Уважаемый председатель государственной комиссии, уважаемые члены комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломное исследование на тему: «Влияние внешней и внутренней среды организации на выбор стратегии ее развития».

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, перед любой фирмой всегда будет стоять вопрос – «Что делать дальше? Как развиваться?» – это и есть вопрос стратегического развития фирмы; с другой стороны, чем как ни внешней и внутренней средой может определяться стратегия развития фирмы? Значит, представляется вполне логичным рассмотрение внешней и внутренней среды организации как этапа ее стратегического развития; при этом на любом этапе развития экономики как науки и на любом этапе развития экономической системы государства всегда будут оставаться актуальными вопросы стратегического развития фирмы.

Целью настоящей дипломной работы является проследить влияние внешней и внутренней среды организации на выбор стратегии развития этой организации.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

1. теоретически описываются элементы внешней и внутренней сред организации;

2. приводится методология оценки внешней и внутренней сред организации;

3. даются теоретические основы анализа внешней и внутренней сред организации как этапа выбора стратегии развития фирмы;

4. Описывается процесс применения инструментов системного анализа для выбора стратегии развития организации;

5. На примере конкретной транспортной фирмы – ООО «Экспресс» – показывается выбор стратегии развития организации по результатам анализа внешней и внутренней сред этой организации.

6. Рассчитывается экономическая эффективность внедрения выбранной стратегии развития ООО «Экспресс».

Объектом исследования является фирма ООО «Экспресс», оказывающая услуги по грузоперевозкам населения и услуг производственного характера по антикоррозийному покрытию кузовов автомобилей.

Предметом исследования является влияние внешней и внутренней среды организации на выбор стратегии ее развития.

Теоретической базой дипломного исследования являлось:

– определения внешней и внутренней среды организации;

– разбиение факторов внешней и внутренней среды на факторы прямого и косвенного воздействия;

– рассмотрение основных этапов стратегического планирования, таких как распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; осознание организационных стратегий; ограниченный рост; рост;  сокращение; сочетание ряда стратегий;

– применение таких методов анализа внешней и внутренней среды организации, как SWOT-анализ, SNW-анализ как усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон; PEST-анализ внешних факторов; БГК-модель (БКГ-матрица) анализа среды организации; модель МакКинзи (матрица МакКинзи) анализа внешней среды;

– при формулировании стратегии развития фирмы использовалась методология системного анализа, которая заключается в следующем:

1. На основании предварительного анализа проблемы формулируются список стратегий развития, приводящих к устранению проблемы. Этот предварительный список принято в системном анализе называть деревом целей.

2. Далее на основании анкетного опроса экспертов из предварительного списка стратегий выделяем наиболее приемлемые – обработка результатов анкетирования дает коэффициенты относительной предпочтительности стратегий.

3. После подсчетов коэффициентов важности список стратегий можно расположить (ранжировать) по степени важности. Такой ранжированный список стратегий в системном анализе принято называть деревом решений.

4. После построения дерева решений производится подсчет экономической эффективности внедряемых стратегий (решений).

 Итак, перейдем к предмету дипломного исследования, а именно к рассмотрению является влияния внешней и внутренней среды предприятия ООО «Экспресс» на выбор стратегии ее развития.

ООО «Экспресс» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобрело с даты регистрации. Общество имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, счета в банке. Общество осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования, всецело отвечает за результаты своей деятельности и выполнения обязательств перед заказчиками, бюджетом и банками. Основным видом деятельности предприятия являются: оказание транспортных услуг по перевозке грузов и ремонтно-техническое обслуживание автотранспорта.

На Листе 1 раздаточного материала показана динамика прибыли и себестоимости оказываемых услуг в динамике за три года. Основными финансовыми результатами деятельности фирмы является то, что при довольно низкой рентабельности финансовой деятельности общества приходится отметить еще и тенденцию к снижению суммы прибыли. Так, в 2003 году сумма прибыли снизилась по отношению к 2001 году на 120 тыс. руб., по отношению к 2002 году – на 22 тыс. руб.

Результаты анализа внешней и внутренней среды организации дали следующие результаты:

1) Оргструктура предприятия построена по линейно-функциональному принципу. Эта структура в современном менеджменте признается как одна из наименее эффективных. Так, например, адаптационные оргструктуры могли бы приводить к лучшим финансовым результатам организации; однако, при современном достаточно слабом маркетинге в ООО «Экспресс» линейно-функциоеальная структура является оптимальной и будет оставаться таковой в обозримом будущем.

2) Касательно кадровой политики – продвижение персонала идет в соответствии с умением работать в коллективе; философия предприятия сводится к здоровой конкуренции среди работников, которая позволяет им делать работу предприятия более эффективной.

3) Сильные стороны (конкурентные преимущества) положения предприятия на рынке следующие: оргструктура предприятия, отвечающая целям деятельности; сильные менеджеры у руководства; налаженные каналы сбыта; квалифицированный персонал.

4) Слабые стороны положения предприятия на рынке транспортных услуг: недостаток собственных средств для расширения деятельности; недостаточно сильная мотивация персонала; сверхнормативная загруженность некоторых служб предприятия.

Для положения предприятия на рынке транспортных услуг по БКГ-модели (лист 1 раздаточного материала) наиболее подходит характеристика «собаки»: ООО «Экспресс» находится бизнес-области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях. Поток денежной наличности в этих областях бизнеса обычно очень незначительный, а чаще даже отрицательный. Любой шаг организации в направлении получить большую долю рынка однозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Только мастерство менеджера может помочь организации удерживать такие позиции бизнес-области.

Ввиду необходимости поправить такое положение фирмы на рынке руководство ООО «Экспресс» в 2005-2006 годах планирует реализовать инвестиционный проект продвижения транспортных услуг с привлечением банковского кредита. Основная стратегия развития, выбранная для реализации проекта – стратегия сохранения. Конкретизируем и детализируем выбранную стратегию развития ООО «Экспресс».

Производственной и коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разбиение всего инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов - по одному календарному кварталу в каждом.

Финансовый план инвестиционного проекта представлен на листе 2 раздаточного материала. В соответствии с Финансовым планом накопление денежных средств, достаточных для погашения кредита в 995 тыс. руб., наступает в четвертом инвестиционном периоде, однако для сохранения запаса финансовой устойчивости предприятия целесообразно график погашения кредита продлить на пятый инвестиционный период, т.е. на 15 месяцев с момента кредитования. На шестом инвестиционном периоде (17-18 месяцев с момента кредитования) предприятие по уровню накопленных средств (1676,0 тыс. руб.) выходит на величину стоимости инвестиционного проекта (т.е. свыше 1605,35 тыс. руб.), что и предопределяет срок окупаемости проекта - менее 1,5 года.

Основная проблема, которая выявилась при расчете основных показателей бизнес-плана рассматриваемого проекта – его низкая рентабельность. Приступим к разработке мероприятий по повышению рентабельности рассматриваемого проекта оказания услуг по грузоперевозкам населению и антикоррозийному покрытию автомобилей на базе ООО «Экспресс». Поиск путей устранения обозначенной проблемы будем проводить  методами системного анализа.

В терминах системного анализа можно главную цель развития фирмы обозначить как повышение рентабельности проекта, а в качестве подцелей принять реализации перечисленных стратегий развития как способов достижения главной цели. Цели и подцели развития графически объединяются в схему, называемую деревом целей (лист 3 раздаточного материала). Так, главная цель – повышение рентабельности проекта – может быть достигнута путем: завоевания доверия потребителей надежностью и низкими ценами на услуги, т.е. путем реализации стратегии завоевания объемов рынка сбыта (увеличение объемов сбыта); снижения расходы на материалы, сырье и комплектующие за счет переоснащения парка действующего автопарка и производственного оборудования, т.е. путем реализации стратегии снижения издержек; «стеснения» конкурентов путем их концентрации на конкретном виде услуг, т.е. путем реализации стратегии завоевания новых ниш рынка сбыта.

В результат экспертного опроса сотрудников фирмы и приглашенных консультантов были получены возможные пути постижения поставленной цели – выработано «дерево решений» (лист 3), которое предполагает следующие варианты выбора стратегии фирмы, которые подвергались экспертному анализу.

После проведения всех процедур системного анализа выбирается стратегия развития ООО «Экспресс»: придерживаться стратегии сохранения  позиций на рынке и умеренного роста с проведением мероприятий для снижения расходов материалов путем перевода всего автопарка предприятия на газовое топливо. По техническим характеристикам, использование газового топлива позволит на 5-7% уменьшить норму его расхода сырья на единицу расстояния грузоперевозок.

Итак, для рассматриваемого предприятия ООО «Экспресс» экономическая среда (внешние и внутренние факторы), в которой предприятию приходится вести коммерческую деятельность, располагает не столько к развитию, сколько к выживанию предприятия. Однако для ООО «Экспресс» ситуация не настолько плачевна: инвестиции привлечены, на основе влияния внешней и внутренней среды организации разработана стратегия, позволяющая не только выжить предприятию, но и повысить рентабельность своей деятельности. Здесь можно сделать основной вывод по выбору стратегии развития ООО «Экспресс».

Рассматриваемому предприятию ООО «Эспресс» необходимо придерживаться, по терминологии Игоря Ансоффа, начальной стратегии.

Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность своей деятельности. Под эффективностью деятельности в настоящей работе понималась рентабельность деятельности рассматриваемого – это одна из основных характеристик начальной стратегии развития ООО «Экспресс»: в работе было показано, что оптимальной стратегией развития ООО «Экспресс» является повышение рентабельности реализуемого на предприятии проекта путем снижения внутрипроизводственных издержек. На сей счет на предприятии разработан даже тактический план реализации этой стратегии – перевод автопарка фирмы с бензинового на газовое топливо.

Еще одной характеристикой начальной стратегии для ООО «Экспресс» является то, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве и сбыте услуг, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами по погашению кредита и отсутствием достаточного уровня доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии роста как к следующему этапу развития фирмы ООО «Экспресс».









 
ЛИСТ 1

Финансовые результаты ООО «Экспресс», тыс. руб.

 

Показатели

Годы

2001

2002

2003

 

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

Себестоимость реализации продукции, работ, услуг

48 892


47 474


51 852


50 532

52 224


50 926

 

Прибыль от производственно-хозяйственной деятельности

1 418

1 320

1 298


 


Характеристика ООО «Экспресс» по БКГ-модели



 
ЛИСТ 2

Финансовый план (план движения денежных потоков по инвестиционным периодам), тыс. руб.

Показатели

Динамика денежных потоков по инвестиционным периодам

Периоды

2005

2006

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

Процент освоения мощности

 

55%

75%

100%

100%

100%

I.ПОСТУПЛЕНИЯ

1480

9923

11384

1846

81846

1846

1.Выручка от реализации

 

923

1384

1846

1846

1846

2. Внереализационные доходы

345

 

 

 

 

 

3.Доходы от иной деятельности

140

 

 

 

 

 

4. Кредит

995

 

 

 

 

 

II. ПЛАТЕЖИ

1655

6661

9916

11870

11431

11121

1.Переменные издержки

 

4407

6610

8814

8814

814

2.Постоянные издержки

 

1103

1103

1103

1103

103

3.Закупка оборудования

9995

 

 

 

 

 

4.Расчеты с подрядчиками

2225

 

 

 

 

 

5.Расчеты с поставщиками материалов на первоначальный запас

3385

 

 

 

 

 

6.Налоги и сборы всего

 

886

1129

1172

1172

172

7.Плата по процентам

550

449

550

449

115

 

8.Зарплата с прибыли

 

116

224

332

332

32

9.Возврат кредита

 

 

 

7700

2295

 

III. Баланс поступлений и платежей (I - II)

-175

+262

+468

-24

+415

+725

IV. то же нарастающим итогом

 

+8

+555

+531

+946

+1671

V. Касса

1180

992

5560

5536

9951

1676





 
ЛИСТ 3

 








"Дерево целей" для различных вариантов повышения рентабельности проекта на ООО «Экспресс»


 











"Дерево решений " для различных вариантов повышения рентабельности проекта



 
ЛИСТ 4

Множество альтернатив в выборе стратегий

Факторы, подлежащие экспертному оцениванию

Оценки экспертов

1

2

3

4

сумма

2.1. Экстенсивное расширение – увеличение автопарка и штата сотрудников

2

2

2

2

8

2.2. Более интенсивное использование имеющихся мощностей

3

4

3

2

12

2.3. Снижение расходов путем открытия филиалов – новых центров продажи услуг фирмы

1

1

2

1

5

2.4. Снижение расходов на эксплуатацию автомобилей путем перевода их на газовое топливо

4

3

3

3

13

2.5. Снижение цен на оказываемые услуги

0

1

1

1

3

2.6. Повышение сервиса без повышения цены

1

2

2

2

7


Расчет приоритетности (важности) альтернатив

Важность факторов


Сумма по факторам

Важность фактора

2.1

8

8 : 48 ≈ 0,166 ≈ 0,17

2.2

12

12 : 48 = 0,25

2.3

5

5 : 48 ≈ 0,104 ≈ 0,1

2.4

13

13 : 48 ≈ 0,272 ≈ 0,27

2.5

3

3 : 48 ≈ 0,0623 ≈ 0,06

2.6

7

7 : 48 ≈ 0,146 ≈ 0,17

Сумма

48



Данные для ранжирования альтернатив по важности (предпочтительности)


коэффициенты относительной важности целей (решений)

коэффициенты относительной важности подцелей (альтернатив)

Для ранжирования

(произведение)

Ветвь 1 (0 – 2.1)

0,42

0,17

0,0714 = 0,42 · 0,17

Ветвь 2 (0 – 2.2)

0,25

0,0105 = 0,42 · 0,25

Ветвь 3 (0 – 2.3)

0,37

0,1

0,035 = 0,35 · 0,1

Ветвь 4 (0 – 2.4)

0,27

0,0945 = 0,35 · 0,27

Ветвь 5 (0 – 2.5)

0,23

0,06

0,0144 = 0,23 · 0,06

Ветвь 6 (0 – 2.6)

0,17

0,0345 = 0,23 · 0,15


Выбор решения: снижение расходов на эксплуатацию автомобилей путем перевода их на газовое топливо