Задача №1

Бензин и техобслуживание, амортизация и ремонт – все эти вещи требуют расходов на содержание личной автомашины. Какие из этих расходов могут рассматриваться как альтернативные издержки в контексте следующих ситуаций:

1) у вас есть машина и вы решаете, не поехать ли вам на уик-энд к другу, живущему в другом городе, в 10 км от вас;

2) у вас нет машины, и вы решаете, покупать ли вам ее; в случае покупки вам удастся получить работу в месте, расположенном в 5 км от вашего дома.

Почему контекст, в котором вы принимаете решение заняться некой деятельностью, влияет на альтернативную стоимость этой деятельности?

Решение

1) альтернативные издержки – бензин и техобслуживание;

2) при решении купить ли машину альтернативные издержки – Бензин и техобслуживание,

при решении ездить на машине на работу в 5 км от дома альтернативные издержки – Бензин и техобслуживание, амортизация и ремонт.

При занятии некой деятельностью, возникают альтернативные издержки, т.к. в это время можно было работать и получить деньги, а при совершении некой деятельностью возникают дополнительные расходы.

Ответ: 1) Бензин и техобслуживание; 2) Бензин и техобслуживание, амортизация и ремонт.


Задача №2

Федеральная программа по талонам на питание могла бы быть разработанной так, чтобы каждая семья с низким доходом получала купонную книжку с определенным количеством купонов на хлеб, на молоко и т.д. Однако в реальности программа дает семьям книжки с купонами, которые можно тратить на любой вид пищи. При данных затратах федерального правительства какой план, по вашему мнению, лучше удовлетворяет требованиям эффективности в распределении? Почему? Теперь рассмотрим такую программу, которая позволяла бы семьям обменивать талоны на наличные деньги, или которая просто предусматривала бы выдачу, бедным семьям денег на которые они смогли бы купить все, что им вздумается? Сравните эту альтернативу с существующей программой в терминах нормативной и позитивной экономической теории.

Решение

Выдача талонов на хлеб и молоко более эффективна, чем выдача книжек с талонами на любой вид пищи, т.к. хлеб и молоко, являются товарами первой необходимости. Все семьи должны быть обеспечены в первую очередь именно этими товарами.

А выдача книжек с талонами на любой вид пищи приведет к нерациональному ее использованию.

 

Задача №3

Предположим, что в вашей университетской столовой недостаточно места, чтобы вместить всех студентов сразу, поэтому она открыта до обеда с 12-00 до 14-00 ч. Рассмотрите следующие три метода распределения студентов в этот двухчасовой период (цель: каждый должен получить место):

1) администрация устанавливает правило, в соответствии с которым каждый курс получает определенный получасовой промежуток времени для еды;

2) время делится на получасовые сегменты с зелеными билетиками на первый период, голубыми - на второй и т.д. Печатается равное количество билетов каждого цвета. В начале каждого сегмента происходит "аукцион" по раздаче билетов;

3) студенты могут приходить в столовую, когда захотят, и если не будет свободных мест, то они будут ждать в очереди.

Сравните схемы, пользуясь понятиями: 1) стихийный порядок и иерархия; 2) информация и стимулы; 3) эффективность.

Решение

В результате рассмотрения данного распределения площади университетской столовой можно в каждом случае воспользоваться следующими понятиями.

1) эффективность;

2) стихийный порядок и иерархия;

3) информация и стимулы.

Эффективность проявляется в том, что время обеда жестко регламентировано, это характерно для первой ситуации.

Стихийный порядок характерен в ситуации, когда питание в столовой осуществляется по сегментам.

Иерархия проявляется в цвете билетиков «зеленый значит первый», «голубой» - значит второй.

Стихийный порядок проявляется также в том, что напечатано было равное количество билетов, разных цветов.

Данные условия характерны для второй ситуации.

Информация для студентов – неограниченное время для приема пищи. Стимул – приходить вовремя, чтобы не ждать очередь.

Данные условия характерны для третьей ситуации.


Задача №4

Иван Петров имеет четыре поля, разбросанные по склону холма. Он может выращивать на каждом поле картофель или пшеницу, но поля, расположенные ниже, лучше использовать для картофеля, а более высокие поля – для пшеницы. Вот некоторые сочетания пшеницы и картофеля, которые могут быть произведены:

Количество полей под картофелем

Картофель, т.

Пшеница, т.

4

1000

0

3

900

400

2

600

700

1

300

900

0

0

1000


Используя эти данные, постройте границу производственных возможностей для пшеницы и картофеля. Какова альтернативная стоимость пшеницы, выраженная в картофеле, когда фермер использует для производства пшеницы только одно, верхнее поле? Что происходит с альтернативной стоимостью пшеницы по мере увеличения числа используемых для нее полей.

Решение

Построим график производственных возможностей для пшеницы и картофеля

Альтернативные издержки можно найти по следующей формуле:

40

 
АИх= Dy/Dx

Произведем расчет альтернативных издержек. Данные расчетов представим в таблице.

 

4

3

2

1

0

Картофель, т.

1000

900

600

300

0

Пшеница, т.

0

400

700

900

1000

АИ(пшеницы)

0.25

1

1.5

3

 


По мере увеличения числа используемых для нее полей альтернативная стоимость пшеницы увеличивается.

Ответ: альтернативная стоимость пшеницы, выраженная в картофеле, когда фермер использует для производства пшеницы, только одно верхнее поле составляет 0,25


Задача №5

Студентка во время летних каникул может заработать 5000 руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

Плата за обучение на курсах

2000 руб.

Плата за учебные пособия на курсах

300 руб.

Расходы на питание

1800руб.

Расходы на транспорт

600 руб.


Определите альтернативные издержки обучения.


Решение

Составим смету расходов, выполняя работу машинистки.

Расходы на питание

1800руб.

Расходы на транспорт

600 руб.

ИТОГО расходы

2400 руб.

Доходы, выполняя работу машинистки:

Заработная плата

5000 руб.


Δ (доходы - расходы) = 5000 – 2400 = 2600 руб.


Составим смету расходов обучения студентки на курсах английского языка

Плата за обучение на курсах

2000 руб.

Плата за учебные пособия на курсах

300 руб.

Расходы на питание

1800руб.

Расходы на транспорт

600 руб.

ИТОГО расходы

4700 руб.


Следовательно, альтернативные издержки обучения составят

.