Содержание

1. Анализ накладных расходов при экспортных, импортных операциях. 3

1.1. Анализ накладных расходов при экспортных операциях. 3

1.2 Анализ накладных расходов при импортных операциях. 6

2. Методика анализа экспортных  и импортных операций. 7

3. Задача. 18

4. Задача. 19

5. задача. 21

Список литературы.. 24

1. Анализ накладных расходов при экспортных, импортных операциях

1.1. Анализ накладных расходов при экспортных операциях

Основой для бухгалтерского учета экспортных операций является контракт на поставку экспортной продукции (выполнение работ, ока­зание услуг). Поэтому в учете должны найти отражение все моменты исполнения контракта. При этом имеет значение, заключает ли постав­щик экспортной продукции внешнеторговый контракт с иностранным покупателем непосредственно сам от своего имени или осуществляет внешнеторговую сделку через посредника по договору комиссии с ним.

Ниже рассматривается учет накладных расходов экспорт­ных операций в зависимости от способа заключения внешнеторговой сделки.

Учет экспортных операций по прямому контракту между российским поставщиком и иностранным покупателем

Российская организация-поставщик является одной из сторон кон­тракта - продавцом. Такой контракт с иностранным партнером зак­лючает она сама, либо это делает от ее имени посредник по договору поручения, заключенному между ними.

И в том, и в другом случае, как поставку экспортной продукции, так и расчеты с иностранным покупателем осуществляет поставщик.

Бухгалтерский учет исполнения контракта ведется в следующем порядке.

I. Схема учета движения экспортного товара, от поставщика к покупателю

Для учета отгруженных на экспорт товаров используется субсчет 45.1 «Товары отгруженные экспортные», на котором экспортная про­дукция находится до отражения в учете реализации (т.е. до момента перехода права собственности к покупателю).

На пути от поставщика к покупателю экспортный товар прохо­дит несколько этапов: сначала идет по территории Российской Феде­рации, затем при морских отгрузках прибывает в порт, где хранится до его погрузки на борт теплохода; после отгрузки из порта находится в пути за границей. При всех базисных условиях поставки, кроме «ЕХМ»  (франко-склад продавца), экспортер должен следить за своев­ременным прибытием товара в порт или на пограничный железнодо­рожный пункт, вовремя дать разнарядку на погрузку товара, произ­вести его поставку в установленные контрактом сроки, принять меры к розыску, если нахождение груза в пути превышает сроки пробега, предъявлять претензии соответствующим организациям за потерю и не­достачу товара. Причем на обязанности продавца, вытекающие из ба­зисных условий поставки, момент перехода права собственности не вли­яет[1].

Однако субсчет 45.1 не фиксирует конкретное местонахождение от­груженного на экспорт товара. Для отражения в учете экспортных то­варов по всем этапам пути от поставщика к грузополучателю потре­буются дополнительно субсчета II ряда, коды которых имеют четыре цифры:

45.1.3 - Товары экспортные в пути в Российской Федерации

45.1.4 - Товары экспортные в портах и на пограничных железнодо­рожных пунктах

45.1.5 - Товары экспортные в пути за границей

45.1.6 - Товары экспортные на складах, в переработке и на комис­сии за границей

Отгруженные экспортные товары отражаются в учете по себестоимости.

Учет накладных расходов по экспорту (расходов по реализа­ции экспортной продукции)

При реализации экспортных товаров возникают расходы, связан­ные с его транспортировкой от пункта отправления до пункта назна­чения, погрузочно-разгрузочными работами, хранением, с оплатой страхования, таможенных пошлин и сборов, комиссионных вознаграж­дений посредническим и экспедиторским организациям и другие. Они называются накладными расходами.

Для учета накладных расходов по экспорту выделяются специаль­ные субсчета на счете 43 «Коммерческие расходы». Например, субсчет 43.1 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в рублях» и субсчет 43.2 «Накладные расходы по экспорту и реэкспорту в иностранной валюте».

При отражении накладных расходов в учете должен соблюдаться принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельнос­ти. Это означает, что накладные расходы нужно отражать в учете в том отчетном периоде, в котором они фактически имели место, незави­симо от оплаты. Следовательно, фактически имевшие место в данном отчетном периоде, но не оплаченные накладные расходы нужно отно­сить на субсчета 43.1 и 43.2 по начислению. Соответственно в учете на­кладные расходы оформляются следующими бухгалтерскими записями[2]:

при оплате        Дт 43.1          К 51

                           Дт 43.2          К 52

по начислению      Дт 43.1         К 76

                               Дт 43.2         К 76

По той же причине нельзя относить на субсчета 43.1 и 43.1 авансовые платежи в счет предстоящих накладных расходов. Их нужно учитывать как расходы будущих периодов или как авансы выданные, а затем уже по факту списывать на субсчета 43.1 и 43.2.

1.2 Анализ накладных расходов при импортных операциях

Учет импортных операций по прямому контракту между российским покупателем и иностранным поставщиком импортных товаров

В данном разделе под термином «импортные товары» понимаются любые материальные ценности, которые при ввозе на территорию Рос­сийской Федерации пересекают ее границу без обязательства об обрат­ном вывозе.

При отражении в учете операций по импорту товаров необходи­мо, во-первых, своевременно поставить импортируемый товар на ба­лансовый учет, во-вторых, правильно сформировать на счетах бухгал­терского учета фактическую стоимость импортного товара, которая будет являться его себестоимостью при дальнейшем использовании - списании в производство или реализации.

Товар должен быть поставлен на балансовый учет с момента пере­хода права собственности на него к импортеру. В соответствии с ПБУ именно дата перехода права соб­ственности к импортеру является датой совершения операции по им­порту товаров. На эту дату нужно брать курс Центрального банка России для пересчета в рубли суммы иностранной валюты, в которой выражена стоимость товара.

Дату перехода права собственности от продавца к покупателю сле­дует указывать в контракте, поскольку норма международного права по этому вопросу отсутствует, а существующая международная прак­тика, согласно которой моментом перехода права собственности на товар считается исполнение продавцом своих обязательств по постав­ке, не является убедительным аргументом в разногласиях с проверяю­щими.

В соответствии с ПБУ 5/98 фактическая стоимость импортного то­вара складывается из всех затрат по его приобретению. Одной из со­ставляющих этих затрат является контрактная стоимость товара, ука­зываемая поставщиком в счете (инвойсе), который вместе с другими товарораспорядительными и товаросопроводительными документами. Предъявляется иностранным поставщиком российскому импортеру к оплате, В контрактную стоимость в зависимости от базиса поставки может входить часть накладных расходов, оплачиваемых иностранным доставщиком и возмещаемых ему импортером в цене товара.

Накладные расходы, не вошедшие в контрактную цену, оплачи­ваются российским покупателем сверх цены. Это могут быть транспор­тные расходы, погрузочно-разгрузочные, расходы по хранению, тамо­женные платежи и другие. Общий состав накладных расходов такой же, как и по экспорту. А расходы, оплачиваемые импортером сверх кон­трактной стоимости товара, определяются исключительно базисом по­ставки[3].

Для формирования фактической стоимости импортного товара все расходы по его закупке нужно аккумулировать на отдельном счете. И только после того как на этом счете определится фактическая стоимость приобретенного товара, товар списывается на соответствующий счет, предназначенный для его учета.

Действующий план счетов бухгалтерского учета не предусматривает специального счета для формирования фактической стоимости импортного товара. Поэтому в этих целях можно использовать по сво­ему усмотрению свободный счет или субсчет от счета 15 «Заготовление к приобретение материалов», назвав его «Формирование фактической стоимости импортных товаров».

Можно формировать фактическую стоимость импортного товара  на счете 41 «Товары» с последующим списанием закупленных мате­риальных ценностей на соответствующие счета по их учету

2. Методика анализа экспортных  и импортных операций

В настоящее время российский экспорт имеет строго сырьевую направленность, что ставит страну в зависимость от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. Это существенно снижает роль экспорта как “двигателя” российской экономики в условиях ее спада. Для развития экспортного сектора, в сложившихся условиях, огромное значение имеет создание системы содействия экспорту, а также ведение государством политики защиты российского производителя, которая включает в себя меры тарифного и нетарифного регулирования. Однако, в настоящее время идет наращивание объемов экспорта “любой ценой”, которое влечет за собой утечку капитала за рубеж. Как следствие, возникает необходимость строгого учета и анализа экспортных операций, как мера осуществления контроля за возвратом валютной выручки. Такой учет и анализ необходим еще и для выработки правильных управленческих решений в отношении экспортных пошлин. Организация учета внешнеэкономической деятельности возложена на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации. Основные правила и процедуры ведения таможенной статистики РФ, сбор, обработка и публикация данных внешней торговли и порядок их учета осуществляются в соответствии с методологией таможенной статистики внешней торговли РФ. Методология должна обеспечивать международную сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной статистики РФ для облегчения решения разнообразных аналитических задач, к числу которых, в частности, можно отнести разработку общей экономической политики страны, наблюдение за выполнением торговых соглашений, анализ рыночной конъюнктуры и др. Для решения этих задач, а также для исследования явлений и процессов внешней торговли следует, прежде всего, систематизировать цифровые данные, то есть вести статистический мониторинг внешнеторговых операций[4]. А также разработать систему показателей, характеризующих эти операции. Для формирования таможенной статистики внешней торговли используется система показателей статистического мониторинга, основными в которых являются исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт. Статистические показатели позволяют проводить различного рода аналитические исследования экспортных операций, для чего таможенными органами могут быть использованы такие статистические методы анализа, как: сводка и группировка; графический метод; индексный метод; факторный анализ; анализ динамики внешней торговли и многие другие.

 Методология анализа экспортных  и импортных операций. Методологической основой таможенной статистики внешней торговли является Приказ ГТК РФ от 24.04.94 г №180. "О методологии таможенной статистики внешней торговли РФ", которым установлены основные правила и процедуры ведения таможенной статистики, базирующиеся на положениях Таможенного кодекса РФ и Закона РФ "О таможенном тарифе". Согласно Таможенному кодексу РФ, используемая при ведении таможенной статистики методология должна обеспечивать международную сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации, поэтому необходим учет особенностей методологии для выявления причин возможной несопоставимости данных взаимной торговли между странами-контрагентами. Главная причина расхождения данных в том, что экспорт в каждой стране регистрируется по своим национальным правилам. В ходе решения этих проблем в 1997 г. Статистической комиссией ООН были представлены обновленные рекомендации по вопросам методологии статистики международной торговли товарами. Статистическое управление ООН отправило документ во все страны мира и предложило им внести необходимые поправки в национальную методологию внешней торговли к 1 января 1999 г. Новые рекомендации сформулированы таким образом, чтобы обеспечить применимость статистики международной торговли товарами для решения разнообразных аналитических задач и для сохранения сравнимости данных. К числу этих задач, в частности, относятся разработка общей экономической политики стран (включая бюджетную, денежную и отраслевую политику), подготовка и ведение торговых переговоров, наблюдение за выполнением торговых соглашений и урегулирование торговых споров, анализ рыночной конъюнктуры импортерами и экспортерами (то, чем занимается таможенная статистика) и др. На сегодняшний день в международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций: "специальная" и "общая". Различие между ними состоит, в основном, в определении момента учета этих операций. В соответствии с рекомендациями ООН учет товаров рекомендуется вести на момент пересечения ими границы экономической территории страны. Экономическая территория определяется как географическая территория страны, находящаяся под управлением ее правительства и включает в себя воздушное пространство, территориальные воды, территориальные анклавы в других странах, а также свободные зоны и таможенные склады. Использование пересечения границы экономической территории страны в качестве одного из важнейших критериев для включения товаров в статистику внешней торговли сближает его с методологией статистики платежного баланса и системы национальных счетов. В большинстве стран статистика внешней торговли базируется на информации, получаемой таможенными службами в ходе обработки таможенных деклараций. Содержащаяся в этих декларациях информация может служить надежной основой статистики внешней торговли при условии, что декларации заполняются в соответствии с международными рекомендациями. Поэтому СМТТ-2 рассматривает таможенные декларации как наиболее удобный и надежный источник данных и в будущем. В тех случаях, когда учет базируется на обработке данных, содержащихся в таможенных декларациях, датой учета рекомендовано считать дату приема таможенной декларации к рассмотрению. Обязательное декларирование участниками ВЭД товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, было введено еще в бытность СССР Постановлением Правительства от 07.03.1989 года как мера государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с 1 апреля 1989 года . С этого момента в таможенные органы представляется заполненный формуляр Грузовой таможенной декларации (далее ГТД) (форма ТД1—ТД2), воспроизводящий так называемый Единый административный документ (ЕАД), используемый для этих же целей в странах ЕС, ЕАСТ и в подавляющем большинстве других стран, являющихся внешнеторговыми партнерами Российской Федерации. При формировании таможенной статистики внешней торговли РФ учет экспортно-импортных операций осуществляется по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара через таможенную границу, проставленной на грузовой таможенной декларации[5]. Таким образом, при "общей" системе учета внешней торговли регистрация экспорта и импорта производится в то время, когда товар пересекает государственную границу, а при "специальной" системе учета – когда он пропускается через таможенную границу страны. К тому же при общей системе учета в экспорт включаются все товары, вывозимые с территории страны, в том числе реэкспортированные, а при специальной системе учета в экспорт включаются товары национального происхождения и ранее ввезенные товары, прошедшие таможенную очистку и декларирование для внутреннего потребления. Общий экспорт = экспорт национальных товаров +реэкспорт Страны, применяющие специальную систему учета, обычно не включают в свою статистическую территорию таможенные склады и свободные таможенные зоны. Собранная на такой основе статистика имеет важный недостаток – в нее оказываются включенными отдельные внутренние потоки товаров и исключенными некоторые внешние потоки. Приняв во внимание данное обстоятельство, Статистическая комиссия рекомендовала странам применять общую систему учета, обеспечивающую оптимальный учет товарных потоков внешней торговли. Таможенная статистика Российской Федерации, следуя рекомендациям ООН, ведет учет ввоза и вывоза товаров на основании "общей" системы учета внешней торговли. Таким образом, таможенная статистика внешней торговли РФ в учете внешнеторговых операций стремится к сопоставимости методологии таможенной статистики внешней торговли РФ мировым стандартам. Об этом свидетельствуют как введение обязательного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, так и использование “общей” системы учета внешнеторговых операций.

Режимы и особенности перемещения товаров. Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется таможенными режимами, приведенными в Таможенном кодексе РФ. Таможенный режим – это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей. Существующие таможенные режимы можно условно разделить на режимы учитываемые таможенной статистикой внешней торговли и режимы, которые не учитываются таможенной статистикой внешней торговли. К первой группе относятся следующие 12 режимов: · Экспорт (код 10) – Реэкспорт (11). · Выпуск для свободного обращения (40) – Реимпорт (41). · Переработка на таможенной территории (51); Переработка вне таможенной территории (61); Переработка под таможенным контролем (52). · Свободная таможенная зона (71) – Свободный склад (73). · Магазин беспошлинной торговли (72) – Отказ в пользу государства (75) – вывоз. · Временный ввоз (вывоз) (только аренда сроком более 1 года код 23 "особенности перемещения товара") (81). Распоряжением ГТК РФ “О таможенном режиме и особенностях перемещения товаров, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли России “таможенный склад”” № 01-14\1454 от 28.12.99 г. в целях совершенствования формирования данных таможенной статистики внешней торговли России установлено, что товары, перемещаемые в соответствии с таможенным режимом "Таможенный склад", должны учитываться в таможенной статистике внешней торговли с учетом определенных особенностей. В таможенной статистике внешней торговли учитываются иностранные товары, помещаемые под таможенный режим таможенного склада и товары, выпускаемые с таможенного склада за пределы таможенной территории Российской Федерации. Товары, выпускаемые с таможенного склада на остальную территорию РФ и товары, помещаемые на таможенный склад и предназначаемые для вывоза за пределы таможенной территории РФ из данных таможенной статистики исключаются. В методологии дана краткая характеристика режимов, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли. Таможенные режимы, относимые ко второй группе, не учитываются таможенной статистикой внешней торговли, но отражаются в статистической форме отчетности 1 – ТМ “Итоги декларирования”, как не учитываемые таможенной статистикой внешней торговли во втором разделе отчета. К ним относятся все режимы, не входящие в первую группу, а также таможенные режимы с особенностями перемещения товаров, не учитываемыми таможенной статистикой внешней торговли . В Приказе ГТК РФ от 20.01.2000 г. №43 "Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ГТК России в 2000 году" приводится полный перечень особенностей перемещения товаров. Код основного таможенного режима представляемой ГТД (первые две цифры графы 37 "Процедура") должен иметь значение, соответствующее перечню режимов, учитываемых в таможенной статистике, а код особенностей перемещения товара (две последние цифры графы 37 "Процедура") – выбирается из перечня особенностей перемещения товаров. 1.2. Круг товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли. Согласно разработанным ООН рекомендациям выделяются три перечня товаров : · Товары, которые должны включаться в статистику внешней торговли; · Товары, которые должны быть исключены из нее; · Товары, которые учитываются отдельно для последующего расчета обобщенных показателей импорта и экспорта, используемых в статистике платежного баланса и в системе национальных счетов. Первые два перечня значительно расширены по сравнению с предыдущими рекомендациями ООН. Третий перечень составлен впервые. К перечню товаров, рекомендованных к включению в детальную статистику внешней торговли, были добавлены следующие: товары в бартерных сделках; продовольствие и другие виды гуманитарной помощи; товары, ввозимые всеми категориями приезжающих для коммерческих целей; товары, используемые как носители информации и компьютерных программ общего (коммерческого) назначения (например, комплекты, состоящие из записанных на компактных дисках компьютерных программ и руководств по их применению); товары для переработки (довальческое сырье); товары в сделках между головной корпорацией и ее зарубежными филиалами; возвращаемые товары; имущество иммигрантов (эмигрантов); товары, направляемые "буферным организациям" или получаемые от них; товары, получаемые "офшорными" предприятиями или отправляемые ими; промышленные отходы, включая продукты, опасные с точки зрения загрязнения окружающей среды, имеющие коммерческую ценность (если названные отходы коммерческой ценности не имеют, то они должны учитываться отдельно в соответствующих количественных единицах). В сущности, в статистику внешней торговли, а также в таможенную статистику внешней торговли, включаются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны, т.е. не только объекты коммерческих сделок, характеризующиеся переходом права собственности. Таможенной статистикой внешней торговли не учитываются: А) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения. Под границами сферы статистического наблюдения понимается статистический порог, т.е. такая предельная величина стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой не учитываются

Динамика ГТД, оформленных участниками ВЭД, зарегистрированными на территории ДВ ФО и осуществившими экспортно-импортные операции через таможни ДВТУ

Количество ГТД /штуки/

Первое полугодие

2003 к 2002%

1999

2000

2001

2002

2003

Экспортных

10817

14474

15709

17231

16900

98,1

Импортных

17420

17906

20033

26204

29579

112,9

Общее количество оформленных ГТД

28237

32380

35742

43435

46479

107,0

Наибольшее количество грузовых таможенных деклараций в первом полугодии 2003 года было оформлено участниками ВЭД, зарегистрированными на территории: Приморского края – 23905 ГТД или 51,4% от общего количества ГТД, Хабаровского края -13227 ГТД или 28,5%, Амурской области – 3711 ГТД или 8,0%, Сахалинской области – 3343 ГТД или 7,2% от общего количества ГТД, оформленных участниками ВЭД зарегистрированными на территории ДВФО и осуществившими внешнеэкономическую деятельность через таможни ДВТУ.

Стоимость внешнеторгового оборота участников внешнеэкономической деятельности, осуществивших экспортно-импортные операции через таможни ДВТУ в первом полугодии 2003 года, составила 2702,64 млн. долл., из которых 78,9% пришлись на предприятия и организации, зарегистрированные на территории ДВФО и осуществившие внешнеэкономическую деятельность через таможни ДВТУ, а в первом полугодии 2002 года их удельный вес во внешнеторговом обороте составлял 87,5%.

Динамика внешнеторгового оборота и товарообменных операций участников ВЭД ДВ ФО (млн. долл.)

Показатели

Первое полугодие

2003 к 2002%

2000

2001

2002

2003

Экспорт, в т.ч.:

967,2

1381,4

1330,89

1474,78

110,8

бартер

34,01

25,4

12,46

7,13

 

Импорт, в т.ч.:

361,0

409,6

532,15

656,84

123,4

бартер

34,6

19,1

30,52

24,71

 

Внешнеторговый оборот, в т.ч.:

1328,2

1791,0

1863,04

2131,62

114,4

бартер

68,6

44,5

42,98

31,84

 

Сальдо

606,2

971,8

798,74

817,94

 

Наибольшая стоимость внешнеторгового оборота участников ВЭД ДВ ФО пришлась на следующие товарные группы: топливно-энергетические товары (620,08 млн. долл.), машиностроение ( 469,45 млн. долл.), древесину и изделия из нее (332,45 млн. долл.), продовольственные товары и сырье для их производства ( 248,84 млн. долл.), металлы и изделия из них ( 178,91 млн. долл.). Прирост стоимости внешнеторгового оборота в первом полугодии 2003 года к уровню базисного периода 2002 года стал возможен в основном за счет топливно-энергетических товаров, металлов и изделий из них, текстиля и изделий из него.

Товарная структура экспорта в страны Дальнего Зарубежья в первом полугодии 2003 года распределилась следующим образом:

(млн. долл.)

Коды товаров

Наименования товаров

2002 г. Экспорт

2003 г. Экспорт

Удельный вес %

Темп роста к уровню 2002 %

01-24

Продовольственные товары и сырье для их производства, в том числе:

118,54

123,0

8,4

103,8

 

Рыба и морепродукты

103,51

118,72

8,1

114,7

25-27

Минеральные продукты

389,29

626,09

42,5

в 1,6раза

в т.ч.27

Топливно-энергетические товары

383,6

613,0

41,6

в 1,6 раза

28-40

Продукция химической промышленности

10,69

14,88

1,0

139,2

41-43

Кожевенное сырье, пушнина

0,122

0,148

0,0

121,0

60-67

Текстиль и изделия из него

27,34

26,58

1,8

97,2

44-49

Древесина и изделия из нее

305,64

322,68

21,9

105,6

72-83

Металлы и изделия из них

107,95

143,72

9,8

133,1

84-90

Машины, оборудование и транспорт

366,59

200,41

13,6

54,7

-

Прочие

3,61

15,85

1,1

в 4,4 раза

Стоимость экспорта в страны Ближнего Зарубежья в первом полугодии 2003 года составила 0,1% от стоимости внешнеторгового оборота предприятий ДВ региона или 1415,82 тыс. долл. и к уровню базисного периода 2002 года увеличилась на 27,8% в основном за счет продукции химической промышленности и машиностроения. Основными экспортерами стали Узбекистан, Украина, Азербайджан и Казахстан.

Распределение стоимости импорта среди субъектов Федерации ДВ ФО (млн. долл.)

Наименование субъекта Федерации

1 полугодие 2002

1 полугодие 2003

Темп роста в % к 1 полугодию 2002 года

Удельный вес к общей стоимости импорта в %

Амурская область

10,44

16,22

155,3

2,5

Камчатская область

11,67

18,44

158,1

2,8

Магаданская область

37,38

27,61

73,9

4,2

Чукотский АО

3,696

0,863

23,4

0,1

Приморский край

296,13

362,99

122,6

55,3

Республика САХА

11,44

23,04

в 2 раза

3,5

Сахалинская область

57,09

88,12

в 1,5 раза

13,4

Хабаровский край

102,85

117,57

114,3

17,9

Еврейская АО

1,447

1,977

136,6

0,3

ДВ регион в целом

532,15

656,84

123,4

100

Стоимость импорта между странами Ближнего и Дальнего Зарубежья распределилась в следующей пропорции 0,5:99,5.

В Приморском крае стоимость импорта на 25,8% представлена продукцией машиностроения, продовольственными товарами и сырьем для их производства – на 25,5%, текстилем, текстильными изделиями и обувью – на 20,5%, продукцией химической промышленности – на 16,1%.

В Сахалинской области стоимость импорта на 59,8% представлена продукцией машиностроения и на 18,8% металлами и изделиями из них..

В Хабаровском крае стоимость импорта на 58,9% представлена продукцией машиностроения, продовольственными товарами и сырьем для их производства – на 18,1%.

3. Задача

Рассчитайте оптимальную цену на импортную продукцию (при выходе предприятия для реализации), примите решение по прибыльности проекта, если средняя цена по региону на аналогичный товар составляет 18000 руб.

Показатели

Сумма

1. контрактная цена за единицу, долл.

405

2. количество, шт.

1125

3. курс рубля к доллару

30,5

4. таможенная пошлина за единицу, %

15

5. сбор за таможенное оформление единицы товара, %

0,15

Наценка, %

30

Переведем цену за единицу в рубли:

405*30,5=12352,5 руб.

Далее найдем проценты за установленные платежи и наценки:

12352,5*15%=1852,9 руб.

12352,5*0,15%=18,53 руб.

12352,5*30%=3705,8 руб.

Теперь, исходя из имеющихся данных, можно найти оптимальную цену на импортную продукцию при выходе предприятия для реализации:

12352,5+(1852,9+18,53+3705,8)=18130 руб.

Из расчетов видно, что получившаяся цена выше средней по региону (18000 руб.).

Далее рассчитаем общую выручку проектов:

18000*1125=20250000 руб.

18130*1125=20396250 руб.

Таким образом, при реализации продукции по 18130 руб. получит выручку на 146000 руб. (20396250 – 20250000), чем по 180000 руб. Но для потребителя продукции, стремящегося приобрести продукцию будет выгодным взять его по менее дорогой цене, тем самым проект на импортную продукцию становится не  прибыльным

4. Задача

Проанализируйте выполнение обязательств по экспорту товаров и установите влияние физического объема и цены на изменение стоимости экспорта.

Товар

Принято обязательств

Выполнено обязательств

Количество, шт.

Цена, руб.

Количество, шт.

Цена, руб.

А

206

3780

201

3900

Б

108

2320

128

2100

С

53

1800

47

1800

А:

План: 206*3780=778680 руб.

Факт: 201*3900=783900 руб.

Отклонение: 783900/778680*100%=101%

Видим, что обязательства по данному товару были перевыполнены на 1%.

Влияние оказало при снижении физического объема возросшая цена, за счет которой стоимость экспортного товара возросла  и обязательства были выполнены. Таким образом,  влияние цены и физического объема на  изменение стоимости экспорта произошло  за счет снижения цены и увеличения физического объема. Видим, что произошло увеличение стоимости за счет уменьшения цены, но увеличения физического объема.

Б:

108*2320=2505660 руб.

128*2100=268800 руб.

268800/2505660*100%=107%

В данном случае видим, что обязательства по данному товару были перевыполнены на 7%.

Влияние оказало при снижении цены увеличение физического объема, за счет которого стоимость экспортного товара возросла и обязательства были выполнены.

С:

53*1800=95400 руб.

47*1800=84600 руб.

84600/95400*100%=87%

В данном случае видим, что обязательства по данному товару были  не выполнены на 13%.

Влияние оказало при одинаковой цене снижение физического объема, за счет которого стоимость экспортного товара снизилась и обязательства были не  выполнены полностью.  Видим, что при неизменной цене и при снижении физического объема стоимость экспорта уменьшается

Таким образом, обязательств  по трем товарам А, Б и С обязательства были выполнены только по первым двум товарам.

5. задача

Оцените изменение состава и структуры показателей деятельности организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики.

Отрасли

Число организаций, шт.

Среднесписочная численность работников, тыс. чел.

Объем продукции (работ, услуг), млн. руб.

2002

2003

2002

2003

2002

2003

Промышленность

2496

2424

693,8

960,2

294765

599817

Сельское хозяйство

75

72

11,0

16,1

1704

4143

Строительство

642

551

23,5

26,2

8130

14589

Транспорт

482

463

53,5

53,2

23846

52264

Торговля и общественное питание

3532

3112

87,1

94,1

70297

96669

Наука и научное обслуживание

316

277

8,5

10,9

4023

5142

Структура и состав показателей деятельности организаций с участием иностранного капитала.

Отрасли

Число организаций.

Среднесписочная численность работников

Объем продукции (работ, услуг)

Изменение

(+,-), руб.

%

Изменение

(+,-), руб.

%

Изменение

(+,-), руб.

%

Промышленность

-72

97

266,4

138

305052

203

Сельское хозяйство

-3

96

5,1

146

2439

243

Строительство

-91

83

2,7

111

6459

179

Транспорт

-19

96

0,3

99

28418

219

Торговля и общественное питание

-420

88

7

108

26372

138

Наука и научное обслуживание

-39

88

2,4

128

1119

128

Промышленность: уменьшение количества организаций на 3%, увеличение среднесписочной численности работников на 38% и увеличение объема продукции на 103%

Сельское хозяйство: уменьшение количества организаций на 4%, увеличение среднесписочной численности работников на 46% и увеличение объема продукции на 143%

Строительство: уменьшение количества организаций на 17%, увеличение среднесписочной численности работников на 11% и увеличение объема продукции на 79%

Транспорт: уменьшение количества организаций на 4%, уменьшение среднесписочной численности работников на 1% и увеличение объема продукции на 119%

Торговля и общественное питание: уменьшение количества организаций на 12 %, увеличение среднесписочной численности работников на 8% и увеличение объема продукции на 38%

Наука и научное обслуживание: уменьшение количества организаций на 12 %, увеличение среднесписочной численности работников на 28% и увеличение объема продукции на 28%

Таким образом, видно, что произошло уменьшение числа организаций во всех сферах, но возросла среднесписочная численность работников (наибольшее увеличение в сельском хозяйстве) и объем продукции (наибольшее увеличение аналогично в сельском хозяйстве).

Список литературы

1.     Алексеев И.С.  Управление внешнеэкономической деятельностью. - М.:. Дашков и К, 2002. - 304 с.

2.     Астахов В.П.  Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. – М.: Феникс, 2002. - 544 с.

3.     Бардина М. П. , Богуславский М. М. , Буднева Г. Н. и др.  Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: ДеКа, 2001. - 800 с.

4.     Боков В.В., Буренина А.В., Воронова Т.А. и др.  Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: Международные отношения, 2003. - 544 с.

5.     Бендина Н. В.  Организация и техника проведения внешнеэкономических операций.-  М.: Приор, 2000. - 160 с.

6.     Бровкова Е. Г. , Продиус И. П.  Внешнеэкономическая деятельность. – М.:: Сирин, 2002. - 184 с.

7.     Гофман Н. Ф., Маховикова Г. А. Основы внешнеэкономической деятельности. — СПб: Питер, 2001. — 208 с.

8.     Крнева С. В. , Ларин Д. А.  Основы внешнеэкономической деятельности. СПб: ТИРЕКС, 2002. - 348 с.

9.     Купицын А.Л. Оценка эффективности деятельности внешне-экономической деятельности коммерческого предприятия // Новосибирск, 2003. - 100с. 

10.         Лифанова Т.К., Полежайкина О.А. Анализ по накладным расходам по экспортно-импортными операциям // Аваль. №4. - 2003. - с. 34-35

11.         Новак О.Е. Экспортно-импортные операции // Аваль. №6. - 2002. - с. 45.


[1] Лифанова Т.К., Полежайкина О.А. Анализ по накладным расходам по экспортно-импортными операциям // Аваль. №4. - 2003. - с. 34.

[2] Бровкова Е. Г. , Продиус И. П.  Внешнеэкономическая деятельность. – М.:: Сирин, 2002. – с 108..

[3] Лифанова Т.К., Полежайкина О.А. Анализ по накладным расходам по экспортно-импортными операциям // Аваль. №4. - 2003. - с. 35.

[4] Купицын А.Л. Оценка эффективности деятельности внешне-экономической деятельности коммерческого предприятия // Новосибирск, 2003. – с 41.

[5] Боков В.В., Буренина А.В., Воронова Т.А. и др.  Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: Международные отношения, 2003. - 544 с.