Содержание

Введение. 3

1. Состояние современного рынка труда. 4

2. Социально-экономические последствия безработицы.. 5

3. Основные направления политики борьбы с безработицей. 7

4. Роль службы занятости в процессах регулирования рынка труда. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение


По мере изучения экономических процессов стала накапливаться вполне достоверная информация о причинах возникновения безработицы, тенденциях роста слоя безработицы, изменениях в его структуре и составе, о роли в его пополнении различных слоев населения из разных регионов страны, о материальном положении, социальном самочувствии и поведение безработных.

Такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по профподготовке, поиску работы и трудоустройству, вновь оказались в центре внимания. Поэтому данная тема является актуальной. И несмотря на то, что эти направления политики на рынке труда не новы, они в наибольшей степени способны удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости. Политика на рынке труда вполне может улучшить макроэкономические показатели.

Основной целью работы является исследование проблем, отражающих достаточно широкий спектр существующих на сегодняшний день проблем рынка труда в целом и особенно проблем безработицы.  Интересным для изучения представляются проблемы формирования рынка труда, его развития, а также механизмы регулирования и решения проблемы занятости населения.  При анализе состояния современного рынка труда необходимо остановиться на следующих проблемах:

1. Рассмотрение характеристик   рынка труда.

2. Последствия безработицы, проблемы ее регулирования.

3. Направления  политики борьбы с безработицей и процессов регулирования рынка труда.       

Для получения наиболее достоверной информации и адекватного современной ситуации положения дел в работе были использованы в качестве источников литературы статьи из периодических изданий.


1. Состояние современного рынка труда


В настоящее время происходит трансформация российской экономики в рыночную, которая предполагает не только коренные изменения в отношениях собственности, способах макроэкономического регулирования и других атрибутов, но и формирование институтов рынка труда, построенных на принципиально ином, чем ранее, фундаменте. На рынках труда неравновесие – норма, а совпадение спроса и предложения приходится рассматривать как редкое, непродолжительное и неустойчивое состояние. Основное влияние на конъюнктуру рынка труда оказывают социально-экономические, демографические и природно-ресурсные факторы.  

Становление рынка труда – процесс  длительный. Его состояние в нашей стране далеко от стадии нормального функционирования. Создание атрибутов рынка труда пока отстает по своей динамике от некоторых других сфер экономики, таких как финансовый сектор. Данные обстоятельства становятся дополнительным фактором, часто негативно влияющим на динамику занятости и безработицы. (3, с.16)

Для достижения стабильного прогресса в деле возвращения к полной занятости (но не на основе продолжения политики ограничения спроса) требуются фундаментальные изменения институтов, позиций, а также нормативов и положений, регулирующих социально-экономическую систему вообще, и рынок труда в частности.

Политика на рынке труда может улучшить макроэкономические показатели, если перед ней поставлены правильные цели. В связи с этим такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по профподготовке, поиску работы и трудоустройству, вновь оказались в центре внимания. Несмотря на то, что эти направления политики на рынке труда не новы, они в наибольшей степени способны удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости. (5, с. 28)

2. Социально-экономические последствия безработицы


Повышенное, даже обостренное общественное внимание к процессу формирования в России массовой безработицы обусловлено, прежде всего, самим фактом постоянного и существенного возрастания числа людей, которые потеряли и (или) не могут найти регулярную оплачиваемую работу.

Первоначально преобладающей формой реакции на данный процесс стал поток так называемой алармистской публицистики, то есть получивших распространение в начале 90-х годов пророчеств скорой потери работы для десятков миллионов людей и, соответственно, тотального обнищания большинства населения страны, его всеобщей маргинализации.

По мере изучения стала накапливаться вполне достоверная информация о тенденциях роста слоя безработицы, изменениях в его структуре и составе, о роли в его пополнении различных слоев населения из разных регионов страны, о материальном положении, социальном самочувствии и поведение безработных. Как известно, рост безработицы связан с необходимостью снижения издержек производства. Теоретически эту проблему предприятия могут решать либо сокращая часть работников, либо уменьшая оплату труда. (2, с.9)

Невысокий уровень безработицы в России 90-х годов (в сравнение с другими странами) – та  оборотная сторона значительного сокращения оплаты труда. Снижение заработков в полтора-два раза точно соответствует снижению объемов производства и делает возможным сохранение избыточной рабочей силы в сочетании с полузанятостью. Реальное значение замены безработицы снижением зарплаты и сохранением излишней занятости зависит от того, в каких формах, какими средствами эта процедура осуществляется. Показательно, что сокращение рабочего времени и расширение практики административных отпусков никогда не становилось причиной трудовых конфликтов. Основная масса работников сознает или инстинктивно ощущает, что для них частичная занятость – меньшее  зло. Безработные оценивают свое материальное положение, ситуацию в экономике и обществе в целом примерно так же, как большинство занятых, а настроения тех и других не слишком различны. (5, с. 29)

Среди безработных много тех, чей жизненный уровень снизился очень сильно – до  низшей черты бедности, кто отчаялся обрести былой социальный статус и потому крайне негативно оценивает как происходящие в стране перемены, так и перспективы ее развития. Они отброшены в положение маргиналов и ощущают себя маргиналами. Хотя и в том слое много тех, кто успешно противостоит процессу маргинализации и более или менее успешно решает свои материальные проблемы.

Отход от плановой системы управления экономикой, становление новой социально-экономической системы и рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости. Можно констатировать существенную реструктуризацию отраслевой занятости. Об этом свидетельствует абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании.

Легализировалась и получила быстрое распространение на территории России безработица в связи с сокращением спроса на рабочую силу. Появились рынки детского, молодежного и женского труда, лиц пожилого (после пенсионного) возраста. Активизировались процессы текучести, высвобождения рабочей силы, трудовой миграции. Активно развивается неформальный сектор, стимулируя рост занятости в так называемой теневой экономике. Многоплановость реструктуризации занятости, как отличительная черта трансформации российской системы занятости на современном этапе, является результатом разнонаправленного воздействия широкого спектра факторов ситуационного и специфического действия. Они сопряжены с реализацией долговременных стратегических целей и ориентиров правительственной политики в области социально-экономического развития. В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором увеличения социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной нестабильности. Тенденции в социальной стратификации российского общества, перекос в сторону преобладания бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены рассмотренными деформациями занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и работающих бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетной сфере. (4, с.207)

3. Основные направления политики борьбы с безработицей


Важнейшим приоритетом экономической политики государства в части борьбы с безработицей на современном этапе становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала. К числу основополагающих принципов борьбы с безработицей на всех уровнях ее реализации с учетом ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся: 

·                 обеспечение свободы выбора рода занятий (в том числе предпринимательской деятельностью) и личной ответственности за выбор и результаты;

·                 создание возможностей работы по найму за достойное вознаграждение (установление экономически справедливой цены труда) как предпосылки и условия мобилизации потенциала трудовой активности;

·                 законодательное и институциальное обеспечение взаимодействие интересов труда и капитала под контролем государства.

Политика занятости, как важнейшая составляющая социальной политики, должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. (8, с.36)        

Представляется актуальным изучение влияния развития новых форм собственности и разнообразия видов деятельности на отраслевую структуру занятости, занятости в теневых структурах – на процессы социальной стратификации.

Переход к устойчивому росту и созданию новых (в том числе технологически прогрессивных) рабочих мест возможен только на основе преодоления инвестиционного кризиса и привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. Наряду с разрушительными экспериментами последние годы принесли нашей экономике немало институциональных инноваций, которые в после кризисной перспективе смогут оказывать позитивное влияние на хозяйственную систему и рынок труда. Это демократизация управления (как принцип, потому что в реальной жизни пока чаще наблюдается анархия, чем демократия), частная собственность как общественный институт (пока сильно отягощенный абсурдами приватизации и массовым криминалом), незрелые, но развивающиеся механизмы рыночной конкуренции. (2, с.11)

 В то время как цены большинства товаров сравнялись с мировыми или превзошли их (что особенно распространено при бартерных сделках на внутреннем рынке), цена труда удерживается на низком уровне. С точки зрения теории рыночного равновесия, это при прочих равных условиях понижает уровень безработицы. Но в то же время заниженная заработная плата обостряет социальные проблемы, понижает трудовую мотивацию работников и не стимулирует предприятия к технологическому совершенствованию рабочих мест. Стабилизация ситуации на рынке труда требует изменения подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

·             Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешне экономической политики с системой целей регулирования рынка труда.

·             Особая задача – регулирование  внешнеэкономических связей в интересах занятости;

·             Согласование социально-демографической, миграционной политики с целями и приоритетами регулирования рынка труда;

·             Трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения. (5, с.31)

Среди приоритетов: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп.

В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ. Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически и экономически (с точки зрения конкурентоспособности продукции) прогрессивных рабочих мест должно рассматриваться как генеральное направление регулирования рынку труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из государственного бюджета, за счет собственных средств предприятий и кредитных ресурсов. (3, с.18)


4. Роль службы занятости в процессах регулирования рынка труда


Активные меры способны сократить структурную безработицу путем содействия в поиске рабочего места и поддержания непрерывного контакта безработного с рынком труда, улучшая в то же время их профессионально- квалификационные характеристики и трудовые навыки. Кроме того, активные программы могут стать полезным инструментом для улучшения возможностей низкоквалифицированных рабочих и длительно безработных. Разработка и исполнение активных программ находятся в ведении службы занятости.

Ее значение состоит не только в предоставлении соответствующих услуг как таковых, но и в том, что она играет центральную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда. Эти связи находятся в зависимости от множества отношений, возникающих при обращении каждого безработного за поддержкой. По этой причине службе занятости отводится роль центрального инструмента государственного влияния на рынок труда.         Результативность политики на рынке труда в значительной мере связана с эффективностью действий государственной службы занятости. Любые действия стоят денег и они должны быть эффективными не только для оправдания больших общественных расходов на них, но и в первую очередь для оказания заметного эффекта на безработицу. В этом вопросе решающую роль играет как разработка высококачественных программ и услуг, так и система финансового управления ими. Служба занятости не является и не может являться единственным государственным институтом, оказывающим регулирующее воздействие на рынок труда. Однако большинство других инструментов регулирования рынка труда, как правило, формируют благоприятный фон для устойчивого его функционирования преимущественно косвенными средствами.    Служба занятости обеспечивает это регулирование через непосредственный контакт с безработными. Реализуя программы и предоставляя услуги незанятым гражданам, она является одним из немногих инструментов прямого государственного воздействия на рынок труда. Таким образом, статьи, включенные в реферативный обзор, наиболее адекватно отражают спектр существующих на сегодняшний день проблем трудовой сферы, а также связанных с ними проблем социального, экономического, финансового и правового характеров. (6, с. 73-75)

Современная служба занятости строится на следующих принципах, способствующих повышению эффективности программ и услуг на макро- и микроуровнях: 1. Интеграция ключевых функций службы занятости: посредничества при подборе работы и работника; управление выплатами пособий по безработице; направления граждан на активные программы.

2. Стратегия активного вмешательства с целью снижения продолжительности безработицы.

3. Применение внутренних индикаторов эффективности программ и услуг службы занятости.                4. Переход от традиционной оценки деятельности по степени выполнения планов расходов к оценке работы по результатам для клиента как показателя конечной эффективности расходов. (7, с. 28)        

Большей эффективности работы службы занятости можно добиться, если обеспечить тесную координацию и сотрудничество:

 * между подбором работы и выплатой пособий, что позволяет эффективно применить тест на готовность к работе;

* посредничеством в поиске работы и активными программами профессиональной подготовки;

* администрацией, занятой выплатами пособий, и подразделениями, занимающимися направлением безработных на активные программы. (6, с. 76)

Многие страны, ранее следовавшие путем разделения функций, сегодня меняют свои концепции. В Российской Федерации служба занятости изначально создавалась как институт, объединяющий все три основные функции. Характер политики вмешательства должен быть различен в начале периода безработицы и после многих месяцев, проведенных в поисках подходящего места. Чтобы обеспечить более рациональный выбор, определить периодичность и степень вмешательств в течение периода безработицы, необходимо устанавливать некие нормы относительно того, что должно быть, с одной стороны, правом, а с другой - обязательством безработного на различных стадиях безработицы. Первая регистрация ищущих работу в службе занятости – критический момент всего периода безработицы.

В большинстве стран предлагается широкий диапазон форм обучения и мер помощи в поиске работы сразу после регистрации в службе занятости. Однако раннее вмешательство как универсальную услугу в широком масштабе все сложнее реализовывать в ситуации высокой и постоянной безработицы, ограниченности ресурсов. (8, с. 41)

Всегда существует дилемма и надо выбирать между меньшим количеством ранних вмешательств, заканчивающихся обычно накоплением проблем долгосрочной безработицы, и более ранним началом вмешательств, что сопровождается увеличением бюджета службы занятости. Потому необходимо решать, кому из безработных нужно предложить те или иные услуги или они должны быть обязательными для членов определенных групп.

Еще одним инструментом борьбы с безработицей является пособие по безработице – это возмещение утраты заработка в связи с вынужденной временной потерей на период поиска нового рабочего места. Выплата пособий преследует две основные цели - стабилизацию потребления и стабилизацию занятости. Предполагается, что пособия по безработице могут облегчить трудоустройство. С этой точки зрения задача системы пособий и одновременно критерий ее эффективности - повышение вероятности выхода из состояния безработице.

Двойственная (социальная и экономическая) роль пособий порождает опасность: человек, получающий пособие, удовлетворяется им и не будет искать постоянную работу, либо интенсивность поиска будет недостаточной. Конечная результативность пособий непосредственно связана с наличием навыков самостоятельного поиска рабочего места у безработных, развития систем информирования о вакансиях, других программ и услуг службы занятости, направленных на снятие квалификационных и других препятствий на пути возвращения к работе.        

Эффективная система пособий по безработице балансирует цели стабилизации потребления и занятости за счет регламентации трех основных компонентов: критериев получения права на пособие; уровня возмещения потерянного заработка; ограничения потенциального периода получения пособия. Зафиксированная в российском законодательстве система пособий по безработице в целом соответствует мировой практике.

Вместе с тем, если рассматривать ее с точки зрения сбалансированного достижения целей стабилизации потребления и стабилизации занятости, она имеет много пробелов, препятствующих наиболее эффективному повышению вероятности выхода из состояния безработицы. Более того, в ряде случаев сложившуюся систему выплат можно признать чрезмерно щедрой, что не только не содействует снижению безработицы, но и провоцирует ее рост и увеличение продолжительности. (1, с.33-34)

Заключение


В настоящее время происходят кардинальные изменения в сфере трудовых отношений: формируется новая законодательная база, начинают действовать экономические стимулы для развития различных форм производств. Российский рынок труда представляет собой сложно структурированную систему, сложившуюся под влиянием инерции прежней планово-централизованной системы организации труда и экономического кризиса и позитивных процессов преобразования хозяйственной системы. Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное приближение к образцам развитых стран с российской спецификой и национальными трудовыми традициями. Становление рынка труда – процесс длительный.  

Его состояние в нашей стране далеко от стадии нормального функционирования. Создание атрибутов рынка труда пока отстает по своей динамике от некоторых других сфер экономики, таких как финансовый сектор. Данные обстоятельства становятся дополнительным фактором, часто негативно влияющим на динамику занятости и безработицы.    

Для достижения стабильного прогресса в борьбе с безработицей (но не на основе продолжения политики ограничения спроса) требуются фундаментальные изменения институтов, позиций, а также нормативов и положений, регулирующих социально-экономическую систему вообще, и рынок труда в частности. Однако до сих пор не выработаны механизмы эффективного управления в трудовой сфере. Социальные программы, направленные на улучшение ситуации на рынке труда, не работают в полную силу.     

Следует больше внимания уделять согласованности в действиях между субъектами и объектами на рынке труда. Рассмотренный нами в информационно-аналитическом обзоре материал охватывает достаточно широкий спектр существующих на сегодняшний день проблем занятости и безработицы. Однако в дальнейшем, на наш взгляд, необходима более детальная разработка конкретных вопросов, связанных с этой темой.

Список литературы

1.     Гордон Л.А., Клопов Э. В. Социальные  эффекты  и  структура  безработицы в  России  // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 24-34

2.     Занятость в системе рыночных отношений // Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты и перспективы. М. 1998. С. 9-12

3.     Малева Т. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы // Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т.Малевой; Московский Центр Карнеги. М., 1998.  

4.     Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Наука, 1991.

5.     Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике // Человек и труд. 1999. № 2. С. 28-32

6.     Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современные подходы // Человек и труд. 1999. № 8. С. 73-76

7.     Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда // Вопросы экономики, 1998, № 5.

8.     Хасаев Г.Р. Особенности региональной безработицы // Социологические исследования, 1998, № 4.