Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия
2.1. Расчет основных финансовых показателей
В настоящее время нет недостатка в различного рода методиках экономического анализа. Однако, прежде всего, объектом исследований является финансовая деятельность предприятия.
Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа – логических приёмов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие подразделяют по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном объёме; синтеза – соединения ранее разложенных элементов изучения объекта в единое целое и выработки мер по улучшению финансового состояния предприятия.
Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия. Основная задача – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
Результаты финансового анализа интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнёров по экономической деятельности, государственные, налоговые, фискальные органы и др. Информационной базой для проведения финансового анализа является главным образом бухгалтерская отчётность, то есть бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.
Техническая сторона анализа ликвидности баланса заключается в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву. При этом активы должны быть сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания ликвидности, а обязательства должны быть сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков уплаты.
Ликвидность – способность товарно-материальных ценностей превращаться в деньги, являющимися абсолютно ликвидными средствами.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующие соотношения: А1³П1; А2³ П2; А3 ³П3; А4 £П4.
А1 – наиболее ликвидные активы
А1 = ДС + КФВ, (7)
где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения.
А12002 = 120.
А12003= 134.
А2 – быстро реализуемые активы
А2 = ДЗ + КФВ, (8)
где ДЗ – дебиторская задолженность;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения.
А22002 = 14.
А22003 = 22.
A3 –медленно реализуемые активы
А2 = 3 + НДС + ДДЗ, (9)
где З – запасы;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ДДЗ – долгосрочная дебиторская задолженность.
А32002 = 164.
А32003 = 191.
А4 – трудно реализуемые активы.
А42002 = 106.
А42003 = 116.
Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:
П1 – наиболее краткосрочные обязательства
П1 = КЗ, (10)
где КЗ – кредиторская задолженность.
П12002 = 274.
П12003 = 244.
П2 – краткосрочные пассивы
П2 = КСкред. + КСпассив. (11)
П22002 = 0.
П22003 = 0.
П3 – долгосрочные пассивы
П3 = ДСкред. + ДБП + ФП + РПР, (12)
где ДБП – доход в будущих периодах;
ФП – фонд потребления;
РПР – резервы предстоящих расходов.
П32002 = 0.
П32003 = 0.
П4 – постоянные пассивы
П4 = СК = ДК + РК, (13)
где СК – собственный капитал;
ДК – добавочный капитал;
РК – резервный капитал.
П42002 = 10.
П42003 = 12.
Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о неплатежеспособности в ближайшее время. Сравнение A3 – ПЗ отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность. Четвертое неравенство носит так называемый балансируемый характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств.
Полученные коэффициенты сведем в таблицу 14.
Таблица 14
Ликвидность баланса
2002 |
2003 |
А1 < П1 |
А1 < П1 |
А2 > П2 |
А2 > П2 |
А3 > П3 |
А3 > П3 |
А4 > П4 |
А4 > П4 |
По данным таблицы 14 видно, что на протяжении временного интервала с 2002 по 2003 А1 < П1, это показывает, что политика фирмы стабильна. Показатели отношения А2 и П2, А3 и П3, А4 к П4 стабильны.
Коэффициент автономии источников формирования запасов показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов:
(14)
где СК – собственный капитал.
А – активы.
Ка 2002 = 10 / 404 = 0,024.
Ка 2003 = 12 / 463 = 0,026.
Графическое изображение данных представлено на рис. 16.
Рис. 16 Коэффициент автономии в процентах
Коэффициент финансовой устойчивости показывает какая часть активов финансируется за счет постоянных устойчивых пассивов или источников финансирования и рассчитывается по формуле:
(15)
Кфу 2002 = 10/404 = 0,024.
Кфу 2003 = 12/463 = 0,026.
Графическое изображение данных представлено на рис. 17.
Рис. 17. Анализ коэффициента финансовой устойчивости
Показатель финансовой устойчивости увеличивается, так на 2002 год он был равен 0,024, а в 2003 году 0,026.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
(16)
где В – выручка от реализации;
ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее года.
КобДЗ2002 = 780 / 14 = 55,71
КобДЗ2003 = 1300 / 22 = 59,09
Графическое изображение данных представлено на рис. 18.
Коэффициент среднего срока оборота дебиторской задолженности:
КСрОборДЗ = 365 * ДЗ / В, (17)
где КСрОборДЗ – коэффициент среднего срока оборота дебиторской задолженности.
Рис. 18. Динамика коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности
КСрОборДЗ2002 = 365 * 14 / 780 = 6,55 дня
КСрОборДЗ2003 = 365 * 22 / 1300 = 6,17 дня
Графическое изображение данных представлено на рис. 19.
Рис. 19. Динамика коэффициента среднего срока оборота дебиторской задолженности
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
КобКЗ = В / КЗ, (18)
где КЗ – кредиторская задолженность.
КобКЗ2002 = 780 / 274 = 2,84.
КобКЗ2004 = 1300 / 244 = 5,33.
Показывает снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Снижается количество сделанных покупок в кредит.
Графическое изображение данных представлено на рис. 20.
Рис. 20. Оборачиваемость кредиторской задолженности
Коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности:
КСрОборКЗ = 365 * КЗ / В, (19)
КСрОборКЗ2002 = 365 * 274 / 780 = 128,21 дня
КСрОборКЗ2003 = 365 * 244 / 1300 = 68,5 дня
Отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием снизился.
Графическое изображение данных представлено на рис. 21.
Рис. 21. Средний срок оборота кредиторской задолженности
2.2. Анализ прибыльности и рентабельности
Проведем анализ экономических показателей деятельности, на примере анализа прибыли себестоимости и расчета рентабельности товара.
Таблица 15
Показатели деятельности, тыс.руб.
Показатели деятельности организации |
Тыс. руб. |
Отклонение, тыс.руб. |
Темп роста, % |
|
2002 |
2003 |
|||
Выручка от реализации |
780 |
1300 |
520 |
166,7 |
Себестоимость проданных товаров |
660 |
481 |
-179 |
72,9 |
Прибыль от продаж |
120 |
819 |
699 |
682,5 |
Зависимость выручки от реализации и себестоимости проданных товаров представлена на рис. 22.
Рис. 22. Зависимость выручки от реализации и себестоимости проданных товаров
С 2002 г. по 2003 г. произошло увеличение выручки от реализации товаров на 520 тыс. руб., в это же время произошло снижение себестоимости проданных товаров на 179 тыс.руб. Это произошло из-за увеличения объема продаж и снижения постоянных издержек на изготовление продукции.
Более наглядно прибыль от продаж представлена на рис. 23.
Рис. 23. Динамика прибыли от продаж
Рентабельность реализованной продукции можно найти по следующей формуле:
, (20)
где РРП – рентабельность реализованной продукции;
ПР – прибыль от реализации товаров;
СРП – полная себестоимость реализации продукции (товаров).
Рентабельность реализованной продукции показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат.
В 2002 г. рентабельность реализованной продукции составляет 120/660 = 0,18 или 18%.
В 2003 г. рентабельность реализованной продукции 819/481 = 1,703 или 170,8%
Следовательно, рентабельность реализованной продукции увеличилась, а это указывает на положительную тенденцию к росту прибыли.
Рентабельность деятельности предприятия можно найти по следующей формуле:
, (21)
где Рд – рентабельность деятельности предприятия;
ЧП – чистая прибыль;
В – выручка.
В 2002 г. рентабельность деятельности предприятия составляла 120/780 = 0,15 или 15%
В 2003 г. рентабельность деятельности предприятия составляла 819/1300 = 0,63 или 63%.
Более наглядно показатели рентабельности деятельности представлены на рис. 24.
Рис. 24. Показатели рентабельности деятельности
Рентабельность деятельности предприятия увеличилась – это положительная тенденция.
ВЫВОДЫ по Разделу 2.
Анализ ликвидности активов и пассивов показал, что политика фирмы стабильна.
Анализ финансовой устойчивости показал, что очень незначительная часть финансируется за счет постоянных устойчивых пассивов или источников финансирования, так в 2002 г. – 0,024., а в 2003 г. – 0,026.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать вывод, что коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности увеличивается, так в 2002 г. он составлял – 55,71, а в 2003 г. –59,09.
Происходит снижение среднего срока оборота дебиторской задолженности, с 6,55 дней в 2002 г. до 6,17 дней в 2003 г.
Зато коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличивается, так в 2002 г. он составлял – 2,84, а в 2003 г. составил – 5,33.
Средний срок оборота кредиторской задолженности снижается с 128,21 дней в 2002 г., до 68,5 дней в 2003 г. То есть средний срок возврата коммерческого кредита предприятием снизился.
С 2002 г. по 2003 г. произошло увеличение выручки от реализации товаров на 520 тыс. руб., в это же время произошло снижение себестоимости проданных товаров на 179 тыс.руб. Это произошло из-за увеличения объема продаж и снижения постоянных издержек на изготовление продукции.
Анализ рентабельности показал, что в 2003 г. рентабельность реализованной продукции увеличилась с 18% в 2002 г., до 170,8% в 2003 г.
Рентабельность деятельности предприятия также увеличилась с 15% в 2002 г., до 63% в 2003 г.