СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Ликвидация предприятия…………………………………………………………4


2. Понятие и случаи принудительной ликвидации предприятия………………...8


3. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)……………………………………………………..14


Заключение………………………………………………………………………...20


Список использованной литературы…………………………………………..21


Введение

Цель данной работы: описать сущность принудительной ликвидации предприятия.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. рассматривается понятие - ликвидация предприятия;

2. показывается понятие и случаи принудительной ликвидации предприятия;

3. описывается ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация).

В силу различных причин на практике может сложиться ситуация, когда становится ясно, что дальнейшая деятельность предприятия бессмысленна. Однако прекратить существование организации зачастую еще сложнее, чем начать. При ликвидации предприятия всегда возникает масса вопросов, связанных с этим процессом - юридических, экономических, бухгалтерских. Все они взаимосвязаны, но если юридические стороны данного процесса достаточно полно рассмотрены в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), то работники бухгалтерии находятся в правовом вакууме. Именно поэтому мы особое внимание уделим тому, как организовать и вести бухгалтерский учет при ликвидации предприятия.

Основными нормативными документами, которые устанавливают порядок ликвидации юридических лиц, являются:

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закон об АО);

- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Закон об ООО);

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (Закон о государственной регистрации);

- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве).

1. Ликвидация предприятия

Ликвидация предприятия (организации) - это процедура, в результате которой происходит прекращение всех ее прав и обязанностей. При этом они не переходят в порядке правопреемства к другим лицам. Такое положение установлено статьей 61 ГК РФ. Это значит, что после ликвидации организации ни один из кредиторов не сможет потребовать от нее выполнения каких бы то ни было обязательств. В этом смысле факт ликвидации юридического лица по своим последствиям похож на смерть человека, у которого не существует наследников.

Исходя из Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ): 1

а) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;

б) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо соответствующего уполномоченного на то органа или вследствие его признания несостоятельным (банкротом);

в) после окончания срока для предъявления требований кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения;

г) в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (назначенная учредителями или органами, принявшими решение о ликвидации юридического лица) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов, обеспечивая порядок, установленный для исполнения судебных решений;

д) после завершения расчетов с кредиторами в порядке очередности согласно ст.64 ГК РФ ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями юридического лица или органами, принявшими решение о ликвидации юридического лица;

е) в случае ликвидации юридического лица в соответствии со ст.64 ГК РФ требования его кредиторов должны быть удовлетворены в следующей очередности:

- во-первых, удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

В п.2 ст.1093 ГК РФ установлено, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых производится капитализация платежей.

В ст.1084-1085 ГК РФ определено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, возмещается по правилам, приведенным в главе 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

- во-вторых, производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в-третьих, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

- в-четвертых, погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- в-пятых, производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Но если права кредиторов физического лица, не имеющего наследников, защитить никак нельзя, то права кредиторов лица юридического отстоять можно. Причем как раз благодаря процедуре ликвидации.

Порядок ликвидации любого юридического лица зависит от следующих факторов:

- является ли ликвидация добровольной или принудительной;

- достаточно ли имущества ликвидируемой организации для того, чтобы погасить долги кредиторов.

Добровольная ликвидация юридического лица производится по решению его учредителей или органа, уполномоченного учредительными документами. Это может быть, например, собственник имущества унитарного предприятия.

Одним из случаев добровольной ликвидации является окончание срока, на который создавалась организация. Участники организации также вправе добровольно ликвидировать ее, если суд установил, что данное юридическое лицо было зарегистрировано с нарушениями закона, которые устранить невозможно. Учредители акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью обязаны принять решение о ликвидации организации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость ее чистых активов окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации этой организации. Об этом говорится в статье 35 Закона об АО 1 и в статье 20 Закона об ООО. 2 Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества составляет 1000 МРОТ, а закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью - 100 МРОТ.

Пример:

У закрытого акционерного общества «Пламя» на протяжении трех лет деятельности размер чистых активов был выше размера минимального уставного капитала, установленного законом (100 МРОТ). Но на третий год чистые активы стали меньше минимального уставного капитала.

Один из акционеров общества обратился в суд с требованием о ликвидации АО, мотивируя его тем, что не допускается деятельность акционерного общества, у которого чистые активы меньше минимального размера уставного капитала.

Президиум ВАС РФ подтвердил, что акционерное общество должно быть ликвидировано, если по итогам хотя бы одного года его деятельности (начиная со второго) размер чистых активов будет ниже минимального размера уставного капитала, установленного Законом об АО. Однако на основании новой редакции Закона об АО акционеры лишились права требовать ликвидации по данному основанию. Теперь такие иски могут предъявлять только государственные органы, которым это право предоставлено федеральными законами (п.6 ст.35 Закона об АО). 1

ООО или АО может быть ликвидировано и в том случае, если его уставный капитал в течение года не был полностью оплачен, и учредители не зарегистрировали его уменьшение в установленном порядке.

Решение о ликвидации могут принимать не только учредители, но и суд. В этом случае ликвидация будет принудительной.

Ее проводят, если предприятие:

- неоднократно нарушало законодательство РФ;

- осуществляет деятельность, запрещенную законом;

- нарушает законодательство о лицензировании.

В случае, если имущества организации достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, ликвидация будет осуществлена в рамках общей процедуры, предусмотренной ГК РФ. Если же имущества не достаточно - к организации будет применяться специальная процедура ликвидации - банкротство.

Подытожим: ликвидация предприятия может происходить в следующих формах:

- добровольная ликвидация;

- принудительная ликвидация;

- банкротство.

2. Понятие и случаи принудительной ликвидации предприятия

Решение о ликвидации юридического лица принимает суд. Он может сам сообщить о предстоящей ликвидации в государственный регистрирующий орган, назначить ликвидационную комиссию, утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а может поручить заняться этим собственнику имущества организации.

Пункт 2 статьи 61 ГК РФ содержит четыре основания для принудительной ликвидации предприятия. Организация может быть расформирована, если она: 1

- была создана с грубым неустранимым нарушением законодательства;

- работает без лицензии;

- занимается деятельностью, которая запрещена законом;

- допустила неоднократное или грубое нарушение законодательства.

В случае принудительной ликвидации юридического лица, т.е. по решению суда, обязанности по организации ликвидации выполняются судом, принявшим решение о ликвидации. Как правило, суд возлагает эти обязанности на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. Между тем нередко, принимая решение о ликвидации организации (юридического лица), суды возлагают функции по осуществлению этой ликвидации на государственные органы либо на органы местного самоуправления, в том числе на налоговые органы. Подобные решения являются неправомерными, подлежат обжалованию заинтересованными лицами и, как следствие, - отмене вышестоящим судом.

Незаконная регистрация предприятия

До 1 июля 2002 года процедура создания организации регулировалась Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 (Положение о порядке регистрации). Нарушение данного Положения приводило к признанию регистрации компаний недействительной. Одним из наиболее частых поводов для ликвидации организации являлась регистрация по утерянным паспортам. 1

Пример:

В арбитражный суд поступило исковое заявление, в котором налоговая инспекция требовала ликвидации ООО «Монарх». Судьи признали ее требование обоснованным, сославшись на то, что при создании общества было допущено грубое неустранимое нарушение гражданского законодательства.

Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о порядке регистрации, заявление о регистрации предприятия должно быть подписано его учредителями. В ходе заседания городской арбитражный суд установил, что ООО «Монарх» было зарегистрировано по паспорту, утерянному Максимом Галкиным.

Поэтому заявление о регистрации общества не было подписано этим гражданином, указанным в качестве единственного учредителя.

Судьи признали регистрацию ООО «Монарх» недействительной. С их решением согласились апелляционная и кассационная инстанции. В результате этого общество было ликвидировано.

С 1 июля 2002 года вступил в силу Закон о государственной регистрации, который изменил правила создания предприятий. После этой даты зарегистрировать организацию по утерянному паспорту стало практически невозможно.

Дело в том, что теперь заявление о регистрации фирмы удостоверяет нотариус. Поэтому заявитель, которым обычно является учредитель организации, не может указать в нем чужие паспортные данные.

Однако многие организации, которые специализировались на продаже готовых предприятий до введения в действие Закона о государственной регистрации, подготовили регистрационные пакеты документов впрок и продолжают приторговывать ими. Поэтому, покупая готовую фирму, созданную до июля 2002 года, вы фактически приобретаете «кота в мешке». Ведь вам все равно не удастся проверить достоверность ее учредительных документов, но зато точно придется проходить перерегистрацию.

Нарушение законодательства о лицензировании

Предприятие может заниматься некоторыми видам деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Это установлено пунктом 1 статьи 49 ГК РФ. 1

Пример:

ООО «Калигула» собирается начать производство лекарственных препаратов. На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство лекарственных средств подлежит лицензированию. Следовательно, обществу обязательно нужно получить соответствующую лицензию. Иначе ему грозит ликвидация в судебном порядке.

Отметим, что организация не вправе изготовлять или продавать продукцию, оборот которой в России запрещен. К примеру, таковой являются наркотические и психотропные вещества, включенные в список 1 (постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681). К ним относятся норморфин, эфедрон, левамфетамин и т.д. Производство или реализация организацией хотя бы одного из этих препаратов влечет ее ликвидацию.

Неоднократное или грубое нарушение законодательства

Предприятие, виновное в неоднократном или грубом нарушении законодательства, также подлежит принудительной ликвидации.

Пример:

В окружной арбитражный суд обратилась налоговая инспекция с требованием ликвидировать ООО «Ноктюрн».

В своей жалобе налоговая инспекция указала, что с момента регистрации общества до момента подачи иска она не получила от него ни одной декларации по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, а также ни одного квартального (годового) бухгалтерского отчета.

Суд кассационной инстанции вынес решение в пользу налоговых инспекторов. При этом он разъяснил, что подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков своевременно подавать налоговые декларации и сдавать бухгалтерскую отчетность. Невыполнение этого требования, по мнению судей, является грубым нарушением налогового законодательства.

В некоторых случаях организация, не подававшая налоговые декларации и не сдававшая бухгалтерскую отчетность, может избежать ликвидации. Ведь гражданское законодательство предполагает расформирование фирмы, только в том случае, если она допустила неоднократное или грубое нарушение законодательства в ходе своей работы. Поэтому налоговики должны доказать суду, что с момента регистрации до момента подачи иска организация вела хоть какую-нибудь хозяйственную деятельность, например, продавала товары или сдавала в аренду имущество. В противном случае судьи могут отказать в иске о ликвидации организации.

Нарушение Закона о ККМ

Основания для ликвидации предприятия можно найти не только в Гражданском кодексе, но в Законе РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением» (Закон о ККМ). Согласно статье 6 этого документа, налоговые инспекторы вправе требовать расформирования организации, которая повторно нарушила его положения.

Итак, налоговики могут обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации фирмы при наличии трех условий.

Во-первых, предприятие должно нарушить правила работы с ККМ. 1 В настоящее время такими нарушениями признаются реализация продукции, выполнение работ или оказание услуг без кассового аппарата (ст.14.5 КоАП РФ).

Во-вторых, налоговая инспекция должна доказать суду, что организация преступила закон повторно. Для этого ей нужно представить судьям как минимум одно постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого на организацию уже был наложен штраф за неприменение ККМ.

Нарушение считается повторным, если организация в срок, установленный решением налогового органа не устранила выявленные ранее нарушения. Как считают налоговики, этот срок не может быть менее одного и более трех месяцев со дня принятия решения по акту проверки (письмо Госналогслужбы России от 29 октября 1993 г. N ВГ-4-14/170н).

Для определения виновности надо руководствоваться статьей 2.1 КоАП РФ. В ней указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения норм закона, но оно не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Например, в неприменении ККМ будет виновна организация, а не ее работник, только если он не был обучен работе на ККМ или сам аппарат был неисправен. Но все это должны доказать налоговые органы.

Кроме того, одновременно с подачей иска о ликвидации организации налоговый орган обязан приостановить деятельность этой организации в части денежных расчетов с населением, в том числе запретить распоряжаться средствами на ее счетах в банках (ст.6 Закона о ККМ). 1

В-третьих, предприятие не должно быть уже наказано за повторно совершенное правонарушение. То есть если налоговые инспекторы уже оштрафовали компанию за очередное несоблюдение правил работы с ККМ, то они не могут требовать ее ликвидации в судебном порядке.

Организации следует иметь в виду, что основания для ликвидации фирмы, перечисленные в ГК РФ и в Законе о ККМ, не являются безусловными. Это значит, что суд может, но не обязан удовлетворить иск налоговой инспекции о ликвидации предприятия даже при наличии таких оснований. Такое постановление вынес Федеральный арбитражный суд Московского округа 5 июня 2002 года N КГ-А41/3417-02.

Ликвидация по иску налоговых органов

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о признании организации банкротом и ее ликвидации.

Такое право возникает у налоговых органов, если организация не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей, задолженность по налогам и сборам (без учета пеней и штрафов) составляет более 1000 МРОТ и просрочка уплаты превышает 3 месяца.

Правда, иск о ликвидации налоговики могут подать не сразу, а лишь после того, как примут меры к взысканию этой задолженности. Ведь согласно статье 37 Закона о банкротстве, к исковому заявлению должны быть приложены доказательства принятых ранее мер к получению от организации задолженности по обязательным платежам. 1 Это могут быть:

- платежные требования о бесспорном списании задолженности с отметкой банка о невозможности их исполнения из-за отсутствия средств на расчетном счете;

- постановление о наложении ареста на имущества должника;

- другие документы.

С начала действия Закона о государственной регистрации у налоговых органов появилась еще одна возможность ликвидировать организацию. По пункту 3 статьи 26 названного закона с 1 января 2003 года они смогут требовать ликвидации организации, которая до этого времени не прошла перерегистрацию по новым правилам. Если такое требование будет обоснованным, то суду придется его удовлетворить.

3. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Банк России в течение 30 дней с даты публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Одновременно Банк России обязан представить в арбитражный суд кандидатуру ликвидатора, соответствующую требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом. 1

Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у нее указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

С момента вынесения арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации:

- органы управления кредитной организации (в том числе ликвидационная комиссия (ликвидатор), если они избраны (назначены) решением собрания учредителей (участников) кредитной организации, отстраняются от выполнения функций по управлению ее делами, в том числе по распоряжению ее имуществом, и в трехдневный срок обеспечивают передачу ликвидатору бухгалтерской и иной документации, материальных и иных ценностей, печатей и штампов кредитной организации;

- сведения о финансовом состоянии кредитной организации перестают быть отнесенными к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

- снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения по распоряжению ее имуществом. Наложение новых арестов на имущество кредитной организации и введение иных ограничений по распоряжению ее имуществом не допускаются;

- все требования к кредитной организации могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе ее ликвидации.

Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. 1

В процессе ликвидации кредитной организации ликвидатор имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные настоящей статьей, федеральными законами, и обязан действовать с учетом интересов ее кредиторов. Учредители (участники) кредитной организации и ее кредиторы вправе потребовать от ликвидатора возмещения убытков, причиненных его действиями (бездействием), нарушающими законодательство Российской Федерации.

Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в «Вестник Банка России» не позднее пяти рабочих дней со дня своего назначения. В этом объявлении должны быть указаны:

- наименование и иные реквизиты кредитной организации, ликвидируемой на основании решения арбитражного суда;

- наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о ликвидации кредитной организации;

- дата принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации;

- срок, установленный для предъявления требований кредиторов (не может быть менее двух месяцев с даты публикации указанного объявления);

- почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации;

- сведения о ликвидаторе. 1

Требования кредиторов кредитной организации направляются ликвидатору по почтовому адресу, указанному в опубликованном объявлении о ликвидации кредитной организации, одновременно с документами, на основании рассмотрения которых ликвидатор принимает решение о признании указанных требований установленными либо неустановленными.

Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов кредитной организации и учитывает их при составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидатор обязан уведомить кредитора кредитной организации о результатах рассмотрения его требований в срок, не превышающий одного месяца со дня получения указанных требований. Возражения по результатам рассмотрения ликвидатором требований кредиторов могут быть заявлены кредитором и рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для осуществления процедуры конкурсного производства.

Требования кредиторов ликвидируемой кредитной организации по результатам их рассмотрения ликвидатором могут быть заявлены кредитором в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. О дне и месте проведения указанного собрания кредиторы должны быть оповещены не позднее чем за 15 дней до дня проведения этого собрания. 1

В компетенцию собрания кредиторов входит избрание комитета кредиторов.

Собрание кредиторов и (или) комитет кредиторов вправе:

- заслушивать отчет ликвидатора о ходе проведения ликвидационных процедур;

- рассматривать промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении ликвидатора;

- обжаловать решения ликвидатора в арбитражный суд;

- давать согласие на осуществление сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации, если указанное имущество не реализуется на публичных торгах;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с требованиями закона «О банках и банковской деятельности».

Порядок проведения собрания кредиторов и заседаний комитета кредиторов, в том числе порядок избрания комитета кредиторов и проведения голосования, регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подлежит рассмотрению на собрании кредиторов и (или) на заседании комитета кредиторов и после указанного рассмотрения - согласованию с Банком России. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, и промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении одного месяца со дня согласования указанного баланса с Банком России.

Если иное не установлено настоящей статьей, в случаях, когда имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 1

Ликвидатор составляет и представляет в Банк России для согласования промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность кредитной организации в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ликвидатором возложенных на него обязанностей арбитражный суд вправе:

- признать недействительными сделки, заключенные или совершенные ликвидатором в ходе проведения им в кредитной организации ликвидационных процедур, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

- отстранить ликвидатора от исполнения им своих обязанностей по ходатайству Банка России или собрания (комитета) кредиторов и назначить нового ликвидатора, кандидатура которого предложена Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом. 1

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается в порядке, предусмотренном Федеральным законом 2О несостоятельности (банкротстве)».

Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.

Заключение

Решение о ликвидации юридического лица принимает суд. Он может сам сообщить о предстоящей ликвидации в государственный регистрирующий орган, назначить ликвидационную комиссию, утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а может поручить заняться этим собственнику имущества организации. Пункт 2 статьи 61 ГК РФ содержит четыре основания для принудительной ликвидации предприятия. Организация может быть расформирована, если она: была создана с грубым неустранимым нарушением законодательства; работает без лицензии; занимается деятельностью, которая запрещена законом; допустила неоднократное или грубое нарушение законодательства. До 1 июля 2002 года процедура создания организации регулировалась Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482. Нарушение данного Положения приводило к признанию регистрации компаний недействительной. Одним из наиболее частых поводов для ликвидации организации являлась регистрация по утерянным паспортам. Предприятие может заниматься некоторыми видам деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Это установлено пунктом 1 статьи 49 ГК РФ. Предприятие, виновное в неоднократном или грубом нарушении законодательства, также подлежит принудительной ликвидации. Основания для ликвидации предприятия можно найти не только в Гражданском кодексе, но в Законе РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением». Согласно статье 6 этого документа, налоговые инспекторы вправе требовать расформирования организации, которая повторно нарушила его положения. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о признании организации банкротом и ее ликвидации. Такое право возникает у налоговых органов, если организация не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей, задолженность по налогам и сборам (без учета пеней и штрафов) составляет более 1000 МРОТ и просрочка уплаты превышает 3 месяца.

Список использованной литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).


2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».


3. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».


4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».


5. Федеральный Закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».


6. Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением».


7. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. N 66н.



1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

2 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

1 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. N 66н.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением».

1 Закон РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением».

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Федеральный Закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».

1 Федеральный Закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».

1 Федеральный Закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».

1 Федеральный Закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».

1 Федеральный Закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».

1 Федеральный Закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».