Содержание
Введение. 3
1. Страховой трудовой стаж: общие положения. 4
2. Специальный страховой и специальный трудовой стаж.. 9
Заключение. 14
Библиография. 16
Введение
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других — его размер, в третьих — и то и другое.
Трудовой стаж — это суммарная продолжительность не только трудовой, по и иной общественно полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала и имелись ли в пей перерывы, а также других периодов, указанных в законе.
Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).
В современный период нормативные правовые акты, паука нрава социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа:1) общий трудовой стаж;2) страховой стаж: а) смешанный страховой стаж; б) специальный страховой стаж; 3) специальный трудовой стаж; 4) непрерывный трудовой стаж.
Целью данной работы является изучение порядка исчисления и подтверждения страхового стажа.
1. Страховой трудовой стаж: общие положения.
Страховой трудовой стаж
появился в российской пенсионной системе как самостоятельный вид стажа
сравнительно недавно. В Федеральном законе от 1 апреля
Впоследствии его
содержание было расширено Федеральным законом от 21 июля
С 1 января
Согласно указанному Закону страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Таково легальное определение страхового стажа.
Кто же подлежит обязательному пенсионному страхованию и за кого в связи с этим уплачиваются страховые взносы в ПФР? Это граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой, нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; некоторые другие лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования[2].
Учитывается в страховой стаж вся трудовая деятельность, выполняя которую граждане подлежали обязательному (государственному) социальному страхованию до введения пенсионного страхования.
Граждане Российской Федерации, работающие за рубежом, вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя. Допускается также добровольная уплата страховых взносов в ПФР одним гражданином за другого гражданина. Во всех этих случаях в страховой стаж учитывается период уплаты страховых взносов, наравне с работой.
К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж наравне с работой, относятся:
1) период прохождения военной службы, а также
другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период нахождения этих лиц в местах лишения свободы и ссылки;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным неработающим лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Все эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Закона о трудовых пенсиях. Почему установлено такое правило? В связи с тем, что трудовая пенсия назначается лишь гражданам, которые относятся или относились в прошлом к числу застрахованных, хотя бы один день. Так, бывшему милиционеру, прослужившему в органах МВД 10 лет, может быть установлена трудовая пенсия по инвалидности, если он хотя бы один день работал в качестве наемного работника[3]. Если этого условия нет, то ему нельзя назначить трудовую пенсию. Подобного условия в прошлом не предусматривалось.
Период выплаты пособия по
беременности и родам не указан, видимо, по ошибке. Авторы закона, очевидно, полагали,
что этот период охватывается таким понятием, как «период временной нетрудоспособности».
Но это не так: пособие по беременности и родам давно (с
В страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Этот период включается в страховой стаж независимо от того, работает мать или отец ребенка. Как известно, работающим женщинам (по их желанию) предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Этот отпуск может быть использован отцом ребенка, бабушкой, дедушкой, другими родственниками или опекунами, фактически осуществляющими уход за ребенком. Такое пособие — один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей .[6] Пособие выплачивается за счет средств обязательного социального страхования, так же как пособие по беременности и родам и пособие по временной нетрудоспособности. Может ли засчитываться в страховой стаж период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, если такой уход осуществлялся не матерью или отцом, а одним из родственников, которому был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с выплатой соответствующего пособия согласно ст. 256 ТК? Ведь в данном случае мать по существу делегирует свое право на использование отпуска другому члену семьи. Новый пенсионный закон предусматривает, что в страховой стаж засчитывается время ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет только одному из родителей. Указанную норму надо привести в соответствие с трудовым законодательством. Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий (смешанный) страховой стаж и специальный страховой стаж. Все то, что изложено выше, относится к общему страховому стажу[7]. Смешанным его можно назвать в связи с тем, что в него включаются как трудовая деятельность, так и иные периоды. Для назначения пенсии по старости на общих основаниях требуется общий страховой стаж не менее пяти лет.
Общий страховой стаж — также одно из условий, которое необходимо для назначения досрочной пенсии по старости. Так, для пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда, помимо работы в течение определенного срока в таких условиях, необходим общий страховой стаж не менее 25 или 20 лет (соответственно мужчинам и женщинам).
Специальный страховой стаж — это период определенной трудовой деятельности. Она обычно указана в соответствующих списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости. Такой страховой стаж можно рассматривать как один из подвидов специального трудового стажа
2. Специальный страховой и специальный трудовой стаж
В Законе
В настоящее время выделяются два вида специального трудового стажа. Первый — это по существу специальный страховой стаж. Второй — это специальный трудовой стаж, необходимый для установления пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним по условиям службы другим гражданам [8].
В первом виде специального трудового стажа выделяются несколько подвидов такого стажа: на подземных работах, на работах с вредными условиями труда; на работах с тяжелыми условиями труда; на работах женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях, а также машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; на работах женщин в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью труда и т.д. Все эти работы указаны в ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, утверждены Правительством РФ. Приведем наиболее часто встречающие на практике правила исчисления стажа, предусмотренные этим нормативным правовым актом.
В стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды
работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не
предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии
уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. При этом к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается
уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением некоторых работ), исчисляются обычно по фактическому отработанному времени. Также исчисляются периоды работ, определяемые Минтруда РФ или предусмотренные списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года — как один год; работа менее 6 месяцев — по фактической продолжительности.
В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.
Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (при досрочном назначении пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере) исчисляются в календарном порядке с включением в них времени работы непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.
При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу[10].
Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по определенным причинам, указанным в Правилах (в связи, например, с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и т.д.).
Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Что касается периода испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то он учитывается в стаже независимо от того, выдержал испытание работник или не выдержал.
При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. В таком же порядке исчисляются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.
Указанными выше Правилами определен также порядок суммирования различных работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости .
Разновидностью специального страхового стажа является стаж государственной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Под стажем государственной службы понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных служащих. Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа — это суммарная продолжительность определенной деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию[11]. Данный вид стажа влечет определенные правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других приравненных к ним по условиям службы служащих.
Заключение
Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» дает следующее определение страхового стажа: это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, а также за пределами территории РФ, если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» наравне с периодами работы в страховой стаж засчитываются периоды военной и приравненной к пей службы, получения пособия по временной нетрудоспособности, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, получения пособия но безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа калепдарно, т. е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие. Эти периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд.
Таким образом, включение в страховой стаж периодов, во время которых не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, позволяет страховой стаж дифференцировать и выделить в нем смешанный страховой стаж.
Правовые последствия страхового стажа связаны с возникновением права на трудовые пенсии. Для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа как для мужчин, так и для женщин, т. е. дифференциации но полу нет.
Новое законодательство резко сужает дифференциацию уровня пенсионного обеспечения от продолжительности страхового стажа пенсий будущего назначения.
Библиография
Нормативные правовые акты.
Трудовой кодекс РФ. – Новосибирск, 2002
Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 25.07.2002.
Закон РФ «О страховом стаже» от января 2002.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 24
июля
Научная литература.
1. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право. – М., 1999.
2. Борисова Н.Е. Трудовой (страховой) стаж и его социальное значение. – М.: Союз, 1999. – 256 с.
3. Вихров Д. Страховой стаж и его значение в праве социального обеспечения. – Авторе…дис.канд.юрид.наук. – М., 2001. – 27 с.
4. Все о новой пенсионной системе: законы, разъяснения./ Сост. В.Г. Степанов. М., 2002. – 207 с.
5. Галкнео Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002.
6. Гусов К.Н. Право социального обеспечения. – М., проспект, 2001. – 323с.
7. Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004
8. Захарров М. Комментарий к новому пенсионному законодательству : постатейный комментарий к ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». – М., Проспект, 2002. – 334с.
9. Право социального обеспечения: сборник нормативных правовых актов. - М., 2002. – 350с.
[1] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 146.
[2] Борисова Н.Е. Трудовой (страховой) стаж и его социальное значение. – М.: Союз, 1999. – С. 18.
[3] Галкнео Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002. – С. 98.
[4] Борисова Н.Е. Трудовой (страховой) стаж и его социальное значение. – М.: Союз, 1999. – С. 23.
[5] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 146.
[6] Вихров Д. Страховой стаж и его значение в праве социального обеспечения.- Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 2001. – С. 5.
[7] Галкнео Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002. – С. 98.
[8] Галкнео Е., Ковалев В. Право социального обеспечения. – М., 2002. – С. 99
[9] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 149
[10] Вихров Д. Страховой стаж и его значение в праве социального обеспечения.- Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 2001. – С. 9.
[11] Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения. – М., 2004 – С. 149