Содержание

Вопрос 1. 4

Модель совершенной конкуренции. 4

Вопрос 2. 13

Инфляция и дефляция. 13

Задача 3. 19

Задача 4. 20

Тесты.. 21

Список литературы.. 22

Вопрос 1

Модель совершенной конкуренции

Для оценки экономической эффективности модели совершенной конкуренции рассмотрим взгляды различных экономических школ на этот вопрос.

Экономисты-классики             

 «Конкуренция» вошла в экономическую теорию из бытового языка, и в течение длительного времени это слово обозначало только независимое соперничество двух или более лиц. Когда  Адам Смит хотел объяснить, почему сокращение предложения приводит к росту цен, он ссылался на конкуренцию, которая «сейчас же начнется» среди покупателей; когда предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше кон­куренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько важным окажется для них быстрее сбыть этот товар». Следует отметить, что здесь (и обычно) слово «конкуренция» употребля­лось в смысле соперничества в гонке — в гонке с целью получения дефицитных товаров или в гонке с целью быстрейшего сбыта излишков товаров. Конкуренция — это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия.            

Смит заметил, что чем многочисленнее экономические соперники, тем скорее между ними возникает борьба за преимущества с помощью наращивания или сбивания цен (4, стр. 201):

«Ремесла, в которых занято очень немного людей, наиболее,  легко достигают таких соглашений...»                     

Если он (капитал) разделен между двумя бакалей­щиками, то взаимная конкуренция будет вынуждать их обоих продавать свои товары дешевле, чем, если бы товар находился в одних руках. Если же весь капитал оказался бы распределенным среди двадцати торговцев, то их конкуренция была бы намного сильнее, а возможность сговора между ними в целях повышения цен намного меньше».

Это все, что Смит мог сказать о числе конкурентов.

Конечно, еще что-то подразумевается и частично выражено в трактовке конкуренции, данной Смитом, но это «еще что-то» не­легко установить точно, поскольку оно не было точно сформиро­вано в сознании Смита. Но понятие конкуренции, по-видимому, охватывает также несколько других элементов.

1. Экономические единицы должны иметь приемлемые зна­ния об условиях использования их ресурсов в различных отрас­лях промышленности. «Это равновесие может иметь место лишь в тех занятиях, которые хорошо известны и давно установились в данной местности». Но необходимая информация обычно име­лась: «...надо признать, что секреты подобного рода редко можно сохранять в течение продолжительного времени, а чрезвычайная прибыль может держаться лишь немного дольше, чем сохраня­ется секрет».

2. Конкуренция достигала результатов только в длительном периоде: «Равновесие всех преимуществ и недостатков для раз­личных приложений труда и капитала может иметь место только при обычном, или, так сказать, естественном, состоянии этих от­раслей».

3. Должна существовать свобода торговли; экономическая единица должна иметь свободу войти или выйти из любой отра­сли. Исключительные привилегии корпораций, препятствующие доступу к определенным занятиям, а также ограничения свободы передвижения, налагаемые законом о призрении бедных, явля­ются примерами подобных вмешательств в «свободную конкуренцию».

В итоге Смит определяет пять условий конкуренции.

1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сго­воре.

2. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы.

3. Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях.

4. Должна быть свобода (от социальных ограничений) дей­ствовать в соответствии с этим знанием.

5. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев,

Современные экономисты явно склонны видеть в этих утвер­ждениях больше, чем имели в виду Смит и его современники. Тот факт, что он (и многие его последователи) называл собственность на землю монополией (хотя рынок сельскохозяйственных земель |отвечал всем условиям конкуренции) и делал это просто потому,  что общее предложение земли считалось фиксированным, является достаточным доказательством неточности его языка.

Смит не объясняет, как он пришел к этим элементам кон­цепции конкуренции. Мы можем предположить, что к выводу о желательности множества конкурентов и о независимости дей­ствий этих конкурентов он пришел на основе непосредственных наблюдений. Любой осведомленный человек знал, по крайней мере, в общих чертах, чем является конкуренция, и сущностью этого знания была борьба конкурентов за относительные преиму­щества.

И наоборот, другие элементы конкуренции оказываются не­обходимыми условиями справедливости тезиса, который должен был ассоциироваться с конкуренцией: уравнивание доходов в различных направлениях, открытых для предпринимателя, ин­вестора или работника. Если постулировать, что состояние рав­новесия в условиях конкуренции характеризуется равенством до­ходов, тогда наличие достаточного числа независимых соперни­ков недостаточно для существования равновесия. Предпринима­тель (или другие агенты) должен знать, какие доходы можно по­лучить в различных областях, он должен располагать свободой доступа к области, обещающей высокую доходность, и ему нужно время, чтобы его присутствие в этой области стало реальностью. Таким образом, эти условия были предпосылками аналитической теоремы, хотя их приемлемость была, несомненно, подкреплена тем фактом, что они более или менее точно соответствовали на­блюдаемым условиям (4, стр. 204).                              

Этот набросок концепции конкуренции не был ни дополнен, ни оспорен ни в чем существенном в течение следующих трех четвертей века каким-либо видным представителем английской школы. Пристальное изучение литературы откроет, несомненно, много отдельных высказы­ваний о формальных свойствах или реализме данной концепции, особенно в случаях применения теории к конкретным проблемам. Например, Сениор более других своих современников интересо­вался методологией и он отмечал:

«Хотя в условиях свободной конкуренции затраты производ­ства являются регулятором цен, их действия подвержены вли­янию многих случайностей. Можно считать, они работают иде­ально, только если предположить, что ничто другое не влияет на результат, что капитал и труд могут быть тотчас же и без потерь переведены с одного вида использования на другой и что у каждого производителя есть полная информация о прибыли, которую можно извлечь из каждого вида производства. Но оче­видна нереальность этих предположений. Большая часть капи­тала, необходимого для производства, состоит из зданий, машин­ного оборудования и других орудий труда, на создание которых затрачено много времени и труда, и все это может служить для осуществления только данных задач... Мало кто из капиталистов может подсчитать, кроме как по средним данным за несколько лет, суммы их собственных прибылей, и еще меньшее число ка­питалистов может подсчитать прибыли соседей».

Сениор никак не использовал концепцию совершенной кон­куренции, на которую имеется намек в приведенном отрывке, и он весьма небрежно пользуется понятием «монополия» (4, стр. 207).

Кэрнс, последний значительный английский экономист, при­держивающийся классической традиции, отошел от концепции конкуренции, предложенной Смитом.

Он определил состояние свободной конкуренции как такое, при котором товары обмениваются пропорционально затратам (труда и капитала) на их производство. По его мнению, это условие полностью выполнялось для капитала, поскольку нали­чествовали большие резервы капитала, которые быстро влива­лись в необычайно прибыльные области. Условие выполнялось только частично по отношению к труду, поскольку существовали иерархии профессиональных групп («не конкурирующих отрасле­вых групп»), до которых работнику было особенно трудно под­няться. Даже вознаграждения за квалификацию сверх тех, что выплачивались за расходы на обучение, были монопольным доходом. Этот метод не был аналитически точен (Кэрнс не ска­зал, как уравнять затраты капиталистов и работников), не был он плодотворен и эмпирически.

Термином «отраслевая конкуренция» Кэрнс обозначил силу, влияющую на соразмерность цен психологическим затратам, ре­зультатом действия которой оказывается некая степень концен­трации производства продукции в одной неконкурентной группе, и он искал объяснения обмена продуктами между не конкуриру­ющими группами в теории взаимного спроса в международной торговле. Отсюда следует, что мы могли бы назвать отраслевой конкуренцией конкуренцию внутри не конкурирующих групп, а коммерческой конкуренцией — между не конкурирующими груп­пами. Но Сиджвик и Эджуорт приписывали Кэрнсу противопо­ложные взгляды: коммерческая конкуренция — это конкурен­ция в пределах одной отрасли, а отраслевая конкуренция тре­бует, чтобы ресурсы могли переливаться из одной отрасли в дру­гую.

  Маршалл

  Маршалл как обычно отказался плыть по течению, и его трактовка конкуренции значительно ближе к взглядам Адама Смита, чем к воззрениям его современников. Действительно, из­ложение Маршалла в этой области было почти столь же нефор­мальным и бессистемным, как и у Смита. Основное его утвер­ждение (4, стр. 206):

«...мы изучаем нормальный спрос и нормальное предложе­ние в их наиболее общей форме; мы игнорируем те аспекты, ко­торые характерны для частных областей экономической науки, и сосредоточиваем внимание на тех широких отношениях, которые присущи всей науке в целом. Так, мы допускаем, что силы спроса и предложения действуют свободно, что не существует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т. е. что покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако, хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные».

Если эта цитата, свидетельствует о возвращении Маршалла к строгой концепции конкуренции, мы должны помнить, что в основных главах о конкуренции он говорил о «страхе испортить рынок» и о фирмах, имеющих кривые спроса с отрицательным наклоном, и что он только однажды упоминает совершенную конкуренцию, и то только тогда, когда он энергично ее отверг.

Вскоре он немного уступил тенденции к очищению концепции. Начиная с третьего издания (1895) он явно ввел горизонтальную кривую спроса для отдельной фирмы как нормальный случай и описал ее той же математической формулой, что Курно. Но это были только заплаты, которые не затронули многие другие места в работе, где сохранилось нестрогое толкование конкуренции.

Наиболее ценным был косвенный вклад Маршалла; он дал самый выдающийся для своего времени анализ взаимозависимости конкуренции и оптимальной экономической организации (кн. 5, гл. XIII — о доктрине максимального удовлетворения). Здесь он обнаружил, что результаты конкуренции характеризуются не только известным свойством, согласно которому распределение ресурсов следует принимать как данность с тем ценным исключением, что только одно из нескольких состояний устойчи­вого равновесия может быть максимумом, но также установил новое и, возможно, крайне важное исключение, вытекающее из внешней экономичности или неэкономичности. Доктрина внеш­ней экономичности утверждает, что в важных областях выбор отдельного лица только частично подчинен учету последствий, и эта доктрина неизбежно открывает широкий диапазон конку­рентного равновесия, не подчиненного обычным критериям опти­мальной организации.

Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает, чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Значит, следует определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Характеристика модели рынка совершенной конкуренции

Дадим несколько свойств чистой конкуренции:

n Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

n Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

n «Принимающие цену». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

n Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическое упражнение.

1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности сельского хозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт с которым можно сравнивать или оценивать эффективность реальной экономики.

Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеет собственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Он скорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужден рассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Как уже было сказано выше - конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену.

Вопрос 2

Инфляция и дефляция

Проявлением макроэкономической нестабильности, несоответствия между совокупным спросом и совокупным предложением является инфляция.

Инфляция (inflatio – вздутие) - это обесценение денег, переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых падает (3, стр. 160).

Инфляция проявляется чаще всего в форме повышения уровня цен. Возможность инфляции связана с появлением денежных суррогатов - бумажных и металлических денег. Если обращается большее, чем необходимо для реализации предлагаемых товаров и услуг количество денег, то появляется возможность роста цен. Такая ситуация может возникнуть из-за резкого сокращения производства или в связи с излишней денежной эмиссией.

Инфляцию обычно измеряют индексом потребительских цен (ИПЦ) или индексом цен ВНП (дефлятором ВНП).

Дефляция (deflatio – сдувание, выдувание) – изъятие из обращения части денежной массы с целью предотвращения её роста и подавления инфляции, процесс, противоположный инфляции. Дефляция осуществляется  в основном посредством увеличения налогов , предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходов государственного бюджета, путём кредитной рестрикции, за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг (3, стр. 161).

Для определения тенденций инфляционного процесса в расчет берут темпы инфляции, которые рассчитываются по формуле:

В зависимости от величины индекса цен различают следующие виды инфляции:

·    Ползучую (5 - 10 % в год). Обычно ползучая инфляция не оказывает отрицательного воздействия на национальное производство. Рост цен является обычным явлением (и даже фактором) при умеренном росте экономике.

·    Галопирующую (двузначные цифры в год). Такая инфляция – свидетельство серьезных диспропорций в экономике;

·    Гиперинфляцию (двузначная в месяц, трех -четырехзначная в год). Гиперинфляция агрессивно разрушает экономику. Резкое обесценение денег «съедает» сбережения населения, обесценивается вложенный предпринимателями капитал. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям и развитию производства.

Гиперинфляция агрессивно разрушает экономику. Резкое обесценение денег “съедает” сбережения населения, обесценивается вложенный предпринимателями капитал. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям и развитию производства.

В условиях административно устанавливаемых цен может иметь место подавленная (скрытая) инфляция, которая проявляется в форме товарного дефицита. При свободном формировании цен на основе спроса и предложения инфляция приобретает открытый характер и проявляется в повышении уровня цен.

Открытая инфляция может порождаться различными макроэкономическими факторами. С этих позиций различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса возникает при полной занятости экономических ресурсов общества, когда производственные возможности данного периода исчерпаны. Увеличение спроса приводит к росту уровня цен. Мы отмечали такую возможность, рассматривая изменение макроэкономического равновесия из-за роста совокупного спроса в модели AD - AS на классическом участке кривой совокупного предложения.

 

Рисунок 1. Инфляция спроса. Рост совокупного спроса (AD1 ® AD2) приводит к чистому росту цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

Инфляция спроса - это проявление несоответствия денежного спроса и товарной массы. Что может причиной внезапного и резкого увеличения совокупного спроса?

·        чрезмерные потребительские расходы, связанные с высокими инфляционными ожиданиями;

·        опережающий рост заработной платы по отношению к росту производительности труда;

·        установление государственных цен ниже равновесных;

·        избыточные инвестиции, обусловленные необоснованными оптимистическими ожиданиями;

·        непомерные государственные расходы, не обусловленные ростом государственных доходов;

·        дополнительная денежная эмиссия;

·        внешнеэкономические факторы (удешевление рубля относительно других национальных валют).

Инфляция спроса самовоспроизводится, часто порождая ажиотажный спрос.

Возможно возникновение инфляции со стороны совокупного предложения. Резкий рост издержек производства рождает инфляцию предложения. Инфляцию предложения может вызвать:

·    внезапное удорожание цен сырья (мировой энергетический кризис 70-х годов, повышение цен на энергоносители в России в 90-е годы);

·    активное давление профсоюзов, требующих повышения оплаты труда;

·    введение дополнительного налогообложения, главным образом, косвенных налогов, акцизов.

Рисунок 2. Инфляция предложения. Шоковое сокращение совокупного предложения (AS1 ® AS2) приводит к росту уровня цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

Анализ инфляционных процессов в современной России обнаруживает “взаимное подкармливание” двух форм инфляции.

·        Инфляция приводит к непрогнозируемому и необоснованному перераспределению национального дохода в обществе.

·        Инфляция обусловливает снижение инвестиций в производство (так как заставляет кредиторов повышать процентные ставки). Длительное сокращение инвестиций приводит к снижению реального объема производства.

·        Инфляция обусловливает высокие риски в предпринимательской деятельности. На это предпринимательский сектор отзывается резким сокращением сроков кредитования: уходом из реального сектора экономики.

·        Инфляция снижает политическую стабильность, обусловливает социальную напряженность.

·        Высокая инфляция разрушает национальную денежно-кредитную систему, обусловливает использование СКВ на внутреннем рынке. В современной экономической теории различают прогнозируемую (ожидаемую) и непрогнозируемую инфляцию.

Ожидаемая инфляция приводит к следующим последствиям:

·        Реальное количество денег на руках у населения сокращается. Приходится часто посещать банк для снятия денег. (Издержки «стоптанных башмаков»).

·        Приходится чаще менять ценники. «Издержки меню».

·        Приходится менять налоговое законодательство. (Подоходный налог).

Непрогнозируемая инфляция обусловливает следующие негативные последствия:

·        Спекулятивное перераспределение богатства общества (через долгосрочные кредитные и арендные договоры, коммерческие контракты, в которых указаны номинальные стоимостные величины).

·        Бьет по людям, получающим фиксированные доходы.

·        Идет утечка национального капитала за границу.

·        Инфляция - самый тяжелый налог, особенно на средне- и малоимущие слои. Она обесценивает трудовые доходы и доходы от предпринимательской деятельности.

Инфляция может увеличить реальные доходы, обусловить получение выгоды следующими категориями субъектов:

·     посредниками, занятыми перепродажей товаров, ценных бумаг, валюты;

·    лицами, получившими кредиты или недвижимость по долгосрочным договорам;

·    людьми, вложившими средства в недвижимость и ценности;

·    лицами, олицетворяющими государственно-монополистические структуры.

Задача 3

          Пусть средние переменные издержки конкурентного предприятия описываются уравнением AVC = 100 + 2q² (руб.), постоянные издержки FC = 600 тыс. руб. Определить оптимальный объём производства предприятия (в тыс. ед.), если р = 250 руб. Чему при это равна прибыль (убыток) предприятия?

Решение:

            Оптимальный объём – уровень выпуска продукции максимизирующий прибыль фирмы. При производстве в меньших масштабах прибыль уменьшается  в связи с большой долей постоянных затрат, а при увеличении производства падает величина спроса и цены, при этом могут резко возрастать переменные издержки в связи с ограниченностью какого-либо фактора производства.

          Используя приведённые в условии данные, рассчитаем значения прибыли при различных объёмах производствам. Сведём результаты расчетов в таблицу.

          Все денежные показатели даны в тыс. руб.

Q

0

50

100

150

200

204

VC

0

255

2010

6765

16020

16999,73

FC

600

600

600

600

600

600

Выручка

0

12500

25000

37500

50000

51000

Прибыль

-600

11645

22390

30135

33380

33400,27

Q

250

300

350

352

353

400

VC

31275

54030

85785

87263,62

88009,25

128040

FC

600

600

600

600

600

600

Выручка

62500

75000

87500

88000

88250

100000

Прибыль

30625

20370

1115

136,384

-359,254

-28640

          Как видно из таблицы критический (безубыточный) объём производства 352 единицы продукции. При большем объёме производства фирма начинает приносить убыток. Оптимальный объём производства составляет 204 единицы. Прибыль при этом составляет 33,4 млн. руб.  Для наглядности построим график отображающий динамику всех показателей.

Задача 4

          Пусть потенциальный ВВП равен 200 ден. ед. Совокупный спрос описывается уравнением Q = 400 – 200Р. Определить абсолютную величину разрыва ВВП (Рввп) при Р = 2,5. Каким должен быть уровень цен, чтобы в долгосрочном периоде экономика находилась в равновесии? Решить графически.

Решение:

          Абсолютная величина разрыва ВВП при заданном уровне цен определяется по следующей формуле:

Рввп = Q – ВВП

          Подставляя, заданное значение уровня цен в уравнение совокупного спроса получим значение Q = 250, отсюда:

Рввп =250 – 200 = 50 ден. ед.

          Для нахождения экономики в долгосрочном равновесии уровень цен должен находиться в интервале 2,5 – 4.

          Это объясняется тем, что при слишком низком уровне цен не будет достигнуто устойчивое равновесие, а при высоком резко снизится потребление.

Тесты

5) а;

6) б;

7) б;

8) в;

9) а, в;

10) а.

Список литературы

1.     Архипов А. И. Экономика – М.: «Проспект» 1998.

2.     Григорова Т. М. Экономическая теория – Н-ск.: СибУПК 1999.

3.     Казаков А. П. Экономика: Курс лекций – М., 1996.

4.     Камаев В. Д. Экономическая теория – М.: «Владос» 1998.

5.     Нуреев Н. М. Курс микроэкономики – М.: «Инфра-М» 1999.