годами, а то и больше, своей жизни на пользу Отечеству. Эти самые категории обивают пороги военкоматов и чиновничьих кабинетов, взывают к мировому сообществу, жалуясь на дискриминационную политику, проводимую в их отношении российским правительством и Министерством обороны. И всё бы ничего, если бы этими категориями граждан не были... женщины и геи. И о последних стоит сказать особо Яблоком раздора стало вступившее в силу 1 июля 2003 года "Положение о военно-врачебной экспертизе", которым определяется порядок медицинского освидетельствования лиц, призываемых в ряды вооруженных сил России, а также перечень заболеваний, несовместимых с прохождением военной службы. Среди прочих медицинских противопоказаний к воинской службе есть пункт о том, что таковыми считаются "расстройства половой идентификации и сексуального предпочтения". Вот за него-то и уцепились желающие избежать службы, "закосив" под представителя нетрадиционной сексуальной ориентации, так и поборники прав последней, добивающихся уравнения прав сексуальных меньшинств с остальными гражданами. Впрочем, следующий пункт вносил определённое уточнение: "сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство". Таким образом встал вопрос о том: считать ли гомосексуальность некой патологией или нет. В результате, под нажимом ли "защитников прав человека" или же от осознания собственной ошибки, но председатель центральной военно-врачебной комиссии Минобороны РФ, генерал-майор медицинской службы Валерий Куликов огласил следующее: "новое положение о военно-врачебной экспертизе, введенное в действие с 1 июля 2003 года, не запрещает служить в армии лицам нетрадиционной сексуальной ориентации". "В медицине нет такого диагноза - гомосексуализм. Это не медицинский вопрос. В принятой Всемирной организацией здравоохранения классификации болезней такого заболевания нет. Новое положение о военно-врачебной экспертизе основывается на международных нормах, поэтому гомосексуалисты оцениваются на общих основаниях на предмет годности к военной службе. Если он психически, физически здоров, то он годен и идет служить", - пояснил В.Куликов. Таким образом, российские секс-меньшинства фактически добились признания своей полноценности на государственном уровне. Правда, надо признать, что проблему недобора призывников военкоматы не решат. По свидетельству военкомов, подобным способом "откоса" пользовались практически только в Москве. Менталитет провинции несопоставим со столичной "продвинутостью" и даже если и потенциальный призывник действительно имеет несколько иные склонности сексуального характера, то придать огласке этот факт он попросту не решится. Олег Козлов, председатель военно-врачебной комиссии Военного комиссариата Иркутской области, говорит, что по крайней мере за последние 15 лет ни один юноша на заявлял на комиссии, что он любит мужчин и поэтому не может служить. Правда, у любителей свободной любви проблемы могут возникнуть уже в части и об этом честно предупредил Валерий Куликов, посоветовав геям не афишировать свои наклонности: "В армии таких не любят и их просто побьют", - заметил он. Однако, в той или иной степени разрешив эту проблему, в будущем военкоматы могут столкнуться (и уже сталкиваются) с другими проявлениями нетрадиционности. Забавный случай произошёл в Иркутской области. Девушка сменила пол и отправилась вставать на воинский учет. Врачи райвоенкомата обратились к коллегам в комиссариат области: что делать с девушкой-юношей? Ни в одном положении такой пикантный момент не прописан. Поэтому порешили признать "юношу" негодным (негодной?) к службе в армии, так как у него (нее?) имеется эндокринное заболевание. В общем, всё это больше напоминает плохой анекдот, за которым скрывается гораздо более серьёзная проблема. Что же это у нас за армия такая, в которую рвутся женщины, гомосексуалисты, транссексуала и прочие представители "экзотической фауны" и слубжы в которой избегают представители "традиционной ориентации"? Выходит, что самые большие патриоты в России - это...? Вопрос. ПРАВДА.ру |
Святая гомофобия |
Известно, что отношение ортодоксального иудаизма к гомосексуальности резко отрицательно. Мы хотим познакомить вас с двумя текстами на данную тему. Как ортодоксальный иудаизм относится к гомосексуализму - как к болезни, извращению, психическому расстройству? Что делать человеку, имеющему подобную склонность с рождения? Одинаково ли отношение иудаизма к гомосексуализму и гомосексуалистам? Что вы думаете по поводу решения американских раббаев признать право гомосексуальных пар на совместную жизнь, на брак и его освящение? Тора не занимается установлением исходных причин сексуальных перверсий. Ее запреты абсолютны и не зависят от того, чем именно вызвано то или иное отклонение от нормы. У человека может быть врожденная склонность к агрессии и насилию, но это не отменяет запрета "не убивай", а клептомания вовсе не отменяет запрета "не укради". Во всех подобных случаях на эти формы поведения наложен запрет Торы, вне зависимости от вызвавшей их причины. Что вообще толкает людей на совершение подобного рода грехов? В одних случаях это может быть элементарная бездумность, в других - психическая травма или уродливое воспитание, в третьих - психическое расстройство, в четвертых - генетическая предрасположенность или еще что-нибудь - для иудаизма это не существенно; подобными вопросами занимаются эксперты: генетики, сексопатологи, психиатры. Тора же устанавливает законодательные и этические рамки, определяющие поведение человека, нормы, придающие целесообразность и осмысленность его жизненному пути. И даже если человек имеет подобные склонности от рождения, это не дает ему права на их реализацию. Он обязан бороться со своими страстями, сколь сильными они бы ни были, пусть мучаясь и страдая, однако воздерживаясь от совершения запрещенных поступков. Таково его личное испытание и служение. Среди повелений Торы, регламентирующих сексуальную жизнь человека, есть как повелевающие, так и запрещающие заповеди. Так, есть заповедь "плодитесь и размножайтесь" ("Брейшит", 9:7) и предписание, выводимое из слов пророка: "…не для запустения (Б-г) сотворил ее (землю), а для заселения создал ее…" (Йешаягу, 45:18). Наряду с этим в книге "Ваикра" (гл. 18) и в некоторых других местах Писания перечисляются запреты. В частности, по интересующему нас вопросу говорится: "И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной: мерзость это" (18:22). Важно понять контекст этих слов Торы и мировоззренческий контекст их применения. В книге "Брейшит" повеление плодиться и размножаться предваряется запретом проливать кровь человека. Комментируя этот фрагмент, мудрецы Талмуда сравнивают уклоняющегося от исполнения заповеди продления рода с убийцей. Кроме того, такой человек унижает достоинство сотворенного по образу и подобию Б-га, поскольку в том же шестом стихе сказано: "…ибо по образу Всесильного создал Он человека". Итак, иудаизм категорически запрещает гомосексуализм. Вместе с тем самого гомосексуалиста Закон не выделяет в какую-то особую категорию грешников. Наказание, которое предписывается Торой за совершение этого греха, такое же, как и за нарушение субботы. По некоторым мнениям, такого человека нельзя считать десятым в миньяне и, соответственно, вызывать к Торе. Однако это не означает, что ему нельзя заходить в синагогу и молиться в ней. Тем более он не освобожден от исполнения всех остальных пре дписаний и запретов Торы. Таким образом, Тора не перечеркивает личность гомосексуалиста раз и навсегда, сфера пресечения его поступков ограничена сферой действия греха, он, как и любой нарушитель-грешник, не лишается права и возможности исправиться и вернуться. Комментарии к упомянутому решению реформистских раббаев были бы излишними, поскольку они произвольно разрешают и "освящают" все, что им заблагорассудится. Что делать, они вынуждены так поступать, поскольку само название течения обязывает их непрестанно реформировать и деформировать традиционные еврейские ценности. Не считая себя обязанными исполнять заповеди Торы, они вывели себя за рамки иудаизма по определению. Их последний шаг не вызывает у нас ни оторопи, ни шока - а чего еще от них можно было ожидать? В Чикаго, например, и в Лонг-Айленде уже давно есть специальные "темпли" - "синагоги" для гомосексуалистов и лесбиянок. А несколько лет назад было принято решение, согласно которому и те, и другие могут быть раббаями общин. Сегодня во всем мире постоянно усиливаются тенденции к отмене любых рамок и границ, снятию всяческих ограничений, и немудрено, что в таких условиях реформисты находятся на гребне популярности. Однако если общество в качестве ориентира избирает поддержку и поощрение разного рода отклонений, то человеку, не склонному к таковым и оставшемуся в пределах нормы, следует не спешить перекрасить волосы в фиолетовый цвет или "украсить" с помощью пирсинга различные органы тела, а, подумав, признать, что само общество уже нуждается в услугах то ли психолога, то ли психиатра. Ни для кого не являются секретом взгляды ортодоксальной общины Израиля на однополые отношения. Перед вами статья, опубликованная в одном из бесплатных субботних листков, распространяемых среди религиозных евреев в Бней-Браке. Раввин Адин Эвен Исраэль (Штейнзальц) jewish.ru |
Святая гомофобия - 2 или Мерзость однополой любви. |
Автор: Рав Шломо Авинер Перевод: Risky. Вопрос: Почему мужчина, который избрал для себя жить с мужчиной, вызывает у других чувство омерзения? Ведь его выбор продиктован его внутренним миром, его природой и его естественными стремлениями и пристрастиями! Таким он создан на хромосомном, гормональном, морфологическом и психологическом уровне! Таким его сотворил Всевышний, и не может быть, чтобы всемилостивый Господь в данном случае не дал бы мужчине возможность жить так, чтобы ему было хорошо, и лишил бы его предмета его гомосексуальной любви, или лишил бы женщину ее лесбийской любви. Этот мужчина ТАКОЙ, а не другой - по рождению, под влиянием окружения или в силу психосексуальных факторов, и у него нет свободы выбора другого пути. Возможно, он и хотел бы жить по-другому, но все эти факторы лишают его возможности выбора. Ответ: Прежде всего, не стоит говорить и решать от имени Творца. Никто тебя не выбирал его официальным пиар-представителем и не признавал пророком. Даже если бы ты был пророком, тебе пришлось бы под страхом смертной казни перед галахическим судом свидетельствовать против религии Моше. Не нами определено, что это - мерзко. Об этом гласит танахический стих устами Творца мира и человека: "мерзость"! ("Ваикра", глава 20, стих 13). Конечно, Господь Б-г любит свои творения и желает им счастья. Именно поэтому он ограждает человека от бездны мерзости. Даже без помощи мудрости Торы всем нам понятно, что это - мерзость и что человек женится в том числе и для того, чтобы иметь детей. Тот факт, что явление распространено, не умаляет мерзости этого деяния, и эти люди представляют всего лишь меньшинство, которое существовало во все века, и к нему всегда относились как к мерзости, даже если порой предпринимались попытки смыть с него это ужасное позорное клеймо. Что касается базового аргумента, что человек лишен свободного выбора вследствие своих неправильных наклонностей, то как раз наоборот, именно по этой причине он обладает возможностью выбора. У человека, праведного по природе, нет этой свободы выбора, как уверяет Раби Моше Хаим Луцато в своей книге "Путь Б-га". Свободный выбор, утверждает Раби, существует только тогда, когда добрые и дурные побуждения уравновешены. Если бы одно из двух возобладало, то всё было бы изначально предрешено. Существуют различные побуждения, а в сущности, их бесконечное множество. Можно говорить по меньшей мере о 613 побуждениях - по числу заветов Торы. "И то, и другое сделал Бог" ("Коэлет", глава 7, стих 14), на человека возложено принимать решения и вести борьбу. Конечно, в каждом человеке не присутствуют все существующие в мире дурные побуждения. У каждого свои побуждения и своя борьба. Поэтому сказано: "В чем доблесть? В обуздании инстинктов". ("Авот", глава 4, стих 1), но это значит: "своих инстинктов", но не "инстинктов ближнего". У одного мужчины порочное влечение к мужчинам, у другого - дурная наклонность к женщинам, и каждый из них должен обуздать свои инстинкты и жить праведной жизнью с женой. У каждого - свои побуждения. Ты возразишь: но ведь дурное побуждение сильно. Но ты должен знать, что доброе побуждение против дурного также сильно. Радуйся тому, что когда ты обуздаешь дурное побуждение, у тебя останется праведное побуждение - сильное и благое. У каждого свои побуждения, и за них судим будет. У каждого свои грехи, и он является их заложником и имеет склонность приобретать новые. Поэтому в Торе сказано так: "Страх перед грехом предшествует мудрости" ("Авот", глава 3, стих 9). "Страх перед грехом", но не "страх согрешить", потому что это грех этого человека, за который он будет судим, и с этой целью он и послан в этот мир - чтобы победить свои греховные побуждения и инстинкты. В этом и заключается предназначение человека, и за это он будет удостоен чистоты и святости. Это возможно. Свобода выбора существует. Вопрос в том, веришь ли ты в эту свободу?! Если нет, то можно стереть, Б-же упаси, всю Тору. С Б-жьей помощью, существует свобода воли, за исключением случаев крайних душевных расстройств, на психопатологическом уровне инстинкта, не поддающегося контролю и обузданию. В этом случае человек освобождается от исполнения заветов как не ведающий, что творит. Он - это уже не он. Слава Б-гу, есть лекарства, которые могут ему помочь. Но сейчас речь идет не о душевнобольных, а о человеке с инстинктом, поддающимся обузданию. Замри, сын Сало, совершил неблагопристойные действия с мидиянкой на глазах у всего народа. Странно, что если он решил согрешить и предпочел дурное побуждение благому, почему тогда он не сделал этого втайне и почему возжелал женщину привселюдно? Раби Цадик а-Коэн из Люблина говорит, что Замри решил, что соблазн и вожделение в данной ситуации настолько сильны, что этому невозможно сопротивляться, и он как бы принуждаем к этому поступку. Речь здесь зашла о принципе, и Замри совершил грехопадение публично, на глазах у всех. Нет! Мы не можем выносить свой вердикт в этом случае. Этот мир сложно устроен. Он предусматривает множество испытаний и необходимость борьбы. Иногда даже великие мира сего, такие как царь Давид, принимают неверные решения в этих испытаниях. Мы всего лишь люди, а не ангелы. Но после неудач мы должны возвращаться в лоно веры и не тешить себя созданием теории о том, что это вовсе не грех. Такая снисходительность присуща идолопоклонничеству (Иерусалимский талмуд, 77, 81): "Всё позволено, всё благочестиво, поступай по своему желанию, главное - удовольствие". Тора не допускает такой снисходительности! Одни вещи дозволены, другие непозволительны! Нужно преодолевать и бороться! Все мы боремся, жестоко и тяжело. Взрослый холостой мужчина, борющийся со своим инстинктом и побеждающий - чист! Честь ему и хвала! У каждого свои побуждения - у мужчин, у женщин, у детей. Разве в этом всё дело?! Дело в том, что речь идет здесь о мерзости. Есть конечно, и другие мерзости. Вы ошиблись или, как говорил Бар-Кафра: "Мерзость - это то, в чем вы заблуждаетесь" ("Недарим", 51,1). Это не женщина, а мужчина - вы ошиблись адресом. Не важно, идет ли речь об инстинкте, являющемся следствием дефекта в хромосомной стуктуре или отклонения гормонального либо психосексуального характера, или же о побочном проявлении комплекса неполноценности. Это всё равно, что микроб. Да, действительно, многие болезни вызываются микробами. Но это не дает им право называться нормой. С ними надо бороться. Различные генетические и психологические исследования служат объяснениями из области "врага нужно знать в лицо". Не стоит принимать сторону врага - его надо уничтожить. "Не может быть, чтобы Всевышний лишил меня предмета моей гомосексуальной или лесбийской любви": ты здесь не в праве распоряжаться - ты не у себя дома и не в луна-парке, где нам дозволено играть сколько душе угодно. Это - мир "работы", как сказано в первой главе "Месилат йешарим". Разумеется, мы не знаем, что суждено Господом каждому из нас. Но мы пока еще живем не в райском саду, а в мире работы, порою тяжелой работы, и человек должен брать на себя ответственность. Брать на себя ответственность, и не в искаженном понимании этого понятия: существует запрет Торы, а у тебя есть противоестественное влечение, и ты сможешь идти у него на поводу, но при условии, что несешь ответственность... Здесь верно противоположное: это ненесение ответственности! Нести ответственность означает: у меня есть свобода выбора, я несу ответственность за свои поступки, но мне нельзя грешить! Такова суть исповеди "Ашамну" ("Мы согрешили", "Орот а-Тшува, 16, 1). Конечно, нельзя сказать: "он согрешил", "ты согрешил", "согрешила хромосома", "виноват гормон", или психосексуальное расстройство. Нет! Я согрешил, я виноват! Вы, конечно, можете возразить, что фраза "Я виновен" звучит удручающе. Удобнее искать причину во внешних факторах. Но только не в данном случае: "я невиновен" - вот это удручает, потому что это путь в никуда. Но если происходящее зависит от меня, я могу найти выход в этой жизни. "Если ты веришь, что можно испортить, ты должен верить и в то, что можно исправить", - говорит Раби Нахман из Брацлава. Есть и другие формулировки, например: "я обязан самому себе", но это просто смешно: "я должен выгнать свою жену, потому что я нашел красивее ее и я обязан самому себе, я должен быть счастливым и быть вместе со своей любимой". Какая аморальность! Ты обязан?! Кто постановил?! Дело в ином: тебе так хочется. Есть стремление к дурному. Ты обязан своей животной натуре, сатанинской стороне твоей сущности. "Всевышний не лишит меня любви к моему любимому" - нет, он лишит, потому что это любовь не той чистой души, которую тебе дарует Господь. Эта любовь - проявление животной сущности, сидящей в тебе. Поэтому можно лишить, и не только можно, но и должно - это исполнение завета и обязанность. Только тогда ты обретешь свое счастье. Ибо счастье исходит от благой души, от божественной души. Но прежде нужно уверовать в это. Ты сможешь получить помощь и поддержку и преодолеть это состояние. Если ты чувствуешь в себе противоестественные побуждения, свяжись с телефонной консультацией "Совет во спасение" ("Эцат нефеш", 02-6541899). Если ты, упаси Б-же, зашёл уже слишком далеко, обратись к S.A. - "Анонимным сексоголикам", группе поддержки и помощи самому себе, состоящей из таких же, как ты, и оказывающих помощь друг другу по системе двенадцати шагов (02-6769583). Женщины могут обращаться в Центр помощи для религиозных женщин (02-6555744). Многие преодолели в себе это и поняли, что можно продолжать жить без этого, можно создать семью и быть счастливыми в браке. Мы не утверждаем, что всё это просто. Всем нам нелегко. Из этого, несомненно, есть выход. Эта проблема разрешимая. Или тебе удастся полностью избавиться от этого побуждения, или ты научишься обуздывать и побеждать его. Но только не выстраивай новую идеологию и не превращай понимание причин в основу для оправдания этого. Не превращай тезис "узнай врага в лицо" в "перейди в стан врага", а причинную обусловленность - в детерминизм. Да, у каждого явления свои причины, а каждая причина влечет за собой следствия, но не поэтому существует детерминизм, система, предопределенная "слепой Фортуной", будь она античным языческим божеством или же научно обоснованным расчетом. Ведь вопрошаемый - порицаемый, а дающий разрешение достоин презрения. Господь ниспошлет нам свою милость и даст нам сил и доблести возвести надежные стены в стране Израиля, и на всех снизойдет чистота. AGUGA.org |
ФОБИЯ, психическое расстройство, при котором человек непроизвольно испытывает болезненный страх, вынуждающий его избегать относительно безопасных ситуаций или объектов. Хотя причины фобий сложны и не до конца поняты, эти расстройства, вероятно, развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью, в своем семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной.
Типы фобий. К простым фобиям относят страхи замкнутого пространства, высоты, врачебных или зубоврачебных кабинетов, а также животных – насекомых, змей, птиц, собак. К социальным фобиям относят страх говорить, есть, пить или расписываться в присутствии других людей. Чаще всего встречается агорафобия и клаустрофобия, наиболее сильно нарушающие дееспособность человека. Они характеризуются страхом и избеганием ситуаций, порождающих у данного индивида одновременно испуг и ощущение отрезанности от источников безопасности, таких, как дом, знакомый человек или «своя» территория. Агорафобия может проявляться как страх открытых пространств, клаустрофобия – как страх замкнутых пространств, толпы, лифтов, самолетов, туннелей и др.
Симптомы. В силу сложных причин у человека, страдающего фобией, в соответствующей фобической ситуации, как правило, возникает состояние паники. В дальнейшем, предвидя повторное попадание в подобную ситуацию, он автоматически начинает ощущать страх и избегает ее, чтобы спастись от паники. Приступы страха бывают сопряжены с такими психическими явлениями, как дезориентация, чувство нереальности и искаженное восприятие своего внутреннего состояния и внешнего окружения. Возможны физические ощущения типа головокружения или потери равновесия, сердцебиения, расстройства зрения, слуха, глотания и дыхания. Иногда наблюдаются и другие физические симптомы: тошнота, боли в животе, проблемы с мочеиспусканием и дефекацией, мышечное напряжение, дрожь или онемение.
Процесс развития фобии. В фобической ситуации страх неконтролируемо растет и усиливается по мере того, как в воображении разрастается опасность. Человек все более сосредоточивается на дискомфорте, вызванном фобической реакцией, и все менее ориентируется на то, что может его успокоить. Возникает убежденность в том, что сейчас произойдет что-то ужасное – смерть, сердечный приступ, сумасшествие. Это и есть паническое состояние. Оно настолько мучительно, что человек пытается избегать любых ситуаций-стимулов, в том числе слов, образов и воспоминаний, которые могут инициировать фобическую реакцию. Обычно больной обнаруживает, что эта реакция ослабевает или исчезает в присутствии вызывающего доверие близкого человека.
Лечение. Его цель состоит в том, чтобы развить у человека способность встречаться лицом к лицу с фобической ситуацией и пребывать в ней, а также в том, чтобы убедить его на опыте, а не интеллектуально, что ситуация на самом деле неопасна. С помощью индивидуальных, ранжированных по сложности заданий пациента пытаются научить сильнее реагировать на реальные успокаивающие аспекты ситуации и слабее – на воображаемую угрозу.
Доказана высокая эффективность различных форм лечения методом погружения в реальную ситуацию. Обычно в процессе лечения участвует человек, вызывающий доверие пациента и хорошо понимающий его. Присутствие такого помощника создает основу для восстановления более реалистичных способов реагирования в фобических ситуациях, снижает уровень страха и повышает чувство реальности. Еще одна желательная цель терапии погружением – добиться понимания больным факторов и процессов, которые усугубляют либо облегчают фобическое поведение. Другие признанные методы лечения включают различные формы психотерапии, поведенческой терапии и гипнотерапии.
По сообщениям различных лечебных центров, за прошедшие 10–15 лет отмечается поразительный прогресс в лечении фобий, особенно при комбинации индивидуальных и групповых методов терапии. Существуют также особые программы для пациентов, боящихся покидать дом и его окрестности. Кроме того, помочь страдающим фобиями способны магнитофонные записи терапевтических курсов, заочные курсы и группы друзей по переписке.
ФОБИЯ (греч. phobos — страх, боязнь; синоним — страх навязчивый), навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситуаций; содержанием фобии может быть любое явление обыденной жизни. Фобия элементарная — фобия, ограниченная отдельным, конкретным предметом или явлением. Применительно к сексологии см., например, Онанофобия, Коитофобия.