Содержание
1. Введение.. 3
2. Описание предметной области.. 4
3. Описание проблемной ситуации.. 5
4. Дерево целей.. 6
4.1 Построение дерева целей. 6
4.2 Расчет коэффициентов относительной важности. 7
5. Дерево решений.. 9
5.1 Построение дерева решений. 9
5.2 Коэффициенты оценки вариантов решений. 10
5.3 Определение критериев оценки. 11
5.3.1 Выбор альтернатив по различным критериям. 12
5.3.2 Качественные методы.. 12
5.3.3 Количественные методы.. 13
5.3.4 Итоговая таблица. 14
6. Построение сетевого графика.. 15
7. Заключение.. 18
8. Список литературы... 19
1. Введение
Системный анализ заключает в себе совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы.
Система - множество объектов с набором связей между ними и между их свойствами, т.о. всё, состоящее из связанных друг с другом частей, называются системой. При этом части функционируют во времени как единое целое - каждый элемент работает ради единой цели, стоящей перед системой в целом.
С помощью системы представляется возможным охватить проблему со всех сторон, детализируя ее на более мелкие подпроблемы. Наша цель - решить проблему. Разбивая ее на составные части, уже можно конкретно ставить перед собой задачи, которые в совокупности с закрепленными за ними ресурсами приведут к решению подпроблем (подцелей). Разобравшись с подцелями, мы получаем решенную проблему.
В данной контрольной работе продемонстрирована методика применения системного анализа для решения проблемной ситуации, связанной со стимулированием и поддержкой малого бизнеса в России.
Объектом исследования в работе является малый бизнес РФ. Предметом – проблема кризисного состояния малого предпринимательства в России, связанная со слабой поддержкой государства этой части экономики.
Целью работы является анализ и решение проблемы поддержки малого бизнеса с помощью методов системного анализа. Для этого решим следующие задачи:
- Опишем систему, в которой возникла проблема, охарактеризуем проблему;
- Построим дерево целей для решения проблемы;
- Построим дерево решений для реализации мероприятий;
- Составим сетевой график реализации мероприятий.
2. Описание предметной области
В нашей стране, согласно принятому Федеральному закону от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.), под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней[1]:
- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
- в оптовой торговле – 50;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Роль малого бизнеса в экономике очень значительна.
Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима высокая эффективность экономики.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Основными элементами внешнего окружения в системе малого бизнеса являются субъекты крупного и среднего бизнеса, государство, потребители товаров и услуг.
3. Описание проблемной ситуации
На сегодняшний день официально выделяют следующие основные проблемы малого предпринимательства:
- Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
- Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
- Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;
- Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Таким образом, выделяемые проблемы решаемы при надлежащем внимании и помощи малому бизнесу со стороны государства. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Таким образом, главная цель - найти наиболее эффективный источник стимулирования и поддержки малого бизнеса. Критерием оценки эффективности принятого решения является эффективная реализация тех экономических функций, которые призван осуществлять малый бизнес в экономике государства.
Поэтому для поиска необходимого решения воспользуемся методикой системного анализа. Далее построим дерево целей для поиска дальнейшего решения в проблемной ситуации.
4. Дерево целей
4.1 Построение дерева целей
Построим дерево целей для решения проблемы. Все цели, стоящие перед нашей системой разобьем на три уровня и определим взаимосвязь и соподчиненность между ними.
Чтобы построить деревья решений для выбранных нами целей следует определить наиболее важные для нас цели. Для этого очень широко применяются методы экспертных оценок, которые позволяют качественно определить коэффициенты относительной важности целей[2]. Такая форма получения эмпирической информации для дальнейшего анализа, как экспертный опрос, используется в связи с тем, что нельзя при определении столь важного параметра, как КОВ критериев, использовать мнение лишь одного человека. Использование оценок, приведенных различными людьми, позволит снять фактор субъективности при принятии решения. Экспертам будет предложено присвоить каждому критерию значение от 0 до 1, соответствующее степени его важности для выбора альтернатив. Метод нормирования мы будем применять по той причине, что он дает более точные результаты и дает возможность оценить соотношение между критериями[3].
Для анализа нашей проблемы мы привлекли экспертов, которыми являются: юрист-консультант по проблемам малого бизнеса; Директор Новосибирской биржи труда; Заместитель директора Новосибирского Облкомстата; Специалист по развитию малого бизнеса.
4.2 Расчет коэффициентов относительной важности
Определим коэффициенты относительной важности (КОВ) первого уровня дерева целей:
Эксперты |
1.1. |
1.2. |
1.3. |
1.4. |
∑ |
1 |
0,7 |
0,6 |
0,3 |
0,5 |
2,10 |
2 |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
0,1 |
2,10 |
3 |
0,6 |
0,9 |
0,4 |
0,7 |
2,60 |
4 |
0,9 |
0,8 |
0,3 |
0,2 |
2,20 |
Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ:
Эксперты |
1.1. |
1.2. |
1.3. |
1.4. |
∑ |
1 |
0,32 |
0,27 |
0,14 |
0,23 |
0,95 |
2 |
0,21 |
0,33 |
0,29 |
0,04 |
0,87 |
3 |
0,20 |
0,30 |
0,13 |
0,23 |
0,87 |
4 |
0,32 |
0,29 |
0,11 |
0,07 |
0,79 |
∑ |
1,05 |
1,19 |
0,67 |
0,57 |
|
КОВ |
0,26 |
0,30 |
0,17 |
0,14 |
0,87 |
Наиболее важными направлениями согласно экспертной оценке являются реформирование системы налогообложения законодательства о малом бизнесе и введение различных льгот для малого бизнеса.
Возьмем эти три направления за точку отсчета и теперь выясним, к каким подцелям третьего уровня нам нужно приступить в первую очередь (рассматриваем 1.1, 1.2 и 1.3).
Определение коэффициентов относительной важности целей третьего уровня для направления реформирование системы налогообложения законодательства о малом бизнесе:
Эксперты |
2.1. |
2.2. |
2.3. |
∑ |
1 |
0,9 |
0,3 |
0,6 |
1,8 |
2 |
0,7 |
0,5 |
0,3 |
1,5 |
3 |
0,6 |
0,1 |
0,4 |
1,1 |
4 |
0,8 |
0,4 |
0,5 |
1,7 |
Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ:
Эксперты |
2.1. |
2.2. |
2.3. |
∑ |
1 |
0,39 |
0,13 |
0,26 |
1,0 |
2 |
0,29 |
0,21 |
0,13 |
1,0 |
3 |
0,43 |
0,07 |
0,29 |
1,0 |
4 |
0,44 |
0,22 |
0,28 |
1,0 |
∑ |
1,56 |
0,63 |
0,95 |
|
КОВ |
0,39 |
0,16 |
0,24 |
0,79 |
Определение коэффициентов относительной важности целей третьего уровня для направления совершенствования работы персонала:
Эксперты |
2.4. |
2.5. |
2.6. |
∑ |
1 |
0,8 |
0,3 |
0,5 |
1,6 |
2 |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
2,1 |
3 |
0,9 |
0,5 |
0,6 |
2 |
4 |
0,7 |
0,3 |
0,8 |
1,8 |
Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ:
Эксперты |
2.4. |
2.5. |
2.6. |
∑ |
1 |
0,5 |
0,19 |
0,31 |
1,0 |
2 |
0,38 |
0,29 |
0,33 |
1,0 |
3 |
0,45 |
0,25 |
0,3 |
1,0 |
4 |
0,39 |
0,17 |
0,44 |
1,0 |
∑ |
1,72 |
0,89 |
1,39 |
|
КОВ |
0,43 |
0,22 |
0,35 |
1,0 |
Определение коэффициентов относительной важности целей третьего уровня для направления проведения рекламной кампании:
Эксперты |
2.7. |
2.8. |
∑ |
1 |
0,5 |
0,7 |
1,2 |
2 |
0,9 |
0,7 |
1,6 |
3 |
0,1 |
0,8 |
0,9 |
4 |
0,4 |
0,9 |
1,3 |
Составим матрицу преобразования рангов и расчета КОВ:
Эксперты |
2.9. |
2.10. |
∑ |
1 |
0,42 |
0,58 |
1,0 |
2 |
0,56 |
0,44 |
1,0 |
3 |
0,11 |
0,89 |
1,0 |
4 |
0,31 |
0,69 |
1,0 |
∑ |
1,4 |
2,6 |
|
КОВ |
0,35 |
0,65 |
1,0 |
Теперь мы видим, что нам следует рассматривать цели:
- Изменение законодательства о малом бизнесе в РФ;
- Ввести особые условия получения кредитов;
- Создание единой системы государственных заказов.
5. Дерево решений
5.1 Построение дерева решений
Дерево решений обычно строится для каждой подцели самого нижнего уровня дерева целей. Но мы выберем три наиболее важные подцели третьего уровня, и построим для каждой из них деревья решений. Отличие дерева решений от дерева целей состоит в том, что в первом мы отражаем альтернативные действия организации, направленные на достижение поставленной цели нулевого уровня.
Подцель 2.3.: Изменение законодательства о малом бизнесе:
Подцель 2.5.: Изменить условия получения кредитов для субъектов малого бизнеса):
Подцель 2.7.: Создание единой системы государственных заказов
5.2 Коэффициенты оценки вариантов решений
Следующим этапом исследования становится выбор семейства решений, который производится по тому дереву решений, цели которого имеют наибольший КОВ. Произведем расчеты КОВ для мероприятия изменение законодательства о малом бизнесе, так как эта цель имеет наивысший КОВ и больше всего принесет пользы от принятия решения.
Номер семейства |
Коды вершин |
1 2 3 |
0;1.1;1.2; 1.1;2.1;2.2; 1.2;2.3;2.4. |
Определим КОВ первого уровня дерева решений:
Эксперты |
1.1. |
1.2. |
∑ |
1 |
0,4 |
0,9 |
1,3 |
2 |
0,7 |
0,5 |
1,2 |
3 |
0,9 |
0,8 |
1,7 |
4 |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
Матрица преобразования рангов и расчета КОВ:
Эксперты |
1.1. |
1.2. |
∑ |
1 |
0,31 |
0,69 |
1,00 |
2 |
0,58 |
0,42 |
1,00 |
3 |
0,53 |
0,47 |
1,00 |
4 |
0,38 |
0,63 |
1,00 |
∑ |
1,80 |
2,20 |
|
КОВ |
0,45 |
0,55 |
1,00 |
Таким образом, мы видим, что изменять законодательство лучше на Федеральном уровне, т.к. попытка решения этой проблемы на региональном уровне не приведет к кардинальным изменениям.
5.3 Определение критериев оценки
Чтобы рассмотреть различные альтернативы и учесть различные факторы, которые влияют на оценку дерева решений необходимо ввести критерии оценки альтернатив[4]. Эти критерии представляют собой иначе сформулированные прогнозные факторы. Сформулируем критерии, которыми мы будем руководствоваться при оценке альтернатив изменения законодательства о малом бизнесе. Эти критерии таковы:
- Сроки исполнения;
- Финансовые затраты;
- Простота норм и положений.
Для того чтобы в дальнейшем оперировать этими критериями, нам необходимо оценить их относительную важность. Это можно сделать при помощи уже использованного нами метода исследования – нормирования предложенных критериев группой экспертов, чтобы затем на основе синтеза полученной таким образом информации определить коэффициенты относительной важности критериев.
Матрица опроса экспертов при определении коэффициентов важности критериев:
Эксперты |
Сроки исполнения |
Финансовые затраты |
Простота норм |
∑ |
1 |
0,6 |
0,7 |
0,3 |
1,6 |
2 |
0,2 |
0,4 |
0,7 |
1,3 |
3 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
1,4 |
4 |
0,6 |
0,8 |
0,5 |
1,9 |
Матрица расчета КОВ:
Эксперты |
Сроки исполнения |
Финансовые затраты |
Привлекат-ть месторасп. |
∑ |
1 |
0,30 |
0,35 |
0,15 |
0,60 |
2 |
0,11 |
0,21 |
0,37 |
0,36 |
3 |
0,18 |
0,23 |
0,23 |
0,26 |
4 |
0,25 |
0,33 |
0,21 |
0,58 |
∑ |
0,84 |
1,12 |
0,95 |
|
КОВ |
0,21 |
0,28 |
0,24 |
0,77 |
Таким образом, мы выяснили, что наиболее важными критериями являются размеры финансовых затрат, простота изложения норм и положений. Сроки исполнения, по мнению экспертов менее значимы.
5.3.1 Выбор альтернатив по различным критериям
Оценим различные альтернативы по всем критериям.
Для рассмотрения будем брать последний уровень дерева решений, так как именно там находятся все альтернативы, одну из которых мы должны выбрать как наиболее предпочтительную. Всего там находится 4 альтернативы: пересмотр регионального законодательства о малом бизнесе; изменение ставок финансовой помощи; изменить основные понятия малого бизнеса в законодательстве; изменение ставок финансовой помощи на федеральном уровне.
5.3.2 Качественные методы
Используем качественные методы оценки альтернатив по различным критериям, а именно метод экспертных оценок при помощи техники ранжирования. Используем этот метод для критерия «Простота норм и положений», так как количественно его оценить нам будет трудно.
Оценка альтернатив по критерию «Простота норм и положений»:
Эксперты |
Пересмотр регионального законодательства о малом бизнесе |
Изменение ставок финансовой помощи |
Изменить основные понятия малого бизнеса в законодательстве |
Изменение ставок финансовой помощи на федеральном уровне |
1 |
3 |
4 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
5 |
1 |
6 |
Макс. Ранг |
6 |
|
|
|
Матрица преобразованных рангов
Эксперты |
Пересмотр регионального законодательства о малом бизнесе |
Изменение ставок финансовой помощи |
Изменить основные понятия малого бизнеса в законодательстве |
Изменение ставок финансовой помощи на федеральном уровне |
∑ |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
13 |
2 |
2 |
6 |
3 |
5 |
16 |
3 |
5 |
3 |
4 |
1 |
13 |
4 |
3 |
1 |
5 |
0 |
9 |
∑ |
13 |
11 |
16 |
8 |
48 |
КОВ |
0,27 |
0,23 |
0,33 |
0,17 |
1,00 |
5.3.3 Количественные методы
Из количественных методов обычно используют такие методы, как платежная матрица, метод максимина и матрица сожалений.
Оценим численные значения альтернатив по критерию «Финансовые затраты» с помощью платежной матрицы.
Альтернативы |
Внешние ситуации |
Общие затраты,$ |
КОВ |
Обратная величина |
Веса альт-в |
||
Снижение стоимости |
Неизменная стоимость |
Увеличение стоимости |
|||||
р=0,1 |
р=0,4 |
р=0,5 |
|||||
Пересмотр регионального законодательства о малом бизнесе |
450000 |
470000 |
490000 |
478000 |
0,29 |
0,71 |
0,24 |
Изменение ставок финансовой помощи |
180000 |
190000 |
220000 |
204000 |
0,12 |
0,88 |
0,29 |
Изменить основные понятия малого бизнеса в законодательстве |
550000 |
600000 |
660000 |
625000 |
0,37 |
0,63 |
0,21 |
Изменение ставок финансовой помощи на федеральном уровне |
340000 |
350000 |
380000 |
364000 |
0,22 |
0,78 |
0,26 |
|
|
|
|
1671000 |
1,00 |
3,00 |
1,00 |
Первый критерий – «сроки исполнения». Чтобы проанализировать альтернативы относительно сроков исполнения, используем метод «минимакса».
Альтернативы |
При высококачественном исполнении, лет |
При обыкновенном исполнении |
Максимум |
Минимум |
Веса альтернатив |
Обратная величина |
Новые веса |
|
Пересмотр регионального законодательства о малом бизнесе |
5 |
3 |
5 |
|
0,23 |
0,77 |
0,26 |
|
Изменение ставок финансовой помощи |
2 |
1 |
3 |
1 |
0,13 |
0,87 |
0,29 |
|
Изменить основные понятия малого бизнеса в законодательстве |
6 |
5 |
7 |
|
0,36 |
0,64 |
0,21 |
|
Изменение ставок финансовой помощи на федеральном уровне |
3 |
2 |
3 |
|
0,28 |
0,72 |
0,24 |
|
|
|
|
195 |
|
1,00 |
3,00 |
1,00 |
Поводя итог использования метода минимакса, можно отметить, что если мы изменяем законодательство, то это займет 5 лет при высококачественном исполнении – это наиболее выгодный вариант.
5.3.4 Итоговая таблица
Альтернативы |
КОВ |
Пересмотр регионального законодательства о малом бизнесе |
Изменение ставок финансовой помощи |
Изменить основные понятия малого бизнеса в законодательстве |
Изменение ставок финансовой помощи на федеральном уровне |
Критерии |
|
|
|
|
|
Сроки исполнения |
0,21 |
0,26 |
0,29 |
0,21 |
0,24 |
Финансовые затраты |
0,28 |
0,24 |
0,29 |
0,21 |
0,26 |
Привлекательность |
0,24 |
0,27 |
0,23 |
0,33 |
0,17 |
ИТОГ |
0,77 |
0,213 |
0,247 |
0,225 |
0,217 |
Итак, мы получили конечные оценки всех альтернатив. Анализ показывает, что наилучшим средством стимулирования и поддержки малого бизнеса сегодня является изменение законодательства о малом бизнесе, за которой следую в порядке убывания, изменить основные понятия малого бизнеса в законодательстве, изменение ставок финансовой помощи на федеральном уровне, пересмотр регионального законодательства о малом бизнесе.
Итак, для стимулирования и поддержки малого бизнеса было принято решение изменить ставки (увеличить) финансовой помощи малым предприятиям для их развития.
6. Построение сетевого графика
В соответствии с целями и задачами решения строится план его исполнения, включающий сроки и ответственность лиц:
Действие |
Кол-во месяцев |
Ответственный исполнитель |
Результат |
Сообщение о выполнении |
1. Подготовка проекта решения, оценка ресурсной обеспеченности |
7 |
Гос. Органы, занимающиеся проблемами малого предпринимательства |
Проект |
Проект предоставляется в Гос. Думу |
2. Согласование с Правительством и комиссиями |
1 |
Председатель проекта |
Согласование |
Доклад |
3. Модификация проекта с учётом пожеланий Гос. Думы |
5 |
Председатель проекта |
Проект |
Проект предоставляется в Гос. Думу |
4. Проверка соответствия проекта законодательству и соответствующая корректировка |
5 |
Председатель конституционного суда |
Проект |
Решение о соответствии или несоответсвии |
5. Принятие законопроекта |
3 |
Гос. Дума |
Принятие |
- |
6. Подпись президента |
1 |
Председатель проекта |
Официальное опубликование |
- |
7. Внедрение норм законопроекта |
12 |
Правительство РФ |
Повышение эффективности малого бизнеса |
Стат. показатели |
8. Поправки по ходу деятельности |
12 |
Правительство РФ |
Повышение эффективности малого бизнеса |
Стат. показатели |
Так как изменение законодательства является одной из подцелей нашего дальнейшего развития, то планы по реализации остальных целей будут построены в соответствии с порядком, который был выявлен в данном исследовании.
Сетевой график реализации принятого решения.
Путь |
Продолжительность |
V1-V4-V7-V8 |
7+5+12+12=36 |
V1-V2-V3-V7-V8 |
7+1+3+12+12=37 |
V1-V5-V6-V8 |
7+3+1+12=23 |
Если та или иная работа не принадлежит критическому пути, то мы имеем возможность увеличить время ее выполнения без увеличения полного времени осуществления проекта. Однако увеличение продолжительности любой работы, не входящей в критический путь, имеет определенный максимум. Слишком большое увеличение приведет к возникновению нового критического пути и увеличению полного времени осуществления проекта. Чтобы правильно спланировать использование ресурсов, то есть распределить их по различным работам наиболее эффективным образом, необходимо найти некоторые величины, так называемые резервы времени. Составим таблицу.
Работа |
Продолжительность |
Время начала |
Время окончания |
Резервы |
||||
Е |
L |
E |
L |
Полный |
Свободный |
Независимый |
||
V1-V2 |
2 |
0 |
0 |
3 |
9 |
6 |
0 |
0 |
V1-V5 |
5 |
0 |
0 |
2 |
11 |
9 |
0 |
0 |
V1-V4 |
3 |
0 |
1 |
1 |
12 |
11 |
0 |
0 |
V2-V3 |
1 |
3 |
9 |
5 |
11 |
5 |
0 |
0 |
V5-V6 |
8 |
2 |
10 |
4 |
13 |
9 |
0 |
0 |
V3-V7 |
9 |
6 |
11 |
1 |
12 |
2 |
0 |
0 |
V4-V7 |
1 |
8 |
12 |
9 |
13 |
4 |
0 |
0 |
V6-V8 |
3 |
4 |
11 |
9 |
12 |
9 |
9 |
0 |
V7-V8 |
12 |
9 |
9 |
13 |
10 |
4 |
4 |
0 |
Любой путь, длина которого равна полному времени осуществления проекта, называется критическим путем[5]. Таким образом, в данном случае максимальная продолжительность пути равна 37. Отсюда следует, что критическим путем будет путь V1-V2-V3-V7-V8. Это максимальный срок реализации задуманного мероприятия.
7. Заключение
Для того чтобы разрешить проблему кризисного состояния малого предпринимательства в России, связанной со слабой поддержкой государства этой части экономики было принято решение изменить законодательство РФ о малом бизнесе. Таким образом, деятельность малого бизнеса в РФ пойдет на поправку.
В целом, в результате проделанной работы была проанализирована и решена проблема поддержки малого бизнеса с помощью методов системного анализа. При достижении цели были решены следующие задачи:
- Описана система, в которой возникла проблема и охарактеризована проблемная ситуация;
- Построено дерево целей для решения проблемы;
- Построено дерево решений для реализации мероприятий;
- Составлен сетевой график реализации мероприятий.
Поскольку решение принималось с учётом большого количества факторов неопределённости, то вероятность необходимости корректировки достаточно невысока. Основные факторы, которые могут повлиять на реализацию решения – неправильный выбор методов прогноза и неверная оценка параметров, а также возможные неучтенные события.
8. Список литературы
1. Государственное управление: основы теории и организации: Учеб./ Под ред. В.А. Козбоненко. – М.: Статус, 2000.
2. Диев В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: НГУ, 1998.
3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. – М.: Дело. – 392с.
4. Петровский А.М. Организация экспертных процедур / А.М. Петровский, Л.А. Панкова, М.В. Шнейдерман. – М.: 1984.
5. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
6. Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003.
7. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.
[1] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 113.
[2] Петровский А.М. Организация экспертных процедур / А.М. Петровский, Л.А. Панкова, М.В. Шнейдерман. – М.: 1994. – с.215.
[3] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 140с.
[4] Петровский А.М. Организация экспертных процедур / А.М. Петровский, Л.А. Панкова, М.В. Шнейдерман. – М.: 1984. – с. 284.
[5] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – с.140.