1. Финансовый менеджмент как научная дисциплина

Фин.менедж-т – наука эффективн. управления денеж. фондами и финанс. ресурсами предприятия для  достижения стратегич.целей и решения тактическ.задач. ФМ – представл. собой сис-му принципов и методов разработки и реализации управленческ.решений, связанных с формированием, распределением,  и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и его денеж. средств. Гл. целью ФМ яв-ся обеспеч-е maxi-ции благосостояния собствен-ков предприятия в текущ. и перспективн. периоде, к-рое выражается в обеспечении max-ции рыночн.сто-ти предприятия,  что реализует конечн. финанс.интерес его владельцев. Цели ФМ: 1. выживание фирмы в условиях конкурент. борьбы. 2. избежание банкротства  и крупн. финанс. неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчив.темпы роста эконом. потенциала фирмы  5. рост объемов произв-ва и реализации  6. max-ция прибыли 7. min-ция расходов  8. обеспечение рентабельн. деятель-ти.

 

2. Цели фин. менеджмента

Фин.менедж-т – наука эффективн. управления денеж. фондами и финанс. ресурсами предприятия для  достижения стратегич.целей и решения тактическ.задач. ФМ – представл. собой сис-му принципов и методов разработки и реализации управленческ.решений, связанных с формированием, распределением,  и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и его денеж. средств.Гл. целью финанс. менед-та яв-ся обеспечение механизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, к-рая выражается в обеспечении maxi-ции рыночной стоимости предприятия,  что реализует конечный финанс. интерес его владельцев. Цели финанс. менед-та: 1. выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы. 2. избежание банкротства  и крупных финанс. неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчивые темпы роста эконом. потенциала фирмы  5. рост объемов производства и реализации  6. maxi-ция прибыли 7. mini-ция расходов  8. обеспечение рентабельной деятельности.

 

3. Функции и задачи ФМ

ФМ направлен на решение следующ. задач: 1. обеспеч-е формирования достаточн. объема финанс. ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящ.периоде  2. обеспечение наиболее эффективн. использования сформирован.объема финанс. ресурсов в разрезе основн.направлений деятель-ти предприятий  3. оптимизация ден. оборота  4. обеспечение maxi-ции прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финанс. риска. 5. обеспечение min-ции уровня финанс. риска при предусматр. уровне прибыли 6. обеспечение постоян. финанс. равновесия предприятия в процессе его развития

ФМ осуществляет ф-ции, подразделяем. на 2 группы: 1)Ф-ции ФМ как управляющей системые: 1.разработка финанс.стратегии предприятия (формируется сис-ма целей и целев.показателей финанс.деятель-ти на долгосрочн.период, определ-ся приоритетн. задачи) 2.формиров-е эффективн.инфляцион.систем, обеспечивающих обоснование альтернативн. вариантов управленческ.решений (определ-е объемов и содержания информационных потребностей финанс. менед-та, формирование внешних и внутренних источников информации, организация постоянного мониторинга финансового состояния предприятия) 3.осуществл-е анализа различн.аспектов финанс.деятель-ти предприятия (проведение экспресс и углублен. анализа отдельн.финанс. операций, в т.ч. филиалов, дочерних предприятий, обобщение результатов) 4.осуществление планиров-я финанс.деятель-ти предприятия по основным ее направлениям (разработка сис-мы текущ.планов и бюджетов по основн. направл-ям фин.деятель-ти)

 

5. Сущность и организация ФМ на предприятии

ФМ яв-ся частью общего управления предприятием. Умело организованный фин. менеджмент яв-ся серьезным фактором успеха предприятия на рынке.И напротив, неэффективно организованное управление финансами может ослабить конкретн.позицию компании. Организацион.  структура сис-мы управления финансами предприятия, а так же ее кадровый состав могут быть построены различн. способами в зависим-и от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление спец.службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансов.директором) и, как правило, включающий бухгалтерию и финанс. отдел. Финанс. директор подчиняется непосредственно ген. директору. В небольших предприятиях роль фин.. директора обычно выполняет гл.бухгалтер. Работа фин.менеджера яв-ся частью работы высшего звена управл-я фирмы, связано с предоставлением ему аналитическ. информации, необходимой для принятия управленческ. решений финанс. характера.

 

6. Базовые концепции финанс. менеджмента

 ФМ базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальн.концепций: 1) концепция денеж. потока (предполагает: а) идентификацию денеж.потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину элем-тов денеж.потока; в) выбор коэф-та дисконтирования, позволяющего сопоставлять элем-ты потока, генерируемого в различн. моменты времени г) оценку риска, связанного с данным потоком и способом его учета); 2) концепц. временной ценности денеж.ресурсов (состоит в том что денеж.ед-ца, имеющаяся сегодня, и денеж.ед-ца, ожидаемая к поступлению, через какое-то время неравноценны.Она определ-ся действием 3-х основн.причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью); 3) концепц. компромисса между риском и доходностью (состоит в том, что получ-е любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между 2-мя характеристиками прямо пропорциональна. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше степень риска, связанная с возможным  неполучением этой доход-ти и наоборот); 4) концепц. стоим-ти капитала (сост. в том, что обслуживание того или иного источника финансиров-я обходится компании не одинаково. Каждый источник финансир-я имеет свою стоим-ть);

 

7. Информационное обеспечение деятельности финанс. менеджера

Эффективность фин.менеджмента на предприятии в значит.мере определ-ся использованием информацион.базы и зависит от нее. Формиров-е информац.базы фин.менеджмента на предприятии представл.собой процесс целенаправлен.подбора соответствующих информативн.показателей, ориентированных как на принятие стратегич.решений, так и на эффективное текущ.управление финанс.деятель-тью. Выделяют 4 группы информативн. показателей фин.менедж-та: 1. показатели, характеризующие общеэкономическ.развитие страны (используются для прогнозирования условий внешн.среды функциониров-я предприятий при принятии стратегич.решений в обл-ти финанс. деятельности. К этой группе относятся след. показатели: а) показатели макроэкономич. развития (темп роста ВВП, денеж. доходы населения и т.д.) б) показатели отраслевого развития (объем произведен. продукции, общая стоимость актива и т.д.). Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных гос.статистики, публикации отчетных материалов в прессе и т.д.)   2. показатели, харак-щие конъюнктуру финанс.рынка (используются для принятия управленч. решений в обл-ти формирования портфеля долгосрочн.финанс. инвестиций, осуществление краткосрочн.финанс. вложений и др. операций.

 

 

Для реализации поставлен.целей ФМ направлен на решение следующ. задач: 1. обеспеч-е формирования достаточн. объема финанс. ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящ.периоде  2. обеспечение наиболее эффективн. использования сформирован.объема финанс. ресурсов в разрезе основн.направлений деятель-ти предприятий  3. оптимизация ден. оборота  4. обеспечение maxi-ции прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финанс. риска. 5. обеспечение min-ции уровня финанс. риска при предусматр. уровне прибыли 6. обеспечение постоян. финанс. равновесия предприятия в процессе его развития


 

В независим-ти от организацион. структуры управления фирмой финанс. менеджер отвечает за анализ финанс. проблем, принятие в нек-рых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству. К основным фун-ям финанс. дирекции относятся: 1. разработка финанс. стратегии и финанс.программы развития предприятия и его подразделений 2. определение инвестицион.политики 3. разработка кредитн. политики 4. разработка плана денежн. потоков, финанс. планов предприятия и его подразделений 5. обеспечение финанс. деятельности 6. осуществление денеж.расчетов с поставщиками и покупателями 7. анализ финанс.деятель-ти предприятия.


 

5. разработка действенной сис-мы стимулиров-я принятых управленческ.решений в обл-ти финанс.деятель-ти (формы поощрений, наказания, внедрение контрактн.формы оплаты труда). 6.осуществление эффективн.контроля за реализацией принятых управленч.решений в обл-ти финанс.деятельности (создание сис-мы внутрен.контроля, разделение контрольн.обязанностей, отдельных служб и финансов.  менеджеров, оперативное реагирование на результаты осуществляем. контроля).

2)Ф-ции ФМ как специальн. обл-ти управления предприятием, к этой группе относятся:

1. управление активами (выявление реальн.потреб-ти в отдельн.видах активов, оптимизация состава активов с позиции эффективн-ти их использования,  обеспечение ликвидности отдельн.видов оборотн.активов,). 2. управл-е капиталом (определ-ся общая потребн-ть в капитале, оптимизируется структура капитала) 3. управл-е инвестициями (формиров-е важнейших направлений инвестицион.деятель-ти предприятий, оценка эффектив-ти инвестиций, формиров-е портфелей реальных и финанс.инвестиций) 4. управл-е денеж. потоками (формирование входящ. и выходящ.денеж. средств предприятия, их синхронизация по объему и времени) 5. управл-е финанс. рисками (выявляется состав  основн. финанс. рисков, осуществл-ся оценка уровня данных рисков, формир-ся сис-ма мероприятий по их снижению) 6. антикризисное финанс. Управл-е при угрозе банкротства (на основе мониторинга финанс.состояния предприятия определ-ся угроза банкротства, уровень угрозы, эффективн.формы предотвращ-я данной угрозы.)


 

К этой группе относятся след. показ-ли: а) виды основных котируемых финанс. инструментов, обращающихся на фондовом рынке. б) цены и объемы сделок по основн.видам фондовых инструментов. в)  депозитные и кредитные ставки коммерч.банков. г) официальн.курсы отдельных валют.  Источником  показателей этой группы служат публикации коммерч. изданий, материалы Интернета). 3. Нормативно-регулирующ.показатели (это законы, постановления и другие нормативно-правовые акты, принимаемые различн.органами гос.власти. Информацию этого блока необходимо принимать в расчет, т.к. представленные документы носят обязательный для исполнения  хар-р). 4. показатели, формируемые из внутр.источников информации предприятия по данным управленчес. и финанс.учета. (сис-ма показ-лей этой группы составляет информац. базис финанс. менеджмента).

На основе этой сис-мы показателей проводится анализ,  прогнозиров-е, планиров-е и принятие оперативных управленч.решений по всем направлениям финанс. деятель-ти предприятия. Преимуществом показ-лей этой группы яв-ся их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности.


 

5) концепц. эффективности рынка кап-ла (объем сделок по покупке или продаже цен.бумаг зависит от того, насколько точно текущ.цены соответствуют внутрен.стоимостям. Цена зависит от многих фак-ров, в т.ч. и от информации); 6) концепц. асимметричности информации (отдельн.категории лиц могут владеть информ-ей, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Носителями конфиденциальн.информации чаще всего выступают менеджеры и отдельн.владельцы компании. Эта информ-я может использоваться ими различн.способами в зависим-ти от того, какой эффект: положительн. или отрицательный может иметь ее однородность); 7) концепц.агентских отношений (сост. в том, что интересы владельцев компаний и ее управленческ.персонала не всегда совпадают); 8) концепция альтернативных затрат (применение любого решения финанс. хар-ра в большинстве случаев связана с отказом от какого-либо альтернативн. варианта)