СОДЕРЖАНИЕ

1.   Задачи, цели и функции МВФ.. 3

2.   Операции, проводимые МВФ.. 6

3.   Россия и МВФ.. 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 13



1.    Задачи, цели и функции МВФ

Подписание «Статей соглашения о МВФ», выработанных на валютно-финансовой конференции, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., ознаменовало создание в 1945 г. МВФ одновременно с учреждением МБРР. Соглашение об учреждении МВФ устанавливает основные правила, которые участвующие в нем государства обязуются выполнять в международных валютно-финансовых отношениях. Вся деятельность МВФ и его отношения со странами-членами должны соответствовать целям этой организации, изложенным в ст. I учредительного соглашения.

Перед МВФ поставлены следующие цели:

·         развивать международное валютное сотрудничество и служить постоянным органом сотрудничества и консультаций по международным валютным отношениям;

·         облегчать рост экономики и сбалансированный рост международной торговли, содействуя тем самым достижению и поддержанию высоких уровней занятости и реальных доходов и развитию производственных ресурсов всех стран-членов, как первоочередных целей экономической политики;

·         содействовать стабильности валютных курсов, стремиться, чтобы страны-члены поддерживали упорядоченные режимы валютных курсов и избегали конкурентного обесценения валюты;

·         содействовать установлению многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

·         внушать доверие к странам-членам, предоставляя в их распоряжение временно и с адекватными гарантиями общие ресурсы Фонда, давая им, таким образом, возможность исправлять неравновесия своих платежных балансов без использования мер, наносящих ущерб национальному или международному процветанию;

·         в соответствии с вышеизложенным сокращать длительность и уменьшать степень неравновесия платежных балансов стран-членов.[1]

В своей политике и принятии решений МВФ должен руководствоваться этими целями. Основной упор при этом делается на отмену валютных ограничений, что дает преимущественные выгоды развитым государствам, имеющим крупные заграничные инвестиции. Предоставляя кредиты, МВФ принуждает страны-заемщики устранять валютные ограничения по текущим операциям и открывать, таким образом, свою национальную экономику для внешнеэкономической экспансии, прежде всего развитых государств. В международном контексте отмена валютных ограничений по текущим операциям способствует развитию многосторонней, подлинно международной торговли. Поскольку экспортная выручка в валюте страны, отменившей валютные ограничения, может быть конвертирована в другие валюты, хозяйствующие субъекты получают возможность делать закупки в любой стране и использовать тем самым преимущества конкуренции не только на национальном, но и на международном уровне.

Вместе с тем открытие экономики через устранение валютных ограничений для ряда стран связано с ростом социальной напряженности, поскольку национальные производители в целом оказываются неконкурентоспособными по сравнению с производителями аналогичных товаров в развитых странах. С другой стороны, поскольку в текущие операции включены переводы процентов и дивидендов на вложенный капитал, устранение валютных ограничений стимулирует инвестиции в страны, устранившие валютные ограничения.

В поддержании стабильных валютных курсов также заинтересованы все страны. Около 70% стран-членов МВФ практикуют различные формы управления курсом валюты. Это порождает возникновение и увеличение отрыва валютного курса от покупательной способности. Курсы валют приобретают заниженный или завышенный характер, в результате чего дополнительные конкурентные преимущества за счет курсового фактора получают экспортеры тех стран, в которых более низкие темпы инфляции.

И, наконец, важнейшей целью МВФ является оказание финансовой поддержки странам, прежде всего для финансирования дефицитов их платежных балансов. При этом кредитная политика выступает наиболее эффективным рычагом воздействия на экономику стран, обращающихся к Фонду за финансовой помощью.

Для достижения своих целей МВФ располагает механизмом консультаций, крупными валютными ресурсами, машиной принятия решений и мер воздействия. При этом консультации для стран-заемщиков носят обязательный характер.

За более полувека существования МВФ превратился в универсальную по количеству участвующих стран организацию. Все эти страны заинтересованы в расширении международной торговли посредством стабилизации валютно-финансовой системы с помощью этой организации. Однако вступление в члены Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его филиалов невозможно без участия в МВФ. Поэтому для многих стран участие в МВФ и МБРР обеспечивает реальную возможность получения внешних ресурсов.

Членами МВФ могут быть страны, разделяющие его устав. МВФ имеет статус специализированной организации ООН. Вступление в МВФ осуществляется в соответствии со сроками и на условиях, предписанных его высшим органом. На 1 января 1999 года членами МВФ были 182 страны. В МВФ не участвует лишь Куба, КНДР и некоторые малые государства. Местопребывание МВФ – г. Вашингтон.[2]


2.    Операции, проводимые МВФ

Для осуществления расчетов в МВФ открыты два департамента: Общих ресурсов и Департамент социальных прав заимствования. Департамент общих ресурсов (General Department) включает четыре счета:

Счет общих ресурсов (The General Resources Account). На этом счете МВФ держит общие ресурсы и осуществляет большую часть своих сделок и операций. Сделки МВФ (Transaction of the Fund) – это обмен одних валютных активов на другие валютные активы. А операции Фонда (Operations of the Fund) – это платежи валютных активов Фондом и его поступления в них. Ресурсы этого счета включают валюты стран-членов, СДР и золото. Валютные ресурсы формируются за счет взносов стран, поступающих в порядке оплаты квот, позаимствований, процентов, взимаемых по кредитам из собственных средств МВФ, доходов от инвестиций и процентов, взимаемых по купленным Фондом у стран СДР в обмен на валюту. Главный источник средств счета общих ресурсов составляют квоты стран, оплачиваемые на 25% в резервных активах (СДР или валюты, приемлемые для Фонда). Позаимствования рассматриваются как временный источник, и МВФ имеет право заимствовать валюту любой страны-члена из любого источника. До сих пор, однако, МВФ заимствовал средства только от официальных источников, среди которых – правительства, центральные банки и Банк международных расчетов (БМР), хотя МВФ также имеет право привлекать частные ресурсы.

Счет заемных ресурсов (The Borrowed Resources Suspense Account). На этом счете МВФ держит заемные ресурсы, которые подлежат переводу на счет общих ресурсов для их использования в сделках и операциях.

Счет специального использования (The Special Disbursement Account). На этот счет поступают платежи основного долга и процентов по кредитам Доверительного фонда.

Счет инвестирования (The Investment Account). Счет должен служить для вложения средств, хранения ресурсов, используемых для инвестирования и получаемых от инвестирования. На этот счет средства должны поступать со счета общих ресурсов и счета специального использования. Счет инвестирования пока не функционирует. При согласии страны-члена МВФ может вложить ее национальную валюту в ценные бумаги. Такая возможность предусмотрена в уставе для укрепления финансового положения Фонда. Практически национальные валюты многих стран, внесенные в порядке оплаты квот, лежат на счете общих ресурсов мертвым грузом.[3]

Международный валютный фонд – это, прежде всего, общий фонд средств, внесенных странами-участницами. Его финансовые ресурсы предназначены для оказания помощи государствам-членам, стремящимся преодолеть проблемы платежного баланса, а также для смягчения последствий политики стабилизации. Через МВФ таким образом осуществляется своеобразное коллективное финансирование на межгосударственном уровне стран, имеющих проблемы платежных балансов. Кредиты МВФ выдаются как со счета общих ресурсов, так и из льготных источников, управление которыми осуществляется раздельно. Выдача происходит после утверждения Директоратом и в большинстве случаев при условии, что страна-член обязуется принять меры по устранению причин, вызвавших неравновесие ее платежного баланса.

Кредиты со счета общих ресурсов предоставляются в форме покупки странами-заемщиками иностранной валюты или СДР в обмен на свою национальную валюту. В обусловленные сроки или досрочно – в случае улучшения состояния платежного баланса и резервной позиции страна-заемщица должна осуществить обратную операцию – выкупить свою национальную валюту у МВФ, то есть погасить задолженность, используя для этого СДР или валюты других государств-членов, предписанные Фондом. Льготные кредиты, выдаваемые МВФ, не носят форму продажи иностранных валют заемщику в обмен на его национальную валюту. Они предоставляются в виде ссуды под низкие проценты. Вся современная кредитная деятельность МВФ реализуется через три направления: обычное, специальное и льготное финансирование. Фонд использует для них термин «механизм».

Обычные механизмы (Tranche Policies). Обычное финансирование осуществляется следующим образом. Кредиты предоставляются в рамках так называемых кредитных долей квоты. Квота каждой страны состоит из двух частей: резервной доли, внесенной в СДР и резервной валюте, предписанной Фондом, и в национальной валюте. Если наличие валюты данной страны на счете общих ресурсов меньше ее квоты, то разница образует резервную позицию или позицию по резервной доле. При этом не принимаются в расчеты авуары в национальной валюте этой страны, которые отражают использование ею ресурсов МВФ. Обычные кредиты МВФ в рамках кредитных долей выдаются на различных условиях. Условия зависят от того, выдаются ли средства в рамках первой кредитной доли или в рамках верхних кредитных долей. Верхние кредитные доли представляют собой любую часть, превышающую 25% квоты (первую кредитную долю).

Специальные механизмы включают кредиты компенсационного финансирования, буферные кредиты, кредиты для финансирования дополнительных резервов и кредиты на непредвиденные случаи. В рамках компенсационного кредита (СФФ) средства предоставляются странам, которые испытывают потребность в финансировании дефицита платежного баланса, возникшего вследствие временного падения выручки от экспорта товаров и услуг и/или временного чрезвычайного увеличения расходов по импорту зерна в результате действия факторов, не зависящих от страны-заемщицы. Компенсационный элемент этого механизма финансирования используется в основном экспортерами сырьевых товаров.

Механизмы льготного финансирования. Льготное финансирование осуществляется через кредиты расширенного структурного финансирования (Enhanced Structural Adjustment Facility – ESAF). С помощью этих ресурсов МВФ осуществлял поддержку среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Источником льготного финансирования в рамках САФ служили средства Доверительного Фонда в размере около 2,7 млрд СДР. Цель САФ заключалась в том, чтобы помочь странам создать условия для устойчивого экономического роста, упрочения состояния платежного баланса, облегчения «дисциплинированных» отношений с кредиторами и снижения торговых и платежных ограничений.

Другие направления политики и подходы МВФ. В конкретных обстоятельствах, когда необходимая финансовая помощь не может быть обеспечена в рамках обычного и специального финансирования, Фонд оказывает ее посредством различных специальных процедур. К ним относятся механизм экстренного финансирования, поддержка фондов валютной стабилизации и экстренная помощь странам, сталкивающимся с трудностями финансирования платежного баланса вследствие неожиданных и стихийных бедствий или в постконфликтных ситуациях. Кроме того, на случай чрезвычайных обстоятельств предусмотрен особый ускоренный порядок, который позволяет утверждать предоставление финансовой помощи Фонда.

Поддержка фондов валютной стабилизации. Стабилизационный валютный фонд рассматривается как средство для укрепления на переходный период доверия к стратегии мер регулирования, основанных на обменных курсах. МВФ считает, что такой фонд может эффективно выполнять свою роль только при достаточно жесткой экономической политике и уровне инфляции, соответствующем намеченному «якорному» ориентиру валютного курса. В свою очередь, это соответствие позволяет свести до минимума или вообще устранить потребность в использовании фонда валютной стабилизации для интервенций на валютном рынке. По мнению Фонда, наиболее оптимальным валютным режимом, с точки зрения его поддержки фондом валютной стабилизации, является система привязки валютного курса с относительно узкими пределами рыночных отклонений или система заранее объявляемой скользящей привязки.[4]

3.    Россия и МВФ

Управление ходом российских реформ, осуществляемое Фондом через программы экономической стабилизации с момента вступления страны в эту организацию, не может оцениваться однозначно, без учета важнейших факторов экономического, политического и социального характера. Вплоть до февраля 1998 г. активной стороной на переговорах по согласованию параметров и мер экономической программы на предстоящий год выступали представители Фонда. Затем российская сторона попыталась изменить стиль взаимоотношений, однако летом 1999 г. проект экономической программы России фактически был составлен сотрудниками МВФ и затем уже направлен для согласования и утверждения российской стороне. Но все эти пертурбации мало повлияли на взаимоотношения сторон, так как в нынешних условиях Россия должна оставаться заемщиком Фонда, и здесь уже не играет особой роли, от кого исходила инициатива принятия тех или иных решений.

Регулирующее воздействие МВФ на экономику России в период 1992–1997 гг. способствовало валютной стабилизации и либерализации внешнеэкономической деятельности в РФ, в первую очередь, за счет согласия с требованиями статьи VIII Устава Фонда. Это оказало большое влияние на российскую валютную систему и международные валютные и кредитные отношения. Оно сопровождалось значительной либерализацией валютной политики. В соответствии с разделом 2 ст. VIII устава МВФ Банком России были изданы весьма важные нормативные акты. Это, прежде всего, Положение № 39 от 24.04 96 об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций, Порядок осуществления переводов иностранной валюты из РФ и в РФ без открытия текущих валютных счетов. В Положении об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций был перечислен широкий диапазон международных платежей текущего характера, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право осуществлять свободно, т.е. без разрешения ЦБ РФ. Кроме того, процессу либерализации были подвержены и международные кредитные отношения страны.[5]

МВФ пытался способствовать увеличению уровня транспарентности экономики России, ее глобализации. В то же время ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России и в случае их претворения в жизнь могли привести к негативным последствиям. В первую очередь это относится к предложениям Фонда в области пенсионной реформы. По мнению В.С. Кузнецова, «…проблема стабилизации рубля посредством сокращения бюджетных расходов сопряжена с урезанием ассигнований на науку, образование, здравоохранение и культуру. Требование Фондом проведения налоговой реформы, предусматривающей перенесение центра тяжести на взимание налогов с населения, затрагивает интересы самых широких слоев. Требование пенсионной реформы, предполагающей повышение пенсионного возраста, прекращение выплаты пенсий работающим пенсионерам, способствуют формированию негативного отношения общества не только к Фонду, но и к реформам, намеченным в согласованных с ним программах. Поскольку предусматриваемый возраст выхода на пенсию граничит со средним сроком продолжительности жизни в России, а уровень обычной пенсии более чем втрое ниже прожиточного минимума в стране, навязывание Фондом таких шаблонов без учета особенностей России не соответствует ее национальным интересам, интересам национальной безопасности и чревато подрывом демократического режима общества». Соглашаясь в целом с автором цитаты, И.О. Горин все же считает необходимым подчеркнуть, что подобного рода заявления о «подрыве национальных интересов», не совсем обоснованы. Возможно, говорить только о шаблонности и недостаточном восприятии национальной специфики со стороны Фонда, но никак не о целенаправленном и злонамеренном навязывании экспертами МВФ вредных и ненужных для России решений.

Взаимоотношения России и МВФ нельзя рассматривать в отрыве от экономического кризиса 1998 г. Он выявил всю противоречивость этих взаимоотношений, неоднозначность предложений Фонда. С одной стороны, стало совершенно очевидно, что политика «дорогих денег», за которую так яростно он сражался не является панацеей, а наоборот, только благодаря девальвации рубля смогла спокойно вздохнуть российская промышленность. С другой – все наконец-то поняли, что невозможно оставаться изолированным участником международного разделения труда, что необходима масштабная структурная перестройка системы управления экономическими процессами, а это как раз то, к чему призывал Россию Международный валютный фонд. Помимо этого отчетливо обозначилась необходимость перевода взаимоотношений России с МВФ с «политических на экономические рельсы». Кредиты и помощь Фонда не должны возникать вследствие хороших взаимоотношений политических властей, а должны представлять из себя результат выполнения программы экономических преобразований и быть действительно тем барометром инвестиционной привлекательности, которыми они и призваны являться.

Именно благодаря ужесточению позиции Фонда страна смогла прийти к пониманию необходимости жить по средствам, необходимости способствовать повышению инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и отдельных отраслей в частности, а также необходимости принятия осознанных и ответственных экономических решений, т.к. зачастую Правительство России именно на МВФ возлагало всю тяжесть последствий тех или иных шагов в экономике. [6]

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя РФ показала свою способность обходиться без кредитных вливаний со стороны Фонда и своевременно расплачиваться по старым долгам, мнение Фонда в оценке инвестиционных перспектив России на мировых рынках продолжает оставаться исключительно важным. В связи с этим следует подчеркнуть, что последние действия Правительства и Федерального Собрания РФ и экономическая программа Центра стратегических разработок под руководством Г. Грефа заслужили сдержанное одобрение со стороны экспертов Фонда. Но в то же время позиция нового директора-распорядителя Фонда Х. Келера такова, что МВФ не стоит кредитовать те страны, которые могут заимствовать деньги на мировых финансовых рынках. Сам факт признания России такой страной, безусловно, положителен. Но хочется верить, что Россия все же найдет путь к решению своих наиболее сложных экономических проблем и МВФ наконец-то увидит в нас не заемщика, а равноправного партнера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Горин И.О. МВФ и мировой экономический кризис // Банковское дело. – 2003. – № 3. – С. 40-43.

2.        Зевин Л. МВФ и Россия: 8 лет трудного диалога // МЭиМО. – 2001. – №4. – С. 14-20.

3.        Кузнецов В.С. МВФ и мирохозяйственные связи. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. – 431 с.

4.        Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 448 с.

5.        Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 298 с.

6.        Самодурова Н.В. Всемирный банк, МВФ и ЕБРР: особенности кредитной деятельности // Банковское дело. – 2002. – № 9. – С. 36-40.

7.        Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 1999. – № 7. – С. 55-59.





[1] Кузнецов В.С. МВФ и мирохозяйственные связи. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. – с. 289.

[2] Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. – М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 163-165.

[3] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000. – с. 298-299.

[4] Самодурова Н.В. Всемирный банк, МВФ и ЕБРР: особенности кредитной деятельности // Банковское дело. – 2002. – № 9. – С. 36-40.

[5] Зевин Л. МВФ и Россия: 8 лет трудного диалога // МЭиМО. – 2001. – №4. – С. 14-20.

[6] Горин И.О. МВФ и мировой экономический кризис // Банковское дело. – 2003. – № 3. – С. 40-43.