Содержание
Введение. 2
1. Организация учета нематериальных активов. Нормативное регулирование документооборота. 4
1.1. Понятие и состав нематериальных активов. 4
1.2. Учет поступления нематериальных активов. 5
1.3.Учет деловой репутации организации. 9
1.4. Выбытие нематериальных активов. 9
1.5. Амортизация нематериальных активов. 10
1.6. Нормативное регулирование документооборота. 12
2. Практическое задание №1. 14
3. Практическое задание №2. 18
Список использованной литературы.. 31
Введение
Курс дисциплины «Бухгалтерское дело» занимает важную роль в освоении профессии бухгалтера, которая напрямую связана с документарной работой, работой с первичными документами. Поэтому знание основ оформления первичных документов, освоение основ гражданского законодательства на сегодняшний день, в условиях противоречивого законодательства необходимо будущим бухгалтерам. Неправильно оформленная бумага или документ, принятый к учету может привести к серьезным проблемам в отношении с налоговым и правоохранительными органами.
Данная работа помогает в приобретении знаний по вопросам, связанным с организацией профессиональной деятельности в области ведения бухгалтерского учета и оказания сопутствующих услуг, а также снижении предпринимательского риска.
Кроме того, данное задание дает представление между юридической формой и экономическим содержанием фактов хозяйственной деятельности, установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и первичными учетными документами, а также приобретение навыков контроля первичных учетных документов на соответствие требованиям действующего законодательства.
Изучение дисциплин правоведение, бухгалтерский финансовый учет, налоги, теория бухгалтерского учета направлены на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения курса «Бухгалтерское дело».
№ |
Наименование ранее изученных дисциплин учебного плана |
Разделы и отдельные темы дисциплины «Налоговый учет»: |
Раздел 1: |
Раздел 2: |
Раздел 3: |
||||||||||||||
Профессиональные услуги в области бухгалтерского учета как практический вид деятельности |
Учет как целенаправленно организованный процесс: границы и основные параметры |
Способы бухгалтерского учета, определяющие процедуру его ведения |
|||||||||||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
3.5 |
3.6 |
|
||||||
1 |
Правоведение |
3 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
Экономика организаций (предприятий) |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
Менеджмент |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
Финансы |
2 |
|
|
2 3 |
|
|
|
1 2 |
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
Налоги и налогообложение |
3 |
|
|
|
|
|||||||||||||
6 |
Теория бухгалтерского учета |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||||
7 |
Теория экономического анализа |
3 |
|
|
|
||||||||||||||
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|||||||||||
8 |
Международные стандарты учета и финансовой отчетности |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||||
9 |
Контроль и ревизия |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
10 |
Аудит: |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
11 |
Основы аудита |
3 |
|
|
|
||||||||||||||
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|||||||||||
12 |
Практический аудит |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
13 |
Международные стандарты аудита |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||||
14 |
Бухгалтерский финансовый учет |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||||
15 |
Бухгалтерский управленческий учет |
2 |
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||||
16 |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность |
3 |
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
1. Организация учета нематериальных активов. Нормативное регулирование документооборота.
1.1. Понятие и состав нематериальных активов
До
утверждения Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ
14/2000 Приказом Министерства Финансов Российской федерации от 16 октября 2000
года № 91н (далее — ПБУ 14/2000) для организации учета нематериальных активов
было принято руководствоваться «Планом счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его
применению» (приказ МФ РФ от 1 ноября
Это определение не содержало прямого указания на нематериальные активы, но оно непосредственно раскрывало их сущность и определяло место в составе внеоборотных активов, куда включаются и основные средства. Система бухгалтерского учета нематериальных активов строилась аналогично учету основных средств.
Нематериальными активами признаются объекты, в отношении которых одновременно выполняются условия:
- отсутствие материально-вещественной формы
- возможность идентификации организацией от другого имущества
- использование в производстве при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд;
- использование в течение длительного времени, то есть срок полезного использования более 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он не превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующей перепродажи данного имущества;
- способность приносить организации экономические выгоды в будущем;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительные права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.
Виды нематериальных активов:
- Исключительные право на результаты интеллектуальной деятельности
o Изобретения, промышленные образцы
o Программные продукты и базы данных
o Права на топологию интегральных схем
o Права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара
· Права на селекционные достижения
o Интеллектуальный вид
o Деловая репутация организации (разница между стоимостью организации как единого целого имущественно-финансового комплекса и ее балансовой стоимостью)
· Организационные расходы, связанные с образованием организации и признанные учредительными документам, включаются в уставный капитал[1]
1.2. Учет поступления нематериальных активов
Бухгалтерский учет каждого вида поступления различается. Причем особенности возникают как на уровне проводок, так и в процессе определения учетной стоимости получаемого актива. Разным будет и состав необходимых для отражения каждой операции документов.
Приобретение путем покупки.
В этом случае предприятие несет определенные расходы. Например, помимо платежей в пользу предыдущего владельца, может понадобиться оплатить услуги посредника, чьими усилиями был найден необходимый объект, работу консультанта, чьими услугами воспользовались при составлении текста договора, стоимость регистрации возникших прав нового собственника и осуществить иные подобные затраты, непосредственно связанные с покупкой данного имущества.
В результате выявиться сумма, отдельная часть которой объединяется общим целевым предназначением – приобретение нематериального актива. Именно эту сумму предписано принять на баланс в качестве первоначальной стоимости нематериального актива, приобретенного за плату.
Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов могут быть:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
- регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.[2]
Стоимость, по которой данные объекты были приняты к бухгалтерскому учету, не полежит изменению, кроме случаев, предусмотренных действующими в Российской Федерации нормативными актами, которых на данный момент нет.
Если оплата при приобретении производилась в условных единицах, то учет возникших в стоимости приобретаемого имущества не предусмотрен Положениями по бухгалтерскому учету именно в отношении нематериальных активов.
В случае использования коммерческого кредита, проценты уплачиваемые покупателем, включаемые в сумму кредиторской задолженности, войдут в стоимость нематериального актива.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» 14/2000 не предусматривает включение в стоимость нематериального актива процентов по кредиту банка для приобретения нематериального актива, однако перечень расходов, с вязанных с приобретением нематериального актива является открытым, поэтому аналогично п. 6 ПБУ 5/01 и п.8 ПБУ 6/01 эти проценты можно включать в стоимость нематериального актива. Этот подход можно закрепит в учетной политики предприятия.
Регистрационные сборы и патентные пошлины могут составить статью расходов, связанных с приобретением нематериальных активов, если переход исключительных прав на него требует соответствующей регистрации.
Необходимость осуществить дополнительные затраты может возникнуть и после приобретения нематериального актива, если требуется привести его в состояние, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях.
Простейшим примером могут явиться расходы по «зашивке» в компьютерную программу, исключительные права на использование которой приобретено предприятием, информацию о новом правообладателе. Работа программиста, сумма оплаты труда которого со всеми начислениями дополнительно увеличивают стоимость данного актива. Если для этой же цели воспользовались услугами юридического лица, то в первоначальную стоимость исключительные права будет включаться сумма оплаты труда за услуги данной специализированной организации.
В отношении нематериальных активов возмещаемым налогом является только налог на добавленную стоимость.
Согласно Налоговому кодексу РФ, этот налог не подлежит возмещению и включается в состав расходов только если приобретаемые нематериальные активы предназначен для осуществления операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость или освобождается от обложения НДС по любым основаниям. Основания для включения НДС в состав расходов: «Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса.»[3]
Может сложится ситуация, что для применения налогового вычета недостаточно документов. В таком случае, согласно ст. 170 Налогового кодекса, нет оснований считать данный налог невозмещаемым и включать его сумму в первоначальную стоимость нематериального актива. У предприятия возникает обязанность погасить сумму НДС за счет собственных средств.
Отражается поступление нематериальных активов путем покупки в бухгалтерском учете следующим образом:
Д08К60 – цена поставщика
Д19К60 – НДС
Д08К76 – дополнительные затраты по приобретению нематериального актива.
Д04К08 – принятие к учету.
Приобретение по договору мены.
Если условия договора предусматривает оплату приобретаемых нематериальных активов денежными средствами, а путем встречной передачи товаров или иных ценностей, то первоначальная стоимость полученных таким образом нематериальных активов признается равной стоимости товаров (ценностей), которые передаются (должны быть переданы) этой организацией. Стоимость определяется согласно статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если предприятие испытывает затруднение в определении косвенными методами цены как «исходящего», так и «входящего» имущества», то простейшим выходом здесь станет обращение к лицензированному оценщику.
При этом, было бы неправильно рассматривать стоимость услуг оценщика как компонент первоначальной стоимости нематериального актива, поскольку эти расходы связаны не с приобретением данного имущества и не связаны с доведением его до состояния, пригодного для использования в запланированных целях, а с возникшими трудностями в анализе соответствующего рынка. Данные расходы можно расценивать как текущие.
Отражается поступление нематериальных активов по договору меня в бухгалтерском учете следующим образом:
Д08К76 – отражено поступление активов
Д76 К91 – отражено выбытие активов
Д91К68 – начислен НДС
Д91К10,41…- отражена балансовая стоимость активов
Д76 К76 – зачет взаимных обязательств
Получение в качестве вклада в уставный капитал.
Взнос учредители оценивают, и, следователь, первоначальную стоимость нематериальных активов формируют по согласованию между учредителями (кроме случаев, предусмотренных законодательством). Такой случай предусмотрен п.2. ст. 15 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998г:
Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.
Независимо от стоимости пакетов акций, для определения рыночной стоимости вносимого имущества в обязательном порядке должен привлекаться оценщик, чье экспертное заключение устанавливает верхний предел оценки имущества, произведенное учредителем общества.
По умолчанию, вклады должны осуществляться денежными средствами, а все иные варианты необходимо предусмотреть в учредительных документах.
Отражается поступление нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал в бухгалтерском учете следующим образом:
Д08К75.1 – поступление активов от учредителя
Д08К76 – дополнительные расходы
Д04К08 –принятие к учету[4]
Получение нематериальных активов по договору дарения
Согласно ст.575 Гражданского кодекса Российской Федерации «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда в отношениях между коммерческими организациями»
При нарушении этого условия, согласно ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации «сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения».[5]
Таким образом, безвозмездное получение нематериальных активов для коммерческих организаций возможно в случае, если даритель – физическое лицо или некоммерческая организация. Тогда первоначальная стоимость подарка для отражения в бухгалтерском учете определяется исходя из его рыночной стоимости на дату принятия к учету согласно ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Единственным вариантом четкого и однозначного определения рыночной цены, не имеющим конфликтного потенциала, является привлечение к процессу лицензированного специалиста – независимого оценщика, владеющего комплексом необходимой информации и несущего ответственность за результаты своей работы.
Отражается поступление нематериальных активов по договору дарения в бухгалтерском учете следующим образом:
Д08К98 – получены активы
Д08К76 – дополнительные расходы, связанные с получением актива
Д04К08 – принятие к учету
Создание самой организацией.
Если нематериальный актив создается самой организацией, то состав связанных с этим процессом расходов будет достаточно широким и разнообразным. Они могут включать израсходованные материальные ресурсы, заработную плату, единый социальный налог и другие страховые и накопительные выплаты.
В установленных законодательством случаях на предприятие возлагается обязанность оплатить патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств и т.д. В состав расходов не включается налог на добавленную стоимость и друге возмещаемые налоги.
В случае создания нематериального актива зачастую складывается ситуация, когда разработчик и правообладатель не совпадают.
При создании нематериального актива на основании договора между предприятием и соисполнителем, являющимся юридическим лицом, обязательно следует установить и указать какие права получают (или не получают) стороны после исполнения ими своих обязанностей по договору. Это позволяет в дальнейшем избежать конфликтов на почве применения объектов интеллектуальной собственности.
Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов также составят все расходы предприятия на их оформление, включая плату за регистрацию, а также стоимость консультационных услуг.
Отражается поступление нематериальных активов, созданных самой организацией в бухгалтерском учете следующим образом
Д08К10,70,69…76 – отражены затраты по созданию нематериальных активов
Д04К08 – принятие к учету нематериальных активов
1.3.Учет деловой репутации организации
Для целей бухгалтерского учета деловая репутация организации определяется в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Стоимость положительной деловой репутации в сумме ежемесячно начисляемой амортизации (равномерно в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации) относится на затраты производства (в дебет счетов 20, 23, 25, 29 и 44). При этом на сумму начисленной амортизации, минуя счет 05, уменьшается первоначальная стоимость нематериальных активов. Аналогично учитывается и уменьшение первоначальной стоимости организационных расходов, признанных в установленном порядке в качестве нематериальных активов.
Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов с отнесением затрат на счет финансовых результатов (91-2).
Операции, связанные с деловой репутацией организации, на счетах бухгалтерского учета отражаются следующими записями
Д 20, 23 , 25, 26 , 29, 44К 04
Уменьшается первоначальная стоимость положительной деловой репутации и организационных расходов на сумму начисленной амортизации за отчетный период
Д 98К 04
Уменьшается первоначальная стоимость отрицательной деловой репутации за отчетный период
1.4. Выбытие нематериальных активов
Выбытие нематериальных активов вызывает их списание с баланса предприятия и обычно влияет на финансовый результат.
Различают следующие виды выбытия нематериальных активов: списание активов, использование которых прекращено, продажа, передача в виде вклада в уставный капитал, безвозмездная передача.
Списание активов, использование которых прекращено
В данном случае использование прекращено по объективным причинам, например в связи с устареванием нематериального актив. В бухгалтерском учете это отражается следующим образом:
Д05К04 – списание амортизации
Д91К04 – недоамортизированная стоимость
Д99К91 – финансовый результат (убыток)
Продажа
Продажа нематериального актива отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Д05К04 – списана амортизация
Д91К04 – списана остаточная стоимость
Д62К91 – счет на продажную стоимость
Д91К76,68 – НДС
Д91(99)К99(91) – финансовый результат
Д51К62 – поступил платеж от покупателя
Д76К68 – НДС к уплате в бюджет
Передача в виде вклада в уставный капитал
Передача в виде вклада в уставный капитал нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Д05К04 – списана амортизация
Д91К04 – списана остаточная стоимость
Д19К68 – восстановлен НДС на остаточную стоимость нематериальных активов
Д91К19 – списан НДС на расходы
Д58К91 – отражен вклад в уставный капитал по согласованной стоимости
Д91К99 – превышение согласованной стоимости над балансовой
Безвозмездная передача
Безвозмездная передача нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Д05К04 – списан амортизация
Д91К04 – списана остаточная стоимость
Д19К68 – восстановлен НДС с рыночной стоимости
Д99К91 – финансовый результат (убыток).
Стоит еще раз отметить, что безвозмездная передач (дарение) между коммерческими организациями возможна только в случае, если стоимость сделки не превышает 500 МРОТ.
1.5. Амортизация нематериальных активов
Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации.
Амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.
Амортизация обеспечивает равномерный перенос на стоимость выпускаемой продукции одномоментных расходов, имевших место при получении в собственность нематериальных активов, используемых в процессе производства.
Суть линейного способа заключается в равномерном переносе стоимости нематериальных активов на стоимость выпускаемой продукции, оказываемых услуг. Первоначальная стоимость делится на срок полезного использования нематериального актива. Это наиболее распространенный способ начисления амортизации в России.
Особенностью способа уменьшаемого остатка является относительно более быстрая амортизация объекта в начальной стадии его использования с постепенным уменьшением суммы амортизационных отчислений в дальнейшем.
Этот вариант хорош для таких нематериальных активов, «потребительская ценность» которых особенно высока на первых этапах их эксплуатации, а в дальнейшем постепенно снижается (связано с произведениями литературы, музыки, искусства).
Для сферы материального производства наиболее удобным нередко является способ списания пропорционально объему продукции, товаров, услуг. Отличается практически абсолютной точностью при формировании себестоимости продукции.
В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев консервации организации.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по нематериальным активам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по нематериальным активам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.
Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из:
- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
- ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).
Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).
Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Прекращается начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете одним из способов: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (Д20,23,26…К05) либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта(Д20,23,26К04).
Амортизационные отчисления по организационным расходам организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).
Если амортизационные отчисления по каким-либо нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения их первоначальной стоимости, то после полного погашения этой стоимости данные объекты продолжают отражаться в бухгалтерском учете (до прекращения срока действия патента, свидетельства, других охранных документов) в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты организации.
Если актив полностью самортизирован, но продолжает использоваться, его восстанавливают на счетах в условной оценке.
Д04К91
Для деловой репутации и организационных расходов амортизация начисляется только через счет 04.
1.6. Нормативное регулирование документооборота.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа (формы), код формы;
- дату составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.
В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.[6]
Согласно Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Федерального закона «О бухгалтерском учете» Государственный комитет Российской Федерации по статистике разработал альбом унифицированных форм первичной учетной документации – Постановление Госкомстата «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» №71а от 30.10.1997г.
Данный альбом унифицированных форм содержит одну форму первичного документа по учету нематериальных активов – НМА-1 «Карточка учета нематериальных активов».
Таким образом, предприятия формируют сами все остальные необходимые первичные учетные документы по нематериальным активам в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
2. Практическое задание №1
1. Определение всех предусмотренных регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001г. №454-ст).
1.1.В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 код класса экономической деятельности БК «Главбух» - 74., код подкласса – 74.1
1.2. В соответствии с вышеуказанным документом к данному подклассу относятся следующие виды экономической деятельности:
- деятельность в области права;
- исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- деятельность по управлению финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями.
1.3. В основе выделения соответствующего подкласса лежит классификационный признак, определяющий различные сферы управления организациями.
2. Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг.
2.1.Договор №7 от 01.01.2003г.
В соответствии с данным договором ООО БК «ГлавБух» осуществляет следующие виды экономической деятельности:
- услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности по всем налогам и сборам, взимаем с заказчика в период оказания услуг;
- услуги по ведению учета, составлению и сдаче отчетности в Пенсионный фонд в период оказания услуг.
- услуги по ведению учета, составлению и сдаче отчетности в Фонд социального страхования в период оказания услуг.
- услуги по ведению учета, составлению и сдаче отчетности в органы Статистики в период оказания услуг.
- консультационные услуги по проведению анализа влияния факторов на совокупную сумму налоговых платежей.
2.2. Договор №б/н от 30.01.2003г.
В соответствии с данным договором ООО БК «ГлавБух» осуществляет следующие виды экономической деятельности:
v описание действующей структуры бухгалтерии
o составление классификаторов организаций, видов учета, видов учетных работ, разделов учета, работников бухгалтерской службы;
o составление и заполнение опросных листов о должностных обязанностях работников бухгалтерской службы в части ведения бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета, налогового учета.
v Рационализация системы организации бухгалтерского учета
o Анализ функциональной структуры бухгалтерии с точки зрения соответствия уровня квалификации работников бухгалтерской службы занимаемой должности;
o однородности по уровню сложности выполняемых работниками бухгалтерской службы обязанностей;
o однородности по содержанию выполняемых работниками бухгалтерской службы обязанностей;
o количества работников, закрепленных за одним разделом учета. Перераспределение должностных обязанностей по фактам выявленных несоответствий).
o Составление должностных инструкций на каждого работника бухгалтерской службы (составление комплекта типовых должностных инструкций на каждую должностную позицию; составление комплекта должностных инструкций на каждого работника исходя из фактических должностных обязанностей и с учетом результатов первого этапа рационализации организации системы бухгалтерского учета).
Таким образом, согласно двум представленным договорам возмездного оказания услуг ООО БК «ГлавБух» осуществляет деятельность по практическому ведению бухгалтерского учета сторонних организаций, а также предоставление информационных услуг организациям по организации бухгалтерского и налогового учета.
3. Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права.
Представленный пакет документов соответствует нормам гражданского права, так как в них определены:
- соглашение между сторонами достигнуто по всем существенным условиям договора, а именно: четко определены предмет договора, порядок оказания услуг, стоимость и порядок расчетов, порядок осуществления контроля за исполнением договора, ответственность сторон, условия расторжения договоров (ст.ст. 432, 434 Гражданского кодекса РФ)
- представлены все документы, необходимые для надлежащего исполнения договора;
- в договорах указаны все необходимые реквизиты;
- договоры составлены в форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (ст. 434)
4. Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.2003г.
4.1.Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.
В соответствии с данным договором ООО БК «ГлавБух» (Исполнитель) обязуется оказывать ООО «Фриско» (Заказчик) услуги в сфере организационного проектирования бухгалтерской службы последнего с целью оптимизации учетной деятельности в области бухгалтерского финансового учета.
Первым этапом учетного процесса является рационализация системы организации бухгалтерского учета с помощью анализа функциональной структуры бухгалтерии и перераспределения должностных обязанностей по фактам выявленных несоответствий.
Второй этап учетного процесса – составление должностных инструкций на каждую должностную позицию.
Следующие этапы будут выявляться по мере реализации первых двух с целью максимальной оптимизации бухгалтерской службы ООО «Фриско».
Результатом учетного процесса будет формирование бухгалтерской службы, отвечающей требованиям ООО «Фриско».
Срок договора – до полного исполнения обязательств ООО БК «ГлавБух».
4.2. Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.
Исполнитель обязан оказывать услуги в письменной форме квалифицированной, оперативно и в соответствии с потребностями заказчика.
Заказчик обязуется обеспечивать Исполнителя всеми документам, необходимыми для консультирования и своевременно оплачивать услуги Исполнителя.
В договоре не отражены права сторон. Ответственность сторон не детализирована, определяется по законодательству РФ. Обязанности Заказчика детализирована не в полной форме, в частности необходимо указать что Заказчик обязан создать условия и содействовать Исполнителю в исполнении им своих обязанностей.
4.3. Выявить факты первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.
Фактами первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором являются:
- квалификация персонала бухгалтерской службы Заказчика;
- организационная структура управления;
Способы снижения уровня профессионального риска Исполнителя:
- исполнение Заказчиком всех рекомендаций Исполнителя;
- полнота и достоверность информации, представляемой Заказчиком;
- повышение квалификации кадров;
5. Осуществить экспертную оценку степени влияния следующих факторов:
- Система нормативного регулирования
- Система документооборота
- Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)
- Уровень квалификации персонала и организационная структура
на
5.1. качественные характеристики информации, формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность, сопоставимость);
5.2. продолжительность учетного цикла (требование своевременности);
5.3. стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности)
Таблица №1
Факторы |
Параметры учетного процесса |
||||
Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета |
Продолжительность учетного цикла |
Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса |
|||
уместность |
надежность (достоверность, нейтральность, полнота) |
сопоставимость |
|||
Система нормативного регулирования |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Система документооборота |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета) |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Уровень квалификации персонала и организационная структура |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
6. Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними). Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?
Внутренние факторы по отношению к профессиональной деятельности – это факторы, которые зависит от организации, внешние – не зависят от организации.
Из всех приведенных выше факторов к внешним относится только система нормативного регулирования.
К внутренним относится: система документооборота, способы накопления и обобщения информации и уровень квалификации персонала и организационная структура, т.к. эти факторы изменимы самой организацией и зависят только от нее.
7. Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №7 от 01.01.2003г.
7.1. Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.
В соответствии с данным договором ООО БК «ГлавБух» оказывает услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению и сдаче бухгалтерской, налоговой отчетности, ведению учета, составлению и сдаче отчетности в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, в органы Статистике, а также консультационных услуг по проведению анализа влияния факторов на совокупную сумму налоговых платежей.
Этапами учетного процесса являются кварталы календарного года. Первый учетно-отчетный процесс – I квартал 2003г., последний – IV квартал 2004г. Результатами учетного процесса является бухгалтерская, налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды и отдел статистики.
7.2. Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.
В договоре в полной мере детализированы права, обязанности и ответственности сторон.
В договоре отражены учтены обязанности Исполнителя в соответствии с предметом договора и его права, необходимые для исполнения обязанностей в полной мере. Также детализированы права и обязанности Заказчика, исполнение которых необходимы для выполнения предмета договора. Определена ответственность каждой из сторон за несоблюдение предмета и условий договора.
3. Практическое задание №2
1. Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права:
1.1 Определить наличие всех необходимых внешних атрибутов договора.
В договоре Поставки товара №21/03 не указана дата составления договора. Все остальные внешние атрибуты договора указаны. В остальных договорах указаны все внешние атрибуты: название договора, дата составления, номер договора, юридические адреса сторон.
1.2. Определить вид обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ).
В комплекте документов представлены следующие виды обязательственных правоотношений в соответствии со статьями Гражданского кодекса РФ:
- Ст.454 Купля-продажа
- Ст.506 Поставка товаров
- Ст.ст. 702,740 Строительный подряд
- Ст.779 Возмездное оказание услуг
- Ст.886 Хранение
- Ст.990 Комиссия
1.3. Классифицировать договор:
1.3.1. по времени возникновения правоотношения:
- договор, вступающий в силу со дня подписания его сторонами и до полного исполнения обязательств;
- договор с фиксированным сроком действия.
1.3.2. в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон:
- договор, права и обязанности определены законодательством Российской Федерации;
- договор, права и обязанности имеют вариантность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3.3. в зависимости от типов возникающих обязательств:
- договор купли-продажи;
- договор аренды;
- договор безвозмездного пользования;
- договор выполнения НИОКР и технологических работ;
- договор возмездного оказания услуг;
- договор займа и кредита;
- договор на оказание банковских услуг;
- договор поручения;
- договор страхования;
- договор агентирования;
- договор хранения;
- договор подряда;
- договор комиссии;
1.4. Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте.
Договор № 133 об оказании услуг телефонной связи
Предметом договора являются услуги телефонной связи, что полностью соответствует изложенному в тексте: «Предоставление доступа к телефонной сети и пользование телефонной связью с оказанием следующих услуг телефонной связи:
· Автоматическое местное соединение;
· Междугородное соединение (автоматическое или с помощью телефониста);
· Международное соединение (автоматическое или с помощью телефониста).»
Договор № 1043 на подачу и потребление электрической энергии
Предметом данного договора является подача электроэнергии и ее потребление, что соответствует изложенному в тексте договора: «Предметом настоящего договора является продажа Энергоснабжающей организацией и покупка Абонентом Электрической энергии и мощности на условиях, определяемых настоящим договором».
Договор № 09/02 строительного подряда
Предметом договора является строительный, что соответствует указанному в тексте: «Генподрядчик» обязуется за свой страх и риск выполнить собственными или привлечёнными силами все виды работ (ремонт помещений, кровель, базовых станций, включая реконструкцию, отделочные, сантехнические и другие виды работ) по помещениям и сооружениям…»
Договор Хранения № 273/03
Предметом договора является хранение товара, что соответствует изложенному в тексте: «Поклажедатель обязуется передать Хранителю продовольственную продукцию (далее – «Товар»), а Хранитель обязуется принять этот Товар на ответственное хранение…»
Договор № 5 купли – продажи имущества
Предметом договора является продажа товара, что соответствует изложенному в тексте: «Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель – принять и оплатить на условиях настоящего договора весы электронные ВЭУ 150С».
Договор Комиссии № 174
Предметом договора является прием товара для комиссионной торговли. Предмет договора в тексте определен более широко, так как по мимо комиссионной торговли он оказывает маркетинговые услуги, услуги по приему, хранению продукции: «По настоящему Договору Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции, далее «Продукция», поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг по приемке, складированию, хранению Продукции. В свою очередь, Комитент обязуется выплачивать Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги».
Договор поставки товара № 21/03
Предметом договора является поставка товара, что соответствует изложенному в тексте: «Поставщик обязуется поставить следующие продовольственные товары…»
1.5. Определить момента перехода (момента возникновения) права собственности.
Договор № 133 об оказании услуг телефонной связи
Срок действия договора – бессрочный, т.е. вступает в силу с момента подписания и до изъявления воли одной сторон об прекращении действия договора. Моментом возникновения права собственности является момент подписания договора.
Договор № 1043 на подачу и потребление электрической энергии
Срок действия договора с момента подписания (25.06.2002г.) до 01.05.2002г.
Договор № 09/02 строительного подряда
Календарные сроки выполнения работ определены стороны:
- начало 15 октября 2002 года.
- окончание 1 июня 2003 года.
Момент перехода права собственности – 01.06.2003г.
Договор Хранения № 273/03
Срок действия договора 03.02.2003 – 31.12.2003г., возможно более раннее окончание срока действия договора при условии исполнения обязательств всеми сторонами.
Момент перехода права собственности – не позднее 31.12.2003г.
Договор № 5 купли – продажи имущества
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств. Право собственности переходит от Продавца к Покупателю в момент передачи весов, о чём составляется подписываемый сторонами (уполномоченными представителями) акт.
Договор Комиссии № 174
Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения обязательств, но не позднее 31 декабря 2003 года. Момент перехода права собственности – момент продажи продукции.
Договор поставки товара № 21/03
Право собственности на Товар переходит от Поставщика к Покупателю с момента передачи Товара.
1.6. Определить существенные условия данного вида договора, степень их прописанности в тексте самого договора.
Договор № 133 об оказании услуг телефонной связи
Существенные условия договора:
- предмет договора – отражен в полной мере;
- качество услуг связи – не прописано;
- порядок расчетов – отражен – предварительный в сумме 165 руб.;
- права и обязанности сторон – на основании постановления Правительства №1235 от 26.09.1997г.;
- ответственности сторон – с отнесением на законодательство Российской Федерации и постановление Правительства №1235 от 26.09.1997г.
Договор № 1043 на подачу и потребление электрической энергии
Существенные условия договора:
- предмет договора – отражен полностью;
- количество и качество энергии – отражено в полной мере;
- права и обязанности сторон – прописаны в полной мере;
- порядок расчетов – определен тариф и порядок расчетов;
- срок действия договора – определен точно – до 01.05.02г.
Договор № 09/02 строительного подряда
Существенные условия договора:
- предмет договора – прописан полностью;
- объем работ – определен в приложении вместе со стоимостью;
- срок выполнения работ – определен – начало 15 октября 2002 года – окончание 1 июня 2003 года.
Договор Хранения № 273/03
Существенные условия договора:
- предмет договор – прописан;
- количество, качество товара – прописано полностью;
- порядок и сроки доставки товара – порядок определен – Поклажедетелем, срок – не определен.
- порядок расчетов – прописано в полной мере.
Договор № 5 купли – продажи имущества
Существенные условия договора:
- предмет договора – прописано в полной мере;
- порядок передачи имущества – прописано в полной мере;
- порядок расчетов – прописано в полной мере;
- порядок перехода права собственности – отражено полностью;
- бремя содержания и риск случайно гибели – прописано полностью.
Договор Комиссии № 174
Существенные условия договора:
- предмет договора – отражено полностью;
- качество товара – приписано полностью – согласно действующему законодательству;
- цена, наименование, количество продукции – определяется по каждой партии;
- расчеты – прописано в полной мере;
- разрешение споров – прописано полностью.
Договор поставки товара № 21/03
Существенные условия данного вида договора:
- предмет договора – отражен в полной мере;
- условия поставки товара не определена дата поставки;
- цена за товар – прописано полностью;
- условия расчета за товар – в течение 15 дней, со дня поставки;
- качество товара – отражено в полной мере – согласно действующему законодательству;
- ответственности сторон – не четко определена, в соответствии с действующим законодательством;
1.7. Выявить (по тексту договора) имеющиеся противоречия действующему законодательству.
Согласно договору №1043, «Энергоснабжающая организация» имеет право выставить платежные документы на известный ей расчетный счет «Абонента» для безакцептного списания денежных средств, что противоречит действующему законодательству». Все остальные представленные договоры соответствуют действующему законодательству.
1.8. Можно ли данный договор считать заключенным?
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса, заключенным считается договор, если между сторонам в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенны условиям договора. Судя по представленным договорам, это условие выполнено, поэтому данные договоры можно считать заключенными.
Договор 21/03 нельзя считать заключенным, поскольку в нем не определены даты.
2. Оценить представленный комплекта правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса.
2.1. Какие риски несет каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий.
Выявленные недостатки и противоречия не являются основанием для расторжения договора, поскольку выполнено основное условие Гражданского кодекса по заключению сделки и она может признана ничтожной только в случае противоречия закону (согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ). Поскольку противоречий закону нет, то сделки на оснований этих недостатков расторгнуть нельзя. Однако при возникновении спорных ситуаций, возможно разное толкование сторонами неоговоренных пунктов. Потому многие вопросы необходимо будет решать в судебном порядке. Кроме того, изменение договоров может привести к изменению прав и обязанностей.
Таким образом, стороны договоров несут риски судебных издержек (материальных и временных), а также риски изменений договоров и возмещений убытков.
Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.
Кроме того, договор может быть аннулирован или неисполнен, что сорвет контракты с другими контрагентам.
2.2. Определить иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимых для оформления рассматриваемой хозяйственной операции.
Для оформления рассматриваемых хозяйственных операций потенциально применимы следующие виды договоров:
· договоров возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания услуг: по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
2.3. Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?
По рассматриваемому перечню договоров управляемыми являются следующие условия:
- Порядок расчетов
- Срок действия договора
- Количество поставляемой продукции
- Ассортимент поставляемой продукции
- Порядок поставки
- Права и обязанности сторон
- Порядок изменения договора
Предпочтительные параметры сделки с точки зрения повышения эффективности бизнеса:
При оплате в сторону ООО «Хладомир» оптимальным является порядок расчетов с использованием аккредитива, поскольку это вариант, который гарантирует оплату. При оплате со стороны ООО «Хладомир» оптимальным является авансовый порядок расчетов, поскольку не затрачивается общая сумма денежных средств по контракту, и в то же время формируется доверие к фирме. При выборе порядка расчетов необходимо учитывать интересы всех заинтересованных лиц и использовать все не запрещенные законодательством способы расчетов.
Оптимальный срок действия договора зависит от предмета договора
Количество поставляемой продукции – оптимальное из расчета для конкретной фирмы с учетом формирования запаса и не затаривания складов.
Ассортимент – из учета потребностей рынка и возможностей фирмы.
Порядок поставки – согласованный с поставщиком оптимальный вариант.
При формировании разделов права и обязанности сторон, необходимо максимально точно и корректно определить права, обязанности и санкции за невыполнение обязанностей сторон. А при формировании раздела «порядок изменения договора» - учесть пожелания и возможности всех сторон договора.
2.4. Определите форму и условия расчетов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?
Договор № 133 об оказании услуг телефонной связи
Порядок оплаты оказанных услуг телефонной связи предварительный. Оплата счета за пользование местной (при внедрении повременной оплаты услуг), междугородной и международной телефонной связью производится в срок не позднее указанной в счете даты.
Абонентская плата за пользование местной телефонной связью вносится не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным.
Абонентская плата составляет в месяц 165 руб. в том числе НДС 20% 27,5руб.
Договор № 1043 на подачу и потребление электрической энергии
Оплата за потребляемую электроэнергию, а также все другие платежи по настоящему договору производится по действующим тарифам в следующие сроки:
§ до 6 – го числа текущего месяца – за текущее электропотребление в объеме месячного потребления электроэнергии.
§ До 5-го числа месяца, следующего за расчетным – окончательный расчет по фактическому потреблению.
Плата за текущее электропотребление производится «Абонентом» самостоятельно на расчетный счет «Энергоснабжающей организации».
При неоплате по истечении трех дней со срока окончательного расчета вводится пеня в размере 0.01 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент возникновения задолженности, за каждый просроченный день.
Договор № 09/02 строительного подряда
Оплата по настоящему договору может производиться по безналичному расчёту, взаимозачётом и другими формами расчёта по согласованию сторон.
Оплата выполненных Генподрядчиком работ по договорной цене, определенной дополнительным соглашением, производиться согласно подписанным представителем Заказчика и Подрядчика унифицированных форм КС-3, актов приёмки выполненных работ КС -2 в два этапа:
- перечислением аванса на приобретение материалов в размере 50% от договорной цены работ, указанной в дополнительном соглашении в течение 5-ти дней с момента подписания дополнительного соглашения;
- окончательный расчёт производиться Заказчиком в течение 5-ти дней с момента подписания актов приёмки выполненных работ по форме КС-2, справок формы КС-3 и предоставлением счетов – фактур.
Договор Хранения № 273/03
Услуги по хранению Товара Поклажедатель оплачивает Хранителю в размере 54 (пятьдесят четыре) руб. за тонну в сутки, НДС не облагается. Оплата оказанных услуг по хранению производится в следующем порядке: путем внесения наличных денежных средств в кассу Хранителя в течение пяти дней со дня приема Товара на склад Хранителя по договорной цене из расчета за 15 суток хранения;
окончательный расчет производится в течение пяти дней с момента подписания Сторонами Акта об оказании услуг хранения путем перечисления Поклажедателем денежных средств на расчетный счет или внесения наличных денежных средств в кассу Хранителя.
Договор № 5 купли – продажи имущества
Расчёт производится путём перечисления денежных сумм на расчётный счёт Продавца, указанный в настоящем договоре в срок до 28.02.2003г.
Договор Комиссии № 174
Комиссионер обязан не позднее семи календарных дней с момента получения от Покупателя соответствующих денежных сумм в качестве платы за продукцию перечислить Комитенту на его расчетный счет причитающуюся ему часть этих сумм (за вычетом сумм, причитающихся Комиссионеру).
Договор поставки товара № 21/03
Покупатель обязан оплатить поставленный Товар (партию Товара) не позднее 15 (пятнадцати) дней с момента получения товара (партии Товара) от Поставщика.
Оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет лиц, указанных Поставщиком.
В данной ситуации возможны следующие варианты расчетов:
1. расчеты наличным в пределах 60000 рублей;
2. расчеты с помощью векселей;
3. предоставление коммерческого кредита;
4. расчеты инкассо;
5. расчеты чеками;
6. платежное требование;
7. платежное поручение.
Выявленные альтернативы можно сравнивать по надежности расчетов (гарантии оплаты), скорости расчетов, выгодности расчетов.
3. Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему договору.
4. Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства
Таблица №2
Установление взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни, типом правоотношений и комплектом первичных учетных документов
Вариант №9
Договор |
События и их последовательность |
Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства |
Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов |
Выводы |
Договор поставки товара № 21/03 |
Поставщик обязуется поставить продовольственные товары, а покупатель обязуется принять и оплатить этот Товар. Дата поставки не оговорена. |
Счет-фактура, товарно-транспортная накладная |
Документы отсутствуют |
Выполнение договора невозможно без первичных документов (договор не считается заключенным). |
Договор Комиссии № 174 |
Дата: 15.03.2003г.-31.12.2003г. (или ранее до исполнения обяз-в). Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг. Комитент обязуется выплачивать Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги. |
Счет-фактура, акт приемки товаров, товарная накладная |
Счет-фактура, акт приемки товаров, товарная накладная |
Операция оформлена без нарушений, обязательства выполнены. |
Договор № 5 купли – продажи имущества |
Дата:12.02.2003г.-28.02.2003г. Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель – принять и оплатить на условиях настоящего договора весы электронные ВЭУ 150С |
Акт приемки-передачи ОС, счет-фактура, платежное поручение |
Акт приемки-передачи ОС, счет-фактура, платежное поручение |
Операция оформлена без нарушений, обязательства выполнены. |
Договор Хранения № 273/03 |
Дата: 03.02.2003г.-31.12.2003г. (или ранее до полного исполнения обязательств). Поклажедатель обязуется передать Хранителю продовольственную продукцию (далее – «Товар»), а Хранитель обязуется принять этот Товар на ответственное хранение |
Акт приема на хранение товарно-материальных ценностей, Акт оказания услуг хранения, Акт возврата товарно-материальных ценностей, счет-фактура, платежное поручение |
Акт приема на хранение товарно-материальных ценностей, Акт оказания услуг хранения, Акт возврата товарно-материальных ценностей, счет-фактура, платежное поручение |
Операция оформлена без нарушений, обязательства выполнены. |
Договор № 09/02 строительного подряда |
Дата:14.10.2002-01.06.2003г. «Генподрядчик» обязуется за свой страх и риск выполнить собственными или привлечёнными силами все виды работ (ремонт помещений, кровель, базовых станций, включая реконструкцию, отделочные, сантехнические и другие виды работ) по помещениям и сооружениям, принадлежащим или арендуемым Заказчиком. На эти цели используются материалы «Генподрядчика», а «Заказчик» обязуется принять и оплатить эту работу согласно условиям договора на основании документов, подтверждающих объём выполненных работ. |
Счет-фактура, акт сдачи-приемки выполненных работ по обслуживанию и осмотру здания, сооружений, акт приемки-передачи выполненных работ |
Акт сдачи-приемки выполненных работ по обслуживанию и осмотру здания, сооружений, акт приемки-передачи выполненных работ |
Неполный комплект документов, обязательно наличие счета-фактуры для принятия к бух.учету |
Договор № 1043 на подачу и потребление электрической энергии |
Дата: 25.06.02-01.05.02 Продажа Энергоснабжающей организациией и покупка Абонентом Электрической энергии и мощности |
Счета-фактуры, платежные поручения |
Платежные поручения |
Договор противоречит законодательству. |
Договор № 133 об оказании услуг телефонной связи |
Дата: 11.06.02 бессрочно Предоставление доступа к телефонной сети и пользование телефонной связью |
Счет-фактура |
Счет |
Операция оформлена неправильно, невозможен вычет НДС |
5. Проанализировать фактически имеющейся комплект первичных учетных документов на предмет:
5.1. полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;
5.2. соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;
5.3. полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;
5.4. правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).
Таблица №3
Анализ первичных учетных документов на соответствие требованиям законодательства
Вариант №9
Договор |
Событие |
Первичные учетные документы (фактически имеющиеся) |
Выводы о соответствии имеющегося пакета первичных учетных документов требованиям действующего законодательства в части |
|||
полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов |
форм первичных учетных документов |
полноты заполнения реквизитов первичных учетных документов |
правильность заполнения реквизитов первичных учетных документов |
|||
Договор поставки товара № 21/03 |
Поставщик обязуется поставить продовольственные товары, а покупатель обязуется принять и оплатить этот Товар. Дата поставки не оговорена. |
Документы отсутствуют |
Комплекта нет |
- |
- |
- |
Договор Комиссии № 174 |
Комиссионер принимает на себя обязанность по изучению рынка продовольственной продукции поиску покупателей, реализации Продукции Комитента на территории РФ, а также оказанию комплекса услуг. Комитент обязуется выплачивать Комиссионеру вознаграждение за оказываемые услуги. |
Счет-фактура, акт приемки товаров, товарная накладная |
Полный комплект документов |
электронная |
Реквизиты заполнены полностью |
Все реквизиты указаны верно |
Договор № 5 купли – продажи имущества |
Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель – принять и оплатить на условиях настоящего договора весы электронные ВЭУ 150С |
Акт приемки-передачи ОС, счет-фактура, платежное поручение |
Полный комплект документов |
электронная |
Реквизиты заполнены полностью |
Все реквизиты указаны верно |
Договор Хранения № 273/03 |
Поклажедатель обязуется передать Хранителю продовольственную продукцию (далее – «Товар»), а Хранитель обязуется принять этот Товар на ответственное хранение |
Акт приема на хранение товарно-материальных ценностей, Акт оказания услуг хранения, Акт возврата товарно-материальных ценностей, счет-фактура, платежное поручение |
Полный комплект документов |
электронная |
Реквизиты заполнены полностью |
Все реквизиты указаны верно |
Договор № 09/02 строительного подряда |
«Генподрядчик» обязуется за свой страх и риск выполнить собственными или привлечёнными силами все виды работ (ремонт помещений, кровель, базовых станций, включая реконструкцию, отделочные, сантехнические и другие виды работ) по помещениям и сооружениям, принадлежащим или арендуемым Заказчиком. На эти цели используются материалы «Генподрядчика», а «Заказчик» обязуется принять и оплатить эту работу согласно условиям договора на основании документов, подтверждающих объём выполненных работ. |
Акт сдачи-приемки выполненных работ по обслуживанию и осмотру здания, сооружений, акт приемки-передачи выполненных работ |
Неполный комплект документов |
электронная |
Реквизиты заполнены полностью |
Все реквизиты указаны верно |
Договор № 1043 на подачу и потребление электрической энергии |
Продажа Энергоснабжающей организацией и покупка Абонентом Электрической энергии и мощности |
Платежные поручения |
Неполный комплект документов, договор не действителен |
электронная |
Реквизиты заполнены полностью |
Все реквизиты указаны верно |
Договор № 133 об оказании услуг телефонной связи |
Предоставление доступа к телефонной сети и пользование телефонной связью |
Счет |
Неполный комплект документов |
электронная |
Реквизиты заполнены полностью |
Все реквизиты указаны верно |
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Общероссийский классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001г. №454-ст.
4. Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000. Приказ Минфина РФ №91н от 16.10.2000г.
- Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998г.
- «Нематериальные активы: бухгалтерский и налоговый учет». Ю.П. Гладышева – М., изд. «Бератор – пресс», 2003г. с.176
[1] «Нематериальные активы: бухгалтерский и налоговый учет». Ю.П. Гладышева – М., изд. «Бератор – пресс», 2003г. с.176 с.32-37
[2] Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000. Приказ Минфина РФ №91н от 16.10.2000г.
[3] Налоговый кодекс Российской Федерации.
[4] «Нематериальные активы: бухгалтерский и налоговый учет». Ю.П. Гладышева – М., изд. «Бератор – пресс», 2003г. с.176 с.64-77
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации.
[6] Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998г.