Введение


1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг     3

2. Категории, виды стандартов, используемые в отечественной и зарубежной практике............................................................................................................................. 6

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации......................................................................................................... 12

Выводы.............................................................................................................. 14

Список литературы........................................................................................... 15

1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг


Стандартизация как нормотворческая деятельность вовсе не ограничивается миром машин и механизмов, а распространяется на более широкий круг объектов, включает не только мир вещей, но также производственные и социальные процессы, производственные и социальные отношения. Поэтому она тесно смыкается с экономикой, которая в конечном итоге занимается рациональным использованием ресурсов - трудовых, материальных, финансовых, информационных.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правили характеристик (далее - требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны[1].

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарт научно-технических, инженерных и других общественных объединений.

Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.

Из определения следует, что стандартизация - это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.

Стандартизация сегодня не только прикладная экономическая политика или часть современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни». Он обращает внимание на защиту окружающей среды и обеспечение безопасности, что в конечном итоге снижает уровень производственного травматизма и способствует охране здоровья населения.

Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) - с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства страны.

Одной из основных задач Госстандарта является разработка мер по повышению эффективности стандартизации в улучшении качества выпускаемой продукции и экономичности её производства путём внедрения систем стандартов при комплексной и опережающей стандартизации, развития межотраслевой унификации, создания общетехнических систем стандартов, обеспечения единства и достоверности измерений в стране и др[2].

Роль стандартизации в повышении качества заключается в том, что применение стандартов - это прежде всего реализация содержащихся в них обязательных требований, которые способствуют улучшению качество продукции.




2. Категории, виды стандартов, используемые в отечественной и зарубежной практике


 







Рис. 1 Категории стандартов


Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации: общетехнические и организационно-методические правила и нормы; нормы точных изделий межотраслевого применения; требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля; межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии; научно-технические термины, определения и обозначения; единицы физических величин; государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы; методы и средства поверки средств измерений; государственные испытания средств измерений; допускаемые погрешности измерений; системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации; системы классификации и кодирования технико-экономической информации и т. д.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Номенклатура продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть согласована с Госстандартом  СССР и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами СССР по закреплённым группам продукции. Объектами республиканской стандартизации могут быть сырьё, материалы, топливо и полезные ископаемые внутриреспубликанского производства и применения; отдельные типы изделий массового или серийного производства, относящиеся к профилю республиканских министерств, товары народного потребления и др.

Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля. В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:

·        общих технических условий;

·        общих технических требований;

·        параметров и (или) размеров;

·        типов, основных параметров и (или) размеров;

·        конструкции и размеров;

·        марок;

·        правил приемки;

·        методов контроля (испытаний, анализа, измерений);

·        правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

·        правил эксплуатации и ремонта;

·        типовых технологических процессов.

В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов:

·        основополагающие;

·        на продукцию и услуги;

·        на работы (процессы);

·        на методы контроля.

Основополагающий стандарт - нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смыслы. Основополагающий стандарт в широком смысле имеет объекты межотраслевого значения: система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле - стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС. Основные положения», ГОСТ Р 50779.0-95 «Статистические методы. Основные положения», СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ Л14192 «Маркировка грузов»); требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (например, ГОСТ Р 1.5 «Требования к построению и содержанию стандартов»); общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования); требования технической эстетики и эргономики (например, ГОСТ 8.417 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин»).

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов; стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором - к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, (транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности. Приведем пример стандартов данного вида.

Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты системы автоматического проектирования (САПР). Эта система начала в. нашей стране развиваться только в 70-е гг., тогда как за рубежом она была внедрена раньше и дала большой эффект. Так, внедрение САПР позволило японским автомобильным фирмам в 2-8 раз сократить время конструирования новых моделей.

Типичным объектом стандартов отрасли являются типовые технологические процессы. Пример: ОСТ 36-71-82 «Плиты теплоизоляционные минераловатные. Типовой технологический процесс».

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отмечалось, управленческий процесс - типичный объект СТП на предприятии, на котором действует, система качества.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий)[3].

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации

 

Потребительские свойства продукции, наряду с технологическим, приборным и финансовым состоянием отрасли, в значительной мере определяется нормативно-правовым обеспечением. В последние годы, ложившаяся в советское время, нормативно-правовая база в области геодезической и картографической деятельности пополнилась рядом новых документов на уровне федеральных законов, постановлений Правительства и ГОСТов.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании качества»[4], который вступил в силу в июле 2003 г., потребуется разработка по существу новых нормативно-правовых и нормативно-технических документов. Законом вводится новый документ - «технический регламент», который устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования.

Пересмотрены подходы к принципам стандартизации, главными из которых следует считать: принцип добровольного применения и принцип применения международных стандартов как основы разработки национальных стандартов. Следует отметить, что технические регламенты устанавливают общие обязательные для применения и исполнения требования, а стандарты - устанавливают характеристики продукции в целях добровольного многократного использования.

Кроме того, Федеральный закон «О техническом регулировании» открывает новые перспективы в привлечении профессиональных объединений и частного бизнеса к участию в разработке технических регламентов и стандартов. Согласно ст.9 и ст. 16 разработчиком технических регламентов и национальных стандартов «может быть любое лицо». Средства федерального бюджета, согласно ст.45, могут быть использованы только «для государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов», «создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов», «разработку общероссийских классификаторов» и «реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов…». Кроме того, сама процедура разработки технических регламентов и национальных стандартов становится открытой (см. ст.9 и ст.16), а в основу национальных стандартов положены международные стандарты, за исключением ряда случаев, приведенных в ст.12, когда их применение невозможно в Российской Федерации. Не смотря на то, что в федеральном законе определен порядок разработки технических регламентов и стандартов, остается достаточно много проблем в том, чтобы в разрабатываемых документах было отражено мнение всех субъектов, работающих в сфере геодезической и картографической деятельности. Следует учесть опыт, который имеется в морском флоте, где вопросы безопасности и охраны окружающей среды всегда находились на первом месте[5].

Выводы

 

1. Итак, стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования  материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.

Один из методов повышения качества и эффективности любого производства – комплексная стандартизация, охватывающая все стороны и этапы производственного процесса.

2. В зависимости от сферы действия ГСС предусматривает следующие категории стандартов: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ) и стандарты предприятий (СТП).

3. Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются - стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие.



Список литературы


1.     ФЗ «О техническом регулировании качества»  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.

2.     Закон РФ «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. – 16 января.

3.     Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 года № 5151-1 // Экономика и жизнь. 1993. № 27.

4.     Федеральный Закон «О стандартизации» в ред. от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.

5.     ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения».

6.     Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2001.

7.     Кавтаев С.Т. Стандартизация. М.: ИНФРА-М, 2004.

8.     Основы стандартизации, метрологии, сертификации / Под ред. Г.Г. Афанасьевой. М.: Стандарт, 2004.




[1] См.: ст. 1 Федерального Закона «О стандартизации» в ред. От 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ.

[2] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 72.


[3] Основы стандартизации, метрологии, сертификации / Под ред. Г.Г. Афанасьевой. М.: Стандарт, 2004. С. 211-212.

[4] См.: ФЗ «О техническом регулировании качества»  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.

[5] Кавтаев С.Т. Стандартизация. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 50.