Содержание


Введение. 3

1.  Досрочные пенсии по старости. 4

1. Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам.. 7

3. Досрочные пенсии по старости медицинским работникам.. 9

4. Досрочные пенсии по старости многодетным матерям.. 12

Заключение. 14

Библиография. 15

Введение



Конституция Российской Федерации  гарантирует каждому право на труд,  на нормальные условия труда, отвечающие требованиям законодательства.

Каждый самостоятелен  в выборе рабочего места. Государство  лишь гарантирует права  граждан. Оно предоставляет  различные компенсации и льготы, пытается  всячески  гарантировать права  и свободы предоставленные Конституцией.

Среди   прав  предоставляемы Конституцией РФ и иными  законами РФ является право на пенсионное обеспечение.

Пенсия это  ежемесячная государственная выплата, право на получение, которой  определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными соответствующими законами, оно предоставляется гражданам в целях  компенсации их заработка, утраченного в связи  с прекращением  работы по достижении установленного возраста,  либо в  целях компенсации вреда, причиненному здоровью граждан в связи с выполнением  ими трудовых обязанностей.

Большое значение в последнее время приобретаю досрочные  пенсии  по старости.

Целью данной работы является  изучение  природы  досрочные  пенсий по старости.

Задачами работы являются:

 - изучение    природы  досрочных трудовых пенсий,

 - изучение  оснований предоставления досрочных пенсий по старости отдельным категориям граждан.

1.  Досрочные пенсии по старости

Как было сказано выше, пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но ряд обстоятельств может влиять па общеустановленный пенсионный возраст, снижая его. К таким обстоятельствам могут относиться особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью или тяжестью, медико-биоло­гические и социальные факторы (материнство, воспитание ребен­ка-инвалида, состояние здоровья), а также климатические условия жизни и труда.

Льготное пенсионное обеспечение берет свое начало еще с 1932 г., когда для отдельных категорий граждан решением Совнар­кома СССР было установлено пенсионное обеспечение по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста. Был ут­вержден «Временный список вредных профессий, дающий право на понижение стажа и повышение пенсии». Последующее законода­тельство развивалось по принципу расширения оснований для сни­жения пенсионного возраста. Так, наряду со спецификой труда ста­ли учитываться отраслевые, медико-биологические и региональные факторы. В 1956 г. были утверждены Списки № 1 и № 2 льготных профессий и должностей, которые почти не менялись вплоть до 1991 г., но совершенствовалась практика их применения. За время, прошедшее после их утверждения в 1956 г., появились новые отрас­ли промышленности, вводилось и устанавливалось новое оборудо­вание, применялись новые технологии. Однако количество рабочих мест, относимых в соответствии со списками к неблагоприятным условиям труда, не сокращалось, улучшение условий труда не отменяло пенсионные льготы. Кабинет Министров СССР постановлени­ем от 26 января 1991 г. № 10 утвердил новые Списки № 1 и № 2.[1] Эти списки были пролонгированы постановлением Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 и действуют до настоящего вре­мени в России. Одновременно за периоды работы до 1 января 2002 г. применяются Списки № 1 и 2 1956 г., в соответствии с по­становлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 239[2].

Вместе с тем, помимо Списков № 1 и № 2, в нашей стране имеют силу еще более 20 различных списков и перечней производств, ра­бот, профессий и должностей, а также определенных категорий ра­ботников, численность которых в целом в 2001 г. составляла более 5 млн человек. Ежегодно на пенсионное обеспечение в связи £ дос­рочным выходом па пенсию этих категорий трудящихся расходует­ся до 14% бюджета Пенсионного фонда России.

Из получателей досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда 66,7% трудились в промышленности; 16,3% — па транспорте; 8,6% — па строительстве и около 8% — в непроизводственных от­раслях (здравоохранение, коммунальное хозяйство, бытовое обслу­живание населения, конструкторские и научно-исследовательские учреждения).

В условиях сегодняшней экономики России, когда более 80% выпускаемой продукции и услуг не относится к государственному сектору экономики, применение ранее действовавшей системы льготного пенсионного обеспечения становится очень затруднитель­ным. Требуется переход к системе, предусматривающей ответствен­ность работодателя за условия труда работников, их улучшение либо компенсацию их опасности, тяжести и вредности.

В ранее действовавшем пенсионном законодательстве система предоставления пенсий работникам ряда отраслей, профессий и должностей при льготном исчислении трудового стажа или при снижении установленного законом возраста выхода на пенсию была формализована в качестве самостоятельного вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет назначались при наличии специального (профессионального) трудового стажа определенной продолжительности, как правило, независимо от возраста получате­ля и фактического состояния трудоспособности, при оставлении ра­боты, дающей право па данный вид пенсии.[3] Некоторым категориям работников пенсии выплачивались и при условии продолжения ра­боты по специальности. С 1 января 2002 г. пенсии за выслугу лет стали именоваться досрочными пенсиями по старости.

Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для чело­века условиях (специальный страховой стаж), со снижением пенсионного возраста в основном от 5 до 10, а иногда и более лет. Поми­мо специального страхового стажа (стаж па соответствующих видах работ) необходим и трудовой (страховой) стаж определенной про­должительности. Такие пенсии еще называют льготными пенсиями.

Наибольшей льготой по снижению пенсионного возраста пользу­ются инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени (мужчины 50 лет, женщины 40 лет); лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины 45 лет, женщины 40 лет); спасатели аварийно-спасательных служб профессиональных аварийно-спасательных формирований Мини­стерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по достиже­нии 40 лет всем независимо от иола).

Списки соответствующих работ (профессий, должностей), даю­щих право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте, утвер­ждаются в порядке, определяемом Правительством РФ по согласо­ванию с Пенсионным фондом России.

Лицам, указанным в подп. 1—2 и. 1 ст. 27, пенсии по старости назначаются в том случае, если они были заняты на работах, ука­занных в Списке № 1   производств, работ,  профессий, должностей на подземных работах и на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда и в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями тру­да. Есть отдельные особенности при назначении пенсии в соответст­вии с ч. 2 подп. 1 п. 1 ст. 27, которыми допускается установление пенсии при пониженном возрасте и при неполном специальном ста­же на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Условием для частичного снижения возраста при назначении пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 является наличие не менее половины страхового стажа на подземных работах или на работах с вредными условиями труда в горячих цехах (Список № 1), когда стаж на соответствующих видах работ составляет не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9 месяцев у женщин (половина от 10 лет и поло­вина от 7 лет 6 месяцев), а общий страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно для мужчин и женщин. Таким лицам пенсия на­значается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы. Условием для частичного снижения возраста при назначении пенсии по абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 27 является наличие не менее поло­вины страхового стажа па работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), когда страховой стаж составляет не менее 6 лет 3 ме­сяцев у мужчин и 5 лет у женщин (половины от требуемых 12 лет 6 месяцев у мужчин и половины от 10 лет у женщин), а требуемый страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин. Таким лицам пенсия назначается с уменьшением возраста па один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и каждые 2 года такой работы женщинам. В Законе 1990 г. допускалось суммирование стажа различных видов трудовой деятельности по Списку № 1 и Списку № 2. К ста­жу при работе с менее тяжелыми условиями труда присоединялся стаж при работе с более тяжелыми или равными условиями труда, и соответственно пенсия назначалась по тому основанию, которое давало наименьший объем льгот. Данная возможность восстановле­на и в новом пенсионном законодательстве при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г[4].

Разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2 и переч­ней должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, издавались и издаются до сих пор Министерством труда и социаль­ного развития РФ и Пенсионным фондом РФ.

Концептуально досрочные пенсии по старости либо, как их на­зывали ранее, пенсии за выслугу лет по своей сути означают ком­пенсирование досрочной утраты профессиональной пригодности из-за длительного периода работы в условиях повышенной интен­сивности и сложности, психофизиологических нагрузок, а в связи с этим досрочного прекращения трудовой деятельности.

Таким образом, основанием для досрочной пенсии должен яв­ляться риск утраты профессиональной трудоспособности в связи со спецификой работы. Эта позиция была закреплена в союзном законе и выпала из российского. С  1996 г. выплачиваются пенсии работающим пенсионерам. Все это вызвало бурный рост числа мо­лодых пенсионеров. За три последующих года их количество увели­чилось в 6 раз. Причем 80% из них продолжают работать по специ­альности. В случае с медицинскими и педагогическими работника­ми, безусловно, можно говорить о продолжении политики компенсации низких заработков за счет предоставления досрочных пенсий работающим пенсионерам.

Российским правительством предпринимались попытки измене­ния системы льготного пенсионного обеспечения с целью прибли­жения ее к новым экономическим отношениям, но, несмотря на почти десятилетние усилия в этом направлении, решение задачи по льготному пенсионному обеспечению еще не завершено. В настоя­щее время Правительством РФ и депутатами Государственной Ду­мы в Государственную Думу РФ уже внесены законопроекты об обязательных профессиональных пенсионных системах.

Обязательное профессиональное пенсионное страхование плани­руется осуществлять на накопительной основе. Вывод льготных пенсий из общей системы пенсионного страхования будет оказы­вать па пенсионную систему действие, аналогичное повышению пенсионного возраста. Только в этом случае нагрузка па пенсион­ную систему будет снижаться медленнее, 'так как в системе обяза­тельного пенсионного страхования остается весьма большой долг по досрочным пенсиям для лиц, которые полностью отработали свой специальный стаж либо имеют более половины от требуемой преж­де продолжительности такого стажа[5].

Учитывая то, что Закон № 173-ФЗ сохраняет право на досроч­ную пенсию за всеми прежними льготниками, которым пенсия уста­навливалась Законом 1990 г., формирование профессиональных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаимодейст­вий социальных партнеров. В соответствии с положениями коллек­тивного договора профессиональная пенсионная система может быть создана с участием негосударственного пенсионного фонда либо Пенсионного фонда Российской Федерации.


2. Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам

Существенные изменения претерпело законодательство в отно­шении пенсий за выслугу лет двум категориям работников — педа­гогическим и медицинским.

Изначально такие пенсии предоставлялись в связи с наличием специального стажа продолжительностью 25 или 30 лет, при обяза­тельном оставлении должности, указанной в специальном перечне. При этом важно заметить, что до Закона 1990 г. «О государствен­ных пенсиях в Российской Федерации» стаж педагогический и ме­дицинский можно было суммировать. С 1990 г. такая практика пре­кратилась.

С января 1996 г. педагогическим и медицинским работникам предоставлена возможность одновременного получения пенсии и продолжения работы но специальности. Однако, предоставляя, с од­ной стороны, столь существенную льготу, законодатель, с другой стороны, начиная с 1999 г. устанавливает все новые и новые огра­ничения, препятствующие возможности получать такую пенсию. Так, постоянно вносились изменения в перечни должностей и учре­ждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости, а также Прави­ла исчисления периодов указанной работы.

Последний Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право па досрочное назначение тру­довой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов указанной работы утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Следует отметить, что до этого складывалась непростая ситуа­ция, когда параллельно действовали Список 1991 г. №463 и Список1999 г. № 1067. Дело в том, что более поздний список предусматри­вал применение первого к отношениям, возникшим до 1999 г. С од­ной стороны, это было логичным, поскольку второй Список преду­сматривал более строгие правила исчисления профессионального стажа, поэтому было бы неправильно применять его к предшест­вующему периоду. С другой стороны, параллельное действие ука­занных Списков значительно усложняло правоприменительный процесс[6].

Важнейшее правило применения Списка 1991 г. заключалось в том, что в профессиональный стаж засчитывались все виды педаго­гической деятельности в должностях и учреждениях, предусмотрен­ных Списком, независимо от их ведомственной подчиненности и форм хозяйствования, в том числе и в частных (коммерческих) уч­реждениях. Например: преподаватель музыкальной школы имел право на досрочную пенсию, так как Списком 1991 г. была преду­смотрена работа в должности преподавателя в школах всех наиме­нований. При этом не имело значения, относится ли школа к Ми­нистерству культуры или к Министерству образования, а также ча­стная она или муниципальная. При этом Список 1991 г. был весьма примерным и не всегда позволял определить, насколько интенсив­ной была работа и дает ли она в действительности право па льготу в пенсионном обеспечении.

Списком 1999 г. впервые было введено ограничение в отноше­нии работников, осуществляющих педагогическую деятельность не в государственных и муниципальных учреждениях для детей. С этого же времени появилось требование к подавляющему боль­шинству педагогических учреждений иметь статус юридического лица.

Помимо этого, в отличие от требований к педагогическим долж­ностям и образовательным учреждениям, предъявлявшихся до 1 но­ября 1999 г., важным явилось то обстоятельство, что Минтруду России по представлению Минобразования России и по согласова­нию с Пенсионным фондом России было предоставлено право уста­навливать тождественность наименований должностей и учрежде­ний, предусмотренных Списками, с аналогичными должностями и учреждениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименова­ния. Это положение актуально и по сей день, так как в период по­следнего десятилетия но попятным причинам часто происходили переименования должностей и учреждений. При этом человек всю жизнь выполнял одну и ту же работу, трудился на одном и том же месте, по поскольку новые или старые наименования его должности или учреждения не были перечислены в нормативных актах, он ли­шался нрава на досрочную пенсию. Кроме того, Правилами исчисления периодов работы, указанных в Списке 1999 г., было впервые введено условие о том, что работа в некоторых учреждениях, где контингент учащихся смешанный (т. е, могут быть как взрослые, так и дети), включается в стаж профес­сиональной деятельности, если в них обучается не менее 50% детей в возрасте до 18 лет. Это позволило упорядочить пенсионное обес­печение в связи с педагогической деятельностью, предоставляемое именно за работу с детьми. Правилами 1999 г. были введены также требования о полной педагогической нагрузке для большинства должностей и о необходимости частичной нагрузки для директоров, завучей и некоторых других аналогичных должностей.

Следует отметить, что новые Списки и Правила, утвержденные указанным постановлением, были разработаны Минтрудом России с участием заинтересованных министерств и ведомств па основе прежних документов по вопросам пенсионного обеспечения педаго­гических работников, действовавших до вступления в силу этого постановления.

В новых Списках и Правилах в основном сохранены прежние кон­цептуальные положения и идеология так называемых «старых» спи­сков и правил, в соответствии с которыми ранее устанавливались пен­сии за выслугу лет педагогическим работникам. В частности, требова­ния, предъявляемые к типам учреждений, остались прежними. Отли­чительной чертой новых Списков является то, что теперь упрощены требования, предъявляемые к некоторым наименованиям учреждений.

3. Досрочные пенсии по старости медицинским работникам

Досрочное назначение трудовой пепсин по старости и связи с лечебной и иной деятельностью по нормам поди. 11 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ производится независимо от достижения общеус­тановленного возраста, предусмотренного ст. 7 названного Закона. Таким образом, законодатель не предъявил каких-либо новых ус­ловий к возрастному цензу медицинских работников, сохранив их право выхода на трудовую пенсию но старости независимо от воз­раста.

Требование к стажу работы, дающему право па досрочное назна­чение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной дея­тельностью по охране здоровья населения, также не изменилось. Для признания права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо наличие не менее 25 лет стажа в сельской ме­стности и поселках городского типа и не менее 30 лет, если имеет место работа в городе или «смешанный стаж», т. е. указанная работа складывается из периодов, протекавших как в городе, так и в сель­ской местности (поселках городского типа).

Важным вновь введенным условием получения досрочной пен­сии является факт работы медицинских работников в государствен­ных и муниципальных учреждениях здравоохранения. По ранее действовавшим нормам законодателем предусматривалась возмож­ность зачета периодов работы медицинских работников в учрежде­ниях, предусмотренных соответствующим Списком и имеющих раз­личную форму собственности.

Подпункт 11 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ определяет условия предоставления права па соответствующий вид пенсии и не может рассматриваться вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими пенсионное обеспечение медицинских ра­ботников. Нормы названной статьи реализуются через Постановле­ние Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пен­сия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со стать­ей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Фе­дерации».

Список от 29 октября 2002 г. состоит из двух разделов «Наиме­нование должностей» и «Наименование учреждений»[7].

Раздел «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. не претерпел изменений, продублировав редакцию раздела «Наименование должностей» ранее действовавшего Списка должно­стей, работа I! которых засчитывается в выслугу, дающую право па пенсию за выслугу лет к связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 (в ред. По­становления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. № 130), и приведен в исчерпывающем виде.

Работа в любой должности, поименованной в разделе «Наимено­вание должностей», включается в стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, преду­смотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 г.

Важно отметить, что наименования учреждений могут быть до­полнены территориальной или ведомственной принадлежностью, нумерацией, указанием па их клинический профиль и т.д. Учреж­дения, имеющие сдвоенные наименования, такие как, например, «больница-центр», «диспансер-центр» и т.п., не предусмотрены Списком от 29 октября 2002 г.

Правила от 29 октября 2002 г. регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии но старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Структура Правил была трансформирована, но принципиальные изменения в них не были внесены.

Право па исчисление периодов работы с применением льготного порядка предоставлено:

1.  Врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Спи­ске от 29 октября 2002, осуществлявшим лечебную и иную деятель­ность в государственных и  муниципальных учреждениях в городе, в сельской местности, в поселке городского типа (рабочем поселке).

Этим категориям работников один год работы, приходящийся на работу в сельской местности или в поселках городского тина (рабо­чих поселках), считается за один год и 3 месяца.

2.   Врачам  и  среднему  медицинскому  персоналу, указанному  в Перечне от 29 октября 2002 г., осуществлявшим лечебную деятель­ность в отдельных структурных подразделениях, предусмотренных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, рабо­та в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (Приложение к Правилам от 29 октября 2002 г.), государственных и муниципаль­ных учреждениях здравоохранения, в соответствующих отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помо­щи), перечисленных в пп. 1—3 Перечня от 29 октября 2002 г., в ор­ганизациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Пра­вил от 29 октября 2002 г.

Указанным лицам один год работы считается за один год и 6 ме­сяцев.

Перечень от 29 октября 2002 г. содержит исчерпывающий пере­чень структурных подразделений.

3. Врачам и среднему медицинскому персоналу, указанному в Перечне от 29 октября 2002 г., осуществлявшим лечебную дея­тельность в отдельных структурных подразделениях, предусмотрен­ных в Перечне от 29 октября 2002 г. государственных и муници­пальных учреждениях здравоохранения, в соответствующих отделе­ниях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пп. 1—3 Перечня от 29 октября 2002 г., в организациях (структурных подразделениях), указанных в п. 6 Пра­вил от 29 октября 2002 г., и указанная деятельность протекала как в городе, так и в сельской местности, поселках городского типа (рабо­чих поселках) либо сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).

К календарному периоду работы этой категории лиц применяет­ся одновременно две льготы, упомянутые в первых двух случаях (когда 1 год работы считается за 1 год и 3 месяца и 1 год работы — за 1 год и 6 месяцев).

В иных случаях стаж на соответствующих видах работ исчис­ляется в календарном порядке, т. е. когда лечебная и иная дея­тельность протекала только в городе или в сельской местности и в поселках городского типа (рабочих поселках). При этом стажевое требование составляет 30 лет либо 25 лет соответственно (в зависи­мости от местности, где протекала работа).

Таким образом, для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельно­стью пи охране здоровья населения необходимо одновременное вы­полнение следующих условий:

1) наличие не менее 25 лет стажа на соответствующих видах ра­бот и сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), либо наличие не менее 30 лет стажа па соответствующих видах работ в городе, либо не менее 30 лет — в городе, сельской ме­стности, поселках городского типа (рабочих поселках);

2)  работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Переч­нем от 29 октября 2002 г.;

3)   работа  в  государственных  и   муниципальных  учреждениях здравоохранения[8].

Новыми Правилами, так же как и ранее действовавшими, сохра­нена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, работы в определен­ных структурных подразделениях (п. 6 действующей редакции Пра­вил от 29 октября 2002 г.). Ранее действовавшими Правилами ис­числения сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, ут­вержденными Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 22 сентября 1999 г. № 1066 (в ред. Постановления Прави­тельства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. № 130), нор­ма, предусмотренная и. 1, отражена в п. 6 новых Правил с некоторыми уточнениями и в несколько измененной редакции. В частности, в и. 6 Правил от 29 октября 2002 г. включены лечебно-профилактические структурные подразделения территори­альных медицинских объединений, а также дополнительно включе­ны следующие структурные подразделения, ранее отсутствовавшие в старых Правилах: группы медицинского обеспечения, медицин­ской службы, медицинской группы, военно-медицинские службы, стационары.

В стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, не включает­ся военная служба по специальности, протекавшая в должностях и учреждениях, указанных в Перечне от 29 октября 2002 г. По ранее действовавшим правилам военная служба по специальности вклю­чалась в соответствующий стаж работы за периоды до 1 ноября 1999 г.

Работа за границей врачей и среднего медицинского персонала не засчитывается в соответствующий стаж работы, за исключением случаев, специально установленных международными договорами и если она протекала в российских (советских) учреждениях.

При назначении досрочной трудовой пенсии но старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам Российской Федерации, прибывшим из государств — бывших республик СССР, не являющихся участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и других соглашений в области пансионного обеспечения, периоды работы начиная с 1 ян­варя 1991 г. могут быть включены при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работа в госу­дарствах — участниках названного Соглашения может быть засчита­на в стаж работы, дающий право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости до 1 января 2002 г. и после указанной даты, при условии выполнения требований, предъявляемых для назначения указанного вида пенсии медицинским работникам по нормам поди. 11 и. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ с учетом действующих норма­тивных правовых актов, регулирующих досрочное пенсионное обес­печение медицинских работников, в том числе при условии уплаты страховых плюсов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального за­кона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Названные Правила определяют общий подход к порядку исчисления отдель­ных периодов работы всех категорий граждан, которым предостав­лено право на досрочное назначение пенсии по старости по нормам ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, не конкретизируя особые условия, в соответствии с которыми производится досрочное назначение тру­довой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Правилами от 11 июля 2002 г., в частности, установлено, что в стаж работы на соответствующих видах работ засчитывается работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами, а так­же оговорен круг периодов, подлежащих включению в стаж, даю­щий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно п. 5 Правил от 11 июля 2002 г. в стаж, дающий право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхован ню в период временной нетрудоспособности, а также пе­риоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнитель­ные[9].

4. Досрочные пенсии по старости многодетным матерям

В соответствии с Законом № 173-ФЗ три льготные категории из пяти непосредственно касаются женщин-матерей. Основание пре­доставления досрочной пенсии по старости является многодетность  матери. При этом для целей предоставления досрочного выхода на пенсию многодетной признается женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их, как минимум, до восьми лет.

Снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет предоставляется многодетным женщинам, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет. Усыновленные дети учитываются, если их усыновление про­изошло до исполнения ребенку 8 лет. В остальном возраст детей и продолжительность их воспитания па день обращения за пенсией значения не имеют. Принимаются во внимание и умершие дети. Пасынки и падчерицы, независимо от возраста, в котором они посту­пили па воспитание, не учитываются. Не имеет значения, прожива­ли дети совместно с матерью или нет. Даже в том случае, когда они полностью или частично находились па государственном обеспече­нии, мать будет иметь право па досрочную пенсию[10].

Воспитание детей матерью (родителями) предполагает, что дети, не достигшие 18 лет, находятся па се (их) иждивении. В этом слу­чае факт иждивения не надо доказывать. Дети, в отношении кото­рых женщина лишена в установленном законом порядке родитель­ских прав, исключаются из числа пяти и более детей, рожденных и воспитанных ею до восьмилетнего возраста.

Следующая категория — это матери инвалидов с детства (поди. 1 п. 1 ст. 28). Им также требуется страховой стаж не менее 15 лет, и в этом случае возраст выхода на пенсию снижается на 5 лет и со­ставляет 50 лет. То обстоятельство, что ребенок является инвалидом с детства, подтверждается справкой медико-социальной экспер­тизы.

Третья категория женщин, имеющих право па досрочную пенсию по старости, — это женщины, родившие двух или более детей и про­работавшие не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севе­ра либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним мест­ностях (поди. 2 н. 1 ст. 28). В этом случае учитываются неблагопри­ятные условия проживания. Но этим женщинам снижен па 5 лет только возраст выхода па пенсию, а требуемый страховой стаж со­ставляет не менее 20 лет с условием проживания и работы опре­деленного количества лет в районах Крайнего Севера или прирав­ненных к ним местностях. Очевидно при этом, что страховой стаж может оказаться меньше общего стажа, отработанного в неблагопри­ятных климатических условиях. При этом страховой стаж исчисля­ется по правилам ст. 10—11 Закона № 173-ФЗ.

Заключение

Иногда досрочной пенсией называют любую пенсию по старости, которая устанавливается ранее достижения общего пенсионного воз­раста, т. е. 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам). Это неверно. Досрочной пенсией признается такая пенсия, которая устанав­ливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Досрочная пенсия мо­жет быть назначена, следовательно, ранее достижения как общего, так и пониженного пенсионного возраста.

В России предусмотрены три основания для установления досрочной пенсии по старости.

Первое основание: невозможность трудоустроить безработного граж­данина, уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, но имеющего стаж работы, дающий пра­во выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льгот­ных условиях. Такая досрочная пенсия устанавливается с согласия гражданина по представлению органа службы занятости, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Причем расходы, связанные с выплатой этой досрочной пен­сии, возмещаются Пенсионному фонду РФ фондом занятости .

Второе основание: ликвидация предприятий, объектов, уменьше­ние объемов или перепрофилирование производств, влекущее сокра­щение штата в закрытом административно-территориальном образо­вании. Высвобождаемые работники по этим причинам в таком обра­зовании имеют право на досрочный выход на пенсию, но не ранее, чем за два года до достижения соответствующего пенсионного возра­ста.

Третье основание касается депутатов Государственной Думы в слу­чае роспуска Государственной Думы: депутату, который имеет трудо­вой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по ста­рости (включая пенсию при пониженном возрасте), полномочия ко­торого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством РФ пенсионного возраста.

Пенсия по старости при неполном общем трудовом стаже назна­чается по достижении того же возраста, при котором устанавливается пенсия по старости на общих основаниях, т. е. по достижении мужчи­нами 60 лет и женщинами 55 лет. Минимальная продолжительность общего трудового стажа, необходимого для назначения такой пенсии 5 лет. Следовательно, пенсия может быть установлена, например, при общем трудовом стаже 5, 7 или 10 лет (об общем трудовом стаже, порядке его исчисления и подтверждения см. гл. 6, 7). Во многих стра­нах пенсии при неполном трудовом стаже не выделяются особо. Объяс­няется это просто: размер пенсии напрямую зависит обычно от числа проработанных лет, за каждый проработанный год начисляется опре­деленный процент среднего заработка, например 2%. Однако мини­мум стажа, как правило, определяется.

При назначении пенсий по старости при неполном общем трудо­вом стаже не применяются льготные условия возраста и стажа. Поэто­му, например, многодетной матери, имеющей пять и более детей, не может быть установлена пенсия ранее достижения 55 лет, если ее об­щий трудовой стаж меньше 15 лет.

Библиография

Нормативные правовые акты.

Трудовой кодекс РФ. – Новосибирск, 2002

Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 25.07.2002.

Научная литература.

1.                 Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999.

2.                 Все о новой пенсионной системе: законы, разъяснения./ Сост. В.Г. Степанов.  М., 2002. – 207 с.

3.                 Галкнео  Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002.

4.                 Гусов  К.Н. Право социального  обеспечения. – М., проспект, 2004. – 323с.

5.                 Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004

6.                 Захарров М. Комментарий  к новому  пенсионному законодательству : постатейный комментарий  к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – 334с.

7.                 Право  социального обеспечения: сборник нормативных правовых актов. -  М., 2002. – 350с.




[1] Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999. – С. 265.


[2] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 214.


[3] [3] Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999. – С. 265.

[4] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 214.

[5] [5] Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999. – С. 269.

[6] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 216

[7] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 217

[8] Захарров М. Комментарий  к новому  пенсионному законодательству : постатейный комментарий  к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – С. 35

[9] Захарров М. Комментарий  к новому  пенсионному законодательству : постатейный комментарий  к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – С. 34.

[10] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 221