Содержание
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОММЕРЧЕСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА.. 3
1.1 Экономические и правовые основания инновационной деятельности 3
1.2 Разработка и анализ инновационного проекта. 11
1.3 Стандартная методика анализа коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. 18
Список литературы... 24
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОММЕРЧЕСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1 Экономические и правовые основания инновационной деятельности
Прежде чем говорить об экономических основаниях инновационной деятельности, кратко опишем основные термины и понятия, связанные с инновационной деятельностью (в области здравоохранения) [26, с. 23].
В соответствии с руководством Фраскати (документ принят в 1993 году в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, либо в новом подходе к социальным услугам. Другими словами инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрения новых организационных форм и т.д.
В связи с этим необходимо рассмотреть термин новшество как оформление результата фундаментальных, прикладных или экспериментальных исследований в какой-нибудь сфере деятельности, способствующих развитию и повышению эффективности этой деятельности.
Помимо мнений авторов различных изданий, в вопросах терминологии необходимо учитывать нормативные документы. Так в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» даются следующие определения рассматриваемых в настоящей дипломной работе понятий [62]:
– инновация - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;
– инновационная деятельность – создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ, либо иных научно-технических достижений;
– государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности;
– венчурные инновационные фонды – некоммерческие организации, учреждаемые юридическими и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и (или) добровольного инвестирования в обмен на долю в акционерном капитале, ориентированные на финансирование создания, освоения в производстве новых видов продукции и (или) технологий, связанных с высокой степенью риска;
– инфраструктура инновационной деятельности – организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
В связи с вышеизложенным центральное понятие для настоящего дипломного исследования – инновационный проект – необходимо определить следующим образом. Под инновационным проектом будем понимать бизнес-план внедрения (производства и продажи) инновационной разработки (нового товара, услуги или технологии). Бизнес-план, в свою очередь, представляет из себя как обоснование экономической целесообразности внедрения инновации, так и планирование мероприятий по осуществлению проекта [46, с. 125].
К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте; проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности; охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства; осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий; первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, применения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта; финансирование инновационной деятельности, включая осуществление инвестиций в инновационные программы и проекты; иные виды работ, необходимые для осуществления инновационной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Далее от понятийного аппарата перейдем к описанию экономических оснований инновационной деятельности. Выше уже говорилось о необходимости пристального рассмотрения вопросов, связанных с экономической стороной деятельности лечебно-профилактических учреждений. Первое, что необходимо отметить в связи с этим – это повышение значимости экономической службы в деятельности медицинских учреждений, связанное с повышением значимости финансовых показателей. Другой момент – это существенное изменение в последние годы характера экономической работы, повышения ее сложности и трудоемкости – сложность и трудоемкость экономической работы в здравоохранении связана, прежде всего, с расширением источников финансирования, различные принципы планирования [40, с. 209].
Основными факторами, оказывающими влияние на появление новых направлений в экономической работе медицинских учреждений, являются следующие:
1) Изменения в хозяйственном механизме здравоохранения.
2) Компьютеризация учреждений здравоохранения.
3) Изменения статуса и организационно-правовой формы медицинских учреждений, превращение их в полноправных хозяйствующих субъектов с широкими правами в вопросах организации своей работы.
Одним из важнейших видов экономической работы традиционно является планирование. В современных условиях его удельный вес. Однако в современных условиях вместо затрат на содержание медицинских учреждений приоритетное значение начинает приобретать планирование затрат на оказание медицинской помощи, призванное обеспечить увязку ресурсов с объемами оказанных услуг, а не количеством мощностей (площадей, коек, штатов и т.д.) [20, с. 145].
При рассмотрении новых тенденций в подходах к анализу экономической деятельности медицинских учреждений принципиально важным является то, что меняется не только инструментарий экономического анализа, но и сама методологическая основа – экономический анализ работы медицинского учреждения выступает анализом деятельности самостоятельного и полноправного хозяйствующего субъекта, а не просто потребителя ресурсов, как это было раньше.
Сравнительно новой областью деятельности экономической службы является ценообразование. Эта проблема приобрела практическую значимость в связи с внедрением нового хозяйственного механизма и обязательного медицинского страхования.
В условиях рыночных отношений при установлении размеров оплаты труда необходимо учитывать спрос и предложение как на рынке труда, так и на рынке медицинских услуг [48, с. 23].
Инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, готовится Проект Федерального закона об инновациях и инновационной деятельности. Для того, чтобы регулировать инновационную деятельность в соответствии с этим Законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации, относящиеся к инновационной деятельности [64].
Если Федеральный Закон об инновационной деятельности пока существует только в проекте, то во многих регионах России действуют Региональные законы об инновационной деятельности.
Региональные законы об инновациях и инновационной деятельности и Проект Федерального закона строятся примерно по одной и той же структуре, поэтому для освещения правовых основ инновационной деятельности уместно будет изложить содержание и основные положения Проекта Федерального закона об инновациях и инновационной деятельности, приведя содержание этого Проекта [62].
Рассмотрим основные положения этого Проекта. Прежде всего, в Проекте предполагается рассмотреть следующие понятия: инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте; инновационная деятельность – создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ, либо иных научно-технических достижений; государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности; венчурные инновационные фонды – некоммерческие организации, учреждаемые юридическими и (или) физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и (или) добровольного инвестирования в обмен на долю в акционерном капитале, ориентированные на финансирование создания, освоения в производстве новых видов продукции и (или) технологий, связанных с высокой степенью риска; инфраструктура инновационной деятельности – организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
В Проекте оговаривается, что инновационная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации, относящиеся к инновационной деятельности. Если международными договорами Российской Федерации устанавливаются иные нормы, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются нормы международных договоров.
В Проекте отмечается, что к инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности: выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте; проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов; создание и развитие инновационной инфраструктуры; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности; охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства; осуществление испытаний, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий; первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, применения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта; финансирование инновационной деятельности, включая осуществление инвестиций в инновационные программы и проекты; иные виды работ, необходимые для осуществления инновационной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Субъектами инновационной деятельности являются юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей результатов инновационной деятельности, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций [62].
Государство в соответствии с действующим законодательством гарантирует субъектам инновационной деятельности: государственную поддержку инновационных программ и проектов, направленных на реализацию государственной инновационной политики; государственную поддержку создания и развития субъектов инфраструктуры инновационной деятельности; государственную поддержку подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма; свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики; свободу распространения и сбора информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную, служебную и коммерческую тайну [64].
Общественные организации и объединения, в уставе которых предусмотрена инновационная деятельность, могут на конкурсных началах осуществлять ее за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и получать государственную поддержку. Органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации при подготовке проектов нормативных правовых актов и программ в области инновационной деятельности могут привлекать общественные организации и объединения [62].
Основной формой отношений между субъектами инновационной деятельности являются договоры (контракты), заключаемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [55, с. 163].
Споры, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [62].
Органы государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут прекратить или приостановить инновационную деятельность в случаях стихийных и иных бедствий, введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, а также, если продолжение инновационной деятельности может привести к нарушению установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации экологических, санитарно-эпидемиологических и других норм и правил, прав и интересов юридических и физических лиц [62].
1.2 Разработка и анализ инновационного проекта
С помощью инновационного проекта решается важная задача по выяснению и обоснованию технической возможности и экономической целесообразности инновационной деятельности. Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта.
Принципиально суть анализа инновационного проекта заключается в ответе на два простых вопроса [51, с. 143]:
1) Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
2) Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
Анализ эффективности инновационного проекта условно разбивается на: анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработку маркетингового плана продукта, обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.
Так как инновационные проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих.
На рисунке 1.1 представлена общая последовательность анализа инновационного проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
Рис. 1.1 – Общая последовательность анализа инновационного проекта
Опишем основные моменты анализа эффективности инновационного проекта [37, с. 122-123].
Технический анализ
Задачей технического анализа инновационного проекта является:
определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,
анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,
проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий.
Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия.
Финансовый анализ
Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Общая схема финансового раздела инновационного проекта следует простой последовательности.
1) Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инновационного проекта.
2) Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
3) Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инновационного проекта.
4) Оценка эффективности инновационного проекта.
Остановимся кратко на ключевых вопросах финансового раздела инновационного проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Обычно это не вызывает затруднения. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам [49, с. 194].
Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности – определить точку безубыточности, т.е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия.
Наиболее ответственной частью финансового раздела инновационного проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включает:
определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,
установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей,
оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта,
прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,
оценка показателей эффективности проекта.
Наиболее сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации [5, с. 59]. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа “стоимости денег во времени”. Каждый новый поток денег полученный через год имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. В качестве характеристики, измеряющей временную значимость денежных потоков, выступает норма доходности от инвестирования полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков.
Экономический анализ
Укрупнено процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности:
1) Представить результаты финансового анализа.
2) Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа.
3) Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).
4) Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.
5) Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).
6) Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет конечный итог).
Институциональный анализ
Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача – оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Оценка внутренних факторов обычно производится по следующей схеме.
Анализ возможностей производственного менеджмента. Хорошо известно, что плохой менеджмент в состоянии завалить любой, даже сверх хороший проект. Анализируя производственный менеджмент предприятия, необходимо сфокусироваться на следующих вопросах:
опыт и квалификация менеджеров предприятия,
их мотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли),
совместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.
Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий.
Анализ организационной структуры.
Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение. Не исключено, что управление реализацией разрабатываемого инвестиционного проекта следует выделить в отдельную управленческую структуру, перейдя от иерархической к матричной структуре управления в целом по предприятию.
Основные приоритеты в плане анализа внешних факторов главным образом обусловлены политикой государства, в которой выделяются для детального анализа следующие позиции:
условия импорта и экспорта сырья и товаров,
возможность для иностранных инвесторов вкладывать средства и экспортировать товары,
законы о труде,
основные положения финансового и банковского регулирования.
Данные вопросы наиболее важны для тех проектов, которые предполагают привлечение западного стратегического инвестора.
Анализ риска
Суть анализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.) являются неопределенными. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль, то есть убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект [8, с. 46].
Как правило, окончательно инновационный проект оформляется в виде бизнес-плана. В этом бизнес-плане, как правило, отражаются все перечисленные выше вопросы. Бизнес-план инновационного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инновационной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.
Итак, в первой главе дипломной работы были рассмотрены теоретические основы инновационной деятельности в здравоохранении, и именно, введена основная терминология, описаны экономические причины инноваций и правовое обеспечение инновационной деятельности. Из первой главы можно сделать вывод, что основной причиной, обуславливающей инновационную деятельность в экономике вообще и в здравоохранении в частности – новые рыночные отношения, вынуждающие каждое конкретное предприятие искать дополнительные источники финансирования. Эти экономические основания в свою очередь порождают законодательную базу, обеспечивающую правовое поле инновационной деятельности.
1.3 Стандартная методика анализа коммерческой состоятельности инвестиционного проекта
Существующая (стандартная, классическая) методика оценки эффективности инновационного проекта включает в себя [33, с. 156]:
1) расчет коэффициента чистой приведенной стоимости (NPV);
2) расчет индекса рентабельности инвестиций (PI);
3) расчет внутренней нормы прибыли или нормы рентабельности инвестиции (IRR);
4) принятие решения по реализации проекта.
Опишем каждый шаг этой методики.
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитиков и т.д.
Международная практика оценки эффективности инвестиций существенно базируется на концепции временной стоимости денег и основана на следующих принципах.
1) Оценка эффективности использования инвестируемого капитала производится путем сопоставления денежного потока (cash flow), который формируется в процессе реализации инвестиционного проекта и исходной инвестиции. Проект признается эффективным, если обеспечивается возврат исходной суммы инвестиций и требуемая доходность для инвесторов, предоставивших капитал.
2) Инвестируемый капитал равно как и денежный поток приводится к настоящему времени или к определенному расчетному году (который как правило предшествует началу реализации проекта).
3) Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. При определении ставки дисконта учитываются структура инвестиций и стоимость отдельных составляющих капитала.
Суть всех методов оценки базируется на следующей простой схеме: Исходные инвестиции при реализации какого-либо проекта генерируют денежный поток CF1, CF2,..., CFn. Инвестиции признаются эффективными, если этот поток достаточен для
возврата исходной суммы капитальных вложений и
обеспечения требуемой отдачи на вложенный капитал.
1) Расчет коэффициента чистой приведенной стоимости (NPV) [49, с. 249]
Расчет этого коэффициента основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого инвестором самостоятельно, исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере CF1, CF2, CF.... Рассчитывается общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) (Present Value) и чистая приведенная стоимость ( NPV) (Net Present Value).
, |
(1.1) |
где n – количество периодов времени, на которое производится вложение,
r – норма доходности (прибыльности) от вложения.
Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект не прибыльный и не убыточный
Проект с NPV = 0 имеет все же дополнительный аргумент в свою пользу: хотя благосостояние владельцев компании в случае реализации проекта не изменится, объем производства возрастет, т.е. компания увеличится.
При прогнозировании доходов по годам следует учитывать все виды поступлений, как производственного характера, так и непроизводственного, которые могут быть ассоциированы с данным инвестиционным проектом.
Необходимо отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта. Этот показатель аддитивен во времени, т.е. NPV различных проектов можно суммировать. Это очень важное свойство, выделяющее этот критерий из остальных и позволяющее использовать его в качестве основного при анализе оптимальности инвестиционного проекта. При сравнении двух или нескольких инвестиционных проектов, очевидно, следует выбрать тот проект, который имеет более высокое значение NPV.
2) Расчет индекса рентабельности инвестиций (PI)
Рассчитывается индекс рентабельности (Profitability Index) (PI) по формуле:
|
(1.2) |
где IC – величины исходной инвестиции;
Pk
– предполагаемый совокупный доход;
r – норма доходности (прибыльности) от вложения;
k – количество периодов времени (лет).
Очевидно, что если: PI > 1, то проект следует принять;
PI < 1, то проект следует отвергнуть;
PI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
В отличие от чистой приведенной стоимости индекс рентабельности является относительным показателем, он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений – чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект. Благодаря этому критерий PI очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, в частности, если два проекта имеют одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то, очевидно, что выгоднее тот из проектов, который обеспечивает большую эффективность вложений, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV [26].
3) Расчет внутренней нормы прибыли или нормы рентабельности инвестиции (IRR) [49, с. 301]
Под внутренней нормой прибыли или нормой рентабельности инвестиции (Internal Rate of Return) (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования r, при котором NPV проекта равен нулю: IRR = r, при котором NPV = f (r) = 0.
, |
(1.3) |
где CFj - входной денежный поток в j-ый период,
INV – значение инвестиции.
Смысл этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает ожидаемую доходность проекта, и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект финансируется полностью за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
Таким образом, IRR является как бы “барьерным показателем”: если стоимость капитала выше значения IRR, то “мощности” проекта недостаточно, чтобы обеспечить необходимый возврат и отдачу денег, и следовательно проект следует отклонить.
4) Расчет коэффициента эффективности инвестиции (ARR) [49, с. 23]
Этот коэффициент имеет две характерные черты: он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (называемый также учетной нормой прибыли) ( Accounting Rate of Return) (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной или ликвидационной стоимости (RV), то ее оценка должна быть учтена в расчетах.
|
(1.4) |
Данный показатель чаще всего сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса нетто).
Метод, основанный на использовании коэффициента эффективности инвестиции, также имеет ряд существенных недостатков, обусловленных, в основном, тем, что он не учитывает временной компоненты денежных потоков. В частности он не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей суммой прибыли по годам, а также между проектами, имеющими одинаковую среднегодовую прибыль, но генерируемую в течение различного количества лет.
5) Принятие решения по критерию наименьшей стоимости
После изложения общей схемы стандартной модели оценки эффективности инвестиционных проектов, изложим некоторые выводы. Существуют инвестиционные проекты, в которых трудно или невозможно вычислить денежный доход. Подобного рода проекты возникают на предприятии, когда оно собирается модифицировать технологическое или транспортное оборудование, которое принимает участие во многих разноплановых технологических циклах и невозможно оценить результирующий денежный поток. В этом случае в качестве критерия для принятия решения о целесообразности инвестиций выступает стоимость эксплуатации.
Список литературы
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 431 c.
2. Аккредитация и лицензирование медицинских учреждений: сборник материалов. – Новосибирск: Управление здравоохранения мэрии г. Новосибирска, 2001, Т.2. – 408 с.
3. Анализ финансово-хозяйственой деятельности предприятия / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова.; Под ред. Н. П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 219 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика,1999. – 318 с.
5. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2002 – 213. с.
6. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «ДИС», 2003. – 327 с.
7. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Платонов А.П., Рыкова И.В. Организация предпринимательства. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2004. – 279 с.
8. Берл Г. Киршнер П. Мгновенный бизнес-план: двенадцать быстрых шагов к успеху. – М: Дело, 2003. – 289 с.
9. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 118 с.
10. Бизнес-план. Методические материалы // Под. ред. профессора П.Л. Маниловского. – М: Финансы и статистика, 2002. – 518 с.
11. Бизнес-план. Методические указания. // Под редакцией Н.А. Колесниковой – М: Финансы и статистика, 2003. – 319 с.
12. Бизнес-план. Рабочая книга – СПб: ЭИС, 2002. – 489 с.
13. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. – Ростов н / Д: Феникс, 2003. – 513 с.
14. Буров В.Н. Стратегическое управление фирмами. – М.: Инфра-М, 2002. – 285 с.
15. Буров В.П., Морошкин О.К. Бизнес-план. Методика составления реальный пример. – М: ЦИПКК, 2003. – 218 с.
16. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 318 с.
17. Виханский О.С. Стратегический менеджмент. – М.: Издательство МГУ, 2003. – 159 с.
18. Герчикова И.Н. Менеджмент.– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.– 456 с.
19. Глущенко В.Д. Предпринимательская деятельность ЛПУ: основные направления // Главный врач, 2001, №4. – С. 12-19.
20. Дегтяренко В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М.: Инфра-М, 2002. – 165 с.
21. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 315 с.
22. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Финпресс, 2001. – 240 с.
23. Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2-х частях. Часть 1. – Минск: ООО «Новое знание», 2001. – 321 с.
24. Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2-х частях. Часть 2. – Минск: ООО «Новое знание», 2001. – 341 с.
25. Информационно-справочная система «Новосибирская область». – Новосибирск: Инжгеодезия, 2003. – 1 компактдиск.
26. Кадыров Н.Ф. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. – М.: ГАРАНТЪ, 2000. – 800 с.
27. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1999.- 146 с.
28. Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 572 с.
29. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2002. – 517 с.
30. Кучеренко В.З. Основы медицинского маркетинга. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2000. – 121 с.
31. Лебедев А.А. Использование маркетинговой философии в деятельности медицинских учреждений государственной системы здравоохранения в условиях рыночной экономики // Экономика здравоохранения, 1999. №7. – С. 31-37.
32. Лебедев А.А. Рыночная экономика и медицина. – Самара: Дом печати, 2001. – 201 с.
33. Лившиц К.А. Аналитическая функция маркетинга // Мир медицины, 1998. №7. – С. 13-14.
34. Липсиц И.В. Бизнес-план – основы успеха: Практическое пособие. – М: Машиностроение, 2003. – 321 с.
35. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: МЦФЭР, 2001. – 184 с.
36. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288 с.
37. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. – М.: «Инфра-М», 2002. – 445 с.
38. Методические указания по оценки эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. – М.: Официальное издание, 2004. – 278 с.
39. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. // Под ред. А.Н. Богатко – М.: Финансы и статистика, 2003. – 287 с.
40. Оценка бизнеса. Сборник статей. / Под общ. Ред. А.Г.Грязновой. М.А. Федотовой. – М.: Инфра-М, 2002. – 312 с.
41. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями. Изд. 2. Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 386 с.
42. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000. – 512 с.
43. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001. – 326 с.
44. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – синтез», 1999. – 368 с.
45. Стародубов В.И. Инвестиционные проекты в области медицины // Экономика здравоохранения, 2001. №10. – С. 23-27.
46. Стратегическое планирование и управление. // Под ред. Иванова П.Д. – СПб.: Питер Ком, 2001. – 348 с.
47. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 2001. – 336 с.
48. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии. // Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 576 с.
49. Управление проектами / Под общ. Ред. В. Д. Шапиро. – СПб.: Два-Три, 1996. – 412 с.
50. Уткин Э. А., Кочетков А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: Аналис, 2000 – 206 с.
51. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – Спб.: «Питер», 2003. – 400 с.
52. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства. Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 224 с.
53. Шеин В.Н и др. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. – М.: Новости, 2003. – 208 с.
54. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – 300 с.
55. Экономика предприятия. / Под ред. И.О. Волкова. – М.: Инфра – М, 2002. – 416 с.
56. Экономика предприятия. / Под ред. В.М. Семенова. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 328 с.
57. Экономическая стратегия фирмы. // Под ред. А.П. Градова. – СПб.: Специальная литература, 2002. – 415 с.
58. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений: Трудовые показатели. Производственная деятельность. Финансовое состояние. Составление смет. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002. – 198 с.
59. Экономико-правовые основы организации оказания платных медицинских услуг. – М.: ГРАНТЪ, 2000. – 436 с.
60. Яковлев В.К. Правовые основы охраны труда. Комментарии. // Материалы для подготовки и проведения аккредитации и лицензирования медицинских учреждений (Утверждены Верховным Советов Российской Федерации от 06.08.93 №5600-1 (в ред. Федерального закона от 18.07.95 № 109-AP)) – Новосибирск: Управление здравоохранения мэрии г. Новосибирска, 2001, Т.3.
61. Якушев К.Р. Новосибирск в цифрах: сборник статистических материалов. – Новосибирск, Издательство ГПНТБ, 2004. – 116 с.
62. www.unitc.ru/lawprint.php
63. www.unitc.ru/law.php?id=2&fs=40
64. invur.ru/index.php?page=docs&cat=oficial&scat=zakon&doc=zak_tymen