Содержание


Введение. 3

1.  Страховой трудовой стаж: общие положения. 4

2.  Специальный страховой и специальный трудовой стаж.. 9

Заключение. 14

Библиография. 16

Введение

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законода­тель связывает возникновение большинства правоотношений в сфе­ре социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социаль­ного обеспечения. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других — его размер, в треть­их — и то и другое.

Трудовой стаж — это суммарная продолжительность не только трудовой, по и иной общественно полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала и имелись ли в пей перерывы, а также других периодов, указанных в законе.

Трудовой стаж имеет количественную и качественную характе­ристику. Количественной характеристикой трудового стажа являет­ся его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).

В современный период нормативные правовые акты, паука нра­ва социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа:1)  общий трудовой стаж;2)  страховой стаж: а)  смешанный страховой стаж; б)  специальный страховой стаж; 3)  специальный трудовой стаж; 4)  непрерывный трудовой стаж.

Целью  данной работы является  изучение  порядка исчисления и  подтверждения страхового  стажа.

1.  Страховой трудовой стаж: общие положения.


Страховой трудовой стаж появился в российской пенсионной си­стеме как самостоятельный вид стажа сравнительно недавно. В Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (пер­сонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» он определяется как суммарная продолжительность пе­риодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы. В более позднем Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж определяется как суммар­ная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Содержа­ние страхового стажа было значительно уже содержания общего тру­дового стажа: в него не включались периоды трудовой деятельности (службы), когда работник не подлежал обязательному пенсионному страхованию

Впоследствии его содержание было расширено Федеральным за­коном от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения госу­дарственных пенсий». Согласно этому закону помимо периодов тру­довой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взно­сы, при определении индивидуального коэффициента пенсионера учитывались периоды работы, военной и приравненной к ней служ­бы, предусмотренные ст. 89, 90 и п. «ж» ст. 92, а также п. «а» и «е» ст. 92 Закона 1990 г. Это период творческой деятельности; любая военная и приравненная к ней служба; периоды выплаты пособия по безработи­це, временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производ­ством, или профессионального заболевания; пребывание в местах зак­лючения сверх срока, назначенного при пересмотре дела[1].

С 1 января 2002 г. страховому стажу придается, можно сказать, пер­востепенное значение и он назван в Законе о трудовых пенсиях не­сколько иначе — не страховым трудовым стажем, а страховым стажем. Выпало слово «трудовой». Это не случайно — страховой стаж можно приобрести не работая, но уплачивая страховые взносы.

Согласно указанному Закону страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались стра­ховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а так­же иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Таково легальное определение страхового стажа.

Кто же подлежит обязательному пенсионному страхованию и за кого в связи с этим уплачиваются страховые взносы в ПФР? Это граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой, нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; некоторые другие лица, являющиеся членами родовых, семейных об­щин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционны­ми отраслями хозяйствования[2].

Учитывается в страховой стаж вся трудовая деятельность, выпол­няя которую граждане подлежали обязательному (государственному) социальному страхованию до введения пенсионного страхования.

Граждане Российской Федерации, работающие за рубежом, впра­ве добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенси­онному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюд­жет ПФР за себя. Допускается также добровольная уплата страховых взносов в ПФР одним гражданином за другого гражданина. Во всех этих случаях в страховой стаж учитывается период уплаты страховых взно­сов, наравне с работой.

К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж наравне с рабо­той, относятся:

1)  период прохождения военной службы, а также другой прирав­ненной к ней службы, предусмотренной Законом 1993 г.;

2)  период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4)  период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направле­нию государственной службы занятости в другую местность для тру­доустройства;

5)  период содержания лиц, необоснованно привлеченных к уго­ловной ответственности, необоснованно репрессированных и впослед­ствии реабилитированных, и период нахождения этих лиц в местах лишения свободы и ссылки;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным неработающим лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, до­стигшим возраста 80 лет.

Все эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Закона о трудовых пенсиях. Почему установлено такое правило? В связи с тем, что трудовая пенсия назначается лишь гражданам, которые относятся или относились в прошлом к числу застрахованных, хотя бы один день. Так, бывшему милиционеру, прослужившему в орга­нах МВД 10 лет, может быть установлена трудовая пенсия по инвалид­ности, если он хотя бы один день работал в качестве наемного работ­ника[3]. Если этого условия нет, то ему нельзя назначить трудовую пен­сию. Подобного условия в прошлом не предусматривалось.

Период выплаты пособия по беременности и родам не указан, видимо, по ошибке. Авторы закона, очевидно, полагали, что этот период охватывается таким понятием, как «период временной нетру­доспособности». Но это не так: пособие по беременности и родам дав­но (с 1943 г.) считается самостоятельным видом пособия по государ­ственному социальному страхованию. Допущенную ошибку следовало бы исправить путем внесения соответствующей поправки в закон. Пока такая поправка не принята, Минтруда и ПФР пытаются исправить ее путем неофициального ответа на вопросы, возникающие на практике. В частности, все виды пособий, выплачиваемых по обязательному социальному страхованию, вопреки действующему законодательству отождествляются с пособием по временной нетрудоспособности, а периоды освобождения застрахованного от работы с выплатой ему соответствующих пособий с периодом временной нетрудоспособнос­ти[4]. Такая изначально ошибочная посылка позволила «отредактировать» норму закона. На вопрос о том, какие виды пособий относятся к по­собиям по государственному социальному страхованию в период вре­менной нетрудоспособности, подлежащий включению в страховой стаж, правоприменительным органам сообщили из Минтруда и ПФР следующее: «страховым обеспечением по конкретным видам обязатель­ного социального страхования являются: 1) пособие по временной нетрудоспособности; 2) пособие в связи с трудовым увечьем и про­фессиональным заболеванием; 3) пособие по беременности и родам; 4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет; 5) пособие по безработице. Таким образом, если застрахованное лицо в период временной нетрудоспособности полу­чало какое-либо из перечисленных выше пособий, то в страховой стаж может засчитываться период получения соответствующего пособия[5]. Кроме того, этот период засчитывается в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов в ПФР».

В страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Этот период включается в страхо­вой стаж независимо от того, работает мать или отец ребенка. Как известно, работающим женщинам (по их желанию) предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Этот отпуск может быть использован отцом ребенка, бабушкой, дедушкой, другими родственниками или опекунами, фактически осуществляю­щими уход за ребенком. Такое пособие — один из видов государствен­ных пособий гражданам, имеющим детей .[6]  Пособие выплачивает­ся за счет средств обязательного социального страхования, так же как пособие по беременности и родам и пособие по временной нетрудо­способности. Может ли засчитываться в страховой стаж период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, если такой уход осуществлялся не матерью или отцом, а одним из родственников, которому был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с выплатой соответствующего пособия согласно ст. 256 ТК? Ведь в данном случае мать по существу делегирует свое право на использование отпуска другому члену семьи. Новый пенсионный закон предусматривает, что в страховой стаж засчитывается время ухода за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет только одному из родителей. Указанную норму надо привести в соответствие с трудовым законодательством. Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий (смешанный) страховой стаж и специальный страховой стаж. Все то, что изложено выше, относится к общему страховому стажу[7]. Смешанным его можно назвать в связи с тем, что в него включаются как трудовая деятельность, так и иные периоды. Для назначения пенсии по старости на общих ос­нованиях требуется общий страховой стаж не менее пяти лет.

Общий страховой стаж — также одно из условий, которое необхо­димо для назначения досрочной пенсии по старости. Так, для пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда, помимо работы в течение определенного срока в таких условиях, необходим общий страховой стаж не менее 25 или 20 лет (соответственно мужчи­нам и женщинам).

Специальный страховой стаж — это период определенной трудовой деятельности. Она обычно указана в соответствующих списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости. Такой страховой стаж можно рассматривать как один из подвидов специального трудового стажа


2.  Специальный страховой и специальный трудовой стаж

В Законе 1990 г. специальный трудовой стаж определялся как сум­марная продолжительность определенной трудовой деятельности. С учетом такой деятельности устанавливалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет. В новом пенсионном законодательстве не со­держится определения специального трудового стажа.

В настоящее время выделяются два вида специального трудового ста­жа. Первый — это по существу специальный страховой стаж. Второй — это специальный трудовой стаж, необходимый для установления пен­сии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним по усло­виям службы другим гражданам [8].

В первом виде специального трудового стажа выделяются несколь­ко подвидов такого стажа: на подземных работах, на работах с вред­ными условиями труда; на работах с тяжелыми условиями труда; на работах женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хо­зяйстве, других отраслях, а также машинистов строительных, дорож­ных и погрузочно-разгрузочных машин; на работах женщин в текстиль­ной промышленности с повышенной интенсивностью труда и т.д. Все эти работы указаны в ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, утверждены Правительством РФ. Приведем наибо­лее часто встречающие на практике правила исчисления стажа, пре­дусмотренные этим нормативным правовым актом.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются перио­ды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными пра­вовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взно­сов в ПФР. При этом к уплате страховых взносов в ПФР приравнива­ется уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого на­лога на вмененный доход для определенных видов деятельности[9].

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными пра­вовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачи­ваемых отпусков, включая дополнительные.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов произ­водства (за исключением некоторых работ), исчисляются обычно по фактическому отработанному времени. Также исчисляются периоды ра­бот, определяемые Минтруда РФ или предусмотренные списками, ко­торые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими ра­ботами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах пери­оды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года — как один год; работа менее 6 месяцев — по фактической продолжительности.

В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, вре­мя в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжитель­ность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный пе­риод (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих ча­сов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (при досрочном назначении пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере) исчисляются в календарном порядке с включением в них времени работы непосред­ственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом по­селке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назна­чение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необ­ходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу[10].

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по определенным причинам, указанным в Правилах (в связи, например, с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и т.д.).

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Что касается периода испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то он учитывается в стаже незави­симо от того, выдержал испытание работник или не выдержал.

При переводе в соответствии с медицинским заключением бере­менной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на дос­рочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исклю­чающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. В таком же порядке исчисляются периоды, когда беремен­ная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

Указанными выше Правилами определен также порядок суммиро­вания различных работ, дающих право на досрочное назначение пен­сии по старости .

Разновидностью специального страхового стажа является стаж госу­дарственной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Под стажем государствен­ной службы понимается суммарная продолжительность периодов осуще­ствления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных служащих. Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа — это суммарная продолжительность определенной деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхо­ванию[11]. Данный вид стажа влечет определенные правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внут­ренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других приравненных к ним по условиям службы служащих.

Заключение

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» дает следующее определение страхового стажа: это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, а также за пределами территории РФ, если это предусмотрено законодательством РФ или международными до­говорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсион­ный фонд РФ

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пен­сиях в РФ» наравне с периодами работы в страховой стаж засчитываются периоды военной и приравненной к пей службы, получения пособия по временной нетрудоспособности, ухода одного из родите­лей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, получения пособия но безрабо­тице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрес­сированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I груп­пы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель преду­смотрел исчисление стажа калепдарно, т. е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие. Эти периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествова­ли и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной дея­тельности (независимо от их продолжительности), за которые упла­чивались взносы в Пенсионный фонд.

Таким образом, включение в страховой стаж периодов, во время которых не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, позволяет страховой стаж дифференцировать и выделить в нем смешанный страховой стаж.

Правовые последствия страхового стажа связаны с возникнове­нием права на трудовые пенсии. Для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа как для мужчин, так и для женщин, т. е. дифференциации но полу нет.

Новое законодательство резко сужает дифференциацию уровня пенсионного обеспечения от продолжительности страхового стажа пенсий будущего назначения.

Библиография

Нормативные правовые акты.

Трудовой кодекс РФ. – Новосибирск, 2002

Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 25.07.2002.

Закон РФ «О страховом стаже» от января  2002.

Постановление Правительства Российской Федерации  от 24 июля 2002 г. N 555 Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для  установления трудовых пенсий (ред. от 08.08.2003)

Научная литература.

1.    Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999.

2.    Борисова  Н.Е. Трудовой (страховой) стаж и его социальное  значение. – М.: Союз, 1999. – 256 с.

3.    Вихров Д. Страховой стаж и его значение  в праве социального обеспечения. – Авторе…дис.канд.юрид.наук. – М., 2001. – 27 с.

4.    Все о новой пенсионной системе: законы, разъяснения./ Сост. В.Г. Степанов.  М., 2002. – 207 с.

5.    Галкнео  Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002.

6.    Гусов  К.Н. Право социального  обеспечения. – М., проспект, 2001. – 323с.

7.    Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004

8.    Захарров М. Комментарий  к новому  пенсионному законодательству : постатейный комментарий  к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – 334с.

9.    Право  социального обеспечения: сборник нормативных правовых актов. -  М., 2002. – 350с.




[1] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 146.

[2] Борисова  Н.Е. Трудовой (страховой) стаж и его социальное  значение. – М.: Союз, 1999. – С. 18.

[3] Галкнео  Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002. – С. 98.

[4] Борисова  Н.Е. Трудовой (страховой) стаж и его социальное  значение. – М.: Союз, 1999. – С. 23.

[5] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 146.

[6] Вихров Д. Страховой стаж и его значение  в праве социального обеспечения.-  Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 2001. – С. 5.

[7] Галкнео  Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002. – С. 98.

[8] Галкнео  Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002. – С. 99

[9] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 149

[10] Вихров Д. Страховой стаж и его значение  в праве социального обеспечения.-  Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 2001. – С. 9.

[11] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 149