Содержание
Теоретическая часть. 4
1. Естественные монополии. 4
1.1. Понятие естественной монополии. 4
1.2. Примеры российских естественных монополий. 5
1.3. Процедуры регулирования в отношении естественных монополий со стороны государства. 7
2. Измерение денежной массы.. 10
2.1.Теоретические подходы к измерению денежной массы.. 10
2.2. Агрегаты денежной массы, определяемые Банком России. 12
Практическая часть. 14
Задача 1. 14
Задача 2. 15
Тесты.. 16
Список литературы.. 19
Теоретическая часть
1. Естественные монополии
1.1. Понятие естественной монополии
Начало экономических реформ в России связывалось с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условиях саморегулирования. Современное состояние дел в Российской экономике вызывает необходимость основательно продуманного и юридически оформленного государственного регулирования новых экономических отношений.
Приведем основные признаки естественной монополии[1, с. 38]:
1) юридическое основание установления (закрепления), реализации и
прекращение режима.
2) соотношение законодательства о монополиях с Законом “О конкуренции” их разграничение по предмету и средствам правового регулирования.
3) сферы (границы) действия рассматриваемых монопольных режимов по
отраслям и видам хозяйствования, а также отношения на которые
распространяется законодательство о регулируемых монополиях.
4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер
их прав и обязанностей как в сфере отношения с третьими лицами, так
и во внутрифирменных процессах.
5) система регулирования деятельности субъектов монополий.
6) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства
в указанной области.
И так теперь мы можем дать четкое определение естественной монополии, сформулированное Государственной Думой 19 июля 19995 года. (Федеральный закон “О естественных монополиях”)
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства ( в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Сферы деятельности естественных монополий[4, с. 123]:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам.
- транспортировка газа по трубопроводам.
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии
- железнодорожные перевозки.
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
1.2. Примеры российских естественных монополий
Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века ( Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( «Продпаравоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок[3, 4 и др.].
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами ( металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними
1.3. Процедуры регулирования в отношении естественных монополий со стороны государства
В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.
а) методы регулирования.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий[6, с. 144]:
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
б) органы регулирования естественных монополий их функции и их
полномочия.
органы регулирования: органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа. Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.
Функции органов регулирования.
Существует несколько причин экономического регулирования[4, с. 14].
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов)
- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей
- стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества облуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
- создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям)
Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования ( в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.
Полномочия органов регулирования
Органы регулирования естественных монополий вправе:
- принимать обязательные для субъектов естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования.
- направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий.
- принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
- принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии.
2. Измерение денежной массы
2.1.Теоретические подходы к измерению денежной массы
Измерение количества денег, циркулирующих в экономической системе, может оказывать весьма существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и многие другие экономические переменные.
Однако, измерение количества денег – весьма непростое дело. Проблема состоит в том, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной степени выполняют все три функции денег.
Сколько же необходимо денег для обслуживания обращения товаров? Принципиальную формулу, выражающие количество денег, мы уже определили:
, (1)
В нее необходимо внести одно дополнение. Ведь одни и те же деньги могут обслужить множеств о активов купли- продажи. Следовательно, наша формула буде выглядеть теперь таким образом:
, (2)
где n – число оборотов денег.
С развитием рыночных отношений изменяются и условия обращения денег. Например, при продаже товаров в кредит непосредственно денег не нужно. Следовательно, на сумму товаров, проданных товаров, необходимо уменьшить количество денег, в то же время к количеству товаров, проданных в кредит, по которым срок уплаты наступил. Кроме того, очень много обращаться товаров между предприятиями, регионами и так далее, по которым их стоимости взаимно погашаются. Таким образом, формула, определяющая количеств денег в обращении, окончательно выглядит так[6, с. 147]:
Это уравнение, определяющее количество денег в обращении, выведено классической школой.
Интересно и другое уравнение, определяющее количество денег, необходимых в обращении. Оно вроде бы ничем особенным не отличается от вышеприведенного:
MV=PQ, (3)
M = PQ/V, (4)
Где М – количество денег
V - скорость обращения денег
P – средний уровень цен на товары
Q – совокупный объем товаров услуг
Сумма цен товаров в первом уравнении заменена на средний уровень товарных цен во втором. И если в первом уравнении сумма цен товаров легко просчитывается на основе элементарных статистических показателей, то уровень цен на товары во втором случае есть величина весьма спорная. Однако имнно последнее уравнение- уравнение И. Фишера- легло в фундамент современного монетаризма. У него есть ряд достоинств, отсутствующих в современном уравнении К. Маркса, - все составляющие уравнения легко выводятся друг из друга, что говорит об их тесной взаимозависимости.
2.2. Агрегаты денежной массы, определяемые Банком России
Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели - денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке[7, с. 133].
Денежный агрегат – любая из нескольких специфических группировок ликвидных активов, служащих альтернативными измерителями денежной массы.
Таблица 1
Методика исчисления денежных агрегатов в США и РФ
США |
Российская Федерация |
М0 = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц |
|
М1 = М0 + Вклады до востребования + Другие чековые вклады |
М1 = М0 + Средства юридических лиц на расчетных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках |
М2 = М1 + Мелкие срочные вклады (до 100 тыс. долл.) + Бесчековые сберегательные счета + Однодневные соглашения об обратном выкупе и т.п. |
М2 = М1 + Срочные вклады населения в коммерческом банке + Срочные вклады юридических лиц |
М3 = М2 + Крупные срочные вклады + Срочные соглашения об обратном выкупе и др. |
М3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др. |
L = М3 + Коммерческие бумаги, казначейские векселя, сберегательные облигации и др. |
|
В РФ используются также денежный агрегат М2Х - "широкие деньги", который равен сумме М2 и всей сумме местных депозитов в иностранной валюте.
Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платежных средств - М1, для измерения функции денег как средства накопления - М2.
Практическая часть
Задача 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются уравнениями q = 400-p, q= -50+2p. Найти уровень рыночной цены, которому соответствует избыток спроса в размере 60 единиц товара. Дать графическую интерпретацию.
РЕШЕНИЕ
Приведем к равенству уравнение спроса и предложения, при условии, что на рынке спрос превышает предложение на 60 единиц товара:
400-р+60=-50+2р,
-р-2р=-400-60-50,
-3р=-510,
Отсюда, р = 170 (ден. ед.)
Рис. 1. Графическая иллюстрация задачи
ОТВЕТ
Уровень рыночной цены равен 170 ден. ед.
Задача 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Пусть первоначально размер национального капитала составляет 100 ден. Ед. В течение первого года осуществляются чистые инвестиции в размере + 3 ден. Ед., во втором году- -2 ден. Ед. Найти величину валовых инвестиций во втором году, если годовая норма потребления капитала равна 10 %.
РЕШЕНИЕ
Валовые инвестиции определяются по формуле:
I = j +d K, (5)
j - чистые инвестиции
d – норма амортизации каптала
K – наличный капитала
Тогда, j = +3-2 = 1 (ден. ед.)
I = 1+0,1*100 = 11 (ден. ед.)
ОТВЕТ
Сумма валовых инвестиций равна 11 ден. ед.
Тесты
1. Что неверно для конкурентного предприятия, находящегося в стоянии долгосрочного равновесия?
А) р = AFC
Б) р =AC
В) MC=AC
Г)p=MC
2. Предельная норма замещения (субституции) измеряет:
А) величину эффекта субституции благ;
Б) общую полезность, получаемую потребителем в равновесии;
В) дополнительную полезность, которую потребитель получает от последующих единиц благ;
Г) желание потребителя замещать одно благо другим так, чтобы общая полезность оставалась неизменной.
3. Если Х – нормальный товар, то рост денежных доходов потребителей сместит: А) кривую предложения Х влево;
Б) кривую предложения Х вправо;
В) кривую спроса Х вправо;
Г) кривую спроса Х влево.
4. Для ситуации «ликвидной ловушки» характерны:
А) полное отсутствие эффекта вытеснения негосударственных расходов;
Б) неспособность денежно- кредитной политики влиять на размер денежной базы; В) неспособность бюджетной политики влиять на макроэкономическую конъюнктуру;
Г) ответы А) и Б) верны
Д) ответы Б) и В) верны
5. Бюджетная политика окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику, если она сократит бюджетный дефицит в ситуации:
А) углубляющегося рецессионного разрыва ВВП;
Б)углубляющегося инфляционного разрыва ВВП;
В)роста сбережений частного сектора;
Г)ухудшения торгового баланса страны
6. Какое определение потенциального ВВП неверно?
Потенциальный ВВП – это такой реальный ВВП, при котором:
А) достигается полная занятость населения в экономике;
Б) циклическая безработица равна 0;
В) естественная безработица превышает фактическую безработицу;
Г) фактическая безработица представлена только структурным и фрикционным компонентами.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
1. А)
В долгосрочном периоде исчезает кривая постоянных издержек, так как в долгосрочном периоде все издержки переменные. Ведь период потому называется долгосрочным, что фирма может менять и величину постоянных факторов производства.
2. Г)
Предельная норма замещения говорит о том, от скольких единиц одного товара потребитель должен отказаться ради приобретения дополнительной единицы другого товара так, чтобы общая полезность оставалась неизменной.
3. Г)
Рост денежных доходов потребителей вызовет рост спроса на товар Х, кривая спроса смещается вправо.
4. Д)
Для ситуации «ликвидной ловушки» характерна неспособность денежно- кредитной политики влиять на размер денежной базы. А также неспособность бюджетной политики влиять на макроэкономическую конъюнктуру.
5. Г)
Бюджетная политика окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую динамику, если она сократит бюджетный дефицит в ситуации ухудшения торгового баланса страны.
6. Г)
Потенциальный ВВП- это максимально возможный выпуск благ при полном использовании ресурсов имеющегося качества. Использование ресурсосв будет неполным, если фактическая безработица представлена только структурным и фрикционным элементом.
Список литературы
1) Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
2) С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
3) Дж. Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.
4) В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
5) «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994 года 9 июля.
6) В.Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 1994 год 1 февраля.
7) Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. М., 1989 год.
8) Большая советская энциклопедия.
9) Краткий экономический словарь.