Содержание

Тема № 5......................................................................................................... 3

Задача № 1.................................................................................................................................. 3

Задача № 2.................................................................................................................................. 3

Задача № 3.................................................................................................................................. 4

Тема № 7.3...................................................................................................... 6

Контрольные вопросы.............................................................................................................. 6

Тестовые задания.................................................................................................................... 19

Задача № 1................................................................................................................................ 20

Задача № 2................................................................................................................................ 21

Задача № 3................................................................................................................................ 22

Список литературы..................................................................................... 24


Тема № 5

Задача № 1

Вы являетесь владельцем облигации, за которую Вы заплатили 1 млн. руб. Получаемый по облигации процент подлежит обложению подоходным налогом. Ваш совокупный доход за год, помимо процента по облигации, составил 20 млн. рублей. Дефлятор за год составил 1,12. Реальная годовая процентная ставка по облигации до налогообложения оказалась равной 4%. Чему равен Ваш реальный доход по облигации с учетом налога?

Решение:

Стоимость облигации = 1 млн.руб.

Совокупный доход за год = 20 млн.руб.

Дефлятор за год = 1,12

Реальная годовая процентная ставка по облигациям до налогообложения = 4%

Реальная процентная ставка - это доход стоимость кредита или кредит, выражаемая в терминах товаров и услуг.

Дефлятор - это падение цен стоимость облигации в конце года с учетом.

реальной процентная ставки = 1000000*4%=40000;

1000000+40000=1040000

Стоимость облигации с учетом дефлятора = 1040000-11648=1028352.


Задача № 2

Рассчитайте, сколько денег было выведено из обращения за год, если суммарная стоимость проданных за год товаров составила 90 трлн. рублей, .. среднее число оборотов денег в год равнялось 10, а в начале года в обращении находилось 12 трлн. рублей.

Трейдер купил 100000долларов за франки, использовав на это 152300 франков, т.к. цена доллара была 1,5230 франков за доллар. Через 53 часа он продал эту же сумму долларов, но посколько цена доллара за это время поднялась до 15410 франков за доллар, он вернул сумму 154100 франков.

Разница суммы первоначально затраченных франков и сумма полученной в итоге составляет 1800 франков, если перевести в доллары, то получается результат данной операции 1168.

Трейдер купил 100000долларов за франки, использовав на это 154100франков, т.к. цена доллара была 1,5410 франков за доллар. Через 53 часа он продал эту же сумму долларов, но посколько цена доллара за это время понизилась до 1,5230 франков за доллар, он не вернул сумму 154100 франков.

Разница суммы первоначально затраченных франков и сумма полученной в итоге составляет -1800 франков, если перевести в доллары, то получается результат данной операции -1168.

Задача № 3

1 апреля 1996 года:

• Игорь И. открыл счет в Инком банке, внес на этот счет сумму 3 млн. рублей и получил пластиковую карточку, которая допускает перерасход вложенных средств, но не более чем на 500 тыс. рублей.

• Светлана В. открыла счет в Столичном Банке Сбережений, внесла на этот счет сумму 2 млн. рублей и получила карточку, дающую возможность оплачивать купленные товары и услуги в пределах находящейся на счету суммы.

• Семья Пироговых взяла в Альфа банке кредит на покупку дачного участка на 3 года в размере 10 млн. рублей за 100% годовых.

Определите, как изменилось предложение денег в России 1 апреля 1996 года в результате всех описанных выше действий.

Решение:

Предложение денег в России с 1.04.96г. уменьшится на 5 млн. руб.

(10-(2+3)=5, т.к. было внесено на счет 5 млн. руб. и взяли в кредит 10 млн. руб.

Тема № 7.3.

Контрольные вопросы

1. Монополия характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке.

Как с точки зрения количества продавцов, на рынке, так и с других важных аспектов монополия представляет с собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции. Монопольный рынок исключает вхождение в него других продавцов.

Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию, т.е. чем большее количество он произведет, тем ниже будет цена за каждый экземпляр, таким образом монополист, сокращая выпуск продукции, повышает цену на нее.

Продавец обладает монопольной властью или властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

Если совершенные конкуренты являются ценополучателями, т.е. принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля, и решения конкурентной фирмы. Относительно объему ее выпуска может быть выражена при помощи кривой предложения, показывающей, сколько продукции произвела бы фирма при каждом заданном значении цены. То монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать, как ценопроизводителей, т.к. они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никакой взаимосвязи, то для монополиста не существует кривой предложения.

Существует множество барьеров, ограничивающих доступ новых фирм на монополистический рынок. Это наличие значительных ресурсов для внедрения новой техники, это стремление создать технические барьеры для защиты от конкуренции - это патенты, т.е. имеют место дополнительные расходы для создания патентной защиты производства и обеспечения льготных условий деятельности, т.е. созданные барьеры снижают конкуренцию и снижают эффективность распределение ресурсов.

2.            Рынок находящийся в состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения.

В условиях конкуренции цена и выпуск определяется пересечением кривых спроса и предложения. В условиях монополии и выпуск выбирается на таком уровне, при котором MR=MC, а значение цены задается кривой спроса при заданном объеме выпуска. Замена конкуренции монополией приводит к росту цены и снижения выпуска.

Почему мрнополист не расширяет выпуск за пределы объема Qm? В конце концов , покупатели готовы платить большее величины предельных издержек за дополнительные единицы блага, по крайней мере до тех пор, пока общий объем выпуска не достигнет Qc. Однако монополист не может увеличить свои прибыли за счет удовлетворения этих запросов, т.к. для увеличения объема продаж он вынужден был бы снизить цену для всех покупателей. Если он снизит цену ради увеличения выпуска продукции на 1 единицу сверх объема Qm, то его доход продажи этой дополнительной единицы превысит предельные издержки ее производства, т.к. цена выше величины предельных издержек. Однако поскольку предельный доход ниже предельных издержек для объема выпуска превышающих Qm, потери в доходе от продажи первоначального объема выпуска, вызванные снижением цены, перевесили бы этот выигрыш (от продажи дополнительной единицы).


3. Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются: - отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта; - наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар.

Ценовая дискриминация первой степени (идеальная, совершенная), т.е. монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными субъектов.

Ценовая дискриминация второй степени предлагает установление различных цен за различное количество одного и того же товаров (установление цен на определенные товарные блоки).

Ценовая дискриминация третьей степени монополист продает продукт различным людям по разным ценам (сегментация рынка).

Рынок с более высокой ценой характеризуется более низкой эластичностью.

Ценовая дискриминация широко распространена в России.

4.            Х-неэффективность – это неспособность фирмы производить с минимальными затратами  (при оптимальной комбинации ресурсов).

Х-неэффективность может возникнуть как у фирмы – чистого конкурента, так и при несовершенной конкуренции. При чистой конкуренции фирма не выдержит и уйдет с рынка.

Несовершенные конкуренты в этом случае имеют преимущество перед фирмами – чистыми конкурентами, это:

-         наличие значительных ресурсов для внедрения новой техники;

-         наличие защиты от конкурентов (патента)

5.            Важнейшие примеры естественных монополий включают обеспечение водой, газом и электроэнергией, а также местную телефонную связь и канализацию. Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономики от масштаба при распределении услуг.

Естественная монополия. Необходимые и достаточные условия наличия естественной монополии. Модель одно-продуктовой и много продуктовой естественной монополии. Условия само прекращения естественной монополии. Регулирование отраслей естественной монополии. Возможности и проблемы конкурентного равновесия. Второй  оптимум и ценообразование Рамсея. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Регулирование нормы доходности.

Проблемы национализации и приватизации отраслей естественной монополии: теоретические основы и опыт Западной Европы и России. Проблема распределения ответственности по управлению естественной монополии между менеджерами разного уровня, между менеджерами и государственными чиновниками. Проблема инфлятирования издержек регулируемой монополии. Неэффективность инвестиционных решений регулируемой естественной монополии: эффект Аверча-Джонсона

6. Защита и поддержка конкуренции, как фактор, стимулирующий повышение деловой активности предпринимателей и защиту интересов потребителей является сутью рыночной экономики. Поэтому создание институтов и механизма конкурентной политики особенно важно для построения правильно функционирующего рыночного механизма.

С точки зрения страны, осуществляющей системный переход от экономики центрального планирования к рыночной экономике, создание и развитие конкуренции является центральным моментом успешных рыночных преобразований, поскольку только через эти механизмы можно ликвидировать «унаследованную» от предыдущей политической системы централизованную, принадлежащую государству, и крайне монополизированную экономику, противостоящую рыночным механизмам.

Вместе с тем, очень важно, чтобы государственное регулирование конкуренции вследствие чрезмерной жесткости устанавливаемых правил, не подменяло и не противоречило развитию конкуренции. Особенно актуальным это является для Узбекистана, поскольку:

во-первых, изначально структурные реформы предусматривали замену ранее существовавших отраслевых министерств новыми формами монополизированных объединений (ассоциации, компании, концерны и т.п.), получивших многие министерские права и функции, что в конечном итоге препятствует демонополизации экономики;

во-вторых, законодательство и практическое проведение конкурентной политики в стране сконцентрировано вокруг регулирования деятельности предприятий, имеющих высокую рыночную долю или являющихся естественными монополиями. Экспертиза законодательства и практики осуществления антимонопольной политики свидетельствуют, что в значительной мере такое регулирование имеет мало общего с политикой формирования конкурентной среды, а часто выступает просто механизмом воздействия на цены предприятий;

в-третьих, низкая эффективность антимонопольной политики проявляется не только в высоком уровне монополизации, но и наличии многочисленных барьеров входа на рынок для хозяйствующих субъектов.

Применяемый механизм реализации антимонопольной политики через декларирование цен служит не столько защитой потребителей от необоснованного повышения цен, сколько методом государственного регулирования деятельности крупных предприятий-производителей, приводящим в конечном итоге к изъятию и перераспределению в пользу посреднических структур части прибыли предприятия. Все это подрывает инвестиционные способности предприятий, их возможности модернизации производства и повышения конкурентоспособности не только на внешних, но и на внутренних рынках.

.

7. . Высокий уровень концентрации капитала сочетается с относительно невысокой степенью концентрации производства.

Для промышленности характерны немассовое производство высококачественной продукции на экспорт. Главные отрасли промышленности: химическая, машиностроение (кузнечно-прессовое оборудование, высокоточные металлообрабатывающие станки, электротехнические изделия), металлургия, крупное производство часов, производство резины и пластмасс, микроэлетротехника, автомобильная, производство датчиков, и оптико-электроники, биотехнология, медицина, текстильное производство (тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани, ленты, вышивки), швейная, трикотажная, обувная, бумажная, полиграфическая, пищевая (сыры, шоколад, концентраты) промышленность.? сельского хозяйства – животноводство (в основном, молочное).

Экспорт: продукция машиностроения и металлообработки, в том числе, часы, химические, текстильные товары, одежда, продовольствие. Распространен иностранный туризм.

Швейцарская промышленность дает около 40% ВНП страны. Характерными особенностями являются большая зависимость от внешних источников сырья и ориентированность на экспорт готовой продукции

8. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев провел первое совместное совещание с участием своих вновь назначенных заместителей, начальников и заместителей начальников управлений Федеральной антимонопольной службы. В ходе совещания И.Артемьев определил основные направления, принципы и формы деятельности службы. Руководитель Федеральной антимонопольной службы назвал основной целью службы снижение уровня монополизации рынков. По словам Игоря Артемьева, "реальное развитие экономики, борьба с бедностью, увеличение ВВП в два раза невозможно без демонополизации целых отраслей".

Основными принципами деятельности службы он назвал последовательность в действиях, отказ от избирательного применения закона и коллегиальность выработки ключевых решений. В частности, для этого предлагается создать президиум коллегии Федеральной антимонопольной службы, который будет собираться раз в две недели для принятия важнейших решений.

И.Артемьев поручил своим заместителям и начальникам управлений подготовить планы основных стратегически значимых для развития экономики России мероприятий Федеральной антимонопольной службы на среднесрочную перспективу.

9. Намерена ужесточить борьбу с монополизацией европейских автомобильных рынков. Этому посвящен выпущенный 26 октября доклад ЕК. В докладе уделено внимание нескольким проблемам. Во-первых, антимонопольный орган Евросоюза критикует сговоры дилеров и производителей, в результате которых разница цен на одни и те же автомобили в разных странах ЕС порой достигает 40-50%. Во-вторых, Комиссия намерена работать над ослаблением зависимости автомобильных дилеров от производителей. В-третьих, ЕК будет бороться за равные рыночные возможности для всех поставщиков запчастей и фирм по техобслуживанию автомобилей. Комиссар ЕК по вопросам конкуренции Марио Монти заявил, что пока система продажи автомобилей в странах ЕС "оставляет желать лучшего". Он отметил, что в ЕК постоянно поступают жалобы клиентов на нарушения автомобильными компаниями антимонопольных законов и искусственной поддержке высоких цен на свою продукцию. По его словам, "даже многомиллионные штрафы, налагаемые на автомобильные компании не могут исправить ситуацию". Марио Монти констатировал, что "по поводу нарушений закона автомобильными компаниями ЕК получает гораздо больше жалоб, чем по какому-либо другому поводу". Представители Еврокомиссии считают, что после вступления в силу в январе 2001 года нового европейского законодательства против ценовых сговоров ситуация на автомобильных рынках изменится к лучшему.

10. За годы независимости в Украине сложилась новая народная примета. О приближении весны обыватель начинает догадываться не по традиционному прилету грачей или по занесенному западными ветрами обычаю спрашивать о ее приходе сурка, а по тому, с какой частотой правительственные чиновники начинают выговаривать слова "аграрный сектор", "помощь селу", "посев", "кредитование крестьян".

Впрочем, этот год отличается от предыдущих. Если раньше в Кабмине искали средства на посевную путем банального "выкручивания рук" председателям правлений крупнейших банков, то есть, "убедительно прося" выдавать кредиты крестьянам для закупки ГСМ, техники, посевного материала, то теперь Кабмин решил действовать цивилизованнее, по крайней мере, на бумаге.

Правительство решило начинать традиционный сбор средств на посевную с подписания Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Кабинетом министров Украины, Минагрополитики, НБУ и Ассоциацией украинских банков. Вице-премьер-министр Украины Иван Кириленко, выступая на церемонии подписания документа, без обиняков объяснил присутствующим цель подписания меморандума. В текущем году правительство считает необходимым обеспечить урожай продовольственного зерна на уровне 12-15 млн. тонн (в прошлом году около 4 млн. тонн - "Контекст"), однако для этого аграриям под посевную кампанию необходимо привлечь 3-4 млрд. грн. банковских кредитов.

Тем временем аналитики довольно скептически оценивают содержание и перспективы подписанного документа. Во-первых, меморандум, как таковой, не имеет юридической силы для подписавших его сторон. По сути, это лишь декларация о намерениях, о которых стороны (в первую очередь коммерческие банки) могут безболезненно забыть сразу же после подписания.

Во-вторых, подписание меморандума вряд ли повлияет на повышение кредитоспособности селян. Ведь, несмотря на положительную статистику (в 2003 году "аграрных" кредитов было выдано на 73,5% больше, чем в 2002 году, достигнув тем самым отметки 4503,7 млн. грн.), кредитование села остается одним из самых рискованных видов деятельности для банков, что отражается на величине кредитных ставок для села. В результате, кредит в банке остается роскошью для среднестатистического сельхоз. хозяйства или фермера.

11. Основные труды в области теории и методологии антикризисного регулирования экономики, экономической динамики и экономического роста. Рекомендации Х. по смягчению циклических колебаний и стимулированию экономического роста, основанные на системе «встроенных стабилизаторов», «компенсирующих контрмер» и программах гибкого бюджетного реагирования с помощью расширения или сокращения государственных расходов и инвестиций, широко использовались в практике государственно-монополистического регулирования экономики США и др. капиталистических стран, что, однако, не могло предотвратить наступление экономических кризисов в этих странах. Учитывая большое значение экономики США в капиталистическом мире, Х. пришёл к выводу, что предпосылкой устранения мировых экономических кризисов якобы является «обеспечение постоянного процветания США», а также повышение роли международных специализированных организаций (например, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития — МБРР и др.). Практическое назначение рекомендаций Х. состоит в оказании финансовой поддержки монополиям в периоды кризисов и депрессий за счёт широких масс налогоплательщиков.



Тестовые задания

1. Если предельные издержки монополиста положительны, то он будет производить там, где:

а) эластичность спроса больше единицы.

2. Если при переходе от совершенной конкуренции к монополии положительные результаты для выигравшей стороны меньше, чем сумма отрицательных результатов для проигравшей стороны, то:

а) ситуация должна быть изменена вмешательством государства;

3. Рисунок изображает равновесие в некой отрасли экономики:

а) она монополизирована.

4. Рынок красных гвоздик, скорее всего, будет являться:

б) свободно конкурентным рынком.

5. Фирма обладает монопольной властью, если она:

г) устанавливает цену; исходя из кривой спроса.

6. Какой рынок, скорее всего, будет монополией;

а) бензоколонка в сельской местности;

7. Что, скорее всего, не произойдет на рынке нефти России, если нефтяники Тюмени объявят забастовку:

 г) объем покупаемой нефти сократится.

8. Что из перечисленного не может быть причиной Х-неэффективности:

в) нечеткое закрепление обязательств в трудовых договорах.

9. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля - Хиршмана:

в) стремится к единице;

10..Рынки совершенной конкуренции и монополистической конкуренции схожи тем, что:

а) выпускаются однородные товары;

Задача № 1.

На валютных торгах сложилась следующая ситуация: немецкие марки продавались по курсу 3000 рублей за одну марку, и было куплено 10 млн. марок. При курсе ог 2000 рублей за марку и ниже не находилось желающих продавать марки, а при курсе от 5000 рублей за марку и выше — желающих купить марки. Кривые спроса и предложения имели линейный вид. а) Что может предпринять Центральный Банк (ЦБ) для того, чтобы курс марки снизился до 2500 рублей за одну марку, если ЦБ не имеет права фиксировать курс валют или ограничивать объем продаж, не допуская на рынок каких-либо продавцов?

б) Постройте кривые спроса и предложения без учета вмешательства ЦБ и с учетом вмешательства ЦБ.

в) Предположим, что все рубли, высвобождающиеся при изменении ситуации на рынке немецких марок, уходят на рынок долларов США, а все рубли, появляющиеся на рынке немецких марок при изменении ситуации на этом рынке, приходят с рынка долларов США. Как изменится курс доллара США после вмешательства ЦБ на рынке немецких марок, если известно, что до этого вмешательства в день покупалось 2 млн. долларов по цене 5700 рублей за доллар, а после вмешательства  количество   проданных  долларов  уменьшилось  на 200 тыс.?

Решение:

Для того, чтобы курс марки снизился до 2500 за 1 марку ЦБ может использовать несколько вариантов:

1.            ЦБ может использовать для валютного регулирования соглашение о гос. задолженности. В этом случае правительства двух государств договариваются о взаимном обмене товаров и услуг в соответствии с установленным валютным курсом. При этом платежи осуществляются в национальной валюте покупателями, а урегулирование задолженности происходит в течение установленного времени центральными банками стран-участниц соглашения.

2.            Государство может создать множественную валютную систему, предполагающую установление различных обменных кур­сов национальной валюты в зависимости от характера сделки.

3.            В рамках государственного регулирования валютных курсов применяется также рационирование иностранной валюты. Политика рационирования обязывает держателей иностранной валюты сдавать ее государственным органам в обмен на мест­ную валюту по официальному курсу. Импортеры обязаны про­сить у государства разрешение использовать валюту для фи­нансирования своих зарубежных операций. Наличная иностран­ная валюта распределяется среди импортеров, которых правительство желает поощрить. Импортеры, операции которых за рубежом наносят ущерб платежному балансу страны, лишаются иностранной валюты.

Помимо прямого регулирования государство влияет на валютный курс своей монетарной политикой, а также использованием государственных валютных резервов и кредитов МВФ.

Идея о том, что стабильность валютного курса достигается не столько интервенцией на валютном рынке (вмешательство центральных банков отдельных стран в операции на валютном рынке с целью воздействия на динамику курса национальной или иностранной валюты), сколько созданием стабильных усло­вий развития национальной экономики, характеризуется как «коперниковская революция в теории валютных отношений».

Задача № 2.

Вы являетесь владельцем облигации, за которую Вы заплатили 1 млн. руб. Получаемый по облигации процент подлежит обложению подоходным налогом. Ваш совокупный доход за год, помимо процента по облигации, составил 20 млн. рублей. Дефлятор за год составил 1,12. Реальная годовая процентная ставка по облигации до налогообложения оказалась равной 4%. Чему равен Ваш реальный доход по облигации с учетом налога?

Решение:

Стоимость облигации = 1 млн.руб.

Совокупный доход за год = 20 млн.руб.

Дефлятор за год = 1,12

Реальная годовая процентная ставка по облигациям до налогообложения = 4%

Реальная процентная ставка - это доход стоимость кредита или кредит, выражаемая в терминах товаров и услуг.

Дефлятор - это падение цен стоимость облигации в конце года с учетом.

реальной процентная ставки = 1000000*4%=40000;

1000000+40000=1040000

Стоимость облигации с учетом дефлятора = 1040000-11648=1028352.

Задача № 3.

Кривая спроса на товар А описывается зависимостью Qo = 160 — ЮР, а кривая предложения этого же товара описывается зависимостью Qs = 10 + 5Р. (Р — цена товара А в рублях; Q — количество товара А). Установлено, что потребление товара не вызывает загрязнения окружающей среды только тогда, когда оно не превышает 50 единиц.

а) Как можно сократить количество продаваемого и потребляемого товара  до  этой  величины  при  помощи  налогов,  взимаемых  с продавцов и/или с покупателей товара?

б) Какая при этом установится равновесная цена товара А?

Решение:

а) Сократить количество продаваемого и потребляемого товара можно путем установления дополнительных сборов или установления налога на покупку или продажу определенного вида товара. Например для потребителей ввести налог с продаж на этот вид товара или увеличить акцизы, а для продавцов - установить фиксированный налог на прибыль, получаемую от продажи данного товара, т.е. установить предельную ставку налога - т.е. ставку обложения налогом, дополнительного доллара доходов.

б) Qd=Qs=160-10р+10+5р

                 -10р+5р=-160+10

                -5р=-150

                 5р=150р

                   р=30

Ответ: равновесная цена товара равна 30.

Список литературы

1.                 А.И.Уткин. История России ХХ в. - Издательский дом «Дрофа» 1995

2.                 БохановА.Н., Зырянов П.Н. и др. История России. XX век. М., 1996. С. 211-231. 241-279. 352-395.

3.                 Джузеппе Боффа. История Советского Союза. Т.1. М., 1994. С. 153-162.290-300.

4.                 Иванов Ю.М. Положение рабочих в России в 20-х - начале 30-х годов//Вопросы истории. 1998, № 5.

5.                 История России. IX-XX вв.: Курс лекций /Под ред. Леванова Б.В. М., 1996. С. 529-551, 559-582.

6.                 История России. С древнейших времен до наших дней. Учебник. – М «Проспект» 2000

7.                 Мунчавв Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М.. 1997. С. 292-312.

8.                 НЭП: взгляд со стороны: Сборник. М., 1991.

9.                 ОрповА.С., Георгиев ВА. и др. История России. М., 1998. Гл. 33,34.

10.            ФаинЛ.Е. Советская кооперация в тисках командно-административной системы в 20-е годы //Вопросы Истории. 1994. № 9. С. 35-43.