ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ__________ 5

1.1. Денежные средства и их функции________________________________ 5

1.2. Учет кассовых операций_______________________________________ 6

1.4. Основные документы по учету кассовых операций_________________ 21

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА БЕЗНАЛИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ_____ 24

2.1. Безналичные расчеты________________________________________ 24

2.2. Расчеты платежными поручениями_____________________________ 27

2.3. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями____ 28

2.4. Аккредитивная форма расчетов________________________________ 30

2.5. Чековая форма расчетов______________________________________ 32

2.6. Вексельная форма расчетов___________________________________ 33

2.6. Расчеты с использованием банковских карт______________________ 36

2.7. Основные документы по безналичным расчетам___________________ 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________ 44


ВВЕДЕНИЕ


В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами: поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме.

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках и открытых особых счетах.

Большая часть расчетов осуществляется в безналичном порядке. Наличные расчеты применяются при реализации товаров населению, мелким оптом некоторым учреждениям, оплате труда и в некоторых других случаях. Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банка. Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты (предприятия, фирмы) самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использование денежных средств по их целевому назначению; своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы организации учета и аудит денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Учет денежных средств должен быть сплошным, непрерывным, документально оформленным и взаимосвязанным.

Для достижения этой цели  в дипломной работе поставлены и решаются  следующие задачи:

- изучить теоретические основы учета денежных средств в соответствии с законодательством РФ;

- ознакомиться с нормативным регулированием и порядком проведения аудиторской проверки денежных средств;

- выявить основные направления по усовершенствованию бухгалтерского учета

ГЛАВА 1. Организация УЧЕТа КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ


1.1. Денежные средства и их функции


В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий.

Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента. Они являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров, обеспечивающей связь товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда.

В соответствии с экономической теорией денежные средства выполняют 5 следующих функций:

1) являются мерой стоимости товаров;

2) используются для обмена товарной продукции;

3) предназначены для накопления капитала;

4) служат для образования сокровищ;

5) являются мировым эквивалентом.

Денежные средства предприятия могут находиться в кассе (счет 50 "Касса"), на расчетных счетах в банках (счет 51 "Расчетные счета"), на валютных счетах в банках (счет 52 "Валютные счета"), на специальных счетах в банках (счет 55 "Специальные счета в банках"). Они могут быть зафиксированы в денежных документах (счет 50 "Касса"), находиться в пути (счет 57 "Переводы в пути") или быть в виде финансовых вложений (счет 58 "Финансовые вложения"). Кроме того, они могут числиться в составе резервов под обесценение вложений в ценные бумаги (счет 59 "Резервы под обесценение ценных бумаг").

Денежные средства - это средства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальные ценности, и потому служат показателем их ликвидности.

Под ликвидностью активов в бухгалтерском учете понимают скорость их превращения в денежные средства. Это понятие особенно важно при ликвидации предприятия (иногда в связи с банкротством). Если рассматривать денежные средства с позиции ликвидности, то они являются абсолютно ликвидным активом. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств требует повышенного внимания: своевременного и надлежащего оформления операций по их движению, повседневному контролю их сохранности и целевого использования.

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 28.03.2002 г.) документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В современных денежных системах различают три формы денежных средств:

-металлические деньги;

-казначейские и банковские билеты;

-безналичные деньги.


1.2. Учет кассовых операций


Для приема, хранения и расходования наличных денежных средств предприятие должно иметь кассу. В понятиях современного бухгалтерского учета касса - это обобщенное подразделение, осуществляющее и оформляющее все операции по наличному денежному обороту. На практике касса чаще всего включает в себя главную кассу и ряд оперативных касс. Главная касса выполняет функции приема, выдачи и хранения всех денежных средств и является держателем основополагающих первичных и отчетных документов по их учету. Оперативные кассы служат для приема наличных денежных средств у населения за реализуемые товары (работы и услуги) с применением контрольно-кассовых машин и/или документов строгой отчетности, а в исключительных случаях без того и другого.

Главная касса должна иметь изолированное специальное помещение, удовлетворяющее требованиям безопасности и надежности в сохранении денежных средств и документов. Она должна быть оснащена техническим оборудованием для работы с денежными купюрами.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы).

Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласно указанию "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" от 14.11.2001 г. N 1050-У, лимит составляет 60 тыс. руб.

Кроме этого, проведение кассовых операций контролируют конкретные коммерческие банки, которые обслуживают данное предприятие. Каждый обслуживающий коммерческий банк и предприятие заключают между собой договор. По этому договору банк устанавливает для своего клиента-предприятия еще один лимит, а именно ограничение на остаток денег, который может находиться в кассе на конец дня. Сверх этого лимита деньги в кассе могут находиться только в дни выплаты зарплаты, пенсий, пособий, командировочных сумм и т.п. в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Предприятия не имеют право накапливать в своих кассах наличные деньги для выдачи заработной платы и выплат социального характера до наступления сроков, установленных и согласованных с обслуживающими банками.

Следует иметь в виду, что, кроме всего прочего, банки заинтересованы в том, чтобы денежные средства организаций хранились бы на расчетных счетах, что позволяет им использовать их для проведения собственных коммерческих операций.

Еще одним важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является обязательное применение специальных контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин. А также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения.

Документы строгой отчетности используют предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в следующих областях:

-связь;

-общественные организации;

-гостиничное хозяйство;

-бытовое обслуживание;

-общественное питание;

-сбыт;

-страхование;

-транспорт;

-отдых и туризм;

-ветеринарные учреждения;

-лесное хозяйство;

-производство вторичных цветных металлов;

-некоторые другие.

Документы строгой отчетности составляются с применением специальных бланков, которые называются бланками строгой отчетности. Бланки имеют точно установленную форму и выпускаются специализированными предприятиями. Им присваиваются определенная серия и индивидуальный номер. У материально ответственных лиц (в том числе у кассира) они числятся на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Экземпляры документов, составленные на этих бланках, хранятся в местах, определенных документооборотом. Один из них поступает в кассу вместе с денежной суммой.

Бланк представляет собой специальный документ, отпечатанный типографским способом, в котором предусмотрены необходимые реквизиты и выходные данные (краткое название типографии, место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Требования, которые предъявляются к изготовлению бланков строгой отчетности, изложены в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2001 N 16-00-24/70.

Использование бланков не установленных образцов не допускается.

Бланки приобретаются непосредственно у поставщика или через почтовые и посреднические организации. В бухгалтерском учете они отражаются на счете 10 "Материалы" по наименованию, количеству и фактической стоимости покупки. Их учет и расходование должны сопровождаться двойным контролем. Следует обеспечить:

1) количественный складской учет, при котором в приемных ордерах содержатся сведения о количестве, наименовании, серии и номерах;

2) суммовой бухгалтерский учет, при котором в специальной книге учета в кассе организации отражаются сведения о стоимости, наименовании, серии и номерах.

Книга учета документов строгой отчетности должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана и подписана руководителем и главным бухгалтером организации.

При выдаче бланков в подразделения предприятия они списываются бухгалтером на счет 25 "Общепроизводственные расходы" и одновременно приходуются на забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Механизм их бухгалтерского учета может быть представлен следующей совокупностью проводок:

Д 60 - К 51 - произведена оплата поставщику бланков строгой отчетности;

Д 10 - К 60 - отражена учетная стоимость бланков (без НДС);

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по приобретенным бланкам;

Д 68-НДС - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС;

Д 25 - К 10 - отражена передача бланков в подразделения;

Д 006 - переведена стоимость выданных бланков на забалансовый счет,

где: забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности", счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 25 "Общехозяйственные расходы", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет 68-НДС "Расчеты по НДС".

Ряд бланков строгой отчетности относится к продукции, не облагаемой НДС.

Для хранения бланков следует выделить несгораемые шкафы или металлические ящики. По окончании работы места их нахождения необходимо опечатать.

Товарные отчеты, книги учета бланков строгой отчетности и прилагаемые к ним документы, относящиеся непосредственно к сфере учета указанных бланков, хранятся в течение 5-ти лет. Затем они списываются по акту и уничтожаются, либо передаются на утилизацию организациям - заготовителям вторсырья.

Любое наличное денежное поступление (выручка от кассира-операциониста ККМ и из палаток розничного товарооборота, суммы от подотчетных лиц и покупателей, займы физических лиц, деньги из банка по чеку и т.п.) оформляется приходным кассовым ордером. Ордер выписывается на основании соответствующих оправдательных документов, на которые кассир ставит штамп с надписью "Получено" и датой. После проверки соответствия записей приходный кассовый ордер подписывает главный бухгалтер. В учете это отражается одной из следующих проводок:

Д 50 - К 51, 62, 66, 71, 73, 75, 76 - отражен приход денег в кассу,

где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Выдача денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам, по платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и другим документам, на которых стоят реквизиты расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер.

Выдача оформляется одной из следующих проводок:

Д 20, 26, 44, 51, 60, 66, 70, 71, 73, 75, 76 - К 50 - отражен расход денег из кассы,

где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Примечание. В настоящее время бухгалтерские проводки типа Д 20, 26, 44 - К 50, связанные с выплатами из кассы физическим лицам и представителям других предприятий за услуги, оказанные производственным подразделениям организации, рекомендуется оформлять совокупностью следующих проводок:

Д 60, 76 - К 50 - оплачены из кассы услуги сторонних физических лиц и предприятий;

Д 20, 26, 44 - К 60, 76 - списаны на себестоимость продукции наличные расходы по услугам физических лиц и сторонних предприятий, где: счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". (При незначительных суммах дополнительные учетные записи, на наш взгляд, являются избыточными.)

Разрешительные документы, прилагаемые к расходному кассовому ордеру, погашаются кассиром путем постановки на них штампа с надписью "Оплачено" и датой.

Денежные средства сверх лимита кассы, установленного обслуживающим банком, предприятие обязано сдавать в обслуживающий банк. Перемещение наличных денег из кассы предприятия в дневные и вечерние кассы банка может осуществляться как с помощью сотрудников предприятия, так и через представителей банка - инкассаторов.

В первом случае необходимо разработать комплекс мер по обеспечению безопасности для сотрудников и сохранности для денежных средств при их транспортировке. Автору в свое время приходилось перевозить большие суммы торговой выручки на такси и в городском транспорте (иногда без сопровождения) для сдачи в банк. Впечатление незабываемое и совершенно излишнее для современного главного бухгалтера.

Во втором случае с банком заключается соответствующий договор. Деньги передаются инкассатору в установленное время. До его прибытия кассир готовит их к сдаче, подбирая денежные средства по купюрам, складывая их в пачки по 100 штук одного достоинства и упаковывая (перевязывая) их. Передача оформляется с помощью препроводительной ведомости, первый экземпляр которой укладывается в денежную сумку вместе с подобранными деньгами, а второй передается инкассатору. При этом в бухгалтерском учете делается следующая проводка:

Д 57 - К 50 - денежные средства из кассы сданы инкассатору,

где: счет 57 "Переводы в пути".

Возврат второго экземпляра препроводительной ведомости на предприятие после проверки в кассе банка соответствия переданной суммы записям в препроводительной ведомости, является основанием для оформления следующей проводки:

Д 51 - К 57 - переведены на расчетный счет наличные денежные средства из кассы.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственные и оперативные нужды.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех дней по истечении срока, на который они выданы, представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах. (Для командированных сотрудников - в трехдневный срок после возвращения из командировки.) Если подотчетное лицо не представило в бухгалтерию в этот срок авансовый отчет, или истратило полученные денежные средства не по назначению, выданная сумма считается доходом физического лица, с которого должен быть удержан соответствующий налог.

При оформлении приобретаемых подотчетными лицами материальных ценностей бухгалтеру следует иметь в виду следующее:

- если ценности закуплены в организации розничной торговли, то приемка их на учет производится без выделения НДС;

- если ценности закуплены в организации-изготовителе продукции или оптовой торговли, то при наличии квитанции к приходному кассовому ордеру и накладной, в которой НДС выделен отдельной строкой, приемка их на учет производится с отражением НДС.

Помарки в кассовых документах не допускаются. Выдача и приемка денег проводится строго в день составления документов.

Предприятие обязано фиксировать любой приход и расход наличных денежных средств в кассовой книге, которая должна быть единственной на предприятии. Кассовая книга шнуруется, нумеруется, опечатывается и подписывается главным бухгалтером и руководителем предприятия. Записи в ней ведутся в двух экземплярах под копирку. Отрывные листы служат для отчета кассира.

Предприятия, реализующие товары населению, оформляют продажу через контрольные кассовые машины (ККМ) и фиксируют эти продажи дополнительно в журналах кассиров-операционистов данных машин.

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность денег в кассе. Руководитель предприятия должен выделить для кассы соответствующее помещение, оснащенное специальным оборудованием и надежной защитой. Только в этом случае он вправе требовать от кассира полной материальной ответственности.

Касса должна проверяться (подвергаться ревизии) ежемесячно. Ревизия кассы проводится без предварительного оповещения кассира. Излишек денег в кассе приходуется в доход предприятия или бюджета (в зависимости от того, откуда исходит инициатива проверки):

Д 50 - К 68, 91 - учтена сумма излишка денежных средств в кассе,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостаток денег в кассе относится на счет кассира:

Д 94 - К 50 - установлен факт недостачи денежных средств в кассе;

Д 73-2 - К 94 - отнесена сумма недостачи на кассира;

Д 70 - К 73-2 - удержана сумма недостачи из заработной платы кассира,

где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 73-2 "Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Наряду с наличными расчетами в настоящее время распространяются также безналичные расчеты через кассы. Они могут производиться посредством чеков, чековых книжек и кредитных карточек. При предъявлении расчетного чека в уплату за товар контролер-кассир после тщательной проверки самого чека и просмотра паспорта предъявителя погашает чек штампом с надписью "Чек принят в уплату за товар" и пробивает сумму, указанную в чеке, через ККМ.

При предъявлении в кассу покупателем вместе с личным паспортом заполненного чека в составе чековой книжки, кассир их проверяет. Затем изымает чек из книжки, ставит на его обороте дату и подпись. Этот чек сдается вместе с денежными средствами в обслуживающий банк.

Покупка товаров при помощи кредитных карточек осуществляется таким образом. Карточка с закодированными параметрами ее владельца вставляется в щель кассового терминала, который имеет связь с банком. По каналу связи производится подтверждение платежеспособности клиента и дается команда на списание с его расчетного счета в банке суммы, набранной на терминале.

В настоящее время расчеты с помощью банковских карточек (карт) получает дальнейшее развитие. Планируется широкий выпуск следующей их номенклатуры:

-кредитная карта - для расчетов в пределах установленных банком-эмитентом лимитов с удержанием процентов за предоставленный клиенту кредит;

-дебетная карта - для расчетов в пределах суммы, находящейся на счете клиента;

-дебетно-кредитная карта, являющаяся комбинацией двух предыдущих;

-револьверная карта - для расчетов на принципах возобновляемого без дополнительного соглашения кредита клиенту (в пределах установленного лимита).

В кассе кроме наличных денежных средств могут храниться ценные бумаги (путевки, билеты, чеки, марки и т.п.). Для их учета открывается специальный субсчет 50-3 "Денежные документы" и заводится отдельная книга с выделением на каждый вид документа отдельной строки.

Поступление денежных средств в кассу отражается на основании кассового отчета по дебету счета 50, а выбытие денежных средств по кредиту этого счета (табл.1).


Таблица 1

Корреспонденция счетов по кассовым операциям

№ п/п

Операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Поступление денежных средств в кассу

1

Выручка торговых организаций за реализованные товары

50

90

2

Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета

50

51

3

Внесен в кассу остаток неиспользованного аванса, выданного подотчетным лицам

50

71

4

Поступление денежных средств в кассу со специальных счетов в банках

50

55

5

Отражена выручка оптовых организаций от реализации товаров за наличный расчет в пределах установленных лимитов

50

62

6

Поступление платежей от прочих дебиторов

50

76

1

2

3

4

7

Поступление платежей в погашение материального ущерба

50

73

8

Возмещения поставщиками сумм недостачи, недопоставки товаров

50

60

9

Поступления денежных средств с валютного счета

50

52

10

Получены наличными краткосрочные и долгосрочные кредиты банков

50

66, 67

11

Выявлены излишки в кассе

50

91

12

Поступление арендной платы, полученной наличными в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам

50

98

Выбытие денежных средств из кассы

13

Сданы денежные средства на расчетный и валютные счета

51, 52

50

14

Сдана выручка в банк через инкассатора

57

50

15

Выдано работникам подотчет

71

50

16

Выдана работникам заработная плата

70

50

17

Выданы работникам займы

73

50

18

Приобретены за наличный расчет товарно-материальные ценности

10, 41

50

19

Произведены расходы, относящиеся у будущим периодам

97

50

20

Оплата поставщикам в пределах установленных лимитов

60

50

21

Выплата дивидендов учредителям

75

50

22

Произведена оплата наличными кредиторам

76

50

23

Выявлена недостача наличных денег при инвентаризации кассы

94

50

23

Списание денежных средств в кассе в связи с чрезвычайными обстоятельствами

99

50


Аналитический учет кассы ведется по каждому кассиру. Синтетический учет при журнально-ордерной форме учета осуществляется в журнале-ордере № 1 с дебетовой ведомостью к нему.

Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

При ведении бухгалтерского учета с использованием программных продуктов регистрация приходных и расходных кассовых документов осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

По окончании месяца путем сопоставления итоговых оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге.


1.3. Налоговый учет кассовых операций


Общие требования по организации налогового учета кассовых операций установлены ст.313 гл.25 части второй НК РФ. Этой статьей, в частности, установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Первичные учетные документы и аналитические регистры налогового учета ведутся по формам, разработанным в организации и закрепленным в учетной политике организации для целей налогообложения.

При этом предполагается, что исходная информация, необходимая для оформления аналитических регистров и осуществления расчетов налоговой базы, формируется на конкретных рабочих местах.

Организация должна самостоятельно разработать формы первичных учетных документов - в том случае, если унифицированные формы или формы, разработанные организацией для целей бухгалтерского учета, не обеспечивают группировку данных, необходимых для определения налоговой базы, а также формы аналитических регистров бухгалтерского учета.

Одновременное использование первичных документов для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, в принципе, возможно, но на практике вряд ли может быть реализовано. Это связано с тем, что документальное оформление бухгалтерских операций достаточно жестко регламентировано не только документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, но и действующим законодательством (Законом о бухгалтерском учете). В отношении же первичных документов налогового учета НК РФ ограничивается чаще всего только общими рекомендациями.

Таким образом, в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии соответствующих первичных (так называемых оправдательных) документов, используемых в бухгалтерском учете. Однако, по нашему мнению, более рациональным является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учета и оформление их в виде бухгалтерских справок. Это позволит минимизировать затраты по составлению аналитических регистров и расчету налоговой базы.

При разработке аналитических регистров налогового учета следует основываться на общих требованиях, которые установлены ст.ст.313 и 314 НК РФ.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения.

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При разработке форм первичного налогового учета, по нашему мнению, следует исходить из того, что в них должны отдельно отражаться данные, принимаемые к бухгалтерскому и к налоговому учету в полном размере, и данные о доходах и расходах организации, которые для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета принимаются в различных суммах. Хотя НК РФ и предложено дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами - в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, на практике может оказаться целесообразным составление отдельных бухгалтерских справок по всем видам доходов и расходов организации, участвующим в расчете налоговой базы - вне зависимости от того, принимаются ли они к налоговому учету в суммах, отраженных в бухгалтерском учете, или принимаются в полном размере.

Таким образом, при организации налогового учета на том рабочем месте, где учитываются кассовые операции (это может быть как сам кассир, так и другой работник), целесообразно составление бухгалтерских справок по следующим объектам бухгалтерского наблюдения.

1.4. Основные документы по учету кассовых операций


Кассовые операции являются самыми многочисленными и самыми распространенными на предприятии. Их учет сопровождается оформлением целого ряда документов, главными из которых являются:

­          договор о полной индивидуальной ответственности кассира;

­          приходный кассовый ордер (форма N КО-1);

­          расходный кассовый ордер (форма N КО-2);

­          журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3);

­          расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49);

­          платежная ведомость (форма N Т-53);

­          кассовая заявка (форма N 408027);

­          карточка депонента;

­          авансовый отчет (форма N АО-1);

­          доверенность (формы М-2 и М-2а);

­          объявление на взнос наличными (форма N 0402001);

­          кассовая книга (форма N КО-4);

­          журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4);

­          отчет кассира;

­          справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6);

­          книга учета выданных и принятых кассиром денежных средств (форма N КО-5);

­          препроводительная ведомость к сумке с денежной выручкой (форма N 0402006);

­          акт о проверке денежных средств кассы (форма N КМ-9);

­          акт инвентаризации денежных средств в кассе (форма N ИНВ-15);

­          инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

­          кредитная карточка.

Главной особенностью ведения и заполнения кассовых документов является то, что помарки в них не допускаются. Если допущена ошибка при оформлении, то неправильно записанная цифра должна быть зачеркнута одной чертой (чтобы была видна неправильная запись), а сверху должен быть написан верный результат. Кроме того, делается также запись "Исправленному верить", ставятся подписи ответственных лиц (кассира и главного бухгалтера или кассира и руководителя), подписи заверяются печатью предприятия.

Как отмечалось выше, приходный кассовый ордер служит для приемки денег, а расходный кассовый ордер - для выдачи денег. Расчетно-платежная ведомость предназначена для начисления заработной платы, определения удержаний и отчислений от заработной платы, а также расчета премий, пособий и их выплат. Платежная ведомость используется только для выплаты зарплаты, премий, пособий и т.п. Банки составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений и выдачи предприятиям наличных денег, исходя из сведений, поступающих в банковскую систему РФ, в том числе на основе кассовых заявок от обслуживаемых предприятий.

Карточка депонента предназначена для ведения учета сумм начисленной, но не полученной сотрудником заработной платы.

Авансовый отчет служит для отчета подотчетных лиц за выданные им ранее суммы на командировочные или административно-хозяйственные расходы. Доверенность предназначена для получения сотрудниками товарно-материальных ценностей в других организациях.

Объявление на взнос наличными используется для передачи денежных средств из кассы предприятия в банк, а также для осуществления взносов учредителей в уставный капитал предприятия.

Книга кассира-операциониста ведется на предприятиях, которые проводят наличные расчеты с населением через контрольно-кассовые машины. Она служит для учета и контроля этих расчетов. ККМ печатает на ленте отрывные чеки, вручаемые покупателям, и фиксирует их в своей памяти. Ежедневные расчеты через ККМ оформляются в книге кассира-операциониста, а затем из них переносятся в кассовую книгу предприятия.

Кассовая книга предприятия служит для полного учета всех наличных расчетов. Из-за важности учета наличных денежных средств предприятия повторим еще раз необходимые сведения по кассовой книге (те сведения, которые приведены выше в п.10.2).

Она должна быть единственной на предприятии и включать все сведения об этих расчетах, в том числе данные из книг кассиров-операционистов. Кассовая книга должна быть соответствующим образом пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов заверяется подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью. Записи в нее делаются в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр отрывается и помещается в журнал, служащий отчетом кассира. Если бухгалтерский учет ведется на персональном компьютере, то в конце финансового года кассовая книга и отчет кассира выводятся на бумажный носитель. Затем кассовая книга брошюруется в хронологическом порядке, шнуруется и опечатывается. Одновременно в таком же порядке сшивается отчет кассира.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА БЕЗНАЛИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ


2.1. Безналичные расчеты


Основные расчеты между предприятиями проводятся при помощи расчетных счетов. Для открытия расчетного счета необходимо представить в банк следующие документы:

1) копии учредительных документов;

2) копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;

3) справку о постановке на учет в налоговой инспекции;

4) справки о постановке на учет в фондах социального страхования и обеспечения;

5) карточки с образцами подписей должностных лиц, заверенные в установленном порядке.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, имеющим самостоятельный баланс.

Расчеты через расчетные счета осуществляются преимущественно на основе приказа предприятия-плательщика или на основе его согласия. Исключения составляют платежи банком по своей инициативе за просроченные ссуды и за проценты по ссудам, а также платежи по платежным требованиям и инкассовым поручениям организаций, предоставляющих предприятиям коммунальные услуги, обеспечивающих носителями энергии и связью. Кроме того, банки могут осуществлять платежи с расчетного счета предприятия без его согласия также по исполнительным листам судов, налоговых органов и других учреждений, которым законодательство или местные органы власти предоставляют такое право.

Операции по расчетному счету могут быть оформлены одной из следующих проводок:

Д 51 - К 50, 60, 62, 66, 67, 75, 76 - получено на расчетный счет;

Д 20, 26, 44, 50, 60, 66, 67, 68, 69, 75, 76, 91 - К 51 - списано с расчетного счета,

где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу, счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Кроме расчетного счета, банк открывает на каждого клиента (предприятие) соответствующий лицевой счет, на котором ведет учет взаимодействия с ним.

Предприятие периодически получают из банка выписки из расчетного счета и в качестве приложения к ним документы, на основании которых идут зачисления или списания денежных средств. Операции в данных выписках кодируются специальными цифрами (от 01 до 13), которые и отражают характер перемещения денежных средств. Таблица условных кодов денежных операций с расчетного счета приведена ниже (см. табл.10.1.). При расшифровке записей следует иметь в виду, что выписка - это банковский документ, а, значит, стоящая в ее дебете цифра означает списание банком с расчетного счета фирмы, а стоящая в кредите - зачисление на расчетный счет.

В настоящее время в России для безналичных расчетов используются 7 следующих основных способов:

1) платежными поручениями;

2) платежными требованиями;

3) инкассовыми поручениями;

4) аккредитивами;

5) чеками;

6) при помощи векселей;

7) с использованием банковских карт.

Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных расчетов, приведены в "Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. N 2-П, и заключаются в следующем. Расчетные документы действительны в течение 10-ти дней, не считая дня выписки. Документы на бумажных носителях печатаются или на пишущей машинке, или на принтере персонального компьютера, исключение составляют чеки, бланки которых заполняются ручками с пастой или чернилами синего, фиолетового и черного цвета. Налог, подлежащий уплате, выделяется в документах отдельной строкой, иначе должна быть обязательная надпись о том, что налог по данной операции не уплачивается. Плательщики вправе отзывать свои платежные поручения, а взыскатели - платежные требования и инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостатка средств на расчетном счете клиента банка.

Очередность списания денежных средств с расчетных счетов предприятия определяется ст.855 Гражданского кодекса РФ (с изменениями, внесенными Конституционным судом):

в первую очередь, по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников, и взыскание алиментов;

во вторую очередь, по исполнительным документам, отражающим обязательства по выплатам выходных пособий и заработной платы по трудовым договорам, контрактам и авторским договорам;

в третью очередь, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также по текущей оплате труда персонала, работающего по трудовым договорам (контрактам), в порядке календарной очередности после выполнения обязательств по предыдущим пунктам;

в четвертую очередь удовлетворение других денежных требований в порядке календарной очередности.


2.2. Расчеты платежными поручениями


По оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Они используются:

при перечислениях за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;

для платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов по ним;

для платежей в других целях.

Если на расчетном счете предприятия нет средств для осуществления платежей, то платежные поручения помещаются в картотеку до момента поступления денег.

Схема расчетов платежными поручениями приведена на рис.1.


 ——————————————————————             1             ——————————————————————

|    Покупатель        |<————————————————————————|       Поставщик      |

 ——————————————————————                           ——————————————————————

      ^         |                                           ^

     6|         | 2                                         | 4

      |         |                                           |

 ——————————————————————             5             ——————————————————————

|    Банк покупателя   |<————————————————————————|   Банк поставщика    |

|         р/с          |————————————————————————>|         р/с          |

 ——————————————————————             3             ——————————————————————


Рис. 1 Схема расчетов платежными поручениями.


После получения продукции (1), покупатель выписывает платежное поручение (2) своему обслуживающему банку. Тот перечисляет деньги (3) с расчетного счета (Р/с) покупателя на расчетный счет поставщика. Банк поставщика, зачислив деньги на расчетный счет своего клиента, делает ему выписку (4). Затем он извещает банк покупателя (5), который делает соответствующую выписку своему клиенту (6).


2.3. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями


Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями объединены общим понятием "расчеты по инкассо", смысл которого заключается в получении (востребовании) платежей (см. упомянутое "Положение о безналичных расчетах в РФ" от 03.10.2002 г. N 2-П).

Отличие операций, осуществляемых согласно платежным требованиям и инкассовым поручениям, заключается в том, что первые могут проводиться плательщиком с акцептом (т.е. с учетом его согласия) или без него, а вторые - всегда в бесспорном порядке.

Платежные требования используются при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также в некоторых других случаях. Списание денежных средств с расчетного счета плательщика без его согласия проводится в случаях, установленных законодательством, или если это определено условиями договора.

Срок для акцепта не может быть менее 5-ти рабочих дней. Если в платежном поручении нет записи "без акцепта", то платежное требование считается акцептным со сроком 5 дней. Покупатель имеет право частичного или полного отказа от акцепта. Отказ может быть обусловлен недостачей полученных товаров, а также несоответствием их качества и ассортимента. При отказе от акцепта продукция принимается на ответственное хранение (забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение") и затем отгружается в адрес поставщика после его распоряжения.

Инкассовые поручения применяются при списании денежных средств с расчетного счета плательщика:

если такой порядок установлен законодательными (в том числе контрольными) органами;

при взысканиях по исполнительным документам;

в случаях, предусмотренных договором между сторонами, и при условии предоставления банку-эмитенту (банку покупателя) такого права.

Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения, если исполнительные документы предъявлены им по истечении срока, установленного законодательством.

Схема расчетов приведена на рис.10.2. После отгрузки продукции (1), поставщик выставляет в свой обслуживающий банк платежное требование с товаросопроводительными документами на инкассо (на востребование платежа) - (2). Банк поставщика пересылает их в банк покупателя (3) для получения акцепта (согласия на оплату) покупателя и взыскания платежа. Банк покупателя передает документы своему клиенту (4). В случае акцепта (5) банк покупателя перечисляет деньги (6). На принятие решения об акцепте покупателю отводится не менее 5-ти дней. После перечисления денег делаются соответствующие выписки (7) и (8).


 ——————————————————————             1             ——————————————————————

|    Покупатель        |<————————————————————————|       Поставщик      |

 ——————————————————————                           ——————————————————————

  ^      |      ^                                      ^          |

  |8     |5     | 4                                    |7         |2

  |      |      |                                      |          |

 ——————————————————————             3             ——————————————————————

|    Банк покупателя   |<————————————————————————|   Банк поставщика    |

|         р/с          |————————————————————————>|         р/с          |

 ——————————————————————             6             ——————————————————————


Рис 2. Схема расчетов платежными требованиями и инкассовыми поручениями.


Для безакцептных платежных требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей, схема расчетов упрощается за счет исключения операций (4) и (5).

Примечание. Инкассовые поручения применяются не только в случаях взаимодействия покупателей и поставщиков. В общем случае расчеты проводятся между различными контрагентами, один из которых является плательщиком, а другой - получателем. Банк плательщика при этом носит название банка-эмитента, а банк получателя - банка исполняющего.


2.4. Аккредитивная форма расчетов


Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитив открывается только для расчета с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком.

Кроме того, аккредитив может быть покрытым и непокрытым. Покрытый (депонированный) аккредитив - это аккредитив, открытый в банке поставщика (банке-эмитенте) одновременно с депонированием суммы в банке покупателя (банке исполняющем). Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в банке покупателя.

Схема расчетов с помощью аккредитивов представлена на рис.3.


 ——————————————————————             5             ——————————————————————

|    Покупатель        |<————————————————————————|       Поставщик      |

 ——————————————————————                           ——————————————————————

     ^           |                                  ^      |      ^

     |9          |1                                 |10    |6     |4

     |           |                                  |      |      |

 ——————————————————————             8             ——————————————————————

|    Банк покупателя   |<————————————————————————|   Банк поставщика    |

 ——————————————————————                           ——————————————————————

 ——————   2     ———————             3             ——————    7    ———————

| Р/с  |——————>|  С/с  |————————————————————————>| С/с  |——————>|  Р/с  |

 ——————         ———————                           ——————         ———————


Рис. 3. Схема расчетов аккредитивами.


В соответствии с договором между поставщиком и покупателем последний (покупатель) подает в свой обслуживающий банк (банк-эмитент) заявление на открытие аккредитива (1). На основании этого заявления банк открывает специальный счет и резервирует (депонирует) на нем сумму аккредитива, переводя ее с расчетного счета (Р/с) на специальный счет (С/с) (2). Одновременно банк покупателя дает извещение банку поставщика (банку исполняющему) об открытии аккредитива (3). Депонирование сумм и открытие аккредитива оформляется проводкой:

Д 55-1 - К 51,

где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-1 "Аккредитивы" счета 55 "Специальные счета в банках".

Открыв аккредитив, банк поставщика отправляет своему клиенту извещение об этом (4). На основании этого извещения поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя (5), а расчетные документы предоставляет в свой банк (6). Проверив соответствие документов аккредитивному заявлению, и определив их идентичность, банк поставщика зачисляет деньги с аккредитива на расчетный счет поставщика (7). Затем он перечисляет расчетные документы банку покупателя (8) и тот списывает сумму с депозитного счета, делая выписку своему клиенту (9) и, передавая ему с нею товаросопроводительные документы, что оформляется проводкой:

Д 60, 76 - К 55-1,

где: субсчет 55-1 "Аккредитивы" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Банк поставщика тоже делает выписку своему клиенту (10).

Аккредитивная форма расчетов обеспечивают определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок применительно к этому способу расчетов несколько увеличивает время оборота денежных средств.


2.5. Чековая форма расчетов


Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной денежной суммы.

Схема расчетов чеками приведена на рис.10.4. Покупатель подает в свой обслуживающий банк платежное поручение о депонировании (резервировании) определенной суммы на депозитном счете (1) и одновременно предоставляет заявление о выдаче ему лимитированной чековой книжки (2). На основании этих документов банк покупателя открывает своему клиенту депозит (3):

Д 55-2 - К 51,

где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-2 "Чековые книжки" счета 55 "Специальные счета в банках".

После открытия депозита банк выдает чековую книжку (4).


                                     5

 ———————————————————————<———————————————————————————————————————————————

|    Покупатель        |             6           |       Поставщик      |

 ———————————————————————————————————————————————>———————————————————————

     ^  ^    |   |                                  ^             |

     |10|4   |1  |2                                 |11           |7

     |  |    |   |                                  |             |

 ——————————————————————             8             ——————————————————————

|    Банк покупателя   |<————————————————————————|   Банк поставщика    |

 ——————————————————————                           ——————————————————————

 ——————   3     ———————             9                     ———————

| Р/с  |——————>|  С/с  |————————————————————————————————>|  Р/с  |

 ——————         ———————                                   ———————


Рис. 4. Схема расчетов чеками.


После отгрузки продукции или оказания услуги поставщиком (5) покупатель оплачивает их чеком (6). Поставщик в срок не позднее 10-ти дней с момента получения чека предоставляет его вместе с реестром в свой обслуживающий банк (7). Эта операция считается предъявлением чека к оплате. Тот, в свою очередь, пересылает чек с реестром в банк покупателя (8). Банк покупателя перечисляет деньги (9), что оформляется проводкой:

Д 60, 76 - К 55-2,

где: субсчет 55-2 "Чековые книжки" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

После этого делаются выписки банков своим клиентам (10) и (11).

В соответствии с нормативными актами чекодатель не вправе отозвать выданный чек до истечения срока для его предъявления к оплате.

Чековая форма расчетов, как и аккредитивная, обеспечивает определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок несколько увеличивает время оборота денежных средств.


2.6. Вексельная форма расчетов


Вексель - это безусловное денежное обязательство одной стороны перед другой. Законодательством России определены два вида векселей: простой и переводной.

Простой вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение от векселедателя определенной суммы в установленный срок.

Переводной вексель является документом, удостоверяющим права векселедержателя на получение в установленный срок от плательщика (который может не быть векселедателем) определенной денежной суммы.

Таким образом, простой вексель предполагает наличие двух субъектов правоотношений: векселедателя и векселедержателя, а переводной - трех: векселедателя, плательщика и векселедержателя. Плательщик принимает на себя обязательства в момент акцепта (письменного согласия на оплату) переводного векселя.

Кроме деления на простые и переводные векселя, в бухгалтерском учете выделяют также товарные и финансовые векселя. Товарные (коммерческие) векселя обычно используются во взаимоотношениях покупателя и поставщика по договорам купли-продажи или заказчика и подрядчика по договорам подряда и оказания услуг. Они выступают в качестве средства оформления кредита, предоставляемого покупателю (заказчику) в виде отсрочки платежа. Финансовые векселя применяются во взаимоотношениях заемщика и заимодавца по договорам займа и кредита.

В пособии для начинающих нет необходимости анализа всех тонкостей расчетов с помощью векселей. Поэтому в качестве примера рассматривается упрощенная схема расчета с использование простого товарного векселя. С точки зрения взаимодействия юридических лиц и участия в этой форме расчетов банков необходимо, чтобы банк покупателя был домицилиатом (т.е. плательщиком), а банк поставщика имел поручение поставщика-векселедержателя для инкассирования (т.е. поручение по получению) платежа по векселю.

В этом частном случае вексельная форма расчетов будет выглядеть следующим образом (см. рис.10.5).

Покупатель заключает со своим банком договор-поручение по домициляции векселей (1), т.е. по обеспечению платежей по ним. После получения товара (2) покупатель выдает поставщику вексель (3), в котором указывается срок оплаты товара:

Д 41 - К 60-1 - отражена сумма поступившего от поставщика товара без НДС;

Д 19 - К 60-1 - учтена величина НДС по поступившему товару;

Д 60-1 - К 60-2 - отражен факт выдачи товарного векселя,

где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 41 "Товары", субсчет 60-1 "Денежные обязательства перед поставщиками", субсчет 60-2 "Векселя выданные".

Поставщик передает своему банку данный вексель для инкассирования (4). Банк поставщика извещает банк покупателя повесткой о наличии у него векселя (5).


                                     2

 ———————————————————————<———————————————————————————————————————————————

|    Покупатель        |             3           |       Поставщик      |

 ———————————————————————————————————————————————>———————————————————————

     ^           |                                  ^       |       ^

     |9          |1                                 |12     |4      |7

     |           |                                  |       |       |

 ——————————————————————             5             ——————————————————————

|                      |<————————————————————————|                      |

|   Банк покупателя    |            8            |   Банк поставщика    |

|                      |<————————————————————————|                      |

 ——————————————————————                           ——————————————————————

        ——————                      6             ——————    |10     ^11

       | Р/с  |—————————————————————————————————>| Р/с  |   |       |

        ——————                                    ——————   —————————————

                                                          |Нотариальная |

                                                          |контора      |

                                                           —————————————


Рис. 5. Схема расчета векселями.


При наличии суммы на расчетном счете покупателя, обслуживающий банк может сразу перечислить деньги на расчетный счет поставщика (6). После этого банк поставщика извещает своего клиента о зачислении на его счет суммы уплаты по векселю и возвращает последний в банк покупателя (8). Банк покупателя отправляет своему клиенту вексель с выпиской об окончании операции по векселю (9), что оформляется проводкой:

Д 60-2 - К 51 - произведена уплата по товарному векселю.

Если денег на расчетном счете покупателя нет, а наступает срок уплаты по векселю, то банк покупателя не несет ответственность за неуплату, если между ним и клиентом нет специального договора о кредите в счет оплаты векселя.

В случае просрочки банк поставщика предъявляет неоплаченный вексель в нотариальную контору (10) для совершения протеста (11). ( Совершение протеста по закону не может быть осуществлено ранее 12-ти часов дня, следующего за днем наступления срока оплаты по векселю). Затем неоплаченный вексель с протестом возвращается поставщику для принятия решения (12).


2.6. Расчеты с использованием банковских карт


В последние годы в практике безналичных расчетов появилась новая форма, связанная с применением расчетно-корпоративных и кредитно-корпоративных карт, о которых упоминалось в параграфе 10.1. Эти карты предоставляют возможность, как наличных, так и безналичных расчетов.

Юридические лица с помощью банковских корпоративных карт могут осуществлять безналичные операции на предприятиях торговли и сферы услуг, а также операции по обналичиванию денежных средств. Подробности проведения всего спектра хозяйственных действий держателями банковских корпоративных карт изложены в "Положении о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием", утвержденным ЦБ РФ от 09.04.1998 г. N 23-П (в редакции от 29.11.2000 г.).

Перечень операций, которые могут осуществляться с использованием этих карт, включает:

получение наличных денежных средств в рублях для расчетов по хозяйственной деятельности и оплаты командировочных расходов в пределах России;

безналичную оплату в рублях командировочных расходов;

безналичную оплату в рублях расходов, связанных с основной деятельностью предприятия;

безналичные платежи в рублях, обусловленные хозяйственной деятельностью организации;

безналичные расчеты в рублях представительского характера внутри России;

безналичную оплату расходов в иностранной валюте, связанных с командировками в иностранные государства;

безналичные расходы представительского характера в иностранной валюте за пределами России;

получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами страны для оплаты командировочных расходов работников предприятия.

Все операции, кроме тех, которые относятся к основной деятельности организации, в бухгалтерском учете признаются в качестве расходов подотчетных лиц, которым выдана соответствующая банковская корпоративная карта. Запрещено использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и осуществления платежей социального характера.

Ниже на рис.10.6 представлена упрощенная схема расчетов, связанных с основной деятельностью предприятия, когда покупатель оплачивает в торговой организации товары, используя имеющиеся в ней электронные устройства, включающие импринтер или электронный терминал (эл. терминал). Для удобства понимания банк, являющийся эмитентом банковской карты, определен в качестве банка покупателя, а эквайрер (кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг посредством банковских карт) определен в качестве банка поставщика.

Импринтер - это устройство, позволяющее печатать слипы (отчетные бланки) для всех участников расчетов, а электронный терминал - это устройство, формирующее электронные документы для всех участников расчетов и выводящее для них на печать соответствующие квитанции.

Согласно упомянутому выше Положению N 23-П организации, использующие в расчетах банковские карты, обязаны по требованию банков-эмитентов предоставлять им все необходимые первичные документы для осуществления контроля:

счета за проживание;

билеты на транспорт;

квитанции;

чеки;

иные документы с приложением оригиналов слипов, квитанций электронных терминалов, банкоматов по всем операциям, а также отчеты о командировках, если средства списывались на командировочные расходы.

Расчеты между участниками сделки проводятся следующим образом. Покупатель обращается в банк-эмитент с заявлением о заключении договора на выдачу соответствующей банковской карты (1). Банк под расчетно-корпоративную карту депонирует часть средств покупателя (2), что оформляется в его бухгалтерском учете следующей проводкой:

Д 55-4 - К 51 - депонированы средства для расчетно-корпоративной карты,

где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках".

В случае заключения договора о выдаче кредитно-корпоративной карты банк заключает кредитное соглашение с покупателем на сумму кредитно-корпоративной карты с учетом величины процентов, что оформляется в бухгалтерском учете покупателя проводкой:

Д 55-4 - К 66 - получен краткосрочный кредит на открытие кредитно-корпоративной карты,

где: субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".

После этого покупателю предоставляется соответствующая банковская карта (3).

При закупке товара у торговой организации для основной деятельности покупателя его представитель расплачивается с помощью банковской карты, вставляя ее в читающее устройство терминала (4), с помощью которого происходит оформление расчетных документов для всех участников процесса взаиморасчетов: покупателя (5), поставщика (4), банка-эмитента (6) и эквайрера (7). Согласно расчетным документам покупателю отгружается товар (5).


                                     5

 ———————————————————————<———————————————————————————————————————————————

|    Покупатель        |  4                      |       Поставщик      |

 —————————————————————————————> ———————————————   ——————————————————————

     ^     ^     |             |   Импортер    |                    ^

     |11   |3    |1   —————————|эл. терминал   |————————————        |10

     |     |     |   |    6     ———————————————       7     |       |

 ——————————————————————              9            ——————————————————————

|   Банк покупателя    |<————————————————————————|   Банк поставщика    |

 ——————————————————————                           ——————————————————————

  ——————  2   ——————                8                     ——————

 | Р/с  |———>| С/с  |———————————————————————————————————>| Р/с  |

  ——————      ——————                                      ——————


Рис. 6. Схема расчетов с использованием банковских карт.


На основании расчетных документов списываются денежные средства со специального счета покупателя (8) на расчетный счет поставщика. Затем банк поставщика извещает банк покупателя о завершении операции (9) и оба банка делают выписки своим клиентам (10) и (11).


2.7. Основные документы по безналичным расчетам


Расчеты между предприятиями могут проводиться как наличными деньгами (через кассу), так и безналичным образом (через расчетные счета в банках).

Безналичные расчеты не предполагают физического перемещения денег от одного предприятия к другому, равно как и перемещение их от одного банка к другому. Смысл безналичных расчетов заключается в списании сумм денег с одного расчетного счета на другой, в соответствии с документами, имеющими юридическую силу. Такая форма расчетов является более медленной, чем форма наличных расчетов, однако более надежной и безопасной. Кроме того, она позволяет легко осуществлять любой объем денежных платежей. Эта форма легко автоматизируется и скорость взаимных платежей с каждым годом увеличивается.

Основные документы, которые используются в безналичных расчетах, следующие:

1.      договор (о поставках, купли-продажи и т.п.);

2.      заявление на открытие счета (форма N 0401025);

3.      карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма N 0401026);

4.      платежное поручение (форма N 0401060);

5.      сводное платежное поручение;

6.      платежное требование (форма N 0401061);

7.      заявление об отказе от акцепта (форма 0401004);

8.      инкассовое поручение (форма N 0401071);

9.      реестр передаваемых на инкассо расчетных документов (форма N 0401014);

10.  аккредитив (форма N 0401063);

11.  реестр счетов (форма N 0401065);

12.  платежный ордер (форма N 0401066);

13.  заявление на выдачу чековой книжки;

14.  чековая книжка;

15.  реестр чеков (форма N 0401007);

16.  вексель;

17.  кредитно-корпоративная карта;

18.  расчетно-корпоративная карта;

19.  выписка из расчетного счета.

Расчетные отношения предприятий определяются договорами, в которых обычно указывается форма расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями.

Все документы по безналичным расчетам требуют очень тщательного и точного заполнения реквизитов, главными из которых являются:

1) наименование расчетного документа и код формы;

2) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

3) вид платежа;

4) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

5) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

6) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

7) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

8) назначение платежа;

9) сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами;

10) очередность платежа;

11) вид операции в соответствии с табл.10.1;

12) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Ряд документов по безналичным расчетам заполняется на пишущей машинке или с помощью персонального компьютера. Особое место в документах по безналичному расчету занимает банковская выписка. Это документ, который регулярно предоставляет банк своему клиенту. В ней отражаются все последние операции по поступлению и расходованию денег с расчетного счета предприятия. Все операции кодируются, поэтому их легко проверить. К выписке банк прилагает копии документов, на основании которых произведены операции.

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.

Целью курсовой работы являлось рассмотрение организации учета.

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских счетах, расчетных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях и производить расчеты с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Для осуществления расчетов наличными деньгами следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993г. №40. Согласно ему каждая организация должна иметь кассу, в которой могут находится остатки наличных денег в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций. Лимит при необходимости периодически пересматривается. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка денег в кассе необходимо сдать в банк.

Для получения наличных денег со счета в банке организация пользуется чековой книжкой, полученной в банке. Отрывная часть чека остается в банке, а у организации - корешок чека с указанием полученной суммы.

Для перечисления определенной суммы со своего расчетного счета на счет другого предприятия (организации, учреждения) организация использует платежные поручения. Платежными поручениями предприятие оплачивает товары, работы, услуги, перечисляет налоги и отчисления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 28 мая 2003 г.);

2.     Федеральный закон «О центральном банке РФ» № 394-1 от 02.11.1990.

3.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96.

4.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н);

5.     Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н);

6.     Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09ю1993. (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 г. № 247).

7.     Положение Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001.

8.     Указания ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.

9.     Захарьин В.Р. Учет денежных средств.// Консультант Бухгалтера. – 2004. - N8. – С.26.

10.            Кондраков И.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-640с.

11.  Луговой А.В. Аккредитив: бухгалтерский учет расчетов. //Бухгалтерский учет. – 2003. - N 21.- С.19.