Содержание
Введение............................................................................................................... 3
1. Предприятие и его продукция........................................................................ 4
2. Характеристики продукции и услуг............................................................... 6
3. Анализ рынка.................................................................................................. 7
4. План развития предприятия......................................................................... 11
5. Финансовый план.......................................................................................... 12
Заключение........................................................................................................ 18
Литература......................................................................................................... 19
Введение
В данном бизнес-плане приводятся обоснования эффективности организации производства на ЗАО "Уральские окна" выпуска металлопластиковых ограждающих конструкций с целью привлечения заемных средств для кредитования части затрат на технологическое оборудование и создание дополнительных рабочих мест. Ассортимент выпускаемой продукции - окна, двери, витражи и прочие металлопластиковые ограждающие строительные конструкции.
Технология производства фирмы SCHUCO International ФРП является самой прогрессивной в мире, экологически абсолютно чистой и не имеет аналогов на местном региональном рынке.
Сырьевая база производства на 100% обеспечивается единым поставщиком в соответствии с единым технологическим замыслом, что повышает надежность готовой продукции.
Планируемый объем выпуска готовой продукции -22.584м кв. в год на общую сумму 20,9 млн. рублей в год на основе действующих и проектируемых производственных мощностей.
Рынком сбыта готовой продукции являются деловые круги и население г. Челябинска и Челябинской области с уровнем доходов выше среднего.
Общая стоимость проекта по введению в строй и эксплуатации производственного комплекса фирмы по выпуску металлопластиковых ограждающих конструкций - 2,1 млн. рублей, из которых 0,7 млн. рублей - заемные средства (около 33%).
Персонал фирмы состоит из высококвалифицированных специалистов и находится в состоянии комплектации. Общая планируемая численность работающих -218 человек. Стоимость создания 1 рабочего места - 9,6 тыс. рублей, срок окупаемости создаваемых рабочих мест - 0,31 года (менее 4 месяцев).
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками вследствие обеспечения сквозного технологического процесса, а также эксклюзивным качеством готовой продукции.
1. Предприятие и его продукция
1.1. Сведения о предприятии
Инициатор проекта - закрытое акционерное общество "Уральские окна": зарегистрировано решением Регистрационной палаты администрации г. Челябинска.
Форма собственности - частная. Основной вид деятельности
-строительная деятельность.
Уставный фонд - 55 тыс. руб.
Учредители ЗАО "Уральские окна" - юридические и физические лица.
1.2. Инвестиционный замысел
Объекты инвестиций и источники финансовых средств. Для размещения цеха по производству металлопластиковых ограждающих конструкций ЗАО "Уральские окна" располагает арендуемыми производственными площадями на территории НАПО (в пределах черты города). Здание кирпичное, площадью 500 м кв., с пристройками, оснащено всеми необходимыми для производства коммуникациями: водоснабжением; канализацией; вентиляцией; отоплением от котельной; электропитанием. Имеются подъездные пути.
Технологическое оборудование, необходимое для производства металлопластиковых ограждающих конструкций, полностью поставляется из Германии в рамках соблюдения единой технологии. Поставщик - фирма SCHUCO International. Основная его часть уже смонтирована и будет введена в эксплуатацию к апрелю. С приобретением дополнительного оборудования линии по производству стеклопакетов, работа цеха будет организована по принципу сквозного технологического процесса, что обеспечит значительную экономию внутрипроизводственных издержек (15- 20%) и существенно повысит рентабельность производства (до 62%).
Для реализации инвестиционной программы ЗАО "Уральские окна" в связи с настоящим проектом потребуются дополнительные денежные средства в 2000 г. в объеме 2,1 млрд. рублей, что при достигнутом уровне доходности фирмы в базовый 1999 год потребует дополнительные кредитные ресурсы в объеме не менее 700 млн. руб. (см. таблицу 1).
Таблица 1 Объекты и направления инвестиций, тыс. руб.
Направления инвестиций |
Освоено на текущий момент |
Источники средств |
Сумма инвестиций, тыс. руб. |
|
|
|
Собств. |
Заемн. |
|
1. Аренда производственных помещений |
108000 |
- |
- |
108000 |
2. Приобретение оборудования: |
|
|
|
|
- основное оборудование цеха по производству металлических конструкций |
444000 |
|
- |
444000 |
- линия по производству стеклопакетов |
- |
434104 |
700000 |
1134104 |
3. Приобретение транспортных средств: |
|
|
|
|
- 2 а/м "Газель" |
- |
78000 |
- |
78000 |
4. Приобретение расходных материалов на 1 мес. работы |
259000 |
50400 |
- |
309400 |
5. Предпроизводственный ремонт помещения |
19000 |
- |
- |
19000 |
ИТОГИ |
830000 |
562504 |
700000 |
2092504 |
Процентное соотношение |
40 |
27 |
33 |
100 |
Из общей суммы инвестиций: основные фонды - 1.656.104 тыс. руб. (79%) |
Стоимость создания одного рабочего места составляет 9.599 тыс. руб. (из них 3.211 тыс. руб. - за счет средств Центра занятости). Количество создаваемых рабочих мест -218.
2. Характеристики продукции и услуг
Металлопластиковые ограждающие строительные конструкции - одна из относительных новинок Челябинского рынка, сразу завоевавшая большую популярность среди бизнесменов и наиболее обеспеченного населения города.
Продукция, планируемая к выпуску ЗАО "Уральские окна" в связи с настоящим проектом, включает в себя все виды металлопластиковых ограждающих конструкций, изготавливаемых и монтируемых на заказ.
Номенклатура продукции: оконные и дверные рамы, витражи, витрины, офисные перегородки, зимние сады, теплые крыши, теплицы и т.п.
Продукция ЗАО "Уральские окна" будет изготавливаться на основе профиля, прошедшего сертификацию по европейскому стандарту (единственный подобный факт на местном рынке), что гарантирует эксклюзивное, недоступное остальным субъектам местного рынка, качество готовых изделий по следующим позициям:
1) морозоустойчивость;
2) защита от ультрафиолетового излучения;
3) неразрушение озонового слоя;
4) экологичность (100%-ное отсутствие канцерогенных свойств).
В связи с этим положительный эффект бизнеса достигается по следующим позициям:
1. ЗАО "Уральские окна" фактически становится удаленным технологическим участком немецкой фирмы-производителя (которая уже имеет 12,5 тыс. таких участков по всему миру), что гарантирует единство технологии и всего производственного замысла в целом.
2. Происходит значительная экономия транспортных издержек (100- 200%) по сравнению с другими фирмами, вовлеченными в рассматриваемую сферу деятельности, и имеющими до 40 поставщиков.
3. Заимствование прогрессивной технологии не только производства, но и складирования, когда сырье закупается не впрок, а под конкретный заказ. Как следствие, сокращаются и таможенные расходы, производственные запасы и незавершенное производство.
В целях унификации стоимостных характеристик всего ассортиментного разнообразия ЗАО "Уральские окна", в настоящем бизнес-плане вводится - в качестве базового показателя объема производства - понятие условной единицы продукции, за которую условно принимается окно с 2-мя степенями открывания размером 1м * 1м, имеющее среднюю цену реализации 925руб./м кв.
Данный показатель является интегральным, учитывающим интенсивность покупательского спроса и разброс цен на разные виды продукции, в зависимости от конкретных условий заказа (на основании внутренней статистики других фирм города в 1996 г.).
3. Анализ рынка
3.1. Состояние рынка сбыта продукции
ЗАО "Уральские окна" планирует реализовывать свою продукцию на региональном рынке, емкость которого позволяет осуществить интервенцию с целью закрепления на управляемом сегменте рынка. В 1998г. объем продаж металлопластиковых ограждающих конструкций в г. Челябинске составил около 65.000 усл. ед. продукции/год.
Планируемый ЗАО "Уральские окна" объем производства - 22.584 м.кв. в год. Таким образом, с учетом деятельности ЗАО "Уральские окна", общий объем продаж металлических ограждающих конструкций на Челябинском рынке в ближайшем будущем составит около 88 тыс. м в год, что означает, что фирма претендует на долю местного рынка в размере 25,7% . Насколько реально для ЗАО "Уральские окна" занять эту рыночную нишу и закрепиться на ней, и каковы резервы рыночного спроса на металлопластиковые ограждающие конструкции?
Наблюдаемые в Челябинской области стабильные тенденции роста объемов высоко комфортного частного строительства (до 7% год) и ежегодное увеличение спроса на коммерческую (офисную) недвижимость (до 11 % в год) и связанные с этим услуги на евроремонт помещений - предопределяют стабильный рост спроса на металлопластиковые ограждающие строительные конструкции. По предварительным оценкам, в 2000 г. объем спроса на эту продукцию составит не менее 95- 100 млн. руб.
При наличии не менее 4 крупных конкурирующих в данной сфере производства фирм, и ввиду элитности самой продукции, когда фактор качества играет для потребителя даже большую роль, чем цена, - потребитель отдаст предпочтение наиболее качественной, наиболее экологически безопасной продукции, а более привлекательная по сравнению с конкурентами цена окажется решающим фактором в процессе принятия решения.
3.2. Конкурентный анализ
На рынке г. Челябинска, где ЗАО "Уральские окна" предполагает реализовывать свою продукцию в первую очередь, уже работают следующие конкуренты:
· Фирма "БФК" - крупнейший производитель металлопластиковых конструкций на местном рынке (около 16 млн. руб. в год).
· Фирма "НовоЛит" (около 13 млрд. руб. в год).
· Фирма "Профиль" (около 9 млрд. руб. в год).
· Фирма "Интерпласт" (около 8 млн. руб. в год).
· Фирма "Юнако" (около. 5 млн. руб. в год).
· Прочие более мелкие фирмы с совокупным оборотом около 9 млрд. руб. в год.
Общие черты, характерные для абсолютно всех фирм, действующих на рынке металлопластиковых конструкций:
· одинаковая номенклатура оборудования;
· одинаковая максимальная мощность этого оборудования.
Одно из главных различий между конкурентами - качество используемого оборудования и технологии. Так, незначительно представленные на местном рынке польская и российская технологии уже почти изжили себя и не выдерживают конкуренции по причине низкого качества при высокой себестоимости изделий. Наиболее распространенная технология немецкой фирмы ALUPLAST также уже морально устаревает и не обеспечивает тех высоких характеристик качества, которые уже достигнуты другой немецкой фирмой SCHUCO International, представляющей на мировом рынке действительно последнее слово технического прогресса.
Кроме того, никто из конкурентов не использует принцип единства поставок. Преобладает стремление приобрести комплектующие у разных фирм по более низким ценам. Это, во-первых, сильно отражается на транспортных издержках. Во-вторых, что самое главное, отсутствие единого поставщика не позволяет достигнуть единой технологии и создает вероятность несовпадения технических и иных параметров комплектующих изделий от разных поставщиков, что существенно ухудшает качество готовых изделий у подобных фирм.
Отличительной особенностью ЗАО "Уральские окна", как уже отмечалось, является именно единство поставок. Закупленное оборудование, представляющее собой автоматизированные сборочные места, предназначено для обработки только тех комплектующих изделий, технические и иные параметры которых отвечают строго определенным стандартам, гарантирующим исключительное качество готовой продукции.
Поэтому закупка у одной и той же фирмы не только производственного оборудования, но и всего комплекта комплектующих и расходных материалов является идеальным сочетанием с точки зрения гарантии качества.
ЗАО "Уральские окна" также - единственное предприятие, самостоятельно осуществляющее монтаж своей продукции (как неотъемлемую часть технологического процесса). Остальные фирмы привлекают сторонние организации для монтажа, что в итоге снижает его качество и сказывается на издержках производства в сторону увеличения.
Таким образом, что касается качества готовой продукции и услуг, то ЗАО "Уральские окна" является несомненным лидером в этой области.
В плане цен у ЗАО "Уральские окна" также не будет серьезных конкурентов, так как средняя отпускная цена 1 м кв. условной продукции ЗАО "Уральские окна" - 925 руб./м.кв., а минимальная отпускная цена ближайшего конкурента - 1.026 руб./м.кв.
В плане гибкости реагирования на покупательские потребности, на конкретное желание заказчика, ЗАО "Уральские окна" также имеет неоспоримые преимущества. Наличие собственного производства стеклопакетов (основного комплектующего элемента) и возможность выбора из 16,5 тыс. наименований комплектующих изделий позволяют быстро откликаться на любые требования рынка.
3. 3. Анализ рынка ресурсов
Для производства металлопластиковых ограждающих строительных конструкций требуются следующие основные комплектующие материалы.
1. Пластиковый профиль.
2. Металлопрокат.
3. Стекло.
4. Запорная арматура.
5. Фурнитура.
6. Расходные материалы.
Общая номенклатура комплектующих изделий, классифицируемых в вышеуказанные группы, превышает, как уже упоминалось, 16,5 тыс. наименований, что обеспечивает быстроту и гибкость реагирования на запросы потребителей. Поставка всех материалов будет осуществляться из ФРГ автотранспортом на условиях Челябинска. Поставщик - SCHUCO International. Гарантия стабильности поставок - 100%, первая партия на общую сумму 259 млн. руб. уже поставлена.
Принцип последующих поставок - "под заказ". Этот способ поставок считается в данной сфере производства наиболее прогрессивным и экономичным (складские помещения не затовариваются, не остается неликвидных остатков, которые невозможно отправить обратно в ФРГ по причине взимания заново таможенных платежей).
3.4. Маркетинговая стратегия и обоснование цены
На основании фактов, изложенных в п. 2.3 "Характеристика продукции" изделия ЗАО "Уральские окна" обладают самыми высокими на местном рынке характеристиками качества, а относительно низкая себестоимость продукции (благодаря значительному снижению внутрипроизводственных издержек) позволит установить отпускные цены на 15- 20% ниже среднерыночных. Как следует из анализа рынка сбыта продукции, только такое сочетание качественных и стоимостных характеристик продукции позволит новому субъекту рынка обеспечить себе гарантированный сбыт.
Таким образом, маркетинговой стратегией ЗАО "Уральские окна" является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества изделий. В связи с этим фирма сможет не только занять планируемую нишу на региональном рынке (27,5%), но и закрепиться на ней, обеспечив себе стаоильный гарантированный сбыт.
Существующий разброс цен на металлопластиковые конструкции - от 1.026 руб./м кв. до 2.280 руб./м кв. Точно так же велики качественные различия между продукцией разных фирм и условиями заказов.
Для того, чтобы конкурировать с минимальной ценой 1.026 руб./м кв., ЗАО "Уральские окна" планирует установить минимальную отпускную цену (наиболее простой вариант заказа) - не более 860 руб./м кв. А _средняя отпускная цена 1м кв. условной продукции составит 925 руб./м кв., что существенно ниже принятой практики. Данная цена позволит предприятию работать с рентабельностью не менее 60% (см. бюджет по прибыли в п.6), следовательно, экономически обоснована.
Большой опыт предприятия в строительной деятельности, назначение на руководящие должности квалифицированных и уже зарекомендовавших себя специалистов и тщательный отбор претендентов на рабочие места - все это является дополнительным существенным фактором успеха бизнеса.
Одним из основных способов продвижения товара на рынок будет реклама - самый мощный стимулятор спроса. ЗАО "Уральские окна" планирует использовать следующие каналы распространения рекламы:
· две рекламные растяжки на центральных улицах города в течение 6 месяцев. Стоимость размещения одной рекламной растяжки составляет $1000. Затраты на этот вид рекламы составят: 2х$1000х5,7 руб.х6 = 68.400 руб. в год. реклама в газете "ВА-БАНК": 1/4 газетной полосы 4 раза в месяц. Затраты на этот вид рекламы составят: в месяц: 15.000 руб. в мес. ; в год: 180.000 руб. в год без учета скидки; в год с учетом скидки: 150.000 руб. в год;
· рекламный ролик на телевидении ("1 канал "): 10 сек. х З раза/день = 0,5 мин. в день изготовление ролика - 1.800 руб. прокат ролика - 1.000 руб. за 1 мин. в день: 500 руб. месяц: 500 руб.х 30 = 15.000 руб. в мес. в год: 15.000 руб.х 12 = 180.000 руб. в год без учета скидки в год с учетом скидки: 100.000 руб. в год.
ИТОГО: рекламные расходы - 288.400 руб. в год
* Стратегия рекламной кампании.
В течение первого месяца планируется сформировать у потенциальных потребителей мнение о товаре и фирме, в связи с чем в этот период целесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, т.е. рекламные объявления будут выходить наиболее часто. Затем в течение всего года необходимо постоянно поддерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, в связи с чем реклама будет появляться постоянно, но немного реже.
4. План развития предприятия
Ввод в строй цеха по производству металлопластиковых ограждающих конструкций ожидается 01.04.2000 г. , а через 1 месяц (01.05.2000) будет смонтирована и введена в строй и линия по производству стеклопакетов. В течение апреля стеклопакеты будут закупаться на местном рынке по среднерыночной цене $56/м кв.
Таблица 2
Операционный график инвестиционного периода
Наименование мероприятия |
1999 год |
|||||||||
|
Февр. Дек. |
Mapт |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
0кт. |
Нояб. |
Предпроизводственный ремонт помещения |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поставка и монтаж основного оборудования |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обучение персонала |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кредитование |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Ввод цеха в строй и эксплуатация на 50% мощности |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Поставка и монтаж линии по производству стеклопакетов |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Выход на мощность 60% |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
Выход на мощность 70% |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Выход на мощность 80% |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
Выход на мощность 90% |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
Выход на мощность 100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+4 |
Окончательный расчет с Центром занятости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
* К концу инвестиционного периода (декабрь 2000 г.) предприятие полностью рассчитается с Центром занятости.
5. Финансовый план
5.1. Расчет объема выпуска продукции
Таблица 3 Планируемое рабочее расписание
Режим работы |
3 смены |
Коэффициент сменности |
2,8 |
Продолжительность рабочего дня (смены) |
8 часов |
Фонд рабочего времени в месяц |
21 день |
Расчетная производительность цеха после выхода завода на полную мощность[1] : 32 м кв. в смену
- в месяц: 32х2,8х21 = 1882 м кв. в мес.
- в год: 22.584 м кв. в год
Таблица 4 Предполагаемый объем продаж в 2000г. (м. кв.)
|
2000г. |
|
|
|
||||||
Апр. |
Май. |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Всего |
|
Готовая продукция, м. кв. |
941 |
941 |
1129 |
1129 |
1317 |
1506 |
1694 |
1694 |
1882 |
12233 |
Процент использования мощности |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
80 |
90 |
90 |
100 |
|
Полное освоение мощностей планируется к концу 2000 года а до тех пор будет происходить постепенное наращивание мощности, начиная с апреля 1997 г.
5.2. Расчет объема оборота предприятия в стоимостном выражении (при полной (100%) загрузке мощности)
Розничная отпускная цена условной единицы продукции - 925 руб./м кв.;
Объем выпуска продукции в месяц - 1.882 м кв. в мес. Объем оборота предприятия в стоимостном выражении:
- в месяц: 1.882х925 = 1.740.850 руб./мес.;
- год: 20.890.200 руб./год.
5.3. Расчет стоимости закупаемого оборудования
Стоимость оборудования , DM 286.000 (включая стоимость шеф-монтажа) Стоимость оборудования составит 1.029.600 руб.
286.000х3600 = 1.029.600 руб.
Таможенная пошлина составляет 10%, или 102.960 тыс. руб. Сбор за таможенное оформление 0,15%, - 1.544 тыс. руб.
ИТОГО затраты на оборудование составят - 1.134.104 руб.
5.4. Расчет издержек производства
Стоимость материалов, необходимых для изготовления стеклопакетов
Расход, цена единицы материала, материальные затраты (в руб.) из расчета на одну усл. единицу продукции (м кв.):
· стекло (Ц=30 руб./м кв.): норма расхода - 2м кв./м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 60 руб.;
· обечайка (Ц=9 руб./м.погон.): норма расхода - 4 м кв./м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 36 руб.;
· бутил (Ц=30 руб./кг): норма расхода - 0,1 кг/м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 3 руб.;
· прочие расходные материалы: стоимость расхода на условную единицу - 4 руб.
Итого материальные затраты на производство одного м кв. стеклопакета -103 руб.
Стоимость материалов, необходимых для производства металлопластиковых ограждающих конструкций (кроме стоимости стеклопакетов)
è пластиковый профиль (Ц= 18 руб./м. пог. ), норма расхода -0,5 м пог. /м кв.; стоимость расхода на усл. ед. - 9 руб.;
è металлопрокат (Ц= 29 руб./м. пог. ), норма расхода -1,0м пог. /м кв.; стоимость на усл. ед. - 29 руб.;
è фурнитура, запорная арматура и другие расходные материалы - стоимость расхода на одну усл. ед.- 36 руб.
Итого: 74 руб./м кв.
ВСЕГО суммарные материальные затраты на одну усл. ед. продукции -177 руб.[2]
Затраты на материалы:
è в месяц: 177х1.882 = 333.114 руб./мес;
è в год: 3.997.368 руб./год.
Затраты на оплату труда
Среднемесячные оклады:
è работник АУ - 480,0 руб.;
è основные рабочие - 450,0 руб.;
è вспомогательные рабочие и охрана - 400,0 руб.;
è уборщики - 350,0 руб.
Число работающих:
Рабочие цеха по производству стеклопакетов: всего в одну смену - 30 чел.; в 3 смены- 90 чел.
Рабочие вспомогательные: всего в одну смену - 35 человек; в 3 смены- 90 человек
Аппарат управления: 11 человек
Охрана и уборщики: 12 человек
ИТОГО ПО ЦЕХУ: 218 человек
Расчет месячного фонда з/п ( руб.)
Таблица 5
Персонал |
Численность |
З/п в мес. |
Фонд з/п в мес. |
Основные рабочие |
141 |
450 |
63450 |
Вспомогательны е рабочие |
54 |
400 |
21600 |
АУ |
11 |
480 |
5280 |
Охрана |
6 |
400 |
2400 |
Уборщики |
6 |
350 |
2100 |
|
218 |
|
94830 |
Затраты на топливо и энергию
· энергопотребление - 60 кВт/ч;
· стоимость 1 кВт/с - 0.426 руб.;
· фонд рабочего времени в сутки - 21 час;
· месячный фонд рабочего времени в часах - 437 час.
Издержки на энергию в месяц: 437х60х0.426 = 11.188 руб./мес.
Издержки на энергию в год: 134.256 руб./год
· потребление топлива в год (котельная) - 5 тонн;
· стоимость топлива за 1 т- 360 руб. Издержки на топливо в месяц (среднегодовые): 150 руб./мес.
Издержки на топливо в год: 1.800 тыс. руб./год.
ВСЕГО затраты на топливо и энергию: в месяц: 11.338 руб.; в год: 136.056 руб.
Затраты на услуги связи (10% от ФОТ АУ).
в месяц: 5.280х0,1 = 528 руб.; в год: 6.336 руб.
Амортизация
Стоимость собственных основных средств:
· закупаемая линия: 1.134.104 руб.;
· установленное оборудование - 444.000 руб.;
· транспорт- 78.000 руб.;
· норма амортизации - 5% в год
Амортизационные отчисления:
год: (1.134.104+ 444.000 + 78.000)x0,05 = 82.855 руб.; в месяц: 6.905 руб./мес.
Расходы на рекламу
в год: 288.400 руб.; в месяц - 24.033 руб.
Транспортные (эксплуатационные) расходы (2% от объема оборота):
в год: 34.817 руб.; в месяц: 2.901 руб.
Аренда помещений
площадь - 500 м кв.; ставка - 24 руб./м кв./ мес.. Арендная плата: в месяц: 12.000 руб.; в год: 144.000 руб.
Проценты по кредиту
* сумма кредитования - 700.000 руб.; * процентная ставка - 12% годовых. Финансовые издержки: * в год: 700х0,12 = 84.000 руб.; * в месяц: 7.000 руб./мес.
ИТОГО постоянные издержки = 177+ 94830+11.338+528+6.905+24.033+2901+12.000+7000 = 159712 руб./мес.
5.5. График погашения кредитных средств
Финансовый план инвестиционного проекта отражает динамику поступления и расходования денежных средств фирмы при поэтапном (помесячном) наращивании мощности производства и реализации.
Накопление массы чистой прибыли по месяцам наращивания производственной мощности отражается в строке 3.1 "Финансового плана" (табл. 6).
График погашения кредита и выплат процентов по нему приведен в строках 2.5, 2.7 "Финансового плана" (табл.6).
Таблица 6 Финансовый план (план денежных поступлений и выплат в 2000 г. )
Показатели |
Динамика показателей по инвестиционным периодам (тыс. руб.) |
|||||||||
Периоды |
апр. |
май |
июнь |
июль |
авг. |
сент. |
опт. |
нояб. |
дек. |
|
Мощность, (%) |
50 |
50 |
60 |
60 |
70 |
80 |
90 |
90 |
100 |
|
1. Поступления |
1570 |
870 |
1045 |
1045 |
1219 |
1393 |
1567 |
1567 |
1741 |
|
1.1. Выручка от реализации |
870 |
870 |
1045 |
1045 |
1219 |
1393 |
1567 |
1567 |
1741 |
|
1.2. Внереализационные доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.3. Кредит |
700 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2. Платежи |
2003 |
667 |
770 |
771 |
874 |
977 |
1081 |
1081 |
1885 |
|
2.1. Переменные издержки |
465 |
261 |
295 |
295 |
328 |
361 |
394 |
394 |
427 |
|
2.2.Постоянные издержки |
47 |
47 |
47 |
47 |
47 |
47 |
47 |
47 |
47 |
|
2.3. Закупка оборудования и транспорта |
1212 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4.Предпроиз-водственный ремонт |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. Проценты |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
|
2.6. Налоги и сборы*) |
252 |
351 |
421 |
422 |
492 |
562 |
632 |
632 |
702 |
|
2.7. Возврат кредита |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
700 |
|
3. Баланс платежей и поступлений |
-432 |
+203 |
+273 |
+273 |
+345 |
+421 |
+486 |
+486 |
-144 |
|
3.1. То же нарастающим итогом |
-432 |
-229 |
+45 |
+319 |
+664 |
+1085 |
+1570 |
+2055 |
+1912 |
|
*) Налоги и сборы при полной загрузке мощностей: |
||||||||||
|
в месяц |
в год |
||||||||
НДС |
233224 |
2798688 |
||||||||
Местные налога и сборы |
132460 |
1589520 |
||||||||
Отчисления от ФОТ |
37458 |
449495 |
||||||||
Налог на прибыль |
299417 |
6686365 |
||||||||
Итого |
707559 |
11524068 |
||||||||
5.6. Анализ рисков и оценка экономического эффекта
На момент погашения кредита (декабрь 2000 г.) запас надежности предприятия составит:
1.912,0 : 700,0 - 2,73, что сводит банковский риск до вполне приемлемого уровня: 1 : 2,73х100% = 36,6%
Коммерческий риск фирмы оценивается вероятностью потери оборотных средств в прогнозируемой точке безубыточного оборота (октябрь 1998 г.): 1.081,0: 1.567,0х 100% = 69%, что говорит о необходимости воздержаться от расчетов с банком в октябре, хотя накопленной суммы прибыли уже было бы достаточно.
Рентабельность деятельности фирмы на момент выплаты кредита составляет: (556,0 : 1.850,0)х 100% = 46,9%. Рентабельность инвестиций: 1.912,0 : 2.100,0 = 0,91. Срок окупаемости кредитных средств: 700,0 : 1.912,0 = 0,366 года.
5.7.Расчет точки безубыточности
Постоянные издержки = 159712 руб./мес.
Цена = 925 руб./м кв.;
Переменные издержки на 1 ед. = 707559
Объем выпуска продукции в месяц - 1.882 м кв. в мес.
Точка безубыточности продукции = ==193
Величина точки безубыточности равна 193 кв. м. окна, т. е. нам необходимо осуществлять выпуск 193 окон размером 1м * 1м в месяц, после этого наше предприятие станет получать прибыль.
5.8.Дисконтирование доходов
Современная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и срока, периода дисконтирования. Наше предприятие планируете через 2 года приобрести или построить производственные площади, в данное время арендуемые, на что потребуется 20 тыс руб. Определим денежный эквивалет этих будущих затрат в настоящее время, исходя из того, что нынешние деньги вы поместили в банк, выплачивающий 30% годовых. Тогда ваша сумма за 2 года увеличится в 1,3х1,3=1,69 раза. Это и есть дисконтирующий множитель, или коэффициент дисконта. Так, что нынешний эквивалент будущей суммы в 20 тыс. руб составляет 20 : 1,69=11,8 тыс. руб. Таковы будущие затраты, дисконтированные к настоящему периоду.
Заключение
Данный бизнес-план разработан с целью обоснования своевременности и полноты возврата кредитных средств и платежей по кредиту за счет накопления чистой прибыли предприятия от реализации своих услуг пропорционально наращиванию мощности производства по месяцам инвестиционного периода.
Позитивным фактором для кредитора является двукратное превышение суммы собственных вложений инициатора проекта над заемными средствами, а также высокая устойчивость проекта.
При прочих равных условиях и факторах рыночного риска, прогнозируемая рентабельность проекта достаточна для накопления необходимой массы прибыли в сжатые инвестиционные сроки, своевременного расчета с банком и образования необходимого фонда развития и потребления фирмы на конец инвестиционного периода.
ЗАО "Уральские окна" - единственное предприятие, самостоятельно осуществляющее монтаж своей продукции (как неотъемлемую часть технологического процесса). Остальные фирмы привлекают сторонние организации для монтажа, что в итоге снижает его качество и сказывается на издержках производства в сторону увеличения.
Таким образом, что касается качества готовой продукции и услуг, то ЗАО "Уральские окна" является несомненным лидером в этой области.
В плане цен у ЗАО "Уральские окна" также не будет серьезных конкурентов, так как средняя отпускная цена 1 м кв. условной продукции ЗАО "Уральские окна" - 925 руб./м.кв., а минимальная отпускная цена ближайшего конкурента - 1.026 руб./м.кв.
Финансовую устойчивость фирма приобретает в октябре 2000 г. , когда накопленной суммы прибыли достаточно для погашения кредитных средств и обеспечения устойчивости приблизительно 40 - 50%, что признается хорошим показателем деятельности.
С целью обеспечения запаса надежности фирмы в конце инвестиционного периода, погашение кредита осуществляется в декабре 2000г. Остаток чистой прибыли после расчета с банком составит при этом 1.912 тыс.руб., что в 2,7 раза перекрывает объем заемных средств и характеризует высокую устойчивость проекта.
Исследуя точку безубыточности, было выяснено, что ЗАО "Уральские окна" необходимо осуществлять выпуск 193 окон размером 1м * 1м в месяц, после этого наше предприятие станет получать прибыль. До этого весь проект считается безубыточным.
Вышеприведенные экономические и финансовые характеристики проекта служат гарантом социальной защищенности граждан, размещенных на вновь образуемых рабочих местах ЗАО "Уральские окна".
Литература
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху/Пер. с англ. М.: Дело ЛТД. 1995.
4. Бизнес-план. Методические материалы/Под ред. проф. Р.Г. Маниловского. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 1995.
5. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов/Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, изд. объединение "ЮНИТИ", 1997.
6. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. МП "ИТЕМ" ЛТД "Юнайтед Лондон Трейд Лимитед" (Москва - Лондон). Киев, 1995.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. М.: Юридическая литература, 1995.
8. Грибачев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб.: Белл, 1994.
9. Друкер Н.П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. / Пер. с англ. М. 1992.
10. Индрисов А. Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: 1996.
[1] Примечание: условной единицей продукции, как уже упоминалось унифицированно принимается окно с двумя степенями открывания размером 1 м х 1 м.
[2] Материальные затраты в апреле составят: $56х5.7 + 74,000 = 393,2 руб./м кв. в месяц: 393,2х941 = 370.001 руб./м кв.