Содержание


1. Сущность обучения в целостном педагогическом процессе. 3

2. Связь процесса обучения и процесса познания. 6

Список литературы.. 8

1. Сущность обучения в целостном педагогическом процессе


Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.

Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.

Формулу процесса обучения можно сформулировать так:

Знания



Умения



Навыки

Знания - опыт, накопленный человечеством.

Умения - деятельность ума по применению знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Эта последовательность обязательна, и для правильной организации процесса обучения ни один из компонентов не должен пропускаться, иначе теряется сама сущность процесса обучения.

Процесс обучения является сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и единым. Чтобы понять его особенности, нужно, прежде всего, выяснить, какое место занимает обучение в познавательной деятельности учащихся.

Все формы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не только отражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира, но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир, применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характер носит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь в деятельности, которая в системе обучения носит организованный и целенаправленный характер.

Процесс обучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а под субъективной - познавательная деятельность учащихся. Этот процесс протекает под руководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя из задач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоения учащимися изучаемого материала - с другой.

Важнейшей частью учебного процесса является его содержание, включающее в себя научные знания, умения, навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся[1].

 Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие “образование” часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, мировоззрения, нравственности личности.

Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно для практической деятельности преподавателей при планировании задач обучения на занятиях.

Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условием активации первопричины. Две из них - образовательная и воспитательная - являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства.


2. Связь процесса обучения и процесса познания


Учебная деятельность в школе направлена не только на приобретение учащимися научных знаний, но и на воспитание у них научного мировоззрения, этических и эстетических взглядов и поведения. Другими словами, обучение должно быть воспитывающим. Изучение истории не может ограничиваться знанием исторических фактов и событий, а биологии - знанием явлений растительного и животного мира. Оно включает в себя осмысливание закономерностей развития природы и общественной жизни, формирования научного мировоззрения, целеустремленного отношения к общественной жизни и использованию сил природы. Воспитание составляет внутреннюю сущность обучения. Подлинная наука обладает огромной воспитательной силой.

Процесс познания может начинаться с сознания. Понятно, что, придерживаясь уместной и в данном случае указанной в предыдущем вопросе последовательности: обучение-понимание-сознание, мы получим дополнительные особенности процесса познания. И, прежде всего то, что подсказывает сама классическая схема обучения, запущенная в обратном порядке. Уже сознание выбирает, что познавать в сложившейся к данному моменту сфере понимания. Мы познаем то, что опосредованно, представимо через наше понимание[2].

Познавательная деятельность учащихся не ограничивается приобретением знаний, умений и навыков, содержащихся в учебных программах и учебниках, она включает в себя также познание явлений природы и общественной жизни, с которыми учащиеся сталкиваются повседневно помимо учебного процесса. Складывающиеся у учащихся таким путем представления и понятия принято называть познавательным опытом. Жизненный познавательный опыт учащихся вступает в связь с организованным обучением в различных формах. Обучение опирается на положительные жизненные представления и понятия учащихся, а в ряде случаев и отталкивается от них при научном объяснении тех или иных явлений и понятий. В процессе обучения пересматриваются ошибочные представления и понятия учащихся и вскрываются причины их возникновения. Научные методы изучения учебного материала вооружают учащихся самостоятельным анализом, обобщением и оценкой встречающихся в жизненной практике различных явлений, взглядов и суждений людей.

Развитие познавательных способностей и творческих сил учащихся в обучении можно рассматривать в двух аспектах: как условие учебного процесса и как предмет их формирования в процессе обучения. Нам более важен второй подход.

В теории и практике обучения сравнительно широко рассматриваются вопросы учета познавательных способностей учащихся в обучении и совершенно недостаточно раскрываются эти способности как предмет развития в учебном процессе. Между тем содержание образования было бы односторонним, если бы оно не способствовало развитию у учащихся наблюдательности, пытливости, способности анализировать и обобщать жизненные явления и изучаемый материал, не расширяло бы их творческую деятельность.

В обучении одинаково важны как успешное овладение учащимися научными знаниями, так и развитие их познавательных способностей и творческих сил. Это тем более важно подчеркнуть в наше время, когда перед школой поставлена задача подготовки молодежи к непрерывному образованию, к самостоятельному приобретению знаний и к разнообразной творческой деятельности[3].







Список литературы


1.     Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании? // Педагогическое образование. № 12. 1992.

2.     Педагогика / Под ред. С.Ю. Доргомыжской. М.: Педагогика, 2000.

3.     Стяжкина Т.А. Общая педагогика. М.: Знание, 1989.


[1] Стяжкина Т.А. Общая педагогика. М.: Знание, 1989. С. 18-20.

[2] Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании? // Педагогическое образование. № 12. 1992. С. 10.

[3] Педагогика / Под ред. С.Ю. Доргомыжской. М.: Педагогика, 2000. С. 122.