Содержание

Введение. 3

Теоретическая часть. 5

1.1 Место малых предприятий в структуре экономики. 5

1.2 Особенности развития малого предпринимательства на региональном уровне. 8

2. Направление развития малых предприятий. 10

3. Потенциал малого предпринимательства. 12

Практическая часть. 16

Список литературы.. 17

Введение

Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

Актуальность данной темы очевидна: почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.

Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.

Целью написания данной работы является исследования современных тенденций развития малого предпринимательства на региональном уровне.

Теоретическая часть


1.1 Место малых предприятий в структуре экономики

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

1.2 Особенности развития малого предпринимательства на региональном уровне

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Вообще, говоря, о малом бизнесе нельзя не упомянуть о том, что именно региональный уровень является основообразующим для малого предпринимательства.

Малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как, рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

Нельзя не отметить социальную роль, которую играет малый бизнес в регионах. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.



2. Направление развития малых предприятий

Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

На сегодняшний день основными отраслями, в которых активно задействован малый бизнес, являются:

·        Розничная и мелкооптовая торговля;

·        Сфера обслуживания;

·        Предоставление транспортных услуг;

·        Общественное питание;


Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в регионе и как следствие во всей стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

Таблица 1

Количество зарегистрированных малых предприятий

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1.01.04 г. в расчете на 100 тыс. населения

Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2003г.

РФ

611,7

29,7

Центральный

905,9

63,2

Северо-Западный

928,5

76,2

Южный

397,7

18,1

Приволжский

469,3

56,6

Уральский

452,1

4,0

Сибирский

448,3

-38,7

Дальневосточный

498,7

-74,0

За 2003г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2003г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2004г.

3. Потенциал малого предпринимательства

Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.

Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.

Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.

Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2003 году (таблицы 2 и 3) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.






Таблица 2

Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2003г.

Федеральные округа

Объем производства в 2003г.

Справочно: 2002г. в % к 2001г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

В % к 2002г.

РФ

794 286,8

5 517,6

119,3

109,1

Центральный

248 575,5

6 813,7

117,8

113,6

Северо-Западный

117 114,3

8 213,3

133,2

97,6

Южный

78 780,3

3 669,1

127,9

103,6

Приволжский

159 192,2

5 031,1

148,8

98,3

Уральский

71 788,0

5 733,8

82,1

204,5

Сибирский

71 796,5

3 495,1

103,1

110,1

Дальневосточный

47 040,1

6 683,6

113,2

93,8


В январе-сентябре 2003г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2002г.

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2003г.

Федеральные округа

Объем инвестиций в 2003г.

Справочно: 2002г. в % к 2001г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

в % к 2002г.

РФ

32772,2

227,7

148,3

85,6

Центральный

10680,6

292,8

175,9

75,8

Северо-Западный

2804,5

196,7

67,9

122,0

Южный

3194,1

148,8

116,8

119,7

Приволжский

9322,9

294,6

236,2

68,4

Уральский

2373,6

189,6

199,1

47,9

Сибирский

3265,7

159,0

101,0

110,7

Дальневосточный

1130,9

160,7

144,4

64,9


В январе-сентябре 2003г. по сравнению с январем-сентябрем 2002г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.

Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.

Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.

К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений.

Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.

Отношения представителей малого бизнеса с органами местной власти являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой региональных властей в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме. Это несомненно приводит к снижению возможного экономического эффекта от деятельности малого предпринимателя.


Практическая часть

          Определить абсолютную величину снижения длительности одного оборота, если в базисном году стоимость реализованной продукции 9 млн. руб.; доля прибыли – 0,2; среднегодовой остаток оборотных средств в базисном году составлял 400 тыс. руб. В отчётном году реализованная продукция возрастает на 15%, прибыль на 15%, а величина среднегодового остатка оборотных средств остаётся неизменной.

Решение:

          Длительность одного оборота (ДО) находится по следующей формуле:

ДО = 365 / КО,

Где КО – коэффициент оборачиваемости;

КО = РП / СрООС,

          Где РП – объём реализованной продукции;

          СрООС – среднегодовой остаток оборотных средств.

         

          Абсолютная величина снижения длительности одного оборота находится, как разница длительности оборота в отчётном и базисном периоде:

ΔДО = ДОб – ДОо;

          КОб = РПб / СрООСб = 9 / 0,4 = 22,5;

          КОо = РПо / СрООСо = 10,35 / 0,4 = 25,875;

          ДОб = 365 / 22,5 = 16,22 дня;

          ДОо = 365 / 25,875 = 14,11 дня;

          ΔДО = ДОб – ДОо = 16,22 – 14,11 = 2,11 дня.

Список литературы

1.     ГК РФ, Официальный текст.

2.     Блохин С.Н., Шаркин А.Ю., «Индивидуальный предприниматель» - М.: «Дело», 1997.

3.     Бусыгин А.В., «Предпринимательство» - М.: «Инфра-М», 1997.

4.     Дашков Л.П. «Предпринимательство и бизнес» - М.: «Инфра-М», 1996.

5.     Зайдель Х. «Основы учения о экономике» - М.: «Финансы и статистика»,1994.

6.     Райзберг Б.Н. «Основы бизнеса» - М.: «Проспект», 1995.

7.     Самоукин Б.Н. «Теория и практика бизнеса» - М.: «Инфра-М»,  1997.

8.     Уткин Э.А. «Бизнес-реинжиниринг» - М.: «Десс», 1998.

9.     «Энциклопедия малого бизнеса» - М.: «Инфра-М», 2000.