Содержание

1. Экономическая сущность издержек обращения коммерческой организации.. 4

1.1 Понятие и классификация издержек обращения. 4

Наименование статей. 5

1.2 Издержки обращения – как объект бухгалтерского учета. 11

1.3 Методика анализа издержек обращения. 19

2. Оценка бухгалтерского учета и анализа издержек обращения коммерческой организации.. 27

2.1 Характеристика ЗАО «Электрокомплектсервис». 27

2.2  Оценка организации и ведения бухгалтерского учета издержек обращения ЗАО «Электрокомплектсервис». 30

2.3 Анализ издержек обращения ЗАО «Электрокомплектсервис». 36


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Введение


В условиях рыночной экономики существенно возросла роль коммерческой деятельности как основного фактора эффективного хозяйствования предприятий с различными формами собственности на потребительском рынке.

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность финансово-экономических, правовых и организационных знаний и действий, направленных на организацию и совершенствование процессов обращения (купли-продажи) товаров и услуг для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли. Одним из основных препятствий к максимизации прибыли в торговле являются издержки обращения, которые являются составной частью текущих затрат предприятия.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Поэтому столь актуальными являются знания и навыки в области  учета и анализа издержек обращения коммерческой организации, а, следовательно и тема данной дипломной работы.

Цель данной дипломной работы - исследовать учет и анализ издержек обращения коммерческой организации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд частных задач:

-         определить экономическую сущность издержек обращения и их структуру;

-         исследовать методику анализа отдельных статей издержек обращения;

-         провести анализ издержек обращения ЗАО «ЭлектроКомплектСервис»;

-         определить пути совершенствования учета издержек обращения в розничной торговле.

Объект исследования – издержки обращения коммерческого предприятия.

Предмет исследования – учет и анализ издержек обращения.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе исследуется экономическая сущность издержек обращения коммерческой организации, их структура, учет и методика анализа.

Вторая глава содержит анализ издержек обращения ЗАО «Электрокомплектсервис» за 2002-2003 гг.

В третьей главе выявлены пути совершенствования учета издержек обращения в розничной торговле.

При написании дипломной работы использовалась учебная и методическая литература, материалы периодической печати.

1. Экономическая сущность издержек обращения коммерческой организации


1.1 Понятие и классификация издержек обращения

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей.

Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.[1]

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах.

Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. (1000 руб.) товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в различных магазинах и в разных отделах.

Издержки обращения а отечественной экономике классифицируются по:

-         видам и статьям расходов;

-         по отраслям хозяйственной деятельности;

-         по товарам.

Единая для всей сферы обращения номенклатура статей издержек обращения включает 15 статей (таблица1.1)

Таблица 1.1

Номенклатура статей издержек обращения торговли


Номера

Статей


Наименование статей

1

Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки

2

Расходы на оплату труда

3

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря

4

Амортизация основных фондов

5

Отчисления и затраты на ремонт основных средств

6

Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов

7

Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

8

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

9

Расходы на торговую рекламу

10

Проценты на пользование кредитов и займов

11

Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации

12

Расходы на тару

13

Отчисления на социальные нужды

14

Налоги, отчисления, сборы, включаемые в издержки обращения

15

Прочие расходы


Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на 1 рублю (100 или 1000 рублей) товарооборота.

С помощью специальных наблюдений выявлено, что уровень издержек обращения по товарным группам имеет весьма широкий диапазон колебаний, например он составляет:[2]

-         для яиц 50%;

-         масла животного 6%;

-         мебели 14,1%;

-         консервов овощных 19,8%;

-         картофеля 18,1%;

-         часов 5,4%;

-         ювелирных изделий 5,7%.

В целом по непродовольственной торговле уровень издержек обращения примерно составляет около 9-15%, по продовольственной – 6-15%, плодоовощной  - 11-20%. Приведенные данные характерны для нынешнего состояния экономики. С улучшением или изменением торговли в целом они могут изменяться.

Помимо вышеперечисленных способов классификации затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

По участию в образовании стоимости все издержки делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения – это затраты торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, по своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.

Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость.

Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки – за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.

В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.

По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения – это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что, в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.

По составу различают простые и комплексные издержки. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда).

Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, износ нематериальных активов, налоги и обязательные платежи и др. расходы).

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные.

Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводительные расходы полезного результат не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми (Рисунок 1.1).

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.).


Сумма затрат                          

                                                   Постоянные издержки, всего

                                                    Остаточные издержки


                                                   Стартовые издержки

                                                    Объем реализации товаров


Рисунок 1.1.  Постоянные издержки обращения


Переменные издержки могут быть пропорционально-переменными, дегрессивно-переменными и прогрессивно-переменными.

Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного оборота. Поэтому их сумма изменяется, а уровень остается без изменения.

Дегрессивно-переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

Деление издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и условно-постоянными (Рисунок 1.2).

 

















Рисунок 1.2. Структура постоянных и переменных издержек[3]


По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка затрат производится по следующим экономическим элементам:

-         материальные затраты;

-         затраты на оплату труда;

-         отчисления на социальные нужды;

-         амортизация;

-         прочие затраты.

 Затраты, предусмотренные указанным Положением, включаются в издержки обращения.

Следует иметь ввиду, что к  издержкам обращения не  относится стоимость покупных товаров[4].

1.2 Издержки обращения – как объект бухгалтерского учета


Под издержками обращения понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанных с движением товаров от производителя к потребителю[5]. Объектами    бухгалтерского    учета   являются   имущество организаций,   их   обязательства   и   хозяйственные    операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности[6]. Поэтому издержки обращения коммерческой организации является объектом бухгалтерского учета.

Основные задачи учета издержек обращения – обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.[7]

На соответствующие статьи издержек обращения относятся все затраты предприятия производственного характера в полном объеме, но при этом в целях налогообложения прибыли нормируются следующие расходы:

-         компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

-         представительские расходы;

-         затраты на служебные командировки в части оплаты суточных;

-         плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями, а также за предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и некоторые другие в соответствии с действующим законодательством РФ.

Основными целями учета издержек обращения являются:

-         контроль расходов и доходов предприятия;

-         обеспечение экономии и эффективности производства;

-         выработка учетной информации для анализа и управления предприятием;

-         обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов.  

Для достижения этих целей перед бухгалтерским учетом издержек обращения ставятся следующие задачи:

-         обеспечение правильности документального отражения расходов предприятия и отнесения на синтетические счета;

-         правильное распределение расходов по отчетным периодам;

-         разграничение расходов по видам затрат, номенклатуре статей издержек, по товарным группам и другим классификационным признакам, обеспечивающим информационные потребности экономического анализа и управления;

-         своевременное представление информации о расходах для контроля, анализа и принятия управленческих решений.

Учет издержек обращения базируется на четырех принципах:

1) соответствие учета целям и задачам управления. Организация учета и формирование учетной информации должны осуществляться с целью улучшения работы предприятия, и поэтому соответствовать требованиям совершенствования контроля, анализа, управления и планирования на предприятии;

2) единство учетной номенклатуры. Для обеспечения сопоставимости различных расходов организациями вырабатывается единая номенклатура статей издержек обращения для внутреннего управления;

3) адекватность отчетного периода. Возникающие в текущем периоде затраты должны быть верно распределены между периодами, к которым они относятся;

4) оценка товаров по себестоимости. Издержки обращения в торговле подразделяются на относящиеся к реализованным товарам и к остатку товаров. Это связано с тем, что размеры расходов по реализованным товарам и оставшимся на предприятии не одинаковы. Первые из них относят собственно к издержкам, которые непосредственно влияют на финансовый результат от реализации товаров. Расходы по остаткам товаров считаются составной частью их себестоимости. При этом к себестоимости относят расходы на приобретение товаров до их реализации.

От соблюдения этих принципов зависит правильность и эффективность учета издержек обращения.

Синтетический учет издержек обращения ведут на счете 44 «Расходы на продажу»[8]. По дебету счета накапливают суммы произведенных расходов. Эти суммы в торговых, снабженческих, сбытовых и иных посреднических организациях списываются в дебет счета 90 «Продажи», полностью кроме сумм, подлежащих отнесению на остаток товаров. Таким образом, сальдо счета «Расходы на продажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца. Их рассчитывают по среднему проценту с учетом переходящего остатка на начало месяца. Сальдо счета «Расходы на продажу» в сумме сальдо счета 41 «Товары» равны фактической себестоимости остатка товарных запасов.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» по видам и каждой статье расходов, по местам возникновения затрат, по классификационным группам. Рассмотрим учет основных операций по статьям номенклатуры издержек.

На статью «Транспортные расходы» относятся:[9]

-         оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

-         оплата услуг организаций по погрузке и выгрузке товаров и продуктов, плата за экспедиционные операции и другие услуги; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление;

-         плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, аэропортах в пределах установленных сроков в соответствии с заключенными договорами; плата за обслуживание подъездных путей и складов, включая плату железным дорогам согласно  заключенным с ними договорам.

На статью «Расходы на оплату труда» относят:

-         затраты по оплате труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели;

-         стимулирующие и компенсирующие выплаты;

-         компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста;

-         затраты по оплате труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности и т. п.

По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются: обязательные отчисления по единому социальному налогу по установленным законодательством нормам органам: государственного социального страхования; пенсионного фонда; медицинского страхования.

В синтетическом учете для этого используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря» относятся: плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружения, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающихся арендодателю; расходы на отопление, освещение, водоснабжения, канализацию и другие коммунальные услуги; расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков, вывоз мусора; др.

На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части производственных основных средств.

Расходы на проведение всех видов ремонта (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств относятся на издержки обращения и производства по статье «Расходы на ремонт основных средств».

Статья «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» отражает: фактическую себестоимость различных видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды в предприятиях общественного питания; стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели, на приведение в движение оборудования и механизмов.

Статья «Расходы на рекламу» отражает все виды затрат, предусмотренные Федеральным законом «О рекламе» от 18.07.95 № 108 – ФЗ.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери товаров и продуктов при железнодорожных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и др. имущества, когда конкретные виновники не установлены, или во взыскании которых отказано судом.

В статью «Расходы на тару» входят: амортизация тары-оборудования, расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списанной из естественного износа, расходы на перевозку, погрузку и выгрузку тары, расходы на очистку и обработку тары и др.

На статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, вознаграждения изобретения и рационализаторские предложения, износ по нематериальным активам; расходы по ведению кассового хозяйства, расходы по ведению реестра акционеров; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, медицинского осмотра, стоимость мыла, аптечек, медикаментов; оплата консультационных, аудиторских, информационных услуг.

Для выявления финансового результата от реализации товаров как основного вида деятельности на предприятиях торговли определяют сумму издержек, относящихся к реализованным товарам.

Издержки по реализованным товарам определяют посредством ежемесячного распределения издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами. Предварительно рассчитывают издержки, приходящиеся на остаток товаров, которые не являются в полном смысле издержками за месяц, формирующими финансовый результат, поскольку товары, к которым они относятся, еще не проданы. Поэтому затраты, относящиеся к остатку товаров, учитываются в виде переходящего остатка на начало следующего за отчетным периода. Расчет издержек, относящихся к остатку товаров, производят в следующем порядке[10]:

1)суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов по кредитам (кроме денежных) на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2)определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3)отношением определенной в п.1 суммы издержек к сумме реализованных и оставшихся товаров (отраженных в п. 2) определяется средний процент издержек к общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

Издержки, приходящиеся на реализованные товары, составляют разницу между общей суммой издержек за месяц с начальным остатком и издержками, относящимися к остатку товаров на конец месяца. Эта величина списывается в дебет счета 90 «Продажи» для отражения финансового результата от продажи.

В учете издержки обращения собираются в течение отчетного периода по дебету счета 44»Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения», в корреспонденции с разными счетами в зависимости от содержания хозяйственных операций (Таблица 1.3)








Таблица 1.3

Синтетический учет издержек обращения

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Отражена сумма амортизации основных средств

44

02

2

Отражена сумма нематериальных активов

44

05

3

Списываются материалы, израсходованные на упаковку и хранение товара

44

10

4

Получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги)


44


60

5

Начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения

44

68

6

Начисляется заработная плата работникам торгового предприятия

44

70

7

Начислены ЕСН и взносы на страхование

44

69

8

Списываются командировочные, представительские и другие подобные расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников


44


71

9

Оплачены страховые платежи по договорам со страховыми компаниями

44

76

10

Списываются суммы недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

44

94

11

Образование резервов на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.п.

44

96

12

Отнесение оплаченных ранее расходов к расходам отчетного периода

44

97


Собранные на счете 44 расходы на продажу в части реализованных товаров списываются на счет учета продажи товаров, что отражается проводкой:

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» или субсчет «Коммерческие расходы».

Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения».

Необходимо отметить, что в настоящее время нормы естественной убыли правительством РФ не установлены, поэтому предприятия, применяющие старые нормы естественной убыли, могут списывать потери товаров на издержки обращения только для целей учета. Для целей налогообложения эти расходы не принимаются в уменьшение налоговой базы.


1.3 Методика анализа издержек обращения

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.

Анализ издержек обращения и затрат предприятия в целом является составным элементом анализа финансовых результатов предприятия. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, которая должна обеспечивать превышение выручки от реализации над совокупными затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между затратами, объемом выручки и прибылью. Все элементы этой связи должны быть постоянно объектами и финансового, и управленческого анализа.

Основной целью анализа, как основного элемента затрат, является определение комплекса показателей (в том числе ключевых), с помощью которых можно оценить их роль в системе формирования финансовых результатов предприятия.

Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций и т.д., необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа. Основным методом экономического анализа является дедуктивный - от общих показателей к факторам их формирующим.

Борьба за рациональное использование материальных, трудовых и финансовых результатов в сфере товарного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа затрат в торговле. В современных условиях основными задачами анализа издержек обращения являются:

- изучение выполнения сметы издержек обращения предприятия торговли за отчетный год;

- изучение тенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;

- определение основных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения и оценка степени их воздействия;

- изыскание резервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественных показателей деятельности предприятия;

- выявление нерациональных расходов и потерь и разработка мер, направленных на их ликвидацию.

Для анализа издержек обращения используются данные бухгалтерского отчета, в котором издержки обращения отражаются на активном счете 44 "Издержки обращения" ("Издержки розничной торговли" - субсчет 3). Наибольший интерес с точки зрения анализа представляют данные аналитического учета по статьям и субстатьям.

Все показатели издержек обращения можно рассматривать с точки зрения макроэкономики и микроэкономики. Макроэкономические показатели (затратоемкость по отношению к внутреннему валовому продукту, затратоемкость добавленной стоимости и др.) характеризуют затратность сферы обращения в целом, а также по отдельным отраслям и подотраслям, показывают вклад сферы обращения в народнохозяйственный эффект.

Однако больший интерес представляют показатели оценки издержек обращения на уровне предприятия. Среди важнейших показателей можно выделить следующие группы:

- абсолютные (сумма текущих затрат, сумма постоянных издержек обращения и др.);

- относительные (уровень издержек обращения, издержкоотдача);

- структурные (доля постоянных издержек в совокупных, доля переменных издержек в совокупных и т.д.);

- предельные

-индексные.

В общей системе показателей издержек обращения основным (начальным) показателем является абсолютная сумма, которая отражается в бухгалтерской и статистической отчетности и является синтетическим показателем, так как складывается из сумм разных видов расходов по отдельным предприятиям. Однако, для информационного обеспечения экономического анализа с целью элиминирования размерности товарооборота чаще используются основные показатели, среди которых наиболее популярным является уровень издержек обращения.

Этот показатель можно интерпретировать как средние издержки торгового предприятия. Он показывает сумму издержек обращения, приходящуюся на 100 руб. товарооборота. Этот показатель широко используется при анализе динамики затрат, при осуществлении сравнительного анализа (по предприятиям, по товарным группам и т.д.), при построении экономико-математических моделей для оценки влияния различных факторов на издержки.

Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы.

Рост затрат является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения, и в конечном счете, ведет к росту объема товарооборота и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Поэтому для оценки динамики издержек целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения.

Важным фактором, требующим оценки при анализе издержек обращения, является издержкоемкость различных товаров. Издержкоемкость различных товаров неодинакова, что обусловлено их физическими и экономическими свойствами, различиями в спросе и предложении. Эти различия сказываются на уровне цен конкретных товаров (издержки обращения являются элементом торговой надбавки) и на среднем уровне издержек обращения (так как он зависит от структуры товарооборота). Уровень издержек обращения отдельных товаров (потоварные издержки) можно определить расчетным путем, распределяя все расходы на конкретные товары пропорционально структуре продажи. Однако, эта методика достаточно спорна, так как возникает вопрос: что принимать за базу распределения - физический объем товаров или их стоимость. Современный учет не имеет для реализации это методики информационной базы.

В некоторых случаях возможно определение потоварных издержек по данным выборочного обследования в специализированных торговых предприятиях.

Следовательно, состав показателей, формирующих издержки обращения, достаточно объемен и связан с системой показателей издержек обращения торговых предприятий.

На сумму и уровень издержек обращения оказывают влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы:

- не зависящие от деятельности предприятия (экзогенные);

- зависящие от деятельности предприятия (эндогенные).

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия относится в первую очередь фактор цен. Рост цен на товары влияет на абсолютную сумму товарооборота, а, следовательно, и на уровень издержек обращения. Гипотетически этот фактор должен снижать уровень издержек обращения. Однако, при росте цен на товары происходит и повышение цен на услуги, следовательно, растут тарифы на железнодорожные, водные и автомобильные перевозки; арендные ставки; почтовые сборы и т.д. В результате этого увеличиваются суммы расходов по отдельным статьям и в целом по предприятию. На сумму расходов оказывают влияние изменение условий франкировки товаров, равномерность доставки товаров в розничную торговую сеть (транспортом поставщиков), наличие договоров с промышленными предприятиями и их выполнение.

Влияние факторов, не зависящих от деятельности предприятия, в условиях рыночных отношений проявляется особенно остро. Эти факторы в большинстве предприятий оказывают решающее воздействие на сумму и уровень издержек обращения.

К числу важнейших эндогенных факторов относятся:

- объем розничного товарооборота;

- характер размещения розничного товарооборота предприятия;

- товарная структура розничного товарооборота;

- скорость товарного обращения;

- производительность труда работников торговли;

- численность работников и их структура;

- наличие торговой площади и степень эффективности ее использования;

- ритмичность и равномерность товарооборота;

- система товародвижения;

- формы и методы торгового обслуживания.

Учет и адекватная оценка всех факторов, оказывающих влияние на затраты розничной торговли, являются, по нашему мнению, условием формирования перспективных управленческих решений.

Для выявления резервов улучшения финансового состояния торгового предприятия, необходимо провести анализ влияния различных факторов на величину прибыли. Основными факторами, влияющими на прибыль, являются:[11]

-         товарооборот;

-         средний уровень валового дохода;

-         средний уровень издержек обращения;

-         другие доходы и расходы.

На величину дохода и прибыли влияет и структура товарооборота. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Следовательно, с изменением состава товаров изменяется и финансовый результат деятельности торгового предприятия в целом.

Влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения можно определить методом разниц.

Чтобы рассчитать влияние товарооборота на сумму прибыли (ΔПт) этим методом, нужно базисный уровень рентабельности продаж умножить на величину абсолютного изменения товарооборота:

            (Т1 – Т0) * У0               ΔТ * У0

ΔПт =                             =

                   100                            100


где Т0 – базисный объем товарооборота;

       Т1 – отчетный объем товарооборота;

       У0 = базисный уровень рентабельности продаж

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности определяется на счетах бухгалтерского учета и схематично представлен на рисунке 1.3[12]



 









Рисунок 1.3. Формирование финансового результата на счетах бухгалтерского учета



Источником информации для анализа финансовых результатов является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2), который содержит в себе основные показатели прибыли и алгоритм их расчета (Рисунок 1.4)





 


                         -                                              -                                                -

 



Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

 
                          -

 


                         =

Валовая прибыль

 
 

Коммерческие и управленческие расходы

 
                          

                           -


                         =                                           =                                              =

Прибыль до налогообложения

 
 

                                                                       -

                                                                        -

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

 


Чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного года)


 
                                                                       =





Рисунок 1.4. Схема формирования показателей финансовых результатов по данным отчетности


2. Оценка бухгалтерского учета и анализа издержек обращения коммерческой организации


2.1 Характеристика ЗАО «Электрокомплектсервис»


ЗАО «Электрокомплектсервис», организованная в 1992 году специализируется на продаже электротехнической продукции. Сейчас «Электрокомплектсервис» - это стабильно работающее предприятие, располагающее опытными специалистами и сложившейся системой обеспечения.

«Электрокомплектсервис» – это зарегистрированная торговая марка, под которой работают совместно несколько предприятий.

Структура ЗАО «Электрокомплектсервис» представлена в Приложении 1.

Новосибирская торговая сеть (НТС) обеспечивает продажу электротехнической продукции и обслуживание клиентов в Новосибирске и Новосибирской области. В состав НТС входят новосибирские филиалы магазинов «Электрика».

 Северная торговая сеть (СевТС) обеспечивает продажу электротехнической продукции и обслуживает крупных корпоративных клиентов в северных регионах России. В состав СевТС входят: филиал «Электрика 1 » в г. Нижневартовске, подразделение «Корпоративный Север», «Отраслевая направленность».

 Сибирская торговая сеть (СибТС) обеспечивает продажу электротехнической продукции в Алтайском крае, Кемеровской области, Омской области. В состав СибТС входят региональные филиалы Электрика городов Барнаул, Кемерово, Омск.

 Отдел электрооборудования обеспечивает наличие на складах Компании необходимого для успешной торговли электрооборудования, светотехники, средств защиты, спецодежды, а также поставкой продукции данного ассортимента под заказ в кратчайшие сроки и по конкурентной цене.

 Отдел кабельной продукции обеспечивает наличие на складах Компании необходимого для успешной торговли кабельно-проводниковой продукции, эмаль-провода, насосов, электродвигателей, а также поставкой продукции данного ассортимента под заказ в кратчайшие сроки и по конкурентной цене.

 Финансовый блок состоит из бухгалтерии, финансово-экономического отдела ( ФЭО ) и отдела информационных технологий ( ИТ ) . Финансовый блок обеспечивает бухгалтерский документооборот, финансовый анализ, готовит и защищает в налоговой инспекции бухгалтерскую отчётность Компании, а также обеспечивает работоспособность оргтехники и информационных сетей Компании.

 В отдел Логистики входят: Складской комплекс, который обеспечивает приёмку, складирование, подготовку и выдачу продукции в филиалы и клиентам, транспортный отдел и отдел экспедирования.

 Блок развития обеспечивает открытие новых подразделений, внедрением новых технологий в операционные процессы Компании. В блок развития входят: отдел рекламы, отдел капитального строительства, расчётно-кассовый центр.

 Кадровая служба обеспечивает подбор и адаптацию новых сотрудников, проводит аттестации и организует развитие и обучение сотрудников Компании.

 Крупнейший в Новосибирске выставочный зал электротехнической продукции представляет покупателям возможность наглядно познакомиться как с привычными отечественными изделиями, так и новейшими разработками мирового уровня. Наличие крупного складского комплекса обеспечивает стабильный ассортимент продукции.

Систематическое исследование потребительского рынка и растущие деловые связи предприятия привели к созданию широкого ассортимента электротехнической продукции, который на сегодняшний день включает более 5 000 наименований отечественного и зарубежного производства:

-         автоматические выключатели и УЗО;

-         пускатели, рубильники, электродвигатели, щитки, счетчики электроэнергии, трансформаторы;

-         монтажные и распределительные коробки, клеммы, кабельные каналы;

-         лампы, светильники, прожекторы, люстры;

-         электроустановочные изделия: розетки, выключатели, диммеры, удлинители и др.

На протяжении 5 лет предприятие сотрудничает с фирмой SIEMENS. С 1996 года ЗАО "Электрокомплектсервис" является дистрибьютором департамента А&D автоматизации, приводов и электроустановочного оборудования по сибирскому региону.

Многолетний опыт сотрудничества с заводами-производителями и совместное производство с заводом "Новосибкабель" обеспечивают постоянный широкий ассортимент кабеля на складе предприятия и гибкую систему цен. ЗАО "Электрокомплектсервис" предлагаем кабельно-проводниковую продукцию более 400 марко-размеров в ПВХ, полиэтиленовой и резиновой изоляции и оболочке, с медными и алюминиевыми жилами.

Кабель: силовой, контрольный, сварочный, телефонный, бронированный, бытовой;

Провод: установочный, бытовой, голый, обмоточный, радиочастотный, монтажный, самонесущий и др.

Большой ассортимент продукции, предлагаемый компанией, способен удовлетворить любой спрос, а широкий ценовой диапазон позволяет сделать рациональный выбор в соответствии с пожеланиями и задачами покупателей.

Преимуществом ЗАО "Электрокомплектсервис" является:

-         проектирование, комплектация и сборка щитовой продукции любой степени сложности;

-         транспортные услуги, вагонная и контейнерная поставка;

-         система скидок.

Но основным преимуществом работы с предприятием является то, что покупатель может выбрать оптимальную по стоимости и качеству комплектацию электротехнической продукцией независимо от объема заказа.

Предприятие имеет хорошо налаженные связи с крупнейшими предприятиями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Восточной Сибири, Якутии. В число постоянных партнеров входят Лукойл-Нефтегазстрой, Юкос-Сервис, ТНК-Нижневартовск, Омсктехуглерод, Славнефть-Маркет филиал Мегионский, Региональный центр МТО филиал ТНК, Роснефть-Пурнефтегаз, Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз, Сибнефтепровод, Тобольск-Нефтехим, Белон и др.

ЗАО "Электрокомплектсервис" стремится строить отношения с покупателями, поставщиками и конкурентами на взаимовыгодных условиях, учитывая интересы и уважая достоинство партнера.


2.2  Оценка организации и ведения бухгалтерского учета издержек обращения ЗАО «Электрокомплектсервис»


Организация и ведение учета издержек обращения в ЗАО «Электрокомплектсервис» осуществляется в соответствии с учетной политикой организации и нормативно-законодательными актами РФ по ведению бухгалтерского учета. Основные задачи учета издержек обращения – обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

На соответствующие статьи издержек обращения относятся все затраты предприятия производственного характера в полном объеме, но при этом в целях налогообложения прибыли нормируются следующие расходы:

-         компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей;

-         представительские расходы;

-         затраты на служебные командировки в части оплаты суточных;

-         плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями, а также за предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Синтетический учет расходов ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счету собираются все произведенные расходы, а по кредиту отражается их списание. Дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода.

В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». Учетной политикой организации предусматривается включение транспортных расходов в покупную цену товаров, поэтому издержки обращения на остаток товаров не начисляется и списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 90 «Продажи».

В учете издержки обращения собираются в течение отчетного периода по дебету счета 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения», в корреспонденции с разными счетами в зависимости от содержания хозяйственных операций (Таблица 2.1):

Таблица 2.1

Учет издержек обращения в корреспонденции счетов

Дебет

Кредит










44 «Расходы на продажу»,

 субсчет «Издержки обращения»

02 «Амортизация основных средств»

- на сумму амортизации основных средств

05 «Амортизация нематериальных активов»

- на сумму амортизации нематериальных активов

10 «Материалы»

- списываются материалы, израсходованные на упаковку и хранение товара

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 - получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные,  консультационные и прочие услуги)

68 «Расчеты по налогам и сборам»

- начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

- начисляется заработная плата работникам

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

- начислен Единый социальный налог и взносы на страхование

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

- списываются по авансовым отчетам командировочные, представительские и другие подобные расходы, отнесенные к производственным

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

- на сумму недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей в пределах норм

96 «Резервы предстоящих расходов»

- образование резервов на оплату отпусков, ремонт основных средств и т.п.


Собранные на счете 44 «Расходы на продажу» в части реализованных товаров списываются в конце отчетного периода на счет учета продажи товаров и в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения». По кредиту этого счета отражается выручка от продажи товаров, а по дебету – себестоимость продажи.

Окончательный финансовый результат от продаж в виде прибыли или убытка списывается со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разница между выручкой от их реализацией в действующих ценах без НДС и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость. Метод определения выручки – метод начисления (по отгрузке). В соответствии с классификацией ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи товаров относится к доходам от обычных видов деятельности. Доходы от продажи товаров уменьшаются на сумму расходов, связанных с приобретением товаров и их продажей.

Прибыль от реализации основных средств, представляющая собой превышение продажной цены над остаточной стоимостью и расходами, связанными с их реализацией, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете отражается также финансовый результат от реализации иного имущества (нематериальных активов, материалов, денежных документов, ценных бумаг), определяемый как разница между их продажной ценой и первоначальной либо остаточной стоимостью. Согласно классификации ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от реализации любого имущества кроме товаров относится к операционным доходам. Для выявления результата операционные доходы уменьшаются на сумму операционных расходов. Согласно классификации главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» перечисленные доходы относятся к доходам от реализации. Остальные доходы считаются внереализационными.

 Аналитический учет в рамках счета 44 «Расходы на продажу» ведется по статьям издержек обращения:

-         транспортные расходы;

-         расходы на оплату труда;

-         отчисления на социальные нужды;

-         расходы на содержание зданий, сооружений;

-         амортизация основных средств;

-         расходы на ремонт основных средств;

-         расходы на топливо и электроэнергию производственных нужд;

-         расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

-         расходы на рекламу;

-         прочие производственные расходы.

На статью «Транспортные расходы» относятся расходы на оплату услуг сторонним организациям за перевозку товаров.

На статью «Расходы на оплату труда» относят:

-         затраты на оплату труда работников списочного состава с учетом премий за результаты хозяйственной деятельности;

-         компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством РФ размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижении им определенного законодательством возраста;

-         расходы на оплату труда работников несписочного состава за выполненные работы по заключенным договорам.

На статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством РФ нормам в государственные внебюджетные фонды:

-         Пенсионный фонд  28%;

-         Фонд социального страхования 4%;

-         Фонд обязательного медицинского страхования 3,6%.

На эту же статью относятся начисления взносов на пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Начисления Единого социального налога и страховых взносов производится от начисленной заработной платы.

По статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» отражают следующие расходы:

-         оплата за текущую аренду торгово-складского здания;

-         расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;

-         расходы на содержание в чистоте помещений, уборку участков территории, вывоз мусора;

-         расходы на электроэнергию;

-         расходы на содержание и ремонт сигнализационных и охранных устройств;

-         расходы на проведение противопожарных мероприятий;

-         плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану складского комплекса;

-         расходы по обслуживанию кассовых аппаратов, компьютерной и копировально-множительной техники;

-         расходы на дезинсекцию;

-         расходы на содержание служебных легковых и грузовых автомобилей;

На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений, начисленные исходя из первоначальной стоимости основных средств и рассчитанных организацией норм амортизационных отчислений. При этом в соответствии с учетной политикой применяется линейный способ. На этой же статье отражаются и суммы амортизации нематериальных активов.

К прочим расходам относятся:

-         затраты на оплату работ по сертификации продукции;

-         суммы комиссионных сборов и иных затрат на оплату сторонним организациям за выполненные ими услуги;

-         суммы портовых сборов и иные аналогичные платежи, уплачиваемые организацией;

-         затраты на оплату услуг по пожарной и охранной сигнализации;

-         затраты на содержание служебного автотранспорта и затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

-         затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;

-         суммы вознаграждений за рационализаторские предложения и за содействие по их внедрению;

-         затраты на консультационные, юридические, информационные и иные подобные услуги;

-         оплата нотариальных услуг;

-         оплата аудиторских услуг;

-         представительские расходы;

-         затраты на подготовку и переподготовку кадров;

-         другие затраты, входящие в состав издержек обращения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация и ведение бухгалтерского учета ЗАО «Электрокомплектсервис» соответствует действующему законодательству РФ по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

2.3 Анализ издержек обращения ЗАО «Электрокомплектсервис»


Различные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации имеют законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Учитывая, что деятельность любого коммерческого предприятия направлена на извлечение прибыли, анализ издержек обращения ЗАО «Электрокомплектсервис» будем проводить с точки зрения прибыльности его деятельности.

Прибыль – часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получает организация. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.[13]

Применительно к торговому предприятию данное определение можно интерпретировать следующим образом: прибыль – часть чистого дохода, полученного в процессе продажи товаров, которую непосредственно получает организация.

Анализ финансовых результатов включает в себя оценку динамики показателей прибыли, рентабельности и деловой активности предприятия.[14]

Для анализа данных динамики прибыли выполнены расчеты, которые представлены в таблице 2.2. В основе расчетов лежат показатели Отчета и прибылях и убытках (Приложение 2)

Таблица 2.2

Анализ динамики показателей прибыли ЗАО «Электрокомплектсервис»

Наименование показателя

Код

Абсолютные величины

Уд. веса,%

Изменения

Темп

 

строки

тыс. руб.

2002

2003

в абсол.

в уд.

прироста

 

 

2002 год

2003 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей


3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,


2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль


575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы


123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы


105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Приябыль (убыток) от продаж


346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению


 

 

 

 

 

 

 

Проценты к уплате


 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях


436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прочие операционные доходы


 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы


 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные доходы


 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные расходы


 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения


782 579

1 025 626

21,7

22,2

243 047

0,5

23,7

Отложенные налоговые активы


 

 

 

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства


 

 

 

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль


187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода


594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7



Анализируя полученные расчеты в таблице 2.2 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2003 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».

Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает организация рассчитаем коэффициенты рентабельности (Таблица 2.3)









Таблица 2.3

Расчет коэффициентов рентабельности ЗАО «Электрокомплектсервис»

за 2002-2003 гг.


Показатель

Алгоритм расчета

2002 год

2003 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 

 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж

Выручка - себестоимость

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)


594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,16

0,18

0,02

продаж

продаж

 

 

 

Коэффициент обшей

Чистая прибыль / Выручка

0,17

0,22

0,05

рентабельности


 

 

 

Коэффициент рентабель-

Чистая прибыль / Итог раздела

0,53

0,60

0,07

ности собственного капитала

 III баланса

 

 

 



Как видно из таблицы 2.3, организация очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2003 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта. Как мы уже знаем из предыдущего анализа, рост обусловлен увеличением доходов от участия в других организациях.




Список литературы


1.     Налоговый кодекс Российской Федерации - часть 2 с изм. на 23.12.2003 г.

2.     Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 30.06.2003)

3.     Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»  (ред. от 24.03.2000)

4.     Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации» ПБУ 10/99» (в редакции от 30.03.2001 г.)

5.     Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.

6.     Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98

7.     Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н)

8.     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при  Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров  29 декабря 1997 года

9.     Агафонова М. И. Бухучет в оптовой и розничной торговле. М.: Бератор – Пресс, 2003. – 504 с.

10.       Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов – на – Дону. Феникс, 2002.

11.       Альбом бухгалтерских проводок. Часть 2.- М.: Бератор- Пресс, 2003.- 393 с.

12.       Беллендир М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003.159 с.

13.       Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 576 с.

14.       Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. – М.: Книжный мир, 2003. – 407 с.

15.       Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л, 2003. – 528 с.

16.       Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб: ПИТЕР, 2004. – 175 с.

17.       Ивашкин Б. Н. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практический курс. – М.: Дело и Сервис,2002. - 464 с.

18.       Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М: ОМЕГА-Л, 2004. – 638 с.

19.       Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002 г.- 159 с.

20.       Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 421 с.

21.       Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с.

22.       Кравченко Л.И.  Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. — 6-е изд., перераб. — М.: Новое знание, 2003. – 526 с.

23.       Кожинов В. Я. Бухучет в торговле. Типовые операции. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.

24.       Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М.: РИОР, 2004. – 108 с.

25.       Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.

26.       Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: Герда, 2003. – 768 с.

27.       Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 477 с.

28.       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. – 271 с.

29.       Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., до. и перераб. / Коллектив авторов. М.: ИНФРА-М, 2001. – 493 с.

30.       Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003. – 271 с.

31.       Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2002. -  № 10 С. 6

32.       Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2004.- 270 с.

33.       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2001. – 207 с.



[1] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 256

[2] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 259

[3] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 263

[4]Налоговый кодекс РФ. – статья 320 (в ред. от 23.12.2003 г.)

[5] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. –  с. 143


[6]Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.06.2003)

[7]Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. – М.: РИОР, 2004. – с. 83

[8] План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94-н. (изменен 07.05.2003 г. №38н)


[9] Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом     Герда», 2003. –  с.623

 

[10] Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под ред. Баканова М. И. – М.: Финансы и статистика, 2002. –  с.176

[11]Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002 г.- с. 109

[12]Беллендир М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – с. 87


[13]Беллендир М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. – с. 86

[14] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., доп. и перераб. ИНФРА-М, 2001. – с. 183