Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

Учет затрат и калькулирование себестоимости по переменным издержкам. 4

1.1. Проблематика классификации затрат на постоянные и переменные. 4

1.2. Сущность системы «Директ-костинг» как важнейшей характеристики  управленческого учета. 9

2. Практическая часть. 14

2.1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования. 14

2.2. Основы управленческого учета затрат на предприятии. 18

2.3. Учет затрат по местам возникновения – «директ- костинг» на предприятии  23

2.4. Практика управления затратами по местам возникновения и центрам ответственности на основе управленческого учета в ООО «Пластик». 25

3. Расчетная часть. 39

Задача 19. 39

Заключение. 41

Список литературы.. 44

Приложение 1. 45












Введение

Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие предприятия серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли. Это приводит их к рассмотрению затрат на производство и реализацию продукции, без анализа которых существование фирмы в современных рыночных условиях становится не только проблематичным, но на мой взгляд даже невозможным (тем более что вести бухгалтерский учет предприятия обязывают законы РФ). Это очевидно, ведь любой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия имеет своей основой именно данные о затратах на производство и реализацию продукции. В данной работе сделана попытка систематизации затрат на производство, краткого анализа предложенных классификаций, дан подробный перечень затрат включаемых в себестоимость произведенной продукции. Так же в данной работе представлены все основные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, сделана попытка совмещения некоторых методов между собой с целью улучшения системы учета и оперативного контроля за затратами. Не обойдены стороной и рекомендации по снижению затрат на производство, предложены пути эффективного хозяйствования на предприятиях вообще, дан набор формул анализа хозяйственных результатов и расчетов себестоимости продукции. На сегодняшний день, предложенная к рассмотрению тема не является абсолютно новой, хотя большинство учебников не дают полной и подробной информации о ней, а содержат лишь ее части.

Основной целью данной курсовой работы является получение знаний о принципах учета  затрат и калькулирования себестоимости по переменным

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)  исследовать теоретические аспекты учет затрат и калькулирования себестоимости   по переменным издержкам;

2) исследовать практические аспекты  учета затрат по переменны  издержкам на примере предприятия ООО «Пластик»

1. Теоретическая часть

Учет затрат и калькулирование себестоимости по переменным издержкам

1.1. Проблематика классификации затрат на постоянные и переменные

Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечет за собой изменение объема производства и продаж, а это, в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, и, следовательно, на финансовые результаты. В управленческом (производительном) учете существуют хорошо разработанная теория классификации затрат на постоянные и переменные. А основной характеристикой "директ-костинга" как раз и является проблема подразделения затрат на постоянные и переменные. Здесь можно выделить три группы вопросов[3, с. 145]:

- поведение затрат в зависимости от изменения объема производства; - относительность (условность) классификации затрат на постоянные – переменные - методы деления затрат на постоянные – переменные.

К постоянным затратам в производственном учете принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства (например, начисляемая за период амортизация основного капитала, арендная плата, процент на заемный капитал и другие). Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объемов производства. К ним относятся, например, затраты на сырье и основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и другие). В зависимости от процентного соотношения изменения затрат и изменения объема производства переменные затраты, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Это явление, характеризующее различное поведение затрат и связь их с общими затратами, можно представить уравнением (1).

З = Зпост + Зпер,                            (1)

Кроме этих двух групп затрат существует большая группа затрат смешанного типа – полупеременных (полупостоянных). Поведение такого рода затрат может быть описано уравнением (2). Y = a + aX,                            (2)

где a – коэффициент, характеризующий долю постоянных (не зависящих от объема или загрузки) затрат;

a – коэффициент, представляющий величину переменных (изменяющихся с изменением объема или загрузки) затрат в расчете на единицу объема производства;

Y – величина совокупных затрат;

Х - объем производства.

Немецкий ученый К. Меллерович для описания соотношения процента изменения затрат и процента изменения объема производства ввел понятие коэффициента реагирования затрат (Крз), который определяется по формуле (3).

Крз=% изменения затрат/ % изменения объема,                         (3)

Данный коэффициент принимает различные значения в зависимости от вида затрат: для постоянных затрат Крз=0; для пропорциональных затрат Крз=1; для прогрессивных – Крз>1; для дегрессивных – Крз изменяется в пределах от 0 до 1.

Помимо поведения затрат в зависимости от изменения объема производства, важным аспектом теории классификации затрат на постоянные и переменные является условность такого их подразделения. Существует большое количество видов затрат, которые определяют величину совокупных затрат при изменении объема производства (затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, транспортные расходы и другие). Поскольку коэффициент реагирования этих переменных затрат определяет решения об увеличении или снижении объема производства, такие затраты называются решающими.

Затраты других видов (заработная плата администрации предприятия, охраны, плата за арендованные основные средства и другие) не зависят от объема производства. Они просто являются условием функционирования предприятия. Их принято называть затратами, не определяющими решения. Однако сделать вывод о том, что все переменные затраты влияют на решения об объемах производства, а все постоянные не влияют, нельзя. Существуют затраты, которые в определенной ситуации могут быть постоянными, а в другой – переменными. Ответ на вопрос, считать данные затраты постоянными или переменными, зависит от двух факторов: длительности периода, рассматриваемого для принятия решения и делимости производственных факторов.

На длительный период времени все затраты становятся переменными. Постоянные затраты могут возникать в результате юридических или договорных отношений, например договоры на лизинг, договоры о найме, законодательные сроки подачи заявления об увольнении, арендные договоры и так далее.

Поэтому бесполезно делить расходы на постоянные и переменные по их сущности. В теории классификации затрат на постоянные – переменные управленческого (производственного) учета утверждается, что характер поведения расходов (переменный или постоянный) зависит от соответствующей производственной ситуации, в которой принимаются решения.

Даже если предприятие не работает, оно все равно должно выплачивать проценты на заемный капитал; эти проценты представляют собой постоянные затраты, так как их величина не зависит от степени загрузки или объема производства. Эти же проценты становятся переменными, когда меняется ситуация для принятия решения, например предполагается продать предприятие. Если встал вопрос, производить, например, 1000 шт. конкретных изделий или закрыть предприятие, то все расходы становятся переменными. Другая причина возникновения постоянных расходов - недостаточная делимость производственных факторов. Следствием ее является то, что многие затраты возрастают не постепенно с увеличением загрузки, а скачкообразно. Эти затраты постоянные для определенного интервала загрузки мощностей, затем они резко повышаются и снова остаются неизменными на определенном интервале. Такие затраты называют скачкообразными или постоянными для данного интервала. Чем меньше становятся интервалы загрузки, тем ближе затраты по своему характеру к переменным.

Постоянные затраты, возникающие из-за неделимости производственных факторов, состоят из "холостых", не используемых в производственном процессе, и полезных затрат.

Проблема деления постоянных затрат на полезные и бесполезные особенно остро встает, когда производство оснащено специальными станками- автоматами. При снижении объемов производства все равно уплачиваются проценты на вложенный капитал и начисляется амортизация, которые только частично являются полезными, а частично – "холостыми" затратами вследствие неделимости производственного фактора - станка.

Таким образом, постоянные затраты, возникающие из-за неделимости производственных факторов состоят из "холостых", не используемых в производственном процессе, и полезных затрат:

Зпост = Зполезн +З"холост",                            (4)

Итак, важным положением теории классификации затрат является условность этой классификации. Не существует таких затрат, которые по существу можно отнести к постоянным или переменным. Разделение затрат на постоянные и переменные во многом определяется конкретной ситуацией или проблемой по принятию решений.

Можно выделить два направления практического развития классификации затрат: деление затрат на постоянные – переменные в случае необходимости и совершенствование методов и способов такого деления. Существуют два подхода к изучению поведения затрат: микроэкономический и бухгалтерский[10, с. 55].

Исследования поведения затрат с позиций микроэкономического анализа носят в основном теоретический характер, и в силу сложности и малой практической применимости они не получили широкого распространения. Бухгалтерский подход во многом прагматический. Согласно этому подходу затраты упрощенно делятся, как правило, на две группы: переменные и постоянные. Но даже при использовании данного подхода нельзя игнорировать факт существования смешанного типа большого числа видов затрат, которые носят полупеременный характер. Поэтому в рамках бухгалтерского подхода в теории и практике управленческого (производственного) учета применяется ряд методов разделения затрат на постоянную м переменную части. Например таких, как метод корреляции, метод наименьших квадратов и другие. Что касается метода наименьших квадратов, то он чувствителен к значительным отклонениям от средних, и иногда более грубые методы могут давать более точные результаты.

Данные методы относятся к категории наиболее простых и доступных методов. А их надежность можно обеспечить, проводя предварительный качественный анализ данных.

Итак, завершая рассмотрение идеи деления расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объемов производства, можно отметить следующее[6,с. 48]:

- система управленческого (производственного) учета "директ-костинг" возникла на базе классификации затрат на постоянные и переменные по отношению к объему производства. Данная классификация имела бы только теоретическое значение, пока не сложились объективные экономические предпосылки для реализации преимуществ этой классификации: рост конкуренции между обособленными товаропроизводителями, борьба за рынки сбыта и поиск новых сегментов рынка, рекламу, исследование рынка и, как следствие, усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя в условиях развитого рынка. - сложные рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов производства и реализации продукции, увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, значительно влияют на поведение себестоимости изделий, а значит, и на прибыль. По мере нарастания этих тенденций увеличиваются вероятность и потребность товаропроизводителей в использовании информации о затратах на производство изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде показателей себестоимости в части переменных затрат и маржинального дохода дает "директ-костинг".

1.2. Сущность системы «Директ-костинг» как важнейшей характеристики  управленческого учета

Учет затрат состоит из следующих элементов: учет по видам затрат, учет по местам возникновения затрат и учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия).

Все эти элементы присутствуют при любой конкретной организации учета затрат в управленческом (производственном) учете, в том числе и при учете полных или частичных затрат. Поскольку учет затрат на отечественных предприятиях до сих пор представлял собой учет полной себестоимости и соответственно системное определение прибыли, то о такой организации учета, несмотря на различия нн построения у нас и за рубежом, мы имеем достаточно хорошее представление. Что касается "директ-костинга", то, описывая отдельные элементы учета затрат по этой системе, обратим внимание на присущие данной системе особенности. Рассмотрим организацию учета затрат в соответствии с системой "Директ- костинг" по перечисленным выше элементам.

Задачей первого элемента учета затрат является систематический учет затрат по видам за данный период. Он отражает вертикальную структуру затрат предприятия.

Важнейшими видами затрат, подлежащими учету, являются затраты на заработную плату; материальные затраты; затраты на энергию; затраты на ремонт; налоги, взносы, страхование; затраты на амортизацию; проценты, риски; прочие затраты.

Этот перечень может изменяться в зависимости от национальных особенностей учета и степени его детализации. С точки зрения применения системы "Директ-костинг" здесь отсутствуют какие-либо принципиальные особенности по сравнению с системой учета полной себестоимости. Нужно только подчеркнуть, что необходимое для организации директ-костинга разделение затрат на постоянные и переменные не может быть произведено в учете по видам затрат, так как зачастую один и тот же вид затрат в разных местах возникновения затрат ведет себя по-разному по отношению к изменению объема производства.

 Например, заработная плата вспомогательных рабочих в одном месте возникновения затрат может носить переменный характер, в другом – полупеременный, в третьем – практически не меняется с изменением загрузки мощностей или объема производства.

 Таким образом, разграничение затрат на постоянные и переменные, а также их раздельный учет по видам может быть организован только в разрезе мест возникновения затрат.

Особенность учета затрат по местам возникновения по системе "Директ- костинг" состоит в том, что постоянные затраты не распределяются между носителями затрат.

Учет по местам возникновения затрат дает представление о горизонтальной структуре затрат предприятия.

Учет затрат по системе "Директ-костинг" представляет собой прагматическую форму учета, направленную на принятие решений. В случае организации учета затрат по местам возникновения нет надобности использовать базы, или "ключи", распределения косвенных расходов уровня предприятия на уровни заводов или производственных единиц, а затем через основные места возникновения затрат – между носителями затрат, произведенных в данном отчетном периоде, как при системе учета полных затрат (калькулирование полной себестоимости).

По сути дела, при организации учета в разрезе мест возникновения затрат по системе "Директ-костинг" исчезает само понятие косвенных расходов, накладные расходы становятся прямыми по отношению к данному месту возникновения затрат. Таким образом, при системе "Директ-костинг" затраты в местах возникновения затрат подразделяются на постоянные и переменные. Этот элемент системы учета затрат дает информацию для калькулирования себестоимости носителей затрат - следующего элемента системы производственного учета – только по переменным затратам.

Одной из проблем учета затрат по местам их возникновения в части раздельного учета переменных и постоянных затрат является наличие "скачкообразных" (ступенчатых) затрат, которые носят постоянный характер на определенном интервале изменения объема, а затем резко возрастают при каком-либо определенном значении показателя объема производства. В практике организация учета затрат в разрезе мест возникновения затрат по системе "Директ-костинг" эта проблема решается путем выделения трех групп затрат: абсолютно переменных затрат, Изменяющихся пропорционально изменению объемов производства; относительно переменных (или относительно постоянных) затрат – для отражения "скачкообразных", ступенчатых затрат; абсолютно постоянных затрат, не изменяющихся с изменением объемов производства или загрузкой мощностей. При принятии решений в конкретной управленческой ситуации вторая группа затрат присоединяется либо к первой, либо к третьей в зависимости от преследуемой цели.

Учет затрат по системе "Директ-костинг" может быть организован либо только как учет фактических затрат, либо как учет плановых (нормативных) затрат, то есть в данном случае можно говорить об интеграции систем "стандарт-кост" и "директ-костинг" как двух основных характеристик любой из систем управленческого (производственного) учета: по полноте фиксируемых затрат и по оперативности отражения затрат. Учет затрат по местам их возникновения может быть организован в системе счетов бухгалтерского учета. С этой целью для каждого места возникновения затрат открывается свой синтетический счет. При "директ-костинге" по каждому месту возникновения затрат могут открываться два собирательно- распределительных счета для учета накладных расходов, которые по окончании отчетного периода оба счета закрываются.

Необходимо подчеркнуть, что на большинстве западных предприятий ни система учета полных затрат, ни система "Директ-костинг" практически не применяются в чистом виде. Для ориентации предприятия в сложных рыночных условиях нужна разнообразная информация, в том числе и о себестоимости, которая может говорить о процессе интеграции различных аспектов, элементов управленческого (производственного) учета. Примером может служить использование элементов "директ-костинга", связанных с организацией раздельного учета переменных и постоянных расходов, при учете полной себестоимости.

Учет по местам возникновения затрат может вестись раздельно по переменным и постоянным расходам, что расширяет аналитические и контрольные возможности учета себестоимости, и в то же время на носители затрат могут быть отнесены все затраты периода. Гибкие сметы (бюджеты), по сути дела, являясь одной из характеристик "директ-костинга", также успешно применяются при учете полных затрат.

В условиях применения "директ-костинга" внутрипроизводственная продукция, работы и услуги относятся на потребляющие их места затрат только в части переменных затрат, а постоянные затраты фиксируются в местах их возникновения, где эта информация и остается, а затем оттуда переносится в подсистему учета результатов за период.

Что касается проблемы распределения затрат высших иерархических уровней  (мест возникновения затрат) на низшие с целью более обоснованного их включения затрат в себестоимость единицы продукции, то эта проблема – классическая составная часть системы учета и калькулирования полной себестоимости. Однако в центральных функциональных службах предприятия могу иметь место затраты, поведение которых меняется с изменением объемов производства подразделений нижестоящего уровня. Тогда эти затраты при помощи соответствующих ключей распределения (пропорционально соответствующей базе) распределяются дальше как переменные. Но, как правило, несмотря на то, что первичные затраты центральных служб могут носить переменный характер, они принимаются в качестве постоянных вторичных затрат по отношению к расположенным иерархически ниже местам возникновения затрат.

Под учетом по носителям затрат в управленческом (производственном) учете понимают отнесение затрат на их носители. Носители затрат – продукция, работы и услуги предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

Учет по носителям затрат как подсистема учета затрат также может быть организован как учет полных или частичных затрат. При калькулировании себестоимости продукции по системе "Директ- костинг" постоянные затраты не распределяются между носителями. При этом варианте калькулирования исходят из того, что только переменные затраты (прямые затраты и часть накладных расходов) зависят от загрузки мощностей или от объема продукции, а поэтому только они могут быть отнесены на носители затрат.

 Таким образом, в себестоимость носителя затрат не включены постоянные расходы. Такой вариант калькулирования без специальных дополнительных расчетов предоставляет нужную в условиях рынка информацию о тенденциях поведения затрат в условиях изменения загрузки или объема.

2. Практическая часть

2.1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

Общество с Ограниченной Ответственностью «Пластик» было создано 10 августа 1998 г. как предприятие для выпуска полиэтиленовых пакетов типа «майка» и фасовочных из полиэтилена низкого давления.

Учредителем предприятия являлись четыре частных лица.

Предприятие является частной собственностью.

Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в Восточно-Сибирском банке Сбербанка РФ.

Предприятие возглавляет генеральный директор, который назначается, и увольняется приказом собрания учредителей ООО «Пластик». На должность директора может быть назначено лицо с высшим образованием, имеющее опыт работы на руководящей должности.

Структура управления предприятием – линейно-функциональная. Она отражена на рисунке 1 (приложение 1)

В процессе своей деятельности работники предприятия руководствуются действующим законодательством РФ, нормативно- правовыми актами РФ, санитарными нормами и правилами, «Правилами производства и реализации продукции», правилами производства и безопасности труда, пожарной безопасности и экологическими нормативами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями.

Предприятие функционирует как производственное предприятие, основной целью которого является производство полиэтиленовых пакетов с фирменной символикой. Для этого была закуплена производственная линия, состоящая:

1. Экструдер для выдува рукавной плёнки.

2. Ротогравюрная печатная  машина для нанесения рисунка на       плёнку.

3. Автомат для производства пакетов типа «майка».

4. Автомат для производства фасовочных пакетов.

Оборудование произведено в Тайване.

В ООО «Пластик» выпускаются следующие виды продукции:

-         Пакеты типа «майка», серийный;

-         Фасовочные пакеты с фирменной символикой;

-         Пакеты типа «майка» с фирменной символикой;

Основными потребителями продукции являются супермаркеты: «Русская Тройка», «Сибсервис», «Орлан», «Ле Рой», ОАО «Хабаровский Хлеб», ОАО «Зубр», ООО «НовГазСервис», ОАО «Каравай», ОАО «Назаровское Молоко».

За 2003 г. появились постоянные поставщики сырья и материалов. Полиэтилен низкого давления поставляет ООО «Антей-2000», г. Москва. Суперконцентраты для окраски полиэтиленовой плёнки – ООО «Экорт-Упаковка», г. Москва. Печатные краски для нанесения рисунка на плёнку – ОАО «Сан-Кемикэл».

В результате того, что продукция предприятия разносторонняя, включает как серийные пакеты, так и заказные предприятие оказывает влияние на уровень конкуренции в городе, крае и регионах. Следует отметить, что продукция ООО «Пластик» имеет конкурентоспособные цены, а по качеству изделий не уступает московским производителям. Вследствие чего уровень конкурентоспособности  высокий.

Пакеты выпускаются в соответствии с требованием ГОСТ 12302 «Пакеты из полимерных материалов. Общие технические требования».

Пакеты полиэтиленовые с ручками типа «майка», окрашенные, с нанесённым рисунком и из неокрашенного полиэтилена типа «фасовка» предназначаются в качестве упаковки для различных видов продукции, в том числе пищевых продуктов.

Сырьём для изготовления пакетов является полиэтилен низкого давления, отвечающий требованиям ГОСТ 16338 «Полиэтилен низкого давления. Технические условия».

Таблица 1

Основные показатели деятельности предприятия


Наименование показателей


2002 год


2003 год


Выручка от реализации продукции, т.р.

5897

7531

Себестоимость продукции

5322,3

6702,9

Прибыль от продаж, т.р.

+482,3

+715,7

Чистая прибыль

+269,1

+412,1

Оборотные активы (ОА) на конец года, т.р.

400,4

459,0

Удельный вес ОА в общей сумме активов, %

25,9

27,5

Дебиторская задолженность, т.р.

322,8

358,0

Кредиторская задолженность, т.р.

333,2

358,0

Размер чистых активов, т.р.

67,2

145,9

Выпуск продукции, т.р.

5897

7594

Затраты на 1 руб. продукции, руб.

0,964

0,943

Среднесписочная численность, чел

23

25

В т.ч. ППП

15

17

Выработка на 1 работающего, т.р.

393,1

446,7

Фонд заработной платы, т.р.

168,5

239

В т.ч. ППП

104,5

175,2

Среднемесячная заработная плата, руб.

610,5

796,7


Анализ основных показателей деятельности предприятия за два анализируемых года позволил выявить следующую тенденцию. Наблюдается увеличение практически по всем основным показателям деятельности предприятия. Выручка, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 1634 т.р. (27,71%) и в отчетном году составила 7531 т.р. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении себестоимости продукции. В отчетном году себестоимость продукции увеличилась на 1380,6 т.р. (25,9%) по сравнению с прошлым годом и составила 6702,9т.р.

Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 48,39% и составила 715,7 т.р. Темп роста чистой прибыли 153,14 % и в 2003 году она составила 412,1 тыс.рублей.

Еще одним положительным моментом в деятельности предприятия является и рост оборотных активов на 13,9 %, несмотря на то, что за анализируемый период размер дебиторской задолженности сократился на 10,9 %.

Затраты на 1 руб. продукции по сравнению с 2002 годом сократились на 2,1 коп. В динамике численности серьезных изменений не наблюдается, численность работников предприятия увеличилась на 8,7 % за счет увеличения численности ППП.

Таблица 2

Затраты на производство и реализацию продукции


Наименование

Затрат

2002 год

2003 год


+,-

Сумма

Затрат

На 1 руб.

Продукции

Сумма

Затрат

на 1 руб.

продукции

1

2

3

4

5

6

Выпуск продукции

5805


7594


1789,00

1. Материальные затраты






Сырье и материалы

4882

84,10

6193

81,55

-2,55

Электроэнергия

32

0,55

70

0,92

0,37

2. Затраты труда






Заработная плата

168,5

2,90

239

3,15

0,24

в т.ч. основных рабочих

116,5

2,01

165

2,17

0,17

3. Амортизация основных

фондов

66

1,14

74

1,04

-0,10

4. Прочие затраты






Услуги связи

1

0,02

69,3

0,91

0,90

Налоги

68

1,17

51

0,67

-0,50

Услуги банка

10,4

0,18

13,5

0,18

0,00

Сертификаты

17

0,29

18

0,24

-0,06

Консультативное обслуживание

34

0,59

29

0,38

-0,20

Транспортные расходы

47

0,81

41

0,54

-0,27

Расходы на ярмарки

7,3

0,13

24

0,32

0,19

ИТОГО

5449,7

93,88

6986,8

92,00

-1,88



Проанализировав таблицу видно, что по сравнению с 2002г. затраты на 1 руб. продукции уменьшились на 1,88 коп. На это снижение главным образом повлияло снижение затрат по статье сырье и материалы на 2,55 коп на 1 рубль продукции. Это объясняется   экономией на масштабе производства.

2.2. Основы управленческого учета затрат на предприятии

В целях эффективного управления себестоимостью необходимы отдельное изучение методики учета издержек производственной деятельности ООО «Пластик» и на основе расширения аналитичности применяемых в учете группировок затрат разработка для предприятий системы контроля за себестоимостью продукции производственных подразделений.

Учет затрат производства является определяющим в общей системе управленческого  учета на  ООО «Пластик». Однако управленческий учет не ограничивается только учетом затрат на производство в стоимостных показателях, регламентированных в нормативных документах. Его содержание гораздо шире и состоит:

-   из отражения производственных процессов в количественном измерении с      целью управления ими и определения прибыли;

-         системного использования элементов метода (калькулирование, нормирование, измерение, регистрация, оценка, группировка, анализ, контроль) в отражении хода производственного процесса в неразрывной связи с процессом нарастания затрат;

-         ограничения субъекта учета рамками предприятия;

-         классификация затрат в соответствии с целями их управления;

-         формирования внутренней отчетности по уровням управления производственными процессами, используя при этом принципы управления, принятые на предприятии.

Управление производственной деятельностью ООО «Пластик» является сложным и комплексным процессом. Система учёта, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учёта может меняться в зависимости от целей управления на ООО «Пластик».

 Между тем  система учёта, организованная на ООО «Пластик», отвечает общепринятым принципам. К принципам управленческого учёта на ООО «Пластик»  относятся:

- непрерывность деятельности предприятия; использование единых для планирования и учёта (планово-учётных) единиц измерения;

-  оценка результатов деятельности подразделений предприятия;

-  преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;

- формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления;

- применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;

-  полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учёта: периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учётной политикой.

Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учёта на ООО «Пластик», но не унифицирует учётный процесс.

Непрерывность деятельности предприятия ООО «Пластик», которая выражается отсутствием намерения самоликвидироваться, сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания решения долгосрочных проблем в организации — анализа конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых продуктов, инвестиций и т.д. Использование единых планово-учётных единиц измерения в планировании и учёте производства обеспечивает между ними прямую и обратило связь. Планово-учётные единицы раскрывают сущность и различие систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях в ООО «Пластик»; с их помощью создастся реальная возможность разработки методологии системы учёта, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учёта производства и бухгалтерского учёта затрат, определения результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений в ООО «Пластик».

На разных уровнях оперативно-производственного планирования в ООО «Пластик» планово-учётные единицы или детализированы или, напротив, более укрупнены. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия ООО «Пластик» (изделие, производственный заказ, серия изделий, наименование и т. п.) к более мелким на уровне цеха, участка, бригады (деталь, операция, комплекс операций, узловой комплект, бригадный комплект и др.).

Следует отметить, что планово-учётные единицы управленческого учёта производства на ООО «Пластик» и единицы измерения готовой продукции, сданной на склад, применяемые в бухгалтерском учёте, идентичны. Через них прослеживается связь управленческого и. финансового учёта выполненных заказов на предприятии. При этом возможна любая группировка информации в том или ином виде учёта по объектам управления будь то группировка по видам продукции, производственным заказам или структурным подразделениям.

Кроме того, на уровне предприятия ООО «Пластик» планово-учётные единицы совпадают с объектами калькулирования или являются их частью. На уровне структурных подразделений планово-учётные единицы могут быть использованы при выборе объектов учёта затрат. Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия - один из основополагающих принципов построения системы управленческого учёта на ООО «Пластик». При всем различии организационных форм на предприятии, управленческий учёт на ООО «Пластик» связан с оперативно-производственным и технике экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учёт на ООО «Пластик»  представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады.

 Процессы оценки результатов деятельности  ООО «Пластик» предусматривают и определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от производства и реализации. Хозяйственный механизм предприятия ООО «Пластик»   приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями и внутри них.

Соблюдение в процессе сбора, обработки и транспортирования первичных данных принципа преемственности и многократного использования упрощает систему учёта и делает ее эффективной на предприятии (меньше затрат - больше значения в решении поставленной перед менеджером цели). При оперативном управлении информация управленческого учёта  на ООО «Пластик» подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данными. В свою очередь данные финансового учёта детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учёта на предприятии. Иногда рассматриваемый принцип называют принципом комплексности. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или произведенных расчетах и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов. Данный принцип позволяет создать на предприятии ООО «Пластик» рациональную и экономичную систему учёта сообразно его размерам и масштабам производственной деятельности ООО «Пластик». Его реализация означает, что из минимального количества данных получают максимально необходимое для управленческих решений количество информации. Тогда управленческий учёт выполняет свои функции.

Управленческая информация обладает способностью так формировать по данным первичного учёта показатели внутренней отчетности, что они становятся системой коммуникаций внутри предприятия ООО «Пластик». На нулевом уровне возникает первичная учётная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне создается сводная документация отдела снабжения, внешней кооперации, производственных подразделений сбытового и финансового отдела, бухгалтерии, складского хозяйства: на последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, производственною и др.). На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование её в результирующую отчётную документацию производственно-диспетчерским, планово-экономическим отделами и бухгалтерией. Содержание отчетов зависит от целей его назначения и должности руководителя, для которого они предназначены. Бухгалтеры-аналитики составляют отчеты по анализу себестоимости с целью определения себестоимости продукции; сметы для планирования будущих расходов; текущие оперативные отчеты производственных подразделений для оценки результатов работы; отчеты о затратах на производство для принятия оперативных решений; анализ смет капитальных вложений для долгосрочного планирования или прогнозирования. Особого внимания заслуживает принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью ООО «Пластик».

Система управленческого учёта на ООО «Пластик отвечает принципам полноты и аналитичности информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу (от низших до высших уровней управления) процедур. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и потере оперативности управления на предприятии. Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий циклы предприятия также важен для построения системы управленческого учёта на ООО «Пластик».

2.3. Учет затрат по местам возникновения – «директ- костинг» на предприятии

Непростые рыночные процессы, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции ООО «Пластик», а также увеличение доли постоянных затрат в общем их объеме существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит и на прибыли организации. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность ООО «Пластик» в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости в ООО «Пластик« дает подсистема управленческого учета, которая получила название директ-костинг.

Применяя систему директ-костинг (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода) в ООО «Пластик», можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объектом производства, затратами и выручкой. Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям. Система директ-костинг в ООО «Пластик» заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода по предприятию в целом и по изделиям. Она позволяет лучше учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет и контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о прибылях и убытках отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия ООО «Пластик».

Таким образом, сущность этой системы в ООО «Пластик»  заключается в следующем: прямые затраты обобщают по видам готовой продукции, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.

Система директ-костинг  в ООО «Пластик» имеет несколько отличительных особенностей: первая - разделение производственных затрат на переменные и постоянные; вторая - калькулирование себестоимости продукции по ограниченным затратам; третья - многостадийность составления отчета о прибылях и убытках. Процесс учета  в ООО «Пластик» происходит в два этапа:

-                     расчет себестоимости;

-                      расчет результата.

На первом этапе устанавливается связь объема производства готовой продукции с прямыми (переменными) затратами, отражается рентабельность производства отдельных видов продукции предприятия. На втором этапе обобщенные на одном счете косвенные (постоянные) расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию. Чем больше объем реализации, тем больше прибыли получает предприятие ООО «Пластик». Оценивают готовую продукцию и незавершенное производство только по переменным (прямым) затратам. Такая система оценки побуждает предприятие ООО «Пластик»  изыскивать возможности увеличения реализации.

Система директ-костинг в ООО «Пластик» развивается в соответствии с развитием управления. Гибкость планирования и принятия управленческих решений в организации  потребовали ввода в систему директ-костинг бюджетов (смет) и заданий, анализа их исполнения. Особенностью современной системы директ-костинг  на ООО «Пластик» является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный директ-костинг в ООО «Пластик»  - есть средство достижения конечной цели предприятия - получение чистой прибыли.

2.4. Практика управления затратами по местам возникновения и центрам ответственности на основе управленческого учета в ООО «Пластик»

Выделение центров финансовой ответственности при учете затрат на ООО «Пластик» позволяет существенно повысить эффективность производственного учета, контроля и управления. По объему полномочий их руководителей и обязанностей — это центры затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления. По задачам и функциям центры финансовой ответственности в ООО «Пластик» обычно рассматривают как основные и обслуживающие. Для каждого центра ответственности в ООО «Пластик»  должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться. Работа здесь должна быть направлена на поиск необходимой информации и обеспечение ею лиц, принимающих решения, тогда, когда она им нужна, и в такой форме, которая ее делает пригодной для практического использования.

Выделение центров финансовой ответственности в ООО «Пластик»  предполагает наличие механизма распределения ответственности. Поэтому информация должна предоставляться по иерархическому принципу.

В системе внутреннего производственного учета формируется, прежде всего, информация об издержках производства, которые являются одним из основных объектов учета. Издержки группируются и учитываются по видам изделий, местам их возникновения и носителям затрат. В этой связи решающее значение приобретают такие объекты учета затрат, как места возникновения затрат, центры затрат, центры ответственности.

Управление издержками в ООО «Пластик»  происходит через деятельность людей. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Поэтому центр ответственности — это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных расходов. Администрация  ООО «Пластик» сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как их увязать с центрами ответственности.

Центры ответственности в ООО «Пластик»  осуществляют контроль за затратами по многим местам их возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности. Например, центральная лаборатория предприятия как центр ответственности обеспечивает контроль за затратами на производство работ и оказание услуг на всех участках, во всех производствах, обслуживаемых данным центром ответственности.

Исходя из экономических соображений (в рамках сложившихся экономических производственных отношений), центры ответственности в ООО «Пластик» подразделяются на хозрасчетные и аналитические. Аналитические центры ответственности экономически не обособлены, т.е. они не связаны с системой внутреннего хозяйственного расчета. Они обеспечивают аналитический учет и детализацию ответственности за отдельные затраты. Хозрасчетные же — обеспечивают контроль, ответственность и заинтересованность в их снижении. По хозрасчетным центрам ответственности, совпадающим с местами возникновения затрат, обособленного аналитического учета не ведут, а пользуются уже имеющейся информацией по местам возникновения затрат.

Производственные центры ответственности  в ООО «Пластик» обычно складываются из многих центров и мест возникновения затрат различного уровня. Они также могут представлять основные и вспомогательные подразделения предприятия. В основных центрах ответственности учет организуют в разрезе объектов и статей калькуляции. В обслуживающих, чаще всего, в поэлементном разрезе.

Для целей контроля за затратами и калькулирования себестоимости продукции в ООО «Пластик», выполненных работ и оказанных услуг особый интерес представляют группировки по носителям и центрам затрат.

Под носителями затрат понимают виды продукции, полуфабрикатов разной степени готовности (по переделам, стадиям, фазам, отдельным процессам), работ и услуг предприятия ООО «Пластик», имеющие потребительную стоимость, предназначенные для реализации на рынке, по которым необходима информация о себестоимости.

В свою очередь, центры затрат  в ООО «Пластик» — это первичные производственные и обслуживающие единицы, отличающиеся единообразием функций и производственных операций, уровнем технической оснащенности и организации труда, целевым назначением затрат, которые, кроме выполнения своих функциональных задач, несут ответственность за результаты своей деятельности. Они могут быть и центрами затрат, и центрами дохода, и центрами прибыли, и центрами капитальных вложений, и центрами инвестиций, и центрами продаж, и центрами контроля и управления т. п. Различие лишь в том, что в каждом центре на руководителя возлагается ответственность лишь за ту часть расходов и доходов, контроль за которыми возложен на данный центр ответственности. В системе управленческого учета в ООО «Пластик»  их выделяют в качестве объектов учета с целью большей детализации затрат, усиления контроля за уровнем издержек и повышения точности калькулирования. Деление производственных подразделений (цехов, участков) на многие центры затрат обеспечивает более точное распределение косвенных расходов, особенно по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, и отнесение их на аналитические счета этих центров прямым путем. А это, в свою очередь, создает условия для их прямого отнесения на аналитические счета носителей затрат или более точного распределения по объектам калькулирования.

В условиях рынка, в сложной системе экономических отношений предприятия ООО «Пластик»  возникают многочисленные формы деятельности, отличающиеся от производственной: маркетинговая, дилерская, брокерская, инвестиционная и т.п. Круг операций в рамках этих форм деятельности не вписывается в привычные рамки производственной деятельности. Здесь происходит прямое совмещение центров ответственности с центрами затрат (рис. 3, приложение 3).

При этом принципиальной особенностью управленческого учета в ООО «Пластик»  является не только необходимость контроля за затратами по центрам и местам их возникновения в сфере производства, но и их контроль и соизмерение по центрам затрат, входящим в состав других центров ответственности или возникающим обособленно. Это центры продаж, центры дохода, центры прибыли, центры инвестиций, капитальных вложений и т.п. В каждом центре ответственность на руководителя возлагается не на всю сумму доходов и расходов, а только на ту часть, которая контролируется данным центром.

Здесь важное значение имеют выделяемые места возникновения затрат. Места возникновения затрат — это структурные единицы и подразделения (рабочие места, бригады, производства, участки, цеха, отделы и т.п.), в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов и по которым организуется планирование, нормирование и учет издержек производства в целях контроля и управления затратами, организации внутреннего хозяйственного расчета.

Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета затрат на производство по экономическим элементам и статьям себестоимости. Аналитический учет по местам возникновения затрат организуется в рамках существующей иерархической соподчиненности (цех-участок-бригада).

Места возникновения затрат делятся на производственные, обслуживающие и условные. К производственным  относят цеха, участки, бригады. К обслуживающим — отделы, службы управления, склады, лаборатории. К условным местам возникновения относят затраты, не связанные с конкретными структурными подразделениями (например, административно-управленческие расходы в целом или какая то их часть могут быть также цеховыми расходами, не относящимися к конкретным службам цеха). Производственные места возникновения затрат складываются из многих мест потребления ресурсов различного технологического уровня. Основные — изготавливают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги на сторону. Вспомогательные — обслуживают внутренние технологические процессы. В основных центрах ответственности затраты учитывают в разрезе объектов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, в обслуживающих — в поэлементном разрезе издержек.

Исходя из экономических соображений и возможностей разграничения ответственности можно дать обоснованную характеристику любого выделяемого в системе производственных отношений центра затрат и ответственности в ООО «Пластик».

Так, центры продаж в ООО «Пластик» — это обслуживающие подразделения маркетингово-сбытовой деятельности, отвечающие не только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг, но и за затраты, связанные с их сбытом. Ими предоставляется информация о пользующихся или не пользующихся спросом товарах и услугах, наиболее конкурентоспособных из них, с целью своевременного принятия обоснованных управленческих решений как в сфере производства товаров, работ и услуг, так и их сбыта. Результаты деятельности подобных подразделений предприятия оценивают, главным образом, по объему и структуре продаж и величине издержек обращения.

Центры дохода как центры ответственности в ООО «Пластик» представляют собой структурные единицы, подразделения, руководители которых несут ответственность только за доход, полученный данным подразделением, но не могут контролировать прибыль, если центр реализации результатов деятельности вне их компетенции.

Центры прибыли как центры ответственности в ООО «Пластик» представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это обычно отдельные предприятия в составе объединения, филиалы, дочерние организации, торговые представительства, магазины и т.п. Они имеют возможность контролировать важные компоненты деятельности предприятия, от которых зависит величина дохода и прибыли. Это объемы производства и продаж, их себестоимость, уровень цен. Руководитель несет ответственность за финансовый результат, полученный подразделением, так как в его ведении находятся не только механизмы формирования затрат и дохода, но и механизм ценообразования. Центры прибыли могут включать несколько мест затрат. Общие расходы и результаты их деятельности, отражаемые в системе бухгалтерского учета, позволяют оценивать их деятельность исходя из эффективности и целесообразности принимаемых ими управленческих решений.

Центры капитальных вложений в ООО «Пластик»  — это экономически обосабливаемые подразделения, ответственные лица которых обеспечивают эффективность использования капитальных вложений, контроль за затратами и результатами, коллективную и индивидуальную ответственность за величину издержек и заинтересованность в снижении себестоимости и конечных результатах. Поэтому хорошо подготовленная комплексная, достоверная, качественная и своевременная информация обеспечит эффективное и рациональное использование предоставленных ресурсов. Это, прежде всего, совокупность данных об объекте, его организационно-техническом уровне, кадрах, организации снабжения, состоянии учета, соблюдении сметной дисциплины. Сметная стоимость капиталовложений является нормативным финансовым показателем, поэтому управление затратами и результатами осуществляется при помощи операционного бюджета, отчетности о его использовании и информации о движении денежных потоков. Руководитель решает задачу распределения ограниченных ресурсов: времени, капитала, рабочей силы. Управленческий учет здесь является важным инструментом обеспечения оптимальных результатов в долгосрочном плане.

Центры инвестиций  в ООО «Пластик» — это экономически обосабливаемые подразделения, ответственные лица которых обеспечивают правильное, надлежащее расходование предоставленных им средств и ресурсов. Процесс инвестирования связан с увеличением объема функционирующего капитала предприятия, увеличением его акционерной стоимости. Задача такого центра обеспечить максимальную рентабельность вложенного капитала, его быструю окупаемость и ответственность за целесообразность понесенных расходов. При этом вложение ресурсов в капитальные активы предприятия, в отличие от других видов затрат, связывает их на длительный срок. Полное возмещение таких затрат предполагает более длительный срок их погашения и получения полезного результата.

Центры контроля и управления в  ООО «Пластик»  — это сфера, участок деятельности, обеспечивающие ответственность за конкретные виды деятельности и их результаты. Эти центры часто имеют лишь затраты, которые трудно соизмерять с контролируемыми ими результатами.

Соизмерение затрат и результатов по видам деятельности организации ООО «Пластик», центрам затрат, центрам ответственности и местам их возникновения в рамках управленческого учета обеспечивает контроль и управление затратами, результатами, ценами и рынком. При этом управленческий учет обеспечивает детализацию затрат и точность калькулирования себестоимости по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг.

Таким образом, все расходы конкретного подразделения необходимо учитывать по центрам ответственности ООО «Пластик». Прямые расходы — по местам затрат. Расходы, которые невозможно отнести на конкретный вид основной деятельности (продукцию, работы, услуги), целесообразно учитывать по местам их формирования (лаборатория, инструментальное бюро).

Центры ответственности ООО «Пластик»  необходимо обосабливать по принципу производственного функционирования — снабжение, производство, сбыт, управление. Так, центр снабжения  ООО «Пластик» контролирует не только затраты по заготовлению сырья, материалов, топлива, но и объемы, величину и качество материальных запасов. Центр сбыта контролирует не только объемы и стоимость реализуемой продукции, работ, услуг, но и затраты, связанные с деятельностью данного центра. Это дает возможность устанавливать нормативную или предельную величину затрат, за которую несёт ответственность конкретный руководитель.

Эффективный контроль величины издержек  на предприятии целесообразно вести на основе первичной учетной информации. Подобный контроль осуществляется  в натуральном и денежном выражении методом сопоставления или так называемым методом бюджетирования. В основе первого способа лежит метод суммирования отклонений от устанавливаемых норм и производственных заданий по местам затрат. Второй способ контроля предусматривает сопоставление издержек с актуализированной (спланированной с учетом изменений) сметой затрат и результатов.

В первом случае устанавливают нормы расхода по видам выпускаемой продукции, полуфабрикатов, выполняемых работ и услуг в разрезе каждого центра затрат. Учет и контроль за затратами организуется по отклонениям от норм, с последующим выявлением причин изменений объемов выпуска, загрузки производственных мощностей, уровня издержек и виновников, в разрезе мест и центров затрат. Данный метод обеспечивает своевременное, обоснованное и эффективное принятие управленческих решений. Он удобен и эффективен в подразделениях основного производства, уровень деятельности которых определяется соответствующими показателями объема производства, уровня издержек, дохода и прибыли.

Во втором случае бюджетирование как способ управления затратами предусматривает составление бюджетных смет по различным направлениям деятельности и в целом по подразделению. Здесь произведенные затраты сравнивают с расходами, предусмотренными сметой (планом). Сметный метод контроля широко используется по местам и центрам затрат, по которым трудно или невозможно установить конкретный результирующий показатель деятельности. Это отделы управления, подготовки производства, обслуживания и т.п.

Управление затратами осуществляется исходя из возможностей их контроля и регулирования в ООО «Пластик». По степени регулируемости расходы по центрам и местам затрат подразделяют на полностью регулируемые, частично регулируемые и слабо регулируемые.

Степень регулируемости затрат в ООО «Пластик» полностью зависит от специфики деятельности центра затрат и центра ответственности. Одно дело, если это цех по производству продукции, и совсем другое, если это отдел или служба подготовки производства и управления.

Другим объектом управленческого учета  в ООО «Пластик» являются результаты, которые могут также учитываться по местам возникновения затрат, носителям затрат и центрам ответственности. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственных процессов, связей, деятельности и отношений как предприятия в целом, так и отдельных его подразделений.

Эффективное использование имеющихся ресурсов — одна из важнейших задач руководителя ООО «Пластик». Её успешное выполнение, в целях подготовки и принятия тех или иных управленческих решений, зависит от информированности руководства об их наличии.

Как было уже отмечено, одной из основных функций управленческого учета в ООО «Пластик»  является обеспечение своевременной и достоверной информацией лиц, принимающих решения на всех уровнях руководства и управления.

Информация, получаемая в результате управленческого учета в ООО «Пластик», составляет обычно коммерческую тайну предприятия. Она не подлежит опубликованию и носит конфиденциальный характер. Администрация предприятия  ООО «Пластик» самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Эта система учета не должна регламентироваться государством. Практически на каждом предприятии или фирме существует своя система производственного, а значит и управленческого учета.

Вся сущность управленческого учета в ООО «Пластик»  сводится к проблеме определенного агрегирования учетной информации в объеме, необходимом руководству, пользователям для принятия своевременных, обоснованных управленческих решений на различных уровнях производственной деятельности. При этом степень детализации учетной информации должна быть достаточной, но не избыточной. От того, насколько подробна и разностороння представляемая информация, зависит качество и своевременность принимаемых управленческих решений. То есть из всего потока учетной информации, поступающей к лицу, принимающему решения, должна выделяться информация, представляющая для него интерес.

Система управленческого учета и управленческой отчетности  в ООО «Пластик» выполняет  одну и самую важную задачу — предоставление информации, необходимой для принятия решений, в пригодном для использования виде. При этом применение специальных форм управленческой отчетности, отражающих ту или иную определенную сторону деятельности, позволяет не только получить ощутимые результаты, но и периодически оценивать качество информации и ее источники.

Работникам, ответственным за составление отчетов в ООО «Пластик», необходимо регулярно анализировать качество и источники информации по местам возникновения и центрам ответственности, а анализом сложившихся ситуаций должны заниматься руководители. Если отдельные показатели формируются целым рядом подразделений, то принадлежащая нескольким владельцам информация должна быть однородной, что делает целесообразным организацию общих финансовых потоков.

Создание эффективной системы управленческого учета на предприятии  ООО «Пластик» требует реорганизации как учетных форм и регистров, обслуживающих отдельные процессы, так и финансовых потоков, имеющих важное информационное значение. Система хорошо отлаженного производственного учета, контроля и управления затратами представляет собой сложный механизм связей, отношений и действий менеджеров различного уровня деятельности.

Далее представим несколько основных количественных показателей по учету затрат на предприятии.

В  ООО «Пластик» при производстве продукции используется позаказный метод учета затрат. Объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, создаваемый на заранее определенное количество продукции. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции.

Особо важным документом для выполнения работ является договор между заказчиком и производителем на производство продукции. В нем конкретизируются объект договора (заказа), его качественные характеристики, объем (количество) продукции, срок поставки, договорная цена, особые условия, форма расчетов и прочие условия.

Место заказа в классификации производства предприятия, а при необходимости и источник затрат по нему, определяется системой нумерации заказов. Основным учетным регистром, открываемым бухгалтерией на каждый заказ является карточка учета заказа, в которой указывается название, тип изделия, количество изделий, наименование заказчика, срок окончания заказа, цех-участник, плановая себестоимость и оптовая цена. Каждому заказу присваивается порядковый номер, который проставляют на всех документах по прямым затратам производства. Себестоимость одного вида изделия определяют делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий.

Порядок выполнения заказа на производство продукции в организации представлен на схеме (рис. 2):

Заказчик                   Заключение                      Определение

                                  договора на                           цены на

                                  выполнение                        продукцию

                                      заказа

 


 Доставка                  Проверка                                Выпуск

продукции                 качества                              продукции

 на склад                  продукции

Рис. 2. Порядок выполнения заказа продукции  в ООО «Пластик»

Для учета затрат на производство продукции на предприятии используются счета 20, 25, 26, 23, 31. Цена на заказ определяется на основе плановой калькуляции и норматива рентабельности (таблица 3).

Таблица 3

Плановая калькуляция партии пакетов типа «майка»

(20 000 штук).

Статьи затрат


Сумма

Тыс. руб.

Сырье и материалы

6,193

Основная и дополнительная заработная плата

0,239

Отчисления МВД

0,018

Цеховые расходы

0,027

Общезаводские расходы

0,095

Производственная себестоимость

6,572

Внепроизводственные расходы

0,131

Полная себестоимость

6,702

Прибыль

0,648

Цена с НДС

8,820


Величина затрат на сырье и материалы определяется на основе норм расхода и цены за единицу материала; заработная плата – на основе нормочасов и расценок (таблицы 4 и 5).


Таблица 4

Расшифровка материальных затрат партии пакетов типа «майка» (20 000 штук).


Наименование материалов

Норма расхода

Цена за единицу

Сумма

Тыс. руб

Полиэтилен, кг

148

0,027

3,996

Суперконцентрат, кг

8,5

0,17

1,445

Краска, г

3,4

0,221

0,7514

ИТОГО



6,193


Таблица 5

 Расшифровка трудовых затрат


Виды работ


Нормо-часы

Расценки

Партия пакетов типа «майка»

(20 000 штук).

13,04

0,239

ИТОГО

13,04

0,239


Накладные расходы определяются пропорционально заработной плате производственных рабочих. Это осуществляется следующим образом. Составляется плановая смета затрат на производство продукции.         Смета затрат составляется за каждый квартал. В расчет принимается смета затрат за тот квартал, в котором производится продукция.

Плановые затраты на предприятии используют только для определения цены на продукцию и для сравнения с фактическими данными.

Определим расходы, занимающие наибольший удельный вес в себестоимости продукции. Для этого используем данные таблицы 6.

Таблица 6

Анализ себестоимости продукции по статьям затрат


Статьи затрат

Сумма расходов

Удельный вес,%

1

2

3

Сырье и материалы

6193

92,4

Основная и дополнительная заработная плата

239

3,6

Отчисления МВД

18,1

0,3

Цеховые расходы

27,2

0,4

Общезаводские расходы

95,1

1,4

Производственная себестоимость

6572,4

98,1

Внепроизводственные расходы

130,5

1,9

Полная себестоимость

6702,9

100,0


Наибольшую долю в составе себестоимости занимают затраты на сырье и материалы 92,4%.

В целом постоянные накладные расходы составляют 9,5 % в общих затратах на производство продукции по предприятию. В связи с тем, что в 2003 году выпуск продукции увеличился по сравнению с планом, то себестоимость продукции на предприятии сократилась, вследствие сокращения доли накладных расходов, приходящихся на единицу продукции. Сокращение себестоимости за счет постоянных накладных расходов можно рассчитать по формуле:

,                     (5)

где Пп  - процент перерасхода по постоянной части накладных расходов

       К – процент выполнения плана выпуска продукции

       Д – удельный вес постоянной части накладных расходов в себестоимости продукции.

Сокращение себестоимости продукции всего предприятия за счет постоянной части накладных расходов составляет 0,81 %.    

Незавершенного производства продукции на предприятии не наблюдается. Это связано с небольшим циклом производства продукции. Если же на конец периода затраты на производство продукции произведены, но продукция еще не прошла всех стадий обработки, ее в составе готовой продукции не учитывают.

Еще одной особенностью учета затрат на предприятии является то, что в учете не используют счет 28 «Брак в производстве». Если же изделие забраковано, это отражают на счете 84 «Недостача» и удерживают у ответственного лица (Д 73 К 84;  Д 70 К 73).

3. Расчетная часть

Задача 19

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         В сопряженном  производстве изготавливают  четыре  продукта.  Данные калькулирования представлены в таблице 7.

Таблица 7

Исходные данные задачи

Продукт

Прямые затраты, д.е.

Общие расходы процесса, д.е.

Количество продукции, шт.

Выручка, д.е.

А

40000

80000

20000

100000

Б

8000

2000

20000

В

12000

1000

30000

Г

4000

1000

10000


РЕШЕНИЕ

1)     При использовании метода  остаточной стоимости  рассмотрим формулу:

S осн = S общ - ∑ S поп,                         (6)

Где    S общ, S осн, S поп – общие затраты, приходящиеся на основную (А)  и на попутную продукцию

S осн = 80000-(8000+12000+4000) = 56000 (д.е.)

Таблица 8

Калькуляция по методу остаточной стоимости по продукции А (основной)

№ п/п

Вид затрат

Сумма, д.е.

1

Прямее затраты

40000

2

Косвенные затраты

16000

3

Общие затраты

56000


2)     Калькуляция себестоимости  всех продуктов методом  распределения  пропорционально цене составляется после расчета цены продукции:

Ц = Вр/ Q,

Где    Вр – выручка от реализации, д.е.

         Q – количество продукции, шт.

Цены на продукцию:

А: 100000/20000 = 5 (д.е.)

Б: 20000/2000 = 10 (д.е.)

В: 30000/1000 = 30 (д.е.)

Г: 10000/1000 = 10 (д.е.)

         Распределение косвенных расходов пропорционально цене продукции:

А: 5*80000/55 = 7273 (д.е.)

Б: 10*80000/55 = 14546 (д.е.)

В: 30*80000/55 = 43636 (д.е.)

Г: 10*80000/55 = 14546 (д.е.)

         Таблица 9

Калькуляции методом распределения косвенных расходов пропорционально цене продукции

Виды расходов

А

Б

В

Г

ИТОГО

Прямые

40000

8000

12000

4000

64000

Косвенные

7273

14546

43636

14546

80001

Общие

47273

22546

55636

18546

144001












Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были достигнуты ее основные цели и решены все поставленные во введении задачи. В заключении сделаем несколько основных выводов.

В практической деятельности предприятий управленческий и бухгалтерский  реализует себя  преимущественно как аппарат управления затратами. Для этого используется специаль­ный учетный и аналитический инструментарий: директ-костинг, расчет точек безубыточности, оп­ределение ценовой политики, анализ взаимосвя­зей между объемом производства, себестоимостью и прибылью и т. д. На основе этого для предприятий предлагается применять многоступенчатую схему сформирования сумм по­крытий, а в конечном итоге и прибыли предпри­ятия. Такой подход повышает действенность внутреннего контроля, за эффективностью работы центров прибыли и ответственности, так как в этом случае вклад того или иного уровня управ­ления в формирование производственного резуль­тата становится более наглядным. Процедура управленческого учета не только касается управление издержками производства, но и затрагивает другие сферы управления предприятием. Он является набором методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. Управленческий учет не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу. 

В рамках данной курсовой работы в качестве объекта исследования была взята организация ООО «Пластик».

Общество с Ограниченной Ответственностью «Пластик» было создано 10 августа 1998 г. как предприятие для выпуска полиэтиленовых пакетов типа «майка» и фасовочных из полиэтилена низкого давления.

В ООО «Пластик» выпускаются следующие виды продукции:

-         Пакеты типа «майка», серийный;

-         Фасовочные пакеты с фирменной символикой;

-         Пакеты типа «майка» с фирменной символикой.

Анализ основных показателей деятельности предприятия за два анализируемых года позволил выявить следующую тенденцию. Наблюдается увеличение практически по всем основным показателям деятельности предприятия. Выручка, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 1634 т.р. (27,71%) и в отчетном году составила 7531 т.р. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении себестоимости продукции. В отчетном году себестоимость продукции увеличилась на 1380,6 т.р. (25,9%) по сравнению с прошлым годом и составила 6702,9т.р.

Проанализировав таблицу видно, что по сравнению с 2002г. затраты на 1 руб. продукции уменьшились на 1,88 коп. На это снижение главным образом повлияло снижение затрат по статье сырье и материалы на 2,55 коп на 1 рубль продукции. Это объясняется   экономией на масштабе производства.

Управленческий учет на ООО «Пластик»  не ограничивается только учетом затрат на производство в стоимостных показателях, регламентированных в нормативных документах. Его содержание гораздо шире и состоит:

-   из отражения производственных процессов в количественном измерении с      целью управления ими и определения прибыли;

-         системного использования элементов метода (калькулирование, нормирование, измерение, регистрация, оценка, группировка, анализ, контроль) в отражении хода производственного процесса в неразрывной связи с процессом нарастания затрат;

-         ограничения субъекта учета рамками предприятия;

-         классификация затрат в соответствии с целями их управления;

-         формирования внутренней отчетности по уровням управления производственными процессами, используя при этом принципы управления, принятые на предприятии.

Сущность  системы «директ- костинг» в ООО «Пластик»  заключается в следующем: прямые затраты обобщают по видам готовой продукции, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.

Выделение центров финансовой ответственности при учете затрат на ООО «Пластик» позволяет существенно повысить эффективность производственного учета, контроля и управления. По объему полномочий их руководителей и обязанностей — это центры затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления.

Места возникновения затрат на ООО «Пластик»  являются объектами аналитического учета затрат на производство по экономическим элементам и статьям себестоимости. Аналитический учет по местам возникновения затрат организуется в рамках существующей иерархической соподчиненности (цех-участок-бригада).

В ООО «Пластик» используется автоматизированная система «Учет затрат».

















Список литературы

1)    Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб пособ. – М.: Финстатинформ, 1999. – 359 с.

2)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ/ Пер с анг. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. – 783 с.

3)    Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на  производственных предприятиях: Учеб. пособ. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 360 с.

4)    Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. – М.: Маркетинг, 2001. – 328 с.: ил.

5)    Русакова У. Ю. Учет затрат и калькулирование себестоимости промышленной продукции: Учеб.пособ. – Хабаровск: ДВГУПС, 2001. – 830 с.: ил.

6)    Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 томах. Т. 1. – М.: Экономика, 1997. – 512 с.

7)    Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2 изд., переаб., доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

8)    Учет затрат на производство продукции, учет готовой продукции и ее реализация. – М.: Сов.гум. ун-т, 2000. – 103 с.

9)    Фролова Т.В. Бюджетирование затрат в производстве: Учеб. пособ. – Новосибирск: СибУПК, 2002 .- 248 с.

10)                      Хорнгрен И.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Под ред. Я.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 416 с.









Приложение 1







 



























Рис. 1. Организационная структура ООО «Пластик»