Вариант 5
Содержание
Документы являющиеся подтверждением данных налогового учета. 3
Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с обслуживанием заемных обязательств коммерческих организаций. 13
Ситуационная задача 5. 15
Список литературы.. 16
Документы являющиеся подтверждением данных налогового учета
Все финансово-хозяйственные операции должны быть оформлены на основании должным образом составленных оправдательных документов.
Данные документы являются первичной учетной информацией, используя которую ведется бухгалтерский учет.
Документация представляет собой процесс документального оформления финансово-хозяйственных операций. При этом осуществляется сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в момент (либо сразу по окончании) их совершения.
Таким образом, документация является одной из особенностей бухгалтерского учета, где записи производятся только на основании первичных документов.
Первичный документ - оправдательный документ по совершению хозяйственной операции (письменное доказательство), на основании которого ведется бухгалтерский учет.
Первичные (так же как и сводные) учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Носителями информации могут быть дискеты, магнитные ленты и др. в зависимости от оснащенности предприятия.[1]
Первичные документы должны составляться на русском языке средствами, обеспечивающими сохранение записей длительное время, и оформляться на бланках типовых или специально разрабатываемых форм. В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений (при этом ошибочные записи зачеркиваются тонкой чертой с надписанием правильного текста, и оговаривается исправление). Но следует помнить, что в денежных документах никакие исправления не допускаются. В случае обнаружения ошибки при составлении первичных учетных документов могут быть внесены исправления лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций.
При поступлении в бухгалтерию первичные документы подлежат обязательной проверке по форме, арифметически, по содержанию. Проверяется полнота и правильность оформления документа и заполнения реквизитов, законность операций, логическая увязка отдельных показателей, а также подсчет сумм.
Информация с первичного документа переносится в учетные регистры, о чем делается отметка на самом документе, которая исключает возможность его повторного использования. Следует помнить, что все первичные денежные документы подлежат обязательному гашению штампом или надписью "Получено", "Оплачено" с указанием даты. Все документы должны храниться некоторое время; при этом сроки хранения документов в архиве предприятия определяются согласно правилам, установленным Главным архивным управлением.
Первичный документ - оправдательный документ по совершению хозяйственной операции (письменное доказательство), на основании которого ведется бухгалтерский учет.
Первичные (так же как и сводные) учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Носителями информации могут быть дискеты, магнитные ленты и др. в зависимости от оснащенности предприятия.
Первичные документы должны составляться на русском языке средствами, обеспечивающими сохранение записей длительное время, и оформляться на бланках типовых или специально разрабатываемых форм. В документах не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений (при этом ошибочные записи зачеркиваются тонкой чертой с надписанием правильного текста и оговаривается исправление). Но следует помнить, что в денежных документах никакие исправления не допускаются. В случае обнаружения ошибки при составлении первичных учетных документов могут быть внесены исправления лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций.
При поступлении в бухгалтерию первичные документы подлежат обязательной проверке по форме, арифметически, по содержанию. Проверяется полнота и правильность оформления документа и заполнения реквизитов, законность операций, логическая увязка отдельных показателей, а также подсчет сумм.
Информация с первичного документа переносится в учетные регистры, о чем делается отметка на самом документе, которая исключает возможность его повторного использования. Следует помнить, что все первичные денежные документы подлежат обязательному гашению штампом или надписью "Получено", "Оплачено" с указанием даты. Все документы должны храниться некоторое время; при этом сроки хранения документов в архиве предприятия определяются согласно правилам, установленным Главным архивным управлением.
В зависимости от места расположения тех или иных реквизитов в документах форма документов может быть зональной, анкетной, табельной и комбинированной:[2]
зональная форма. Документ при построении по данной форме разграфлен на отдельные зоны. Каждый реквизит размещается в своей зоне, которая является постоянной для данного типа документов, что облегчает работу с ними непосредственному исполнителю;
анкетная форма предполагает размещение названия реквизитов в левой стороне документа, заполнение их один под другим и сверху вниз;
табельная форма является продолжением зональной формы. В ней реквизиты расположены по вертикали и горизонтали с выделением для каждой группы нескольких строк, образующих самостоятельную таблицу (матрицу);
комбинированная форма сочетает в себе признаки построения ранее рассмотренных форм - зональной, анкетной и табельной.
В зависимости от характера регистрируемых операций формы документов делятся на:
типовые - предназначенные для регистрации однородных, распространенных хозяйственных операций (формы кассовых ордеров - № КО-1, № КО-2, кассовой книги - № К.О-4 и др.);
специализированные - для регистрации узкоспециализированных операций (например, в автотранспортных предприятиях карта учета работы автомобиля).
Для исключения повторного использования документов ряд документов подлежит гашению штампом "Получено" или "Оплачено" с указанием даты. Свободные строки подлежат обязательному прочерку.
По содержанию хозяйственных операций документы делятся на материальные, денежные и расчетные.
Материальные документы отражают наличие и движение средств и предметов труда, к которым относятся основные средства, нематериальные активы и другие долгосрочные вложения, производственные запасы и затраты. К материальным документам относятся:
акты приема-передачи и списания основных средств;
документы на оприходование и списание материальных ценностей;
перечень таблиц, справок-расчетов и ведомостей;
счета-фактуры, накладные и др.
Денежные документы показывают движение денежных средств. С их по-мошью учитываются кассовые и банковские операции. К ним относятся чеки, выписки банка, кассовые приходные и расходные ордера, квитанции о приеме денег, почтовые и вексельные марки, займы, облигации, сберегательные сертификаты.
Расчетные документы отражают расчеты предприятия с юридическими и физическими лицами. К ним относятся:[3]
платежные поручения и платежные требования;
расчетные чеки;
расчетнотплатежные ведомости;
авансовые отчеты.
По способу отражения хозяйственных операций документы подразделяются на разовые и накопительные.
Разовые документы единовременно фиксируют в документе одну или несколько хозяйственных операций. При соблюдении определенных требований, предъявляемых к документу, информация, содержащаяся в нем, служит основанием для составления бухгалтерской записи в учете - приходные и расходные кассовые ордера, накладные-требования на отпуск материалов.
Накопительные документы фиксируют однородные хозяйственные операции, которые совершаются в течение определенного периода (дня, недели, месяца). В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям.
По месту составления документы бывают внутренними и внешними.
Внутренние документы составляются и обращаются внутри данной организации. Ими оформляются операции, совершенные в пределах данной организации. К ним относятся:
накладные на внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей;
расчетно-платежные и платежные ведомости на выдачу заработной платы;
товарные отчеты;
авансовые отчеты подотчетных лиц.
Внешние документы поступают от других организаций или направляются из данной организации в другие организации:
товарно-транспортные накладные;
счета-фактуры на поступившие от поставщиков товары;
доверенности;
платежные поручения.
По порядку заполнения документы можно классифицировать на составляемые вручную и - при помощи вычислительной техники.
Документы, составляемые ручным путем, заполняются вручную либо на пишущей машинке.
Документы, заполняемые при помощи вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о производственных операциях в момент их совершения.
Первичные документы по назначению можно подразделить на распорядительные, оправдательные (исполнительные), бухгалтерского (учетного) оформления и комбинированные.
Распорядительные - это документы, которые содержат приказ, распоряжение на совершение определенных хозяйственных операций. Они разрешают произвести операцию, но не удостоверяют ее совершение. К ним относятся:
приказы;
доверенности;
накладные на работу;
чек на получение наличных денег с расчетного или валютного счета;
платежное поручение банку на перечисление денежных сумм.
Данные документы не подтверждают факты совершения хозяйственных операций и поэтому не являются основанием для их отражения в системном бухгалтерском учете. Их подписывают работники предприятия, имеющие право давать указания на совершение отраженных в документах операций.
Оправдательные (исполнительные) документы отражают факт совершения операции, служат оправданием записей в бухгалтерском учете, основанием для отражения хозяйственных операций на счетах, свидетельствуя о получении, выдаче, списании денежных и материальных средств. К ним, например, относятся:
приходный (расходный) кассовый ордер на получение (выдачу) наличных денег из кассы предприятия;
приходная (расходная) накладная - накладная на получение (отпуск) товара;
акт приемки, а также акт на списание товарно-материальных ценностей.
Документ бухгалтерского оформления предназначен для того, чтобы на основании распорядительных и оправдательных документов подготовить соответствующие учетные записи для обработки с целью дальнейшего использования в учетном процессе. К ним относятся:[4]
накопительные ведомости;
ведомости начисления и распределения амортизационных отчислений;
ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
расчеты отклонений от нормативной себестоимости;
калькуляции фактической себестоимости продукции;
разные виды справок и расчетов, составляемых бухгалтерией.
К документам бухгалтерского оформления относятся различные справки, расчеты, заполняемые бухгалтером.
Принято регистрировать только те хозяйственные операции, действительное совершение которых отражено в оправдательных документах. На практике очень часто распоряжение на совершение операций и их фактическое совершение оформляется одним документом. Комбинированные документы сочетают в себе разрешительный и оправдательный характер (признаки распорядительных, оправдательных и документов бухгалтерского оформления). Примером документа являются авансовый отчет, расчетно-платежная ведомость, требование на отпуск материалов, лимитно-заборная карта и др. Наличие подписи в нем дает распоряжение кассиру выдать деньги из кассы работникам. Применение этого вида документов в учете очень удобно, так как упрощает их обработку, делает ее более наглядной, сокращает количество документов и расходы на изготовление бланков.
Существует множество различных форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, являющихся подтверждением данных налогового учета. Предприятиям также разрешено разрабатывать и применять собственные формы документов, при соблюдении в них необходимых реквизитов (список таких реквизитов приведен в ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Наиболее распространенным документом является счет-фактура.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом.
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж:
1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения);
2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.
Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения).
В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета НДС, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы НДС;
8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без НДС;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10)налоговая ставка;
11)сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12)стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы НДС;
13)страна происхождения товара;
14)номер грузовой таможенной декларации.
Страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.
В настоящее время для каждого налога существует сой набор документации, служащий подтверждением данных налогового учета.[5]
Форма |
Нормативный акт, утвердивший форму |
Порядок заполнения формы |
Налог на добавленную стоимость |
||
Счет - фактура |
Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 |
Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 |
Книга покупок |
Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 |
Раздел II Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 |
Книга продаж |
Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 |
Раздел III Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 |
Акцизы |
||
Заявление (представляется организациями - производителями алкогольной продукции) |
Приказ МНС России от 19.02.2001 N БГ-3-31/41 |
Приказ МНС России от 19.02.2001 N БГ-3-31/41 |
Справка об обороте алкогольной продукции |
Приказ МНС России от 19.02.2001 N БГ-3-31/41 |
|
Отчет об объемах алкогольной продукции, хранящейся на акцизном складе |
Приказ МНС России от 19.02.2001 N БГ-3-31/41 |
|
Заявление на покупку акцизных марок |
Приказ ГТК России от 28.12.2000 N 1230 |
|
Приложение к заявлению на покупку акцизных марок |
Приказ ГТК России от 28.12.2000 N 1230 |
|
Обязательство импортера о ввозе товаров и использовании марок |
Приказ ГТК России от 28.12.2000 N 1230 |
|
Отчет об использовании акцизных марок |
Приказ ГТК России от 28.12.2000 N 1230 |
|
Отчет об объемах алкогольной продукции хранящейся на акцизном складе |
Приказ МНС России от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 |
|
Налог на доходы физических лиц |
||
Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год (форма 1-НДФЛ) |
Приказ МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 |
Порядок заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год, утвержденный Приказом МНС Росиии от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 |
Справка о доходах физического лица за 2003 год (форма 2-НДФЛ) |
Приказ МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 |
Порядок заполнения и представления справки о доходах физического лица за 2003 год, утвержденный Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 |
Единый социальный налог |
||
Индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета |
Приказ МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 |
Порядок заполнения лицами, производящими выплаты физическим лицам, индивидуальной карточки (Приложение N 2 к Приказу МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91) |
Справка о суммах единого социального налога, начисленных и уплаченных за истекший налоговый период коллегией адвокатов, адвокатским бюро и юридической консультацией за адвоката |
Приказ МНС России от 03.04.2002 N БГ-3-05/173 |
|
Налог на прибыль организаций |
||
Годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации |
Приказ МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19 |
|
Налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов |
Приказ МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ |
Инструкция по заполнению налогового расчета, утвержденная Приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 |
Упрощенная система налогообложения |
||
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения |
Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 |
|
Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения |
Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 |
|
Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения |
Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 |
|
Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения |
Приказ МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606 |
Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденный Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606 |
Если вы не оформили необходимый первичный документ, и это обнаружилось во время налоговой проверки, ваша организация может быть оштрафована.
Так, статья 120 Налогового кодекса РФ "отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета" классифицирует как "грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения".
Размер штрафа за такое нарушение - 5 000 рублей. Если же такие нарушения совершены неоднократно в разных налоговых периодах, штраф возрастает до 15 000 рублей.
Если же такое нарушение повлекло за собой "занижение налоговой базы", штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.
Существует и другая опасность. Статья 252 Налогового кодекса РФ в качестве расходов понимает обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Если же документ, подтверждающий произведенные организацией затраты (например, акт приемки-сдачи выполненных работ), не оформлен или составлен с серьезными нарушениями, налоговая инспекция может не принять такие расходы для целей налогообложения.
В результате с вас взыщут сумму заниженного налога, а также пени.
Кроме того, инспекция может предъявить штраф по статье 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" Налогового кодекса, которая предусматривает штраф в размере 20% от неуплаченной суммы.
Однако здесь надо указать на один важный момент: предъявить требования об уплате штрафов за одно и то же нарушение одновременно по статьям 120 и 122 Налогового кодекса налоговая инспекция не вправе (определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О).
Какой штраф в какой ситуации применить, должен решать суд в зависимости от обстоятельств конкретного дела.
Если же налоговая инспекция за одно и то же нарушение предъявила вам штрафы одновременно по двум вышеуказанным статьям, не спешите с этим соглашаться.
Доказать свою правоту в арбитражном суде в такой ситуации налоговикам вряд ли удастся.
Между тем многие налоговые инспекторы на местах по-своему трактуют и другие положения налогового законодательства. Так, например, если организация составила документ в произвольной форме по операции, для которой предусмотрен типовой бланк, налоговики могут классифицировать это как "грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения".
Такой же вывод проверяющие могут сделать и в том случае, если организация не заполнила все обязательные реквизиты типового бланка.
Конечно, чтобы полностью исключить претензии налоговиков, нужно заполнять все предусмотренные реквизиты. Однако, если по какой-то причине этого сделано не было, а проверяющие расценивают это как грубое нарушение, не спешите платить штраф.
Как свидетельствует арбитражная практика, в подобных случаях суды часто занимают сторону налогоплательщиков.
Пример[6]
ООО "Невко" (г.Санкт-Петербург) перечислило иностранному партнеру денежные средства в оплату консультационных услуг. Однако акт, подтверждающий оказание этих услуг, не содержал всех необходимых реквизитов.
Во время выездной проверки это обнаружили работники налоговой инспекции. Проверяющие расценили это как нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" и исключили сумму, уплаченную иностранному партнеру, из состава себестоимости. Как следствие, было принято решение доначислить налог, а также взыскать с предприятия пени и штраф.
Предприятие с решением инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, суд встал на сторону предприятия. В своем решении суд, в частности, указал, что "незначительные недостатки в оформлении первичных документов... не свидетельствуют об отсутствии хозяйственной операции, а также об отсутствии у предприятия расходов по оплате консультационных услуг".
Решение суда отражено в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2001 г. N А56-23126/99.
А вот другой пример. Он показывает, что если недооформленный документ вы получили от своего партнера, то это вовсе не означает, что штрафные санкции могут быть предъявлены и вашему предприятию.
Пример
Предприниматель В.К. Малышев (г. Оренбург) осуществлял деятельность по перевозке грузов. Вместе с налоговой декларацией Малышев представил в налоговую инспекцию накладные и квитанции к приходным кассовым ордерам, полученные от поставщиков и подтверждающие его расходы по покупке топлива и запчастей.
Документы были оформлены на типовых бланках, на них были печати организаций-поставщиков и штампы "Оплачено" с указанием дат. Между тем ни на накладных, ни на квитанциях к приходным ордерам не были указаны должности и фамилии оформивших их работников.
Налоговики расценили это как нарушение Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и исключили суммы, оформленные этими документами, из состава расходов. Предприниматель не согласился с налоговой инспекцией и обратился в арбитражный суд.
Выслушав аргументы сторон, арбитражный суд поддержал позицию предпринимателя.
Свое решение суд обосновал так: "Отсутствие в представленных документах наименований должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и расшифровок их личных подписей свидетельствует о нарушении этими лицами ведомственных нормативных актов, но не опровергает наличия у предпринимателя расходов по эксплуатации автомобиля".
Решение суда отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 512/98.
За те же нарушения мировой судья по инициативе налоговиков может наложить на руководителя или главного бухгалтера организации административный штраф от 2 000 до 3 000 рублей (п.15.11 КоАП РФ).
Обратите внимание: этот штраф налагают только в том случае, если нарушение правил бухгалтерского учета привело:
к искажению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
к искажению любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Некоторые юристы считают, что такие действия налоговиков неправомерны, поскольку позволяют повторно привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение.
К сожалению, это не так. Дело в том, что за грубые нарушения в оформлении документов по статье 120 Налогового кодекса к ответственности привлекается организация, а по пункту 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ - ее должностные лица.
Такую ситуацию прямо допускает пункт 4 статьи 108 Налогового кодекса, согласно которому "привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации".
Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с обслуживанием заемных обязательств коммерческих организаций
Организации могут получать краткосрочные и долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций предприятия, а также под векселя и другие обязательства.
Учет займов осуществляют на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». На первом счете отражают займы, полученные на срок до 1 года, а на втором — на срок более 1 года.
Поступление средств от продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций организаций, а также по другим обязательствам отражают по дебету денежных счетов или счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Если ценные бумаги реализованы организацией по цене, превышающей их номинальную стоимость, то разницу между ценой реализации и номинальной стоимостью отражают по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», а затем равномерно на протяжении всего срока займа списывают с дебета счета 98 в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».[7]
Реализацию ценных бумаг по ценам выше их номинальной стоимости оформляют следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет счета 52 «Валютный счет» и другие счета — на стоимость по цене реализации;
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»или 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на стоимость ценных бумаг по номинальной стоимости;
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — на разницу между стоимостью по цене реализации и номинальной стоимостью.
Если проценты по полученным займам отражаются в бухгалтерском учете по мере их выплаты, то на их сумму дебетуют счета учета источников выплаты с кредита счетов учета денежных средств (минуя счета 66 и 67).
Если проценты по полученным займам отражаются в учете по мере их начисления, то на их суммы производят запись по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции со счетами учета источников выплаты. Начисленные суммы процентов учитывают отдельно.
Расходы, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг, учитывают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита соответствующих расчетных, денежных и материальных счетов.
При погашении и возврате ценных бумаг их отражают по дебету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту денежных счетов.
Поступившие денежные средства или иное имущество по договору займа денежных средств или вещей отражают по дебету счетов учета денежных средств или соответствующего имущества (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», и др.) с кредита счета 66 или 67. Возврат денежных средств или иного имущества оформляют по дебету счета 94 или 95 с кредита счетов 50, 51, 52, 07, 10 и др. Начисленные проценты по полученным займам отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 66 или 67. Уплаченные суммы процентов списываются со счетов учета денежных средств в дебет счета 84 или счетов 66 и 67 (в зависимости от метода начисления процентов).
Полученные заимодавцем проценты являются его операционным доходом и подлежат обложению налогами на прибыль и НДС. Начисленный НДС по процентам отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 68.
В целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.[8]
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% -по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Ситуационная задача 5
По данным бухгалтерского финансового учета ООО "Вереск" в июле 2003 года организацией на безвозмездной основе от физического лица был получен телефонный аппарат, рыночная стоимость которого в размере 2500 рублей была признана доходами будущих периодов.
По данным налогового учета за аналогичный период рыночная стоимость телефонного аппарата признана доходами отчетного периода.
Сумма расходов, полученных ООО "Вереск" за июль 2003 года, по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 80 000 рублей.
Общая сумма доходов организации за июль 2003 года (за исключением упомянутой выше стоимости безвозмездно полученного имущества) по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 120 000 рублей.
Задание:
1. Рассчитать и квалифицировать полученную ООО "Вереск" за июль 2003 года разницу в доходах по данным бухгалтерского финансового и налогового учета в соответствии с терминологией ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
2. Рассчитать сумму расхождения условного налога на прибыль и текущего налога на прибыль за июль 2003 года.
3. Квалифицировать рассчитанные в п.2 расхождения как постоянное налоговое обязательство, отложенное налоговое обязательство или отложенный налоговый актив.
Решение:
В соответствии с п.8 ст. 250 НК РФ безвозмездно полученное имущество признается доходом для целей налогообложения налогом на прибыль. Сумма доходов ООО «Вереск» за июль 2003г. по данным налогового учета равна 122 500 руб. (120 000 + 2 500).
Так как сумма полученного безвозмездно имущества признана доходом будущих периодов, то сумма доходов ООО «Вереск» за июль 2003г. по данным бухгалтерского учета равна 120 000 руб.
Разница в доходах = 122 500 – 120 000 = 2 500 руб. – данное различие можно классифицировать как временные разницы. Под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.
Условный налог на прибыль = (120 000 – 80 000) * 24% = 9 600 руб.
Текущий налог на прибыль = (122 500 – 80 000) * 24% = 10 200 руб.
Расхождение = 10 200 – 9 600 = 600 руб.
Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Таким образом полученное расхождение можно классифицировать как отложенный налоговый актив.
Список литературы
1) Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)
2) Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-120с.
3) Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.
4) Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 600с.
5) Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 635с.
6) Гражданский кодекс РФ (по состоянию на 15.10.2003г.)
[1] Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-6с.
[2] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 38с.
[3] Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-с.7-8
[4] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 11с.
[5] Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-с.17-36
[6] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 25с.
[7] Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003г. - 113с.
[8] Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 81с.