Содержание
Введение. 3
Глава I. Роль ВТО в развитии мировой экономики. 6
1.1 Возникновение Всемирной торговой организации. 6
1.2 Цели, задачи, принципы и функции ВТО.. 7
Глава II. Место России в отношениях со Всемирной торговой организацией. 12
2.1 Проблемы вступления в ВТО.. 12
2.1.1 Регулирование внешней торговли. 12
2.1.2 Доступ к национальным рынкам. 13
2.1.3 Перестройка банковского сектора. 14
2.1.4 Вмешательство государства. 14
2.2 Стратегические аспекты присоединения России к ВТО.. 15
Глава III. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО. Возможные изменения в таможенных правилах и процедурах. 21
Заключение. 35
Список литературы.. 38
Введение
Одним из важнейших аспектов участия России в сфере международных экономических отношений в последнее десятилетие становится ее сотрудничество с международными экономическими организациями. При этом наиболее интенсивными темпами развивалось взаимодействие России с международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Но, несмотря на очевидный прогресс в реализации обширного потенциала сотрудничества, российские отношения с международными экономическими организациями имели один существенный недостаток: вместо построения фундаментальных основ рыночной экономики, базирующихся на таких долгосрочных факторах, как высокий экспортный потенциал и конкурентоспособность, сотрудничество России с международными экономическими организациями долгое время концентрировалось на решении краткосрочных проблем за счет увеличения долгового бремени.
Недостаточное использование возможностей в торговой сфере, безусловно, следует рассматривать как серьезное упущение во взаимоотношениях между Россией с международными экономическими организациями. Наиболее важным шагом в устранении указанного недостатка представляется допуск России к полноправному участию в международном разделении труда, что в свою очередь, предполагает ее вступление в ВТО. Мы выбрали эту тему, т.к. проблематика, связанная с присоединением России к ВТО, в последнее время очень актуальна и требует особого внимания. Мы считаем, что это ключевой вопрос развития российской экономики, от решения которого зависит будущее положение России на международной арене, а также окончательный выбор в пользу развития российской экономики по пути продвижения к рынку.
Актуальность проблем взаимоотношений России и ВТО определяется, прежде всего, тем, что присоединение России к ВТО входит в число наиболее приоритетных направлений российской внешнеэкономической политики. Более того, в последнее время наметился прорыв в переговорном процессе между Россией и странами-членами ВТО, что делает перспективу вступления России в организацию реальной в обозримом будущем. Переговоры России со странами-членами данной организации ведутся в условиях продолжающейся либерализации мирового хозяйства в рамках ВТО. При этом в компетенцию ВТО постоянно входят все новые сферы регулирования, которые приобрели особую важность в связи с окончанием министерской конференции ВТО в Дохе в ноябре 2001г., где было положено начало новому раунду торговых переговоров.
Во многом проблема присоединения России к ВТО осложняется наличием ряда особенностей экономической системы и государственного устройства России, а также объективными сложностями переходного периода. В этих условиях в основе национальных интересов России при ее вступлении в ВТО лежит, прежде всего, обеспечение выгодных условий присоединения к данной организации, которое учитывало бы специфику экономической системы России. Нужно заметить: не стоит питать иллюзии - ВТО автоматически не уравнивает конкурентоспособность стран - членов организации. Присоединение к ВТО потребует от России значительного напряжения в условиях роста конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей, при этом потери отечественных производителей в краткосрочной перспективе неизбежны.
В итоге присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране, на конкурентную среду, затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле.
Таким образом, целью данной работы является изучение современного состояния и перспективы развития отношений России с ВТО. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- Раскрыть проблемные аспекты взаимоотношений России и ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации (в качестве примера приводится переговорный процесс Китая и ВТО, поскольку позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО очень схожи, и это, в свою очередь, диктует необходимость учета опыта Китая;
- проанализировать плюсы и минусы вступления и возможные последствия присоединения России к ВТО.
Существует много различных мнений о перспективах развития отношений России с ВТО. Как показала Всероссийская конференция “Россия - ВТО”, состоявшаяся 27 февраля 2002г. в Москве, большинство ученых, экономистов, политиков едино в том, что нынешняя Россия с ее разбалансированной экономикой пока не готова к вступлению в ВТО. По мнению участников конференции, необходима обстоятельная и всесторонняя подготовка экономики России к вступлению в ВТО. Кроме того, участники конференции “Россия - ВТО” поддержали инициативу Торгово-промышленной палаты России по созданию объединенного Консультативного Совета российского бизнеса по проблемам ВТО.
На наш взгляд, в настоящее время российская экономика не готова противостоять острой конкуренции в системе мирового рынка. Поспешное вступление России в ВТО может нанести ущерб интересам национальной безопасности. Присоединение к ВТО требует продуманного, терпеливого и взвешенного подхода к формированию переговорной позиции, направленной на защиту интересов всех отраслей российской экономики.
Вступление России в ВТО - акция чрезвычайно серьезная и ответственная. Ее осуществление может иметь свои и положительные и отрицательные последствия для экономической жизни страны. Вступление России в ВТО должно быть в конечном счете осуществлено в национальных интересах России и принести нашей Родине и экономические, и геополитические выгоды.
Глава I. Роль ВТО в развитии мировой экономики
Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке. Основной международной организацией, целью которой является регулирование международной торговли является Всемирная торговая организация (ВТО).
1.1 Возникновение Всемирной торговой организации
Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы. Сейчас участницами ВТО являются более 140 стран.
«Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ заключаются в следующем:
- ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.
- ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
- Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности».[1]
Достижение соглашения между странами-членами ВТО о начале нового раунда вдохнуло новую жизнь в процесс многосторонней либерализации мировой торговли. Само же достижение соглашения потребовало от различных групп стран пойти на компромисс, который мучительно рождался в спорах между развитыми и развивающимися странами и потребовал продления срока министерской конференции в Катаре. В итоге развивающиеся страны согласились на включение в повестку дня нового раунда таких вопросов, как экологические проблемы и либерализация в инвестиционной сфере. Развитые страны в свою очередь смирились с уступками развивающимся странам в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также с тем, что проблема трудовых стандартов не будет обсуждаться на предстоящей раунде торговых переговоров.
1.2 Цели, задачи, принципы и функции ВТО
Высшим руководящим органом ВТО является конференция министров, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются не реже одного раза в два года. Они принимает решения по наиболее важным вопросам: прием новых членов в Организацию, начало нового раунда многосторонних торговых переговоров и утверждение их повестки. В период между конференциями деятельностью ВТО руководит Генеральный совет, состоящий из послов и глав делегаций членов ВТО. Генеральный Совет проводит обзоры торговой политики стран-членов и занимается разрешением торговых споров между ними. Эти функции он делегирует двум специальным органам - по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету подчинены также три совета - Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по интеллектуальной собственности, а также три комитета по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету,
Финансам и административным вопросам. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. В ВТО практикуется принятие решений консенсусам, при его отсутствии решение принимается большинством голосов. Кроме того, в структуру ВТО входят различные специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы. Техническое обеспечение деятельности многочисленных органов ВТО возложено на Секретариат. Хотя Секретариат не принимает решений по принципиальным вопросам, его значение и влияние в ВТО весьма велико. Систему соглашений ВТО можно рассматривать как международное законодательство, устанавливающее правила обмена товарами и услугами. Основу правовой системы ВТО составляет пакет документов, главным из которых является Соглашение о ВТО, а также 4 приложения к нему. В Приложении 1 входят три основополагающих соглашения ВТО: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994г., Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В Приложение 1 включены два соглашения, устанавливающие права и обязанности правительств по регулированию торговли отдельными категориями товаров: Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по текстилю и одежде. Ряд соглашений регламентирует применение основных инструментов внешнеторговой политики: Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по применению ст. VI ГАТТ-94 (Соглашение по антидемпинговым мерам), Соглашение по защитным мерам, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарным норм, Соглашение по применению ст. VII ГАТТ-94 (Соглашение по таможенной оценке товаров), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.
«ВТО выполняет следующие основные функции:
- контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований сопряженных соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;
- ВТО является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствия для роста международной торговли и упорядочения последней;
- ВТО выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением “правил игры” на мировом рынке;
- ВТО тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями, участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности, с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), МВФ Международным банкам реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе».[2]
Одной из основных задач ВТО (как отмечалось) является либерализация международной торговли, поощряющая трансграничное движение товаров, услуг и капитала и позволяющая странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Это повышает эффективность использования национальных ресурсов, и вряд ли можно оспаривать важное значение устранения барьеров на пути развития международной торговли.
Однако в последних словах приведенного положения таится одна существенная деталь либерализации торговли, деталь заключается в том, что наибольшие конкурентные преимущества от устранения барьеров получают, естественно, предприниматели экономически более развитых стран. Последнее объясняет сильное стремление их правительств к максимальной либерализации международной торговли. Одним из главных достижений еще ГАТТ-1947, как уже упоминалось, является то, что в нем сформулированы основополагающие принципы международной торговли. Эти принципы представляют собой общие основные обязательства стран-членов ВТО, играют важную роль для коммерческих партнеров. Принципы международной торговли, и особенно принципы наибольшего благоприятствования, недискриминации, национальный режим, получили самое широкое освещение и разработку.
Во-первых, страны ГАТТ/ВТО установили, что их взаимные торговые отношения должны осуществляться в соответствии с “режимом наибольшего благоприятствования”, что означает, если одна страна предоставляет другой стране какое-либо преимущество в торговле товарами, она должна автоматически распространить такое же преимущество и торговлю товарами со всеми другими странами, в отношении которых действует указанный режим. Это касается, прежде всего, таможенных пошлин, экспортных и импортных сборов всех видов, методов обложения пошлинами и сборами, таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу, обслуживания иностранных судов и самолетов в портах, внутреннего налогообложения и регулирования сбыта.
Во-вторых, страны согласились предоставлять друг другу “национальный режим”, т.е. создавать одинаковые условия для импортных товаров после осуществления таможенных формальностей, такие же, как и для идентичных отечественных товаров на внутреннем рынке. Национальный режим относится, прежде всего, к взиманию внутренних налогов и сборов, а также к применению законов и распоряжений, регулирующих внутреннюю торговлю.
В-третьих, страны договорились об отказе от дискриминации во взаимных торговых договорных отношениях. Речь идет, об отказе от использования каких-либо ограничений в торговле с кем-либо из стран-членов ВТО, не применяемых ко всем членам.
В-четвертых, страны договорились, что регулирование внешней торговли товарами должно осуществляться, прежде всего, с помощью таможенных тарифов (это повышает степень “прозрачности” и предсказуемости осуществления коммерческих операций). Кроме того, они договорились, что таможенное обложение пошлинами должно быть единообразным, основанным на согласованных методах оценки стоимости товара, и что транзит должен быть свободным.
В-пятых, страны решили содействовать развитию международной торговли путем взаимного снижения таможенных пошлин и не повышения их, как правило, в дальнейшем. Условия о не повышении таможенных пошлин в одностороннем порядке вылилось в принцип “связанности”. Обоснованием такого режима является признание, что все страны выигрывают от расширения международного обмена товарами и услугами в условиях стабильности низких таможенных тарифов. При этом выгода становится оптимальной при максимально свободном обмене, позволяющем экономике каждой страны специализироваться на том, что у нее получается лучше всего.
В-шестых, страны договорились обеспечить гласность в регулировании внешней торговли. Это означает, что все соответствующие национальные мероприятия должны осуществляться на основе публикуемых законов, постановлений, распоряжений и к ним должен быть обеспечен открытый доступ для всех правительств и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности стран ВТО.
И в-седьмых, страны «еще в 1965г. договорились о предоставлении ряда льгот в пользу развивающихся стран создавать более благоприятные условия доступа их товарам на внутренние рынки, воздерживаться от установления импортных ограничений на сырьевые и другие товары, поставляемые развивающимися странами, не требовать эквивалентных уступок от этих стран при переговорах о взаимном устранении тарифных и нетарифных торговых барьеров и т.п.»[3]
Глава II. Место России в отношениях со Всемирной торговой организацией
2.1 Проблемы вступления в ВТО
Ряд нижеперечисленных мер по либерализации экономики осуществлялся в России в 2000-2001гг. в связи с заявленной ориентацией на вступление в ВТО.
2.1.1 Регулирование внешней торговли
По состоянию на 1 января 2001г. число таможенных тарифов было сокращено с 7 до 4, средняя ставка составила приблизительно 11,5%. Третий средний тариф составлял около 13%. С этого момента применялись тарифы: 5, 10, 15 и 20%. Они охватывают 3500 наименований продукции из 10000, фигурирующих в таможенной классификации России. Исключение составляют автомобили, пошлина на которые равна 25%, сахар, алкоголь и табак. Кроме того, были объединены ставки по некоторым подкатегориям с тем, чтобы не допускать фиктивных деклараций. Произошло новое сокращение средней ставки благодаря переходу 400 видов продукции из одной тарифной категории в другую. Производственное оборудование для сельского хозяйства, легкой промышленности и текстиля теперь облагаются 5% вместо 10%, оборудование для тяжелой промышленности - 10% вместо 15%. Таким образом, средний реальный тариф стал несколько ниже 11% (таблица 1). Стали гибкими и до некоторой степени стабилизировались все остальные нормативы внешнеэкономической деятельности. Экспортные пошлины на сырье пересматриваются раз в месяц и корректируются в зависимости от изменений на мировых рынках. Правительство намерено продолжать политику облегчения валютного контроля.
Таблица 1
Средневзвешенное значение импортных тарифов в России, % январь 2003 г.
Продукция |
Ставка тарифа |
||
|
Эффективная* |
Начальная предельная |
Конечная предельная |
Сельскохозяйственная |
14,70 |
34,71 |
25,11 |
Промышленная, всего |
10,92 |
39,18 |
12,82 |
в том числе: Пищевая продукция и сельскохозяйственное сырье (за исключением текстиля) |
14,77 |
34,88 |
25,16 |
Минералы, включая топливо и энергоносители |
5,43 |
11,06 |
5,43 |
Химикаты и каучук |
8,48 |
10,22 |
6,09 |
Древесина, целлюлоз и бумажная продукция |
8,73 |
14,62 |
7,85 |
Текстиль, одежда и обувь |
11,69 |
18,31 |
12,37 |
Драгоценные камни и металлы, а также товары их содержащие |
20,00 |
25,00 |
20,00 |
Металл и металлопродукция |
11,35 |
19,29 |
11,70 |
Машинное и транспортное оборудование |
9,48 |
14,83 |
8,75 |
Гипс, стекло и керамика |
15,51 |
20,18 |
14,39 |
Дубильные вещества, меха и изделия из меха |
14,94 |
21,13 |
13,25 |
Прочая (часы, музыкальные инструменты и т.д.) *январь 2003 г. |
18,04 |
20,20 |
16,43 |
Источник: Жюльен Веркей. Вступление России в ВТО: выбор стратегии. Проблемы прогнозирования // Вопросы экономики. 2003. N 5. – с. 37
2.1.2 Доступ к национальным рынкам
Одна из целей ВТО - облегчение доступа рынков государств-членов к предприятиям стран партнеров. Это касается условий конкуренции, правовых рамок национальных и иностранных торговых товариществ и лицензируемых видов экономической деятельности. Хотя во многих случаях для улучшения снабжения рынков (по количеству, качеству, ценам) стимулирование конкуренции необходимо, но нет возможности определить всеобщие критерии свободной конкуренции. Такие области, как интеллектуальная собственность, естественные монополии, взаимоотношения между фирмами могут успехом управляться государственной властью. Поэтому в ВТО действует принцип подхода к каждому случаю - в рамках законов, направленных на повышение конкуренции на национальных ранках. Вмешательство правительства предполагается в случаях сбоев в работе национальных рынков. В области конкуренции Россия решила изменить закон о банкротстве 1998г., в котором было много не состыковок, после кризиса 1998г. он способствовал возникновению обратного эффекта банкротства. В сентябре 2000г. назрела необходимость пересмотра всех законов об управлении корпорациями в сотрудничестве Всемирным банкам, ЕБРР и ОЭСР, в результате должна быть полная нормативная система. Приняты некоторые поправки по акционерным обществам, в соответствии с которыми мелким акционерам предоставляется больше прав. Счета крупных энергетических компаний с 2002г. представляются в соответствии с международными нормами. «Количество лицензирования видов коммерческой деятельности теперь сократилось с 450 до 120, облегчены административные формальности регистрации предприятий и расширены права предприятий по отношению к инспекциям».[4] Условия принятия прямых иностранных инвестиций также потребовали вмешательства законодателя.
2.1.3 Перестройка банковского сектора
После кризиса 1998г. потребовалась перестройка банковского сектора. В принципе банковская система должна быть основана на мерах пруденциального надзора и стандартах отчетности, направленных на ограничение информационных перекосов между клиентами и их банками. Основными вопросами, обсуждаемыми в России, являются нормы банковской капитализации и роль Центрального банка в финансовой системе. Реформа ЦБ, начатая в октябре 2000г., продолжается до сих пор и сопровождается реорганизацией других государственных финансовых институтов (например: Внешэкономбанк и Внешторгбанк). На первоначальном этапе перестройка банковской системы происходила медленно, несмотря на постоянное давление со стороны международных организаций.
Принятые в 2001г. меры касались главным образом минимальной суммы капитала, необходимой коммерческим банкам для получения лицензии от ЦБ. Эта сумма должна быть доведена до требуемой национальными и иностранными банками. Рабочей группе ВТО были представлены другие предложения, например, предложение об увеличении доли капитала в российских банках, открытой для иностранных инвесторов, с 12 до 20%.
2.1.4 Вмешательство государства
Западные наблюдатели поддерживают приватизацию всех промышленных предприятий, находящихся в руках государства, но только после проведения правовой и институциональной реформ в сфере бизнеса. Поэтому приватизация - это процесс, который может происходить в течение длительного периода. Что касается естественных монополий, то предлагается разделить их на две части: на предприятия, которые способны конкурировать, и предприятия, обеспечивающие экономию на массовом производстве, но трудно приватизируемые. С 2000г. приватизация проводилась в более открытых условиях, чем раньше. В июле 2000г. была проведена реорганизация некоторых государственных предприятий, управляющих естественными монополиями, - РАО “ЕЭС России” и “Газпром”. Принятие Государственной Думой Земельного Кодекса позволило снять часть противоречий, существовавших в этом вопросе в российской правовой системе. Предусмотренный правительством план приватизаций включает 450 предприятий секторов энергетики и сельскохозяйственного производства. «Создание Комитета по регулированию цен естественных монополий (РАО “ЕЭС России”, “Газпром”, национальная компания железных дорог) могло бы привести к сокращению субсидий, предоставляемых промышленным предприятиям, благодаря, в частности, цене продукции этих предприятий. В июле 2000г. правительство представило план реформирования железнодорожного транспорта, электроэнергетики, телекоммуникаций и газа, намереваясь перевести эти секторы исключительно в федеральное подчинение. Этот план был подтвержден в предложениях, представленных в феврале 2001г. рабочей группе ВТО, об открытии капитала предприятий по телекоммуникациям для иностранных инвесторов (на 25%)».[5]
2.2 Стратегические аспекты присоединения России к ВТО
Защита национальных интересов в процессе присоединения России к ВТО предполагает решение двух взаимосвязанных задач - обеспечение оптимальных сроков вступления в ВТО, а также выработку приемлемой исходной позиции нашей страны перед присоединением к ВТО. При этом важно отметить, что затягивание процесса присоединения к ВТО отнюдь не обязательно приводит к укреплению исходной позиции России. Пример переговорного процесса Китая и ВТО свидетельствует о том, что затягивание сроков вступления может привести к росту объема требований по отношению к кандидату на вступление в организацию. С точки зрения выработки благоприятных условия для присоединения к ВТО следует отметить, что на первых этапах переговорного процесса в СТО Россия неоднократно повышала импортные пошлины в целях укрепления своей исходной позиции. Действительно, чем выше изначальный уровень импортных тарифов, тем больше объем уступок, который она может получить от контрагентов в обмен на снижение пошлин. При этом основным фактором, который принуждал российскую сторону повышать пошлины, явилось то, что на таможенный тариф можно повысить лишь до вступления в ВТО, после чего это сделать уже практически невозможно. Что также крайне важно, на первых этапах внешнеторговой либерализации степень защиты внутреннего рынка оказалась крайне низкой, что объективно требовало разработки средств таможенно-тарифной защиты российских производителей и временного повышения импортного тарифа. В ходе переговоров процесса представители ВТО высказались против повышения таможенных барьеров Россией, угрожая затягиванием переговоров в случае дальнейшего повышения импортных тарифов в период переговорного процесса. В результате эпизодическое повышение импортного тарифа со стороны России, как например, в 1995г. приводило к затягиванию переговоров. В дальнейшем позиция России изменилась - в 2000г. была начата внешнеторговая реформа, которая сопровождалась рационализацией структуры импортного тарифа и его снижением с 13 до 11%. «Снижение таможенных барьеров во многом диктовалось потребностями экономического развития в послекризисный период, но отчасти такого рода шаг со стороны России был также направлен на ускорение переговорного процесса со странами ВТО. В феврале 2002г. правительство решило пойти еще дальше и пересмотреть ограничения по доступу на рынок финансовых услуг, а также импортные пошлины на продукцию черной металлургии, автопрома, авиапромышленности и фармацевтику».[6] При всей целесообразности дальнейшей внешнеторговой либерализации в России, стратегические соображения требуют учета специфики переговорного процесса с ВТО.
Зависимость между сроками присоединения к ВТО и переговорной позицией страны далеко неоднозначна, с одной стороны, затягивание переговоров может привести к ослаблению переговорной позиции, но, с другой стороны, “революционные” темпы принятия на себя обязательств по отношению к ВТО также чреваты потерями для национальных интересов России.
Прецедент стратегии, предусматривавшей крайне сжатые сроки присоединения к ВТО, есть: это Китай, который вел переговоры о вступлении с этой организацией еще с 1983г. «В 1984г. Китай стал участником действующего в рамках ГАТТ Международного соглашения по торговле текстилем на правах развивающейся страны. В июле 1986г. КНР подала заявку на восстановление своего статуса договаривающейся стороны в ГАТТ. В мае 1987г. была образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению китайской заявки. Начались сложные и длительные переговоры. За восемь лет до преобразования ГАТТ в ВТО (1987-1994) состоялось 19 заседаний рабочей группы ГАТТ по Китаю».[7] “Камнем преткновения” в обсуждавшихся условиях вступления Китая в ВТО является не столько доступ на его рынок, сколько проблемы прозрачности экономического режима страны. Формирования ее правовой, административной и институциональной системы, механизмов выполнения принимаемых обязательств. Уже тот факт, что вопрос о присоединении Китая к ВТО стал одним из основных в его отношениях с развитыми странами Запада, говорит о признании последними значимости стремительного роста экономического потенциала КНР, об уходе на второй план противоречий политико-идеологического характера. Прагматизм в отношении к Пекину сочетался с расчетами развитых стран влиять на эволюцию экономической и политической системы КНР посредством выдвижения требований по осуществлению рыночных преобразований. При этом необходимо подчеркнуть, что Китай, делая уступки Западу и реформируя внешнеэкономическую систему, сохранял высокообщественную экономику с централизованным регулированием, а западный бизнес, наращивая свое присутствие на китайском рынке, достаточно умело к этому приспосабливался. Китай цепко торговался на переговорах с ВТО. Парадоксально, но именно в результате чрезмерного рвения со стороны Китая, эта страна не успела стать членом ГАТТ еще до образования ВТО, что несомненно давало бы определенные преимущества. Все дело в том, что с самого начала Пекин делал очень существенные уступки странам-членам ГАТТ. Это касалось как соглашений по тарифным, так и по нетарифным барьерам. Когда же представители китайской стороны решили отказаться от уже сделанных уступок, ответом со стороны ГАТТ/ВТО стало ужесточение режима принятия Китая в организацию. В результате даже снижение импортных тарифов по 5000 товарным позициям, которое одновременно снижало ставку средневзвешенного импортного тарифа с 36 до 23%, оказывалось недостаточным. В области так называемых “новых сфер” компетенции ВТО Китай повторил ту же ошибку, заключив соглашение с США о защите прав на интеллектуальную собственность, после чего количество нарушений в этой области с его стороны увеличилось в несколько раз, а США и Китай оказались на пороге торговой войны. Последнее резко затрудняло достижение соглашения между двумя странами в рамках переговорного процесса по принятию Китая в ВТО. В дальнейшем позиция Китая изменилась - согласно заявлениям представителей этой страны, “основополагающие интересы не будут обменены на допуск в ВТО”. Во многом такого рода позиция была также продиктована тем, что, по оценкам китайских специалистов, “принятие на себя всех прав и обязанностей члена ВТО в полном объеме принесет Китаю значительные трудности. По крайней мере в первые 5-10 лет экономические потери... превысят дополнительные валютные и прочие поступления”. Вплоть до конца 90-х годов средний уровень таможенного тарифа КНР превышал уровень таможенного обложения развивающихся стран (155%) и был значительно больше показателя развитых стран (4,9%). При этом следует напомнить, что итогом Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ (1986-1994гг.) явилось соглашение о снижении среднего уровня таможенных пошлин до 3,5% для развитых стран и 10% для развивающихся стран (последний показатель согласно обязательствам китайской стороны будет достигнут лишь к 2005г.). Противоречит нормам ВТО и Китайская преференциальная налоговая политика в открытых экономических районах страны, помимо этого, надо признать, что ставки таможенного тарифа КНР, превышающие 25%, до последнего времени охватывали до трети общего тарифного списка, а тарифные ставки менее 5% составляют менее 10% общего их списка. Количественные ограничения, действующие в Китае, распространялись в 2000г. примерно на 20% китайского импорта. Китаю, при его куда более конкурентоспособной экономике, удалось при вступлении в ВТО по большинству вопросов фактически добиться получения статуса развивающейся страны. Отвергнув обязательства по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения КНР, сумела оговорить предоставление переходного периода, в ряде областей, предусмотренного нормами этой организации для развивающихся стран. Китай не стал торопиться с присоединением к Соглашениям ВТО о правительственных закупках и по торговле гражданской авиатехникой, а также с обязательствами выходящими за рамки переговоров о вступлении в ВТО в сфере приватизации, инвестиционного режима, связывание экспортных тарифов и др. «Во второй половине десятилетия акцепт в Китайской переговорной политике делался на долговременном достижении компромиссных развязок, которые свели бы к минимуму возможные потери в ходе первоначального этапа после вступления, при сохранении жесткости по нескольким принципиальным вопросам. Продолжительность переговоров китайскую сторону не пугала, поскольку в Пекине были твердо убеждены, что Запад в не меньшей степени заинтересован в полноправном членстве Китая в ВТО, а излишняя поспешность в решении вопроса лишь приведет к неоправданному экономическому ущербу. Такая убежденность китайской стороны основывалась на растущей вовлеченности деловых кругов развитых стран в экономическое взаимодействие с КНР, при котором им становилось все более невыгодно держать Китай за рамками ВТО».[8]
Нельзя не заметить то, в какой степени схожи позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО. Экономика обеих сторон переживает переходный период и фактически делится на две части - рыночную, в основном экспортоориентированную, и отсталую, в основном государственную, существующую преимущественно за счет дотаций от государства. У наших стран фактически одинаковы “проблемные сферы во внешнеторговой системе”, впрочем, как и “проблемные контрагенты” в процессе вступления в ВТО. Все это в свою очередь диктует необходимость учета опыта Китая в переговорном процессе. В то же время следует отметить, что существуют факторы, вынуждающие Россию ускорить процесс вступления в ВТО. Одним из них является создание Россией совместно с рядом стран СНГ таможенного союза, причем страны, входящие в данную интеграционную группировку, уже подали соответствующие заявки на вступление в ВТО. Более того, в 1998г. в ВТО была принята Киргизия - один из членов таможенного союза. Принятие в ВТО стран таможенного союза раньше России может привести предъявлению требований по отношению к нашей стране принять условия, близкие к тем, на которых был принято в ВТО ее партнер по союзу. Кроме того, с принятием стран таможенного союза в ВТО и параллельным снижением импортных пошлин в этих странах до более низкого уровня, чем в России или в целом по таможенному союзу, эффективная ставка импортного тарифа России снижается, что отражает более низкий уровень защиты отечественного рынка. «Говоря о проблемах с СНГ, Таможенным союзом, можно принять за основу китайский подход к взаимодействию с мировым хозяйством, не повторяя путь Киргизии, осознать, что крупной экономике естественно проводить в целом более протекционистский курс, а внутренним отсталым районам хозяйства - поэтапно и селективно входить в интенсивный контакт с внешним миром, привлекая инвесторов прежде всего устойчивым ростом и емкостью рынка. Как важный переговорный ресурс можно использовать обязательства России перед государствами СНГ и Таможенного союза».[9]
Следующим важнейшим факторов, побуждающим Россию к ускорению процесса присоединения к ВТО, является продолжающийся процесс либерализации торговли в рамках ВТО, что неуклонно увеличивает объем условий и требований по отношению к кандидатам на вступление в организацию. Таким образом, издержки, связанные с оторванностью России от процесса глобализации в рамках ВТО, со временем возрастают, что делает присоединение России к ВТО все более сложным.
Действие всех этих противоречивых факторов по отношению к темпам вступления России в ВТО не должно привести к перепадам в переговорной стратегии России, в противном случае процесс может значительно затянуться или быстро завершиться на условиях, очень невыгодных для нашей страны. Задачи России в ходе переговорного процесса должны быть четко отделены от долгосрочных задач по либерализации экономики и укреплению ее рыночного потенциала.
Глава III. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО. Возможные изменения в таможенных правилах и процедурах
Вступление в ВТО потребовало подготовки большого пакета законодательных актов и предполагает соблюдение огромного комплекса экономических, правовых, социальных, экологических стандартов, которые коснутся буквально всех сфер экономической жизни. Как показала Всероссийская конференция “Россия-ВТО”, состоявшаяся 27 февраля 2002г. в г. Москве, большинство ученых, экономистов, политиков едино в том, что нынешняя Россия с ее разбалансированной экономикой не готова к вступлению в ВТО. В России пока нет комплексной программы развития реального сектора экономики. Без реализации такой программы нам при вступлении в ВТО не только не подняться над уровнем экономически второстепенной страны, но и не удержать даже имеющихся ныне позиций в сфере экономики. В условиях острейшей конкуренции на мировом рынке после принятия условий членства в ВТО часть отраслей российской экономики скорее всего перестанет существовать. Народ успокаивают тем, что расчетная выгода для России от вступления в ВТО может составить 3 млрд.долларов. При этом нет ответа на вопрос, какой ценой для ВВП и социальной сферы это будет достигнуто. Общая картина российской экономики безрадостна. 70% основных фондов в стране изношены. Технический прогресс в России практически приостановлен. Ассигнования на науку составляют 1,7% расходной части бюджета, при необходимых как минимум 4%. Сегодня удельный вес США на рынке наукоемкой продукции в 40 раз больше, чем России. За последние 10 лет наш ВВП уменьшился в 2 раза, по этому показателю мы в 10 раз уступаем США. Загрузка производственных мощностей в стране составляет 30%, причем в станкостроении - 10%, в авиастроении - 15%. В ключевых отраслях производства практически отсутствуют малые предприятия. В США же на малых предприятиях производится 40% продукции. Заметим, что льготы, которые дает вступление в ВТО, касаются лишь промышленного экспорта. Для того, чтобы нам индустриализовать наш экспорт, потребуется переходный период 7-10 лет. В это время для решения острейших задач, стоящих перед российской экономикой, необходимо усиление роли государства в управлении ею, например, бюджетное финансирование в форме госзаказа. В перспективном плане преобразования экономики России необходимо предусмотреть группу отраслей научно-технического прорыва. Особое внимание следует уделить сельскому хозяйству, как секторы, обеспечивающему продовольственную безопасность страны. Во-первых, необходима эффективная государственная поддержка сельского хозяйства; во-вторых, важно в первоочередном порядке обеспечить доступ на рынок сельскохозяйственной продукции отечественного производителя; в-третьих, практиковать экспортные субсидии для выхода российской сельскохозяйственной продукции на внешний рынок. Наше отставание в области сельского хозяйства от передовых стран составляет 30-40-50 лет. Доступ других стран на российский сельскохозяйственный рынок должен регулироваться. Страны Запада требуют, чтобы Россия не дотировала свое сельское хозяйство. У себя же дотации отменять не собираются. Если в России дотации составляют 16 долларов на 1 га земельных угодий, то в странах Западной Европы - 606 долларов на 1 га. Что же касается предоставления экспортных субсидий на произведенную в стране сельскохозяйственную продукцию, то следует заметить, что, во-первых, подобные субсидии предоставляют все страны; во-вторых, нельзя не учитывать “утяжеляющую” себестоимость, длительную транспортировку сельскохозяйственной продукции по огромной территории России. Властям, как на федеральном, так и на региональном уровне пора принять практические меры по минимизации количества посредников при продвижении товаров на рынок. Это позволит защитить интересы и потребителей сельскохозяйственной продукции, и ее производителей. «На сегодняшний день в России отсутствует четкая система сертификации, уровень гармонизации стандартов крайне низок. Так и не решено разработать и реализовать систему мер, которая бы защитила сырьевые отрасли от антидемпинговых мер Запада».[10]
По мнению известного советского и российского экономиста академика Л.Абалкина, главный вопрос, стоящий перед Россией в связи с перспективой ее вступления в ВТО, отсутствие стратегии, а также четких технико-экономических параметров развития экономики страны. Одним из определяющих направлений по общему признанию должно быть обеспечение научно-технического прогресса. Без этого России, если она рассчитывает на достойное место, в ВТО делать нечего. Естественно, прорыв в сфере науки, новых технологий требует соответствующего финансирования.
На мой взгляд, в этих целях правительство обязано использовать профицит бюджета. В связи с присоединением придется решать немало задач и одна из которых: для России, нормы ВТО обязательны для каждого его субъекта, иначе последуют строжайшие санкции. В России 89 субъектов и они далеко не одинаковые по уровню развития, по своему потенциалу, условиям, уровню жизни и по доходам населения. Большинство из субъектов Федерации являются дотационными.
В соответствии с результатами Уругвайского раунда была введена практика дифференциации переходных периодов для различных категорий стран. В этой связи, в рамках ВТО, Россия как уже известно, получила в 2002 году статус рыночной экономки, но это просто слова. Еврокомиссия требует ввести антидемпинговые пошлины на поставки российского технического углерода в размере до 55%. Как было официально заявлено Брюсселем, три российских предприятия - “Омсктехуглерод”, “Ярославский техуглерод” и “Туймазытехуглерод”, поставляющие в Европу продукцию на 8 млн. долларов в год, занижают цены на 20-50%.
Таким образом, хотя Европейский Союз в прошлом году признал Россию страной с рыночной экономикой, на практике это никак не отразилось. При расчетах справедливой цены для России по-прежнему используется статистика третьих стран (в случае с углеродом это была Венгрия), что неприменимо к странам с рыночной экономикой. Юридически - это оправданно, поскольку одновременно с утверждением рыночного статуса России ЕС утвердил также поправки в свое антидемпинговое законодательство, позволяющие игнорировать этот статус. И если Совет министров ЕС утвердит требования Еврокомиссии, российские производители не смогут экспортировать свою продукцию в Европу. “Рыночный статус в отношении России - это не более чем слова, - считает председатель Всероссийского общественного совета по вопросам присоединения России к ВТО Константин Ремчуков. Так и надо к нему относиться. А чтобы реально регулировать внешнеэкономические отношения, необходимо использовать двусторонние инструменты, ни к какому статусу отношения не имеющие”.
С точки зрения императивов национальных интересов России характерной особенностью внешнеторговой либерализации в переходный период является то, что основные выгод от нее приходят в более отдаленной перспективе по сравнению с социально-экономическими издержками, которые наступают значительно быстрее. В макроэкономической сфере снижение импортных пошлин увеличит проникновение зарубежной продукции на отечественный рынок, что неизбежно повлечет за собой рост безработицы в неконкурентоспособных секторах экономики. Кроме того, снижение пошлин может также болезненно сказаться на бюджетных доходах. То, что не играть по правилам ВТО невозможно, доказал Китай. Страна с полуторамиллиардным населением, с темпами роста 8% в год, с удвоением ВНП каждые 10 лет, готовилась к вступлению в ВТО 15 лет. Для подготовки был создан специальный департамент, в котором работало более 200 человек. И Китаю удалось вступить в ВТО, добившись принятию приблизительно 200 выгодных для себя оговорок. В начале 90-х годов у России был опыт стихийного открытия рынков - известно, к чему это привело. Россия стала своего рода “проходным двором” для некачественных товаров и продуктов, которыми были завалены прилавки. Некоторые из стран-членов ВТО особенно настаивают на скорейшем вступлении России в эту организацию Прежде всего я имею в виду США, но можно предположить, что основная цель США - отстоять собственные интересы. Принцип “сильный диктует слабому” хорошо известный по деятельности МВФ, Всемирного банка, прослеживание доминирования одного лидера. Таких сильнейших скрытых протекционистских мер, как в США, нет ни в одной стране. В частности, США очень умело используют так называемые “санитарные нормы”. Фактически цель этих норм - не пустить любой ценой качественные импортные товары на свой внутренний рынок. Можно привести в пример запрет на ввоз непастеризованных сыров - именно под эту категорию подпадают практически все французские сыры, а также других традиционных европейских продуктов. Кроме того, в США установлены жесткие количественные ограничения на импорт и требования к маркировке товаров. Причем те товары, которыми США не могут обеспечить себя за счет собственных средств, ввозятся беспошлинно. Такие меры невозможно считать приемлемыми для успешного развития международных экономических отношений. Кроме того, нельзя не вспомнить, что американцы вели такую политику в отношении ввозимых японских автомобилей, и в результате Япония сочла для себя более выгодным строительство своих заводов “Тоyota”, “Honda”, “Nissan” на территории США. Нельзя не вспомнить также экспорт “ножек Буша” в Россию. Решение России о приостановлении поставок по импорту из США куриных окорочков вызвало волну возмущения и угроз со стороны американских бизнесменов, производителей и политиков, и это не удивительно. На “ножки Буша” приходится 20% всего экспорта США в Россию. А сокращение производства “ножек” всего на 100 тыс. тонн повлечет за собой сокращение 50 тыс. рабочих мест. Американцы развернули курино-окорочковое наступление на Россию с благословения ельцинистов 10 лет назад с целью завоевать внутренний российский рынок куриного мяса, чтобы зарабатывать на этом 700-800 млн. долл. ежегодно. В начале 90-х гг. Россия сама производила 1800 тыс. тонн убойной массы мяса птицы и лишь 45 тыс. (2,4%) импортировала. В 2001г. наша страна сама произвела лишь 860 тыс.тонн, а из-за рубежа 1334,6 тыс.тонн, или более 60% от общего объема мяса птицы на нашем рынке. «По продовольственной безопасности России нанесен серьезный удар, а заодно и по здоровью населения. “Ножки Буша” оказались не такими уж и безопасными для здоровья потребителей. Только в январе-марте 2002г. в 15 партиях, поступивших из США окорочков обнаружены бактерии сальмонеллы - опаснейшей для человека кишечной палочки. К тому же американские производители “ножек Буша” в целях ускорения роста птицы добавляют при ее кормлении антибиотики тетрациклиного ряда, которые у нас запрещены из-за их вредности для здоровья человека».[11]
От вступления России в ВТО в первую очередь выигрывают те промышленно развитые страны, экономика которых лучше подготовлена к конкуренции, к продвижению высокотехнологичных товаров на рынки, страны с наибольшим объемом внешней торговли, переговоры по условиям присоединения используются многими странами как возможность пролоббировать свои интересы в ущерб российской экономике. Для развитых стран ВТО - наилучший способ контролировать рынок, умело использовать свои преимущества, управлять мировыми финансами. Для развивающихся стран - это возможность хоть как-то выжить в условиях жесткой конкуренции. Для России такое партнерство может обернуться потерей наукоемких технологий и новым дефолтом. России следовало бы более жестко отстаивать интересы ключевых отраслей экономики. Правительству необходимо разработать четкую промышленную политику, в которой были бы обозначены приоритетные отрасли. Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на российском внутреннем рынке, что приведет к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства и даже закрытию неконкурентоспособных предприятий, прежде всего обрабатывающей промышленности. Закрытие предприятий, особенно градообразующих, вызовет рост безработицы и резкое обострение социальных проблем, еще больше усилится сырьевая специализация отечественной промышленности. В середине 80-х гг. у России было порядка 200 конкурентоспособных товарных наименований, многие из которых относились к военной сфере (продукция КБ “Сухой”, танки Т-90, системы ПВО с 300 и с 400, ядерные технологии и др.). К сожалению, за прошедшие годы количество наименований конкурентоспособных продуктов не увеличилось. И стремительное вступление в ВТО может привести к тому, что некоторые отрасли не только перестанут быть конкурентоспособными, но и вообще перестанут существовать. Среди документов, которые Россия может, но не обязана подписать при вступлении в ВТО, есть документ по авиационной промышленности, на подписании которого настаивают американцы. Подписав этот документ, Россия откажется от прямых государственных субсидий авиастроению. К чему это приведет, можно только догадываться. Тем более, что в России, в отличие от США, отсутствует понятие “военного заказа”, кроме того, расходы США на военные НИОКР просто несопоставимы с расходами в этой же области не только России, но и Западной Европы, т.е. основная цель США - закрепить свои позиции. Еще одна отрасль, на которой вступление в ВТО отразится отрицательным образом, - автомобилестроение. Фактически единственным предприятием в этой отрасли, работающим на полную мощность, является ВАЗ. Единственное, что может исправить ситуацию, огромные инвестиции, но пока это маловероятно. В настоящее время российская автомобильная промышленность находится под защитой именно таможенных пошлин. Очевидно, что после их существенного снижения - таковы принципы ВТО - ни одна российская автомобильная марка не выдержит конкуренции с потоком качественных иномарок, который хлынет на российские рынки.
Усилится разрыв между внешним и внутренним секторами экономики. Серьезные проблемы могут возникнуть в области интеграционных процессов стран-членов СНГ. Положения многих подписанных Россией многосторонних соглашений придется изменять, что поставит под вопрос всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференции в области торговли и оказания услуг. Надежды на иностранные инвестиции не могут оправдаться. Не стоит забывать, что в относительно слабую страну с плохим инвестиционным климатом - а Россия именно такая - приходят либо товары, либо более чем ограниченные инвестиции. Сегодня они в России составляют 115 долл. на одного человека, в то же время как в Польше - 950, а в Китае 350 долл. Современный Китай только на экспорте игрушек имеет больше валютных поступлений, чем мы от экспорта нефти. Как уже говорилось резкий рост числа безработных (до 30 млн. чел.) и резким увеличением расходной части бюджета, идущей на социальные цели. По оценкам специалистов, вступление в ВТО особенно негативно скажется на страховом и банковском секторах. Огромная проблема возникает в сфере интеллектуальной собственности. Патентная служба находится в катастрофическом состоянии. Такие сферы, как различные информационные услуги, Интернет, вообще не урегулированы. Нельзя не вспомнить о Митинском радиозаводе и “Горбушке” - их существование никоим образом не совместимо с положениями ВТО об интеллектуальной собственности.
В связи с присоединением к ВТО России неизбежно придется пойти на снижение ставок таможенного тарифа и тем самым на дальнейшее открытие внутреннего товарного рынка. В этой ситуации акценты в защите отечественных производителей придется смещать на использование мер нетарифного регулирования внешнеэкономических связей, принятых в мировой практике, в том числе так называемых технических барьеров и различных видов пошлин. В нынешних условиях открытие российского рынка может нанести значительный ущерб нашей экономике. Учитывая ее нестабильность, а также удешевление ввоза импорта в нашу страну после присоединения к ВТО, западные компании постараются укрепить свои позиции на рынке России в ущерб российским производителям товаров. Присоединение к ВТО требует продуманного, терпеливого и взвешенного подхода к формированию переговорной позиции, направленной на защиту интересов всех отраслей российской экономики России потребуется не один год, чтобы успешно провести техническое переоснащение своих предприятий, освоить передовые технологии, достичь мирового уровня производства и лишь после этого можно было бы открывать свой рынок зарубежным конкурентам.
В более долгосрочной перспективе выгоды начнут превалировать над потерями, прежде всего благодаря притоку в Россию иностранных инвестиций. Потери России в краткосрочной перспективе будут в основном относиться к внутриэкономической сфере отраслевой и региональной реструктуризации, в то время как выгоды в долгосрочной перспективе будут преимущественно касаться внешнеэкономических аспектов интеграции регионов и отраслей в мировое хозяйство. Такого рода временное распределение выгод и издержек от внешнеэкономической либерализации в России в рамках ВТО основывается на родстве процессов внешнеэкономической либерализации и интеграции страны в мировое хозяйство. С этой точки зрения статистический эффект от интеграции во многом аналогичен издержкам и выгодам, которые получает национальная экономика от реструктуризации отраслей и регионов в процессе внешнеэкономической либерализации в краткосрочной перспективе. Соответственно, динамический эффект от интеграции аналогичен долгосрочным выгодам, которые получает Россия от либерализации в рамках ВТО.
Важным положительным фактором присоединения России к ВТО является преодоление дискриминации России на мировых рынках благодаря использованию институционально-правового механизма ВТО. С точки зрения бывшего министра внешней торговли М.Фрадкова, “вступление в ВТО... должно прекратить дискриминацию нашей экономики, позволить России добиваться увеличения вывозных квот и развернуть общепринятую систему защитных мер для своего рынка”.1 Одним из путей преодоления дискриминации за счет использования органов и процедур ВТО является открытие доступа России к ОУС (орган урегулирования споров) ВТО, что должно способствовать более надежной защите интересов отечественных производителей на международной арене. Тот факт, что Россия не является членом ВТО, позволяет ее странам-членам отклоняться от правил и общего духа организации в отношениях с нашей страной. Присоединение России к ВТО открывает возможность нашей стране напрямую использовать механизм урегулирования споров ВТО. Ключевыми звеньями в данном механизме являются Орган урегулирования споров и апелляционная комиссия, работа которых обеспечивает эффективное рассмотрение конфликтных ситуации в достаточно сжатые сроки. Несмотря на безусловные выгоды от открытия доступа России к механизму ОУС, следует отметить, что в функционировании ОУС до сих пор существует ряд недостатков, которые
ограничивают его эффективность. Среди недостатков следует отметить прежде всего несовершенство норм и правил функционирования ОУС, которые не налагают санкции по отношению к стране, которая после вынесения вердикта ОУС продолжает нарушать нормы ВТО. На министерской конференции в Дохе (Катар) страны-члены ВТО договорились о начале переговоров по совершенствованию функционирования ОУС, при этом крайним сроком для достижения соглашения является май 2003г., после чего ВТО ставит задачу по скорейшему выполнению достигнутых договоренностей. Другим позитивным аспектом присоединения к ВТО является создание на российском рынке правового пространства, которое было бы адекватно международным нормам, в том числе и нормам ВТО. Наряду с укреплением рыночных структур в российской экономике такое правовое пространство безусловно, способствовало бы дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство посредством увеличения открытости экономики для зарубежных контрагентов и совместимости национальной системы регулирования экономики с общепринятой практикой. Важной составной частью включения России в систему такого правового пространства является “международно-правовая защита, гарантируемая принципами и нормами ГАТТ”, включающая такие важные положения, как “режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российским предпринимателем, а также защиту от так называемых технических барьеров в торговле”. Вступление в ВТО также позволит России непосредственно участвовать в принятии основных решений по поводу дальнейшей либерализации мировой торговли с учетом национальных интересов. Как уже говорилось, на страны-члены ВТО распространяется важнейший принцип международной торговли - режим наибольшего благоприятствования. На российскую Федерацию будут автоматически распространяться снижающиеся тарифы зарубежных стран, ослабнут дискриминационные меры, которые в настоящее время применяются рядом стран против российской продукции. Россия сможет выйти на новые рынки с готовой продукцией. Как член ВТО Россия сможет беспрепятственно реализовать на мировых товарных рынках продукцию обрабатывающей промышленности, включая наукоемкую и высоких пределов, с одной стороны, а с другой - для России откроется доступ к передовым зарубежным технологиям, научно-техническим достижениям, который в настоящее время практически закрыт. Также получить возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях. Возможность защищать российских экспортеров на внешних рынках от антидемпинговых исков. Правила ВТО содержат ряд положений, которым просто выгодно следовать, в том числе положения о защите иностранных инвесторов и защите авторских прав в России, что способствует развитию внутреннего рынка программного обеспечения и новых технологий. Открытость экономики способствует развитию международных отношений России с мировым сообществом, торговля и взаимные инвестиции делают экономику различных стран зависимыми друг от друга и тем самым ограничивают враждебность внешней политики.
Присоединение к ВТО позволит повысить инвестиционную привлекательность страны, поскольку иностранные инвесторы смогут рассчитывать на более стабильные торгово-политические условия и на облегчение экспорта своей продукции, производимой в России, на рынки третьих стран. Также позволит привести российское законодательство и практику внешнеэкономической деятельности в соответствие с международными методами регулирования торговли, приблизить отечественные технические стандарты к международным, что будет способствовать расширению экспорта российской промышленной продукции, и принимать непосредственное участие в дальнейшей разработке норм регулирующих международную торговлю. Российские участники будут действовать в правовом поле, основанном на международно-правовой защите в других государствах в соответствии с принципами ГАТТ. Присоединение России к ВТО будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России. Россия получит защиту от возможного применения другими государствами дискриминационных таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов и свободу транзита своих товаров согласно положениям ГАТТ о транзите. Присоединение к ВТО смягчит негативное воздействие на российский рынок тарифных и нетарифных барьеров в торговле с зарубежными странами. Члены ВТО используют “пакетный метод” переговоров по вопросу снижения тарифов, в соответствии с которым их результаты оформляются как “пакет” договоренностей и соглашений. Этот метод дает возможность участникам переговоров принимать больший объем обязательств по одним направлениям и меньший - по другим, защищая свои интересы. Применение этого метода позволит России гибко использовать тарифное регулирование, реагируя на изменение тарифов зарубежными государствами. Присоединение к ВТО улучшит доступ Российской Федерации на мировой рынок капиталов. Россия под влиянием западный стран либерализировала режим ввоза капиталов, предоставив относительно благоприятный режим для зарубежных инвесторов, создающих новые предприятия. Вступление России в ВТО создаст условия для развития производственной кооперации и иных форм международного взаимодействия. Это, прежде всего учреждение совместных предприятий, заключение соглашений о совместном проведении исследований, производстве и сбыте, обмене объектами интеллектуальной собственности и др. Так, развитие кооперации позволит России уменьшить зависимость от неблагоприятных последствий кризисных явлений. Согласно правилам ВТО, в переходный период возможно применение ограничительных мер по защите экономики для смягчения негативных последствий. Это будет способствовать увеличению объема импорта новейших технологий и притоку прямых иностранных инвестиций, повысятся цены (котировки) акций промышленных предприятий России. Ежегодно в рамках ВТО анализируется торгово-политический режим стран участниц, сопоставляются доклады, подготовленные каждой из этих стран и Секретариатом ВТО. Лидеры мировой торговли - США, страны ЕС и Япония проходят экспертизу раз в два года, другие страны, следующие за ними по объему торговли - раз в четыре года и прочие страны ВТО - раз в шесть лет. Эта схема применяется уже несколько лет и позволяет упорядочить торгово-политические действия ряда государств с целью сохранения равновесия в мировой торговле. Переход к использованию принципов ВТО в российском внешнеторговом законодательстве позволит применять общепринятые в мире нормы и положения.
Совокупность выгод и потерь от внешнеторговой либерализации в рамках ВТО, в конечном счете, диктуется соображениями национальных интересов, которые в свою очередь формируются на основе геополитических факторов, традиций и экономической мощи государства на мировой арене. При этом как отмечает один из ведущих российских политологов К. Гаджиев, «главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства. Сфера национальных интересов не должна рассматриваться как область нагнетания конфликта между глобальными и национальными тенденциями развития. Наоборот, в основе национальных интересов всегда должен лежать, возможно, более полный учет глобальных процессов. При этом важно обеспечить не подчиненное приспособление страны к процессу глобализации, а максимально равноправное ее участие в данном процессе с возможностью участия в определении направлений глобализации. Таким образом, со стратегической точки зрения защита национальных интересов должна носить активный, а не пассивный характер».[12] Проведение активной политики по отношению к процессу глобализации означает, что сферой национальных интересов является не ограждение внутренних производителей от конкуренции и не консервация существующего экономического уклада, а постоянное генерирование качественно новых конкурентоспособных комплексов отраслей, которые ориентируются на долговременные тенденции развития мирового хозяйства, что в свою очередь позволяет преодолеть близорукость в проведении экономической политики. В основе защиты национальных интересов должны летать не изоляционизм, а курс на интеграцию в мировое хозяйство, не консервация уклада хозяйствования, а его постоянное реформирование. Способность придерживаться активной стратегии в деле отстаивания национальных интересов, безусловно, зависит от экономической мощи государства, его роли в мировой торговле. Пример Китая достаточно ясно показывает, как по мере динамичного развития его экономики такие страны, как США, все больше считаются с позицией Китая в вопросах международных экономических отношений. Вместе с тем малым странам, не играющим заметной роли в мировой торговле, объективно приходится быть ведомыми в процессе глобализации мировой экономики, что вынуждает их занимать ниши мирового рынка, оставленные ранее передовыми странами. В то же время следует заметить, что для малых стран процесс адаптации к условиям глобализации, определяемым ведущими экономическими державами - членами ВТО, является менее болезненным, чем для крупных стран, таких, как Россия и Китай. В связи с этим Россия должна сделать урегулирование условий интеграции в мировое хозяйство на этапе присоединения к ВТО насколько возможно контролируемым. Огромный потенциал российской экономики не только оправдывает, но и настоятельно диктует проведение активной политики защиты национальных интересов в условиях глобализации. С точки зрения процесса присоединения России к ВТО это предполагает использование всех имеющихся у страны возможностей для долговременной, надежной и адекватной национальным приоритетам интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Защита национальных интересов всегда должна предполагать сочетание элементов реформизма и консерватизма. Применительно к процессу присоединения России к ВТО это означает, что общим курсом России в долгосрочной перспективе должна стать ориентация на полноправное вхождение в мировое хозяйство с целью включения в борьбу за лидерство в ряде отраслей мировой экономики. Именно активное участие в рамках ВТО призвано обеспечить необходимый динамизм в развитии российской экономики, что отвечает национальным интересам страны в долгосрочном плане. В этом контексте процесс присоединения России к ВТО следует ассоциировать с главными и долгосрочными составляющими национального интереса, которые определяются фундаментальными политическими и экономическими реалиями мирового хозяйства. В то же время в краткосрочном плане в основе национальных интересов должна летать минимизация неизбежных издержек в области макроэкономики, отраслевого и регионального развития. Это в свою очередь диктует необходимость учета российской специфики в процессе выработки ее обязательств по отношению к странам - членам ВТО, в том числе за счет применения практики переходных периодов по отношению к ряду отраслей российской экономики.
Заключение
В результате проделанной работы были изучены современное состояние и последствия развития отношений России с ВТО.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- рассмотрены основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- Раскрыты проблемы взаимоотношений России и ВТО;
- проанализирована специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотрена стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации (в качестве примера приводится переговорный процесс Китая и ВТО, поскольку позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО очень схожи, и это, в свою очередь, диктует необходимость учета опыта Китая;
- проанализированы плюсы возможные социально-экономические последствия присоединения России к ВТО, в т.ч. изменения в таможенном законодательстве..
Можно заключить, что в основе национального интереса России в процессе присоединения к ВТО лежит выработка условий присоединения к данной организации, которые позволили бы достичь баланса между либерализацией экономики и сохранением устойчивости отраслевого и регионального развития в соответствии с требованиями экономической безопасности. Данный баланс в свою очередь определяется спецификой экономической системы каждой конкретной страны, что требует безусловного учета особенностей экономической системы России в процессе ее присоединения к ВТО. Такого рода стратегия тем более важна, учитывая тот факт, что издержки, связанные с открытием российской экономики внешней конкуренции, могут быть значительными в краткосрочной перспективе. В то же время, как отмечается в работе, в рамках ВТО существуют нормы, позволяющие в определенной мере учесть национальную специфику в процессе внешнеэкономической либерализации. Для России наиболее актуальным является использование практики переходных периодов для выполнения ряда требований ВТО по вступлению в данную организацию. В целом, несмотря на объективную заинтересованность России в присоединении к ВТО, ее позиция в отношениях с данной организацией далеко не является подчиненной. ВТО также нуждается в привлечении России к всемирному торговому форуму. Дело в том, что любая экономическая интеграция со временем упирается в необходимость усиления авторитета организации на политическом уровне. Европейский союз уже осознал важность этой истины для своей жизнеспособности - для многих в ЕС ясно, что такой шаг, как, например, введение в обращение единой валюты, требует определенного делегирования политических полномочий, а также большей политической приверженности стран-членов сообщества делу интеграции. В ВТО эту проблему, похоже, также осознают. Согласно заявлениям бывшего главы ВТО Р.Руджеро, дальнейшему развитию ВТО крайне необходимо придать мощный политический импульс. Учитывая тот политический вес, который имеет Россия в современных международных отношениях, ее исключение из процесса развития ВТО грозит сохранением многих из существующих на данный момент глобальных проблем, относящихся к таким глобальным вопросам, как энергетическая обеспеченность, экологическая безопасность, пути преодоления все возрастающего экономического неравенства, а также противостояние по линии Север-Юг.
Именно взаимовыгодное сотрудничество России и стран ВТО, способствующее достижению наиболее полного политического согласия и экономической безопасности, следует считать той долговременной основой, на базе которой может и должно развиваться взаимодействие между ВТО и Россией. В этом отношении отрадно, что действующий глава ВТО М.Мур в начале 2002г. выступил в поддержку скорейшего присоединения России к ВТО. Обвинив некоторые страны - члены организации в “близоруком подходе” к вопросу о членстве нашей страны в ВТО, господин Мур заявил о том, что развитие российской экономики и ее членство в организации отвечают интересам всех стран-членов ВТО. В краткосрочной перспективе издержки от внешнеторговой либерализации будут существенными. На этот период приходится действие отраслевых факторов снижения занятости в импортоориентированных отраслях, а также издержек межотраслевого перетока факторов производства. В то же время в краткосрочной перспективе будет проявляться и ряд выгод от присоединения к ВТО, прежде всего за счет роста иностранных инвестиций в России. Мы считаем, что с течением времени общий баланс выгод и потерь России будет все больше складываться в ее пользу - экономический рост выигрывает от диверсификации экспорта, увеличения экономической эффективности производства, а также от роста инвестиций и потребления. В долгосрочной перспективе основным вектором экономического развития должно стать формирование единого российского рынка, основанного на рациональных отраслевых и региональных связях, ориентированных на конкуренцию на внешних рынках. Но анализ выгод и потерь России от присоединения к ВТО не исчерпывается этими факторами, помимо них существует еще “один элемент”, который, по-нашему мнению, является определяющим. Речь идеи о геополитических аспектах присоединения России к ВТО, которые заключаются в трансформации положения России на мировой арене в контексте ускорения процессов глобализации мировой экономики.
В самом деле, целесообразность присоединения России к ВТО определяется, прежде всего, необходимостью ответить на вызовы, которые ставит перед нашей страной глобализация. Независимо от того, хочет Россия этого или нет, процесс глобализации будет усиливаться, и с течением времени он будет оказывать все большее влияние на российскую экономику. Вопрос заключается не в том, участвовать России в процессе глобализации или нет, а в том, в каком качестве и каким образом Россия будет вовлечена в развитие процесса глобализации. С этой точки зрения, присоединение к ВТО - это выбор механизма развития процесса глобализации в России. Что еще более важно, вступление России в ВТО - это выбор в пользу активного участия России в процессе либерализации мировой экономики в противовес фатализму ожидания ее последствий и подчиненной роли “вечного должника” или “сырьевого придатка” в эволюции мировой экономики.
Список литературы
1. Бабин Э.П., Градобитова Л.Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. - М,: МГИМО, 1994, ГАТТ. Международные документы.
2. Брич А., Лисоволик А. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. М.: Прогресс-Академия, 2003. - 270 с.
3. Гаджиев К.С. Геополитика. - М.: Международные отношения, 2002. - 262с.
4. Королев И.С. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ. - М.: ИМЭМО РАН, 2001. - 305с.
5. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. – СПб.: Питер, 2002. - 383с.
6. Андрианов В. ВТО и Россия. //Общество и экономика, 2001. N 3-4. с. 14 - 28
7. Вступая в ВТО, Россия “вступит” в Китай // Власть и экономика, 2002, N11. - С. 43-54.
8. Годин Ю. Вступление в ВТО не может быть самоцелью. //Власть и экономика, 2001, N 24. с. 17 - 29
9. Горбань М., Гуриев С. Россия в ВТО: мифы и реальность //Вопросы экономики, 2002, N2. – с. 38 - 45
10. Григорян С. Цели, задачи, функции и принципы ВТО. / Юридический вестник, 2000, N1. с. 17 – 20.
11. Жюльен Веркей. Вступление России в ВТО: выбор стратегии. // Вопросы экономики. 2003. N 5. – с. 35 – 41.
[1] Бабин Э.П., Градобитова Л.Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. - М,: МГИМО, 1994, ГАТТ. Международные документы. – с. 39.
[2] Брич А., Лисоволик А. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. М.: Прогресс-Академия, 2003. с. 11.
[3] Гаджиев К.С. Геополитика. - М.: Международные отношения, 2002. с. 218.
[4] Брич А., Лисоволик А. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. М.: Прогресс-Академия, 2003. – с. 57.
[5] Бабин Э.П., Градобитова Л.Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. - М,: МГИМО, 1994, ГАТТ. Международные документы. – с. 214.
[6] Королев И.С. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ. - М.: ИМЭМО РАН, 2001. – с. 130.
[7] Вступая в ВТО, Россия “вступит” в Китай // Власть и экономика, 2002, N11. - С. 43.
[8] Вступая в ВТО, Россия “вступит” в Китай // Власть и экономика, 2002, N11. - С. 47.
[9] Горбань М., Гуриев С. Россия в ВТО: мифы и реальность //Вопросы экономики, 2002, N2. – с. 40.
[10] Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. – СПб.: Питер, 2002. – с. 108.
[11] Годин Ю. Вступление в ВТО не может быть самоцелью. //Власть и экономика, 2001, N 24. с. 23.
[12] Жюльен Веркей. Вступление России в ВТО: выбор стратегии. // Вопросы экономики. 2003. N 5. – с. 38.