|
|
|
|
|
1. Финансовый менеджмент как научная дисциплина
Фин.менедж-т – наука
эффективн. управления денеж.
фондами и финанс. ресурсами предприятия для достижения стратегич.целей
и решения тактическ.задач. ФМ – представл. собой сис-му принципов и методов разработки и реализации управленческ.решений, связанных с формированием,
распределением, и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и
его денеж. средств. Гл. целью ФМ яв-ся обеспеч-е maxi-ции благосостояния собствен-ков
предприятия в текущ. и перспективн.
периоде, к-рое выражается в обеспечении max-ции рыночн.сто-ти
предприятия, что реализует конечн. финанс.интерес его
владельцев. Цели ФМ: 1. выживание фирмы в условиях конкурент.
борьбы. 2. избежание
банкротства и крупн.
финанс. неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчив.темпы роста эконом.
потенциала фирмы 5. рост объемов произв-ва
и реализации 6. max-ция
прибыли 7. min-ция расходов 8.
обеспечение рентабельн. деятель-ти.
|
|
|
2. Цели
фин. менеджмента
Фин.менедж-т – наука эффективн.
управления денеж. фондами и финанс.
ресурсами предприятия для достижения
стратегич.целей и решения тактическ.задач.
ФМ – представл.
собой сис-му принципов и методов разработки и
реализации управленческ.решений, связанных с формированием,
распределением, и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и
его денеж. средств.Гл.
целью финанс. менед-та яв-ся обеспечение механизации благосостояния
собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, к-рая выражается в обеспечении maxi-ции рыночной стоимости
предприятия, что реализует конечный финанс. интерес его владельцев. Цели финанс. менед-та: 1. выживание фирмы в условиях
конкурентной борьбы. 2. избежание банкротства и крупных финанс.
неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчивые темпы роста
эконом. потенциала фирмы 5. рост
объемов производства и реализации 6.
maxi-ция прибыли 7. mini-ция расходов 8. обеспечение рентабельной деятельности.
|
|
|
|
3. Функции
и задачи ФМ
ФМ
направлен на решение следующ. задач:
1. обеспеч-е
формирования достаточн. объема финанс. ресурсов в соответствии с задачами развития
предприятия в предстоящ.периоде 2.
обеспечение наиболее эффективн. использования
сформирован.объема финанс. ресурсов в разрезе основн.направлений деятель-ти
предприятий 3. оптимизация ден. оборота 4.
обеспечение maxi-ции
прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финанс.
риска. 5. обеспечение min-ции уровня финанс. риска при предусматр.
уровне прибыли 6. обеспечение постоян. финанс. равновесия предприятия в процессе его развития
ФМ осуществляет ф-ции,
подразделяем. на 2 группы: 1)Ф-ции ФМ
как управляющей системые: 1.разработка финанс.стратегии
предприятия (формируется сис-ма целей и целев.показателей финанс.деятель-ти
на долгосрочн.период, определ-ся
приоритетн. задачи) 2.формиров-е эффективн.инфляцион.систем,
обеспечивающих обоснование альтернативн.
вариантов управленческ.решений (определ-е объемов и содержания информационных потребностей
финанс. менед-та,
формирование внешних и внутренних источников информации, организация постоянного
мониторинга финансового состояния предприятия) 3.осуществл-е анализа различн.аспектов
финанс.деятель-ти предприятия (проведение
экспресс и углублен. анализа отдельн.финанс.
операций, в т.ч. филиалов, дочерних предприятий, обобщение результатов) 4.осуществление планиров-я финанс.деятель-ти
предприятия по основным ее направлениям (разработка сис-мы
текущ.планов и бюджетов по основн.
направл-ям фин.деятель-ти)
|
|
|
5. Сущность и организация ФМ на предприятии
ФМ
яв-ся частью общего управления предприятием.
Умело организованный фин. менеджмент яв-ся
серьезным фактором успеха предприятия на рынке.И
напротив, неэффективно организованное управление финансами может ослабить конкретн.позицию компании. Организацион.
структура сис-мы
управления финансами предприятия, а так же ее кадровый состав могут быть
построены различн. способами в зависим-и от размеров предприятия и вида его
деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление
спец.службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансов.директором)
и, как правило, включающий бухгалтерию и финанс.
отдел. Финанс. директор подчиняется
непосредственно ген. директору. В небольших предприятиях роль фин.. директора
обычно выполняет гл.бухгалтер. Работа фин.менеджера яв-ся
частью работы высшего звена управл-я фирмы,
связано с предоставлением ему аналитическ. информации,
необходимой для принятия управленческ. решений финанс. характера.
|
|
|
|
6. Базовые концепции финанс. менеджмента
ФМ базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальн.концепций: 1) концепция денеж. потока (предполагает: а) идентификацию денеж.потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих
величину элем-тов денеж.потока;
в) выбор коэф-та
дисконтирования, позволяющего сопоставлять элем-ты
потока, генерируемого в различн. моменты времени г) оценку риска, связанного с
данным потоком и способом его учета); 2) концепц. временной ценности денеж.ресурсов
(состоит в том что денеж.ед-ца, имеющаяся
сегодня, и денеж.ед-ца, ожидаемая к поступлению,
через какое-то время неравноценны.Она определ-ся действием 3-х основн.причин:
инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью); 3) концепц. компромисса между риском и доходностью
(состоит в том, что получ-е любого дохода в
бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между 2-мя характеристиками
прямо пропорциональна. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше степень
риска, связанная с возможным
неполучением этой доход-ти и наоборот); 4)
концепц. стоим-ти
капитала (сост. в том, что обслуживание того или иного источника финансиров-я обходится компании не одинаково. Каждый источник
финансир-я имеет свою стоим-ть);
|
|
|
7. Информационное обеспечение
деятельности финанс. менеджера
Эффективность фин.менеджмента на
предприятии в значит.мере определ-ся
использованием информацион.базы и зависит от нее.
Формиров-е информац.базы
фин.менеджмента на предприятии представл.собой
процесс целенаправлен.подбора соответствующих информативн.показателей, ориентированных как на
принятие стратегич.решений, так и на эффективное текущ.управление финанс.деятель-тью.
Выделяют 4 группы информативн. показателей фин.менедж-та: 1.
показатели, характеризующие общеэкономическ.развитие страны (используются
для прогнозирования условий внешн.среды функциониров-я предприятий при принятии стратегич.решений в обл-ти финанс. деятельности. К этой группе относятся след.
показатели: а) показатели макроэкономич. развития
(темп роста ВВП, денеж. доходы населения и т.д.)
б) показатели отраслевого развития (объем произведен. продукции, общая
стоимость актива и т.д.). Формирование показателей этой группы основывается
на публикации данных гос.статистики, публикации
отчетных материалов в прессе и т.д.)
2. показатели, харак-щие
конъюнктуру финанс.рынка (используются
для принятия управленч. решений в обл-ти формирования портфеля долгосрочн.финанс.
инвестиций, осуществление краткосрочн.финанс.
вложений и др. операций.
|
|
|
|
|
|
Для
реализации поставлен.целей ФМ направлен на решение следующ.
задач:
1. обеспеч-е
формирования достаточн. объема финанс. ресурсов в соответствии с задачами развития
предприятия в предстоящ.периоде 2.
обеспечение наиболее эффективн. использования
сформирован.объема финанс. ресурсов в разрезе основн.направлений деятель-ти
предприятий 3. оптимизация ден. оборота 4.
обеспечение maxi-ции
прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финанс.
риска. 5. обеспечение min-ции уровня финанс. риска при предусматр.
уровне прибыли 6. обеспечение постоян. финанс. равновесия предприятия в процессе его развития
|
|
|
|
В независим-ти от организацион.
структуры управления фирмой финанс. менеджер
отвечает за анализ финанс. проблем, принятие в нек-рых случаях решений или выработку рекомендаций
высшему руководству. К основным фун-ям финанс. дирекции относятся: 1. разработка финанс. стратегии и финанс.программы
развития предприятия и его подразделений 2. определение инвестицион.политики
3. разработка кредитн. политики 4. разработка
плана денежн. потоков, финанс.
планов предприятия и его подразделений 5. обеспечение финанс.
деятельности 6. осуществление денеж.расчетов с
поставщиками и покупателями 7. анализ финанс.деятель-ти
предприятия.
|
|
|
5. разработка действенной сис-мы
стимулиров-я принятых управленческ.решений
в обл-ти финанс.деятель-ти (формы поощрений, наказания, внедрение контрактн.формы оплаты труда). 6.осуществление эффективн.контроля
за реализацией принятых управленч.решений в обл-ти финанс.деятельности (создание
сис-мы внутрен.контроля,
разделение контрольн.обязанностей, отдельных
служб и финансов. менеджеров,
оперативное реагирование на результаты осуществляем. контроля).
2)Ф-ции ФМ как специальн. обл-ти управления предприятием, к этой группе относятся:
1. управление активами (выявление реальн.потреб-ти
в отдельн.видах активов, оптимизация состава
активов с позиции эффективн-ти их
использования, обеспечение ликвидности
отдельн.видов оборотн.активов,).
2. управл-е
капиталом (определ-ся общая потребн-ть в капитале, оптимизируется структура
капитала) 3. управл-е инвестициями (формиров-е
важнейших направлений инвестицион.деятель-ти
предприятий, оценка эффектив-ти инвестиций, формиров-е портфелей реальных и финанс.инвестиций)
4. управл-е
денеж. потоками (формирование входящ. и выходящ.денеж.
средств предприятия, их синхронизация по объему и времени) 5. управл-е
финанс. рисками (выявляется состав основн. финанс. рисков, осуществл-ся
оценка уровня данных рисков, формир-ся сис-ма мероприятий по их снижению) 6. антикризисное финанс. Управл-е при угрозе банкротства (на основе
мониторинга финанс.состояния предприятия определ-ся угроза банкротства, уровень угрозы, эффективн.формы предотвращ-я
данной угрозы.)
|
|
|
|
К этой группе относятся след. показ-ли: а) виды основных котируемых финанс. инструментов, обращающихся на фондовом рынке.
б) цены и объемы сделок по основн.видам фондовых
инструментов. в) депозитные и кредитные
ставки коммерч.банков. г) официальн.курсы
отдельных валют. Источником показателей этой группы служат публикации
коммерч. изданий, материалы Интернета). 3. Нормативно-регулирующ.показатели
(это законы, постановления и другие нормативно-правовые акты, принимаемые различн.органами гос.власти.
Информацию этого блока необходимо принимать в расчет, т.к. представленные
документы носят обязательный для исполнения
хар-р). 4. показатели, формируемые
из внутр.источников информации предприятия по
данным управленчес. и финанс.учета.
(сис-ма показ-лей этой группы составляет информац. базис финанс.
менеджмента).
На основе этой сис-мы
показателей проводится анализ, прогнозиров-е, планиров-е и
принятие оперативных управленч.решений по всем направлениям
финанс. деятель-ти
предприятия. Преимуществом показ-лей этой группы яв-ся
их унифицированность, регулярность формирования,
высокая степень достоверности и надежности.
|
|
|
5)
концепц. эффективности рынка кап-ла (объем
сделок по покупке или продаже цен.бумаг зависит
от того, насколько точно текущ.цены соответствуют
внутрен.стоимостям. Цена зависит от многих фак-ров, в т.ч. и от информации); 6) концепц. асимметричности информации (отдельн.категории лиц могут владеть информ-ей,
недоступной всем участникам рынка в равной мере. Носителями конфиденциальн.информации чаще всего выступают
менеджеры и отдельн.владельцы компании. Эта информ-я может использоваться ими различн.способами
в зависим-ти от того, какой эффект: положительн. или отрицательный может иметь ее
однородность); 7) концепц.агентских отношений (сост. в том, что
интересы владельцев компаний и ее управленческ.персонала
не всегда совпадают); 8) концепция
альтернативных затрат (применение любого решения финанс. хар-ра в большинстве
случаев связана с отказом от какого-либо альтернативн.
варианта)
|
|