Содержание
Введение. 3
1. Досрочные пенсии по старости. 4
1. Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам.. 7
3. Досрочные пенсии по старости медицинским работникам.. 9
4. Досрочные пенсии по старости многодетным матерям.. 12
Заключение. 14
Библиография. 15
Введение
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на труд, на нормальные условия труда, отвечающие требованиям законодательства.
Каждый самостоятелен в выборе рабочего места. Государство лишь гарантирует права граждан. Оно предоставляет различные компенсации и льготы, пытается всячески гарантировать права и свободы предоставленные Конституцией.
Среди прав предоставляемы Конституцией РФ и иными законами РФ является право на пенсионное обеспечение.
Пенсия это ежемесячная государственная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными соответствующими законами, оно предоставляется гражданам в целях компенсации их заработка, утраченного в связи с прекращением работы по достижении установленного возраста, либо в целях компенсации вреда, причиненному здоровью граждан в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
Большое значение в последнее время приобретаю досрочные пенсии по старости.
Целью данной работы является изучение природы досрочные пенсий по старости.
Задачами работы являются:
- изучение природы досрочных трудовых пенсий,
- изучение оснований предоставления досрочных пенсий по старости отдельным категориям граждан.
1. Досрочные пенсии по старости
Как было сказано выше, пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но ряд обстоятельств может влиять па общеустановленный пенсионный возраст, снижая его. К таким обстоятельствам могут относиться особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью или тяжестью, медико-биологические и социальные факторы (материнство, воспитание ребенка-инвалида, состояние здоровья), а также климатические условия жизни и труда.
Льготное пенсионное обеспечение берет свое начало еще с
Вместе с тем, помимо Списков № 1 и № 2, в нашей стране
имеют силу еще более 20 различных списков и перечней производств, работ,
профессий и должностей, а также определенных категорий работников, численность
которых в целом в
Из получателей досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда 66,7% трудились в промышленности; 16,3% — па транспорте; 8,6% — па строительстве и около 8% — в непроизводственных отраслях (здравоохранение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, конструкторские и научно-исследовательские учреждения).
В условиях сегодняшней экономики России, когда более 80% выпускаемой продукции и услуг не относится к государственному сектору экономики, применение ранее действовавшей системы льготного пенсионного обеспечения становится очень затруднительным. Требуется переход к системе, предусматривающей ответственность работодателя за условия труда работников, их улучшение либо компенсацию их опасности, тяжести и вредности.
В ранее действовавшем пенсионном законодательстве система
предоставления пенсий работникам ряда отраслей, профессий и должностей при
льготном исчислении трудового стажа или при снижении установленного законом
возраста выхода на пенсию была формализована в качестве самостоятельного вида
пенсии — пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет назначались при наличии
специального (профессионального) трудового стажа определенной
продолжительности, как правило, независимо от возраста получателя и
фактического состояния трудоспособности, при оставлении работы, дающей право
па данный вид пенсии.[3]
Некоторым категориям работников пенсии выплачивались и при условии продолжения
работы по специальности. С 1 января
Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для человека условиях (специальный страховой стаж), со снижением пенсионного возраста в основном от 5 до 10, а иногда и более лет. Помимо специального страхового стажа (стаж па соответствующих видах работ) необходим и трудовой (страховой) стаж определенной продолжительности. Такие пенсии еще называют льготными пенсиями.
Наибольшей льготой по снижению пенсионного возраста пользуются инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени (мужчины 50 лет, женщины 40 лет); лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины 45 лет, женщины 40 лет); спасатели аварийно-спасательных служб профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по достижении 40 лет всем независимо от иола).
Списки соответствующих работ (профессий, должностей), дающих право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом России.
Лицам, указанным в подп. 1—2 и. 1 ст. 27, пенсии по
старости назначаются в том случае, если они были заняты на работах, указанных
в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах и
на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда и в Списке № 2
производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми
условиями труда. Есть отдельные особенности при назначении пенсии в соответствии
с ч. 2 подп. 1 п. 1 ст. 27, которыми допускается установление пенсии при
пониженном возрасте и при неполном специальном стаже на подземных работах, на
работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Условием для частичного
снижения возраста при назначении пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 является наличие
не менее половины страхового стажа на подземных работах или на работах с
вредными условиями труда в горячих цехах (Список № 1), когда стаж на
соответствующих видах работ составляет не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9
месяцев у женщин (половина от 10 лет и половина от 7 лет 6 месяцев), а общий
страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно для мужчин и женщин. Таким
лицам пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный
год такой работы. Условием для частичного снижения возраста при назначении
пенсии по абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 27 является наличие не менее половины
страхового стажа па работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), когда
страховой стаж составляет не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и 5 лет у женщин
(половины от требуемых 12 лет 6 месяцев у мужчин и половины от 10 лет у
женщин), а требуемый страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно для
мужчин и женщин. Таким лицам пенсия назначается с уменьшением возраста па один
год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и каждые 2 года такой
работы женщинам. В Законе
Разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2 и перечней должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, издавались и издаются до сих пор Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ.
Концептуально досрочные пенсии по старости либо, как их называли ранее, пенсии за выслугу лет по своей сути означают компенсирование досрочной утраты профессиональной пригодности из-за длительного периода работы в условиях повышенной интенсивности и сложности, психофизиологических нагрузок, а в связи с этим досрочного прекращения трудовой деятельности.
Таким образом, основанием для досрочной пенсии должен являться
риск утраты профессиональной трудоспособности в связи со спецификой работы. Эта
позиция была закреплена в союзном законе и выпала из российского. С
Российским правительством предпринимались попытки изменения системы льготного пенсионного обеспечения с целью приближения ее к новым экономическим отношениям, но, несмотря на почти десятилетние усилия в этом направлении, решение задачи по льготному пенсионному обеспечению еще не завершено. В настоящее время Правительством РФ и депутатами Государственной Думы в Государственную Думу РФ уже внесены законопроекты об обязательных профессиональных пенсионных системах.
Обязательное профессиональное пенсионное страхование планируется осуществлять на накопительной основе. Вывод льготных пенсий из общей системы пенсионного страхования будет оказывать па пенсионную систему действие, аналогичное повышению пенсионного возраста. Только в этом случае нагрузка па пенсионную систему будет снижаться медленнее, 'так как в системе обязательного пенсионного страхования остается весьма большой долг по досрочным пенсиям для лиц, которые полностью отработали свой специальный стаж либо имеют более половины от требуемой прежде продолжительности такого стажа[5].
Учитывая то, что Закон № 173-ФЗ сохраняет право на досрочную
пенсию за всеми прежними льготниками, которым пенсия устанавливалась Законом
2. Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
Существенные изменения претерпело законодательство в отношении пенсий за выслугу лет двум категориям работников — педагогическим и медицинским.
Изначально такие пенсии предоставлялись в связи с наличием
специального стажа продолжительностью 25 или 30 лет, при обязательном
оставлении должности, указанной в специальном перечне. При этом важно заметить,
что до Закона
С января
Последний Список должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, а также Правила исчисления периодов указанной работы утверждены
Постановлением Правительства РФ от 29 октября
Следует отметить, что до этого складывалась непростая ситуация,
когда параллельно действовали Список
Важнейшее правило применения Списка
Списком
Помимо этого, в отличие от требований к педагогическим должностям
и образовательным учреждениям, предъявлявшихся до 1 ноября
Следует отметить, что новые Списки и Правила, утвержденные указанным постановлением, были разработаны Минтрудом России с участием заинтересованных министерств и ведомств па основе прежних документов по вопросам пенсионного обеспечения педагогических работников, действовавших до вступления в силу этого постановления.
В новых Списках и Правилах в основном сохранены прежние концептуальные положения и идеология так называемых «старых» списков и правил, в соответствии с которыми ранее устанавливались пенсии за выслугу лет педагогическим работникам. В частности, требования, предъявляемые к типам учреждений, остались прежними. Отличительной чертой новых Списков является то, что теперь упрощены требования, предъявляемые к некоторым наименованиям учреждений.
3. Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
Досрочное назначение трудовой пепсин по старости и связи с лечебной и иной деятельностью по нормам поди. 11 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ производится независимо от достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 названного Закона. Таким образом, законодатель не предъявил каких-либо новых условий к возрастному цензу медицинских работников, сохранив их право выхода на трудовую пенсию но старости независимо от возраста.
Требование к стажу работы, дающему право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, также не изменилось. Для признания права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо наличие не менее 25 лет стажа в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет, если имеет место работа в городе или «смешанный стаж», т. е. указанная работа складывается из периодов, протекавших как в городе, так и в сельской местности (поселках городского типа).
Важным вновь введенным условием получения досрочной пенсии является факт работы медицинских работников в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. По ранее действовавшим нормам законодателем предусматривалась возможность зачета периодов работы медицинских работников в учреждениях, предусмотренных соответствующим Списком и имеющих различную форму собственности.
Подпункт 11 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ определяет условия
предоставления права па соответствующий вид пенсии и не может рассматриваться
вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими пенсионное
обеспечение медицинских работников. Нормы названной статьи реализуются через
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября
Список от 29 октября
Раздел «Наименование должностей» Списка от 29 октября
Работа в любой должности, поименованной в разделе «Наименование
должностей», включается в стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование
учреждений» Списка от 29 октября
Важно отметить, что наименования учреждений могут быть дополнены
территориальной или ведомственной принадлежностью, нумерацией, указанием па их
клинический профиль и т.д. Учреждения, имеющие сдвоенные наименования, такие
как, например, «больница-центр», «диспансер-центр» и т.п., не предусмотрены
Списком от 29 октября
Правила от 29 октября
Право па исчисление периодов работы с применением льготного порядка предоставлено:
1. Врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Списке от 29 октября 2002, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях в городе, в сельской местности, в поселке городского типа (рабочем поселке).
Этим категориям работников один год работы, приходящийся на работу в сельской местности или в поселках городского тина (рабочих поселках), считается за один год и 3 месяца.
2. Врачам и
среднему медицинскому персоналу, указанному в Перечне от 29 октября
Указанным лицам один год работы считается за один год и 6 месяцев.
Перечень от 29 октября
3. Врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в
Перечне от 29 октября
К календарному периоду работы этой категории лиц применяется одновременно две льготы, упомянутые в первых двух случаях (когда 1 год работы считается за 1 год и 3 месяца и 1 год работы — за 1 год и 6 месяцев).
В иных случаях стаж на соответствующих видах работ исчисляется в календарном порядке, т. е. когда лечебная и иная деятельность протекала только в городе или в сельской местности и в поселках городского типа (рабочих поселках). При этом стажевое требование составляет 30 лет либо 25 лет соответственно (в зависимости от местности, где протекала работа).
Таким образом, для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью пи охране здоровья населения необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) наличие не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ и сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), либо наличие не менее 30 лет стажа па соответствующих видах работ в городе, либо не менее 30 лет — в городе, сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках);
2) работа в
должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем от 29 октября
3) работа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения[8].
Новыми Правилами, так же как и ранее действовавшими, сохранена
возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья
населения, работы в определенных структурных подразделениях (п. 6
действующей редакции Правил от 29 октября
В стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, не включается
военная служба по специальности, протекавшая в должностях и учреждениях,
указанных в Перечне от 29 октября
Работа за границей врачей и среднего медицинского персонала не засчитывается в соответствующий стаж работы, за исключением случаев, специально установленных международными договорами и если она протекала в российских (советских) учреждениях.
При назначении досрочной трудовой пенсии но старости в
связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам
Российской Федерации, прибывшим из государств — бывших республик СССР, не
являющихся участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств —
участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта
4. Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
В соответствии с Законом № 173-ФЗ три льготные категории из пяти непосредственно касаются женщин-матерей. Основание предоставления досрочной пенсии по старости является многодетность матери. При этом для целей предоставления досрочного выхода на пенсию многодетной признается женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их, как минимум, до восьми лет.
Снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет предоставляется многодетным женщинам, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет. Усыновленные дети учитываются, если их усыновление произошло до исполнения ребенку 8 лет. В остальном возраст детей и продолжительность их воспитания па день обращения за пенсией значения не имеют. Принимаются во внимание и умершие дети. Пасынки и падчерицы, независимо от возраста, в котором они поступили па воспитание, не учитываются. Не имеет значения, проживали дети совместно с матерью или нет. Даже в том случае, когда они полностью или частично находились па государственном обеспечении, мать будет иметь право па досрочную пенсию[10].
Воспитание детей матерью (родителями) предполагает, что дети, не достигшие 18 лет, находятся па се (их) иждивении. В этом случае факт иждивения не надо доказывать. Дети, в отношении которых женщина лишена в установленном законом порядке родительских прав, исключаются из числа пяти и более детей, рожденных и воспитанных ею до восьмилетнего возраста.
Следующая категория — это матери инвалидов с детства (поди. 1 п. 1 ст. 28). Им также требуется страховой стаж не менее 15 лет, и в этом случае возраст выхода на пенсию снижается на 5 лет и составляет 50 лет. То обстоятельство, что ребенок является инвалидом с детства, подтверждается справкой медико-социальной экспертизы.
Третья категория женщин, имеющих право па досрочную пенсию по старости, — это женщины, родившие двух или более детей и проработавшие не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (поди. 2 н. 1 ст. 28). В этом случае учитываются неблагоприятные условия проживания. Но этим женщинам снижен па 5 лет только возраст выхода па пенсию, а требуемый страховой стаж составляет не менее 20 лет с условием проживания и работы определенного количества лет в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Очевидно при этом, что страховой стаж может оказаться меньше общего стажа, отработанного в неблагоприятных климатических условиях. При этом страховой стаж исчисляется по правилам ст. 10—11 Закона № 173-ФЗ.
Заключение
Иногда досрочной пенсией называют любую пенсию по старости, которая устанавливается ранее достижения общего пенсионного возраста, т. е. 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам). Это неверно. Досрочной пенсией признается такая пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Досрочная пенсия может быть назначена, следовательно, ранее достижения как общего, так и пониженного пенсионного возраста.
В России предусмотрены три основания для установления досрочной пенсии по старости.
Первое основание: невозможность трудоустроить безработного гражданина, уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, но имеющего стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях. Такая досрочная пенсия устанавливается с согласия гражданина по представлению органа службы занятости, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Причем расходы, связанные с выплатой этой досрочной пенсии, возмещаются Пенсионному фонду РФ фондом занятости .
Второе основание: ликвидация предприятий, объектов, уменьшение объемов или перепрофилирование производств, влекущее сокращение штата в закрытом административно-территориальном образовании. Высвобождаемые работники по этим причинам в таком образовании имеют право на досрочный выход на пенсию, но не ранее, чем за два года до достижения соответствующего пенсионного возраста.
Третье основание касается депутатов Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы: депутату, который имеет трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсию при пониженном возрасте), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством РФ пенсионного возраста.
Пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже назначается по достижении того же возраста, при котором устанавливается пенсия по старости на общих основаниях, т. е. по достижении мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет. Минимальная продолжительность общего трудового стажа, необходимого для назначения такой пенсии 5 лет. Следовательно, пенсия может быть установлена, например, при общем трудовом стаже 5, 7 или 10 лет (об общем трудовом стаже, порядке его исчисления и подтверждения см. гл. 6, 7). Во многих странах пенсии при неполном трудовом стаже не выделяются особо. Объясняется это просто: размер пенсии напрямую зависит обычно от числа проработанных лет, за каждый проработанный год начисляется определенный процент среднего заработка, например 2%. Однако минимум стажа, как правило, определяется.
При назначении пенсий по старости при неполном общем трудовом стаже не применяются льготные условия возраста и стажа. Поэтому, например, многодетной матери, имеющей пять и более детей, не может быть установлена пенсия ранее достижения 55 лет, если ее общий трудовой стаж меньше 15 лет.
Библиография
Нормативные правовые акты.
Трудовой кодекс РФ. – Новосибирск, 2002
Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 25.07.2002.
Научная литература.
1. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999.
2. Все о новой пенсионной системе: законы, разъяснения./ Сост. В.Г. Степанов. М., 2002. – 207 с.
3. Галкнео Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002.
4. Гусов К.Н. Право социального обеспечения. – М., проспект, 2004. – 323с.
5. Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004
6. Захарров М. Комментарий к новому пенсионному законодательству : постатейный комментарий к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – 334с.
7. Право социального обеспечения: сборник нормативных правовых актов. - М., 2002. – 350с.
[1] Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999. – С. 265.
[2] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 214.
[3] [3] Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999. – С. 265.
[4] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 214.
[5] [5] Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999. – С. 269.
[6] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 216
[7] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 217
[8] Захарров М. Комментарий к новому пенсионному законодательству : постатейный комментарий к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – С. 35
[9] Захарров М. Комментарий к новому пенсионному законодательству : постатейный комментарий к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – С. 34.
[10] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 221