ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ





Контрольная  работа

по дисциплине «Рынок ценных бумаг»


на тему:  «Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг»

вариант 12



                                      

Курск

                                                              2009 Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Понятие и процедура эмиссии ценных бумаг………………………………4

2. Основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке……………………………………………………………………………..13

3. Особенности развития первичного рынка ценных бумаг в экономически развитых странах мира и Российской Федерации……………………………..14

Заключение ………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………19

Задание №2……………………………………………………………………….20

Введение.

Первичный, или внебиржевой, рынок представляет собой самостоятельный рынок с собственными методами размещения, довольно сложным и разветвленным механизмом размещения и посредничества, который в отличие от биржи не имеет собственного места торговли.

Особенность внебиржевого рынка в том, что он пропускает через себя новые выпуски облигаций, которые затем уходят на фондовую биржу при их последующей покупке и перекупке. Подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов.

Основная роль внебиржевого рынка связана с торговлей облигациями. Однако на нем осуществляется также и продажа акций; в этих случаях посредничество берут на себя, как правило, инвестиционные банки, банкирские дома и специализированные брокерские и дилерские фирмы. Объем и стоимость акций внебиржевого оборота уступают аналогичным показателям биржи, сохраняя тенденции к росту.

На первичном рынке осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Основные его участники — эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в денежных средствах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накоплений в масштабе национальной экономики; здесь происходит распределение свободных денежных средств по ее отраслям и сферам. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, т.е. свободные денежные средства направляются в сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям, будучи фактическим регулятором движения долгосрочного ссудного капитала. В значительной степени он определяет размеры накопления и инвестиций в стране, а также темпы, масштабы и эффективность национальной экономики.

Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. Здесь в основном котируются долгосрочные облигации и в меньшей степени акции, а покупатели — как юридические, так и физические лица. Эмитентами могут быть корпорации, федеральное правительство, местные органы власти; их роль на рынке определяется состоянием экономики в стране и общим уровнем ее развития. Хронические дефициты государственных бюджетов в ряде западных стран обусловливают довольно большое заимствование государства на рынке ценных бумаг путем выпуска государственных облигаций.

Покупатели ценных бумаг — институциональные и индивидуальные инвесторы; соотношение между ними зависит как от уровня развития экономики, сбережений, так и от состояния кредитной системы в целом. В развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы — страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании (фонды), коммерческие банки и т.д.

1. Понятие и процедура эмиссии ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг – это выпуск в обращение акций, облигаций и других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов.

Процедура эмиссии ценных бумаг регулируется национальным законодательством и включает ряд обязательных этапов. Так, основными этапами эмиссии являются:

-      принятие решения о выпуске бумаг,

-      подготовка проспекта эмиссии,

-      регистрация проспекта эмиссии в государственном органе,

-      регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг,

-      размещение ценных бумаг.

Решение о выпуске акций или других бумаг в акционерном обществе должно быть утверждено советом директоров. При утверждении акционерного общества это решение принимается в соответствии с договором о его создании уполномоченным органом акционерного общества. Это решение должно быть зарегистрировано в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Характерно, что представленное в регистрирующий орган решение о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем подписки, может не содержать срока, цены размещения ценных бумаг, а также сведений, относящихся к цене размещения ценных бумаг (сведений о вознаграждениях и дисконтах андеррайтеров, других сведений, влияющих на цену размещения ценных бумаг и (или) на сумму, которую эмитент должен получить в результате их размещения). Так, законодательство РФ указывает обязательный объем информации, который должен содержаться в решении о выпуске ценных бумаг.

Выпуску акций должно предшествовать опубликование специального проспекта эмиссии (особой декларации), содержащего достоверную и полную информацию о характере деятельности акционерного общества, его руководителях, капитале, доходах, задолженности и другие показатели финансового положения. В США и большинстве других стран государство осуществляет контроль над тем, чтобы проспекты эмиссии содержали достаточно подробные сведения о положении дел выпускающих ценные бумаги акционерных обществ, но не отвечает за правильность сообщаемых сведений. Проспект включает все финансовые данные компании за последние пять лет, информацию о менеджерах, описание целевого рынка, конкурентов и стратегии компании.

После регистрации проспекта Комиссия по ценным бумагам и биржам, Национальная ассоциация биржевых дилеров и другие государственные органы США по ценным бумагам изучают документ для выявления упущений. Все отмеченные этими ведомствами упущения должны быть исправлены.

Для инвесторов не существует проблем в ознакомлении с новыми проспектами. Во-первых, их можно получить в электронном виде на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам или на сайте Hoover’s IPO Central, а также за определенную плату из онлайновой службы финансовой сети Интернет. Во-вторых, печатную копию проспекта можно получить в инвестиционных банках, входящих в синдикат по размещению, либо в компании, выпускающей акции. Чтение проспектов является довольно трудным делом, поскольку они написаны преимущественно юристами, перегружены специальными терминами и носят в большинстве своем негативный оттенок. Этот оттенок объясняется тем, что компания должна быть предельно честна в описании своих недостатков и проблем, чтобы в будущем избежать судебных исков инвесторов.

В России существует такой же порядок. Вместе с тем государство периодически проверяет достоверность проспектов эмиссии и в случае обнаружения злоупотреблений применяет штрафные санкции.

Так, в России запрещено совершение сделок с ценными бумагами с использованием конфиденциальной информации. При этом конфиденциальной считается информация об эмитенте или его ценных бумагах, которая не является равнодоступной (т.е. полученной не из средств массовой информации, проспекта эмиссии ценных бумаг, периодических отчетов и информационных материалов, публикуемых эмитентом) и ее использование способно нанести ущерб материальным интересам эмитента или инвестора.

Проспект эмиссии состоит из нескольких разделов. В первом приводятся наиболее общие сведения об эмитенте: название и организационно-правовая форма компании; лица, ответственные за достоверность предоставленных в проспекте эмиссии данных. Во втором разделе содержится инвестиционная декларация, в которой определяются цели инвестиций и направления инвестиционной политики, т.е. дается краткое описание предполагаемой деятельности эмитента на рынке ценных бумаг. В инвестиционной декларации указываются четкие ограничения инвестиционной деятельности, если они предусмотрены нормативными актами, регулирующими работу эмитента.

В третьем разделе проспекта эмиссии помещаются сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг. В их числе – размер уставного капитала при учреждении предприятия с учетом дополнительного выпуска акций, вид выпускаемых ценных бумаг, их номинал и начальная цена подписки, дата начала и окончания размещения акций, максимальное количество акций, разрешенных к приобретению одним инвестором, форма выпуска ценных бумаг (наличная, безналичная), ограничения на их приобретение для отдельных категорий инвесторов, адрес и телефон эмитента, по которому может быть получена дополнительная информация.

В последующих разделах проспекта эмиссии приводятся сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг, учредителях эмитента, органах управления с указанием фамилий руководителей, их доли в уставном капитале, перечнем всех занимаемых должностей в настоящее время и за последние пять лет, в том числе вне органов управления эмитента. Кроме того, сообщается о судебных исках и санкциях, предъявленных эмитенту на момент регистрации проспекта, приводится отчет о финансовом положении и результатах деятельности компании.

В завершающих разделах проспекта эмиссии излагаются условия приобретения прав владельцев ценных бумаг, а также другая информация, представляющая интерес для инвесторов.

Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки данных бумаг. Поэтому публикация проспекта эмиссии является обязательной.

Эмитент и инвестиционные институты, производящие продажу акций первым владельцам, обязаны также обеспечить всем им равные ценовые условия приобретения (цена акций одного выпуска в этом случае должна быть одинаковой).

Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг осуществляется под жестким контролем со стороны государственных органов. Все выпуски должны пройти регистрацию в Министерстве финансов РФ и получить государственный регистрационный номер.

Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент представляет в регистрирующий орган следующие документы:

-           заявление на регистрацию;

-           решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

-           проспект эмиссии, если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии;

-           копии учредительных документов, если осуществляется эмиссия акций при создании акционерного общества.

В результате при регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер.

Министерство финансов вправе объявить выпуски ценных бумаг несостоявшимися, приостановить их, отказать в регистрации в случаях, когда эмитенты или инвестиционные компании, производящие продажу ценных бумаг, указывают в проспектах недостоверные сведения либо сведения, нуждающиеся в разъяснениях, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законодательства.

Ограничения государственной регистрации выпуска касаются не только акций, но и других видов ценных бумаг, прежде всего облигаций. Так, по действующему российскому законодательству выпуск облигаций не проходит государственную регистрацию в следующих случаях:

ü  до полной оплаты уставного капитала организации-эмитента;

ü  до регистрации отчета об итогах зарегистрированного ранее выпуска облигаций той же серии организации-эмитента;

ü  до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества-эмитента;

ü  сумма номинальных стоимостей которых в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента превышает размер его уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного ему третьим лицом.

Однако ограничения в осуществлении государственной регистрации на этом не заканчиваются. Их сила распространяется и на другие ситуации. Например, не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация выпуска акций и выпуска облигаций (за исключением выпуска акций и конвертируемых в них облигаций), выпуска обыкновенных и выпусков привилегированных акций (за исключением выпуска обыкновенных и выпусков привилегированных акций, размещаемых путем распределения среди учредителей акционерного общества при его учреждении, путем распределения среди акционеров акционерного общества, а также путем конвертации двух и более выпусков обыкновенных акций или двух и более выпусков привилегированных акций одного типа, двух и более выпусков облигаций одной серии).

Законодательством установлено, что совершение сделок с ценными бумагами и их рекламирование до государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг запрещается. Вместе с тем в этом правиле есть исключение: реклама ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых не сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, а также публичное объявление цен их покупки или продажи могут осуществляться только при условии, что эмитент раскрывает информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и в форме сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг. Размещение ценных бумаг на первичном рынке может происходить в форме распределения, подписки либо конвертации. При распределении речь идет о распределении дополнительных акций акционерного общества среди его акционеров. При  конвертации эмитированные ценные бумаги обмениваются на ранее выпущенные облигации либо на акции с большей или меньшей номинальной стоимостью.

Рыночное размещение выпущенных ценных бумаг происходит в основном по подписке, два других способа практически не дают возможности изменить состав держателей ценных бумаг компании. Среди акций, размещаемых путем подписки, выделяют акции компаний, которые уже присутствуют на рынке, и первые открытые подписки на акции. Во втором случае речь идет о превращении закрытой компании в открытую и о привлечении внешних, «посторонних» акционеров. Это характерно практически для всех акционерных обществ, достигших определенной стадии развития и желающих мобилизовать дополнительный капитал.

В этом случае после представления исправленного проспекта эмиссии инвестиционная компания, являющаяся ведущим андеррайтером, приступает к формированию консорциума из других инвестиционных компаний и банков. Каждый банк, вошедший в консорциум, получает определенную долю акций IPO для продажи своим клиентам. Далее консорциум собирает рак называемые выражения интереса от своих клиентов, чтобы определить первичный спрос на сделку.

Для стимулирования спроса среди клиентов руководство компаний эмитента проводит целую серию мероприятий-презентаций под общим названием (на жаргоне фондового рынка) «гастроли». Во время «гастролей» менеджеры компании стараются произвести положительное впечатление на институциональных инвесторов, открыто обсуждая с ними перспективы бизнеса. Такие заявления менеджеров являются законными, пока они делаются в устной форме.

Окончательный объем выпуска акций первичного размещения и его цена определяются компанией и ведущим андеррайтером после завершения «гастролей». При новом выпуске акций компаниями, чьи акции уже существуют на рынке, имеется ориентир в виде их биржевого либо внебиржевого курса, который позволяет довольно точно определить цену подписки. При первой открытой подписке такого ориентира нет. Естественно, что компания, выпустившая акции, хочет продать их по высокой цене, инвестор же, наоборот, заинтересован в низкой цене.  В обычных условиях исходная цена определяется с участием дилеров, организаций-гарантов, которые основываются на ожидаемом спросе на сделку и на других рыночных условиях. Инвестиционный посредник должен учесть интересы и компании, выпускающей акции и желающей заработать как  можно больше денег, и инвесторов, покупающих акции и ожидающих увидеть хоть какое-то немедленное увеличение своих инвестиций. Как считают специалисты, инвестиционные банки стараются назначить за сделку такую цену, чтобы превышение цены открытия составило примерно 15%.

Однако окончательный курс ценной бумаги может определить только рынок. Как показывает практика, иногда акции продаются по цене на 10 – 15% ниже той, которая складывается на них сразу после окончания размещения.

Если интерес к выпуску начинает ослабевать, как правило, практикуется уменьшение количества предлагаемых акций или  снижение их цены по сравнению с теми данными, которые указаны в регистрационных документах компании. В редких случаях компания может отложить размещение акций из-за недостаточного спроса. Если же сделка привлекает особое внимание инвесторов, то цена или количество предлагаемых акций могут быть увеличены по сравнению с первоначальным предложением.

Для проведения подписки эмитент чаще всего использует специализированных посредников – компании по ценным бумагам, инвестиционные компании, банки. Для обозначения процедуры вывода ценных бумаг эмитента на рынок с помощью инвестиционного посредника часто используется термин «андеррайтинг» (underwriting), т.е. подписка. В этом случае можно говорить о применении данного термина в широком смысле слова, показывающем участие третьего лица (посредника) в  процедуре выпуска.

Процесс взаимодействия эмитента и андеррайтера при размещении ценных бумаг и заключении соответствующего договора во многом зависит от результатов анализа складывающейся ситуации, определяющих:

Ø  объем денежных средств, привлекаемый путем публичного выпуска акций;

Ø  выбор наиболее подходящего для данных условий эмитента типа акций, а также связанных с ними прав;

Ø  выбор андеррайтеров или их группы, которые могли бы лучшим образом разместить предполагаемые ценные бумаги в соответствии с приданными им полномочиями;

Ø  все затраты выпуска, включая плату за юридическое сопровождение, аудиторскую проверку эмитента и т.д.;

Ø  цену предложения, по которой новый выпуск будет размещаться.

Указанные задачи отчасти легко решаются, если ценные бумаги эмитента находятся в обращении. Тогда, к примеру, рыночная цена вновь размещаемых бумаг может условно быть принята на уровне уже размещенных фондовых инструментов. Соответственно договором эмитента и андеррайтера могут быть оговорены условия, что цена предложения не должна быть ниже определенного уровня.

Существуют также другие обязательства, заставляющие корпорацию-эмитента занижать цену первоначального предложения ценных бумаг. К ним следует отнести: экономическую обстановку в стране; прогрессивность развития предприятий отрасли; ситуации, складывающиеся на биржевых и внебиржевых рынках; тактику и стратегию инвесторов.

Первоначальное предложение является первым публичным или внесезонным предложением, в котором, как правило, сначала цены занижены, а затем завышены. Последнее обстоятельство заставляет руководство корпораций-эмитентов выпускать новые ценные бумаги. Опубликованные предложения служат для потенциальных инвесторов поводом к пересмотру оценок стоимости бумаг. Причем, как показали исследования американских специалистов, цены, к примеру, акций промышленных компаний уменьшаются больше, чем акций предприятий социальной сферы, которые чаще объявляют о новых предложениях.

Как показывает зарубежная практика участия андеррайтеров в подготовке к эмиссии ценных бумаг и их размещении, большую часть, примерно 70-80% всего выпуска размещает инвестиционная компания (синдикат), а оставшиеся 20-30% выпуска приходятся непосредственно на эмитента.

Разница между ценой покупки у эмитента и ценой продажи бумаг колеблется от 1% (крупная известная, кредитоспособная инвестиционная компания) до 25% (маленькая венчурная компания).

В нашей стране механизм размещения ценных бумаг с помощью андеррайтинга и инвестиционных компаний только начинает складываться. Притом, что в России не сформировалась еще сеть крупных компаний по ценным бумагам, а также соответственно услуг по операциям, существуют законодательно разрешаемые предпосылки для более широкого развития андеррайтинга.

2. Основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке.

Существует 5 методов торговли облигациями на первичном рынке:

1. «Андеррайтинг» гарантированная эмиссия. Инвестиционный банк дает гарантию компании-эмитенту о размещении ее облигаций и получении определенного количества денежного капитала. Инвестиционные банки  покупают всю эмиссию ценных бумаг по единому согласованному курсу, для этого он берет ссуды у коммерческих банков. Затем он продает эмиссию различным инвесторам по высокому курсу и получает прибыль.

2. «Публичный» - свободное предложение облигаций на рынке ценных бумаг, это позволяет избежать регистрационных и распределительных расходов со стороны комиссии по ценным бумагам. Эмиссия широко не рекламируется, инвестиционный банк берет на себя посредничество, но он не покупает всю эмиссию облигаций, а от имени корпораций предлагает ее на рынке различным инвесторам, и получает комиссионные.

3. «Прямой» - частное размещение облигаций. Корпорация находит соответствующих покупателей, которые  берут приобретение займов на себя. Эмиссия облигаций осуществляется в прессе. Инвестиционные банки берут на себя функцию агента и консультанта и за это получают комиссионные.

4. «Конкурентных торгов» в форме аукциона. Корпорация определяет условия эмиссии и предлагает инвестиционным банкам приобрести облигации. Группа инвестиционных банков выходит на рынок и реализует ценные бумаги по принципу «кто больше заплатит». После реализации банки получают комиссионные.

5. «Новая технология размещения». Корпорация избегает посредничества со стороны инвестиционных банков при размещении новых эмиссий, создает специальные подразделения в своих структурах и выходит с их помощью на рынок ценных бумаг, используя различные технологии (экономия издержек по размещению ценных бумаг).

3. Особенности развития первичного рынка ценных бумаг в экономически развитых странах мира и Российской Федерации.

В настоящее время структурно рынок ценных бумаг состоит из первичного (внебиржевого) рынка, биржевого рынка (фондовые биржи) и уличного рынка (рынка «через прилавок»). Первичный рынок охватывает только новые выпуски ценных бумаг, в основном облигации торгово-промышленных корпораций. Действуют многочисленные посредники для размещения выпуска новых ценных бумаг – инвестиционные банки, брокерские фирмы, банкирские дома.

Оценивая количественное и стоимостное соотношение внебиржевого и биржевого рынков в западных странах, следует высказать следующее предположение. В количественном выражении внебиржевой рынок больше биржевого, так как на первый ежегодно поступает большое количество выпусков ценных бумаг. В то же время в стоимостном выражении биржевой рынок, может быть, больше, чем внебиржевой, так как на фондовых биржах накоплено большое количество дорогих фондовых ценностей в виде акций. Росту стоимости акций способствуют частные спекуляции, бумы и инфляция.

Степень развитости первичного рынка ценных бумаг весьма различна и зависит от развития экономики в целом, кредитно-финансовой системы, сложившейся традиции рынка ценных бумаг и накопления денежного капитала. Хорошо развиты первичные рынки в США, Канаде, Великобритании, наиболее развиты  - Японии и в Западной Европе, поскольку именно в этих странах наиболее активно осуществляется мобилизация денежного капитала через ценные бумаги. Основная часть источников, привлеченных на обновление основного капитала и внедрение новых технологий, в корпоративном секторе приходится на эмиссии облигаций и акций, а не на банковские кредиты. В этом специфика развития первичного рынка ценных бумаг. В России первичный рынок развит слабо, т.к. сохранились традиции продавать ценные бумаги через фондовую биржу.

По существу, первичный рынок распадается на рынок частных корпоративных облигаций (от 70—90%) и рынок акций (от 10—30%). Около 80—90% финансирования корпораций осуществляется за счет первичного рынка ценных бумаг. Эта тенденция сохранялась в западных странах на протяжении 1970—1990-х годов. Важная особенность первичного рынка — специфический механизм покупки и продажи ценных бумаг. Основную роль здесь играют крупные инвестиционные банки (как, например, в США и Канаде), коммерческие банки (особенно в ФРГ), а также банкирские дома и крупные брокерские фирмы. Наиболее распространено размещение облигационного займа (underwriting) по подписке между эмитентом и инвестором, в роли которого выступают инвестиционные (в США, Канаде) либо коммерческие (в Западной Европе) банки. Эти банки реализуют эмиссию частных облигаций и получают комиссионные в размере установленного процента стоимости облигационного займа, а также комиссионные за консультирование при размещении, если это было оговорено. Особенность первичного рынка состоит в размещении ценных бумаг через посредников — инвестиционные банки. Взаимоотношения между компанией-эмитентом и инвестиционным банком строятся на основе эмиссионного соглашения. Инвестиционные банки совместно с компанией-эмитентом определяют условия эмиссии (сумма капитала, сроки и способы размещения ценных бумаг и т.д.) и осуществляют их непосредственное размещение.

Первичным рынком ценных бумаг в США является облигационный рынок, т.к. на частные облигации корпораций приходится 70-80 % эмиссии всех ценных бумаг, а доля акций составляет от 10 до 30 %. Такой баланс на рынке позволяет мобилизовать огромные долгосрочные денежные средства для крупных корпораций с целью обновления основного капитала и реализации новейших технологических процессов на базе последних достижений НТР. Первичный рынок во Франции отстает от рынков США, Японии, Англии по своим масштабам, совершенству механизма, быстроте и размаху операций, разнообразию ценных бумаг.

В середине ХХ в.  в РФ оборот первичного внебиржевого рынка состоял преимущественно их акций, размещавшихся путем открытой или закрытой подписки, посредством фондовых магазинов, отделений связи и других каналов. В настоящее время первичное внебиржевое  размещение акций и корпоративных облигаций осуществляется либо эмитентом, либо с помощью фирм-посредников (агентов). Или согласно законодательству страны может осуществляться посредством образования эмиссионного синдиката (консорциума).  Однако последнее в настоящее время развито слабо.

Заключение.

Основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок; именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития. Однако объемы первичных рынков в развитых странах в настоящее время существенно различаются. Выпуск акций на первичный рынок в целях финансирования инвестиций в производственную деятельность связан исключительно с учреждением новых компаний и реорганизацией частных компаний различных отраслей в сфере высоких технологий, использующих рисковый, или венчурный, капитал. Источником венчурного капитала служат крупные денежные фонды, которые могут позволить себе рисковать. Большинство мелких фирм, возникающих в традиционных отраслях экономики, не попадают на первичный рынок, поскольку не имеют реальной возможности достичь масштабов, которые позволили бы им выпускать акции.

Выпуск акций в развитых странах в настоящее время обусловлен финансированием поглощения (слияния) компаний, необходимостью снижения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций. Поглощения осуществляются в форме обмена акций поглощаемых компаний на акции поглощающих; поглощающие компании активно выходят на первичный рынок ценных бумаг, проводя эмиссию новых акций.

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при  заключении  гражданско-правовых  сделок между лицами, принимающими  на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями. Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и  повторных  эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

Список использованной литературы:

1.            Килячков А. А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2004г.

2.            Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг: Учебник,  Второе изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005г.

3.            Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. И. Дегтяревой, проф. Н. М. Коршунова, проф. Е. Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003г.

4.            Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000г.

5.            Семенкова Е. В. Операции с ценными бумагами: российская практика: Учебник. – М.: Изд-во «Перспектива»: Издательский дом «Инфра – М», - 2000г.


Задание №2

Юридическое лицо является владельцем двух пакетов ценных бумаг: 150 облигаций компании «Грядущее» номиналом 10000 руб. каждая при ставке купона 7,5% и 125 облигаций компании «Российская мозаика» номиналом 50000 руб. каждая при ставке купона 12%. Полученный за год доход по ценным бумагам их держатель инвестировал в покупку акций компании «Поводок» номиналом 1400 руб. каждая.  Определить, какое количество акций приобрел инвестор.

Решение:

Величина годовой доходности определяется по формуле:

Д год = I c * P ном  / 100, где I c – годовая купонная ставка (%), Р ном  - номинальная стоимость облигации.

1. Д год  = 7,5% *10000 / 100 = 750 руб. – доход с 1 облигации компании «Грядущее»

750 * 150 = 112500 руб. – доход со 150 облигаций компании «Грядущее».

2. Д год  = 12% *50000 / 100 = 6000 руб. – доход с 1 облигации компании «Российская мозаика»

6000 * 125 = 750000 руб. - доход со 125 облигаций компании «Российская мозаика».

3. общий доход = 112500+750000 = 862500 руб.

4. количество акций компании «Паводок» = 862500 / 1400 = 616 .

Ответ: инвестор приобрел 616 акций компании «Паводок»